УДК 331.5.07
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ ТРУДА Е.С. Ноговицина
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003
e-mail: [email protected]
Поведен анализ деятельности Агентства по занятости населения и миграционной политике Камчатского края. Выявлены проблемы в области государственного регулирования рынка труда и содействия занятости, типичные для большинства регионов страны. Внесены предложения по совершенствованию деятельности служб занятости на региональных рынках труда.
Ключевые слова: рынок труда, служба занятости населения, трудоустройство, государственное регулирование рынка труда.
Basic directions ofactivity improvement of employment services at the regional labor markets.
E.S. Nogovitsyna (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)
Analysis of Employment and migration policy Agency activity in Kamchatka region is made. Problems of state labour-market control and employment assistance are typical for the most of national regions. We offer the ways of employment services activity improvement at regional labour- market.
Key words: labor market, employment services, job placement, government control of the labor market.
Одним из важнейших направлений государственного регулирования смешанной экономики является регулирование рынка труда и содействие занятости населения. Проблема занятости является многоаспектной: она сочетает в себе решение не только экономических задач стимулирования общественного производства, но и комплекс социальных вопросов, связанных с повышением уровня жизни населения, обеспечением социальной стабильности и гармоничного общественного развития. Важнейшим механизмом реализации государственной политики занятости, отличающимся высокой стабильностью, гибкостью и прямым характером воздействия на участников трудовых отношений, является государственная служба занятости населения. Актуальность исследования вопросов совершенствования ее деятельности возрастает на фоне глобализации и повышения степени открытости национальных рынков труда, а также в связи с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.
В Камчатском крае исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по реализации региональной политики содействия занятости, является Агентство по занятости населения и миграционной политике Камчатского края (далее - Агентство). Одним из важнейших инструментов деятельности Агентства являются ведомственные программы. В течение 2012 года Агентство реализовывало на территории Камчатского края ведомственные целевые программы «Содействие занятости населения Камчатского края в 2012-2013 годах» и «Организация трудоустройства выпускников образовательных учреждений Камчатского края по месту их постоянного проживания в организациях Корякского округа в 2012 году», а также долгосрочную краевую целевую программу «Дополнительные мероприятия на рынке труда Камчатского края в 2012 году».
Основная роль в обеспечении социальной защиты населения в вопросах занятости отводилась реализации мероприятий в рамках краевой ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Камчатского края в 2012-2013 годах».
В 2012 г. мероприятиями данной программы было охвачено более 20 тыс. граждан, которым оказаны следующие государственные услуги:
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (уровень трудоустройства граждан, участвовавших в организованных ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, составил 25,4%);
- профессиональная ориентация в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения (проведена для 8 тыс. граждан);
- психологическая поддержка безработных граждан (оказана почти 1 тыс. безработных);
- профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации (проведены для 750 безработных граждан);
- оплачиваемые общественные работы (привлечено более 800 граждан);
- временное трудоустройство (более 3 тыс. граждан);
- социальная адаптация на рынке труда;
- содействие самозанятости безработных граждан;
- содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
- организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Эффективность реализации краевой ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Камчатского края в 2012-2013 годах» в 2012 г. составила 131% [1].
С целью закрепления на территории Корякского округа выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Камчатского края, в том числе возвращения молодых специалистов в родные села после обучения, реализовывалась краевая ведомственная целевая программа «Организация трудоустройства выпускников образовательных учреждений Камчатского края по месту их постоянного проживания в организациях Корякского округа в 2012 году».
В рамках данной программы в 2012 г. были организованы встречи со студентами, в которых приняло участие более 100 выпускников образовательных учреждений Камчатского края. Несмотря на большой охват выпускников, проживающих в Корякском округе, с помощью информационной и разъяснительной работы годовой показатель содействия в трудоустройстве выпускников выполнен на 35,7%. Причинами выполнения целевого показателя не в полном объеме явилось несоответствие спроса и предложения рабочей силы, а также нежелание выпускников трудоустраиваться или возвращаться для трудоустройства по месту жительства. Эффективность реализации КВЦП «Организация трудоустройства выпускников образовательных учреждений Камчатского края по месту их постоянного проживания в организациях Корякского округа в 2012 году» в 2012 г. составила 60% [1].
В целях принятия превентивных мер по предупреждению роста безработицы среди граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в 2012 г. в Камчатском крае действовала долгосрочная краевая целевая программа «Дополнительные мероприятия на рынке труда Камчатского края в 2012 году», в рамках которой содействие трудоустройству оказывалось незанятым инвалидам, многодетным родителям, родителям, воспитывающим детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. Эффективность реализации этой программы составила 113% [1].
Анализ организации деятельности Агентства по занятости населения и миграционной политике Камчатского края показал, что в работе Агентства существует ряд серьезных проблем, являющихся типичными для большинства регионов нашей страны.
Так, нередки случаи, когда граждане, прописанные в одних районах, живут не по прописке, а в другом населенном пункте и желают трудоустроиться, обратиться за помощью, государственными услугами в службу занятости по месту пребывания, но в соответствии с действующим законодательством не имеют на это право.
Существующие возрастные ограничения от 18 до 20 лет исключают возможность участия в программах по трудоустройству выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте старше 20 лет и продлевают их период безработицы, поскольку эти граждане после окончания учебы испытывают трудности в поиске работы в течение длительного времени из-за отсутствия опыта работы.
Государственная политика в области содействия занятости населения включает также осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в частности граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Формулировку «ищущие работу впервые» необходимо уточнить, заменив на «ищущие работу впервые по специальности», так как на практике возникает следующая ситуация: ученики начального и среднего профессионального образования еще во время обучения устраиваются на работу и по
выпуску уже не являются впервые ищущими работу. По этой причине службы занятости не могут оказать государственную услугу гражданину именно как выпускнику учреждения начального или среднего профессионального образования.
Кроме того, существует и ряд других проблем, с которыми сталкиваются службы занятости.
В частности, наблюдается недостаток информации у населения о деятельности служб занятости, о предоставляемых услугах, проводимых программах, что приводит к усложнению процесса поиска работы безработными гражданами, снижению эффективности работы службы занятости.
С 27.03.2012 в классификацию и критерии степеней способности к трудовой деятельности [2] Приказом Минздравсоцразвития России от 26.01.2012 № 60н внесены изменения, касающиеся инвалидов. С этой даты третья степень ограничения, ранее означавшая невозможность работника трудиться, может указывать как на полную невозможность (противопоказанность) выполнения работы, так и на способность выполнения отдельных видов работ при помощи других людей. Однако механизм реализации этой нормы до сих пор не разработан.
Среди безработных в последние годы увеличилась доля явных иждивенцев общества, приходящих в службу занятости переждать трудные времена, получить стаж, не работая, да еще и с денежным пособием. Некоторые склонны рассматривать службу занятости как источник доходов. Они стремятся как можно дольше сохранить статус безработного. В результате теряется мотивация к труду и квалификация, а значит, и потенциальная возможность трудоустройства с сохранением имевшегося ранее «заработанного» статуса. Достаточно типичными клиентами службы занятости являются специалисты с высокой квалификацией и большим пособием по безработице. Они получают максимальное пособие и стоят на учете до окончания срока выплаты пособия (1 год и более). Рабочие места им подобрать весьма сложно, так как уровень предыдущей зарплаты превышает ныне существующие предложения в перечне вакансий. Многие поняли, что обеспечить себя можно и не имея работы - за счет службы занятости.
В 2012 г. в крае отмечалось снижение численности участников мероприятий, получивших государственную услугу по содействию самозанятости безработных граждан. Численность безработных граждан, получивших услуги по содействию самозанятости в отчетном периоде, составила 354 человека, что ниже показателя аналогичного периода прошлого года на 34,7% (в 2011 г. - 542 человека) [1]. Снижение показателя связано как с трудностями при регистрации предпринимателей на территории Корякского округа из-за отсутствия отделений Инспекций Федеральной налоговой службы, так и со снижением числа безработных граждан, желающих организовать собственный бизнес (в течение 2009-2011 гг. 654 жителя края из числа безработных граждан уже зарегистрировали собственное дело, участвуя в мероприятиях программ, реализуемых органами государственной службы занятости населения). Еще одной причиной снижения количества желающих открыть собственное дело из числа безработных граждан является изменение федерального законодательства в части резкого увеличения сумм налогов, которыми облагаются индивидуальные предприниматели, в частности сумм отчислений во внебюджетные фонды.
Возникают также проблемы при организации общественных работ. Одной из основных проблем является отсутствие вакансий в организациях для проведения общественных работ и недостаток дополнительных средств на выплату заработной платы участникам общественных работ. Дополнительная нагрузка на работников кадровых служб и бухгалтерий по оформлению документов, особенно в весенне-летнее время, также является причиной отказа работодателей от заключения договоров по организации общественных работ.
Для решения указанных проблем необходимо внести изменение в статью 3 Закона «О занятости населения» [3], в соответствии с которым решение о признании гражданина безработным будет приниматься как по месту жительства, так и по месту пребывания в случае длительного (более 6 месяцев) срока, а также в статьи 5 и 7.1 в части снижения нижнего предела и одновременного увеличения верхнего предела возраста участников временного трудоустройства -выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
Необходимо шире освещать работу центров занятости и Агентства. В этой связи представляется целесообразным проведение следующих мероприятий:
- проведение общественных слушаний, круглых столов с участием представителей органов власти, общественной палаты субъекта РФ, работодателей, профсоюзов, общественных организаций, представителей учреждений образования и науки и средств массовой информации, опросов различных целевых групп;
- организация «горячих линий», мониторинг региональных средств массовой информации;
- осуществление взаимодействия с общественными палатами субъекта, объединениями
работодателей, профсоюзами и общественными организациями инвалидов и женщин, имеющих несовершеннолетних детей, для оценки эффективности принимаемых мер и выработки предложений по созданию условий для расширения возможностей трудоустройства указанных категорий граждан;
- проведение информационной кампании о принимаемых мерах по обеспечению занятости инвалидов и женщин, имеющих несовершеннолетних детей, в средствах массовой информации, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на официальных сайтах органов власти субъекта и органов службы занятости, а также посредством социальной рекламы, изготовления и распространения буклетов.
В целях повышения эффективности предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников целесообразно организовать видеособеседования между гражданином и работодателем. Видеособеседование организуется на базе центров занятости (в отдельно стоящей кабинке, кабинете) с помощью программного ресурса 8куре.
Социально-экономическая эффективность от реализации предложенных мероприятий по совершенствованию государственной политики занятости найдет отражение в повышении материального благосостояния граждан, их конкурентоспособности на рынке труда, а также качества трудовых ресурсов; обеспечении потребности в кадрах в соответствии со спросом на краевом рынке труда путем повышения мотивации к трудовой деятельности выпускников общеобразовательных учреждений; оперативном регулировании рынка труда путем своевременного принятия превентивных мер по снятию напряженности на региональных рынках труда; экономии средств работодателей на процедуре подбора и повышения квалификации кадров; сокращении расходов федерального бюджета на ликвидацию негативных последствий безработицы.
Литература
1. О результатах и основных направлениях деятельности Агентства по занятости населения Камчатского края в 2012 году [Электронный ресурс]: Доклад: утв. приказом руководителя Агентства по занятости населения и миграционной политике Камчатского края № 121 от 29 апреля 2013 г. - Режим доступа: http://www.kamchatka.gov.ru/?cont=oiv_din&mcont= 1391&тепи= 4&menu2=0&id=188
2. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-
социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медикосоциальной экспертизы [Электронный ресурс]: Приказ Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. № 535. Доступ из справочноправовой системы «Консультант Плюс».
3. О занятости населения [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации № 1032-1 от 19 апреля 1991. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».