Научная статья на тему 'Концентрация учебной информации как фактор совершенствования профессиональной подготовки'

Концентрация учебной информации как фактор совершенствования профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокоумов Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концентрация учебной информации как фактор совершенствования профессиональной подготовки»

С.П. Сорокоумов

КОНЦЕНТРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Необходимость реформирования современного высшего профессионального образования стала совершенно очевидной: на фоне снижающегося качества подготовки будущего специалиста при отсутствии мотивации учения, на фоне возрастающих требований соответствия уровню европейского образования наш сегодняшний выпускник не востребован современным производством. Мы считаем, что одним из выходов сложившейся ситуации может быть пересмотр содержания учебных дисциплин. Концепция обучения, рассматривающая образование как передачу накопленного предыдущими поколениями социального опыта, больше не эффективна. Переход нашего общества к рыночной экономике, интенсивная модернизация производства, расширение информационного пространства - всё это свидетельствует о необходимости пересмотра системы образования, а значит и приоритетов. Современный вузовский преподаватель осознаёт необходимость реформирования высшего образования, но его пугает резкое сокращение аудиторного времени в обучении и увеличение часов на самостоятельную работу. Думается, что негатив в отношении преподавателей к этой ситуации формируется ещё и тем, что в некоторых университетах эту самостоятельную работу ставят в сетку аудиторного расписания. Для того чтобы разобраться в особенностях видов и форм учебной работы, мы обратимся к сути понятий «аудиторная работа», «самостоятельная работа» и определим содержание каждого.

Самостоятельная работа:

1) упражнения, характерные для периода производственного обучения, когда деятельность учащихся носит в значительной степени самостоятельный, независимый от мастера характер. Основной целью при этом является формирование профессиональной самостоятельности учащихся;

2)форма организации теоретического обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности. Является одним из важнейших средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе; осуществляется как в ходе урочных занятий, так и во

внеурочное время. В профессиональной школе распространены следующие формы внеурочной самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой; выполнение заданий по циклам дисциплин; конкурсное выполнение заданий; изучение новой техники, технологии на базовых предприятиях, в лабораториях1.

Отталкиваясь от классического определения «самостоятельной работы», мы рассматриваем её как деятельность, совершаемую самим студентом, и результат этой деятельности, отражающий взгляды, подходы, пути решения самого студента. Мы акцентируем внимание на том, что самостоятельная работа во внеаудиторное время, оставаясь учебной работой, не может проходить под руководством преподавателя. Если же где-то можно услышать «самостоятельная работа под руководством преподавателя, помещённая в расписания», то это уже не самостоятельная работа, это обычная аудиторная работа. Главной ценностью образования становится формирование у обучающихся способности к самостоятельному творчеству, к саморазвитию и к самообразованию.

Аудиторная работа традиционно подразделяется на лекции, семинарские и лабораторно-прак-тические занятия.

В лекциях раскрываются общетеоретические вопросы, фундаментальные педагогические идеи и концепции закономерности педагогического процесса и их проявление в вузовской практике. В лекциях на основе анализа литературы, программ и документов, современной психолого-педагогической литературы, на основе осуществления межпредметных связей (опоры на знания приобретенные на других курсах) раскрываются сущность и структура предмета, закономерности и принципы организации процесса - дается характеристика основных понятий.

На семинарских занятиях осуществляется конкретизация общетеоретических положений на основе использования различной литературы.

На лабораторно-практических занятиях и практикумах показывается применение теоретических положений на практике, осуществляется теоретический анализ вузовской практики на

© С.П. Сорокоумов, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 10, 2006

115

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА

С.П. Сорокоумов

основе целенаправленного изучения студентами практического опыта, непосредственного наблюдения и анализа изучаемых явлений, моделирования ситуаций (в том числе и производственных).

Одна из главных целей современного образования - развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу. На современном этапе подготовки специалистов приходится констатировать тот факт, что студенты хотят получать дополнительные к основным циклам специальности умения и навыки. Сведения, предлагаемые к изучению в процессе методической подготовки, должны быть строго научными, четко систематизированными, опирающимися на уже имеющиеся знания и не дублирующими ранее изученное.

В настоящее время высшее профессиональное образование должно готовить молодых людей к возможным многократным изменениям специальности, научить быстро, усваивать новые навыки и выполнять различные функции, поэтому важнейшими качествами работника считается универсализм и способность быстро находить решение новых, нетривиальных задач в непредвиденных обстоятельствах, для этого необходимо пересматривать содержание учебных дисциплин. Самая большая единица количества образования - образовательная программа, имеющая завершенное содержание, график его освоения, технологическую оснастку, т.е. представляющая собой весьма сложную конструкцию, - трудно поддается сравнительному анализу. Не говоря уже о том, что целевые функции образовательных программ, их направленность могут быть совершенно различными.

Первокурсники и второкурсники иногда совершенно не владеют терминологией, не могут ясно объяснить смысл таких категорий. Дело доходит до того, что некоторые из них не понимают смысла терминов, составляющих основу общепринятого языка науки. Понятно, что в этом случае они просто не в состоянии конспектировать лекции по многим предметам. В результате преподаватели вынуждены переходить от лекций отнюдь не к главному обсуждению проблем современного общества, а к элементарному надикто-выванию материала с постоянным разъяснением «непонятных слов».

Учебные курсы, разработанные высокопрофессиональным коллективом адекватно отражают современный уровень развития науки, техники, технологии, а также дают необходимую исто-

рическую ретроспективу и перспективу, призванную нести воспитательную функцию.

Учитывая личный опыт создания учебных программ предметов цикла сельскохозяйственных дисциплин, а также трудности, связанные с отбором содержания, оценкой качества обучения по ним, обращаю внимание на необходимость формирования у будущих специалистов профессиональной компетенции. При отборе содержания курса приоритетным становится выявление возможного социального заказа на будущую специальность, квалификацию, а это в свою очередь определяется, кроме особенностей мало зависящих от образовательной системы, качеством подготовки нашего выпускника.

Орловский государственный университет сохранил в перечне специальностей ещё и педагогические. Например, наряду с «классическими» «биолог», «почвовед», подготавливаются специальности и квалификации, предполагающие умение будущего специалиста донести свои знания до аудитории: «биолог, преподаватель»; «учитель биологии», «почвовед, преподаватель» и т.д. Этот факт обязывает составителя вузовской учебной программы с одной стороны соответствовать общепредметным параметрам (научности, доступности для обучающихся, логической связанности), а с другой стороны реализовать принцип контекстной направленности - принцип, предусматривающий направленность образования с учетом приоритетных её задач (профессиональной, компетентностной, социально-антро-поэкологической, культуроведческой, инновационной, аксиологической, нравственно этической, эстетической, экономической, экологической, вале-ологической, акмеологической, потребностно-мотивационной, мониторинговой, практической, экспериментальной, поликультурной, политехнической, профессионально-методической и др.).

Современные учебные программы должны содержать минимум учебного материала, предусмотренный Государственным стандартом, устанавливать интеграционные связи, помогающие студенту осознать совокупность составляющих его будущей профессиональной деятельности.

В процессе модернизации образования и профессионально-методической подготовки учителей и преподавателей в аспекте естественно-биологического образования на первое место выдвигается образовательная парадигма как методо-лого-теоретическая база, служащая в качестве

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 10, 2006

образца для решения сложных теоретических и практических профессиональных задач. Такой парадигмой, я считаю, является парадигма ком-петентностной подготовки, ключевыми признаками которой являются:

1) овладение информационным полем данной дисциплины;

2) методология когнитивной деятельности -теория приобретения информации, её классификация, отбор, а также удержание информации и применение в профессиональной деятельности;

3) решение профессиональных задач - допустимость множества вариантов;

4) оценивание результатов собственной профессиональной деятельности - множественность критериев оценки (правильность, полезность, безопасность, эффективность);

5) соотношение собственной профессиональной деятельности с объективно существующей действительностью и опытом профессиональной деятельности других специалистов.

Именно это позволит будущему учителю, преподавателю развить в себе самостоятельность суждения и выбора, что, безусловно, будет способствовать правильному решению всех возникающих в ходе профессиональной деятельности учебных ситуаций. Учебная программа по предметам сельскохозяйственного цикла дисциплин должна формировать у студента умение работать самостоятельно с учебным и научным материалом, оперативно проводить поиск, структурировать и преобразовывать новую информацию, грамотно анализировать различные источники и мнения разных авторов, делать обобщения, убедительно и эмоционально представлять результаты исследований. Однако в реальности эти компетентности не формируются в достаточной степени и остаются трудными для будущих учителей и преподавателей.

В настоящий момент подготовка учителя биологии и основ сельского хозяйства немыслима без усиления научно-исследовательской работы студентов во всех формах её проявления как при проведении практических занятий, так и при выполнении индивидуальных заданий, курсовых и дипломных работ, поэтому учебные программы должны это учитывать.

При разработке учебной программы необходимо обозначить материал для самостоятельной работы студентов и учесть дидактический аспект этого материала. Группировать его таким обра-

зом, чтобы он предусматривал организацию самостоятельной когнитивной деятельности обучающихся, организацию индивидуальной поддержки самостоятельной учебной деятельности каждого обучающегося преподавателем, организацию групповой работы студентов, основанной на самостоятельном решении определенных учебных проблем.

Одним из важнейших компонентов информационно-образовательной среды является система управления учебными материалами. Как наиболее методически востребованная, она состоит из нескольких разделов: блок дисциплины, блок обратной связи и блок рейтинга. Блок дисциплины включает в себя материалы лекций, семинаров и лабораторных занятий, и определяется тематическим планом предмета. В этот блок можно отнести методические рекомендации и требования к выполнению самостоятельных заданий по дисциплине. Блок обратной связи может быть организован по принципу форума, где участники обмениваются мнениями, делятся опытом с сокурсниками и задают интересующие их вопросы преподавателям-предметникам. Рейтинговый блок позволяет отследить успеваемость студентов посредством оценивания контрольных мероприятий, проводимых в рамках аудиторных занятий, а также оценки самостоятельной учебной и исследовательской деятельности.

Такая модель учебной программы, в основе которой заключена сквозная профессиональная подготовка, и предполагает формирование компетентности будущего специалиста.

Определение объектов взаимодействий, необходимо определить цели деятельности. Только постановка целей, их конкретизация позволит применить технологию обучения. Необходима также иерархия целей, достижение которых можно диагностировать, она же должна отражать направленность учебного процесса на определенные результаты.

Для более полной реализации возможностей лекций необходимо увеличить концентрацию информации, которую нужно сообщить студенту, позволяет лекционный эксперимент, демонстрационный и раздаточный материал, применение проекционной светотехники. Необходимо использовать высококачественные фолиограм-мы, в том числе цветные, со схемами, рисунками, таблицами, непосредственно взятыми из учебной и специальной литературы, периодических изданий.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 10, 2006

117

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА

Н.П. Пигалева

В настоящий период профессиональное мышление преподавателя становится важнейшим элементом трудового процесса его деятельности, а формирование профессионального мышления у студентов соответственно - одной из центральных психолого-педагогических задач педвуза. Всё специальное образование должно быть ориентировано на формирование профессионального мышления. Необходимую широту мышления учителя-предметника, позволяющую выйти за узкоспециальные рамки преподаваемой дисциплины, творчески подойти к деятельности преподавателя и воспитателя, обеспечивает мировоззрение, основанное на принципах научной философии.

В настоящий момент подготовка учителя биологии и основ с.х. немыслима без усиления научно-исследовательской работы студентов во всех формах её проявления как при проведении практических занятий, так и при выполнении индивидуальных заданий, курсовых и дипломных работ.

Современному обществу, как никогда ранее, нужны творческие учителя, способные предвидеть потребности быстро развивающегося общества, предвосхищать требования, которые оно в будущем предъявит человеку.

Приобретение необходимых умений и навыков выполнения научной работы необходимо начинать с 1 курса при изменении структуры изучения некоторых дисциплин.

При разработке информационной среды для самостоятельной работы студентов необходимо учитывать дидактический аспект её, включающий три наиболее важные проблемы: организация самостоятельной когнитивной деятельности обучающихся; организация индивидуальной поддержки самостоятельной учебной деятельности каждого

обучающегося преподавателем; организация групповой работы студентов, основанной на самостоятельном решении определенных учебных проблем.

Одним из важнейших компонентов информационно-образовательной среды является система управления учебными материалами. Как наиболее методически востребованная, она состоит из нескольких разделов: блок дисциплины, блок обратной связи и блок рейтинга. Блок дисциплины включает в себя материалы лекций, семинаров и лабораторных занятий, и определяется тематическим планом предмета. В этот блок можно отнести методические рекомендации и требования к выполнению самостоятельных заданий по дисциплине. Блок обратной связи может быть организован по принципу форума, где участники обмениваются мнениями, делятся опытом с сокурсниками и задают интересующие их вопросы преподавателям-предметникам. Рейтинговый блок позволяет отследить успеваемость студентов посредством оценивания контрольных мероприятий, проводимых в рамках аудиторных занятий, а также оценки самостоятельной учебной и исследовательской деятельности.

В рассмотренном подходе реализуются и другие основополагающие дидактические принципы, такие как доступность, систематичность и последовательность, преемственность, наглядность, прочность, связь теории с практикой, профессиональная направленность обучения, индивидуальный подход к обучаемому.

Примечание

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - С. 292.

Н.П. Пигалева

ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЬСТВА КОСТРОМСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ В СИСТЕМЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕВОЕННОГО ОБЩЕСТВА

На развитие образования в послевоен- Действительно, общественно-политическая ный период огромное влияние оказы- и культурная ситуации военного времени, как вали идеологические кампании, кото- вспоминают многие очевидцы, привели к неко-рые не могут быть правильно оценены без связи торому ослаблению всеобщего страха перед влас политико-экономической ситуацией в стране и стью. Смертельная угроза самому существова-международным положением СССР. нию Отечества, всенародная борьба за победу не-

118

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 10, 2006

© Н.П. Пигалева, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.