УДК 74.000.555.+51.1
Абаскалова Надежда Павловна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Института естественных и социально-экономических наук Новосибирского государственного педагогического университета, Abaskalova2005@mail.ru, Новосибирск
Зверкова Анна Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, fppdzverkova@mail.ru, Новосибирск
системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с системным подходом, трансформацией программ «Здоровье» в образовательном учреждении под давлением требований новых ФГОС. Приведены варианты документооборота, дескрипторов для матрицы ключевой компетенции «быть здоровым», реализуемой на разных этапах внутри системы непрерывного образования.Рассмотрены вопросыразвития личности в здоровьеориентированном пространстве, соответствующем ФГОС, а также этапы формирования культуры здоровья личности и ключевой компетенции «быть здоровым». Описаны основные процессы в реализации программы «Здоровье», соответствующей ФГОС и особенности реализации общеобразовательных программ в свете нового закона об образовании (1 сентября 2013 года).
Ключевые слова: требования ФГОС, система, компетенции, стандарты качества, здоровьес-берегающие технологии, здоровье, здоровьеориентированное пространство
AbaskalovaNadegdaPavlovna
Doctor of pedagogical sciences, professor of the department of anatomy, physiology and safety of the Novosibirsk state pedagogical university, Abaskalova2005@mail.ru, Novosibirsk
Zverkova Anna Yurevna
Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of theory and procedure of pre-school formation of the institute of the childhood of Novosibirsk state pedagogical university, fppdzverkova@mail.ru, Novosibirsk
system approach to development of key competence «be healthy» in the conditions of continuous education
Abstract. The questions connected with system approach, transformation of the Health programs in educational institution under pressure of requirements of new FGOS are considered. Options of document flow, descriptors for a matrix of the key competence "be healthy" realized at different stages in system of continuous education are given. Stages of formation of culture of health of the personality and key competence «be healthy» are considered. Some ways of development of the personality in the health oriented space corresponding to FGOS, and also the main processes in implementation of the Health program corresponding to FGOS and feature of implementation of general education programs in the light of the new law on education (on September 1, 2013) are described.
Keywords: FGOS requirements, system, competences, quality standards, health saving technologies, health, health oriented space .
В последнее время вся система образования ощущает на себе поток непрерывных инновационных процессов, который качественно меняет все подсистемы, меняет традиционный документооборот на со-
ответствующий ФГОС (рисунок 1). Сейчас педагогическое сообщество констатирует изменения высшего профессионального, дошкольного, начального и основного школьного образования. С первого сентября 2013
Рисунок 1- Особенности реализации ООП в Организации с 1 сентября 2013 на основе общих положиний ФГОС
ТРАДИЦИОННАЯ ИЕРАРХИЯ ДОКУМЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Концепция (мцооця, педагогическое кредо
коллектива)
Программа развития (психолого-педагогический эксперимент, деятельность экспериментальной площадки, не менее 5 лет)
Целевые программы (от 3 до 5
лет, например, развития материально-технической базы или усовершенствование предметно-развивающей среды и т.д.)
Краткосрочные проекты по направлению деятельности (от
учебного года до трех лет)
Рабочие образовательные и воспитательные программы
НОВАЯ ИЕРАРХИЯ ДОКУМЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
№
Образовательная программа учреждения, соответствующая требованиям ФГОС
План работы на учебный год по реализации ООП каждой из образовательных ступеней
вступает в силу новый закон «Об образовании», трансформирую все другие части системы, избегавшие реформирования до настоящего момента.
Рассматривая систему документооборота в образовательном рчреждении с позиции менеджмента качества, мы наблюдаем изменения в определении понятий «качество», «система менеджмента качества (СМК)» произошедшую в последние годы. Трансформация понятия качества образования в общеобразовательном учреждении и соотношения этого понятия и культуры здорового и безопасного образа жизни, требует глобального пересмотра всех ранее сформулированных аспектов. Исходя из того,
что основными направления формирования бсзовой личнострой культуры здоровья в системе непрерывного образования являются:
1. Противодействие специфическим факторам риска нарушения здоровья, связанным с организацией врспитательно-образо-вательной деятельности.
2. Обеспечение конкурентоспособности здорового образа жизни (ЗОЖ) среди других способов время препровождения людей.
3. Обеспечение общей направленности всех социальных и педагогических воздействий и обеспечения за счет этого резонанса ЗОЖ.
4. Развитие творческих проявлений человека, его самообразование и самопознание в сфере культуры здоровья и ЗОЖ.
5. Включение в состав показателей оценки качества деятельности образовательных учреждений интегральных показателей здоровья и ЗОЖ всех участников педагогического процесса [1; 2].
Можно эти направления определить как основные процессы в реализации программ «Здоровья» в системе непрерывного образования и рассмотреть иные сущностные характеристики нового качества образования. Применение, перенос в систему непрерывного образования России стандартов семейства ISO 9000 (стандарты ISO 9000:2005, ISO 9004:2000 и т.д.) открывает их преимущества и в анализе эффективности реализации программ «Здоровье». Таким же важным аспектом становится применение 8 принципов всеобщего менеджмента качества (TQM), обеспечение организационных условий управления качеством образования в свете новых ФГОС.
Успешное формирование базовой личной культуры здоровья в системе образования сталкивается с неоднозначным влиянием семьи. Неоднородный контингент микроучастков, по принципу которых всё ещё комплектуется образовательная среда, усложняет многократно процесс реализации здоровьеориентированных педагогических технологий [2]. Семья - это особый элемент при формировании здоровьетворящего поведения. В младенчестве и раннем детстве ребенок, ориентируясь на свою семью, способен освоить здороьеориентированный жизненный сценарий, который он, попадая в здоровьеориентированное образовательное пространство, сможет конкретизировать и дополнять в соответствии с ростом своих потребностей.
Непрерывное образование - одновременно новая парадигма образовательной политики и, уходящая своими корнями вглубь веков, с наступлением нового тысячелетия вновь ставшая актуальной [1; 2]. Образование, способное на всех этапах своей непрерывности предложить здоровьеориентиро-ванные педагогические технологии - важная часть реформирования.
Отправной точкой реализации системного подхода в области культуры здоровья и реализации здоровьеориентированных педагогических технологий становится обращение к исходным документам, нормирующим
ФГОС. Рассмотрим на примере требования к структуре образовательной программы начального основного образования (таблица).
Опираясь на концепцию системного подхода в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа - вуз» (Н. П. Абаскалова), можно применить их в системе непрерывного образования, заложив основу для вариативных, гибких и отражающих современный уровень развития научной мысли здоровье-ориентированных педагогических технологий [1].
Формирование здорового образа жизни в образовательном учреждении предусматривает значительную практическую составляющую. Эта составляющая была нами интерпретирована при помощи понятия ключевая компетенция «быть здоровым» (А. Ю. Прилепо, Н. П. Абаскалова). Ключевая компетенция «быть здоровым» - это совокупность интеллектуальных и практических умений, которая базируется на принятии индивидуального здоровья как значимой ценности, включает знания и навыки сохранения имеющегося потенциала здоровья и определяет поведение личности в ситуации выбора в здоровьеразрушающих и сохраняющих здоровье условиях [2; 3; 4].
Инновации в подготовке педагогов (бакалавров, магистров, повышении квалификации) требуют смещения акцентов от культуры здорового образа жизни личности к формированию ключевой компетенции «быть здоровым», как знания об умениях не только вести оптимальный здоровый образ жизни для себя как индивида, но и сохранять здоровье субъектов образовательного взаимодействия.
В новых стандартах образования отражены вопросы сохранения и развития здоровья учащихся, поэтому необходимо пройти путь в направлении создания инновационных здоровьесберегающих педагогических технологий. Компетенция как результат обучения предполагает переход от моделирования с детьми проблемных ситуаций, направленных на передачу информации и осуществление профилактической работы, от организации здоровьесберегающего пространства и формирования потребности в здоровом образе жизни до креативно-волонтерского движения и формирования компетентности
Таблица - Требования к структуре образовательной программы начальной школы
Структура программы Особенности здоровьесбережения
Пояснительная записка. Исходное состояние контингента учащихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Потенциально доступный уровень образования исходя из особенностей здоровья, выявление ожиданий и социального заказа родителей на укрепление здоровья.
Учебный план начального общего образования. Соблюдение физиологических требований к расписанию, сохраняющему здоровье, особенности нормирования жизни и деятельности младшего школьника.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Универсальные учебные действия у обучающихся в области здоровья.
Программы отдельных учебных предметов, курсов. Межпредметные связи с проблемами здоровья.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Духовное здоровье как основа личности.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Пространство применения знаний из области здоровья.
Программа коррекционной работы. Сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Мониторинг формирования культуры здоровья и ключевой компетенции «быть здоровым».
«быть здоровым» [2; 3; 4].
Процесс освоения ключевой компетенции «быть здоровым» ориентирован на:раскрытие ценностно-смысловой компоненты понятия здоровье; построение здоровьеориентированного пространства саморазвития личности;обеспечение индивидуальной траектории развития потенциала здоровья;личный опыт практической, ориентированной на сохранение здоровья жизнедеятельности ребенка;создание условий для формирования референтной группы сверстников, ведущих здоровый образ жизни.
Ориентированное на здоровье мировоззрение преподавателя является той точкой интеграции, обеспечивающей наличие и самосовершенствование концептуальных представлений о ведении здорового образа жизни. Концепция, выбранная педагогом, последовательно реализуется в практической деятельности через применение метода проектов. Инновационные здоровьеориентиро-ванные педагогические технологии можно рассматривать как необходимую составляющую профессионально-педагогической подготовки студента, способствующей росту его
конкурентоспособности в обществе стремительных перемен с непредсказуемым будущим. Формирование любой компетенции осуществляется в деятельности и ключевая компетенция «быть здоровым» не является исключением. Необходимо пространство, ориентированное на сохранение здоровья, в котором можно реализовать на практике все теоретические знания и прикладные умения.
Компетенции как результат образования, активно набравший силу с 2000 годов в России, отражает общемировое стремление к изменениям понимания роли личности в жизни общества [2]. Приказ Минобрнауки РФ № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» содержит восемь групп требований [5]. Используя системный подход можно развернуть формирование ключевой компетенции «быть здоровым» у участников образовательного взаимодействия на любой из ступеней образования не пренебрегая комплексностью и продвигаясь к холестич-ному постижению индивидуального и социального здоровья.
Программа «Здоровье», разработанная с учетом ФГОС и федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
КОНЦЕПЦИЯ ТРЕХ «Т» СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
2007 Г.
Требования к структуре основных образовательных программ
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
Требования к условиям реализации основных образовательных программ
1) целостность системы формирования культурыздорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;
3) рациональная организация образовательного процесса;
4) организация физкультурно-оздоровительнойи спортивно-массовой работыв образовательномучреждении;
работыс участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
обуча 6) организация профилактики
употребленияпсихоактивных веществющимися, воспитанниками;
7) комплексное сопровождение системы
формированиякультурыздорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
8) мониторинг сформированное™ культурыздорового и безопасного образа жизни обучающихся,
воспитанников.
Миссия программы «Здоровье»для Организации
Стратегия («дорожная карта») на цикл реализации программы, критерии эффективности, модель мониторинга
' Программа мероприятий с учетом восьми групп требований, соответствующая ФГОС с учетом особенностей ООП на каждой ступени непрерывного образования ,,
План работы на учебный год специалистов Организации
7"
Рисунок 2 - Основные процессы в реализации программы «Здоровье», соответствующей ФГОС
Принятие приказа Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» не проясняет еопроса о месте этого приказа в принятов концепции трех «Т» (рисунок 2) структуры новых федеральных госндарственных стандартов. Если этот приказ относится к группе требований к условиям реализации пример-нор основной общеобразевательной программы дошкольного образования (ПООП ДО) в детском саду, то тогда этот дрв^мент со всеми восьмью требованиями становится дополнительной группой требований?
Приняв к реалозации еприказ вступил в силу в конце февраля 2011г.) новые феде-рильоыр требования в чясти охраны здоровья обучрющихся, ворпитанников, неоихо-димо полностью трансформировать практику реализоции программы «Здоровье» во вяех образовательных учреждениях. Так же необходимо внести изменевия в подготовку бакалавров и магистров в педагогических вузах. Пересмотр с позиции концепции трех «Т» Здуровьесбереоающих технологий в образовательном учреждении, позволяет преодо-лмть сложившийся разрыв межнну санитарно-гигиеническим, физиолого-медицинским аспектом и психолого-педагогическим пони-
манием проблематики сохранения здоровья субъектов образовательного взаимодействия.
Библиографический список
1. Абаскалова Н. П. Системный подход к формированию здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-ВУЗ»: монография. - Новосибирск: НГПУ, 2001. - 325с.
2. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Здоровье-ориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов): монография по проблеме сохранения здоровья. - Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. - 160 с.
3. Зверкова А. Ю., Абаскалова Н. П. Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового
поколения // Сибирский педагогический журнал.- 2012. - № 9 - С. 25-29.
4. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Федеральные требования к формированию здорового образа жизни дошкольников // Актуальные проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпийского движения. - Салават: Типография ИП Сергеев С.А., 2012. - Т. 2. - 253 с.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»[Электронный ресурс] Российская газета М1р://%'%глг. rg.ru/2011/02/16/obr-sdorovje-dok.html (дата обращения 31.07.2013)