ФИЛОЛОГИЯ
Вестник Омского университета, 2001. №.1. С.61-64. © Омский государственный университет, 2001
УДК 801
КОНЦЕПТ "СКУПОСТЬ" КАК ПРОЯВЛЕНИЕ
ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНОЙ СИСТЕМЫ АВТОРСКОГО
СОЗНАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ
XIX И XX ВЕКОВ
Е.С. Демина, Л.О. Бутакова
Омский государственный университет, кафедра русского языка 644077 Омск, пр. Мира, 55-А
Получена 6 декабря 2000 г.
Some cognitive aspects of universe categorization are analysed in the article. Attention is mainly paid to those phenomena that deal with such notions as national valuable concepts. Some possible ways to describe Russian stinginess concept are offered by the authors.
Понимание любого текста есть способ его интерпретации. Смысловые структуры раскрываются б процессе интерпретации текста реципиентом на основе его индивидуальной концептуальной системы. Понятие "концентуальная система" является одним из базовых понятий, на которое опираются лингвистика и психолингвистика. Г1о определению Р.И. Павилениса, концептуальная система есть "непрерывно конструируемая система информации (мнений, знаний), которой располагает индивид о действительном или возможном мире" [1, с. 280]. Иными словами, весь познавательный опыт человека на языковом или доязыковом уровнях вербально и невербально закрепляется в концептуальной картине мира. Когда мы говорим о концептуальной картине мира, фактически имеем в виду содержание человеческого сознания.
Наиболее полно концепт "скупость" в классической его форме представлен в произведении A.C. Пушкина "Скупой рыцарь". Скупость - страсть, присущая и Барону Филиппу (отцу) и Альберу (сыну); у отца она доведена до предела, присутствует в максимальной степени, а Альбер ею только "заразился". Таким образом, можно говорить о двух носителях качества, и в каждом случае реализация концепта будет разной.
Смысловое поле Альбера
"Деньги" становятся важнее жизни, чести, приобретают первостепенное значение, но измеряются деньгами мелкого достоинства А все ж он не в убытке: Его нагрудник цел венецианский,
А грудь своя гроша ему не стоит. (говорит о поверженном противнике) Он лучше мне бы голову пробил. (о себе).
"Грудь", "голова", а значит, "человек", "жизнь" в оценке Альбера имеют меньшее значение, чем деньги.
Деньги больше жизни.
Мотивом поведения становится не рыцарский кодекс, предполагающий благородство, бескорыстие, достоинство,а скупость. Взбесился я за поврежденный шлем, Геройству что виною было - скупость. Зачем с него не снял я шлема тут же! А снял бы я , когда б не было стыдно Мне дам и герцога.
Она же - причина бессмысленного геройства. Качество называется прямо, через ядерный маркер - существительное " скупость".
Причину своей "скупости" Альбер видит в "бедности":
О бедность! Бедность! Как унижает сердце нам она!
Деньги нужны Альберу, чтобы тратить их, достойно себя содержать. Все рыцари сидели тут в атласе Да в бархате; я в латах был один.
Значит, функция "золота" - "служить", перемещаться, не быть в покое.
Когда-нибудь оно послужит мне, лежать забудет.
Альбер при всей своей бедности еще способен " поделиться", " отдать", а значит, можно го-
62
Е.С. Демина, Л.О. Бутакова
ворить о наличии у него внутреннего атрибута щедрости: "благородстве", "великодушии". Вечор я снес последнюю бутылку Больному кузнецу.
Имплицитная сема благородство создается за счет качественных определителей - последняя и больной.
Интересен образ жида. Он, предлагая Альбе-ру убийство отца, выступает как демон-искуситель ("змей-искуситель" - номинация в тексте). Аль-бер выдерживает испытание, но мысль об убийстве попала на благодатную почву, т.к. деньги больше жизни, поэтому логичен финал - Альбер принимает вызов старого отца на дуэль. "Благородства" больше нет, есть "злоба", "черствость":
Жестокий век, жестокие сердца
Несомненно, что в образе Альбера Пушкин представил динамику страстей: вначале скупость почти равна бережливости, в конце герой приобретает родовое качество абсолютной скупости - злобу, жестокость. Образ сына подчинен смыслу заразительности скупости. Скупость -заразная болезнь, страсть одного родственника становится "катализатором" болезни другого: не скуп тот, кто не имеет средств.
Как видим, в произведении центральным маркером понятия "скупость" становятся "деньги".
Возможно три вида отношения к деньгам:
- использовать их бездумно, ради удовольствия: деньги =слуги "... юноша в них ищет слуг проворных / И, не жалея, шлет туда, сюда",
- использовать разумно, бережно: деньги = друзья. "Старик же видит в них друзей надежных / И бережет их как зеницу ока";
- зависеть от денег, служить им: деньги = господа. "О! Мой отец не слуг и не друзей / В них видит, а господ; и сам им служит ".
На деньги переносятся человеческие отношения. Три вида отношения к деньгам и три вида номинации - "деньги - слуги", "деньги - друзья" и "деньги - господа" - определяют качества: мотовство, бережливость, скупость.
Смысловое поле барона Филлипа Сема "зависисмость от денег" репрезентируется в образе барона Филиппа с наибольшей силой. "О! Мой отец не слуг и не друзей В них видит, а господ; и сам им служит".
"Деньги", "золото" олицетворяют для Филиппа господство, власть. Что не подвластно мне? Как некий демон Отселе править миром я могу... Мне все послушно, я же - ничему.
В тексте этот комплекс назван прямо - предикатом править и именами, характеризующими самоосознание героя. Когда деньги занимают
статичное положение, "служить" им начинает их обладатель: Филипп выполняет типичные функции скупого: копить, хранить, беречь, охранять
- об этом свидетельствуют предикаты. Сидеть на сундуке и от живых Сокровища мои хранить, как ныне.
"Деньгам" остается только пассивно "расти" : Но понемногу Сокровища растут
Деньги: обладание человеком - господство.
Проявление семантики "обладания человеком" начинается с того, что убиваются желание, время, совесть - все приносится служению деньгам.
Кто знает, сколько горьких воздержаний, Обузданных страстей, тяжелых дум, Дневных забот, ночей бессонных мне Все это стоило.
Существительные содержат семы интенсивности: воздержание, страсть, дума, забота.
Качественные распространители причастий и прилагательных содержат семы оценки: обузданный, горький, тяжелый, бессонный. И те и другие характеризуют сферу чрезмерных тягостных состояний человека.
Смысл "зависимости от денег" далее наращивается семантико-стилистическими средствами. В тексте встретились номинации денег на основе концепта власти: "деньги - боги", "царственный елей", сундуки - "священные сосуды". Здесь преувеличивается смысл " высшей власти" за счет привлечения семантики "царь", "Бог", "святость". На основе анализа высказываний мы выяснили, что "деньги" ассоциируются со "злом", "адом". Кажется не много, А скольких человеческих забот, Обманов, слез, молений и проклятий Оно тяжеловесный представитель.
Заботы,, обманы, слезы, моления, проклятия
- существительные, включающие семы интенсивности и негативной оценки. Общий компонент значения - "некомфортное", тяжелое для человека состояние.
Градационно нагнетается смысл "страдание": ряд контекстуальных синонимов начинается со слова с семой "минимальной" интенсивности степени "некомфортности" - забота (внутреннее беспокойство). В дальнейшем эта сема переходит в"проявление страданий акциональ-но" в словах обманы, слезы, моления(внешние действия) и достигает наивысшего предела в семантике "проклятье". Общее значение слова "проклятье" включает в себя культурную кон-натацию (через интертекст: Библию, религиозную литературу), благодаря которой "проклятье" приобретает еще и сакральный смысл, притягивается к семантическому полю "безбожие,
Концепт "скупость" как проявление.
63
ад".
Таким образом, это слово содержит максимальную негативную оценку на лексическом уровне.
"Страдание" не просто цена денег. "Деньги" становятся его категориальным воплощением: "оно тяжеловесный представитель".
В смысловую структуру "страдание" "деньги " входят лексическая оппозиция больше/меньше и семантика "веса" (наличие качественного распространителя - прилагательного с живой внутренней формой "тяжеловесный" при существительном "представитель").
В цену денег входит й "преступление", "кровь": Где было взять ему, ленивцу, плуту1 Украл, конечно; или может быть, Там на большой дороге, ночью в роще...
Итак, "деньги" в "Скупом рыцаре" это нечто большее, чем просто формально выраженный маркер понятия "скупость". Это своеобразный "концепт в концепте", обладающий своим набором маркеров: страдание, преступление, деньги, кровь, обман, тревоги.
Через деньги проявляется и еще одно качество скупого: безжалостность, злоба. Вдова мне отдала его (дублон), но прежде С тремя дет.ьми полдня перед окном Она стояла на коленях воя. Шел дождь, и перестал, и вновь пошел. Притворщица не трогалась; я мог бы Ее прогнать, но что-то мне шептало, Что мужнин долг она мне принесла.
Семы "безжалостность", "злоба" выражаются косвенно: прямого называния пет, сигнификативный центр, общее значение складывается из совокупности смысловых комплексов, составляющих текстовую ситуацию.
Кому же может посочувствовать вдова? Вдова ждет сострадания, надеется на прощение долга. Скупец ждет деньги, надеется открыть сундук. Ожидание скупого мучительней - это своего рода болезнь, одержимость. Смысл "одержимость - душевная болезнь" репрезентируется в тексте следующими путями:
1) Посредством употребления конкретной лексики из семантической группы "болезнь" со значением "физический признак болезни" (жар, трепет, глагол впасть, в литературном языке имеющий устойчивое сочетание "впасть в безумие" и т.п.).
Я каждый раз, когда хочу сундук Свой отпереть, впадаю в жар и трепет.
2) Через сравнение с патологическим, ненормальным чувством.
Нас уверяют медики: есть люди, В убийстве находящие приятность, Когда я ключ в замок влагаю, то же
Я чувствую, что чувствовать должны Они, вонзая в жертву нож: приятно И страшно вместе...
Лексика характеризует проявление душевной патологии.
3) Через семантическое наращивание ситуаций "зависимость от денег", "чрезмерная, до абсурда, бережливость":
В формировании сигнификативного центра участвуют: а) сравнения (пес, раб), которые, с одной стороны, имеют семантику "прислуживание", с другой - стилистически маркированы, содержат отрицательную коннотацию и тем самым создают негативную оценку. Семантика качественных определителей при этих существительных усиливает негатив оценки, наращивает ситуацию "зависимости, несвободы", привносит новые значения:
- "цепной" - значит "привязанный", "несвободный", "злой" и "верный"-,
- "алжирский" - "черный". Здесь может иметь переносное значение "грязный" (т.е. гряз-ный, черный душой), а может и сигнализировать о том, что человек стоит ниже денег (как раньше считалось, черная раса стояла ниже белой).
б) лексическая модель "потребность"/"нереализация потребности"] семантика существительных конура, корки, вода применительно к человеку характеризует его тяготы и лишения - бедность; определения сухие, нетопленая и стилистическая маркированность слова конура (пренебрежительное, грубое) подчеркивают это значение. Наполнение модели "потребность" /"нереализация потребности" такой семантикой формирует значение ненормальности - одержимости - душевной болезни.
В общем "Скупом рыцаре" явно прослеживается влияние христианского нравственно- этического кодекса, согласно которому "скупость" -греховная страсть.
Совсем другую реализацию получает мотив "скупости" в текстах современных русских писателей XX в. Для анализа был выбран текст В.М. Шукшина "Космос, нервная система и шмат сала". Оценка скупости строится в нем скорее не с христианской позиции, а с бытовой: это точка зрения современного человека, обывателя.
В названном рассказе мотив скупости не единственный организующий и определяющий поступки героев, но здесь мы остановимся только на нем.
В тексте рассказа присутствует прямая номинация "героя - носителя качества" (старика Наума Евстигнеича) - "скряга отменный". Номинация "скряга" дополняется еще и качественным определителем, усиливающим ее, и мотивирует-
64
E.G. Демина, Л.О. Вутакова
ся актуализацией следующих смысловых составляющих понятия "скупость":
1) "Чрезмерная бережливость" (старик мучился от похмелья): он бы похмелился, но жалко денег.
В противительной конструкции представлены, с одной стороны, "человек" и его "здоровье", с другой - "деньги". Деньги оказались главнее, но жесткой отрицательной оценки это не вызывает. Коннотативное значение здесь - ирония.
2) Достаток.
Живет справно, пенсия неплохая, сыновья и дочь помогают из города.
3) "Накопительство" = "нереализации".
В погребе у него чего только нет - сало еще прошлогоднее, соленые огурцы, капуста, грузди. Кадки, кадушки, туески - целый склад.
Понятие " чего только нет" конкретизируется рядом контекстуальных синонимов. Семантика "накопительство", "нереализация" формируется на лексико-синтаксическом уровне.
Но накопительство не такое, как у Скупого рыцаря: старик рад бы поделиться добром с сыновьями и дочерью.
Часто спускается он в погреб и долго задумчиво сидит - " Черти драные, тут ли сейчас не жит,ъ?" - он ненавидит их за то, что они уехали в город.
4) Цена "накоплений" - "собственная упорная работа". Когда он не хворает, он встает до света и весь день, до темноты, возится по хозяйству.
У Скупого рыцаря цена "накопления" - страдания и унижение других людей.
5) Оценка всего в жизни через две главные ценности: "работу" и "деньги". "Работа" характеризуется с точки зрения ее необходимости:
Делать нечего - и начинают заполошни-чать, кликуши - говорит он про верующих - Ро-бить надо - вот и благодать настанет.
Сам герой, хоть и работает много, идеал все же видит в том, чтобы получить побольше, а сделать поменьше. Узнав, что хирургам мало платят, а учиться надо шесть лет, поучает Юрку, живущего у него на квартире:
Да на кой же шут жилы из себя тянуть столько лет? Иди на шофера выучись, да работай. Они вон по сколько заишбают. Да ишо где лесишко кому подкинет, где сена привезет колхозного - деньги.
Здесь для градации по степени интенсивности труда, затраченных усилий используются стилистически окрашенные предикаты: "зашибать" -значит получать много и легко, "подкидывать" - "сделать походя, между делом, легко". Семантику "легкости" работе придает и деривационное значение суффикса ишк. Фразеологизм "тянуть
жилы", напротив, имеет значение "трудности работы" . Таким образом, "трудное, но духовно ценное" старик предлагает заменить "легкими материальными ценностями", вполне логично мотивируя это необходимостью помочь матери Юрки, у которой, кроме Юрки, еще трое младших детей.
6) Собственничество. Но работать только на себя, на своей пашне, на свое огороде, как раньше.
7) Способность, хоть и неохотно, "поделиться" с окружающими, при условии возврата. Иногда, к концу месяца, у Юрки кончаются продукты. Старик долго косится на Юрку, когда тот всухомятку ест хлеб... Я дам. Апосля привезешь.
8) Финальный безвозмездный поступок: расчувствовавшийся старик выделяет Юрке безвозмездно шмат сала. Итак, здесь скупость - это накопительство, чрезмерная бережливость по отношению к тому, что заработал сам, даже скорее к тому, что сам создал, вырастил. "Носитель качества" здесь, хотя и по словарному определению "чрезмерно скупой человек", в оценке Шукшина таким не является, т.к. способен поделиться, способен иногда на добрый, безвозмездный поступок. Вывод: "скупость" оценивается не как грех, а как маленькая человеческая слабость. Персонаж выведен Шукшиным иронично и вызывает улыбку.
1) У В.М. Шукшина отрицательной оценке самого автора и героев ("общественного мнения") подвергается "жадность" в значении "чрезмерная до чего-то падкость, ненасытность". 2) За "скупостью" устойчиво закрепляется схема активного накопительства через свой собственный труд, он продолжает традиции русской классической литературы XIX в. Такая скупость выражается в бережливости. 3) Разграничение качеств "скупость"/"жадность" присуще сознанию современного человека, что и изобразил В.М Шукшин вполне реалистически, хотя и не без иронии, сожаления, грусти.
[1] Павиленис Р.И. Проблема смысла (Современный логико-философский анализ языка). М., 1983.
[2] Калашникова Т.А. Мотив скупости в "Скупом рыцаре" A.C. Пушкина и рассказах В.М. Шукшина // Текст: структура и функционирование. Барнаул, 1998. Вып.З. С. 52-57.