Научная статья на тему 'Концепция интегрированного внутрифирменного планирования'

Концепция интегрированного внутрифирменного планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
692
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хорошилова Ольга Владимировна

В статье обоснована необходимость формирования на отечественных промышленных предприятиях модели внутрифирменного планирования, отвечающей требованиям современных стандартов систем менеджмента. Охарактеризована концептуальная модель системы интегрированного внутрифирменного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция интегрированного внутрифирменного планирования»

4. Масленченков Ю.С., Тавасиев А.М. Банк -партнер предприятия. М.: ЮНИТИ, 2004. 351 с.

5. Логачев С.И., Чугунов В.В. Мировое судостроение. Современное состояние и перспективы развития. СПб.: Судостроение, 2004. 312 с.

6. Александров В.Л., Перелыгин А.В., Соколов В.Ф. Судостроительное предприятие в условиях

рынка. Проблемы адаптации и развития. СПб.: Судостроение, 2003. 424 с.

7. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции. М.: Инфра-М, 2007. 1028 с.

8. Егорова Н.Е., Смулов А.М. Предприятия и банки: Взаимодействие, экономический анализ, моделирование. М.: Дело, 2002. 456 с.

Хорошилова О. В.

КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Исторически планирование рассматривается как важнейшая функция управления предприятием и один из ключевых факторов его конкурентоспособности. Долгое время системы внутрифирменного планирования отечественных промышленных предприятий были нацелены на согласование деятельности структурных подразделений, направленной на достижение краткосрочных показателей экономической эффективности. Под влиянием изменений внешней среды и целей функционирования предприятий системы внутрифирменного планирования дополнялись новыми подсистемами: стратегического планирования, планирования проектов, планирования качества и т. п. Это привело к одновременному существованию на отечественных предприятиях нескольких моделей внутрифирменного планирования.

Анализ процессов, происходящих в окружающей и внутренней среде российских предприятия, позволил автору выделить следующие предпосылки к разработке качественно иного подхода к формированию и совершенствованию внутрифирменного планирования: рост глобализации производства и рынков; ухудшение экологической ситуации в мире и повышение внимания общественности к охране окружающей среды; повышение внимание к качеству корпоративного управления; формирование международных и национальных стандартов на системы менеджмента; осознание необходимости формирования интегрированных систем управления предприятиями; изменение значимости различных источников конкурентных преимуществ предприятий; низкий уровень соответствия отечественной практики внутрифирменного планирования требованиям международных и национальных стандартов на системы менеджмента (1).

В настоящее время существует целый комплекс международных стандартов на системы менеджмента, которые акцентируют свое внимание на удовлетворении требований различных заинтересованных групп (рис. 1). Данные стандарты разработаны на базе концепций TQM, корпоративного управления, экологического менеджмента, заинтересованных групп и с учетом лучшей практики управления компаниями.

На основе данных документов в России за последние десять лет разработаны национальные стандарты на системы менеджмента качества, управления окружающей средой, стандарты безопасности труда, принят национальный Кодекс корпоративного поведения (табл. 1).

Практически все международные и национальные стандарты декларируют важность учета требований различных заинтересованных групп. Однако, большинство из них предлагает максимизировать уровень удовлетворения интересов одной-двух заинтересованных групп. При отсутствии интеграции каждая из систем менеджмента требует максимум ресурсов для достижения поставленных целей. Это приводит к конфликту, который решается, как правило, не в пользу тех заинтересованных групп, которые непосредственно не участвуют в процессе распределения ресурсов. В наибольшей степени проявляется конфликт между стандартами корпоративного поведения и стандартами ISO.

Проблеме формирования интегрированных систем управления в настоящее время уделяется достаточно большое внимание. Однако, данная проблема в подавляющем большинстве случае рассматривается в аспекте интеграции систем менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента в области охраны труда и промышленной безопасности (2, 3, 4, 5, 6). При

Акционер, кредитор, инвестор Потребитель Работники Поставщики Общество

Принципы корпоративного управления ОЭСР +++ + ++ + ++

Стандарты ISO серии 9000 +++ ++ ++ +

Стандарты ISO серии 14000 +++

Стандарты OHSAS серии 18000 +++ ++

Стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами AA1000SES + + + + +

Стандарты SA 8000 + ++ ++ ++

Стандарты, базирующиеся на принципах ХАССП + + + + +

+++ - удовлетворению требований заинтересованной стороны уделяется основное внимание ++ - удовлетворению требований заинтересованной стороны уделяется большое внимание + - отражается важность учета требований заинтересованной стороны

Рис. 1. Уровень отражения требований заинтересованных групп в основных международных стандартах на системы менеджмента

Таблица 1

Современные российские стандарты на системы менеджмента

Документ Вид системы менеджмента Год принятия

ГОСТ Р ИСО серии 14000 Системы управления окружающей средой 1998

ГОСТ Р ИСО серии 9000 Система менеджмента качества 2001

ГОСТ Р 12.006-2002 Система управления охраной труда 2002

Кодекс корпоративного поведения Система корпоративного управления 2003

этом, под интегрированной системой менеджмента традиционно понимается часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов и функционирующая как общее целое (3). Несколько шире рассматривает проблему формирования интегрированных систем управления Г.М. Новикова. В основе ее концепции лежит принцип согласованности требований, заложенных при разработке таких стандартов для систем менеджмента, как ISO 9001, ISO 9004, ISO 14001, ISO 10303, OHSAS 18001 и ANSI PMI PMBOK 2000 (7) .

Ряд ученых обоснованно поднимает вопрос о целесообразности взаимной увязки всех международных стандартов управления предприятиям, акцентирующих внимание на важности удовлетворении требований различных заинтересованных групп с целью обеспечения баланса интересов собственников, кредиторов, инвесторов, потребителей, работников и общественности (8, 9).

По мнению А.Е. Хачатурова и А.Н. Белковс-кого, именно необходимость достижения паритета между экономическими интересами предприятия с одной стороны, и экономическими, социальны-

ми и экологическими потребностями социума, с другой, породила новый концептуальный подход к управлению организациями - интегрированный менеджмент. В отличие от рассмотренных выше теорий, ученые указывают, что при формировании системы менеджмента предприятия нельзя ограничиваться интеграцией отдельных ее подсистем. «Современный менеджмент на основе системного подхода занимается проблемами интеграции всего комплекса процессов, обеспечивающих преобразование ресурсов, которыми располагает человечество, для удовлетворения экономических потребностей людей и общества» (10, с. 5).

Однако, несмотря на достаточно большое внимание решению вопросов формирования интегрированных систем менеджмента, до настоящего времени не выработана единая позиция относительно сущности и содержания интегрированного внутрифирменного планирования, являющегося важнейшей составной частью интегрированного менеджмента, не сформированы концептуальные и методические основы интеграции систем корпоративного управления с системами менеджмента качества, охраны труда и экологического менеджмента.

Проведенные автором теоретические и эмпирические исследования позволили сделать вывод о необходимости формирования на отечественных промышленных предприятиях систем внутрифирменного планирования, отвечающих современным стандартам корпоративного поведения, менеджмента качества, охраны труда, экологического менеджмента и стандарту взаимодействия с заинтересованными сторонами. При этом автор исходит из того, что на предприятии должна существовать одна система внутрифирменного планирования, функционирующая как единое целое, а не несколько моделей, соответствующих различным стандартам менеджмента. Данные положения предопределяют необходимость уточнения содержания и принципов внутрифирменного планирования, совершенствования методологии и разработки новых организационных форм планирования.

Итак, по результатам выполненных исследований автором определена необходимость трансформации сложившейся системы взглядов на совершенствование планирования деятельности предприятий и разработки концепции интегрированного внутрифирменного планирования, формируемой на основе системного подхода, закономерностей развития внутрифирменного планирования, с учетом принципов концепций TQM, заинтересованных сторон, корпоративного управления, экологического менеджмента.

Отличительной чертой модели интегрированного внутрифирменного планирования должно стать решение задачи не на максимизацию, а на сбалансированное удовлетворение требований заинтересованных в деятельности предприятия групп. Это позволит снизить риски бизнеса и обеспечит устойчивое развитие предприятия в будущем. Реализация данного подхода требует тесного взаимодействия в процессе планирования с заинтересованными сторонами, выявления и нивелирования конфликта интересов и целей собственников, работников, потребителей, инвесторов, поставщиков и общества в целом, а так же взаимной увязки стандартов управления предприятием, акцентирующих внимание на удовлетворение требований различных заинтересованных групп.

Целью разработки концепции интегрированного внутрифирменного планирования является создание на предприятии системы внутрифирменного планирования, обеспечивающей развитие предприятия на основе сбалансированного удовлетворения интересов акционеров, инвесторов, кредиторов, потребителей, работников и

общественности путем установления соответствующих целей предприятия, определения оптимальных способов и участников действий по их достижению, а так же согласования деятельности подразделений.

С позиций системного подхода внутрифирменное планирование рассматривается как сложная, иерархическая, открытая самоорганизующаяся система.

Автор дает следующее определение: система внутрифирменного планирования - это упорядоченная и интегрированная совокупность плановых подсистем и элементов, в процессе взаимосвязанного функционирования которых с использованием специальных организационных форм, методов и инструментов определяются цели деятельности предприятия и его структурных подразделений, будущие значений плановых показателей, а также оптимальные способы, ресурсы, сроки и участники действий, направленных на достижение установленных целей.

Уточненный автором состав подсистем внутрифирменного планирования представлен в табл. 2.

Говорить о наличии на предприятии системы внутрифирменного планирования можно только в том случае, если протекающие в подсистемах планирования процессы согласованы, упорядочены, осуществляются с учетом единых принципов и направлены на достижение единой цели. При этом обязателен синергетический эффект: совокупность свойств системы внутрифирменного планирования не является просто суммой всех свойств ее элементов и подсистем.

В теории систем понятие «интеграция» означает состояние связности отдельных дифференцированных частей в целое. Поэтому, по существу, модель интегрированного внутрифирменного планирования - это модель общей системы внутрифирменного планирования предприятия, в которой обеспечивается связь стратегического и тактического планирования; общефирменного планирования и планирования на уровне подразделений; подсистем планирования экономической, социальной и экологической деятельности; функциональных плановых подсистем; подсистем регулярного и проектного планирования.

Несколько ограничивая круг решаемых проблем, под системой интегрированного внутрифирменного планирования автор понимает систему внутрифирменного планирования, отвечающую требованиям современных стандартов на системы менеджмента, обеспечивающую при разработке стратегии развития предприятия

Таблица 2

Состав подсистем внутрифирменного планирования

Признак декомпозиции Подсистемы внутрифирменного планирования

По уровню планирования Стратегическое, тактическое, оперативное

По уровню структурной иерархии объекта планирования Общефирменное планирование, планирование деятельности бизнес-единиц, подразделений, субподразделений, планирование деятельности конкретного работника

По видам деятельности объекта Планирование экономической деятельности Планирование социальной деятельности Планирование экологической деятельности

По степени повторяемости Регулярное и проектное планирование

По функциональным сферам планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, планирование производства, планирование труда и заработной платы, планирование снабжения производства материально-техническими ресурсами, планирование сбыта, планирование маркетинга, планирование себестоимости продукции, цен и финансовых результатов, финансовое планирование, планирование взаимодействия с заинтересованными сторонами, планирование в области охраны труда и техники безопасности, планирование в области качества и экологии

сбалансированный учет интересов собственников, кредиторов, инвесторов, потребителей, работников, общественности и отражение данной стратегии в тактических планах его структурных подразделений (рис. 2).

Главной целью функционирования данной системы является обеспечение развития предприятия на основе сбалансированного учета требований

заинтересованных сторон. Достижение целей интегрированного внутрифирменного планирования может быть обеспечено путем реализации специфических принципов, методов, инструментов и организационных форм планирования.

В результате теоретических и эмпирических исследований влияния на процессы планирования концепций TQM, заинтересованных сторон,

Положения Кодекса корпоративного по ведения

Требования собственников инвесторов, кре диторов потребителей работников общественности

Положения стандарта взаимодействия заинтересованными сторонами Плановые

решения, обеспечивающие

развитие предприятия на основе сбалансированного учета требований заинтересованных сторон

t f t t

t t t t

Принципы внутрифирменного планирования заинтересованных сторон

Принципы концепций TQM, корпоративного управления, экологического менеджмента, заинтересованных сторон

Рис. 2. Концептуальная модель системы интегрированного внутрифирменного планирования

корпоративного управления, экологического менеджмента, автором определены следующие специфические принципы системы интегрированного внутрифирменного планирования: принцип взаимодействия с заинтересованными сторонами в процессе планирования; принцип согласованности требований к внутрифирменному планированию, заложенных при разработке Кодекса корпоративного поведения, современных стандартов систем менеджмента качества, охраны труда, экологического менеджмента и стандарта взаимодействия с заинтересованными сторонами; принцип соблюдения согласованных требований к внутрифирменному планированию современных стандартов систем менеджмента; принцип сбалансированного учета интересов собственников, кредиторов, инвесторов, потребителей, работников и общественности в процессе определения целей предприятия и путей их достижения; информационное единство; принцип непрерывного совершенствования.

Система интегрированного внутрифирменного планирования включает взаимосвязанные подсистемы планирования деятельности предприятия в целом, относительно самостоятельных

бизнес-единиц и структурных подразделений, каждая их которых обеспечивает установление целей соответствующего уровня, учитывающих интересы стейкхолдеров, будущих значений плановых показателей, а так же оптимальных способов, ресурсов, сроков и участников действий, направленных на достижение поставленных целей.

На основе систематизации и согласования положений современных стандартов систем менеджмента автором сформулированы требования к содержанию, методологии и организации интегрированного внутрифирменного планирования (табл. 3 и 4).

Целесообразность создания системы интегрированного внутрифирменного планирования не вызывает сомнений. К числу явных достоинств такой системы можно отнести:

- интегрированное внутрифирменное планирование обеспечивает большую согласованность действий внутри организации, усиливая тем самым синергетический эффект, заключающийся в том, что общий результат от согласованных действий выше, чем простая сумма отдельных результатов;

Таблица 3

Требования к содержанию интегрированного внутрифирменного планирования

Направления требований Содержание требований

Цели Система целей предприятия должна отражать интересы акционеров (миноритарных и мажоритарных), потребителей, работников, поставщиков и общества в целом. В составе целей наряду с финансовыми и производственными, должны найти отражение цели в области качества, охраны труда, экологии и цели взаимодействия с заинтересованными сторонами

Плановые показатели Плановые показатели должны включать финансовые и нефинансовые показатели. В состав нефинансовых показателей необходимо включать показатели удовлетворенности потребителей, работников, показатели условий и охраны труда, экологические показатели, показатели внутрифирменных процессов.

Планирование действий Предприятие должно иметь программы действий, обеспечивающих достижение поставленных целей

Предприятие должно иметь политику в области научно-технического развития, качества, экологии, охраны труда, дивидендную, учетную, кадровую, инвестиционную, информационную политику и политику финансирования оборотных активов

Финансово-хозяйственный план должен включать следующие разделы: план разработки новых видов продукции, план маркетинговой деятельности, план производства, план в области качества, план взаимодействия с заинтересованными сторонами, финансовый план, бизнес-планы инвестиционных проектов, план социального развития, план по охране окружающей среды.

Планирование постоянных улучшений

Планирование ресурсов На предприятии необходимо планировать ресурсы для выполнения целей предприятия и обеспечения выполнения программ

Таблица 4

Требования к методологии и организации интегрированного внутрифирменного планирования

Направления требований Содержание требований

Требования к методологии Планирование должно осуществляться в ходе диалога с заинтересованными сторонами, при этом анализируются состав, интересы и значимость заинтересованных сторон

Необходимо составлять многовариантные прогнозы состояния внешней и внутренней среды и уточнять их не реже, чем один раз в квартал

Учет при планировании лучших достижений и возможностей предприятия, в том числе в области финансов, качества, охраны труда, экологии

Необходимо проводить анализ соответствия плановых решений интересам значимых заинтересованных групп

Необходимо анализировать риски выполнения разработанных планов и планировать действия на случай отрицательного влияния факторов внешней среды на результаты деятельности предприятия

Необходимо обеспечивать открытость плановой информации, не содержащей коммерческой тайны

Требования к организации Наличие в составе Совета директоров комитета по стратегическому планированию

Наличие утвержденных Советом директоров внутренних документов акционерного общества, предусматривающих порядок формирования и работы комитета по стратегическому планированию

Совет директоров утверждает стратегию развития предприятия и годовой финансово-хозяйственный план

Наличие процедуры согласования операций, которые выходят за рамки финансово-хозяйственного плана акционерного общества

На предприятии должны существовать подразделения, отвечающие за организацию планирования, в том числе в области качества, охраны труда, экологии и взаимодействии с заинтересованными сторонами

Закрепление за подразделениями задач и плановых показателей, отражающих цели деятельности предприятия, в том числе в области качества, охраны труда, экологии, взаимодействия с заинтересованными сторонами

Организация управленческого учета выполнения планов, в том числе планов по качеству, охране труда, экологии, взаимодействию с заинтересованными сторонами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация участия работников подразделений предприятия в разработке плана по качеству

Наличие практики отчетов о выполнении внутрифирменных планов

- более высокая способность системы интегрированного внутрифирменного планирования обеспечивать баланс интересов стейкхолдеров и, тем самым, снижать риски бизнеса;

- минимизация функциональной разобщенности между отделом корпоративного управления, финансово-экономическими службами и техническими службами, возникающей при разработке автономных систем менеджмента;

- число внутренних и внешних связей в системе интегрированного внутрифирменного планирования меньше, чем суммарное число этих связей (при прочих равных условиях) в нескольких моделях; а объем документов значительно меньше,

чем суммарный объем документов при параллельном функционировании нескольких моделей;

- способствует оптимальному распределению ресурсов между различными проектами и внутрифирменными процессами;

- затраты на функционирование системы интегрированного внутрифирменного планирования при прочих равных условиях меньше, чем на функционирование нескольких параллельных моделей.

В заключении следует отметить, что внедрение интегрированных систем внутрифирменного планирования может быть ускорено путем разработки универсального международного стандарта на систему общего менеджмента организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хорошилова О.В. Теория внутрифирменного планирования: монография / О.В. Хорошилова. Воронеж: ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2007. 127 с.

2. Кабаков Ю. Построение системы менеджмента организации: 1 система, 2 слоя, 3 шага, 5 граней, 8 принципов... // Стандарты и качество. 2006. № 4.

3. Титова В.А., Колочева В.В. Оценка результативности интегрированной системы менеджмента// Стандарты и качество. 2008. № 8.

4. Малков А.В. Интегрирование систем обеспечения промышленной безопасности в общую систему менеджмента организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 6.

5. Максымив Л.И. Диагностический аудит интегрированных систем экологического менеджмента:

Экономика природопользования: Обзорная информация. М.: ВИНИТИ, 2004. № 5. С. 96-103.

6. Свиткин М. Интегрированные системы менеджмента // http://www.raexpert.ru.

7. Новикова Г.М. Интегрированная система менеджмента и стандарты управления // http://www.ikt-consult.ru/ гш/ press/ раЬНсайош.

8. Никифорова Е., Резникова Н. Система сбалансированных показателей: интегрированный менеджмент // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 3. С.46-53.

9. Чайка И. Что будет со стандартами ИСО серии 9000 в 2008 году? // Стандарты и качество. 2006. № 3.

10. Хачатуров А.Е. Интеграционный менеджмент: проблемы, которые необходимо решать // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 2.

Ямпольский Ю.П.

обеспечение эффективности финансового планирования в территориальных генерирующих компаниях

В настоящее время термины "финансовое планирование" и "бюджетирование" употребляются зачастую как синонимы. Отчасти это оправдано, поскольку любого уровня компании управляют фондами своих денежных средств через планирование с использованием финансовых документов определенного формата, т. е. бюджетов. В экономической литературе не существует единого мнения относительно взаимосвязи между рассматриваемыми понятиями. Многие авторы [1, 2, 3, 4] придерживаются точки зрения, что бюджетирование необходимо рассматривать как процесс составления различного рода плановых бюджетов, позволяющих определить вклад каждого подразделения в достижение общих целей. В тоже время ряд авторов [5, 6] рассматривают бюджетирование как разновидность финансового планирования, которая ориентирована на короткий промежуток времени. По нашему мнению, основным отличием бюджетирования от финансового планирования является необходимость, в процессе формирования системы бюджетирования, в формировании финансовой структуры предприятия (центров ответственности), разделение их на центры доходов (прибыли) и центры затрат с четким распределением полномочий между ними, а также делегирование финансовой ответственности

соответствующим центрам. Таким образом, мы рассматриваем бюджетирование не только как составную часть финансового планирования, которая ориентирована преимущественно на краткосрочный (реже среднесрочный) период времени, но и как управленческую технологию, обеспечивающую достижение проставленных целей функционирования компании. Следовательно, можно дать определение понятию бюджетирование как технология, которая формирует наше представление о плановых финансовых показателях деятельности предприятия и обеспечивает руководство необходимой информацией для осуществления прогноза результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия по истечении планового периода.

Если понимать управление как решение последовательных задач в ходе реализации целей, то планирование - это процесс подготовки и выбора оптимальных решений для достижения целей управления.

Бюджетное планирование - это процесс коллективной разработки плана деятельности предприятия, в результате которого все мероприятия хозяйственной деятельности представляются в формате бюджетов в разрезе финансовой структуры предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.