Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 22 (276).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 27. С. 11-17.
В. В. Антропова
ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МНЕНИЙ
В статье рассматривается проблема духовно-ценностных смыслов новой эпохи и нового социума, именуемого по-разному: «общество потребления», «информационное общество», «общество постмодерна». Автор, опираясь на современные исследования, представляет феномен духовности в ее личном и социальном измерении, а также прослеживает динамику духовно-ценностных смыслов в свете основных сформировавшихся к настоящему времени подходов.
Ключевые слова: духовность, переходное ность.
Начало третьего тысячелетия, как показывает обзор новейших исследований по философии, культурологии, социологии, политологии, журналистике, отмечено усилением внимания к проблемам перспектив развития человечества вообще и российского общества в частности, обусловленным идеей радикальных системных преобразований современного мира, которые порождают новый тип цивилизации и новое общество. Наша эпоха может войти в историю как время «нового великого исторического перелома»1 или даже, по Ф. Фукуяме, «конца истории»2, поскольку мы становимся свидетелями беспрецедентных по своим масштабам изменений: «смены индустриального общества постиндустриальным, капитализма посткапитализмом, модернизма постмодернизмом» и т. п.3 Общая приставка этих терминов передает ощущение если не «конца истории», то «законченности определенного исторического и мировоззренческого периода»4.
Начавшийся XXI век уже получил множество положительных атрибуций в исследовательской литературе, основывающихся на критическом сравнении с предыдущим столетием и отражающих футурологические настроения человечества: «эпоха мира и добра», «век торжества человеческого разума», «век индустрии знаний», время «гуманистической направленности в условиях открытого общества»5 и др. Настоящее же положение современной техногенно-потребительской цивилизации абсолютное большинство специалистов определяет как состояние «кризиса фундаментальных онтологических оснований бытия человека»6, «кризиса цивилизационных оснований»7, «<глубокого> системно-
общество, социокультурный кризис, идентич-
го кризиса»8, «кризиса во всех сферах бытия общества»9, «глобального кризиса»10, «антропологического кризиса»11, «углубляющегося глобального кризиса культурной жизненной среды»12, «кризиса всех сторон человеческой жизни»13, который «привел к расколу материально-духовного единства человека и пространства цивилизации»14. Современное состояние духовной жизни планеты Э. Тоффлер сравнивает с «водоворотом противоречивых, спутанных, разнообразных идей. Сталкивающиеся противоположные восприятия сотрясают нашу духовную Вселенную. Каждый день приносит нам новые причуды, научные открытия, религиозные и общественные движения и выступления»15.
Такая общепланетарная динамика, связанная с глобализационными процессами, а также ряд внутренних политических и социально-экономических факторов - «разрушение государственности, возникновение рыночных отношений, олигархического капитала, влияющего на политическую структуру страны, неспособность православной религии заполнить “экзистенциальный вакуум”»6, «социальное и имущественное расслоение, преобладание технократического мышления»17 - спровоцировали в нашей стране ситуацию «социокультурного кризиса и утраты духовных ориентиров»18, «духовного и миро-
19
воззренческого кризиса»19, «духовного кри-
20 21 зиса», «кризиса духовности и культуры»21,
«катастрофы духовной культуры»22, «кризиса важнейших сфер духовной жизни человечества - науки, религии, образования»23, «ценностных кризисов»24, «тотальной переоценки ценностей»25, «кризиса самоопределения че-ловека»26, «кризиса прежних идентично-
стей россиян»27, «кризиса идентичности»28, «острейшего кризиса идентификации»29. «Миллионы людей, - пишет Э. Тоффлер, -занимаются поисками своей идентичности или какого-то магического средства, которое помогло бы им вновь обрести свою личность, мгновенно дало бы ощущение близости или экстаза, привело бы их к более “высокому” состоянию сознания»30.
Таким образом, современные ученые констатируют углубление и обострение процесса, о котором писал в свое время Н. А. Бердяев: «Гуманизм нового времени изжил себя и дошел до пределов, за которыми он исчезает. Мы живем в античеловечную эпоху»31. При этом в исследовательской литературе отмечается один немаловажный момент - невнятность, несформулированность в российском обществе базовых ценностей - простых, ясных и понятных, всеобщая «размытость» современных ориентиров общественного развития. Так, В. Н. Порус отмечает: «Наша “духовная культура” тяжело больна. Она страдает не от дефицита средств на “культурные мероприятия” - размыты или перестали существовать границы, за которыми культура обращается в “посткультурную действительность” <...> Речь об основаниях культуры, <.. .> речь не о том, что некие ценности разрушены или отброшены. Речь о “вырождении” ценностей, как таковых, об отказе от самого понятия культуры как того, что образуется
32
“духовными универсалиями”»32.
Основной перспективой преодоления всем очевидного культурно-духовного и ментально-мировоззренческого кризиса в условиях трансформирующейся российской реальности, по единогласному мнению ученых, признается апелляция к духовности как основе восстановления социокультурной трансмиссии, которая в последнее время особенно часто становится объектом воздействия различных вызовов и угроз, инициированных, с одной стороны, внедрением в общественное и индивидуальное сознание чуждого россиянам потребительски-гедонистического идеала, «вдохновлявшего на протяжении нескольких последних веков человечество» и ставшего «в масштабе человечества на пороге XXI века явным анахронизмом»33, а с другой - развитием новейших информационных технологий и утверждением в социальнокультурной парадигме человеческого бытия ценностей информационного общества. Его
главной аксиологической максимой, как известно, признается информация, которая «из отражения превращается в самостоятельную сущность, новую субстанцию мира, проявляющуюся на всех его уровнях и во всех формах, трансформируя общество в социотех-ническую систему, заменяя непосредственное общение его членов коммуникацией, а культуру - технологией»34. Обе названные причины в конечном счете укладываются в объединяющую их «новую социокультурную модель - постмодерн», «основным содержанием которой является человек в информационном обществе» и признание которой означает «отказ от культа индивидуальности с ренессансно-романтическим цветением личности, с духом критицизма, новизны, историзма, отказ от принципа cogito <...> - принципа не только свободной мысли, но и ответственности человека за себя и созданный им мир, принципа нравственной и духовной вменяемости “я”»34.
В контексте объективных социокультурных реалий жизнедеятельности российского переходного социума - идейной и моральной дезориентации, девальвации традиционной системы ценностей и утверждения новых идеалов и авторитетов, культурной деградации, дегуманизации всех сфер общественной жизни - духовность выступает в нескольких, весьма важных ипостасях в ее личностном и общественном измерении:
- фактор выживания человечества, условие гармоничного развития человеческого общества в ближайшем и далеком будущем; фактор зарождения новых тенденций культурной динамики, формирующих новые императивы в понимании человека и культуры (Е. А. Бурцева); фактор духовно-нравственного оздоровления (очищения, освобождения) человека и общества (Э. А. Бирюкова); фактор возрождения исконных ценностей (Н. А. Коваль)35; фактор возрождения эт-нонационального сознания (Ф. В. Дамин-дарова); фактор перерождения человека, стремящегося к идеалу (И. В. Гребнев)36; фактор освоения уникального и представляющего ценность для всего человечества опыта советского периода, дальнейшее развитие постсоветской России возможно только в результате такого акта (В. К. Смолина)37;
- фактор консолидации российского общества в поиске общенациональной идеи (А. И. Рёдель)38; фактор интеграции в изме-
няющемся российском обществе (Н. Ю. Мо-скалюк)39; фактор приобщения индивидуальности к ценностно-смысловому жизненному миру (Н. А. Черникова);
- фактор социальной безопасности общества, фактор влияния на характер общественных отношений и современный стиль мышления (С. И. Бокачев); фактор национальной безопасности (С. П. Акутина)40; фактор духовной безопасности России перед лицом вызовов глобализации и угроз, связанных с посттрансформационным кризисом и негативными последствиями деидеологизации общества, вестернизации массовой культуры (П. Н. Беспаленко); фактор экзистенциальной безопасности человека (Ю. Р. Егорова)41;
- фактор различных идентичностей: этнической (Л. Х. Балагова-Кандур)42; духовной (А. С. Яненко); культурной, общественно-ценностной (Л. Б. Зубанова); самоидентификации (А. С. Яненко, С. И. Бокачев);
- фактор, определяющий содержание. качество и направленность социального и индивидуального бытия, обусловливающий экзистенциальные потребности - осмыслить свою конкретную жизнь с точки зрения факта невечности, конечности и в тоже время вечности и бесконечности мироздания (Л. Ю. Трофимова)43; фактор постоянного развития личности и социального совершенствования (Н. В. Брюханцева); индикатор успеха или провала тех или иных социальных процессов, норм (Ю. Б. Егорова);
- фактор и форма самосознания, самоидентификации личности (С. И. Бокачев); фактор самосовершенствования личности, наиболее полно отражающий характер человеческой жизнедеятельности во всех ее проявлениях (И. В. Гребнев); фактор самоопределения личности (Е. А. Бурцева); фактор трансценденции - свободного конструирования и направления своей активности на экзистенцию - мир ценностных переживаний, где человек постоянно испытывает неудовлетворенность собой сегодняшним и стремится к самосовершенствованию (Н. А. Некрасова);
- актуализатор определенного типа миро-отношения, определенной смысложизненной позиции, заключающейся в самотрансценден-ции личности, в открытости личности навстречу миру, а бездуховность, соответственно, фактор закрытости, самоотчуждения личности, ее отгороженности от мира, отпадения личности от дел и забот мира (Р. Л. Лившиц);
актуализатор типа «человека духовного» как альтернативы «человеку отчужденному», через осознание феномена духовности «человек духовный» вновь восстанавливает связь с миром и его трансцендентными и трансцендентальными основаниями (Л. А. Коневских)44;
- фактор свободного выбора смысложизненной ориентации (Р. Л. Лившиц); свободного развития человека в условиях плюралистической культуры (Н. А. Коваль).
Однако по мере того как российское общество все более усваивает установки потребительского поведения, а научные изыскания не могут не отмечать таких тенденций, в различных областях социогуманитарного знания появляются все новые теории духовного, решенные в потребительски-прагматическом ключе, что в конечном счете коррелирует с общей современной тенденцией произвольного, избирательного, инструментального понимания духовного (В. К. Смолина)45. Не будет большим преувеличением сказать, что в настоящее время духовная проблематика приобретает в научном дискурсе новые -«вещные», социально-имиджевые - коннотации. Сегодня, когда под давлением доминирующих критериев престижности и богатства роль вещей в обществе изменилась, а отношение к вещам превратилось в глобальную сущностную характеристику современной цивилизации, немаловажными компонентом духовной жизни определенных социальных групп исследователи небезосновательно признают вещи (Н. А. Касенкова)46. С позиций потребительской психологии развитие духовных потребностей рассматривается как условие повышения качества жизни личности, находящейся под влиянием таких психологических факторов, как обеспечение, признание, свобода (Н. Н. Вадковская)47. В этот контекст вполне вписываются слова Ирины Муромцевой, телеведущей канала «Россия»: чтобы быть сегодня успешным «на все 100», надо «уметь преподнести свою духовность» (15 октября 2009 года).
Другим симптомом времени стало появление работ, в которых духовность, в связи с модернизацией российского общества, претендующей на статус широкомасштабной политической программы, получает государственно-идеологическую окраску. В исследованиях такого рода духовность определяется как:
- важный компонент профессиональной культуры работников государственной
службы, выступающей в качестве посредника между государством и его гражданами (О. Ю. Скуднова)48;
- основа профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов, утверждающих правопорядок и безопасность личности, общества и государства на государственной границе (Н. Ю. Москалюк)49;
- фактор формирования культуры российского предпринимательства (Е. Ю. Хранов-
ская)50.
Подобные современные трактовки духовности, с одной стороны, имеют религиозноисторические и духовно-этические предпосылки, конституирующие духовность, патриотизм, соборность, заботу об общем благе, стремление к социальной справедливости как наиболее важные черты российской государственности51, а с другой - детерминированы потребностями самих государственно-социальных институтов, нуждающихся в высоконравственных и профессиональных кадрах. Сегодня они вызваны к жизни магистральной идеей возрождения, реанимирования духовности как важнейшей национальной традиции, провозглашенной первыми лицами государства: «В России происходят очень большие перемены, и сегодня каждый человек любой национальности и вероисповедания может и возвращается к своим духовным корням. <...> Конечно, в России со 145-миллионным населением подавляющее большинство - это христиане. Поэтому для нас возрождение России неразрывно связано, прежде всего, с духовным возрождением»52.
Все сказанное позволяет заключить два момента.
Во-первых, духовность особенно востребована в кризисные моменты истории, в периоды «экзистенциального вакуума», когда обостряется общественная надобность в человеке духовном, когда этносу грозит утрата различных идентичностей, а значит, и физическая потеря себя. Принципиальную значимость приобретают «проклятые вопросы», среди которых центральным является вопрос
о направленности субъектных действий и связанных с ними «вечных» проблем добра и зла, смысла жизни и поиска истины, материального и духовного начал в человеке, природы красоты.
Духовность является той доминантной болевой точкой, в которой сходятся многие социокультурные проблемы современной
России, детерминированные, с одной стороны, общемировыми тенденциями, коррелирующими с концепциями потребительского общества и информационного общества: утверждением культа массового потребления и тотального развлечения, материального сверхизобилия и эгоистического практицизма, внешней респектабельности и эпатажно-сти, углублением процесса тотального отчуждения личности от природной и социальной реальности, от глубин своего внутреннего мира (С. В. Хомутцов)53. С другой стороны, они обусловлены внутрироссийскими факторами, высвечивающими кризисное состояние многих социальных институтов современной России. В соответствии с этими причинами мы выделяем два актуальных для научного российского сообщества контекста в рассмотрении духовности: экзистенциально-онтологический и социально-деятельностный. В этом лишний раз убеждает тематика докладов проходившей в СевКавГТУ конференции «Духовность как онтологическое основание бытия человека» (ноябрь 2009 года): «Духовность как смысловой центр мира», «Духовность как смысложизненная ценность», «Духовно-нравственная ценность мировой классики», «Духовно-нравственные ценности на ветрах перемен», «Постмодернистские идеи и установки: разрушение этического дискурса в условиях процесса адиафоризации в современном обществе», «Духовный потенциал русского человека в XXI веке: “иное дано!”», «Патриотизм как высшая духовно-нравственная ценность», «Духовность и право», «Проблема нравственного воспитания школьников», «Дедовщина как результат отсутствия духовно-нравственного воспитания военнослужащих», «Духовно-нравственные искания современной молодежи»54. Такие формулировки маркируют духовность в ее онтологическом статусе как основополагающую доминанту человеческого бытия, имманентную черту развития личности. Однако социальное рассмотрение духовности показывает ее амбивалентность и парадоксальность, поскольку она сопрягается с социальными институтами, не лишенными острых противоречий: современной армией, школой, структурами власти.
Во-вторых, при всем многообразии уровней осмысления духовности в социокультурном пространстве современной России - гносеологическом, онтологическом, антропологическом, потребительски-прагматическом,
деятельно-профессиональном, - именно ценностно-экзистенциальный исследователями признается основополагающим, трактующим духовность как способ человеческого бытия, который задает его ценностные координаты, определяющий его содержание, качество и направленность. В этом плане нельзя не согласиться со словами А. Я. Канапацкого: «Духовность в своем истинно сущностном онтологическом основании аксиологична. В таком своем качестве она пронизывает всё и вся, существует всегда. Она в каком-то определенном смысле являет собой абсолютную ценность, ценность высшего ранга, аккумулирующую в себе все “царство ценностей” Вселенной. <...> Вне ценностного основания и родового присутствия ценности в духовности она может быть чем угодно, например, психологическим состоянием, физиологической компонентой, феноменологическим фактом, физическим побуждением, качеством и т. д., но не духовностью в ее истинном значении»55.
Примечания
1 Сидоров, В. А. Ценностный анализ в журналистике : время и метод // Глобальный медиажурнал. Российское издание. URL: http:// www.gmj.sfedu.ru/v2i1/v2i1_sidorov.htm
2 Фукуяма, Ф. Конец истории? // Электронная библиотека Гумер. URL: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/History/Article/_Fuk_ Endlst.php
3 Сидоров, В. А. Ценностный анализ в журналистике.
4 Емелин, В. А. Постиндустриальное общество и культура постмодерна. URL: http:// emeline.narod.ru/postindustrial.htm
5 Ботвинова, А. В. Духовность и гуманизм в открытом обществе (социально-философский анализ) : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2004. С. 3.
6 Шелекета, В. О. Интегративный принцип духовно-телесного статуса человека в культуре : автореф. дис. . д-ра филос. наук. Волгоград, 2011. С. 3.
7 Карлова, Л. В. Конституирование духовности как философская проблема : дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2004. 137 c. URL: http:// www.dslib.net/soc-filosofia/karlova.html
8 Черникова, Н. А. Духовность человека в контексте экологической культуры : дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. 165 с. URL:
http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/194445.html; Брюханцева, Н. В. Идеалы, идолы и ценности в современном медиапространстве // Медиаобразование : от теории - к практике : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 2008. С. 18.
9 Бурцев, С. А. Трансформация систем ценностей в переходном обществе : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2008. С. 3.
10 Бурцева, Е. А. Проблема духовного бытия : экзистенциально-феноменологический подход : автореф. дис. . канд. филос. наук. Иваново, 2007. С. 3.
11 Макаров, Д. В. Идея преображения в русской духовной традиции : автореф. дис. ... д-ра культурологии. М., 2009. С. 3; Бокачев, С. И. Духовность : личностный аспект в социальном контексте современности : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. С. 3.
12 Марченко, Ю. Г. Русская культура в ХХ веке : трансформация системообразующих оснований : автореф. дис. . д-ра культурологии. Кемерово, 2009. С. 15.
13 Янушкявичене, О. Л. Историко-педагогический анализ становления и развития теории духовного воспитания подрастающих поколений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. С. 3.
14 Брюханцева, Н. В. Идеалы, идолы и ценности в современном медиапространстве // Медиаобразование : от теории - к практике. С. 18.
15 Тоффлер, Э. Третья волна. иЯЬ: http://www. nadprof.ru/library/books/Toffler/21.shtml
16 Гришин, В. В. Социально-философский анализ кризиса духовности в Древней Греции и в современной России : дис. . канд. филос. наук. Н. Новгород, 2005. 197 с. иЯЪ: http://www.dissercat.com/content/sotsialno-fi-losofskii-analiz-krizisa-dukhovnosti-v-drevnei-gretsii-i-v-sovremennoi-rossii
17 Штумф, С. П. Духовность как социокультурный феномен : аксиологическая направленность и перспективы развития : автореф. дис. . канд. филос. наук. Иркутск, 2007. С. 5.
18 Руденко, В. А. Образование и духовность в современном российском обществе : факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ : автореф. дис. . д-ра социол. наук. Ростов н/Д, 2007. С. 3.
19 Некрасова, Н. А. Феномен духовности, бытие и ценность : дис. ... д-ра филос. наук.
Иваново, 2002. 313 с. URL: http://www.dis-sercat.com/content/fenomen-dukhovnosti-bytie-i-tsennost
20 Носов, И. П. Правосознание : духовные и мировоззренческие основания : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2006. С. 10; Хомутцов, С. В. Духовность, ее подобия и антиподы в культуре : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Барнаул, 2009. URL: http://vak. ed.gov.ru/m/dissertation/index.php?id54=3662
21 Беспаленко, П. Н. Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России : проблема институционализации и модели решения : автореф. дис. . д-ра полит. наук. Ростов н/Д, 2009. С. 3.
22 Шеховская, Н. Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли : дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2007. С. 10.
23 Брюханцева, Н. В. Идеалы, идолы и ценности. С. 18.
24 Бирюкова, Э. А. Духовно-нравственное оздоровление человека : анализ сущности и виртуально-образных форм : автореф. дис. . д-ра филос. наук. Тула, 2010. С. 2.
25 Сидоров, В. А. Ценностный анализ в журналистике.
26 Хачецуков, З. М. Феномен духовности в развитии российского общества : социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2007. 149 c. URL: http://www. disszakaz .com/catalog/fenomen_duhovnosti_v_ razvitii_rossiyskogo_obshchestva_sotsialno_fi-losofskiy_analiz.html
27 Даминдарова, Ф. В. Духовно-нравственная традиция в жизни общества : автореф. дис. . д-ра филос. наук. Челябинск, 2011. С. 34.
28 Зубанова, Л. Б. Духовное лидерство в социокультурном пространстве современной России : автореф. дис. . д-ра культурологии. Челябинск, 2009. С. б; Яненко, А. С. Духовная идентичность российского общества в современных условиях : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2009. 26 с. URL: http://www. referun.com
29 Бокачев, С. И. Духовность : личностный аспект в социальном контексте современности : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. С. 3.
30 Тоффлер, Э. Третья волна. URL: http://www. nadprof.ru/library/books/Toffler/21.shtml
31 Бердяев, Н. Пути гуманизма // Электронная библиотека Якова Кротова. URL: http://krotov. info/library/02_b/berdyaev/19460001.html
32 Порус, В. Н. Обжить катастрофу. Своевременные размышления о духовной культуре России. иЯЬ: http://spkurdyumov.narod.ru/ Porus.htm
33 Лившиц, Р. Л. Духовность и бездуховность
личности : социально-философский : дис. ... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2007. 303 с. иЯЬ: http://www.dissercat.com/content/duk-
hovnost-i-bezdukhovnost-lichnosti-sots-filos-апа1І2
34 Изместьева, Н. Н. Руссская духовность как социально-философская проблема : автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2006. С. 3.
35 Коваль, Н. А. Духовность в системе профессионального становления специалиста : дис. ... д-ра психол. наук. М., 1997. 464 с. иЯЪ: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/122189.html
36 Гребнев, И. В. Концепт взаимосвязи духовности и телесности в философии и культуре : дис. . канд. филос. наук. Чебоксары, 2009. 169 с. иЯЬ: http://www.dissercat.com/content/ kontsept-vzaimosvyazi-dukhovnosti-i-telesnos-ti-v-filosofii-i-kulture
37 Смолина, В. К. Перспектива идейно-духовного развития постсоветской России // Вече. Журнал русской философии и культуры. Вып. 20. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2009. С. 236-238.
38 Рёдель, А. И. Духовность в структуре российского менталитета (к вопросу о социокультурной трансформации российского общества) : дис. . канд. филос. наук. М., 2003. 173 с.
39 Москалюк, Н. Ю. Духовность в деятель-
ности сотрудников пограничных органов: содержание, направления формирования : дис. ... канд. филос. наук. М., 2010. 182 с. иЯЬ: http://www.dissercat.com/content/
dukhovnost-v-deyatelnosti-sotrudшkov-po-granichnykh-organov-soderzhanie-naprav-leniya-formiro
40 Акутина, С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы : автореф. дис. . д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2010. 46 с.
41 Егорова, Ю. Р. Духовность как социально-философская проблема : автореф. канд. филос. наук. Уфа, 2001. иЯЬ: http://wikiwin. ru/e/ewvy/egorova_julija_rabisovna_-_duk-hovnost’_kak_social’no-filosofskaja_prob-lema_3.html
42 Балагова-Кандур, Л. Х. Адыгская литературная диаспора. История. Этнодуховная
идентичность. Поэтика : автореф. дис. . д-ра филол. наук. М., 2009. 55 с.
43 Трофимова, Л. И. Духовность в бытии человека : автореф. дис. . канд. филос. наук. Иваново, 2008. 22 с.
44 Коневских, Л. А. Духовность как предмет философско-культурологического анализа : автореф. дис. . канд. филос. наук. Екатеринбург, 2008. 21 с.
45 Смолина, В. К. Перспектива идейно-духовного развития... С. 236-238.
46 Касенкова, Н. А. Вещи как компонент пространства духовной жизни современной молодежи : дис. ... канд. социол. наук. Тамбов, 2009. 199 с. иЯЬ: http://www.disserr.ru/con-tentsZ365147.html
47 Вадковская, Н. Н. Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни : дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2008. 169 а иЯЬ: http://www.disszakaz.com/ catalog/razvitie_duhovnih_potrebnostey_kak_ uslovie_povisheniya_kachestva_zhizni.html
48 Скуднова, О. Ю. Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих : дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 178 ^ иЯЬ: http://www.dslib.net/psixolo-gia-razvitja/skudnova.html
49 Москалюк, Н. Ю. Духовность в деятельности сотрудников пограничных органов...
50 Храновская, Е. Ю. Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук. Новочеркасск, 2005. 178 с. иЯЬ: http://www.dslib.net/ soc-filosofiaZhranovskaja.html
51 Гуледани, И. Н. Исторические условия и особенности развития российской государственности : дис. ... кандидата юрид. наук. М., 2010. 183 с. иЯЬ: http://www.disserr.ru/ contentsZ381745.html
52 Путин В. В. Нравственные ценности в российском обществе непреложны // Послание Президента России Федеральному Собранию 25/04/2005. иЯЪ: http://ria.ru/poli-tics/20050425/39736238.html
53 Хомутцов, С. В. Духовность, ее подобия и антиподы в культуре : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Барнаул, 2009. иЯЬ: http://vak. ed.gov.ru/ru/dissertation/index.php?id54=3662
54 Духовность как онтологическое основание бытия человека : материалы междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь : Изд-во Сев.-Кавказ. гос. тех. ун-та, 2009. 262 с.
55 Канапацкий, А. Я. Онтологическая истинность духовности : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Уфа, 2004. 44 с.