Научная статья на тему 'Государственная служба занятости как регулятор регионального рынка труда (на примере Волгоградской области)'

Государственная служба занятости как регулятор регионального рынка труда (на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1327
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФУНКЦИИ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ / БЕЗРАБОТИЦА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / PUBLIC SERVICE OF EMPLOYMENT / REGIONAL LABOR MARKET / STATE REGULATION / FUNCTIONS OF EMPLOYMENT SERVICES / STAFFING OF EMPLOYMENT SERVICES / UNEMPLOYMENT / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесниченко Мария Николаевна

Проводится анализ состояния регионального рынка труда в условиях экономического кризиса, обсуждаются результаты регулирования занятости населения государственными органами и учреждениями в Волгоградской области. Предлагаются меры усиления регулятивного воздействия исполнительной власти в целях снижения напряженности на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC SERVICE OF EMPLOYMENT AS A REGULATOR OF THE REGIONAL LABOR MARKET (THE VOLGOGRAD REGION EXAMPLE)

The analysis of regional labor market's situation in the conditions of the economic crisis is carried out, the regulation results of the population employment are discussed by the government bodies and establishments in the Volgograd region. Strengthening measures of regulatory influence of executive power are offered in order to decrease an intensity in labor market.

Текст научной работы на тему «Государственная служба занятости как регулятор регионального рынка труда (на примере Волгоградской области)»

УДК 331.52

ГОСУДАРСТВЕННАЯ «¡ЩУЖ ба занятости

КАК РЕГУЛЯТОР РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Колесн^енко аспирант, Волгоградский филиал Российской академии народного Мар¡я хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (400131,

Н^олаевна Россия, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8).

E-mail: [email protected] Аннотац¡я

Проводится анализ состояния регионального рынка труда в условиях экономического кризиса, обсуждаются результаты регулирования занятости населения государственными органами и учреждениями в Волгоградской области. Предлагаются меры усиления регулятивного воздействия исполнительной власти в целях снижения напряженности на рынке труда.

Ключевые слова: государственная служба занятости, региональный рынок труда, государственное регулирование, функции служб занятости, кадровое обеспечение служб занятости, безработица, трудоустройство.

Рынок труда является сложной социально-экономической системой, функционирование которой имеет свою специфику. Её отличительной особенностью является объект, в качестве которого выступает труд человека, не имеющий вещественной формы. Субъектами рынка труда выступают работники, работодатели, а также органы и учреждения Федеральной службы занятости населения.

По своей природе рынок труда относится к трудно управляемым объектам, а в современной России ситуация осложняется кризисным состоянием экономики, снижением жизненного уровня значительной части населения, противоречивым влиянием трудовой миграции. Эти и другие обстоятельства требуют проектирования и реализации программных действий на рынке труда и в сфере государственного управления им.

Как известно, государственная система управления рынком труда в нашей стране имеет трехуровневую структуру, которая включает: Федеральную службу по труду и занятости населения; региональные органы и учреждения службы занятости населения; городские и районные службы занятости.

Федеральная служба по труду и занятости населения как орган исполнительной власти призвана осуществлять следующие основные функции:

• контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;

• деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

• организация альтернативной гражданской службы;

• организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров [4].

Региональные службы занятости призваны исполнять роль связующего звена между федеральным органом и местными службами занятости. В их компетенцию входят следующие функции:

1. Осуществление первичного сбора информации и накопление опыта на региональном уровне.

2. Оказание технической и административной помощи местным службам занятости.

3. Координация взаимодействия на рынке труда с другими субъектами в процессе регулирования занятости в регионе [6].

Однако на региональные службы занятости должны быть, на наш взгляд, возложены и другие, более конкретные функции, а именно:

1. Организация двусторонней связи с предприятиями, учреждениями и организациями разных форм собственности, хозяйствования и ведомственной подчиненности, действующими в регионе.

2. Ведение учета вакантных рабочих мест в регионе, а также прием и консультация граждан по поводу получения работы.

3. Направление зарегистрированных безработных граждан на профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации, на выполнение оплачиваемых общественных работ, заключение договоров о трудоустройстве на условиях организованного набора рабочей силы.

4. Проведение экспертизы условий труда и осуществление контроля правильности предоставления льгот и компенсаций в связи с неблагоприятными условиями труда.

5. Контроль полноты, правильности и своевременности перечисления обязательных отчислений, средств на оплату труда работодателями, обязательных страховых взносов с заработка работников.

В деятельности городских центров занятости акцент делается на социально незащищенных слоях населения. В этих целях осуществляется ряд мер для отдельных категорий граждан: специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов; адаптация военнослужащих в гражданской среде; содействие развитию малого бизнеса; трудоустройство подростков; организация профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников.

Кроме этого, городские и районные центры занятости участвуют в решении региональных проблем рынка труда, таких, как регулирование миграции работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения.

Оценивая состояние теоретической, организационной и методической обеспеченности деятельности служб занятости на рынке труда в нашей стране, следует отметить, что сегодня существуют различные концепции и подходы.

Так, например, в работе А.А.Чумакова рассматриваются новые аспекты регулирования рынка труда, выступающие в качестве социально-экономического фактора экономической безопасности России, предлагаются меры по сокращению теневой занятости населения, стимулированию инвестиций и повышению регулирующей роли государства. [7] Региональный срез занятости населения в Южном федеральном округе также является предметом специального рассмотрения. В частности, Е.А. Стрельченко выявляет основные тенденции на рынке труда Ростовской области в условиях снижения экономической динамики. Особое внимание уделяется соответствию региональной политики занятости приоритетам государственной политики занятости [5].

На наш взгляд, проблема состоит в том, что при всем многообразии теоретических подходов, изучение деятельности государственных органов и учреждений занятости сводится к поиску способов снижения уровня безработицы и корректировкам социальной политики.

В проведенных исследованиях рассматриваются и анализируются статистические данные, но при этом не учитывается воздействие внешних и внутренних факторов на состояние и процессы функционирования рынка труда. Государственная служба занятости зачастую рассматривается лишь как институт, который должен поддерживать порядок на рынке труда, однако не учитывается и не анализируется роль государственной службы занятости как важнейшего рычага воспроизводства трудового потенциала населения.

Анализ положения на рынке труда Волгоградской области выявляет неоднозначность складывающейся ситуации. Среди регионов Южного федерального округа Волгоградская область в 2015 году находилась на третьем месте по уровню безработицы. Коэффициент напряженности на рынке труда, который отражает число соискателей на количество предложенных вакансий, в данном регионе составляет 0,34%, в то время как по Югу России этот показатель равен 0,9%, а по России в целом он составляет 0,8%.

Уровень регистрируемой безработицы в Волгоградской области на 1 ноября 2015 г. составил 0,99% от экономически активного населения, в то время как среднероссийский показатель равен 1,2% [2]. Но при этом следует отметить территориальную дифференциацию уровня регистрируемой безработицы. По данным Комитета по труду и занятости населения Волгоградской области уровень регистрируемой безработицы ниже среднеобластного отмечен лишь 11 центрами занятости, в то время как 24 центра занятости зафиксировали превышение среднеобластного показателя. Более того, в 7 центрах занятости зафиксирован уровень безработицы, который превышает среднеобластной практически в полтора раза. К ним относятся Клетский (1,93), Нехаевский (1,88), Чернышевский (1,67), Котовский (1,61), Даниловский (1,58), Светлоярский (1,53) и Ольховский районы (1,5) [2].

Таким образом, хотя в целом в Волгоградской области ситуация на рынка труда не является критической, о чем свидетельствуют показатели регистрируемой безработицы относительно ЮФО и России, но при этом более половины районов области страдают от высокого уровня регистрируемой безработицы. Во многом такая ситуация складывается из-за преобладания аграрного сектора в экономике этих районов, а также удаленности от областного центра и городских поселений.

Для сравнения обратимся к ситуации на региональном рынке труда Ростовской области. Как отмечает Е.А. Стрельникова, в 2014 году сохранялась стабильная ситуация. «Численность зарегистрированных безработных практически не изменилась - 17,9 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы сохранился на уровне 0,8% к численности экономически активного населения, что ниже среднероссийского уровня - 1,2% и среднего показателя по югу России - 0,9%. Напряженность на рынке труда по итогам года снизилась наряду с потребностями предприятий и организаций в работниках на 12,8% по сравнению с 2013 г. Однако в начале 2015 г. отмечен рост безработицы на предприятиях большинства отраслей региона. К маю 2015 г. уровень безработицы в Ростовской области составил 1,1%, а численность безработных выросла до 19,8 тыс. человек, что обусловлено общеэкономическими процессами - институциональными ограничениями, связанными с санкциями к российской экономике, а также кризисными макроэкономическими процессами - растущим уровнем инфляции, снижением реальных доходов населения» [5].

Положение на рынке труда в городских поселениях Волгоградской области также требует конкретного анализа и выработки адекватных мер.

Согласно данным Центра занятости населения города Камышина на 01.06.2015 года в службу занятости населения за содействием в поиске работы обратилось 2816 граждан, ищущих работу, проживающих в городском округе. Призна-

но безработными - 950 человек. На учете в службе занятости населения состоит 750 безработных граждан.

Уровень регистрируемой безработицы на ноябрь 2015 г. составил 1,28% от экономически активного населения, что несколько выше среднеобластного показателя. Вместе с тем в банке вакансий центра занятости было размещено 107 предложений от предприятий города. В основном востребованы рабочие специальности, требующие среднего специального образования. Потребность в рабочих специальностях обусловлена наличием 16 промышленных предприятий в городе. Кроме этого в городе требуются учителя и врачи, по большей части детские педиатры и узкопрофильные специалисты.

Согласно данным, предоставленным центром занятости за 10 месяцев 2015 года, трудоустроено 1669 граждан, что составляет 59,3% от числа обратившихся за содействием в трудоустройстве [3].

Проведенный анализ приводит к выводу, что сегодня службы занятости указанных регионов не в полном объеме справляются со своими функциями. Существует ряд проблем в деятельности данных учреждений, одной из основных является, на наш взгляд, отстраненность федерального Центра от решения проблем рынка труда и передача практически всех полномочий в регионы. Данный процесс начался еще в период кризиса 2007-2008 гг. и продолжается в настоящее время. В результате регионы вынуждены своими средствами решать проблемы занятости населения, лишь иногда получая дотации от государства.

Другой проблемой является кадровое обеспечение службы занятости. Как справедливо отмечают Горина Е.Е. и Шикина Е.А., в основном места в ней занимают люди, не имеющие необходимых знаний и навыков в данной сфере. Ситуация усугубляется еще и тем, что такие специалисты и в дальнейшем не проходят обучения, не повышают свою квалификацию [1]. Возможным решением этой проблемы, на наш взгляд, может служить направление для работы в службах занятости выпускников высших учебных заведений. Сегодня в вузах Волгоградской области и других регионов ЮФО ведется подготовка специалистов по таким направлениям, как «социальная работа», «управление персоналом», знания и умения которых могут быть применены в службах занятости населения. В целях привлечения бакалавров и магистров необходимо усовершенствовать организацию практики студентов и систему мотивации.

Следует, впрочем, признать ограниченность влияния на состояние рынка труда государственной службы занятости. Многие работодатели предпочитают самостоятельно вести поиск персонала, используя собственные отделы кадров. Это позволяет сделать выбор в достаточно короткие сроки и принимать решение о трудоустройстве после непосредственного общения с претендентами. В свою очередь соискатели во избежание бюрократических издержек общения с государственными структурами, изъявляют желание общаться с потенциальными работодателями напрямую, без посредников.

Конкуренцию центрам занятости составляют также коммерческие рекрутинго-вые и кадровые агентства, которые за определенную плату оказывают услуги по трудоустройству. И нередко соискатели готовы платить, чтобы быть уверенными в желаемом результате.

К сожалению, услуги, предоставляемые государственными службами занятости, зачастую не удовлетворяют запросы соискателей рабочих мест. Для иллюстрации возьмем волгоградское предприятие «Химпром», на котором по состоянию на середину сентября 2015 г. было сокращено 3349 человек. Однако только 249

работников встали на учет в Центр занятости населения, что составляет лишь 7% от числа уволенных [6].

На законодательном уровне закреплены обязательства предприятий предоставлять в службы занятости населения информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в соответствие со ст. 25 Закона Российской федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в ред. от 22.12.2014г.) «О занятости населения в Российской Федерации».

В Волгоградской области утвержден «Порядок предоставления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Волгоградской области», утвержденный Постановлением от 16.02.2007г. № 193 (в ред. Постановления Губернатора Волгоградской области от 01.09.2015 № 798). Но, как было выявлено в нашем исследовании, в городе Камышин не все предприятия предоставляют такую информацию, хотя руководители знают о том, что могут быть оштрафованы в случае невыполнения данных требований. Вместе с тем многие организации города с энтузиазмом сотрудничают с центром занятости. В их числе ООО «Комплект-21», ООО «Тамерлан», ООО «Камышинский текстиль».

Востребованными формами взаимодействия центра занятости и предприятий города стали ярмарки вакансий для конкретных предприятий. Замечено, что такой метод способствует более качественному трудоустройству, поскольку на ярмарке вакансий представители организаций могут дать больше информации о своих предприятиях, рассказать о социальных гарантиях, предусмотренных для работников, о том, в каких специалистах нуждается организация, об условиях работы, заработной плате и возможностях обучения специалистов непосредственно на предприятии. Другим преимуществом является возможность индивидуального подхода, который позволяет уделить каждому посетителю ярмарки больше времени, получить ответы на интересующие вопросы.

Резюмируя вышеизложенное, следует заключить, что на рынке труда в регионах ЮФО складывается сложная ситуация. Очевидно, что в настоящее время государственные система занятости населения оказывают позитивное влияние на его состояние, однако для снижения напряжённости на рынке труда необходима мобилизация организационных, методических и кадровых ресурсов.

Литература

1. Горина Е.Е., Шикина Е.А. Профессиональная обеспеченность кадровых служб в системе управления персоналом государственных служб занятости // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/06/3317 (дата обращения: 28.10.2015)

2. Комитет по труду и занятости населения Волгоградской области // [Электронный ресурс]. URL: http://ktzn.volganet.ru/ (дата обращения: 12.11.2015)

3. Официальный сайт ГКУ Волгоградской области "Центр занятости населения города Камышина" // [Электронный ресурс]: www.gszkam.ru (дата обращения: 09.11.2015)

4. Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости населения// [Электронный ресурс]: http://www.rostrud.ru/ (дата обращения: 15.11.2015)

5. Стрельченко Е.А. Институциональное стимулирование занятости на мезоуровне: тенденции и проблемы (на примере Ростовской области) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 4. С. 142-143.

6. Центр занятости населения города Волгограда // [Электронный ресурс]. URL: http://czn.volgadmin.ru/ (дата обращения: 09.11.2015)

7. Чумаков А.А. Современные аспекты регулирования рынка труда в контексте обеспечения экономической безопасности России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 4.

Kolesnichenko Mana Nikolaevna, Postgraduate at the department «Sociology of management», Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Volgograd branch (8, Gagarina str., Volgograd, 400131, Russian Federation). E-mail: [email protected].

PUBLIC SERVICE OF EMPLOYMENT AS A REGULATOR OF THE REGIONAL LABOR MARKET (THE VOLGOGRAD REGION EXAMPLE) Abstract

The analysis of regional labor market's situation in the conditions of the economic crisis is carried out, the regulation results of the population employment are discussed by the government bodies and establishments in the Volgograd region. Strengthening measures of regulatory influence of executive power are offered in order to decrease an intensity in labor market. Keywords: public service of employment, regional labor market, state regulation, functions of employment services, staffing of employment services, unemployment, employment.

УДК 32

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ! И ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ

соискатель кафедры политологии и этнополитики, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Аннотац¡я

Социальная депривация оказывает существенное деструктивное влияние на политическую социализацию граждан и их электоральное поведение. Процесс политической социализации, будучи составной частью общего социализационного процесса, предполагает инкорпорирование политических ценностей и идеологем в базовую иерархию осваиваемых индивидом социальных ценностей. Однако в условиях социальной депривации усвоенные политические ценности вступают в неразрешимое противоречие с реальностью реализации индивида в политическом поле. Эта идея последовательно и аргументировано излагается и обосновывается в данной статье.

Ключевые слова: политическая бедность, социальная депривация, политическая социализация, электоральное поведение, политическая культура.

В настоящем статье основной задачей выступает оценка влияния условий социальной депривации на формирование электоральных установок и поведения граждан. Прежде всего, речь идет о процессе политической социализации, в ходе которого и формируется субъект электорального поведения. Если остановиться на определении, то политическую социализацию можно охарактеризовать как процесс формирования политических ценностей и установок, присущих конкретному обществу. Благодаря политической социализации происходит и усвоение форм определенной политической культуры.

Смольянов Геннадий Иродионович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.