www.volsu.ru
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu3.2018A9
UDC 332.14:331.52 Submitted: 15.09.2018
LBC 65.9(4Poc)240 Accepted: 10.10.2018
CONCEPT OF STATE PERSONNEL POLICY AS A MECHANISM OF MACROECONOMIC REGULATION OF EMPLOYMENT AND UNEMPLOYMENT
Mikhail E. Tatarintsev
Control and Accounts Chamber of the Volgograd Region, Volgograd, Russian Federation
Karine G. Yurchenko
Control and Accounts Chamber of the Volgograd Region, Volgograd, Russian Federation
Abstract. Lack of clear guidelines for the state employment assistance policy in the Volgograd region; lack of coordination between the executive authorities of the region and other participants in the labor market; the activities of the state employment service, characterized by the absence of a goal to ensure the needs of employers in the necessary personnel; incompatibility of the vocational qualification structure of the unemployed with the needs of the regional economy; low attractiveness of the state employment service for job seekers due to the irrelevance and segmentation of the vacancy base - this is not a complete list of the shortcomings identified during the audit of the implementation of the state policy of the Volgograd region in the field of employment assistance for 2015-2016, conducted by the Audit Chamber in 2016.
During the control event, the measures taken in the Volgograd region in the field of employment, as well as legislation and experience of other regions in this area were studied.
For an objective assessment of the results obtained and the organization of an integrated approach to solving the established problems, the Expert Council was formed with the involvement of outside experts.
The article provides an analysis of socio-economic indicators in the field of labor and employment of the population of the Volgograd region, reveals the main problems and shortcomings of the state personnel policy conducted in the region, outlines ways to solve them and the results achieved. © Key words: public employment service, imbalance of supply and demand in the labor market, the creation of . new jobs, employment assistance, unemployment, secondary vocational education, improving the efficiency of budget expenditures, budget reserves, auditing, control and accounting chamber.
« Citation. Tatarintsev M.E., Yurchenko K.G. Concept of State Personnel Policy as a Mechanism of ^ Macroeconomic Regulation of Employment and Unemployment. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo 2 universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2018, vol. 20, no. 4, pp. 90-104. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu3.2018A9
2 «
<D &
s &
H
©
УДК 332.14:331.52 Дата поступления статьи: 15.09.2018
ББК 65.9(4Рос)240 Дата принятия статьи: 10.10.2018
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
Михаил Евгеньевич Татаринцев
Контрольно-счетная палата Волгоградской области, г. Волгоград, Российская Федерация
Каринэ Григорьевна Юрченко
Контрольно-счетная палата Волгоградской области, г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Отсутствие четких ориентиров государственной политики в области содействия занятости населения Волгоградской области; нескоординированность органов исполнительной власти региона и других участников рынка труда; деятельность государственной службы занятости, характеризующаяся отсутствием цели по обеспечению потребности работодателей в необходимых кадрах; несоответствие профессионально-квалификационного состава безработных потребностям экономики региона; низкая привлекательность государственной службы занятости для ищущих работу граждан ввиду неактуальности и сегментиро-ванности базы вакансий - вот далеко не полный перечень недостатков, выявленных в процессе аудита реализации мероприятий государственной политики Волгоградской области по вопросам содействия занятости за 2015-2016 гг., проведенного контрольно-счетной палатой Волгоградской области в 2016 году.
При проведении контрольного мероприятия были изучены реализуемые на территории Волгоградской области мероприятия в области занятости, а также законодательство и опыт других регионов в этой сфере.
Для объективной оценки полученных результатов и организации комплексного подхода к решению установленных проблем был образован Экспертный совет с привлечением сторонних экспертов.
В статье приводится анализ социально-экономических показателей в сфере труда и занятости населения Волгоградской области, раскрыты основные проблемы и недостатки проводимой на территории региона государственной кадровой политики, изложены пути их решения и достигнутые результаты.
Ключевые слова: государственная служба занятости, дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, создание новых рабочих мест, содействие занятости населения, безработица, среднее профессиональное образование, повышение эффективности бюджетных расходов, резервы бюджета, аудит, контрольно-счетная палата.
Цитирование. Татаринцев М. Е., Юрченко К. Г. Концепция государственной кадровой политики как механизм макроэкономического регулирования занятости и безработицы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2018. - Т. 20, №2 4. - С. 90-104. - DOI: https:// doi.Org/10.15688/jvolsu3.2018.4.9
Выбор темы аудита и периода, подлежащего исследованию, был продиктован необходимостью изучения существующих механизмов взаимодействия органов государственной власти Волгоградской области, реализующих мероприятия, оказывающие влияние на занятость населения, и способные предотвратить или минимизировать негативные для граждан последствия процессов стагнации и рецессии, протекающих в последние годы в российской экономике, ввиду того, что в складывающихся экономических условиях большое значение приобретает возможность решения задач по сохранению достигнутого уровня жизни населения не за счет роста бюджетных расходов на
социальное обеспечение населения, а за счет сфер общественных отношений, характеризующих занятость населения.
В ходе предварительного изучения предмета аудита были отмечены следующие социально-экономические показатели, отрицательно влияющие на рассматриваемую сферу общественных отношений:
- сокращение среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего бизнеса Волгоградской области, а также количества рабочих мест в организациях Волгоградской области (без субъектов малого предпринимательства) за 2015 г. на 12,2 % (см. рис. 1);
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего бизнеса, чел. 167600
1155200
147300
-1-^-1-^^^^
2014 год 2015 год 1 кв. 2016 года
Количество рабочих мест в крупных организациях
4 на 4,8%
542 348
516 426
01.01.2015
31.12.2015
Рис. 1. Динамика численности работников и рабочих мест в Волгоградской области в 2014-2016 гг. Примечание. Составлено по: [2].
- ежегодное увеличение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (2013 г. - 13,6 %, 2014 г. -14 %, 2015 г. - 14,5 %);
- снижение покупательной способности денежных доходов населения Волгоградской области по большинству видов продовольственных и непродовольственных товаров, а также платных услуг за 2015-2016 годы [2].
Обоснованно предположить, что такая ситуация негативно повлияла на привлекательность региона для населения. Так, в последние годы для Волгоградской области характерен отрицательный коэффициент миграции населения (на каждые 10 тыс. чел. населения в 2013 г. убыло 34 человека, в 2014 г. - 24,6 чел., в 2015 г. - 22,2 чел.), что повлекло и сокращение численности населения Волгоградской области в целом (за 2013 г. - на 13,9 тыс. чел., за 2014 г. - на 11,7 тыс. чел., за 2015 г. - на 11,5 тыс. чел.).
В целях всестороннего изучения предмета аудита и выработки предложений по совершенствованию государственной политики в области занятости, контрольно-счетной палатой Волгоградской области (далее - КСП, палата) был образован Экспертный совет с привлечением сторонних экспертов из числа представителей органов исполнительной и законодательной власти Волгоградской области, Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, ректоров передовых учреждений высшего образования региона, профсоюзных организаций, союзов работодателей, Общественной палаты Волгоградской области.
В ходе аудита были изучены механизмы предоставления государственных услуг в сфе-
ре занятости, проинвентаризированы мероприятия, реализуемые госорганами на территории Волгоградской области и непосредственно влияющие на занятость населения, изучены механизмы межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти при реализации государственной политики в области занятости [10], а также законодательство и опыт других регионов в этой сфере [9; 11].
По мнению КСП, главной причиной, оказывающей неблагоприятное влияние на сферу занятости, является отсутствие единой скоординированной кадровой политики в регионе.
В качестве основных негативных аспектов можно отметить следующие:
- Разрозненность мероприятий, оказывающих влияние на занятость населения, реализуемых органами государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения аудита какой-либо единый НПА или орган, объединяющий усилия всех участников рынка труда (органов государственной власти, представителей работников, работодателей), в Волгоградской области не действовал.
Созданный постановлением Губернатора Волгоградской области от 17.12.2013 № 1306 координационный совет по вопросам кадрового обеспечения социально-экономического развития Волгоградской области был ликвидирован 26.07.2015, однако с момента образования координационного совета до его ликвидации (2,5 года) не было проведено ни одного заседания.
Согласно информации, полученной от шести государственных органов исполнитель-
ной власти Волгоградской области (в сферах экономики, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения и молодежной политики), ими реализуются 11 мероприятий, предусматривающих трудоустройство граждан. При этом проведенное КСП исследование нормативных правовых актов (далее - НПА) Волгоградской области на предмет наличия в них мероприятий по трудоустройству граждан показало, что помимо 11 указанных мероприятий, минимум в 19 НПА Волгоградской области содержится еще 34 мероприятия, предусматривающие создание рабочих мест и трудоустройство граждан в различных отраслях экономики, с чем согласились члены Экспертного совета, включая представителей этих органов госвласти.
Очевидно, что государственная служба занятости не способна в одиночку решать задачи государственной политики в области занятости, предполагающей консолидацию усилий всех участников рынка труда, а несистемный и нескоординированный подход к реализации государственной политики в сфере занятости в регионе не способствует созданию условий для минимизации негативного влияния на занятость населения отдельных аспектов социально-экономического состояния регионов.
В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» одним из направлений государственной политики в области занятости населения является объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий, оказывающих влияние на
содействие занятости населения, координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционную [7].
Проведенная в ходе аудита инвентаризация мероприятий, осуществляемых органами государственной власти региона и оказывающих влияние на занятость населения, показала, что реализуются такие мероприятия разрозненно, несистемно и вне единого комплекса мер, направленных на решение вопроса занятости населения Волгоградской области, о чем свидетельствует выявленный в ходе аудита факт незнания органами исполнительной власти того, что реализуемые ими мероприятия оказывают влияние на занятость.
- Дисбаланс спроса и предложения на рынке труда.
О существовании этой проблемы свидетельствуют данные о составе зарегистрированных службой занятости населения безработных и заявленной работодателями потребности в работниках в разрезе отраслей.
Дисбаланс спроса и предложения в наибольшей степени наблюдается по видам экономической деятельности «сельское хозяйство», «обрабатывающие производства» и «строительство» и по следующим видам занятий (табл. 1).
На наличие проблемы дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, но уже в разрезе уровней профобразования, палата указывала по итогам проведенного в 2015 г. анализа профессионального образования Волгоградской области в части количества и структуры подготавливаемых специалистов и их
Таблица 1
Сравнение структуры безработных заявленной работодателями потребности
в кадрах (выборочно)
Безработные Вакансии
Руководители 1 831 1 043
Врачи 36 1 634
Специалисты в сфере бизнеса и администрации 579 265
Квалифицированные работники сельского хозяйства, производящие товарную продукцию 167 4 215
Рабочие, занятые в строительстве, и рабочие родственных занятий (за исключением электриков) 397 3 395
Неквалифицированные рабочие, занятые в горнодобывающей промышленности, строительстве, обрабатывающей промышленности и на транспорте 451 5 508
Неквалифицированные рабочие, занятые на транспорте и в хранении 404 3 957
Примечание. Составлено по: [2; 3; 14].
востребованности производственными отраслями экономики (далее - анализ профессионального образования) [13], о чем свидетельствует приведенная ниже таблица 2.
Как видно из данной таблицы, структура контрольных цифр приема граждан на обучение за счет средств областного бюджета (далее - КЦП) ориентирована на среднее профессиональное образование (далее - СПО) специалистов, тогда как наибольшая потребность сложилась по СПО рабочих.
Аналогичный дисбаланс наблюдался и в разрезе специальностей - наибольшее несоответствие КЦП потребностям экономики сложилось по поварам, кондитерам, парикмахерам, экономистам, бухгалтерам (рис. 2).
Одной из основных причин наблюдаемого дисбаланса между формируемыми КЦП и реальной нуждаемостью в кадрах является предоставление предприятиями Волгоградской области в учреждения СПО заявок о потребности в специалистах, не подтвержденных планом хозяйственной деятельности предприятия. Этому способствовало указание в заявках предприятий условия приема на ра-
боту «при наличии свободных мест», что не предполагает обязательств со стороны потенциального работодателя.
Следствием такого попустительства стало утверждение КЦП, не соответствующих потребностям хозяйствующих субъектов региона, а основной определяющий фактор выразился в стремлении обеспечить профессиональные образовательные учреждения объемом и структурой подготавливаемых специалистов в соответствии с их потенциалом в целях поддержки уровня контингента обучающихся.
Вышеуказанные факторы, по мнению КСП, ограничивают доступность государственных услуг для выпускников образовательных учреждений СПО, ищущих работу впервые. В результате Волгоградская область имеет низкий процент трудоустройства выпускников средних профессиональных учебных заведений.
По результатам проведенного анализа профессионального образования КСП был разработан и рекомендован комплекс мероприятий, направленный на совершенство-
Таблица 2
Сравнительный анализ структуры контрольных цифр приема и заявленного работодателями требования к уровню образования за 2016 год
Уровень образования Потребность в кадрах на 2016 г. КЦП на 2016 г. Расхождение (- недостаток; + избыток), (гр. 2-гр. 4)
чел. % чел. % чел.
СПО специалисты 1 884 15,8 6 151 64,3 + 4 267
СПО рабочие 10 011 84,2 3 412 35,7 - 6 599
ИТОГО СПО 11 895 100 9 563 100 - 2 332
Примечание. Составлено по: [13-15; 17].
730
■ потребность экономики, ед. ■ КЦП, ед. Рис. 2. Сравнительный анализ структуры контрольных цифр приема и заявленной потребности
в разрезе специальностей подготовки (выборочно) Примечание. Составлено по: [13-15; 17].
вание действующей в регионе нормативной правовой базы, регулирующей вопросы формирования прогноза, в целях отражения реальной потребности области в кадрах и формирования КЦП, соответствующих запросам работодателей.
Кроме того, рекомендации КСП касались организации с хозяйствующими субъектами региона не формального взаимодействия, а определяющего конкретные обязательства со стороны предприятий и организаций области.
На настоящий момент устранены многие выявленные недостатки, кроме того, наблюдается положительная динамика в развитии государственно-частного партнерства в регионе [17].
Еще одним фактором, приводящим к дисбалансу спроса и предложения рабочей силы, является то, что обучение безработных граждан, осуществляемое по линии государственной службы занятости, также не всегда производится по профессиям (специальностям), являющимся приоритетными для Волгоградской области.
Например, наибольшее количество обученных в 2015 г. безработных по направлению центра занятости Волгограда прошли профессиональное обучение по профессии «кладовщик» (110 человек) и повысили квалификацию по специальности «торговый и складской учет» (104 человека), из них по специальности трудоустроились соответственно 11 (10 %) и 23 человека (22,1 %).
При этом согласно прогнозу потребностей регионального рынка труда в рабочих и специалистах, необходимых отраслям экономики Волгоградской области, сформированному комитетом по труду и занятости населения Волгоградской области (далее - Облком-труд) на 2016-2022 гг., профессия (специальность) «кладовщик» («торговый и складской учет») наименее востребована. С начала 2016 г. по Волгограду на должность заведующего складом требовался всего 1 человек (при этом с высшим образованием) [15].
В списке 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденном приказом Минт-рудсоцзащиты РФ от 02.11.2015 № 831, указанные профессии также отсутствуют [12].
И, наоборот, для обеспечения кадровой потребности (5 474 чел.) в специальностях, реально заявленных хозяйствующими субъектами, центры занятости направили на обучение лишь 59 человек (1,1 %), или 3,5 % от общего количества обученных в I полугодии
2016 года.
Это свидетельствует о том, что механизмы выбора подготавливаемых за счет бюджета профессий (специальностей) фактически не предусматривают их реальную востребованность на рынке труда и, по сути, носят формальный характер.
О наличии проблем в сфере обеспечения реального сектора экономики востребованными кадрами и необходимости комплексного их решения указывалось в утвержденной 9 лет назад Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области: «...система профессионального образования не полностью соответствует структуре потребностей рынка труда...», «...главной задачей... является обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы...», «...главными составляющими механизма реализации Стратегии должны стать... развитие эффективных форм государственно-частного партнерства...» [8].
Как показал аудит, проблемы, озвученные в Стратегии СЭР Волгоградской области, не исчезли, что говорит о декларативном характере этого документа, не определяющем механизма решения обозначенных им проблем.
При этом, как было выявлено в ходе аудита, Волгоградская область обладает значительным потенциалом решения обозначенных проблем занятости, например, путем развития сельскохозяйственного сектора экономики.
Напомним, что Волгоградская область по результатам 2016 г. заняла 5-е место в России по производству подсолнечника и 6-е место - по производству зерна. При этом уже в
2017 г., получив рекордный за последние 39 лет урожай (5,6 млн т зерна), Волгоградская область вышла на 4-е место по сбору зерновых [1; 16].
Волгоградская область является регионом-донором по производству зерновых. В области ежегодно производится количество зерна, достаточное не только для собственных
нужд (1,5 млн т), но и для продажи за пределы региона (1-3 млн т).
Кроме того, Волгоградская область является одним из лидеров (2-е место по России в 2016 г.) по производству овощных, бахчевых и плодово-ягодных культур.
За 2013-2017 гг. объемы производства зерна в области увеличились на 2 562,8 тыс. т (на 83 %), овощей - на 232,1 тыс. т (на 29,1 %) [3]. Однако Волгоградская область, являясь крупным производителем зерновых и овощей, испытывает недостаток мощностей по их хранению и переработке, вследствие чего на переработку направляется лишь 4-7 % от собранного урожая.
Это свидетельствует об отсутствии в области эффективных мер государственной поддержки предприятий, направленных на создание достаточного объема производственных мощностей по хранению и переработке производимой ими продукции. Поэтому одним из направлений развития в этой отрасли может стать развитие оптово-распределитель-ных (логистических) центров, а также создание, реконструкция, модернизация предприятий по хранению и переработке зерновых и плодоовощной продукции.
Необходимо отметить, что данная ситуация характерна и для страны в целом.
Палата подсчитала, что переработка всего продовольственного зерна и продукции овощеводства, собранных в Волгоградской области, на региональных предприятиях позволит дополнительно создать порядка 18 тысяч рабочих мест, сократив численность безработных (73,7 тыс. чел. в январе 2018 г. по данным Росстата) на 24,4 %.
Трудовая занятость такого количества граждан только за счет отчислений от НДФЛ, экономии по отдельным социальным выплатам и взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения может принести экономический эффект областному бюджету более 1 млрд руб. ежегодно.
О необходимости решения этой проблемы шла речь на прошедшем в Ростове-на-Дону заседании круглого стола «Перспективы зернового рынка на Юге России: возможности и ограничения», организованном журналом «Эксперт ЮГ» при поддержке банка «Кубань Кредит». В дискуссии приняли участие
не только донские аграрии, но и представители отрасли из Воронежской, Белгородской областей, Республики Крым.
На заседании отмечено, что не более 5 % зерна, выращенного в последние годы, перерабатывается в России.
Практически все участники круглого стола убеждены, что в России необходимо развивать собственную мукомольную промышленность и экспортировать уже муку. Яркий пример - Турция, которая, по сути, в последние годы за счет российского зерна превратилась в главную «мельницу» Европы (вместе с Казахстаном - 45 % мирового рынка), поставляя продукцию в 100 стран мира [18].
Развитие перерабатывающих отраслей в сельском хозяйстве Волгоградской области способно не только увеличить уровень занятости, но и осуществить импортозамещение продуктов питания, минимизировать сезонный скачок цен на них и обеспечить жителей области качественными продуктами питания.
В этой связи и в целях минимизации негативного влияния отдельных аспектов социально-экономического состояния регионов на занятость населения не только возникает потребность в усилении роли государственной службы занятости, но и важнейшее значение приобретает объединение усилий всех участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий, влияющих на занятость населения.
Исходя из изложенного, на одном из заседаний Экспертного совета был озвучен вывод о необходимости наличия действенного механизма реализации кадровой политики Волгоградской области, объединяющего и координирующего усилия всех участников рынка труда при реализации мероприятий по содействию занятости населения (в том числе по обеспечению сбалансированности спроса и предложения на рынке труда), а также устанавливающего ответственность участников рынка труда.
Также в качестве прочих наиболее явных и «лежащих на поверхности» проблем проведенным исследованием были отмечены следующие факторы, ограничивающие доступность и усложняющие оказание государственных услуг по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников:
- сегментированность банка вакансий государственной службы занятости, выраженная в ограничении доступа для центров занятости муниципальных районов Волгоградской области к базам вакансий центров занятости других муниципальных районов, что является серьезным ограничивающим фактором и отрицательно сказывается на качестве оказываемых услуг;
- неактуальность банка вакансий государственной службы занятости.
Основную долю отказов работодателей в трудоустройстве граждан составляют отказы ввиду отсутствия вакансии, непрохождения по конкурсу, несоответствующего работодателю уровня квалификации соискателя (табл. 3).
Главной причиной этому послужила нормативная неурегулированность процедуры ответственности работодателей за достоверность информации, предоставляемой в государственную службу занятости о вакансиях (закрытия и открытия вакансий, наличие или отсутствие предъявляемых к соискателю требований и т. п.).
- Неполнота банка вакансий.
Более половины работодателей не исполняют обязанность, установленную п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости), по предоставлению информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости.
Так, при 37 141 работодателе Волгоградской области, использующем наемный труд, в 2015 г. в службу занятости Волгоградской области предоставили информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должнос-
тях 16 252 работодателя (43,8 %), за I полугодие 2016 г. - 16 200 работодателей (43,6 %).
При этом число работодателей, привлеченных в соответствии со ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) к административной ответственности за неисполнение указанной обязанности, крайне мало, что обусловлено (по мнению Облкомтруда) ограниченными КоАПом РФ возможностями привлечения к административной ответственности работодателей, нарушивших указанную обязанность, согласно которым к уполномоченным составлять административные протоколы за указанное нарушение относятся только должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ [4].
В 2015 г. из 1 192 работодателей, не исполнивших указанную обязанность, привлечено к административной ответственности 306, или 25,7 %, в I полугодии 2016 г. из 2 638 работодателей привлечено к ответственности 255, или 9,7%.
По мнению КСП, расширение круга лиц, уполномоченных составлять административные протоколы за указанное нарушение (например, работниками центров занятости, не являющимися должностными лицами органов исполнительной власти), позволило бы значительно увеличить банк вакансий, что могло бы привести к улучшению ситуации на рынке труда.
Очевидно, что указанные проблемы формирования и использования банка вакансий государственной службы занятости приводят к снижению привлекательности государственной службы занятости для граждан, ищущих работу.
Так, по данным проводимого Минтрудом России в соответствии со ст. 7 Закона о заня-
Таблица 3
Анализ отдельных причин отказов работодателей в трудоустройстве граждан
(на примере двух ЦЗН)
Причина отказа Центр занятости Волгограда Центр занятости Городи-щенского района
март 2015 г. март 2016 г. 2015 г. I полугодие 2016 г.
Отсутствие вакансии, % 24,6 20,9 32,5 28,7
Не прошел по конкурсу, % 48,5 52,0 21,4 34,5
Несоответствующий уровень квалификации, % 20,8 19,8 25,0 19,2
Примечание. Составлено по: [14].
тости мониторинга и оценки качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, доля безработных граждан (определяемой по методологии МОТ), использующих в качестве способа поиска работы обращение в государственную службу занятости, в 2014 г. составила 26,3 %, в 2015 г. уменьшилась до 18,1 % [6].
О низкой привлекательности свидетельствует и низкое количество стоящих на учете в государственной службе безработных граждан в сравнении с количеством безработных граждан, определяемым по методологии МОТ (табл. 4).
Низкая обращаемость граждан в государственную службу занятости свидетельствует о том, что имеющийся в ней банк вакансий требует совершенствования, так как не способен удовлетворить потребность ищущих работу граждан.
Вместе с тем и имеющийся состав безработных, стоящих на учете в службе занятости, не способен удовлетворить потребность работодателей в кадровых ресурсах. Так, на одного безработного, зарегистрированного в государственной службе занятости Волгоградской области, на 01.01.2016 приходилось 2,2 вакансии, на 01.07.2016 - 3 вакансии, на 01.10.2016 - 3,1 вакансии. Иными словами, государственная служба занятости Волгоградской области ощущает «нехватку» безработных.
При этом на коммерческих ресурсах по поиску работы складывается обратная ситуация. Например, на одну вакансию, размещенную на сайте avito.ru на 09.08.2016, приходилось 6,7 соискателя, на 10.10.2016 - 7,8 соискателя.
В ходе аудита члены Экспертного совета пришли к выводу, что вышеуказанные недостатки при оказании государственных услуг населению Волгоградской области являются лишь отражением более глубоких и системных ошибок в подходах к организации государственной политики в области занятости в регионе.
По результатам проведенного аудита палатой разработан и направлен Губернатору Волгоградской области ряд рекомендаций, нацеленных на повышение эффективности государственной политики в сфере занятости, реализуемой в Волгоградской области. В настоящее время по результатам реализации рекомендаций КСП в регионе проведена следующая работа и достигнуты результаты (см. табл. 5).
По мнению контрольно-счетной палаты Волгоградской области, реализация указанных в статье рекомендаций позволит скоординировать деятельность органов исполнительной власти региона и других участников рынка труда, а также приведет к организации работы, направленной на обеспечение потребности работодателей в необходимых кадрах, соответствию профессионально-квалификационного состава безработных потребностям экономики региона, что определенно будет содействовать снижению уровня безработицы и позволит увеличить объем поступлений налоговых платежей в бюджет от налога на доходы физических лиц, а также сэкономить бюджетные средства на социальную помощь и на обязательное медицинское страхование неработающего населения Волгоградской области.
Среднегодовое количество безработных граждан в Волгоградской области за 2015-2017 гг.
Показатели В среднем за 2015 г. В среднем за 2016 г. В среднем за 2017 г.
Количество безработных по методологии МОТ, тыс. чел. 95,0 88,0 76,8
Количество безработных на учете в службе занятости, тыс. чел. 15,2 13,9 11,1
Доля безработных, учтенных службой занятости, в общем количестве безработных (по методологии МОТ), % 16,0 15,8 14,5
Таблица 4
Примечание. Составлено по: [2; 3; 14].
Таблица 5
Рекомендации КСП и принятые в целях их реализации меры
№ п/п Предложения КСП Достигнутые результаты
1 Разработать Концепцию развития трудовых ресурсов Волгоградской области, объединяющую и координирующую усилия всех участников рынка труда в области занятости населения (органов госвласти, местного самоуправления, представителей работников, работодателей) и устанавливающую: - цели и направления кадровой политики Волгоградской области; - взаимодействие и ответственность участников рынка труда; - координирующий орган исполнительной власти В настоящее время в Волгоградской области разработана и Постановлением Губернатора от 10.08.2017 № 502 утверждена Концепция развития трудовых ресурсов Волгоградской области на 20172025 гг. Целью создания Концепции является систематизация мер, направленных на совершенствование системы формирования и использования трудовых ресурсов, способных обеспечить успешное социально-экономическое развитие Волгоградской области и повышение благосостояния жителей региона. План мероприятий по реализации указанной Концепции утвержден 20.09.2017 совместным приказом 12-ти комитетов Волгоградской области, являющихся соисполнителями реализации Концепции. Координатором реализации Концепции определен Облкомтруд
2 Разработать комплекс мероприятий, направленных на привлечение предприятий и организаций к сотрудничеству в сфере СПО, используя положительный опыт других субъектов РФ (создание отраслевых советов, определение якорных работодателей, выдачу образовательных займов), вовлечение учащихся организаций СПО Волгоградской области в трудовую деятельность, применение профессионального обучения старшеклассников Органами исполнительной власти Волгоградской области совместно разработана и утверждена Дорожная карта по содействию в обеспечении промышленных предприятий Волгоградской области кадрами, в которую включены мероприятия, направленные на решение следующих вопросов: - реализация механизмов прогнозирования потребности в кадрах; - создание и поддержка функционирования материально-технической базы и информационно-коммуникационной инфраструктуры; - обеспечение навигации по востребованным и перспективным специальностям и профессиям и перспективным направлениям дополнительного образования детей; - реализация механизмов практикоориентированного (дуального) образования - подготовки рабочих и инженерных кадров; - реализация механизмов подготовки инженерных кадров для высокотехнологичных производств; - реализация межведомственного целевого проекта «Промышленности - достойные кадры». По оперативным данным о ходе реализации указанной Дорожной карты, полученным палатой в конце 2017 г., проведена следующая работа: - на базе ряда промышленных предприятий Волгоградской области созданы структурные подразделения профессиональных образовательных организаций в целях повышения качества профессиональной подготовки выпускников посредством осуществления практической подготовки обучающихся с использованием современного оборудования; - проведение ежегодного областного образовательного форума с массовым привлечением школьников, являющегося площадкой для профессионального общения и обмена опытом участников образовательного процесса, как одно из направлений профориента-ционной работы; - проведение в рамках «дней открытых дверей» мастер-классов для обучающихся общеобразовательных организаций с использованием учебно-материальной базы учебных мастерских и лабораторий профессиональных образовательных организаций региона
Продолжение таблицы 5
№ п/п Предложения КСП Достигнутые результаты
3 Внести изменения в документы, регламентирующие оказание отдельных государственных услуг и мероприятий в сфере занятости, нацеленные на повышение занятости и экономность использования средств областного бюджета, обеспечивающие выбор профессий (специальностей) для организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан исходя из востребованности на рынке труда Волгоградской области Начиная с 2017 г. перечень приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан формируется не только в соответствии с мониторингом спроса-предложения рабочей силы на регистрируемом рынке труда Волгоградской области, но и с прогнозом потребностей регионального рынка труда в рабочих и специалистах, необходимых отраслям экономики Волгоградской области, в том числе в которых реализуются инвестиционные проекты. Кроме того, в рамках межведомственного целевого проекта «Промышленности - достойные кадры» в феврале 2017 г. Облкомтру-дом при участии комитета промышленности и торговли Волгоградской области организован и проведен сбор заявок от промышленных предприятий Волгоградской области на целевую подготовку квалифицированных кадров из числа безработных граждан по направлению органов службы занятости населения Волгоградской области за счет средств областного бюджета. В первом квартале 2017 г. от работодателей Волгоградской области в Облкомтруд поступили заявки на организацию профессионального обучения 300 человек из числа безработных граждан для последующего гарантированного трудоустройства. Наибольшее количество заявок поступило на подготовку шлифовщиков, наладчиков шлифовальных станков, токарей, наладчиков автоматов и полуавтоматов, укладчиков-упаковщиков. Реализация проекта поможет решить проблему кадрового обеспечения промышленных предприятий, с одной стороны, и обеспечит занятость граждан, с другой стороны [5]
4 Рассмотреть вопрос внесения в Социальный кодекс Волгоградской области изменений, ограничивающих возможность безработных граждан на получение государственной социальной помощи в случае отказа от двух вариантов подходящей работы по собственной инициативе (по аналогии с прекращением выплаты по безработице) Облкомтрудом совместно с комитетом социальной защиты населения Волгоградской области проводится работа по определению механизма выявления безработных граждан трудоспособного возраста, являющихся получателями мер государственной социальной помощи и поддержки, состоящих на учете в службе занятости населения, а также механизма обмена соответствующей информацией между органами социальной защиты населения и органами службы занятости населения. Кроме того, по результатам проведенной работы ведомства пришли к выводу, что целесообразно учитывать не только граждан, отказавшихся от двух вариантов подходящей работы по собственной инициативе, а всех безработных граждан, имеющих приостановку выплаты пособия по безработице, поскольку такая приостановка возможна только по вине гражданина. Для реализации возможности получения вышеуказанной информации Облкомтрудом в настоящее время дорабатывается информационная система «Автоматизированная система службы занятости населения Волгоградской области», что обеспечит предоставление сведений по данной категории граждан посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ 3) уже в 2018 году
Окончание таблицы 5
№ п/п Предложения КСП Достигнутые результаты
5 Рекомендовать органам местного самоуправления Волгоградской области рассмотреть вопрос о включении в муниципальные программы по благоустройству территорий положений об обязательном привлечении к временным работам несовершеннолетних граждан Облкомтрудом в адрес муниципальных образований Волгоградской области направлены письма, в которых к мероприятиям по временной занятости несовершеннолетних рекомендовано привлекать работодателей из числа сельхозтоваропроизводителей, а также организаций, занимающихся благоустройством территорий. По инициативе Облкомтруда вопрос участия муниципалитетов в организации временной занятости несовершеннолетних рассматривался на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области. По итогам заседания 30.06.2017 постановлением указанной Комиссии органам местного самоуправления Волгоградской области рекомендовано провести рабочие встречи, совещания с участием глав сельских поселений и работодателями, осуществляющими деятельность на территории муниципального района, городского округа, сельского (городского) поселения (крестьянско-фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели, агропромышленные предприятия, муниципальные учреждения, занимающиеся благоустройством территории, управляющие компании, другие хозяйствующие субъекты), на которых проработать вопросы временного трудоустройства подростков по направлению центров занятости населения
6 Провести работу по повышению доступности государственных услуг для граждан, обратившихся в государственную службу занятости, в том числе устранить причины, повлекшие сег-ментированность банка вакансий в пределах одного муниципального образования С 26.10.2016 начата промышленная эксплуатация программного комплекса «Катарсис»-8 в службе занятости населения Волгоградской области, который снимает вопрос о сегментированности банка вакансий. В настоящее время центры занятости населения, независимо от территориальной принадлежности, располагают общеобластным банком вакансий, что позволяет специалистам центров предлагать гражданам вакансии не только на территории одного муниципального образования, но и всей Волгоградской области в целом
7 Внести изменения в документы, обеспечивающие взаимодействие с муниципальными образованиями, в которых планируется организация оплачиваемых общественных работ, в части своевременного определения муниципальными образованиями объемов и видов таких работ исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения Начиная с 2017 г. приказ Облкомтруда об организации проведения общественных работ в Волгоградской области дополнен рекомендацией органам местного самоуправления принимать нормативные правовые акты об организации и финансировании проведения общественных работ до 28 февраля соответствующего года. Данные изменения направлены на своевременное определение органами местного самоуправления видов и объемов общественных работ исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории, а также с учетом количества и состава незанятого населения
8 Внести изменения в документы, регламентирующие оказание отдельных государственных услуг и мероприятий в сфере занятости, нацеленные на повышение занятости и экономность использования средств областного бюджета, обеспечивающие контроль за трудоустройством безработных граждан, получивших государственную услугу по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по полученной профессии (специальности) В целях ежемесячного контроля за трудоустройством безработных граждан, получивших государственную услугу по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, Облкомтрудом утверждена форма отчетности «Мониторинг трудоустройства безработных граждан, завершивших обучение по направлению органов службы занятости населения». Кроме того, система показателей оценки деятельности государственных казенных учреждений службы занятости населения Волгоградской области дополнена показателем «доля граждан, трудоустроенных после завершения профессионального обучения по профессии обучения», который рассчитывается как отношение (в процентах) численности безработных граждан, трудоустроенных после завершения профессионального обучения по профессии обучения, к общей численности завершивших профессиональное обучение безработных граждан
Примечание. Составлено по: [5; 14].
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Волгоградская область. Итоги сельскохозяйственного года. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://rus.vrw.ru/page/volgogradskaja-oblast-itogi-selskohozjajstvennogo-goda. - Загл. с экрана.
2. Волгоградская область в цифрах. 2015 : крат. сб. - Волгоград : Волгоградстат, 2016. - 376 с. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// volgastat.gks.ru/EF2E2FCB-C8DD-4835-84E1-4B75F0DAF7DD/FinalDownload/DownloadId-419B48684F24E376089680D1BF8BE702/EF2E2FCB-C8DD-4835-84E1-4B75F0DAF7DD/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/volgastat/resources/496654004c93af9c 9 3 19 9 3 7dff7d05ed/%D0%9E%D0%B1% D0%BB%D0 %B 0%D 1 % 8 1 %D 1 %82 %D 1 % 8C+%D0%B2+%D1%86%D0%B8%D1%84%D 1%80% D0%B0%D1%85_2016.pdf. - Загл. с экрана.
3. Волгоградская область в цифрах. 2017 : крат. сб. - Волгоград : Волгоградстат, 2018. - 374 с. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// volgastat.gks.ru/EF2E2FCB-C8DD-4835-84E1-4B75F0DAF7DD/FinalDownload/DownloadId-4F5FB76E323D037D0CD7DFAE15A4B18E/ EF2E2FCB-C8DD-4835-84E1 -4B75F0DAF7DD/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/volgastat/resources/bacce 3804560f219910cdfc4d78fa45b/002_2017.pdf. - Загл. с экрана.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N° 195-ФЗ (ст. 19.7). - Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
5. Межведомственный целевой проект «Промышленности - достойные кадры» стартовал в Волгоградской области. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://ktzn.volgograd.ru/current-activity/ cooperation/news/137542/?sphrase_id=217079. - Загл. с экрана.
6. Мониторинг и оценка качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения (по итогам деятельности органов службы занятости в 2015 году). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://rosmintrud.ru/ docs/mintrud/migration/58. - Загл. с экрана.
7. О занятости населения в Российской Федерации : закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года : закон Волгоградской области от 21.11.2008 № 1778-ОД. -Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
9. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие кадровой политики Белгородской области на 2014-2020 годы» : постановление Правительства Белгородской обла-
сти от 30.12.2013 № 530-пп. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014-2020 годах» : постановление Правительства Волгоградской области от 23.12.2013 № 767-п. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении Плана реализации государственной программы Белгородской области «Развитие кадровой политики Белгородской области на 20142020 годы» на 2015 год : распоряжение Правительства Белгородской области от 16.11.2015 № 589-рп. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования : приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 831. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Отчет о результатах анализа профессионального образования Волгоградской области в части количества и структуры подготавливаемых специалистов, их востребованности производственными отраслями экономики за 2013 и 2014 годы и истекший период 2015 года, утвержденный постановлением Коллегии контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 15.12.2015 № 30/1. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. ksp34.ru/activity/analitics/. - Загл. с экрана.
14. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит реализации мероприятий государственной политики Волгоградской области в области содействия занятости населения Волгоградской области за 2015 год и текущий период 2016 года», утвержденный постановлением Коллегии контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 02.11.2016 № 22/1. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.ksp34.ru/activity/control_ measures/2016_god2/. - Загл. с экрана.
15. Прогноз потребностей регионального рынка труда в рабочих и специалистах, необходимых отраслям экономики Волгоградской области, в том числе в которых реализуются инвестиционные проекты. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://ktzn.volgograd.ru/current-activity/ analytics/3989/? SHOWALL_1=1. - Загл. с экрана.
16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017 : стат. сб. / Росстат. - М., 2017. -1402 с. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_11386 23506156. - Загл. с экрана.
17. Татаринцев, М. Е. Контрольно-счетная палата Волгоградской области: подготовка кадров в со-
ответствии с реальной потребностью региона - залог эффективности бюджетных расходов / М. Е. Татаринцев, К. Г. Юрченко // Вестник АКСОР. - 2017. -№ 2(42). - С. 63-68.
18. Экспорт зерна упирается в производителя / С. Кисин // Эксперт Юг. - 2016. - № 4 (390). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// expert.ru/south/2016/04/eksport-zema-upiraetsya-v-proizvoditelya/. - Загл. с экрана.
REFERENCES
1. Volgogradskaya oblast. ltogi selskohozyaystvennogo goda [Volgograd region. Results of the agricultural year]. URL: http://rus.vrw.ru/page/ volgogradskaja-oblast-itogi-selskohozjajstvennogo-goda.
2. Volgogradskaya oblast v tsifrah. 2015: krat. sb. [Volgograd region in numbers. 2015]. Volgograd, Volgogradstat Publ., 2016. 376 p. URL: http:// volgastat.gks.ru/EF2E2FCB-C8DD-4835-84E1-4B75F0DAF7DD/FinalDownload/DownloadId-419B48684F24E376089680D1BF8BE702/EF2E2FCB-C8DD-4835-84E1-4B75F0DAF7DD/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/volgastat/resources/496654004c93af 9c9319937dff7d05ed/%D0%9E% D0%B1%D 0%BB%D0%B0%D 1 % 8 1 %D 1 %82%D 1 %8 C+%D0%B2+%D1% 86%D0 %B8%D1%84%D1%80 %D0%B0%D 1 %85_2016.pdf.
3. Volgogradskaya oblast v tsifrah. 2017: krat. sb. [Volgograd region in numbers. 2015]. Volgograd, Volgogradstat, 2018. 374 p. URL: http:// volgastat.gks.ru/EF2E2FCB-C8DD-4835-84E1-4B75F0DAF7DD/FinalDownload/DownloadId-4F5FB76E323D037D0CD7DFAE15A4B18E/ EF2E2FCB-C8DD-4835-84E1 -4B75F0DAF7DD/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/volgastat/resources/bacce 3804560f219910cdfc4d78fa45b/002_2017.pdf.
4. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (st. 19.7) [Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 No. 195-FZ (Art. 19.7)]. ATP Consultant Plus.
5. Mezhvedomstvennyy tselevoy proekt «Promyshlennosti - dostoynye kadry» startoval v Volgogradskoy oblasti [The inter-agency target project "Industry - Decent Personnel" was launched in the Volgograd region]. URL: http://ktzn.volgograd. ru/current-activity/cooperation/news/137542/ ?sphrase_id=217079.
6. Monitoring i otsenka kachestva i dostupnosti gosudarstvennyh uslug v oblasti sodeystviya zanyatosti naseleniya (po itogam deyatelnosti organov sluzhby zanyatosti v 2015 godu) [Monitoring and evaluation of the quality and availability of public services in the field of
employment promotion (following the results of the activities of the employment service bodies in 2015)]. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/58.
7. O zanyatosti naseleniya v Rossiyskoy Federatsii. Zakon RF ot 19.04.1991 № 1032-1 [On employment of the population in the Russian Federation. Law of the Russian Federation of April 19, 1991 No. 1032-1]. ATP ConsultantPlus.
8. O strategii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Volgogradskoy oblasti do 2025 goda. Zakon Volgogradskoy oblasti ot 21.11.2008 № 1778-OD [About the Strategy of social and economic development of the Volgograd region until 2025. The law ofthe Volgograd region from 21.11.2008 №> 1778-OD]. ATP ConsultantPlus.
9. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Belgorodskoy oblasti «Razvitiye kadrovoy politiki Belgorodskoy oblasti na 2014-2020 gody». Postanovleniye Pravitelstva Belgorodskoy oblasti ot 30.12.2013 № 530-pp [On approval of the state program of the Belgorod region "Development of the personnel policy of the Belgorod region for 2014-2020". Resolution of the Government of the Belgorod Region of30.12.2013 No. 530-PP]. ATP ConsultantPlus.
10. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Volgogradskoy oblasti «Sodeystviye zanyatosti naseleniya. uluchsheniye usloviy i okhrany truda v Volgogradskoy oblasti v 20142020 godakh»: postanovleniye Pravitelstva Volgogradskoy oblasti ot 23.12.2013 № 767-p [On approval of the state program of the Volgograd region "Promotion of employment, improvement of working conditions and labor protection in the Volgograd region in 2014-2020"]. ATP ConsultantPlus.
11. Ob utverzhdenii Plana realizatsii gosudarstvennoy programmy Belgorodskoy oblasti «Razvitiye kadrovoy politiki Belgorodskoy oblasti na 2014-2020 gody» na 2015 god. Rasporyazheniye Pravitelstva Belgorodskoy oblasti ot 16.11.2015 № 589-rp [On approval of the Plan for the implementation of the state program of the Belgorod region "Development of personnel policy of the Belgorod region for 2014-2020" for 2015. The order of the Government of the Belgorod region ofNovember 16, 2015 No. 589-rp]. ATP ConsultantPlus.
12. Ob utverzhdenii spiska 50 naiboleye vostrebovannyh na rynke truda, novyh i perspektivnyh professiy, trebuyushchih srednego professionalnogo obrazovaniya. Prikaz Mintruda Rossii ot 02.11.2015 № 831 [On approval of the list of the 50 most demanded in the labor market, new and promising professions requiring secondary vocational education. Order of the Ministry of Labor of Russia of 02.11.2015 No. 831]. ATP ConsultantPlus.
13. Otchet o rezultatah analiza professionalnogo obrazovaniya Volgogradskoy oblasti v chasti
kolichestva i struktury podgotavlivayemyh spetsialistov, ih vostrebovannosti proizvodstvennymi otraslyami ekonomiki za 2013 i 2014 gody i istekshiy period 2015 goda, utverzhdennyy postanovleniyem Kollegii kontrolno-schetnoy palaty Volgogradskoy oblasti ot 15.12.2015 № 30/1 [Report on the results of the analysis of vocational education of the Volgograd region in terms of the number and structure of trained specialists, their relevance by the manufacturing sectors of the economy for 2013 and 2014 and the past period of 2015, approved by a resolution of the Board of the Audit Chamber ofthe Volgograd Region of 15.12.2015 No. 30/1]. URL: http://www.ksp34.ru/activity/analitics.
14. Otchet o rezultatah kontrolnogo meropriyatiya «Audit realizatsii meropriyatiy gosudarstvennoy politiki Volgogradskoy oblasti v oblasti sodeystviya zanyatosti naseleniya Volgogradskoy oblasti za 2015 god i tekushchiy period 2016 goda», utverzhdennyy postanovleniyem Kollegii kontrolno-schetnoy palaty Volgogradskoy oblasti ot 02.11.2016 № 22/1 [Report on the results of the audit event "Audit of the implementation of state policy measures in the Volgograd region in the field of employment promotion in the Volgograd region for 2015 and the current period of 2016", approved by the resolution of the Board of the Audit Chamber of the Volgograd region of02.11.2016 No. 22/1]. URL: http:// www. ksp34. ru/activity/control_measures/2016_god2.
15. Prognoz potrebnostey regionalnogo rynka truda v rabochih i spetsialistah, neobhodimyh otraslyam ekonomiki Volgogradskoy oblasti, v tom chisle v kotoryh realizuyutsya investitsionnyye proekty [Forecast the needs of the regional labor market for workers and specialists needed by the industries of the Volgograd region, including investment projects]. URL: http://ktzn.volgograd.ru/ current-activity/analytics/3989/? SHOWALL_1=1.
16. Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskiye pokazateli. 2017: stat. sb. [Regions of Russia. Socioeconomic indicators. 2017: A statistical compilation]. Moscow, Rosstat Publ., 2017. 1402 p. URL: http:// www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156.
17. Tatarintsev M.E., Yurchenko K. G. Kontrolno-schetnaya palata Volgogradskoy oblasti: podgotovka kadrov v sootvetstvii s realnoy potrebnostyu regiona -zalog effektivnosti byudzhetnykh raskhodov [Control and Audit Chamber of the Volgograd region: training in accordance with the real needs of the region - the key to the effectiveness of budget expenditures]. Vestnik AKSOR, 2017, no. 2 (42), pp. 63-68.
18. Eksport zerna upiraetsya v proizvoditelya [Exports of grain rests on the manufacturer]. Kisin S. Ekspert Jug, 2016, no. 4 (390). URL: http://expert.ru/ south/2016/04/eksport-zerna-upiraetsya-v-proizvoditelya/.
Information about the Authors
Mikhail E. Tatarintsev, Auditor, Control and Accounts Chamber of the Volgograd Region, Raboche-Krestyanskaya St., 30, 400074 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1483-9256
Karine G. Yurchenko, Senior Inspector of the Inspectorate for the Control of Expenditures on Health, Employment, Social Policy and Sport, Control and Accounts Chamber of the Volgograd Region, Raboche-Krestyanskaya St., 30, 400074 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8230-4002
Информация об авторах
Михаил Евгеньевич Татаринцев, аудитор, контрольно-счетная палата Волгоградской области, ул. Рабоче-Крестьянская, 30, 400074 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1483-9256
Каринэ Григорьевна Юрченко, старший инспектор инспекции по контролю расходов на здравоохранение, занятость населения, социальную политику и спорт, контрольно-счетная палата Волгоградской области, ул. Рабоче-Крестьянская, 30, 400074 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8230-4002