язык и стиль
УДК 81
Е. В. Надейкина
Челябинский государственныйуниверситет, Челябинск
КОНЦЕПТ «ДУХОВНОСТЬ» В МАССОВОЙ ПЕРИОДИКЕ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ А УДИТОРИЕЙ
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №16-18-02032).
Концепт «Духовность» в СМИ структурирован как гиперконцепт и выражается несколькими менее обширными концептами. Мы проанализировали, как духовность представляется в массовых изданиях. С помощью сплошной выборки было выделено 629 материалов из газеты «Комсомольская правда» за 2016 год. В данном типе изданий смысловая составляющая несколь-коупрощена. Например,у периферийного понятия «красота» превалирует внешнее проявление.
Ключевые слова: духовность, СМИ, концепт, масс-медиа, газета, «Комсомольская правда», частота употреблений.
В процессе глобализации информация становится все более ценным, но в тоже время все более временным товаром. Поэтому печатная периодика вынуждена переходить к более оперативным каналам, нежели бумага. Сейчас газеты пользуются все меньшей популярностью - тиражи ежегодно падают. Высокими тиражи пока сохраняются у массовой периодики, которая максимально отражает интересы широкой аудитории, соответственно являясь зеркалом коллективного восприятия. Таким образом, массовая периодика может дать наиболее полную картину мира респондентов газет.
Мы провели исследование, изучив, как в одной из самых рейтинговых газет «Комсомольской правде» представлен концепт духовность.
Концепт «духовность» можно трактовать одновременно как концепт и как гиперконцепт. Несмотря на интерес ученых (изучением концептов речи в разное время занимались А. П. Бабушкин, Ю. С. Степанов, С. А. Кошарная, Н. Ф. Алефиренко, В. И. Карасик и др.), однозначно утвержденной и принятой трактовки понятия пока нет. В нашем исследовании будем придерживаться следующей дефиниции: концепт - ментальная единица с языковым выражением этнокультурной специфики, отражение культуры в сознании человека [1].
В данной работе мы опираемся на исследования и методику В. В. Антроповой, которая занимается изучением концептов в русской языковой культуре.
Концепт «духовность» включает в себя не только имя концепта, но, выступая гиперконцептом, объединяет в себе несколько ядроформирующих смыслов. Согласно исследованиям, проведенным В. В. Антроповой, основными чертами «духовности» являются стремление к действию (процессуальный аспект), ценностное содержание (атрибутивное измерение), потребность в выражении (модусный аспект). Таким образом, помимо имени концепта в понятие «духовность» входят Добро, Совесть, Истина, Интеллект, Красота, Гармония, Стремление, Свобода, Воля, Ответственность, Поиск. [1]
Мы проанализировали частоту употреблений лексем в издании «Комсомольская правда» за 2016 год. Методом сплошной выборки из архива выделялись тексты, содержащие имя концепта либо лексемы смыслообразующего ядра. В результате мы получили 629 материалов. Рассмотрев каждый из них, мы обнаружили, что в одном тексте может находиться по несколько искомых нами корней.
Мы проанализировали частоту употребления смыслов и для систематизации полученного материала и облегчения работы с полученной базой составили круговые диаграммы, отражающие в процентах тематическое насыщении текстов и смыслы используемых лексем.
Исследование показало, что наиболее часто имя концепта «духовность» и сопряженные с ним лексемы «дух», «душ», «дох» (262 случая употребления в145 материалах) (рис. 1).
■ Религиозное значение
■ Характеристика кулътурмыксобытий
■ Характеристика душевных чср(
■ Характеристика физических способностей
■ Спиритические значения Самосознание Образное выражение Название чего-либо
Рис. 1. Частотаупотреблений лексем «дух», «душ», «дох»
Наиболее часто лексемы встречаютсяв качестве характеристики культурных событий, отражения внутренней силы человека и обозначения в религиозных смыслов. Однокоренные с именем концепта слова также часто употребляются для обозначения явлений, связанных со сверхъестественными и необъяснимыми явлениями. Стоит отметить, фразеологические образования с использованием данных лексем также занимает значительное место - как правило, здесь корень не несет смысловой нагрузки, а используется только в качестве визуального и лексического маркер в текстах.
Лексема «добр» (284 Случаев употребления в 124 материалах) в материалах издания «Комсомольская правда» сопряжена со значением характеристики чего-либо (животных, работы, процесса принятия решений), с характеристикой человека (его духовных и профессиональных качеств - вторые могут также отражать духовную составляющую человека). Отметим, что достаточно часта (третья по популярности) лексема используется в качестве элемента в названии мероприятий, акций, кампаний. Зачастую в таких материалах встречается разъяснение, что есть добро и что оно должно быть присуще человеку (рис. 2).
В отличие от предыдущих корней, здесь не так популярны образные выражения. Как правило, они сопряжены с противопоставлением «добро/зло», «добровольно/принудительно». Встречаются антитезные значения в текстах, где «добрый человек» используется для описания скудности душевных качеств.
Из-за частоты употреблений в отдельный блок здесь можно вынести приветственные выражения (в интервью и при передаче разговора нескольких героев), косвенные смыслы (добро на что-либо, чье-то добро).
«Совеет» (61 случай употребления в 27 материалах) в превалирующем большинстве случаев характеризует человека как профессионала, а также его духовную сторону (рис. 3). Помимо позитивных, есть материалы негативного характера с отрицательными приставками. Характеристика деятельности носит значения качества (сделано на совесть). Образные выражения (например, инвалиды свести) использованы, как правило, в негативном контексте, обозначающем обратное описываемому явление, состояние.
■ Название чего-либо
■ Характеристика чего-либо
■ Характеристика человека и его профессиональных качеств
■ Образные выражения/эпитеты
■ Косвенные значения [в значении вещи, разрешения)
■ Приветствие
Рис. 2. Частота употребления лексемы «добр»
Рис. 3. Частота употребления лексемы «совесть»
Лексема «Истин» (49 случаев употребления в 31 материале) наиболее востребована во фразеологизмах и переделанных цитатах произведений (например, «истина в вине» или «истина в спорте») (рис. 4). Часты употребления лексемы в значении, синонимичном «правде» - их чуть меньше трети. Но наиболее популярен смысл со значением «настоящий». Их авторы используют с целью показать насколько хорош объект, о котором идет речь. Редко, но все же встречается употребление лексемы в качестве элемента названия компаний.
.2%
I Образное выражение I В значение "правда" Взначение "настоящий" I Название чего-либо
Рис. 4. Частота употребления лексемы»истин»
«Интел» (52 употребления на 26 материалов) - лексема, которая в «Комсомольской правде» описывает технические новинки и разработки (рис. 5). Особое внимание при разговоре об интеллекте в газете уделяют искусственному разуму, разработкам ,связанным со становлением «умной» технологии, которая умет «рассуждать», а также более простому воплощению этого искусственного разума - высокотехнологичным автомобилям и гаджетам. В качестве человеческой характеристики данная лексема, как правило, сопряжена с одаренностью, талантом или умственными способностями. Прилагательные или существительные данного корня описывают особые умения человека, его выдающиеся способности. Что входит в понятие «интеллект» и как выражаются эти способности, как правило, не описывается, а если об этом и упоминается, то авторы отождествляют лексему с уровнем знаний.
■ Икусс геенный разум
■ СинонйМ 1 талант1 I Синоним "ум"
■ Название чего-либо
■ Значение современной технологии, автоматизации процесса
Рис. 5. Частота употребления лексемы»интеллект»
«Гармон» - одна из самых редких лексем (35 случаев употреблений на 13 материалов). В исходном значении употребляется около трети от всех случаев использования (рис. 6). Причем
нередко в качестве рекламы и своеобразной приманки к объекту, как противопоставление обыденной жизни. Очень часто - в половине случаев лексема «гармон» - это название какого-либо мероприятия, образовательного или культурного учреждения, причем используется, как правило без дополнительных элементов. Менее часто данный корень дополняет описание природы, например, для создания ощущения умиротворенности и уединенности.
■ Название чего-либо
50%
I Описание природы
Значение единения с чем-либо, упордоченности
Рис. 6. Частота употребления лексемы «гармон»
Лексеме «крас» (205 употреблений в 53материлах) посвящен раздел на сайте и тематический блок в газете «Комсомольская правда». Причем речь о красоте, как правило, физической - почти половина всех использований данного корня характеризует внешность или ее детали. Тематическое разнообразие: конкурсы красоты, советы по уходу за собой, индустрия в целом. Описания природы. Намного реже - описание душевного состояния человека с помощью лексемы «крас», как правило, здесь могут быть пересечения с религиозной тематикой, например, если речь о праздниках или постах.
Встречаются также случаи использования лексемы в качестве названия мероприятия или заведения. Очень редко корень указывает на предмет-дополнение (например, «украшение праздни-
Причем частотность ее использования корня даже высока в каждом конкретном материале. Если предыдущие лексемы встречаются по 1-5 раз в материале, здесь число доходит до 17 в одной публикации.
10%
I Название чего-либо I Описание внешности
Индустрия I Конкурсы красоты I Характеритика душевных качеств Описание предметов, явлений Дополнение, украшение мероприятия
Рис. 7. Частота употребления лексемы «крас»
«Свобод» и «свобож» (105 употреблений на 37 материалов) - лексемы, которые используются в своем буквальном значении при работе с темами криминала, военных конфликтов, попаданием человека условия, ограничивающие его физическую свободу (рис. 8). Преобладают в частотности именно материалы криминального характера, в частности при описании приговора или решения суда.
Однако лексема используется не только в буквальном, но и в фигуральном смысле. Например, а текстах политического контекста (как международных, так и внутренних). Довольно часто встречаются упоминания свободы слова, свободы бизнеса.
Встречаются отвлеченные значения, сопряженные с творчеством, описанием характера человека, а также названия организаций.
Политический кон текст | Физическая свобода Криминал
Вооруженные конфликты I Творчество Название чего-либо Рис. 8. Частота употребления лексем «свобод», «свобож»
Лексема «вол» (в 47 материалах 103 употребления) сопряжена в большей мере с человеческими качествами, причем используется как в спортивной тематике, так и в материалах о людях, не имеющих отношения к спорту, отражает духовную составляющую, внутреннюю силу. В данных контекстах используются как позитивные значения (например, волевой), так и негативные (безвольный) (рис. 9).
Значение, тождественное решению, желанию также в «Комсомолке» популярны. Часто используется сочетание «политическая воля» какого-либо деятеля. Кроме того, часто встречается использование корня для названия организаций / мероприятий / акций или в качестве фамилия культурных деятелей.
I Фамилия/Название I Качества человека криминал
I Описание действий, явлений Значение желания, разрешения
Рис. 9. Частота употребления лексемы «вол»
Лексема «ответ» (212 употреблений на 110 материалов) как правило, присутствует в текстах в качестве чьей-либо реакции на явление или событие. Близким можно назвать и значение обязательств субъекта перед группой лиц, связанных с проблематикой текста.
Также часто лексему используют в текстах о наказаниях за преступления, оперативных сообщениях полиции и в сообщениях о деятельности террористических организаций. Такие материалы носят характер информационной заметки, достаточно коротки, без множества подробностей.
Отметим, что данные корни также употребляют для характеристики человека, как положительной, так и отрицательной.
2% ——
■ Значение реакции I Знчение обязательств
Терракты I Криминал
I Характеристика человека Значение важности Название
Рис. 10. Частотаупотребления лексемы «ответ»
«Иск» и «ищ» - также популярна (92 употребления на 64 материала). Причем смыслы, как правило не искажаются - ищут что-то в буквальном смысле. По темам наиболее часто такие кор-
ни встречаются в криминальной хронике Встречаются в исходном значении в каждом третьем тексте. Иногда употребляются для названия организаций либо рекламных текстов. Однако о ду-
Таким образом, в издании «Комсомольская правда» концепт «духовность» и список ключевых слов представлен не в ключевом значение. Идея концепта смещена от внутреннего ко внешнему выражению, как правило, не характеризующем человека как личность.
Многие лексем используются в названиях организаций, а концепты, относящиеся к свободе, в основном укрепились в криминальной хронике.
Духовность в массовом издании предстает как явление, сопряженное с культурой и религией, где важно отнесение себя к какой-либо общественной группе. Есть понятие о добре, но в большей степени - добросовестном выполнении возложенных обязательств и готовность за все ответить, либо получить ответ от других. Важны физические красота и свобода. Интеллект и воля - скорее упрощены до уровня образования и смелости. О внутренней гармонии как правило, речь идет редко.
Таким образом, массовое издание не намерено развивать представление аудитории «о прекрасном», тем самым ценностноформирующая функция СМИ оказывается в искаженном виде.
Список литературы
1. Асп, Э. К. Введение в социологию : монография [Текст] / Э. К. Асп; пер. с фин. - М.: Алетейя, 1. Антропова, В. В. Концептосфера духовности в современной научной картине мира [Текст] / В. В. Антропова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 9 (391). - С. 20-24.
2. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека [Текст] / Н. Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
3. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н. Караулов. - М.: Ком-Книга, 2006. - 264 с.
4. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания [Текст] / Б. Т. Лихачев. - М., 2010. - 334 с.
5. Макеева, Н. И. Языковые концепты в истории русского языка [Текст] / Н. И. Макеева // Язык о языке. - М., 2000.
6. Немов, P.C. Психология [Текст] / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1999. -Т.1.- 688 с.
7. Симонов, П. В. Происхождение духовности [Текст] / П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский. - М., 1989. - 350 с.
8. Комсомольская правда [Электронный ресурс]. - URL: www.chel.kp.ru.
CONCEPT «SPIRITUAL» IN MASS PERIODICALS AND HIS PERCEPTION BY AUDIENCE
NadeykinaE. V, ChelyabinskState University, Chelyabinsk, [email protected]
The concept of "spiritual" in the media is structured as giperkontsept expressed several less extensive concepts. We analyzed how spirituality is in the mass media. With the help of a solid sample identified 629 materials from the newspaper "Komsomolskaya Pravda"for 2016. In this type of publications semantic component is somewhat simplified. For example, peripheral concept of "beauty" prevailing external manifestation.
Keywords: spirituality, .SMI, concept, is the mass media, the newspaper "Komsomolskaya Pravda", the frequency of occurrences.
References
1. Antropova, V. V. (2016) Kontseptosfera duhovnosti v sovremennoy nauchnoy kartine mira [=Kontceptosfera spirituality in the modern scientific picture of the world] in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Herald of Chelyabinsk State University], No. 9 (391), pp. 20-24. (In Russ.).
2. Arutyunova, N. D. (1999) Yazyik i mircheloveka [=Language and the world of man], Moscow, Yazyiki russkoy kulturyi, 896 p. (In Russ.).
3. Karaulov, Yu. N. (2006) Russkiy yazyik i yazyikovaya Hchnost [=Russian language and linguistic identity], Moscow, KomKniga, 264 p. (In Russ.).
4. Lihachev, В. T. (2010) Filosofiya vospitaniya [=Philosophy of education], Moscow, 334 p. (In Russ).
5. Makeeva, N. I. (2000) Yazyikovyie kontseptyi v istorii russkogo yazyika [=Language concepts in the history of the Russian language], Moscow. (In Russ.).
6. Nemov, R. S. (1991) Psihologiya [=Psychology], Moscow, VLADOS, 688p. (In Russ.).
7. Simonov, P. V. (1989) Proishozhdenie duhovnosti [=The origin of spirituality], Moscow, 350 p. (In Russ.).
8. Komsomolskaya Pravda [=Komsomol true], available at: www.chel.kp.ru, accessed 23.02.2017. (In Russ.).
Надейкина Елена Владимировна - магистрант факультета журналистики, Челябинский государственный университет, Челябинск.