Научная статья на тему 'Характеристика компетентности мультикультурной личности'

Характеристика компетентности мультикультурной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4812
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / MULTICULTURAL PERSON / MULTICULTURAL COMPETENCE / MULTICULTURAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапова Ирина Александровна

В статье изложена характеристика компетентности мультикультурной личности, способствующей формированию мультикультурного поведения школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION OF MULTICULTURAL PERSON'S COMPETENCE

The article describes multicultural person's competence, promoting development of multicultural behavior of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Характеристика компетентности мультикультурной личности»

УДК 37.013.42 Потапова Ирина Александровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Астраханского государственного университета [email protected]

ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНТНОСТИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ

Potapova Irina Aleksandrovna

PhD in Psychology, Assistant Professor of the Psychology and Social Education Science Department, Astrakhan State University [email protected]

DESCRIPTION OF MULTICULTURAL PERSON'S COMPETENCE

Аннотация:

В статье изложена характеристика компетентности мультикультурной личности, способствующей формированию мульти-культурного поведения школьников.

Ключевые слова:

мультикультурное образование, мультикуль-турная личность, мультикультурная компетентность, мультикультурное поведение.

The summary:

The article describes multicultural person's competence, promoting development of multicultural behavior of schoolchildren.

Keywords:

multicultural education, multicultural person, multicultural competence, multicultural behavior.

Актуальность формирования мультикультурного поведения школьников обусловлена ухудшением межэтнических отношений народов России, что подтверждается данными ВЦИОМ за 2010 год. Неконструктивные модели межэтнических отношений взрослых переносятся в школьную среду. Под угрозой потери достижений гуманистического воспитания оказывается вся система этнокультурных взаимоотношений учащихся школы. Вместе с тем, школа - важный институт социализации, готовящий молодого человека к жизни в социуме, - может и должна внести свой вклад в гармонизацию межкультурных отношений народов современной России. Знакомство учащихся с культурами людей разных национальностей, формирование навыков межкультурного взаимодействия в процессе обучения в школе должно способствовать решению проблем межэтнических отношений в поликультурном обществе.

Школа как институт социализации обеспечивает приобретение человеком социального опыта не только общественных отношений, но и создает условия для освоения культуры (культур) в целом, поэтому школа как социальный институт должна стать тем муль-тикультурным образовательным пространством, которое включает в себя совокупность условий, влияющих на формирование личности, уважающей иноэтнические общности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую культуру и стремящейся к пониманию других этнокультур, личности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей.

Исходя из этого посыла, можно рассматривать сферу образования тем образовательным пространством, в рамках которого происходит освоение не только своей культуры, но и формируется отношение к другим этнокультурам. В этом смысле сфера образования является пространством освоения социального опыта в контексте освоения культуры, в том числе и опыта мультикультурного поведения.

Мультикультурное поведение - это внешние проявления психической деятельности мультикультурной личности по отношению к представителю иной культуры, заданные социальной ситуацией и опосредованные межличностными отношениями, сформированными в процессе взаимодействия субъекта с множеством сред, включенных в мульти-

культурное пространство; соответствующее моральным нормам и социальным стандартам; взаимоположительно оцениваемое субъектами взаимодействия.

Формирование мультикультурного поведения имеет своей целью воспитание и развитие культуры межэтнического взаимодействия, которая понимается как определенные взаимоотношения и взаимосвязи между представителями различных этнокультур, в процессе которых они обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами.

Культура этнокультурного взаимодействия включает в себя готовность уважительного отношения к людям, принадлежащим к другим этносам, а также дружелюбие, способность учитывать этнокультурную специфику, деликатность и этнотолерантность в ситуациях взаимодействия.

Мультикультурное поведение основывается на нормах поведения, основанных на идеях мультикультурализма - идеологической концепции межкультурного взаимопонимания, соответствия норм морали контактирующих между собою представителей этнокультурных общностей. Фундаментом мультикультурализма являются идеи о взаимосвязи национального и общечеловеческого; воспитания общечеловеческого в национальном содержании и национального в общечеловеческом; признание равных прав и обязанностей для всех, вне зависимости от этнической принадлежности; признание права каждого сохранить культурную идентичность.

Мультикультурное поведение является показателем сформированности мультикультурной личности. «Мультикультурная личность - это новый тип личности, чьи ориентации и взгляды на мир подразумевают, что он принимает жизненные образы, отличающиеся от его собственных, и психологически и социально готов принять различные культурные реальности. Такая личность будет интеллектуально и эмоционально привязана к основополагающему единству человеческих существ, при этом признавая, принимая и оценивая основные различия, которые лежат между людьми различных культур» [1, с. 43].

Компетентность мультикультурной личности, способствующей эффективности процесса формирования мультикультурного поведения школьников, учитывает следующие образовательные стратегии, отраженные в федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения [2].

Современное российское образование характеризуется переходом от «догоняющей» к «опережающей» модели развития, отказом от прямого копирования западных моделей образования. Смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системнодеятельностную, определяющая перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий, отражена в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

При разработке стандарта был полностью учтен происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Ее результатом должно стать воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих созвучными времени знаниями, навыками и компетенциями; воспитание на идеалах демократии и правового государства в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностями.

В прежней системе образования определяющей была предметная направленность, т. е. ЗУНы (знания, умения и навыки). В новой парадигме - это компетентностный подход, где главным определяется личностный результат. В целом, происходит поворот всего образовательного сообщества на результат. Новый стандарт ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Ответственность за результат в новом стандарте несут все, кто обеспечивает образовательный процесс.

Методологической основой разработки стандартов, смысловым ориентиром обновления и совершенствования содержания школьного образования, критерием оценки учебных достижений школьников стало обоснование планируемых результатов общего среднего образования, определение их сущности и основных составляющих.

В настоящее время во многом меняется смысл самого понятия «образовательные результаты». Сегодня под образовательными результатами понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.

Личностные ресурсы условно можно разделить на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные или операциональные (освоенные универсальные способы деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки). Развитию мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности соответствуют планируемые результаты образования: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметные - инструментальных, предметные - когнитивных [3].

Новые подходы к организации образовательного процесса открывают новые возможности «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении проблем гармонизации межэтнических отношений, проблем интеграции в поликультурное общество на основе компетентостного подхода.

В связи с ориентацией на компетентностный подход в образовании ученые предлагают разнообразные характеристики компетентности. Под компетентностью понимается: системное качество индивидуальности человека, обеспечивающее успешность его деятельности в изменяющихся условиях (М. Гончар); устойчивая способность к деятельности со знанием дела (оценочная категория, которая характеризует человека как субъекта социальной деятельности (Е.И. Огарев); обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области (С.Б. Хлебунова); способность к осуществлению практической деятельности, требующая наличия понятийной системы, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи (Н.Д. Тараненко); совокупность коммуникативных, конструктивных и организаторских умений, а также способность и готовность практически использовать эти умения (А.И. Панарин); комплексная характеристика личности, отражающая результат субъективированного освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющаяся в готовности и способности принимать решения и включиться в определенную деятельность (А.М. Аронов); сочетание психических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и действенно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции (А.К. Маркова).

Таким образом, функциональное понимание компетентности исходит из понимания ее как способности, побуждающей личность к познанию, изменению действительности, самопознанию, ответственности, самоактуализации, в выполнении гражданских, личностных обязанностей.

Обращает на себя сравнение компетентностей с правом личности на выполнение какой-либо деятельности, то есть, с педагогической точки зрения, речь идет о глубине самоанализа, о широте соотнесения своих обязанностей с содержанием некого норматива, общественно-моральных, правовых норм и т. д. С одной стороны, она ограничивается содержанием объект-субъективных взаимосвязей личности и социума, с другой - внутренними детерминантами развития личности.

В то же время, компетентность можно рассматривать и как систему неких знаний, умений и навыков личности, способной и готовой к выполнению какой-либо деятельности. Следует уточнить, что под знаниями обычно понимается систематизированный результат познавательной деятельности, под умениями - владение способом деятельности или способность применять знания, под навыком - способ действия, доведенный до автоматизма. Но «компетентность» по сравнению с понятиями «знания», «умения», «навыки» рассматривается как более сложная социально-дидактическая личностная характеристика. Она выражается в мобилизации личностью полученных знаний, опыта, поведенческих отношений в конкретной ситуации для решения разнообразных сложных реальных задач.

Социальная компетентность учащегося отражается в таких характеристиках, как готовность участвовать в совместно принятом решении, способность брать ответственность на себя, преодоление конфликтов ненасильственным путем, участие в деятельности общественных институтов. В сфере межличностных отношений она проявляется в способности понимать ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права, преодолевать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность, достигать цели более эффективным способом, представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей, их ограничения, отдавать себе отчет, что социальная компетентность не совместима с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других [4].

Социальная составляющая компетентности осваивается личностью на основе социального опыта, который, в свою очередь, формируется в процессе взаимодействия с другими. Все это обеспечивает включение личности в сложные межличностные отношения на основе полученного социального опыта. Социальный опыт формируется в том числе и как опыт освоения личностью правовых отношений в процессе межличностного взаимодействия.

Таким образом, под социальной компетентностью можно понимать сформиро-ванность таких личностных качеств, которые проявляются в умении личности интегрироваться с социальным опытом на основе права.

Мультикультурная компетентность является частью социальной компетентности и определяет содержание деятельности, компоненты которой включают «базисные компетентности», относящиеся к мультикультурной личности, обеспечивающей мультикультурное поведение. Понятие «мультикультурная компетентность» выражает возможности, позволяющие личности самостоятельно и эффективно решать задачи, возникающие в процессе интеграции ее в поликультурное общество.

При определении сущности мультикультурной компетентности учитывалось, что ее освоение происходит в мультикультурном образовательном пространстве в процессе взаимодействия учащихся разных этнокультур. Каждый этнос выстраивает собственный жизненный мир - этнокультурное пространство, которое состоит из определенных значений ведущих понятий, системы символов, системы ценностей и норм. Именно в данном пространстве происходит идентификация индивида как личности, как представителя этноса, как гражданина своей страны. Именно система этнокультурных установок, норм, ценностей и символов предопределяет способность субъекта свободно ориентироваться в различных сферах современного поликультурного общества.

Исходя из этого, под мультикультурной компетентностью учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона мы понимаем совокупность качеств, основанных на сформированном мировоззрении на основе знаний, умений, навыков, социальном опыте, дающих учащемуся возможность самостоятельно устанавливать связь

между мультикультурными знаниями и этнической ситуацией для принятия сообразного поведенческого решения.

Мультикультурная компетентность учащихся соединяет в себе мотивы познания, принятия общего и специфического в каждой из культур как ценности; знания законов, способов жизнедеятельности в гражданском обществе, умения применять их в поликуль-турном обществе, что обеспечивает в конечном счете интеграцию личности в поликуль-турное гражданское общество. В этом понимании мультикультурная компетентность выступает условием успешной интеграции личности в поликультурное общество.

Мультикультурная компетентность учащихся призвана затормозить эмоциональное неприятие «иного», на сознательном уровне выявить и объяснить природу различий себя и другого, предотвратить возможный конфликт, найти конструктивный способ взаимодействия, способ решения возникшей этнокультурной ситуации, правильно определив поведенческую стратегию. В этом смысле мультикультурная компетентность представляет собой фактор, регулирующий психический процесс восприятия, сопровождающий эмоционально-интеллектуальную идентификацию, способствующий позитивному восприятию другого и, как следствие этого, установлению позитивных взаимоотношений представителей различных этносов и конструктивное поведение с «иными».

Мультикультурная компетентность может быть представлена и как интегративное свойство личности, проявляющееся в объективных представлениях, знаниях об этнических культурах, умениях, навыках и моделях поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимодействию.

Мультикультурная компетентность не осваивается личностью одномоментно, но прирастает на основе освоения социального опыта непрерывно в процессе становления и развития личности. Все это позволяет считать, что мультикультурная компетентность обладает рядом свойств, «...обусловливающих его различие или сходство с другими предметами и проявляющихся во взаимодействии с ними» [5, с. 249]. Изучение же отдельных свойств предметов служит ступенью к познанию их качеств. Исходя из этого посыла, нами выделены следующие свойства мультикультурной личности:

- интегративность, которая отражает воздействие всех ее компонентов на личность в целом и эффективность интеграции в поликультурное общество;

- непрерывность как развивающаяся система, свойством которой является при-растание социального опыта со-существования с другими в полиэтническом обществе;

- регулятивность, демонстрирующая способность к саморегуляции поведения субъекта в поликультурном обществе.

Следует отметить, что формирование мультикультурной компетентности школьников возможно в рамках мультикультурного образования. Мультикультурное образование - это процесс образования детей и взрослых, обеспечивающий равные права и возможности в получении образования для всех, независимо от расового, этнического или культурного отличия, направленное на сохранение и развитие всего многообразия культурного наследия, существующего в российском сообществе.

Напомним, что Национальная доктрина образования в Российской Федерации позиционирует систему образования как систему, призванную обеспечить в области меж-культурных отношений историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. Система образования обязана обеспечить: гармонизацию национальных и этнокультурных отношений, сохранение и под-

держку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур, сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации [6].

Исходя из сущности мультикультурного образования, нами намечены компетентности, в совокупности образующие мультикультурную компетентность учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона, освоение которых позволит учащимся средствами образования достичь искомых результатов.

К ним относятся следующие компетентности:

- социально-гражданская компетентность, в основе которой совокупность знаний в области истории, обществознания, социологии, права, экономики, основ политологии, позволяющих личности свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы;

- социально-культурная компетентность, в основе которой совокупность знаний в области литературы, культурологии, искусства, позволяющих личности свободно ориентироваться в современном сообществе людей, правильно определять способы своего поведения с учетом современных социальных мировых реалий;

- этнокультурная компетентность, в основе которой совокупность знаний в области этнических культур (народных искусств, литературы, традиций, обычаев и т. д.), как своей, так и иных, позволяющих личности свободно ориентироваться в жизни многокультурного общества, правильно определять способы продуктивного взаимодействия, мультикультурного поведения с людьми, принадлежащими к различным этнокультурным группам.

Мультикультурная компетентность формируется как развитие определенных компонентов мультикультурной личности, которые могут быть представлены в совокупности когнитивного (знаньевого), эмоционально-оценочного, аксиологического (мотивационноценностного) и регуляционно-поведенческого содержания:

- когнитивный (знаниевый) компонент находит выражение в овладении учащимися специальных знаний по истории, социологии, этносоциологии, праву, экономике, политологии, литературе, культурологии, искусству, в области этнических культур, а также в овладении соответствующих компетенций;

- эмоционально-оценочный компонент определяется как отношение к реалиям состояния гражданского поликультурного общества, и в частности к этнокультурам и представителям своей и иных этнокультур на основе овладения соответствующих компетенций;

- аксиологический (мотивационно-ценностный) компонент выражается в позитивной этнической установке на изучение собственной культуры и иных этнокультур, в стремлении личностного культурного развития, в стремлении участвовать в жизни школы и гражданского общества в целом;

- регулятивно-поведенческий компонент включает возможность учащегося правильно определять способы своего поведения; активное взаимодействие и бесконфликтное общение учащихся разных этнокультурных групп полиэтнического общества на основе овладения соответствующих компетенций.

Выделенные компоненты мультикультурной компетентности личности и критерии их оценивания легли в основу организации процесса формирования и оценки сформиро-ванности мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликуль-турного региона.

Ссылки:

1. Сластенин В.А., Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования : монография. М., 2004. 170 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010.

- 11З -

3. Кузнецов А.А. Модернизация региональных образовательных систем в контексте введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). [Электронный ресурс]. URL: ipk.edu.ru>educat/fgos/index.htm (дата обращения: 13.02.2012).

4. Онищенко Н., Лихачева М. Формирование социальной компетентности подростков // Социальная педагогика в России. 2010. № 5. С. 25-32.

5. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М., 1981. 445 с.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 4

октября 2000 г. № 751 // СЗ РФ. 2000. № 41. Ст. 4089.

References (transliterated):

1. Slastenin V.A., Palatkina G.V. Etnopedagogicheskie faktory mul'tikul'turnogo obrazovaniya : monograph. M., 2004. 170 p.

2. Federal'niy gosudarstvenniy obrazovatel'niy standart obrazovaniya / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. M., 2010.

3. Kuznetsov A.A. Modernizatsiya regional'nykh obrazovatel'nykh sistem v kontekste vvedeniya Federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta (FGOS). [Electronic resource]. URL: ipk.edu.ru>educat/fgos/index.htm (date of access: 13.02.2012).

4. Onishchenko N., Likhacheva M. Formirovanie sotsial'noy kompetentnosti podrostkov // Sotsial'naya pedagogika v Rossii. 2010. № 5. P. 25-32.

5. Filosofskiy slovar' / ed. by I.T. Frolov. 4th ed. M., 1981. 445 p.

6. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 4 oktyabrya 2000

g. № 751 // SZ RF. 2000. № 41. Art. 4089.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.