ды в процесс обучения плаванию, спортивной тренировки, соревновательной деятельности, гидрореабилитации детей и взрослых инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, а также непосредственного изучения пожизненно необходимой единой неразрывной целостной системы «человек-вода и ее соединения» свидетельствует о гораздо больших возможностях повышения уровня состояния здоровья, двигательной и общественной активности, чем имеем в настоящее время.
Знания о воде и ее соединениях, знания о взаимоотношений воды с человеком хранятся в многочисленных источниках информации, казалось бы в совершенно разрозненном состоянии, но объединенные единой основой - педагогической (как средство сохранения и передачи информации, как средство усвоения информации). Педагогический подход к проблеме «человек-вода» позволяет объединить знания разных наук, изучить их с позиции качественного изменения всех необходимых сторон и связей исследуемого целого - человека, как объекта и субъекта деятельности.
Подобный подход требует создания нового научно-педагогического направления и новой образовательной дисциплины - гидропедагогика.
В настоящее время данный подход находит свое развитие в гидрореабилитации детей-инвалидов, иначе в обучении и воспитании ребенка-инвалида в условиях водной среды и средствами водной среды, с целью становления и формирования качественно нового более высокого от исходного уровня его двигательной и общественной активности.
КОНЦЕПЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ И ПЕРВЫЙ ОПЫТ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
В.Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В.А. Чистяков
В соответствии с Приказом Минобразования № 2715 от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»
1. Считать приоритетными направлениями совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях...
- создание в образовательных учреждениях, в детских и молодежных общественных объединениях условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников и обучающихся средствами физической культуры и спорта;
- обеспечение взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;
- формирование физической культуры личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;
- совершенствование врачебно - педагогического контроля за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях;
- объективизацию методов оценки и совершенствования физического и моторного развития воспитанников и обучающихся на основе учета возрастных психофизиологических характеристик;
- профилактику асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта;
3. Департаменту общего образования Минобразования России (А.В. Баранникову):
3.1. Включить в действующие учебные планы общеобразовательных учреждений, в установленном порядке, проведение обязательных уроков по образовательной области "Физическая культура" в объеме не менее трех часов в неделю на всех ступенях общего образования.
3.2. При разработке новых базисных учебных планов в общеобразовательных учреждениях ввести дополнительный третий урок по физической культуре.
С момента принятия этого приказа прошло более 3-х лет. Но ясности, т.е. действенного механизма реализации этого приказа до сих пор нет. Хотя в ряде образовательных школ введен третий дополнительный урок, определены условия финансирования - местный бюджет, частично разработаны учебные планы и программы по физической культуре, с учетом дополнительного числа часов. Но как показал опыт, введения дополнительного урока не всегда происходит улучшение состояния здоровья учащихся.
Пожалуй, это единственный приказ, принятие которого не привело к лавинообразному росту публикаций на эту тему. На наш взгляд это связано с отсутствием системного видения проблемы. Поэтому постараемся подойти к реализации этого приказа с системных позиций:
Проблема.
Статистические данные последних лет фиксируют высокую заболеваемость детского населения. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально- экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется не достаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.
Высокий уровень патологии у школьников указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения России. Среди основных факторов, снижающих уровень здоровья учащихся (экологических, биологических, социально-экономических и др.) значительное место занимают существующая система традиционного школьного образования с её интенсификацией, перегрузками, нерациональностью деятельности. Эти процессы ведут к развитию у учащихся хронического утомления и переутомления; отсутствие индивидуального подхода, нарушения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, отсутствие эффективной системы реабилитации ослабленных и имеющих хронические заболевания школьников.
Из вышесказанного следует, что необходимо разработать федеральную программу.
Наименование программы: Программа формирование здорового образа жизни учащейся молодежи Российской Федерации путем разработки технологии использования дополнительного урока физкультуры в школе.
Цель программы: Опираясь на стратегию государственной политики в области образования обосновать алгоритм введения дополнительного урока,
способствующего улучшению состояния здоровья учащейся молодежи.
Основание для инновационной деятельности
— Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации (с изменениями на 10 января 2003 года).
— Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями на 10 января 2003 года).
— Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации.
— Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».
— Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Госкомспорта РФ от 16 июля 2002 года N 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
— ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.12.2000 N 1015 (ред. от 26.09.2004, с изм. от 21.10.2004) "О федеральной целевой программе "Молодежь России (2001 - 2005 годы)".
Мешающие факторы:
— Дополнительный урок физкультуры воспринимается учащимися, как дополнительная нагрузка и, как следствие, вызывает негативное отношение к нему со стороны учеников;
— Дополнительный урок физкультуры воспринимается педагогом, как неоправданное увеличение числа часов в сетке занятий и оплата не компенсирует потерь времени;
— Дополнительный урок физкультуры не подкреплен наличием инвентаря и оборудования для его проведения.
До настоящего времени дополнительный урок физкультуры реализовывался как фактическое добавление дополнительных часов к базовому курсу физической культуры.
Пути преодоления системного кризиса:
1. Для учащегося - формирование у него интереса уроку. Решение этой проблемы возможно только в том случае, если этот урок будет кардинально отличаться от стандартного урока физкультуры. Цель такого урока -выработка мотивации к здоровому образу жизни и интереса к изучаемым темам. Возможные пути реализации - интересный и доступный вид спорта для большинства учеников, например, мини-футбол, различные виды борьбы в южных районах, лыжи в северных и т.п. Неформальное отношение к уроку, состязательность.
2. Для педагога - формирование интереса уроку означает переход от классно-урочной системы обучения к личностно-ориентированному подходу к ученику - глубокое знание предмета дополнительного урока, умение работать с технологией личностно-ориентированного обучения. Следовательно, необходима переподготовка кадров, для обеспечения требований соответствия
дополнительному уроку.
Наше предложение:
Дополнительный урок - самостоятельный учебно-практический курс по избранному виду спорта, со своим учебным планом и программой и системой подготовки преподавателей. Вид спорта для конкретного региона определяется экспертной оценкой мнений учителей физического воспитания региона.
Переподготовка кадров: работа педагога в дополнительном уроке требует определенной подготовки, а именно, специальных знаний и методик тренировки в виде спорта, осваиваемом в дополнительном уроке, умение применять технологии личностно-ориентированного подхода.
Возможные пути реализации. Массовая переподготовка нескольких тысяч учителей физкультуры, обеспечение их учебно-методическими материалами, вряд ли возможна традиционными способами.
Поэтому мы предполагаем следующий путь решения проблемы:
1. Решением Правительства принята программа информатизации школ, согласно этой программе более 20 тыс. школ будут подключены к Интернету.
2. Разработка дистанционных курсов переподготовки учителей физической культуры с удаленным тестированием и системой идентификации. Обеспечение учебно-методическими пособиями в электронном виде, доступными для скачивания. (Экономический эффект от такого способа обеспечения учителей дополнительного урока необходимыми учебно-методическими пособиями трудно представить).
3. Базовый вуз для реализации этой программы - СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта.
a. Лучшая система ДО среди всех физкультурных вузов.
b. Наиболее опытные научно-педагогические кадры (по большинству видов спорта) и возможность приглашения ведущих специалистов практически по всем видам спорта (в том числе и из-за рубежа).
Практическая реализация
В 2005 г. Министерством образования, Российским футбольным союзом, Ассоциацией мини-футбола России разработан и принят Общероссийский проект «Мини-футбол в школу», в котором предложен механизм массового привлечения современных школьников к занятиям мини-футболом. Проект включает в себя 3 этапа: 1 этап (экспериментальный) (2005 - 2006 учебный год); 2 этап (массового охвата) (2006 - 2007 учебный год), 3 этап (стабилизационный) (2007-2008, 2008-2009, 2009-2010 учебные годы).
Интересно отметить, что в регионах проявлен чрезвычайно высокий интерес к этому проекту. Так в Санкт-Петербурге, даже на 1-м экспериментальном этапе по настоятельной просьбе учителей школ, школьников в октябре 2006 г. были проведены полномасштабные городские соревнования (а не разовые встречи) лучших команд школ районов города по мини-футболу (Всего 27 школ), а СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта провел курсы повышения квалификации и мастер-классы по мини-футболу для учителей этих школ. Причем число желающих принять участие в этих мероприятиях значительно превышали возможности организаторов соревнований.
Таким образом, окончательно, мы считаем, что дополнительный урок
физкультуры - это самостоятельный учебный курс со своим учебным планом и программой, учебно-методическим обеспечением.
ЭВОЛЮЦИЯ ФЕНОТИПА ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЭКЗОГЕННЫХ ФАКТОРОВ
Д. Наварецки, Е.Говердовская, МШапелявы., Ю. Войнар, В.А. Костюченко
Данное исследование посвящено оценке физического состояния школьников в возрасте от 8-и до 18-и лет в разные десятилетия, что и определяет его неординарность. Диагноз реальной ситуации и прогноз возможных перемен в физическом состоянии молодёжи является проблемой и исходной позицией для разработки стратегии оздоровления общества. Комплексные исследования физического состояния детей школьного возраста, проведенные в период с 1985 года по 1995 год, явились фактическим материалом для анализа и научного обоснования выводов о реальном физическом состоянии и тенденциях его изменения за десятилетний период. Исследуемый макрорегион (Юго-Запад Польши) является типичным и для Европы, и Европейской части России.. Это дает основание полагать, что полученные данные могут объективно отражать рассматриваемую ситуацию не только в этом регионе, но и в масштабе большой части наших стран.
Результаты этих исследований указывают на весьма беспокоящие общественность изменения в физическом состоянии современных детей и молодёжи. Не менее важным является вопрос, касающийся разработки критериев и методов оценки двигательной активности.
Результаты изучения физической подготовленности создают научную основу для разработки общей теории активности человека. В этой молодой, бурно развивающейся дисциплине можно отметить ряд противоречивых подходов и высказываний, что вообще характерно для развивающейся отрасли науки. Анализ работ в этой области выявляет множество различий в методологических подходах и в оценке двигательной подготовленности. При этом следует отметить увеличение числа исследователей и междисциплинарных подходов к изучению проблем связанных с двигательной активностью человека. «Физическое состояние» представляет собой комплексный системообразующий феномен, включающий в себя такие основные биологические детерминанты как физическое (соматическое) развитие, физическая подготовленность, координация движений и двигательные навыки. В интегрированной форме они наиболее полно отражают уровень физического здоровья. Изучать их изолированно, без учета их взаимозависимости и взаимосвязей достаточно сложно и к тому же нецелесообразно. Наиболее тесны взаимосвязи в парах «физическое развитие - физическая подготовленность» и «координация - двигательные навыки».
Общественные и экономические перемены, процессы урбанизации, нарастание экологической угрозы - всё это обусловливает существенные изменения физического состояния современных детей. Продолжающийся в мировом масштабе процесс увеличения тотальных размеров тела (т.н. «эпохальный сдвиг») сопровождается снижением объемов двигательной активности и ухудшением физического состояния молодёжи.