Научная статья на тему 'Проблема духовности в социокультурном контексте современной России: обзор исследовательских мнений'

Проблема духовности в социокультурном контексте современной России: обзор исследовательских мнений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
760
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ПЕРЕХОДНОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КРИЗИС / ИДЕНТИЧНОСТЬ / SPIRITUALITY / A TRANSITIONAL SOCIETY / SOCIO-CULTURAL CRISIS / IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антропова Вера Владимировна

В статье рассматривается проблема духовно-ценностных смыслов новой эпохи и нового социума, именуемого по-разному: «общество потребления», «информационное общество», «общество постмодерна». Автор, опираясь на современные исследования, представляет феномен духовности в ее личном и социальном измерении, а также прослеживает динамику духовно-ценностных смыслов в свете основных сформировавшихся к настоящему времени подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the problem of spiritual values and meanings of a new era of a new society, called variously "consumer society", "Information Society", "post-modern society". The author, drawing on current research, is the phenomenon of spirituality in her personal and social dimension, as well as traces the dynamics of spiritual values in light of the meanings that emerged to date approaches

Текст научной работы на тему «Проблема духовности в социокультурном контексте современной России: обзор исследовательских мнений»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 22 (276).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 27. С. 11-17.

В. В. Антропова

ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МНЕНИЙ

В статье рассматривается проблема духовно-ценностных смыслов новой эпохи и нового социума, именуемого по-разному: «общество потребления», «информационное общество», «общество постмодерна». Автор, опираясь на современные исследования, представляет феномен духовности в ее личном и социальном измерении, а также прослеживает динамику духовно-ценностных смыслов в свете основных сформировавшихся к настоящему времени подходов.

Ключевые слова: духовность, переходное ность.

Начало третьего тысячелетия, как показывает обзор новейших исследований по философии, культурологии, социологии, политологии, журналистике, отмечено усилением внимания к проблемам перспектив развития человечества вообще и российского общества в частности, обусловленным идеей радикальных системных преобразований современного мира, которые порождают новый тип цивилизации и новое общество. Наша эпоха может войти в историю как время «нового великого исторического перелома»1 или даже, по Ф. Фукуяме, «конца истории»2, поскольку мы становимся свидетелями беспрецедентных по своим масштабам изменений: «смены индустриального общества постиндустриальным, капитализма посткапитализмом, модернизма постмодернизмом» и т. п.3 Общая приставка этих терминов передает ощущение если не «конца истории», то «законченности определенного исторического и мировоззренческого периода»4.

Начавшийся XXI век уже получил множество положительных атрибуций в исследовательской литературе, основывающихся на критическом сравнении с предыдущим столетием и отражающих футурологические настроения человечества: «эпоха мира и добра», «век торжества человеческого разума», «век индустрии знаний», время «гуманистической направленности в условиях открытого общества»5 и др. Настоящее же положение современной техногенно-потребительской цивилизации абсолютное большинство специалистов определяет как состояние «кризиса фундаментальных онтологических оснований бытия человека»6, «кризиса цивилизационных оснований»7, «<глубокого> системно-

общество, социокультурный кризис, идентич-

го кризиса»8, «кризиса во всех сферах бытия общества»9, «глобального кризиса»10, «антропологического кризиса»11, «углубляющегося глобального кризиса культурной жизненной среды»12, «кризиса всех сторон человеческой жизни»13, который «привел к расколу материально-духовного единства человека и пространства цивилизации»14. Современное состояние духовной жизни планеты Э. Тоффлер сравнивает с «водоворотом противоречивых, спутанных, разнообразных идей. Сталкивающиеся противоположные восприятия сотрясают нашу духовную Вселенную. Каждый день приносит нам новые причуды, научные открытия, религиозные и общественные движения и выступления»15.

Такая общепланетарная динамика, связанная с глобализационными процессами, а также ряд внутренних политических и социально-экономических факторов - «разрушение государственности, возникновение рыночных отношений, олигархического капитала, влияющего на политическую структуру страны, неспособность православной религии заполнить “экзистенциальный вакуум”»6, «социальное и имущественное расслоение, преобладание технократического мышления»17 - спровоцировали в нашей стране ситуацию «социокультурного кризиса и утраты духовных ориентиров»18, «духовного и миро-

19

воззренческого кризиса»19, «духовного кри-

20 21 зиса», «кризиса духовности и культуры»21,

«катастрофы духовной культуры»22, «кризиса важнейших сфер духовной жизни человечества - науки, религии, образования»23, «ценностных кризисов»24, «тотальной переоценки ценностей»25, «кризиса самоопределения че-ловека»26, «кризиса прежних идентично-

стей россиян»27, «кризиса идентичности»28, «острейшего кризиса идентификации»29. «Миллионы людей, - пишет Э. Тоффлер, -занимаются поисками своей идентичности или какого-то магического средства, которое помогло бы им вновь обрести свою личность, мгновенно дало бы ощущение близости или экстаза, привело бы их к более “высокому” состоянию сознания»30.

Таким образом, современные ученые констатируют углубление и обострение процесса, о котором писал в свое время Н. А. Бердяев: «Гуманизм нового времени изжил себя и дошел до пределов, за которыми он исчезает. Мы живем в античеловечную эпоху»31. При этом в исследовательской литературе отмечается один немаловажный момент - невнятность, несформулированность в российском обществе базовых ценностей - простых, ясных и понятных, всеобщая «размытость» современных ориентиров общественного развития. Так, В. Н. Порус отмечает: «Наша “духовная культура” тяжело больна. Она страдает не от дефицита средств на “культурные мероприятия” - размыты или перестали существовать границы, за которыми культура обращается в “посткультурную действительность” <...> Речь об основаниях культуры, <.. .> речь не о том, что некие ценности разрушены или отброшены. Речь о “вырождении” ценностей, как таковых, об отказе от самого понятия культуры как того, что образуется

32

“духовными универсалиями”»32.

Основной перспективой преодоления всем очевидного культурно-духовного и ментально-мировоззренческого кризиса в условиях трансформирующейся российской реальности, по единогласному мнению ученых, признается апелляция к духовности как основе восстановления социокультурной трансмиссии, которая в последнее время особенно часто становится объектом воздействия различных вызовов и угроз, инициированных, с одной стороны, внедрением в общественное и индивидуальное сознание чуждого россиянам потребительски-гедонистического идеала, «вдохновлявшего на протяжении нескольких последних веков человечество» и ставшего «в масштабе человечества на пороге XXI века явным анахронизмом»33, а с другой - развитием новейших информационных технологий и утверждением в социальнокультурной парадигме человеческого бытия ценностей информационного общества. Его

главной аксиологической максимой, как известно, признается информация, которая «из отражения превращается в самостоятельную сущность, новую субстанцию мира, проявляющуюся на всех его уровнях и во всех формах, трансформируя общество в социотех-ническую систему, заменяя непосредственное общение его членов коммуникацией, а культуру - технологией»34. Обе названные причины в конечном счете укладываются в объединяющую их «новую социокультурную модель - постмодерн», «основным содержанием которой является человек в информационном обществе» и признание которой означает «отказ от культа индивидуальности с ренессансно-романтическим цветением личности, с духом критицизма, новизны, историзма, отказ от принципа cogito <...> - принципа не только свободной мысли, но и ответственности человека за себя и созданный им мир, принципа нравственной и духовной вменяемости “я”»34.

В контексте объективных социокультурных реалий жизнедеятельности российского переходного социума - идейной и моральной дезориентации, девальвации традиционной системы ценностей и утверждения новых идеалов и авторитетов, культурной деградации, дегуманизации всех сфер общественной жизни - духовность выступает в нескольких, весьма важных ипостасях в ее личностном и общественном измерении:

- фактор выживания человечества, условие гармоничного развития человеческого общества в ближайшем и далеком будущем; фактор зарождения новых тенденций культурной динамики, формирующих новые императивы в понимании человека и культуры (Е. А. Бурцева); фактор духовно-нравственного оздоровления (очищения, освобождения) человека и общества (Э. А. Бирюкова); фактор возрождения исконных ценностей (Н. А. Коваль)35; фактор возрождения эт-нонационального сознания (Ф. В. Дамин-дарова); фактор перерождения человека, стремящегося к идеалу (И. В. Гребнев)36; фактор освоения уникального и представляющего ценность для всего человечества опыта советского периода, дальнейшее развитие постсоветской России возможно только в результате такого акта (В. К. Смолина)37;

- фактор консолидации российского общества в поиске общенациональной идеи (А. И. Рёдель)38; фактор интеграции в изме-

няющемся российском обществе (Н. Ю. Мо-скалюк)39; фактор приобщения индивидуальности к ценностно-смысловому жизненному миру (Н. А. Черникова);

- фактор социальной безопасности общества, фактор влияния на характер общественных отношений и современный стиль мышления (С. И. Бокачев); фактор национальной безопасности (С. П. Акутина)40; фактор духовной безопасности России перед лицом вызовов глобализации и угроз, связанных с посттрансформационным кризисом и негативными последствиями деидеологизации общества, вестернизации массовой культуры (П. Н. Беспаленко); фактор экзистенциальной безопасности человека (Ю. Р. Егорова)41;

- фактор различных идентичностей: этнической (Л. Х. Балагова-Кандур)42; духовной (А. С. Яненко); культурной, общественно-ценностной (Л. Б. Зубанова); самоидентификации (А. С. Яненко, С. И. Бокачев);

- фактор, определяющий содержание. качество и направленность социального и индивидуального бытия, обусловливающий экзистенциальные потребности - осмыслить свою конкретную жизнь с точки зрения факта невечности, конечности и в тоже время вечности и бесконечности мироздания (Л. Ю. Трофимова)43; фактор постоянного развития личности и социального совершенствования (Н. В. Брюханцева); индикатор успеха или провала тех или иных социальных процессов, норм (Ю. Б. Егорова);

- фактор и форма самосознания, самоидентификации личности (С. И. Бокачев); фактор самосовершенствования личности, наиболее полно отражающий характер человеческой жизнедеятельности во всех ее проявлениях (И. В. Гребнев); фактор самоопределения личности (Е. А. Бурцева); фактор трансценденции - свободного конструирования и направления своей активности на экзистенцию - мир ценностных переживаний, где человек постоянно испытывает неудовлетворенность собой сегодняшним и стремится к самосовершенствованию (Н. А. Некрасова);

- актуализатор определенного типа миро-отношения, определенной смысложизненной позиции, заключающейся в самотрансценден-ции личности, в открытости личности навстречу миру, а бездуховность, соответственно, фактор закрытости, самоотчуждения личности, ее отгороженности от мира, отпадения личности от дел и забот мира (Р. Л. Лившиц);

актуализатор типа «человека духовного» как альтернативы «человеку отчужденному», через осознание феномена духовности «человек духовный» вновь восстанавливает связь с миром и его трансцендентными и трансцендентальными основаниями (Л. А. Коневских)44;

- фактор свободного выбора смысложизненной ориентации (Р. Л. Лившиц); свободного развития человека в условиях плюралистической культуры (Н. А. Коваль).

Однако по мере того как российское общество все более усваивает установки потребительского поведения, а научные изыскания не могут не отмечать таких тенденций, в различных областях социогуманитарного знания появляются все новые теории духовного, решенные в потребительски-прагматическом ключе, что в конечном счете коррелирует с общей современной тенденцией произвольного, избирательного, инструментального понимания духовного (В. К. Смолина)45. Не будет большим преувеличением сказать, что в настоящее время духовная проблематика приобретает в научном дискурсе новые -«вещные», социально-имиджевые - коннотации. Сегодня, когда под давлением доминирующих критериев престижности и богатства роль вещей в обществе изменилась, а отношение к вещам превратилось в глобальную сущностную характеристику современной цивилизации, немаловажными компонентом духовной жизни определенных социальных групп исследователи небезосновательно признают вещи (Н. А. Касенкова)46. С позиций потребительской психологии развитие духовных потребностей рассматривается как условие повышения качества жизни личности, находящейся под влиянием таких психологических факторов, как обеспечение, признание, свобода (Н. Н. Вадковская)47. В этот контекст вполне вписываются слова Ирины Муромцевой, телеведущей канала «Россия»: чтобы быть сегодня успешным «на все 100», надо «уметь преподнести свою духовность» (15 октября 2009 года).

Другим симптомом времени стало появление работ, в которых духовность, в связи с модернизацией российского общества, претендующей на статус широкомасштабной политической программы, получает государственно-идеологическую окраску. В исследованиях такого рода духовность определяется как:

- важный компонент профессиональной культуры работников государственной

службы, выступающей в качестве посредника между государством и его гражданами (О. Ю. Скуднова)48;

- основа профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов, утверждающих правопорядок и безопасность личности, общества и государства на государственной границе (Н. Ю. Москалюк)49;

- фактор формирования культуры российского предпринимательства (Е. Ю. Хранов-

ская)50.

Подобные современные трактовки духовности, с одной стороны, имеют религиозноисторические и духовно-этические предпосылки, конституирующие духовность, патриотизм, соборность, заботу об общем благе, стремление к социальной справедливости как наиболее важные черты российской государственности51, а с другой - детерминированы потребностями самих государственно-социальных институтов, нуждающихся в высоконравственных и профессиональных кадрах. Сегодня они вызваны к жизни магистральной идеей возрождения, реанимирования духовности как важнейшей национальной традиции, провозглашенной первыми лицами государства: «В России происходят очень большие перемены, и сегодня каждый человек любой национальности и вероисповедания может и возвращается к своим духовным корням. <...> Конечно, в России со 145-миллионным населением подавляющее большинство - это христиане. Поэтому для нас возрождение России неразрывно связано, прежде всего, с духовным возрождением»52.

Все сказанное позволяет заключить два момента.

Во-первых, духовность особенно востребована в кризисные моменты истории, в периоды «экзистенциального вакуума», когда обостряется общественная надобность в человеке духовном, когда этносу грозит утрата различных идентичностей, а значит, и физическая потеря себя. Принципиальную значимость приобретают «проклятые вопросы», среди которых центральным является вопрос

о направленности субъектных действий и связанных с ними «вечных» проблем добра и зла, смысла жизни и поиска истины, материального и духовного начал в человеке, природы красоты.

Духовность является той доминантной болевой точкой, в которой сходятся многие социокультурные проблемы современной

России, детерминированные, с одной стороны, общемировыми тенденциями, коррелирующими с концепциями потребительского общества и информационного общества: утверждением культа массового потребления и тотального развлечения, материального сверхизобилия и эгоистического практицизма, внешней респектабельности и эпатажно-сти, углублением процесса тотального отчуждения личности от природной и социальной реальности, от глубин своего внутреннего мира (С. В. Хомутцов)53. С другой стороны, они обусловлены внутрироссийскими факторами, высвечивающими кризисное состояние многих социальных институтов современной России. В соответствии с этими причинами мы выделяем два актуальных для научного российского сообщества контекста в рассмотрении духовности: экзистенциально-онтологический и социально-деятельностный. В этом лишний раз убеждает тематика докладов проходившей в СевКавГТУ конференции «Духовность как онтологическое основание бытия человека» (ноябрь 2009 года): «Духовность как смысловой центр мира», «Духовность как смысложизненная ценность», «Духовно-нравственная ценность мировой классики», «Духовно-нравственные ценности на ветрах перемен», «Постмодернистские идеи и установки: разрушение этического дискурса в условиях процесса адиафоризации в современном обществе», «Духовный потенциал русского человека в XXI веке: “иное дано!”», «Патриотизм как высшая духовно-нравственная ценность», «Духовность и право», «Проблема нравственного воспитания школьников», «Дедовщина как результат отсутствия духовно-нравственного воспитания военнослужащих», «Духовно-нравственные искания современной молодежи»54. Такие формулировки маркируют духовность в ее онтологическом статусе как основополагающую доминанту человеческого бытия, имманентную черту развития личности. Однако социальное рассмотрение духовности показывает ее амбивалентность и парадоксальность, поскольку она сопрягается с социальными институтами, не лишенными острых противоречий: современной армией, школой, структурами власти.

Во-вторых, при всем многообразии уровней осмысления духовности в социокультурном пространстве современной России - гносеологическом, онтологическом, антропологическом, потребительски-прагматическом,

деятельно-профессиональном, - именно ценностно-экзистенциальный исследователями признается основополагающим, трактующим духовность как способ человеческого бытия, который задает его ценностные координаты, определяющий его содержание, качество и направленность. В этом плане нельзя не согласиться со словами А. Я. Канапацкого: «Духовность в своем истинно сущностном онтологическом основании аксиологична. В таком своем качестве она пронизывает всё и вся, существует всегда. Она в каком-то определенном смысле являет собой абсолютную ценность, ценность высшего ранга, аккумулирующую в себе все “царство ценностей” Вселенной. <...> Вне ценностного основания и родового присутствия ценности в духовности она может быть чем угодно, например, психологическим состоянием, физиологической компонентой, феноменологическим фактом, физическим побуждением, качеством и т. д., но не духовностью в ее истинном значении»55.

Примечания

1 Сидоров, В. А. Ценностный анализ в журналистике : время и метод // Глобальный медиажурнал. Российское издание. URL: http:// www.gmj.sfedu.ru/v2i1/v2i1_sidorov.htm

2 Фукуяма, Ф. Конец истории? // Электронная библиотека Гумер. URL: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/History/Article/_Fuk_ Endlst.php

3 Сидоров, В. А. Ценностный анализ в журналистике.

4 Емелин, В. А. Постиндустриальное общество и культура постмодерна. URL: http:// emeline.narod.ru/postindustrial.htm

5 Ботвинова, А. В. Духовность и гуманизм в открытом обществе (социально-философский анализ) : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2004. С. 3.

6 Шелекета, В. О. Интегративный принцип духовно-телесного статуса человека в культуре : автореф. дис. . д-ра филос. наук. Волгоград, 2011. С. 3.

7 Карлова, Л. В. Конституирование духовности как философская проблема : дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2004. 137 c. URL: http:// www.dslib.net/soc-filosofia/karlova.html

8 Черникова, Н. А. Духовность человека в контексте экологической культуры : дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. 165 с. URL:

http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/194445.html; Брюханцева, Н. В. Идеалы, идолы и ценности в современном медиапространстве // Медиаобразование : от теории - к практике : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 2008. С. 18.

9 Бурцев, С. А. Трансформация систем ценностей в переходном обществе : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2008. С. 3.

10 Бурцева, Е. А. Проблема духовного бытия : экзистенциально-феноменологический подход : автореф. дис. . канд. филос. наук. Иваново, 2007. С. 3.

11 Макаров, Д. В. Идея преображения в русской духовной традиции : автореф. дис. ... д-ра культурологии. М., 2009. С. 3; Бокачев, С. И. Духовность : личностный аспект в социальном контексте современности : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. С. 3.

12 Марченко, Ю. Г. Русская культура в ХХ веке : трансформация системообразующих оснований : автореф. дис. . д-ра культурологии. Кемерово, 2009. С. 15.

13 Янушкявичене, О. Л. Историко-педагогический анализ становления и развития теории духовного воспитания подрастающих поколений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. С. 3.

14 Брюханцева, Н. В. Идеалы, идолы и ценности в современном медиапространстве // Медиаобразование : от теории - к практике. С. 18.

15 Тоффлер, Э. Третья волна. иЯЬ: http://www. nadprof.ru/library/books/Toffler/21.shtml

16 Гришин, В. В. Социально-философский анализ кризиса духовности в Древней Греции и в современной России : дис. . канд. филос. наук. Н. Новгород, 2005. 197 с. иЯЪ: http://www.dissercat.com/content/sotsialno-fi-losofskii-analiz-krizisa-dukhovnosti-v-drevnei-gretsii-i-v-sovremennoi-rossii

17 Штумф, С. П. Духовность как социокультурный феномен : аксиологическая направленность и перспективы развития : автореф. дис. . канд. филос. наук. Иркутск, 2007. С. 5.

18 Руденко, В. А. Образование и духовность в современном российском обществе : факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ : автореф. дис. . д-ра социол. наук. Ростов н/Д, 2007. С. 3.

19 Некрасова, Н. А. Феномен духовности, бытие и ценность : дис. ... д-ра филос. наук.

Иваново, 2002. 313 с. URL: http://www.dis-sercat.com/content/fenomen-dukhovnosti-bytie-i-tsennost

20 Носов, И. П. Правосознание : духовные и мировоззренческие основания : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2006. С. 10; Хомутцов, С. В. Духовность, ее подобия и антиподы в культуре : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Барнаул, 2009. URL: http://vak. ed.gov.ru/m/dissertation/index.php?id54=3662

21 Беспаленко, П. Н. Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России : проблема институционализации и модели решения : автореф. дис. . д-ра полит. наук. Ростов н/Д, 2009. С. 3.

22 Шеховская, Н. Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли : дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2007. С. 10.

23 Брюханцева, Н. В. Идеалы, идолы и ценности. С. 18.

24 Бирюкова, Э. А. Духовно-нравственное оздоровление человека : анализ сущности и виртуально-образных форм : автореф. дис. . д-ра филос. наук. Тула, 2010. С. 2.

25 Сидоров, В. А. Ценностный анализ в журналистике.

26 Хачецуков, З. М. Феномен духовности в развитии российского общества : социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2007. 149 c. URL: http://www. disszakaz .com/catalog/fenomen_duhovnosti_v_ razvitii_rossiyskogo_obshchestva_sotsialno_fi-losofskiy_analiz.html

27 Даминдарова, Ф. В. Духовно-нравственная традиция в жизни общества : автореф. дис. . д-ра филос. наук. Челябинск, 2011. С. 34.

28 Зубанова, Л. Б. Духовное лидерство в социокультурном пространстве современной России : автореф. дис. . д-ра культурологии. Челябинск, 2009. С. б; Яненко, А. С. Духовная идентичность российского общества в современных условиях : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2009. 26 с. URL: http://www. referun.com

29 Бокачев, С. И. Духовность : личностный аспект в социальном контексте современности : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. С. 3.

30 Тоффлер, Э. Третья волна. URL: http://www. nadprof.ru/library/books/Toffler/21.shtml

31 Бердяев, Н. Пути гуманизма // Электронная библиотека Якова Кротова. URL: http://krotov. info/library/02_b/berdyaev/19460001.html

32 Порус, В. Н. Обжить катастрофу. Своевременные размышления о духовной культуре России. иЯЬ: http://spkurdyumov.narod.ru/ Porus.htm

33 Лившиц, Р. Л. Духовность и бездуховность

личности : социально-философский : дис. ... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2007. 303 с. иЯЬ: http://www.dissercat.com/content/duk-

hovnost-i-bezdukhovnost-lichnosti-sots-filos-апа1І2

34 Изместьева, Н. Н. Руссская духовность как социально-философская проблема : автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2006. С. 3.

35 Коваль, Н. А. Духовность в системе профессионального становления специалиста : дис. ... д-ра психол. наук. М., 1997. 464 с. иЯЪ: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/122189.html

36 Гребнев, И. В. Концепт взаимосвязи духовности и телесности в философии и культуре : дис. . канд. филос. наук. Чебоксары, 2009. 169 с. иЯЬ: http://www.dissercat.com/content/ kontsept-vzaimosvyazi-dukhovnosti-i-telesnos-ti-v-filosofii-i-kulture

37 Смолина, В. К. Перспектива идейно-духовного развития постсоветской России // Вече. Журнал русской философии и культуры. Вып. 20. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2009. С. 236-238.

38 Рёдель, А. И. Духовность в структуре российского менталитета (к вопросу о социокультурной трансформации российского общества) : дис. . канд. филос. наук. М., 2003. 173 с.

39 Москалюк, Н. Ю. Духовность в деятель-

ности сотрудников пограничных органов: содержание, направления формирования : дис. ... канд. филос. наук. М., 2010. 182 с. иЯЬ: http://www.dissercat.com/content/

dukhovnost-v-deyatelnosti-sotrudшkov-po-granichnykh-organov-soderzhanie-naprav-leniya-formiro

40 Акутина, С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы : автореф. дис. . д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2010. 46 с.

41 Егорова, Ю. Р. Духовность как социально-философская проблема : автореф. канд. филос. наук. Уфа, 2001. иЯЬ: http://wikiwin. ru/e/ewvy/egorova_julija_rabisovna_-_duk-hovnost’_kak_social’no-filosofskaja_prob-lema_3.html

42 Балагова-Кандур, Л. Х. Адыгская литературная диаспора. История. Этнодуховная

идентичность. Поэтика : автореф. дис. . д-ра филол. наук. М., 2009. 55 с.

43 Трофимова, Л. И. Духовность в бытии человека : автореф. дис. . канд. филос. наук. Иваново, 2008. 22 с.

44 Коневских, Л. А. Духовность как предмет философско-культурологического анализа : автореф. дис. . канд. филос. наук. Екатеринбург, 2008. 21 с.

45 Смолина, В. К. Перспектива идейно-духовного развития... С. 236-238.

46 Касенкова, Н. А. Вещи как компонент пространства духовной жизни современной молодежи : дис. ... канд. социол. наук. Тамбов, 2009. 199 с. иЯЬ: http://www.disserr.ru/con-tentsZ365147.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47 Вадковская, Н. Н. Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни : дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2008. 169 а иЯЬ: http://www.disszakaz.com/ catalog/razvitie_duhovnih_potrebnostey_kak_ uslovie_povisheniya_kachestva_zhizni.html

48 Скуднова, О. Ю. Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих : дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 178 ^ иЯЬ: http://www.dslib.net/psixolo-gia-razvitja/skudnova.html

49 Москалюк, Н. Ю. Духовность в деятельности сотрудников пограничных органов...

50 Храновская, Е. Ю. Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук. Новочеркасск, 2005. 178 с. иЯЬ: http://www.dslib.net/ soc-filosofiaZhranovskaja.html

51 Гуледани, И. Н. Исторические условия и особенности развития российской государственности : дис. ... кандидата юрид. наук. М., 2010. 183 с. иЯЬ: http://www.disserr.ru/ contentsZ381745.html

52 Путин В. В. Нравственные ценности в российском обществе непреложны // Послание Президента России Федеральному Собранию 25/04/2005. иЯЪ: http://ria.ru/poli-tics/20050425/39736238.html

53 Хомутцов, С. В. Духовность, ее подобия и антиподы в культуре : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Барнаул, 2009. иЯЬ: http://vak. ed.gov.ru/ru/dissertation/index.php?id54=3662

54 Духовность как онтологическое основание бытия человека : материалы междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь : Изд-во Сев.-Кавказ. гос. тех. ун-та, 2009. 262 с.

55 Канапацкий, А. Я. Онтологическая истинность духовности : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Уфа, 2004. 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.