Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ "МУЖЕСТВО" ВО ФРОНТОВЫХ ДНЕВНИКАХ УЧАСТНИКОВ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН: НАРРАТИВ И ТАКТИКИ СУБЪЕКТИВАЦИИ'

КОНЦЕПТ "МУЖЕСТВО" ВО ФРОНТОВЫХ ДНЕВНИКАХ УЧАСТНИКОВ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН: НАРРАТИВ И ТАКТИКИ СУБЪЕКТИВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / LOCAL CONFLICTS / ВОЕННЫЕ ДНЕВНИКИ / WAR DIARIES / МУЖЕСТВО / COURAGE / ГЕРОИЗМ / HEROISM / ИРОНИЯ / IRONY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Игаева Ксения Владимировна, Мордвинов Александр Александрович, Николаи Федор Владимирович

В статье рассматриваются представления о мужестве в дневниках советских/российских участников локальных войн. Их компаративный анализ позволяет выявить существенное различие. В дневниках ветеранов Афганистана концепт «мужество» выходит из приватного пространства в публичную сферу и противопоставляется идеологически нагруженному «героизму», который превращается в абстрактное нормативное клише. Участники военных действий на Северном Кавказе гораздо реже используют эти понятия в своих дневниках: «мужество» здесь все чаще приобретает иронические коннотации и заменяется метафорой «военного профессионализма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Игаева Ксения Владимировна, Мордвинов Александр Александрович, Николаи Федор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT "COURAGE" IN FRONT-LINE DIARIES OF PARTICIPANTS OF LOCAL WARS: NARRATIVES AND TACTICS OF SUBJECTIVATION

In the article viewed the notion of courage in the diaries of Soviet / Russian participants of local wars. Their comparative analysis reveals a significant difference. In the Afghan War veteran’s diaries the concept of “courage” emerges from private space into the public sphere and opposed to ideologically loaded "heroism", that turns into an abstract normative cliche. The participants of military actions in the North Caucasus much less often use these concepts in their diaries: "courage" here acquires ironic connotations and replaced by a metaphor of "military professionalism".

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ "МУЖЕСТВО" ВО ФРОНТОВЫХ ДНЕВНИКАХ УЧАСТНИКОВ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН: НАРРАТИВ И ТАКТИКИ СУБЪЕКТИВАЦИИ»

4. См.: Советско-китайские отношения. 1917-1957. Сборник документов. - М.: Изд-во восточной литературы, 1959.

5. Китайская Народная Республика в 1950-е годы. Сборник документов в 2 т. Т.2. - М.: Памятники исторической мысли, 2010.

6. РГАЭ. Ф.7733. Оп.45. Д.1166. Л.Л.107-108.

7. Гэ Чжи-да. Некоторые вопросы финансовой работы в Китайской Народной республике // Деньги и кредит. -1958. - №3. - С.67.

8. РГАЭ. Ф.2324. Оп.27. Д.1410. Л.Л.121-122.

9. РГАЭ. Ф.7733. Оп.45. Д.1186. Л.Л. 3-7.

10. АльтшулерА. Дорожные чеки банков социалистических стран// Деньги и кредит. - 1957. - №5. - С.32.

11. Фрей Л.И. Международные расчеты и финансирование внешней торговли социалистических стран. - М.: Внешторгиздат, 1960. - С.109-110.

References and Sources

1. Diplomaticheskij slovar'. - M.: Gospolitizdat, 1948.

2. Pravda.- 1950. - 1 marta.

3. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv ehkonomiki (RGAEH). F.679. Op.2. D.651. L.26.

4. Sm.: Sovetsko-kitajskie otnosheniya. 1917-1957. Sbornik dokumentov. - M.: Izd-vo vostochnoj literatury, 1959.

5. Kitajskaya Narodnaya Respublika v 1950-e gody. Sbornik dokumentov v 2 t. T.2. - M.: Pamyatniki istoricheskoj mysli, 2010. -S.

6. RGAEH. F.7733. Op.45. D.1166. L.L.107-108.

7. Geh CHzhi-da. Nekotorye voprosy finansovoj raboty v Kitajskoj Narodnoj respublike // Den'gi i kredit. - 1958. - №3. - S.67.

8. RGAEH. F.2324. Op.27. D.1410. L.L.121-122.

9. RGAEH. F.7733. Op.45. D.1186. L.L. 3-7.

10. Al'tshuler A. Dorozhnye cheki bankov socialisticheskih stran// Den'gi i kredit. - 1957. - №5. - S.32.

11. Frej L.I. Mezhdunarodnye raschety i finansirovanie vneshnej torgovli socialisticheskih stran. - M.: Vneshtorgizdat, 1960.

ТУРИМЫН ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, президент НИИ истории, экономики и права. Россия, Москва.

TURITSYN, IGOR V. - Doctor of History, Professor, President, History, Economics and Law Research Institute (HELRI). Russia, Moscow ([email protected]).

УДК 94(470).084.9:371.26+179.6

ИГАЕВА К.В., МОРДВИНОВ А.А., НИКОЛАИ Ф.В. КОНЦЕПТ «МУЖЕСТВО» ВО ФРОНТОВЫХ ДНЕВНИКАХ УЧАСТНИКОВ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН: НАРРАТИВ И ТАКТИКИ СУБЪЕКТИВАЦИИ

Ключевые слова: локальные конфликты, военные дневники, мужество, героизм, ирония.

В статье рассматриваются представления о мужестве в дневниках советских/российских участников локальных войн. Их компаративный анализ позволяет выявить существенное различие. В дневниках ветеранов Афганистана концепт «мужество» выходит из приватного пространства в публичную сферу и противопоставляется идеологически нагруженному «героизму», который превращается в абстрактное нормативное клише. Участники военных действий на Северном Кавказе гораздо реже используют эти понятия в своих дневниках: «мужество» здесь все чаще приобретает иронические коннотации и заменяется метафорой «военного профессионализма».

IGAEVA, KV., MORDVINOV, A.A., NIKOLAI, F.V. THE CONCEPT "COURAGE" IN FRONT-LINE DIARIES OF PARTICIPANTS OF LOCAL WARS: NARRATIVES AND TACTICS OF SUBJECTIVATION

Keywords: local conflicts, war diaries, courage, heroism, irony.

In the article viewed the notion of courage in the diaries of Soviet / Russian participants of local wars. Their comparative analysis reveals a significant difference. In the Afghan War veteran's diaries the concept of "courage" emerges from private space into the public sphere and opposed to ideologically loaded "heroism", that turns into an abstract normative cliche. The participants of military actions in the North Caucasus much less often use these concepts in their diaries: "courage" here acquires ironic connotations and replaced by a metaphor of "military professionalism".

В последнее время источники личного происхождения все чаще привлекают внимание исследователей, в том числе в сфере военно-исторической антропологии. Хотя локальным конфликтам второй половины ХХ в. посвящены сотни монографий и статей, дневники их участников нередко остаются за рамками внимания историков. Во многом это связано с тем, что до недавнего времени они находились в личных (семейных) архивах, и лишь благодаря

ряду интернет-проектов («Art of war», «Прожито», «Открытый текст») стали попадать в публичное пространство. В данной статье мы рассмотрим представления о «мужестве» в дневниках советских / российских комбатантов, прежде всего, участников военных действий в Афганистане и на Северном Кавказе. Ключевой идеей исследования представляется тезис о масштабном влиянии внешних идеологических и культурных рамок на стратегии субъективации авторов дневников.

Как справедливо отмечает Й. Хелльбек, дневники советских граждан 1930-х гг. воплощали стремление вписать свои мысли, переживания и ощущения в общественно-политический порядок нового социалистического общества [1]. Идеология в значительной степени определяла и подчиняла здесь сферу приватного. В рамках нормативной субъективации и специфической интерпелляции через включение в максимально широкую общность («советский народ») официальный язык СМИ оказывался интернализован как собственный голос. Продолжая эту линию, в дневниках участников Великой Отечественной войны «мужество» как стратегия повседневного поведения подчинялось «героизму», который выступал наследником революционной риторики 1930-х гг. (хотя конечно, оба этих концепта имели достаточно расплывчатое значение). Поэтому концепт «мужество» во фронтовых дневниках почти не встречается, ибо относится скорее к приватной сфере, а «героизм» связан с социальной идентичностью, со стремлением получить коллективное признание. В рамках такой мобилизационной риторики жертвы и лишения воспринимались как неизбежная часть социального/ антропологического перерождения: «Героизм защитников Ленинграда [здесь и далее курсив наш - К.И., А.М., Ф.Н.] можно назвать только удивительным. Именно удивительный героизм. За год до событий никто бы не поверил, что такая оборона Ленинграда возможна. Армия долгое время голодала. Пополнение приходило главным образом прямо в санчасти. И ничего. Выдержали и голод, и холод, и все выдержали. И не только выдержали, но и окрепли. И не только окрепли, а стали сильнее врага и готовятся к его уничтожению» [2].

Для участников локальных конфликтов написание дневников чаще всего представляло собой своеобразный способ избавиться от переживаний и выстроить дистанцию в отношении происходящего вокруг. Так, например, участник войны в Афганистане Ю.В. Пахомов отмечает: «Ты, мой друг, дневник, и в то же время врач. Но для тебя, вернее, в тебя уходят те мысли, те чувства, те эмоции, что вряд ли когда-то мной будут сказаны или выражены» [3, с. 100]. С другой стороны, некоторые комбатанты вели записи, рассчитывая, что их прочтут. Одни с исследовательским интересом, как участник конфликта в Афганистане А.С. Сеннов [4]; другие - делая отсылку к Великой Отечественной войне, для прочтения детям и внукам: «Мы повторили подвиг наших отцов и дедов для того, чтобы наши внуки жили под светлым небом...» [3, с. 100]. Такая культурная отсылка (опосредованная советской военной литературой и известными фильмами о Второй мировой войне), с одной стороны, декларировала преемственность воинских «добродетелей», а с другой, - оправдывала отличие в их обосновании, отсылая скорее к заботе о боевых товарищах, чем к какой-то идеологической мотивации. Спад последней (особенно после 1985 г.) привел к резкому вытеснению понятия «героизм» концептом «мужества», воспринимаемого в основном как верность армейской структуре с ее «профессиональными» требованиями. Участники Афганской кампании в отличие от участников Второй мировой войны не выступают цензорами своих поступков, - они вообще практически не пишут о себе, их записи наполнены описаниями части, своих командиров и товарищей. Да и соотнести свою службу в Афганистане с интересами «советского народа» становится все труднее [4, 5, 6, 7].

Впрочем, такое отношение к военным действиям характерно скорее для офицеров. Более того, для многих из них идеологическая линия (за которую должны были отвечать замполиты) казалась не нужной, не соответствующей афганским реалиям, и потому требовала замены прагматическим вниманием к выполнению служебных обязанностей. Солдаты-срочники же, воспитанные на школьной программе и подвигах Великой Отечественной войны, были более склонны идеализировать предстоящие им задачи. Для них

собственно концепт «мужества» оказывается частью более широкого культурного контекста, включая не только советскую литературу, но и клише западной попкультуры: «У рампы стоят два прапорщика, словно сошедшие с экрана американского вестерна ковбои. Прокаленные солнцем лица, лихо заломленные панамы, выгоревшее хэбэ, на плечах автоматы со спаренными, перевязанными изолентой магазинами - мужественные парни, настоящие боевики» [5, с. 9].

Мужеством все чаще воспринималось как преодоление трудностей: «А мысли всякие были, когда поднимался. Пусть грохнут меня, чтоб не мучиться вначале. Э, нет, пусть ранят, но легко, чтобы в санчасть эвакуировали, - чуть позже. Но это в мыслях, а подчиненным, конечно же, виду не подал, проявил, если можно так сказать, личное мужество. Ведь, что такое мужество? По-моему, - это преодоление трудностей, порой нечеловеческих» [5, с. 76]. Приватное здесь легализуется, выходит на первое место и отодвигает идеологическую риторику, в центре которой лежало понятие «героизма».

Отметим также, что для «афганцев» мужество оказывается лишь одним из ряда других важных качеств. Так, например, Ю.М. Лапшин в дневнике описывает своего командира В. Востротина следующим образом: «Нет мелочной опеки. Без нужды в эфир не вклинивается, сидит, дымит, прослушивает переговоры по ходу боя. Решения по обстановке принимает быстро. При необходимости сразу сосредоточивает огонь всей артиллерии в опасном месте. Достойнейший человек и награда по заслугам: не к юбилею, не за липовый хлопок - за талант, мужество, душу и энергию. Умеет воодушевить людей, не чинуша, открытый и искренний человек, мастак на выдумки. Но и это было бы ничто без профессионализма» [6, с. 212]. Кроме того, «мужество» связывается с самоконтролем: «И. Печерский со своей группой броском вышел из ловушки. Когда они бежали, успел их сосчитать и вздохнул с облегчением. Честно говоря, восхищаюсь мужеством и выдержкой этого человека. Все доклады следовали абсолютно спокойным голосом, полный самоконтроль. Молодец!» [6, с. 143]. То есть, отсылка к коллективной общности не исчезает в дневниках афганцев, но интернализуется, становится менее демонстративной и идеологизированной. На смену прежней нормативной субъективации приходит коллективная идентичность, связанная с идеей «фронтового братства» и верности армейской корпорации, не связанной напрямую с идеей «революционной помощи братскому афганскому народу».

В дневниках участников конфликта на Северном Кавказе концепт «мужества» претерпевает существенные изменения. Кампании 1994-1996 и 1999-2000-х гг. велись уже после распада Советского Союза под новыми идеологическими лозунгами. Кроме того, сама армия измелилась: большой процент служащих были теперь контрактниками, целью которых во многом было зарабатывание денег. При этом прагматика выживания и корпоративная солидарность оказывается все чаще в противоречии с либеральной риторикой и оценками войны в СМИ. В этом контексте «мужество» и «героизм» приобретают, с одной стороны, иронические или скептические коннотации. Так, например, И. Волков описывает контрактиков: «Подавляющее большинство этих героев горячих точек, балтийцев, с алкогольной контузией на всю башку уже не первую неделю лопает водку, дебоширит и разлагает срочников. Так что я здорово сомневаюсь в полезности появления в наших рядах этих плодов некогда сомнительного пятиминутного удовольствия» [8]. С другой стороны, «мужество» вновь оказывается для солдат и офицеров проявлением внешней интерпелляции как признание их заслуг со стороны государства, выраженное в награждении соответствующим орденом [9]. Для участников конфликта на Северном Кавказе политическая сфера оказывается в определенном противоречии с приватной. Коллективная идентичность формируется как одна из самых действенных форм выживания, но распространяется она теперь не на армию в целом, но на микросообщества (например, четырех офицеров, живущих в одной палатке).

Разумеется, эти наблюдения носят предварительный характер и требуют детализации, а также соотнесения с комплексом других вопросов (отношением комбатантов к женщинам, практикам сохранения / пересмотра семейных связей, использования метафоры «фронтового

братства») и источников (интервью, письмами, воспоминаниями). Отдельного анализа требует их соотнесение с изменением военной цензуры [10] и автобиографического жанра в ХХ в. Но в целом, возвращаясь к проблеме эволюции фронтовых дневников, важно подчеркнуть их зависимость от трансформации приватной / публичной сферы. Фронтовые дневники становятся свидетельством не просто отдельных судеб, но смены моделей субъективации: причисление себя к «советскому народу» сменилось в 1970-1980-е гг. самоидентификацией с военной корпорацией (обладавшей весьма высоким социальным статусом в СССР), а в 1990-е гг. - конструированием микро-сообществ выживания.

Литература и источники

1. Хелльбек Й. Революция от первого лица: дневники сталинской эпохи / Пер. с англ. С. Чачко. - М.: Новое литературное обозрение. 2017. - 424 с.

2. Альшиц Д.Н. Дневник // Прожито [Электронный ресурс. Режим доступа: http://prozhito.org/person/2002 Дата обращения: 18.03.2018].

3. Пахомов Ю.В. В провинции Доши. Из дневника // Афганистан болит в моей душе...: Воспоминания, дневники советских воинов, выполнявших интернациональный долг в Афганистане. - М.: Молодая гвардия, 1990. - С.97-109.

4. Сеннов А.С. Дневник двухгодичника // Art of War [Электронный ресурс. Режим доступа: http://prozhito.org/person/2002 Дата обращения: 18.03.2018]

5. ОрловА.Н. Дневник пехотного лейтенанта. Воспоминания об афганской войне. - М.: ВегаПринт, 2014. -222 с.

6. Лапшин Ю.М. Афганский дневник. - М.: Олма-Пресс Образование, 2004. - 447 с.

7. Стародымов Н.А. Боевой дневник афганской войны. - М.: Яуза, Эксмо, 2009. - 384 с.

8. Волков И.Ю. Записки охотника/ [Личный архив А.А. Мордвинова]

9. Николаи Ф.В. Память, нарратив и тактики самоидентификации ветеранов локальных конфликтов в России // Диалог со временем. - 2016. - № 54. - С.238-250.

10. Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР 1917-1991 гг. - М.: РОССПЭН, 2009. - 407 с.

References and Sources

1. Hell'bek J. Revolyuciya ot pervogo lica: dnevniki stalinskoj ehpohi / Per. s angl. S. CHachko. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie. 2017. - 424 s.

2. Al'shic D.N. Dnevnik // Prozhito [EHlektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://prozhito.org/person/2002 Data obrashcheniya: 18.03.2018].

3. Pahomov YU.V. V provincii Doshi. Iz dnevnika // Afganistan bolit v moej dushe...: Vospominaniya, dnevniki sovetskih voinov, vypolnyavshih internacional'nyj dolg v Afganistane. - M.: Molodaya gvardiya, 1990. - S.97-109.

4. Sennov A.S. Dnevnik dvuhgodichnika // Art of War [EHlektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://prozhito.org/person/2002 Data obrashcheniya: 18.03.2018]

5. Orlov A.N. Dnevnik pekhotnogo lejtenanta. Vospominaniya ob afganskoj vojne. - M.: VegaPrint, 2014. - 222 s.

6. Lapshin YU.M. Afganskij dnevnik. - M.: Olma-Press Obrazovanie, 2004. - 447 s.

7. Starodymov N.A. Boevoj dnevnik afganskoj vojny. - M.: YAuza, EHksmo, 2009. - 384 s.

8. Volkov I.YU. Zapiski ohotnika/ [Lichnyj arhiv A.A. Mordvinova]

9. Nikolai F.V. Pamyat', narrativ i taktiki samoidentifikacii veteranov lokal'nyh konfliktov v Rossii // Dialog so vremenem. - 2016. -№ 54. - S.238-250.

10. Goryaeva T.M. Politicheskaya cenzura v SSSR 1917-1991 gg. - M.: ROSSPEHN, 2009. - 407 s.

ИГАЕВА КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА - аспирант кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина.

МОРДВИНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат философских наук, доцент, кафедра социально-гуманитарных наук Приволжского исследовательского медицинского университета.

НИКОЛАИ ФЕДОР ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. IGAEVA, KSENIA V. - Ph.D. student, Department of World history, Minin University ([email protected]) MORDVINOV, ALEKSANDER A. - Ph.D. in Pilosophy, Aassociate Professor, Department of the social humanity science, Privolgskiy Research Medical University ([email protected])

NIKOLAI, FEODOR V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of World history, Minin University ([email protected])

УДК 94(470.5-21).08

ШАЯХМЕТОВА И.З. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КАК ГРАДООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР НА ЮЖНОМ УРАЛЕ: ОПЫТ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ

Ключевые слова: Южный Урал, промышленность, города, градообразование.

В статье исследуется поэтапное развитие промышленности на Южном Урале и его влияние на процессы градообразования. Анализируются особенности складывания различных типов городов, выделены их основные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.