братства») и источников (интервью, письмами, воспоминаниями). Отдельного анализа требует их соотнесение с изменением военной цензуры [10] и автобиографического жанра в ХХ в. Но в целом, возвращаясь к проблеме эволюции фронтовых дневников, важно подчеркнуть их зависимость от трансформации приватной / публичной сферы. Фронтовые дневники становятся свидетельством не просто отдельных судеб, но смены моделей субъективации: причисление себя к «советскому народу» сменилось в 1970-1980-е гг. самоидентификацией с военной корпорацией (обладавшей весьма высоким социальным статусом в СССР), а в 1990-е гг. - конструированием микро-сообществ выживания.
Литература и источники
1. Хелльбек Й. Революция от первого лица: дневники сталинской эпохи / Пер. с англ. С. Чачко. - М.: Новое литературное обозрение. 2017. - 424 с.
2. Альшиц Д.Н. Дневник // Прожито [Электронный ресурс. Режим доступа: http://prozhito.org/person/2002 Дата обращения: 18.03.2018].
3. Пахомов Ю.В. В провинции Доши. Из дневника // Афганистан болит в моей душе...: Воспоминания, дневники советских воинов, выполнявших интернациональный долг в Афганистане. - М.: Молодая гвардия, 1990. - С.97-109.
4. Сеннов А.С. Дневник двухгодичника // Art of War [Электронный ресурс. Режим доступа: http://prozhito.org/person/2002 Дата обращения: 18.03.2018]
5. ОрловА.Н. Дневник пехотного лейтенанта. Воспоминания об афганской войне. - М.: ВегаПринт, 2014. -222 с.
6. Лапшин Ю.М. Афганский дневник. - М.: Олма-Пресс Образование, 2004. - 447 с.
7. Стародымов Н.А. Боевой дневник афганской войны. - М.: Яуза, Эксмо, 2009. - 384 с.
8. Волков И.Ю. Записки охотника/ [Личный архив А.А. Мордвинова]
9. Николаи Ф.В. Память, нарратив и тактики самоидентификации ветеранов локальных конфликтов в России // Диалог со временем. - 2016. - № 54. - С.238-250.
10. Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР 1917-1991 гг. - М.: РОССПЭН, 2009. - 407 с.
References and Sources
1. Hell'bek J. Revolyuciya ot pervogo lica: dnevniki stalinskoj ehpohi / Per. s angl. S. CHachko. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie. 2017. - 424 s.
2. Al'shic D.N. Dnevnik // Prozhito [EHlektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://prozhito.org/person/2002 Data obrashcheniya: 18.03.2018].
3. Pahomov YU.V. V provincii Doshi. Iz dnevnika // Afganistan bolit v moej dushe...: Vospominaniya, dnevniki sovetskih voinov, vypolnyavshih internacional'nyj dolg v Afganistane. - M.: Molodaya gvardiya, 1990. - S.97-109.
4. Sennov A.S. Dnevnik dvuhgodichnika // Art of War [EHlektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://prozhito.org/person/2002 Data obrashcheniya: 18.03.2018]
5. Orlov A.N. Dnevnik pekhotnogo lejtenanta. Vospominaniya ob afganskoj vojne. - M.: VegaPrint, 2014. - 222 s.
6. Lapshin YU.M. Afganskij dnevnik. - M.: Olma-Press Obrazovanie, 2004. - 447 s.
7. Starodymov N.A. Boevoj dnevnik afganskoj vojny. - M.: YAuza, EHksmo, 2009. - 384 s.
8. Volkov I.YU. Zapiski ohotnika/ [Lichnyj arhiv A.A. Mordvinova]
9. Nikolai F.V. Pamyat', narrativ i taktiki samoidentifikacii veteranov lokal'nyh konfliktov v Rossii // Dialog so vremenem. - 2016. -№ 54. - S.238-250.
10. Goryaeva T.M. Politicheskaya cenzura v SSSR 1917-1991 gg. - M.: ROSSPEHN, 2009. - 407 s.
ИГАЕВА КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА - аспирант кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина.
МОРДВИНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат философских наук, доцент, кафедра социально-гуманитарных наук Приволжского исследовательского медицинского университета.
НИКОЛАИ ФЕДОР ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. IGAEVA, KSENIA V. - Ph.D. student, Department of World history, Minin University ([email protected]) MORDVINOV, ALEKSANDER A. - Ph.D. in Pilosophy, Aassociate Professor, Department of the social humanity science, Privolgskiy Research Medical University ([email protected])
NIKOLAI, FEODOR V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of World history, Minin University ([email protected])
УДК 94(470.5-21).08
ШАЯХМЕТОВА И.З. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КАК ГРАДООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР НА ЮЖНОМ УРАЛЕ: ОПЫТ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ
Ключевые слова: Южный Урал, промышленность, города, градообразование.
В статье исследуется поэтапное развитие промышленности на Южном Урале и его влияние на процессы градообразования. Анализируются особенности складывания различных типов городов, выделены их основные
группы в зависимости от территориальных, временных и отраслевых факторов. Показано, что значительная часть южноуральских городов росла вместе с предприятиями черной и цветной металлургии. В отличие от горнодобывающих поселений, металлургические центры могли быть очень крупными. Наибольшая концентрация населения возникла в центрах обрабатывающей промышленности. Самые крупные из них обладали благоприятными транспортно-географическими условиями и отличались сложной структурой промышленности. Они одновременно являлись важными транспортными, торгово-распределительными и культурными центрами.
SHAYAKHMETOVA, I.Z.
INDUSTRY AS A CITY-FORMING FACTOR IN THE SOUTHERN URALS: EXPERIENCE OF HISTORICAL RECONSTRUCTION
Keywords: southern Urals, industry, cities, town formation.
In the article researched the stage-by-stage development of industry in the Southern Urals and its influence on the processes of city formation. It analyzed the features of the folding of different types of cities, it identified their main groups depending on the territorial, temporal and branch factors. It is shown that a significant part of the South Urals cities grew with the enterprises of ferrous and nonferrous metallurgy. Unlike mining settlements, metallurgical centers could be very large. The greatest concentration of the population arose in the centers of manufacturing industry. The largest of them had favorable transport and geographic conditions and differed in the complex structure of industry. They were also important transport, trade-distribution centers and cultural centers.
Индустриализация Южного Урала началась в пореформенный период и сопровождалась быстрым ростом городского населения. Города региона росли не только за счет населения местных сел и деревень, но и в значительной степени за счет переселенцев.
До революции половина всего городского населения Южного Урала проживала в так называемых заводских селах. Некоторые из них насчитывали по нескольку десятков тысяч населения и по своему экономическому значению превосходили многие губернские города России (например, Нижний Тагил). Однако при этом они не пользовались правами городов и управлялись как обычные деревни - сельским сходом или волостным правлением [1, с. 3]. Большинство этих сел выросло около железоделательных и медеплавильных заводов и были похожи одно на другие [2, с. 462-465]. Основой таких населенных пунктов был завод, расположенный у небольшой реки. Объектов инфраструктуры (канализации или водопровода) ни в одном из них не было. Права городов многими заводскими селами были получены лишь после революции 1917 года.
Вместе с ростом числа городских поселений шел процесс концентрации населения в крупных городах. В дореволюционный период города на Южном Урале строились на транзитных путях, связывающих центр с восточными районами. Некоторые из них не имели промышленности и считались городами лишь по традиции. Например, Бирск, Ирбит, Верхнеуральск, Верхотурье, Туринск.
Эволюции экономики в городах Южного Урала способствовало строительство железных дорог: 1) Самара - Оренбург (1874-1877), соединившая Южное Предуралье с центральными районами страны; 2) горнозаводская железная дорога Пермь - Нижний Тагил - Екатеринбург (1873-1878), объединившая центры горнозаводской промышленности; 3) Екатеринбург - Тюмень (1883-1885), соединивший железнодорожными путями реки Кама и Обь. Эта железная дорога связала Сибирь и Урал с Европейской частью страны, но Южный Урал оставался изолированным от остальной сети железных дорог. Эта проблема была решена после строительства Самаро-Златоустовской железной дороги (1890-1892) и железнодорожной линии Екатеринбург - Челябинск (1896) [3]. В 1893 г. началось строительство Сибирской железной дороги от Челябинска на восток страны. Железнодорожный маршрут Пермь - Кунгур - Екатеринбург (1906 - 1909) создал удобный транзитный путь, связавший Урал и Сибирь. В 1906 г. была продолжена железная дорога Пермь - Вятка через Вологду на Санкт-Петербург [4, с. 85-86]. В результате, южноуральские и уральские грузовые потоки получили прямой выход к Балтийскому морю. В начале XX в. была построена железная дорога Оренбург - Ташкент - прямой путь в среднеазиатский
регион. В период I мировой войны началось строительство железной дороги Екатеринбург -Казань.
Значительная часть южноуральских городов росла вместе с предприятиями черной и цветной металлургии. В отличие от горнодобывающих поселений, металлургические центры могли быть очень крупными. Металлургические комбинаты с производительностью 1 млн. тонн стали в год сосредотачивали около 10 тысяч рабочих и образовывали города с 35-40 тыс. населения. Численность населения некоторых металлургических центров могла достигать нескольких сот тысяч человек. Например, Магнитогорск, Нижний Тагил [5, с. 117118].
Наибольшая концентрация населения возникла в центрах обрабатывающей промышленности. Самые крупные из них обладали благоприятными транспортно-географическими условиями и характеризовались сложной структурой промышленности. Они одновременно являлись важными транспортными, торгово-распределительными и культурными центрами. Вокруг них выросли целые городские агломерации - города и рабочие поселки, экономически напрямую связанные с главным городом. Это Екатеринбург, Челябинск, Уфа.
Главная отрасль обрабатывающей промышленности Южного Урала -машиностроение представлено в большинстве крупных городов. Центрами развитого машиностроения стали многие бывшие пункты торговли, в частности в Зауралье. Например, Шадринск, Ирбит и др. Бывшие заводские села превратились в города: Сысерть, Миасс и др.
Городов с преобладанием промышленности по обработке сельскохозяйственной продукции в регионе немного. Например, Абдулино, Сорочинск, Верхнеуральск.
Более 70 % городов и рабочих поселков Южного Урала находится в горнозаводской полосе или в непосредственной близости от нее. Чем дальше от этой полосы, тем реже города и тем меньше их размеры. Города и рабочие поселки разместились в районе предгорья Урала, в местах залежей разнообразных минеральных ресурсов, ровных строительных площадок [6, с. 374]. Здесь находятся почти все крупные южноуральские города.
Непосредственно в Уральских горах городов мало. Условия для городского строительства здесь неблагоприятны. В горах отсутствуют ровные площадки, ощущается недостаток воды. Исключением служат Златоуст, Миасс и Первоуральск, имеющих население свыше 100 тысяч человек [5, с. 122].
За пределами горнозаводской полосы города и рабочие поселки размещены главным образом вдоль старых трактов, судоходных рек и железных дорог.
Во второй половине XIX в. города Южного Урала эволюционировали вместе с рудниками: успешно функционировал рудник - успешно функционировал город [7, с. 35]. В настоящее время большинство этих городов регрессировало: часть из них превратились в поселки городского типа, часть - в села, часть - исчезла.
Особое значение в урбанизационных процессах на Южном Урале сыграл период Великой Отечественной войны. В этот период в регион, как в тыловую часть территории страны, были эвакуированы производственные мощности с территории, занятой врагом. Первостепенное значение придавалось выпуску оборонной продукции. После войны большая часть предприятий была перестроена на выпуск гражданской продукции. В целом, эвакуация промышленности привела к усилению урбанизационных процессов на Южном Урале, что отразилось как в расширении номенклатуры производства, так и в росте городского населения. Причем, если первоначально увеличение численности населения городов осуществлялось в большей степени за счет миграции из других регионов страны, то, начиная с конца 1950-х гг. и особенно в 1960 - 1980-е гг. за счет естественного прироста и внутренней миграции сельского населения в города.
Всего в советский период на Южном Урале возникло 90 городов, в том числе 29 из них в период 1917 - 1940 гг. и 61 - в годы Великой Отечественной войны и послевоенные десятилетия.
Среди городов, получивших статус города в довоенный период в результате индустриализации, пять городов - Ишимбай, Магнитогорск, Копейск, Медногорск, Красноуральск [4, с. 88].
На основе размещения эвакуированных промышленных предприятий в период Великой Отечественной войны получили импульс к развитию города Южного Урала, получившие юридический статус города незадолго до начала войны, либо уже имевшие функционирующие предприятия добывающей и обрабатывающей отраслей. Практически все они были поселками городского типа, основанными в XVIII - XIX вв. Таких городов насчитывается порядка 50. Наличие запасов минеральных ресурсов, отдаленность от театров военных действий, оптимальное размещение транспортных объектов, квалифицированные кадры из числа эвакуированных граждан и местного населения, не охваченного мобилизацией, огромная резервная армия труда из местного населения, - все это обеспечило эффект урбанизационных процессов в стратегически важном регионе страны.
Эвакуированные предприятия были ориентированы на нужды фронта, по окончании войны большая часть предприятий продолжила свое инерционное развитие по производству военной продукции. С течением времени, по мере снижения доли военно-промышленного комплекса в народном хозяйстве страны, рентабельность южноуральского производства стала неуклонно снижаться. Попытки конверсии в регионе были не всегда эффективными, что привело к системному кризису развития городов и целому ряду социальных проблем.
Для городов, образованных в послевоенные десятилетия, фактор наличия минеральных ресурсов, особенно для топливно-энергической отрасли промышленности, стал определяющим условием перспективности развития. 9 городов Южного Урала - это города, созданные либо развившиеся из более ранних поселений как нефтедобывающие, угледобывающие и нефтеперерабатывающие центры: Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Учалы, Южноуральск, Коркино, Бузулук, Бугуруслан, Сорочинск. Аналогичная специализация характерна для областных центров: Уфы и Оренбурга [8, с. 129].
В 1960 - 1980 гг. начинается период «большой» химии и нефтехимии. В ряде южноуральских городов, в том числе с дореволюционным прошлым и основанным в первые послевоенные десятилетия, государство размещает предприятия химической и нефтехимической промышленности. Так, медносерные комбинаты были построены в Сибае и Медногорске. Производство нефтепродуктов, бытовой химии, удобрений появилось в Салавате, Стерлитамаке, Уфе, Копейске, Орске, Сорочинске, Кувандыке, Нижнем Тагиле, Асбесте. На территории региона были размещены также отдельные предприятия фармацевтической, резиновой и бумажной промышленности, например, в городах Уфа, Туймазы, Ирбит, Михайловск, Новая Ляля [4, с. 88].
1960 - 1980 годы отмечены усилением машиностроительной специализации региона. Большая часть стабильно функционирующих предприятий отрасли осталась в южноуральских городах с периода эвакуации и в послевоенное время была частично перепрофилирована на выпуск гражданской продукции, другая часть, как уже было отмечено выше, сохранилась как производство для военно-промышленного комплекса страны. Развитыми центрами машиностроения в регионе стали Уфа, Белорецк, Белебей, Ишимбай, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Стерлитамак, Туймазы, Челябинск, Златоуст, Миасс, Копейск, Троицк, Южноуральск, Кыштым, Усть-Катав, Орск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Серов, Верхняя Пышма, Березовский, Алапаевск, Артемовский, Кушва, Карпинск, Невьянск, Сысерть, Кировград, Верхняя Тура [4, с. 88].
Номенклатура производимой продукции региональной отрасли машиностроения самая разнообразная: производство оборудования для различных отраслей народного хозяйства, сельскохозяйственных машин, комплектующих для производства легковых автомобилей и грузовых машин, производство вертолетов и комплектующих для авиационной промышленности, авиадвигателей, пассажирских автобусов, троллейбусов, трамваев, рельсопроката, комплектующих для пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок и др.
Конец 1970-х - начало 1990-х гг. характеризуется особым вниманием государства предприятиям энергетики. Основным принципом размещения предприятий этой специализации стал комплексный подход, отвечающий принципу охвата крупной городской агломерации. К этому времени на Южном Урале можно выделить Уфимскую, Стерлитамакскую, Челябинскую, Магнитогорскую, Троицкую, Оренбургскую, Орскую, Бугурусланскую, Медногорскую, Екатеринбургскую, Нижнетагильскую, Ревдинскую, Среднеуральскую, Нижнетуринскую агломерации. Каждая из них охватывала не менее двух - трех городов, сельскохозяйственную округу, являлась центром промышленности, транспорта и энергетики. В соответствии с этим принципом в обозначенный период началось строительство Башкирской АЭС в г. Агидели - единственное градообразующее предприятие (под влиянием общественности строительство было прекращено), были построены Кармановская ГРЭС, Троицкая ГРЭС, Белоярская АЭС, Среднеуральская ГРЭС, Нижнетуринская ГРЭС, Верхнетагильская ГРЭС [8, с. 102].
В постсоветский период, в условиях масштабного сокращения промышленного производства, крупным городам удалось преодолеть идеологическое давление советской эпохи. Место единственного градоформирующего фактора - промышленности, на первый план стала выдвигаться многофункциональность поселений, как основа их развития и, прежде всего, сфера услуг. Благодаря этому изменению современный крупный город стал самоценным образованием. Остальным городам - так называемым средним и малым по охвату территории и населению, еще предстоит пройти путь от поселений с единственным, реже двумя, градообразующим предприятием к городам многофункционального типа.
Литература и источники
1. Сельское и городское самоуправление на Урале в XVIII -начале XX века. - М.: Наука, 2003. С. 3.
2. Шаяхметова И.З. Особенности градообразования на Южном Урале // Доклады Башкирского университета. -Вып. 1. - № 2. - С. 462-465.
3. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 8. Оп. 1. Д. 1970. Л. 61.
4. Советский Союз. Географическое описание в 22-х томах. Урал. - М.: Мысль, 1968. - С. 85-86.
5. Сенявский А.С. Урбанизация России в XX веке. Роль в историческом процессе. - М.: Наука, 2003. - С. 117118.
References and Sources
1. Sel'skoe i gorodskoe samoupravlenie na Urale v XVIII -nachale XX veka. - M.: Nauka, 2003. S. 3.
2. SHayahmetova I.Z. Osobennosti gradoobrazovaniya na YUzhnom Urale // Doklady Bashkirskogo universiteta. - Vyp. 1. - № 2. -S. 462-465.
3. Gosudarstvennyj arhiv Sverdlovskoj oblasti (GASO). F. 8. Op. 1. D. 1970. L. 61.
4. Sovetskij Soyuz. Geograficheskoe opisanie v 22-h tomah. Ural. - M.: Mysl', 1968. - S. 85-86.
5. Senyavskij A.S. Urbanizaciya Rossii v XX veke. Rol' v istoricheskom processe. - M.: Nauka, 2003. - S. 117-118.
ШАЯХМЕТОВА ИРИНА ЗУФАРОВНА - кандидат исторических наук, доцент, Институт истории и государственного управления Башкирского государственного университета.
SHAYAKHMETOVA, IRINA Z. - Ph.D. in History, Associate Professor, Institute of History and Public Administration of Bashkir State University ([email protected]).
УДК 94(54)(=22.5)« 197/198»
АХМЕДОВ Т.А.
ПРОВОКАТОРЫ В РАБОЧЕЙ ПАРТИИ КУРДИСТАНА В 70-80-Е ГОДЫ ХХ
ВЕКА: НАСЛЕДНИКИ АЗЕФА
Ключевые слова: курдский вопрос, Турция, Рабочая партия Курдистана, Демократическая партия Курдистана, Анкарское демократическое общество высшей школы (ADYOD), Национальная разведывательная организация Турции (МИТ), Абдулла Оджалан, Осман Оджалан, Кесире Йылдырым, Хусейн Йылдырым, Пилот Неджати Кая, Евно Азеф, Улоф Пальме, провокаторы.
В статье рассматривается борьба Рабочей партии Курдистана (РПК) и ее лидера А. Оджалана с внутренними и внешними противниками. Автор проводит параллели между борьбой внутри РПК и деятельностью провокаторов в партии социалистов-революционеров (эсеры) в Российской империи в начале ХХ века. В ходе исследования обоснован вывод о том, что подавление национально-освободительных движений путем внедрения двойных агентов является распространенной тактикой государственных спецслужб, однако турецкие власти, как и Охранный отдел Российской империи, не смогли добиться этим своих целей.