Алексеева Анна Павловна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права Волгоградской академии МВД России e-mail: [email protected]
"Стратегия развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года": достоинства и недостатки
Статья посвящена анализу "Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года", целесообразности и обоснованности ее положений. Поскольку данный документ охватывает своим действием все население страны, то ряд важных вопросов требует более детальной проработки.
Ключевые слова: стратегия, физическая культура, спорт, школа, дополнительные занятия.
А.Р. Alexeeva, candidate of jurisprudence, assistant professor, associate professor of criminal law Ministries of Internal Affairs Volgograd academies of Russia; e-mail: [email protected]
“Strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period up to 2020": merits and demerits
The article is devoted to the analysis of the "Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020", the viability and feasibility of its provisions. Since the document covers the entire population of the country, a number of important issues requires more detailed study.
Key words: strategy, physical culture, sports, school, extra classes. обеда России в 2007 году в кон-
П курсе на право проведения 0лимпиады-2014 в городе Сочи дала мощный импульс развитию всей физкультурно-спортивной отрасли страны. В 2008 году началась разработка "Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года" [2] (далее - Стратегия), которую в 2009 году утвердило Правительство Российской Федерации. Указанный нормативно-правовой документ, безусловно, объединил усилия всех заинтересованных структур для решения глобальных проблем физкультуры и спорта в России, создал основу для дальнейшей деятельности в этом направлении и ее координации.
В Стратегии справедливо отмечается, что проделанная работа по популяризации физической активности среди граждан привела к положительному результату: улучшились основные показатели развития физической культуры и спорта,
которые, впрочем, пока еще не в полной мере соответствуют общим позитивным социальноэкономическим преобразованиям в стране.
Между тем, реализация положений Стратегии направлена на решение следующих острых проблем:
1) низкий уровень здоровья, физического развития и физической подготовленности населения;
2) отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны;
3) усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений;
4) значительное отставание от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий.
Большинство из перечисленных вопросов касается спорта высших достижений и профессионального спорта. Тогда как максимальный охват населения России имеет массовый спорт. Именно с помощью развития доступности
271
спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг можно улучшить здоровье населения страны, повысить его двигательную активность и физическую подготовленность. Для этого, по мнению авторов Стратегии, потребуется:
1) создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
3) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования.
В результате к 2020 году в России должно произойти:
1) увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 40%;
2) увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 80%;
3) достижение объема недельной двигательной активности населения до 6-12 часов при не менее чем 3-4-разовых занятиях в зависимости от возрастных и других особенностей граждан;
4) повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности до 48%.
Привлекать граждан к физическим занятиям планируется с помощью пропаганды здорового образа жизни, основными направлениями которой являются:
1) поддержка проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
2) расширение аудиторий и повышение качества пропагандистской работы по физической культуре и спорту, здорового образа жизни ведущих телевизионных каналов;
3) формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической, печатной и наглядной продукции, телерадиопрограмм и Интернет-ресурсов в области здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
4) пропаганда нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей Олимпизма;
5) разработка и реализация всероссийских информационно-пропагандистских кампаний;
6) оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом;
7) разработка системы мер по популяризации здорового образа жизни, физической культуры и
спорта в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения, проведение всероссийских международных спортивных форумов.
Однако если взрослому населению авторы Стратегии еще оставляют самостоятельный выбор варианта поведения, то для учащихся и студентов такой альтернативы на сегодняшний день уже нет. В соответствии с поручением Президента России и приказом Минобрнауки с 1 сентября 2011 года в учебных заведениях страны в расписание введен третий обязательный урок физической культуры [3]. С помощью такой меры рассчитывается снизить уровень гиподинамии учащихся. Но на практике данная новелла не принесла пока желаемого результата в силу следующих причин:
1) Введение дополнительного урока по физкультуре не повлекло за собой изменение программы и методики его преподавания. В школах продолжают требовать от детей сдачи нормативов в беге, прыжках, подтягивании и т.д. Ученики вместо активного движения вынуждены пассивно наблюдать за тем, как учитель фиксирует результаты выполняемых физических упражнений каждым из их сверстников. А многие пытаются найти любой предлог, чтобы вообще не посещать эти скучные и неинтересные занятия. Для того чтобы урок по физкультуре достиг своей цели, нужно предоставить детям возможность выбора вариантов его проведения. В школах необходимо создать систему секций, в которые дети могли бы записаться в соответствии со своими предпочтениями. Совершенно очевидно, что большинство девочек изъявили бы желание заниматься фитнесом, а мальчики, как правило, выбирают подвижные игры (футбол, волейбол и т.д.).
2) Большинство чиновников сферы образования поддерживают идею создания и развития сети физкультурно-спортивных секций в школах, однако предлагают посещать их детям во внеурочное время. Хотя после занятий учащиеся вынуждены заниматься не физкультурой, а самоподготовкой, выполнением домашних заданий по учебным предметам. Объем информации, предусмотренной школьной программой, год от года только возрастает. И если 15-20 лет назад можно было надеяться, что после школы дети будут посещать дополнительные занятия, то теперь справиться со всеми требованиями обязательных дисциплин им итак крайне сложно. Поэтому предложение об изменении методики преподавания физкультуры, включенной в расписание обязательных занятий, приобретает повышенную актуальность.
272
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2012 • № 3 (40)
3) Расписание занятий любого учебного заведения имеет ограниченные размеры. Инициатива введения дополнительного урока по какому-либо предмету означает уменьшение часов на другие, не менее важные дисциплины. Так, введение дополнительного урока по физкультуре привело к сокращению часов изучения литературы и русского языка в школе. Притом что Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку является обязательным, его положительный результат требуется при поступлении в аккредитованные вузы и ссузы, а получение неудовлетворительной оценки влечет за собой отказ в получении аттестата о среднем образовании. ЕГЭ по физкультуре пока в школьной программе отсутствует.
Считаем такое перераспределение учебного времени не совсем целесообразным. Хотя ситуация в будущем может еще больше осложниться, поскольку планируется введение еще одного предмета - начальной военной подготовки. По мнению авторов этой идеи, с помощью данной дисциплины школьники смогут "получить навыки, необходимые им для прохождения военной службы и быстрой адаптации в армейских условиях, сформировать патриотическое мировоззрение и подлинную гражданственность" [4]. В программу должны войти теоретические занятия по военному делу и практическая отработка действий на специальных сборах, максимально приближенных к армейской обстановке. Школьники получат развернутую информацию о современных видах вооружения, методах ведения боевых действий в XXI веке. Вопрос только в том, какой из существующих предметов заменит эта дисциплина, как это скажется на сдаче школьниками ЕГЭ и нужны ли подобные знания девочкам. Если для мальчиков такой урок еще может представлять определенный интерес в свете обязанности прохождения военной службы по призыву, то для девочек, по нашему мнению, требуется тогда введение альтернативного предмета, учитывающего их интересы. Хотя целесообразность введения подобных изменений в принципе вызывает у нас серьезные сомнения.
Таким образом, развитие физической культуры и спорта, несомненно, является одним из приоритетных направлений социальной политики России. Однако важно учитывать, какими средствами достигается эта благая цель. Не нанесут ли внедряемые коррективы ущерба другим сферам жизни и деятельности жителей нашей страны.
Реализация Стратегии, безусловно, позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом большинство населе-
ния страны, что, в конечном счете, положительно скажется на улучшении качества жизни граждан. Однако стоит ли это делать принудительно или может попытаться все же убедить людей сделать осознанный выбор в сторону здорового образа жизни. Полагаем, что принципам правового государства, которым, согласно действующей Конституции Российской Федерации, является наша страна, соответствует все же свободное волеизъявление каждого человека. Роль же государства в этом процессе - обеспечить возможность выбора социально одобряемых форм поведения и поддержать человека в его начинаниях.
1. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации № 1101-р от 07 августа 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.2009. № 33. Ст. 4110.
2. Совместное заседание Совета по развитию физической культуры и спорта и Фонда поддержки олимпийцев России [Электронный ресурс]//Президент РФ: сайт. URL: httpJ/пре-зидент.рф/news/11743 (дата обращения:
16.06.2012).
3.Журавлев А. Зачем школьникам начальная военная подготовка [Электронный ресурс] // Добровольческое движение Общероссийского народного фронта в поддержку армии, флота и оборонно-промышленного комплекса: сайт. URL: http://dobrovol.info/novosti/197-zachem-shkolnikam-nvp (дата обращения: 18.06.2012).
1. About the adoption of Strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period till 2020: the order of the Government of the Russian Federation of No. of 1101-R from August 07, 2009//Collection of the legislation of Russian Federatsii.2009. No. 33. Art. 4110.
2. Joint meeting of Council for development of physical culture and sport and Fund of support of Olympians of Russia [Electronic resource] // President of the Russian Federation: site. URL: http://npe3udeHm.p$>/news/11743 (address date:
16.06.2012).
3. Zhuravlyov A. Why to school students initial military preparation [Electronic resource]// Voluntary movement of the All-Russian popular front in support of army, fleet and defense industry complex: site. URL: http://dobrovol.info/novosti/197-zachem-shkolnikam-nvp (address date: 18.06.2012).
273