Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 9 (391). Филологическиенауки. Вып. 102. С. 20-24.
УДК 81-139
ББК81.2
КОНЦЕПТОСФЕРА ДУХОВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-02032)
В. В. Антропова
Челябинский государственныйуниверситет, Челябинск, Россия
Полагаясь на исследования в области современной гуманитаристики, автор рассматривает многоуровневое ментальное образование «духовность» с позиций трех измерений: процессуального, атрибутивного, модусного. Пользуясь методологическими достижениями лингвокультур-ной концептологии, мы выделили в структуре концептосферы «духовность» одиннадцать базовых концептов, укладывающихся в предлагаемую триадную систему координат.
Ключевые слова: лингвокулътурная концептология, концепт, концептосфера, научная кар-тинамира, духовностъ.
Слово «духовность» как самостоятельное, самодостаточное научное понятие появилось сравнительно недавно: в конце XIX - начале XX в., до этого проблема духовности, начиная с античной философии и медицины, разрабатывалась в тесной связи с такими понятиями, как «пневма», «дух», «душа», «спиритус». Однако именно сегодня духовность как персональная и социальная атрибуция вызывает у исследователей особый интерес, поскольку в условиях современного транзитивного (переходного) общества наполняется новым и часто противоречивым содержанием, которое транслируют СМИ: например, «радикальным» религиозным масс-медиа в этом вопросе свойственен пуританско-возрождающий пафос, а в светских глянцевых СМИ все чаще можно встретить имиджеобра-зующие интерпретации духовности наподобие тех, которые сформулировала однажды ведущая телепередачи «Доброе утро» Ирина Муромцева: «Нужно уметь преподнести свою духовность».
Наиболее полное, ясное и объективное представление о духовности может дать научная картина мира, поскольку является «целостным образом мира» [4], результатом интеграции и систематизации конкретных знаний, «полученных в различных областях научного поиска» [4].
Аутентичным методологическим инструментом познания ценностно-ориентированных сущностей нам представляется лингвокуль-турная концептосфера как обширное ментальное поле, включающее ряд упорядоченных и особым образом организованных концептов
(Д. С. Лихачев). Такое представление концептосферы сегодня не вызывает возражений и принимается всеми исследователями, занимающимися лингвоконцептологической проблематикой (Н. Ф. Алефиренко, С. Г. Ворка-чев, В. И. Карасик, Г. В. Токарев, 3. Д. Попова, Г. Г. Слышкин, Ю. С. Степанов, И. А. Стернин и др.). В связи с этим утвердилась соответствующая методика анализа, согласно которой концептосферу описывают как объемное концептуальное поле/гиперконцепт, образуемое концептами/микроконцептами, и классифицируются эти концепты по тематическому признаку (И. В. Белозерова, Е. В. Галдин,
A. Р. Ерошенко, Е. С. Ерус, К. Г. Завалишина, Н. В. Закурдаева, И. Б. Золотарева, А. А. Камышников, А. А. Павлова, Н. Л. Чулкина,
B. А. Шемарова, К. А. Керер, Е. Ю. Трещева, Л. А. Слепцова, Т. А. Морозова, О. А. Чибыше-ва и др.). Именно неоднородность концептов по своей масштабности является главным их категоризирующим признаком: «...наиболее важные для коллективного языкового сознания концепты являются гиперконцептами и образуют концептосферы - системы гипонимически организованных концептов, уточняющих идею гиперконцепта» [9. С. 5]. Пользуясь данной терминологией, можно сказать, что концептосфера «духовность» является одновременно и гиперконцептом, и концептом. В свою очередь, лингвокультурный концепт продолжают понимать как ментальную единицу, «имеющую языковое выражение и отмеченную этнокуль-турой спецификой» [3. С. 127-128]; как «сгу-
сток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [16. С. 43].
Рассматривая концептосферу как некий фрагмент коллективного знания, стоящий за именем «духовность», выделим в ее составе базовые концепты, отрефлексированные в рамках современного научного гуманитарного знания.
Обзор психологической, философской, культурологической литературы по духовности показал, что специалисты отмечают несколько константных черт, образующих три ее плоскости, или измерения:
1) функциональность, деятельностность, акциональность духовности, подчеркивающих процессуальную природу духовности (процессуальный аспект);
2) ценностность содержания, характеризующую духовность как уникальную, отличную от других суть, обладающую исключительными признаками (атрибутивное измерение);
3) определенный способ выражения, проявления духовности в деятельности личности (модусный аспект).
Таким образом, триадность диалектики духовности раскрывает ее как целостное явление, многомерное единство, которое целесообразно описывать в нескольких системах координат.
Функциональность, деятельностность как константные черты духовности запускают процесс саморегуляции личности, позволяют ей контролировать свое поведение в обществе (А. В. Ботвинова, Д. А. Леонтьев, Б. Т. Лихачев). Основанное на духовности действие «всегда представляет собой поступок, то есть действие, судьба которого определяется не из наличности ситуации» [10. С. 19].
Процессуальный характер духовности проявляется в обязательной интенциональности личности: духовность всегда описывается как постоянное стремление к чему-либо, поиск чего-либо, служение чему-либо, ориентация на что-либо, непрерывная борьба за что-либо. Чаще всего под неопределенным местоимением «что-либо» понимают стремление к идеалу [10]; «высшим человеческим ценностям и смыслам» [18. С. 8]; абсолютному и бесконечному [19]; рефлексии [7]; истине, добру, красоте [2]; надежде как состоянию ожидания, предвосхищения будущего [11], независимости суждений, обретению чувства собственного достоинства [13]. Более динамичной и активной формой духовной направленности становятся «усилия по самосовершенствова-
нию, самопознанию» [7. С. 134], «непрерывная борьба за совершенство и гармонию против зла и страданий» [6. С. 14]. Результатом подобной направленности личности становится ее изменение, преображение, становление.
Устремленность к высшим ценностям и формам опыта, отмечаемая всеми без исключения исследователями, предполагает выделение в структуре исследуемой концептосферы двух ин-тенциональных концептов поиск и стремление.
Важнейшей чертой духовности является ак-сиологичность, поскольку интенции личности направлены на постижение «вечных» ценностей. А. Я. Канапацкий справедливо утверждает: «Вне ценностного основания и родового присутствия ценности в духовности она может быть чем угодно, например, психологическим состоянием, физиологической компонентой, феноменологическим фактом, физическим побуждением, качеством и так далее, но не духовностью в ее истинном значении» [8. С. 30-31]. Однако было бы неверно полностью отождествлять «духовность» и «ценность». Поэтому, как пишет Д. А. Леонтьев, духовность не равна, например, бескорыстию, творчеству, нравственности, религиозности и доказывает это следующим образом: бескорыстие «может быть следствием разных психологических основ и механизмов, как зрелых, так и весьма упрощенных»; творчество «может вполне уживаться с гедонистическим, эгоистическим, <...> ценностно индифферентным стилем поведения»; нравственность «может принимать ригидно-фанатичные, твердолобые, лишенные духовности формы»; религиозность «может с равным успехом и способствовать развитию личности, <.. .> и консервировать, тормозить развитие» [10. С. 17-18]. Список духовных ценностей открыт: альтруизм, бескорыстие, способность к сочувствию, состраданию (В. П. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский), надежда (Б. Т. Лихачев), истина, добро, красота, справедливость, вера, любовь, совесть, воля (А. В. Ботвинова), толерантность, добросовестность, честность, выполнение долга (Е. Ю. Храновская), справедливость, счастье, любовь (С. И. Бокачев), терпимость, внимание к другому (Т. В. Чхиквадзе) и так далее. Таким образом, можно сказать, что духовность в каком-то смысле надценностна: духовность - «способность человека ориентироваться на ценности и определяться по отношению к ним» [10. С. 18-19].
Говоря о ценностном содержании духовности, исследователи чаще остальных называют три аксиологические доминанты: Добро, Ис-
22
В. В. Антропова
тину, Красоту, соотносимые с тремя ценностными кодами - этикой, познанием, эстетикой. Вследствие этого в структуре концептосферы «духовность» целесообразно выделить этические, ментально-познавательные и эстетические концепты: а) добро, совестъ; б) истина, интеллект; в) красота, гармония. Вторые концепты в этих рядах: совестъ, интеллект, гармония - являются своего рода «инструментами», «мерилом», позволяющими атрибутировать, «измерить» добро, истину, красоту. Более того, их смыслы, по данным словарей, оказываются вовлеченными в ядерную зону концептуальных полей первых концептов.
Наконец, третьим, не менее важным аспектом духовности является модусный, который обнаруживает свою значимость в контексте проблемы духовной идентификации личности и общества. Способом существования духовности все специалисты признают свободу, волю, которые позволяют индивиду «сохранить свою самобытность и целостность» [20], дают ему право на «самоопределение <.. .> при фактически реальном отрицании любых ценностных доминант» [19. С. 6], на «независимость в поступках и действиях, творчество» [18. С. 9], на «инициативу и самостоятельность» [1. С. 4], «самоутверждение» [1. С. 24], право «выходить за пределы своего психического "Я", становиться носителем идеального, реализуя свою волю и разум в окружающем <.. .> мире» [5] и так далее.
С другой стороны, духовно свободная лич-
ность осознает «ответственность за свою жизнь» [18. С. 11], «за достижение поставленных целей» [18. С. 19], «свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения» [15], «за выбор своего жизненного пути» [14], «за творческое самоконструирование» [12].
Некоторые исследователи и вовсе дефини-руют духовность через модусное измерение: как «совокупность фундаментальных человеческих требований к миру, где нормой является, с одной стороны, требование свободы, а с другой - ее разумное ограничение ответственностью» [7. С. 135]. Таким образом, фундаментальными требованиями функционирования духовной личности признаются свобода, воля и ответственность, в связи с чем можно дополнить структуру исследуемой концептосферы одноименными концептами - свободой, волей и ответственностъю.
Итак, исходя из трех аспектов бытования духовности: процессуального, атрибутивного и модусного - мы можем в окончательном виде структурировать концептосферу «духовность» как часть научной картины мира. Этот трехмерный гиперконцепт будет состоять из одиннадцати базовых микроконцептов: поиск, стремление, добро, советъ, истина, интеллект, красота, гармония, свобода, воля, ответственностъ. Триадная система координат осмысления духовности может стать отправной стратегией ее реконструкции и описания в различных типах дискурса, в том числе в массмедийном.
Список литературы
1. Бокачев, С. И. Духовность: личностный аспект в социальном контексте современности : автореф. дис. ... канд. филос. наук / С. И. Бокачев. - Ставрополь, 2006. - 28 с.
2. Ботвинова, А. В. Духовность и гуманизм в открытом обществе (социально-философский анализ) : дис. ... д-ра филос. наук / А. В. Ботвинова. - М., 2004. - 320 с.
3. Воркачев, С. Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологи-ческого анализа : монография / С. Г. Воркачев. - Краснодар, 2002. -129 с.
4. Грицанов, А. А. Научная картина мира / А. А. Грицанов // Новейший философский словарь. - URL: http://www.e-reading.by/chapter.php.
5. Егорова, Ю. Р. Духовность как социально-философская проблема : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Ю. Р. Егорова. - Уфа, 2001. - URL: http://wikiwin.ru/e/ewvy/egorovaJulija_ rabisovna_-_dukhovnost'_kak_social'no-filosofskaja_problema_3.html.
6. Изместьева, Н. Н. Русская духовность как социально-философская проблема : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Н. Н. Изместьева. - Пермь, 2005. - 23 с.
7. Ильичева, И. М. Психология духовности : дис. ... д-ра психол. наук / И. М. Ильичева. -СПб., 2003. - 450 с.
8. Канапацкий, А. Я. Онтологическая истинность духовности : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / А. Я. Канапацкий. - Уфа, 2004. - 45 с.
9. Крячко, В. Б. Концептосфера «война» в английской и русской лингвокультурах : дис. ... канд. филол. наук / В. Б. Крячко. - Волгоград, 2007. - 233 с.
Ю.Леонтьев, Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности / Д. А. Леонтьев // Изв. Южн. фе-дер. ун-та. Техн. науки. - 2005. -№ 7.- С. 16-21.
11. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания / Б. Т. Лихачев. - М., 2010. - 334 с.
12.Некрасова, Н. А. Феномен духовности, бытие и ценность : дис. ... д-ра филос. наук / Н. А. Некрасова. - Иваново, 2002. - URL: http://www.dissercat.com/content/fenomen-dukhovnosti-bytie-i-tsennost.
13.Симонов, П. В. Происхождение духовности / П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вязем-ский.-М., 1989.-350 с.
14.Смирнова, Л. Н. Феномен духовности: социально-философский аспект анализа : дис. ... канд. филос. наук / Л. Н. Смирнова. - М., 1997. - URL: http://www.dissercat.com/content/fenomen-dukhovnosti-sotsial-filos-aspekt-analiza.
15.Старшинова, О. П. Понятие духовности и духовно-нравственного развития личности в современной отечественной психологической науке / О. П. Старшинова. - URL: http://www.psyche. ru/catalog/is1/element.php?ID=1178.
16.Степанов, Ю. С. Константы: словарь русской культуры/Ю. С. Степанов. - М., 2001. - 990 с.
17.Храновская, Е. Ю. Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук / Е. Ю. Храновская. - URL: http://www.dslib.net/soc-filosofia/duhovnost-kak-faktor-formirovanija-kultury-rossijskogo-predprinimatelstva.html.
18.Чхиквадзе, Т. В. Духовность личности: сущностные признаки, структура и особенности проявления у студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. В. Чхиквадзе. - М., 2011. - 27 с.
19.Штумпф, С. П. Духовность как социокультурный феномен: аксиологическая направленность и перспективы развития : автореф. дис. ... канд. филос. наук / С. П. Штумпф. - Иркутск, 2007.-20 с.
20.Яненко, А. С. Духовная идентичность российского общества в современных условиях : дис. ... канд. филос. наук / А. С. Яненко. - М., 2009. - URL: http://www.dslib.net/soc-filosofia/ duhovnaja-identichnost-rossijskogo-obwestva-v-sovremennyh-uslovijah-socialno.html.
Сведения об авторе
Антропова Вера Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of ChelyabinskState University. 2016. No. 9 (391). Philology Sciences. Issue 102. Pp. 20-24.
CONCEPTUAL SPHERE OF SPIRITUALITY IN THE MODERN SCIENTIFIC PICTURE OF THE WORLD
V. V.Antropova
ChelyabinskState University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
Relying on research in the field of contemporary humanities, the author examines the multilevel mental education "spirituality" from the standpoint of the three dimensions: procedural, attributive, modus. Using the methodological achievements of linguistic and cultural conceptology, we have identified in the structure of the conceptual sphere of "spirituality" eleven basic concepts that fit into the proposed triad coordinate system.
Keywords: linguistic and cultural conceptology, concept, conceptual sphere, the scientific picture of the world, spirituality.
References
1. Bokachev S.I. Duhovnost': lichnostnyj aspekt v social'nom kontekste sovremennosti [Spirituality: the personal aspect in the social context of modernity]. Stavropol, 2006. 28 p. (In Russ.).
24
B. B. Anmponoea
2. Botvinova A.V. Duhovnost' i gumanizm v otkrytom obshhestve (social'no-filosofskij analiz) [Spirituality and humanism in an open society (socio-philosophical analysis)]. Moscow, 2013. 320 p. (In Russ.).
3. Vorkachev S.G.Konceptschast'javrusskomjazykovomsoznanii: opytlingvokul'turologicheskogo analiza [The concept of happiness in Russian language consciousness: the experience of linguistic and cultural analysis]. Krasnodar, 2002. 129 p. (In Russ.).
4. GricanovA.A.Nauchnajakartinamira [Scientificpicture oftheworld]. Novejshijfilosofskij slovar' [The newest philosophical dictionary]. Available at: http://www.e-reading.by/chapter.php/149350/804/ Gricanov_-_Noveiishiii_filosofskiii_slovar%27.html, accessed 24.09.2016. (In Russ.).
5. Egorova Ju.R. Duhovnost' kak social'no-filosofskaja problema [Spirituality as a socio-philosophical problem]. Ufa, 2001. Available at: http://wikiwin.ru/e/ewvy/egorova_julija_rabisovna_-_ dukhovnost'_kak_social'no-filosofskaja_problema_3.html, accessed 24.09.2016. (In Russ.).
6. Izmest'eva N.N. Russkaja duhovnost 'kak social'no-filosofskaja problema [Russian spirituality as social-philosophical problem]. Perm, 2005. 23 p. (In Russ.).
7. Il'icheva I.M. Psihologija duhovnosti [Psychology of spirituality]. St. Petersburg, 2003. 450 p. (In Russ.).
8. Kanapackij A.Ja. Ontologicheskaja istinnost' duhovnosti [Ontological truth of spirituality]. Ufa, 2004. 45 p. (In Russ.).
9. Krjachko V.B. Konceptosfera «vojna» v anglijskoj i russkoj lingvokul'turah [The concept sphere of'war" in English and Russian linguistic cultures]. Volgograd, 2007. 233 p. (In Russ.).
10.Leont'ev D.A. Duhovnost', samoreguljacija i cennosti [Spirituality, self-regulation and values]. IzvestijaJuzhnogofederal'nogo universiteta. Tehnicheskie nauki [Southern Federal University. Technical science], 2005, no. 7, pp. 16-21. (In Russ.).
11. Lihachev B.T. Filosofija vospitanija [The philosophy of education]. Moscow, 2010. 334 p. (In Russ.).
12.NekrasovaN.A. Fenomen duhovnosti, bytie i cennost' [The phenomenon of spirituality, existence and value]. Ivanovo, 2002. Available at: http://www.dissercat.com/content/fenomen-dukhovnosti-bytie-i-tsennost, accessed 24.09.2016. (In Russ.).
13.Simonov P.V., Ershov P.M., Vjazemskij Ju.P. Proishozhdenie duhovnosti [Spirituality origin]. Moscow, 1989. 350 p. (InRuss.).
14.Smirnova L.N. Fenomen duhovnosti: social'no-filosofskij aspekt analiza [The phenomenon of spirituality: the socially-philosophical aspect of the analysis]. Moscow, 1997. Available at: http://www. dissercat.com/content/fenomen-dukhovnosti-sotsial-filos-aspekt-analiza, accessed 24.09.2016. (In Russ.).
15.Starshinova O.P. Ponjatie duhovnosti i duhovno-nravstvennogo razvitija lichnosti v sovremennoj otechestvennoj psihologicheskoj nauke [The concept of spirituality and moral development of the individual in modern domestic psychological science]. Available at: http://www.psyche.ru/catalog/is1/ element.php?ID=1178, accessed23.09.2016. (InRuss.).
16.Stepanov Ju.S. Konstanty: slovar' russkoj kul'tury [Constants: Dictionary of Russian culture]. Moscow, 2001. 990 p. (In Russ.).
17.Hranovskaja E.Ju. Duhovnost'kakfaktorformirovanija kul'tury rossijskogopredprinimatel'stva. Social'no-filosofskij analiz [Spirituality as a factor of formation of culture of the Russian business. Socio-philosophical analysis]. Available at: http://www.dslib.net/soc-filosofia/duhovnost-kak-faktor-formirovanija-kultury-rossijskogo-predprinimatelstva.html, accessed 24.09.2016. (In Russ.).
18. Chhikvadze T.V. Duhovnost 'lichnosti: sushhnostnyepriznaki, struktura i osobennostiprojavlenija u studentov [Spiritual personality: the essential features of the structure and features of display of the students']. Moscow, 2011. 27 p. (In Russ.).
19.Shtumpf S.P. Duhovnost' kak sociokul'turnyj fenomen: aksiologicheskaja napravlennost' i perspektivy razvitija [Spirituality as a sociocultural phenomenon: axiological direction and development prospects]. Irkutsk, 2007. 20 p. (In Russ.).
20.Janenko A.S. Duhovnaja identichnost'rossijskogo obshhestva v sovremennyh uslovijah [Spiritual Identity of Russian society in modern conditions]. Moscow, 2009. Available at: http://www.dslib.net/ soc-filosofia/duhovnaja-identichnost-rossijskogo-obwestva-v-sovremennyh-uslovijah-socialno.html, accessed 23.09.2016.(In Russ.).