РАЗДЕЛ X
ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 371
Н. П. Абаскалова, Ю. С. Захир, А. А. Юдкина
КОНЦЕПЦИЯ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
В России государственный интерес к проблеме здоровья школьников и организации здоровой школьной жизни существовал всегда, при любых социально-экономических и политических ситуациях. Здоровье детей и подростков определяет будущее страны, ее научный и экономический потенциал, ее дальнейшее развитие.
Изменения социально-экономической и политической ситуации современного российского общества сказываются на жизни школы, требуя новых подходов к структуре и содержанию образования, новых направлений деятельности школы. В условиях модернизации образования сохранение здоровья подрастающего поколения является одной из приоритетных государственных задач [ 1 ].
Согласно анализу заболеваемости среди школьников Новосибирска, наблюдается ухудшение их здоровья. За минувшее десятилетие доля «практически здоровых» детей уменьшилась в 1,5 раза. Основной группой здоровья в образовательных учреждениях является II (от 60 до 80%). Среди школьников появляются заболевания, связанные с нарушениями обменных процессов в организме, с белково-энергетической недостаточностью. Особую тревогу вызывает рост заболеваний нервной системы (от 16 до 37%). Ухудшается состояние здоровья первоклассников. Вместе с тем, в процессе школьного обучения дети приобретают заболевания, которые приводят к ограничениям в выборе профессии. Наблюдается увеличение социогенных заболеваний, среди которых по-прежнему актуально злоупотребление психоактивными веществами (табакокурение, пивной алкоголизм), связанное с риском половое поведение, растет уровень зависимости от азартных и компьютерных игр [5]. В одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования отмечается, что «модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Подчеркивается необходимость «проведения оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создания в
образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи» [4]. Основой для методологической базы разработанной концепции являются работы ученых в области педагогики, медицины, психологии и социологии, таких как В. А. Сухомлинский, И. И, Брехман, А. Маслоу, М. М. Безруких, В. Д, Сонькин, В. Р. Кучма, В. П. Казначеев, Н. П. Абаскалова, А. Г. Щедрина, Н. К. Смирнов, Б. Ф. Базарный и др.
Образовательные учреждения Новосибирской области с целью создания здоровьесберегающей образовательной среды, сохранения, укрепления и развития здоровья учеников, разрабатывают и внедряют в учебный процесс программы «Здоровье». В то же время одним из важнейших условий создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении является оценка эффективности деятельности педагогического коллектива, оценка целесообразности и необходимости используемых подходов по сохранению и укреплению здоровья на основе проводимого мониторинга и системной диагностики. В основу мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений должны быть положены следующие принципы;
1. Системности и непрерывности. Он означает взгляд на мониторинг как на целостную, динамически развивающуюся систему.
2. Научности. Обеспечит такую организацию исследования, которая может быть построена только на научно обоснованных характеристиках.
3. Целесообразности. Мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы не самоцель, а средство глубокого изучения и надежный инструмент педагогического управления.
4. Диагностико-прогностической направленности. Полученная в ходе мониторинга информация должна быть соотнесена с разработанными показателями и критериями и содержать прогностический анализ тенденций развития отслеживаемой системы.
Цель мониторинга-выявить реальное состояние уровня здоровья школьников, провести анализ здоровьеформирующих внутришкольных факторов, дать оценку эффективности деятельности педагогических коллективов по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, наметить пути дальнейшего усовершенствования этой деятельности. Реализация данной цели позволит создать систему мониторинга здоровьесберегающей деятельности школ Новосибирской области.
Проблема сохранения здоровья ребенка в школе имеет как физиологогигиенические, так и собственно педагогические аспекты. Очень важно выстроить учебный процесс таким образом, чтобы он не только не ухудшал физическое состояние учащихся, но и укреплял их силы и возможности [6]. Введение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс является
важной составляющей работы школы сегодняшнего дня. Сотрудниками Института возрастной физиологии РАО предлагается мониторинг образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья вести по шести критериальным [2] направлениям:
1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения.
2. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
3. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
4. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями.
5. Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.
6. Рациональная организация образовательного процесса.
Кроме этих шести направлений мониторинга нами предлагается выделить как отдельное направление в здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений «организацию питания в учреждении», мониторинг которого, безусловно, является важным показателем.
В такой оценке наиболее полно отражается здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения, позволяющая максимально определить качество и эффективность проводимой школой работы.
В школах реализуются две разновидности моделей здоровьесберегающих программ: медицинская и психолого-педагогическая [6]. Более эффективно будет работать учреждение, в котором эти две модели между собой объединены. Соответственно, мониторинг реализации здоровьесберегающих программ также можно разделить на два вида: медицинский и психолого-педа-гогический. Проведение медицинского мониторинга - это направление деятельности медицинских работников. Медицинские показатели уровня здоровья ученика являются важной информацией для разработки психо-лого-педагогических воздействий на ребенка и основой для проведения мониторинга при выявлении результативности этих воздействий.
Проведение психолого-педагогического мониторинга - прерогатива педагогов. От его личностных и профессиональных качеств, от его отношения к проблеме зависят результаты исследований и, как следствие, реальная оценка эффективности реализации программ. Мониторинг должен охватывать все сферы деятельности педагогического коллектива, так или иначе связанные со здоровьем ученика: организацию учебно-воспитательного процесса, организацию внеклассной работы, работу с семьей по вопросам здоровья, выполнение санитарных правил и норм и т. д.
Диагностические срезы следует проводить через запланированные сроки по таким параметрам, как комфортность обучения в классе, физическое здоровье, психическое здоровье, питание детей в школе, физическая активность, и по другим параметрам, определяющим здоровье ребенка. Есть две
тощей зрения по срокам проведения мониторинга в образовательных учреждениях [3]. Согласно первой, мониторинг можно проводить в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май). Однако осенний мониторинг рекомендовано проводить в середине октября, так как к этому времени завершаются процессы острой адаптации учащихся к школе и их работоспособность стабилизируется. Весенний этап мониторинга — середина апреля, когда сезонные перестройки психофизиологических показателей организма в основном завершаются. Данные сроки проведения мониторинга позволяют получить достоверные результаты.
В зависимости от собственных интересов образовательного учреждения модель мониторинга может быть лоигитудинальная (многолетний мониторинг), которая реализуется в 1. 5, 9 и 11 -х классах и позволяет отследить изменения различпых параметров и факторов, влияющих на субъектов образовательного процесса и сам образовательный процесс. Результаты данного мониторинга представляют большой интерес в обобщенном виде для управления образования города и области. Второй вариант мониторинга — локальная модель (единственный срез или наблюдение в течение одного учебного года), проводится во 2-м или 3-м классах начальной школы, 6-м или 7-м классах и в 10-м классе. Данная модель позволяет уменьшить влияние различных факторов: адаптацию к новым условиям обучения (1, 5 и 9-е классы) и предэкзаменационный стресс (11-й класс). При этом следует отметить, что систематические исследования необходимы на полной выборке учащихся.
Специалистами областного государственного учреждения «Областной центр мониторинга образования» проводится изучение состояния здоровьесберегающей среды и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений Новосибирской области. Это изучение разбивается на 5 основных этапов:
1) разработка критериев и инструментария оценки деятельности учреждений образования по охране и укреплению здоровья;
2) слежение в течение длительного периода времени за динамикой изменений исследуемых параметров;
3) анализ полученных данных;
4) прогноз дальнейшего развития процесса формирования здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях области;
5) создание региональной базы данных «Здоровая школа».
Комплексное исследование здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений в области проводится по схеме, представленной на рисунке.
Предлагаемая схема мониторинга здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений должна стать основой для реализации комплексных программ сохранения и укрепления здоровья школьников.
3.37
Организация системного мониторинга в образовательном учреждении является важнейшим этапом в проведении исследований состояния здоровьесберегающей образовательной среды и деятельности педагогического коллектива по вопросам организации учебного процесса на основе здоровьесберегающей педагогики. Он должен включать в себя следующие направления:
- мотивация педагогического коллектива и родителей учащихся на создание в учреждении здоровьесберегающей образовательной среды;
- рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
- рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовая работа;
- организация рационального питания учащихся;
- система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
Мониторинг здоровьесберегающей деятел ьности ОУ
- дифференциация и индивидуализация образования, вариативность образовательных программ;
- психологическая поддержка школьников через оказание помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных возможностей в освоении той или иной профессии, адаптации ребенка в социуме;
- система комплексных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и подростков, социальным сиротством;
- адресная социальная поддержка обучающихся из малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Одним из важнейших условий создания и реализации системного мониторинга здоровьесберегающей деятельности учреждения образования является наличие педагогических кадров, способных грамотно и квалифицированно провести педагогический мониторинг эффективности деятельности педаг огического коллектива. Специалистами областного государственного учреждения «Областной центр мониторинга образования» разработана обучающая программа для повышения квалификации педагогических кадров и руководителей образовательных учреждений «Организация мониторинга здоровьесохраняющей деятельности в образовательных учреждениях», прошедшая процедуру лицензирования и предназначенная для подготовки педагогов по вопросам организации мониторинга здоровьесберегающей деятельности коллектива общеобразовательного учреждения. Проведение обучающих семинаров позволит повысить теоретическую подготовку учителей, тем самым обеспечив мотивационную готовность педагогов к здоровьесберегающей деятельности. Практические навыки работы с инструментарием, умение использовать его для проведения исследований, обеспечат и операционную готовность учителей к проведению мониторинга.
Наличие адекватного квалиметрически-критериального инструментария, простого и доступного для коллектива любого общеобразовательного учреждения, позволит объективно диагностировать текущее состояние процесса обучения, состояния внутришкольной среды и уровня здоровья школьников. Анализ полученных таким образом данных даст возможность принимать оперативные меры по оптимизации и повышению эффективности этого процесса. Мониторинг здоровьесберегающей среды должен представлять собой целостную операциональную систему, которая включает в себя принципы построения, компоненты и показатели анализа, методы и инструменты сбора информации.
Специалисты областного государственного учреждения «Областной центр мониторинга образования» рассматривают эту работу как один из значимых элементов складывающейся на сегодняшний день региональной системы мониторинга образования.
Усиление социального партнерства различных управленческих структур в образовании с областным государственным учреждением «Областной центр мониторинга образования» и непосредственно с образовательными учреждениями позволит создать единую областную базу данных о состоянии здоровья учащихся, учителей и о системе работы школ области по созданию здоровьесберегающего учебного процесса.
Библиографический список
1. Абаскалова, Н. П. Система формирования здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: монография / Н. П. Абаскалова. — Новосибирск: НГГГУ, 2001. —362 с.
2. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа / М. М. Безруких. - М.: Моск. психолого-социал. ин-т, 2004.-240 с.
3. Безруких, М. М. Методика комплексной оценки и организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников: метод, рекомендации / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин. -М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. - 201 с.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002. — № 1. — С. 7—9.
5. Прилепо, А. Ю. Концепция развития педагогической системы детского дома № 1 как детского дома семейного типа / А. Ю. Прилепо // Сб. материалов из опыта работы детского дома № 1. — Новосибирск, 2005.
6. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2005,