Научная статья на тему 'Идейно-политическая и учебно-воспитательная работа учительства Костромской и Ярославской областей в системе идеологических отношений послевоенного общества'

Идейно-политическая и учебно-воспитательная работа учительства Костромской и Ярославской областей в системе идеологических отношений послевоенного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пигалева Надежда Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идейно-политическая и учебно-воспитательная работа учительства Костромской и Ярославской областей в системе идеологических отношений послевоенного общества»

В настоящий период профессиональное мышление преподавателя становится важнейшим элементом трудового процесса его деятельности, а формирование профессионального мышления у студентов соответственно - одной из центральных психолого-педагогических задач педвуза. Всё специальное образование должно быть ориентировано на формирование профессионального мышления. Необходимую широту мышления учителя-предметника, позволяющую выйти за узкоспециальные рамки преподаваемой дисциплины, творчески подойти к деятельности преподавателя и воспитателя, обеспечивает мировоззрение, основанное на принципах научной философии.

В настоящий момент подготовка учителя биологии и основ с.х. немыслима без усиления научно-исследовательской работы студентов во всех формах её проявления как при проведении практических занятий, так и при выполнении индивидуальных заданий, курсовых и дипломных работ.

Современному обществу, как никогда ранее, нужны творческие учителя, способные предвидеть потребности быстро развивающегося общества, предвосхищать требования, которые оно в будущем предъявит человеку.

Приобретение необходимых умений и навыков выполнения научной работы необходимо начинать с 1 курса при изменении структуры изучения некоторых дисциплин.

При разработке информационной среды для самостоятельной работы студентов необходимо учитывать дидактический аспект её, включающий три наиболее важные проблемы: организация самостоятельной когнитивной деятельности обучающихся; организация индивидуальной поддержки самостоятельной учебной деятельности каждого

обучающегося преподавателем; организация групповой работы студентов, основанной на самостоятельном решении определенных учебных проблем.

Одним из важнейших компонентов информационно-образовательной среды является система управления учебными материалами. Как наиболее методически востребованная, она состоит из нескольких разделов: блок дисциплины, блок обратной связи и блок рейтинга. Блок дисциплины включает в себя материалы лекций, семинаров и лабораторных занятий, и определяется тематическим планом предмета. В этот блок можно отнести методические рекомендации и требования к выполнению самостоятельных заданий по дисциплине. Блок обратной связи может быть организован по принципу форума, где участники обмениваются мнениями, делятся опытом с сокурсниками и задают интересующие их вопросы преподавателям-предметникам. Рейтинговый блок позволяет отследить успеваемость студентов посредством оценивания контрольных мероприятий, проводимых в рамках аудиторных занятий, а также оценки самостоятельной учебной и исследовательской деятельности.

В рассмотренном подходе реализуются и другие основополагающие дидактические принципы, такие как доступность, систематичность и последовательность, преемственность, наглядность, прочность, связь теории с практикой, профессиональная направленность обучения, индивидуальный подход к обучаемому.

Примечание

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - С. 292.

Н.П. Пигалева

ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЬСТВА КОСТРОМСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ В СИСТЕМЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕВОЕННОГО ОБЩЕСТВА

На развитие образования в послевоен- Действительно, общественно-политическая ный период огромное влияние оказы- и культурная ситуации военного времени, как вали идеологические кампании, кото- вспоминают многие очевидцы, привели к неко-рые не могут быть правильно оценены без связи торому ослаблению всеобщего страха перед влас политико-экономической ситуацией в стране и стью. Смертельная угроза самому существова-международным положением СССР. нию Отечества, всенародная борьба за победу не-

118

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 10, 2006

© Н.П. Пигалева, 2006

Идейно-политическая и учебно-воспитательная работа учительства Костромской и Ярославской областей...

избежно должны были привести к определённому отходу на второй план ряд довоенных пропагандистских клише. Великая Победа над фашизмом вызвала не только огромный подъём патриотических настроений, но и ожидание перемен в политике властей. Народ-победитель справедливо ожидал улучшения своего положении и ослабления различных репрессивных мероприятий. В крестьянской среде вновь распространялись слухи о роспуске колхозов.

Определённая часть интеллигенции рассчитывала на смягчение идеологического давления на культуру. К. Рудницкий считает, что «радужные настроения» действительно были, «.. .но не только у интеллигенции, а всего народа. После победы, добытой за четыре долгих года боёв и лишений, всем - буквально всем! - хотелось верить, что теперь-то жизнь станет богаче, счастливее, что участь каждого, кому повезло уцелеть переменится к лучшему»1.

Эти надежды не оправдались: тяжёлая экономическая ситуация в стране, сложная внешнеполитическая обстановка (начало «холодной войны»), нежелание отказаться от привычных идеологических и политических стереотипов привели Сталина и его окружение к решению начать новые пропагандис-тско-политические кампании. Их целью, как представляется, было возвращение в общественную жизнь атмосферы «осаждённой крепости», чтобы консолидировать советское общество, искоренить проявления инакомыслия. Все это напрямую относится к жизнедеятельности учителя, школы и всей системы народного образования.

Власть давала школе и учительству конкретный социально-идеологический заказ по созданию человека «новой формации». Как можно было его осуществить? Большинство советских людей в послевоенный период состояли в различных общественно-политических организациях: партийной, комсомольской, пионерской и т.п. Уже этот момент упрощал возможность воздействия на личность. Человек, ребенок или взрослый, должен был подчиняться коллективу, принимать его правила, подавлять в себе индивидуализм. Главным воспитателем школьников в той системе идеологических отношений являлся учитель, который и должен, выполняя решения и постановления партии и правительства, формировать «нового советского гражданина».

Сначала местные партийные и советские органы, а за ними многие представители про-

фессорско-преподавательского состава и учительства увидели в Постановлениях ЦК программу деятельности по творческой перестройке культурного фронта и, прежде всего, школы в деле коммунистического воспитания подрастающего поколения. «Задача дальнейшего укрепления школы и улучшение качества обучения и воспитания детей, - говорилось в отчете заведующей Костромского облоно Барашковой за 1951 г., - не может быть успешно решена без широко развернутого идейно-политического уровня учительства, самого многочисленного отряда советской интеллигенции, воспитывающего подрастающее поколение в духе беззаветной преданности делу коммунизма»2.

На учительство возлагалась двойная задача:

1. Как гражданин, учитель участвует в создании коммунистического общества.

2. Как практический работник школы - он готовит будущих строителей коммунистического общества.

Одним из главных условий успеха в работе учителя считалось хорошее знание марксизма-ленинизма. Преподаватель должен был вооружать ученика теми знаниями и умениями, которые нужны для построения коммунизма. Необходимо было прививать учащимся такие чувства, которые будут пробуждать жажду подвига, воспитывать несокрушимую волю к борьбе за дело коммунизма, внедрять идеи Ленина и Сталина, -эти лозунги звучали как с высоких партийных трибун, так и в агитационно-пропагандистской работе всех органов власти на местах3. В решении совещания учителей Ивановского района Костромской области говорилось, что для успешного разрешения задач, стоящих перед советской школой, необходимо каждому учителю обладать высокой идейностью и педагогическим мастерством. Для этого, - читаем в решении, - «... необходимо упорно работать над повышением своего идейно-политического уровня, всесторонне и глубоко овладевать учением Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина»4.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны Ярославский обком ВКП (б) провел «.серьезные мероприятия по политическому образованию учительских кадров»: лекторская группа обкома и партактива области разработала и провела целый цикл лекций по работам В.И. Ленина5. Аналогичная работа проводилась и Костромским обкомом ВКП(б)6.

Процесс «внедрения» коммунистической идеологии осуществлялся через обучение, деятельность пионерских и комсомольских организаций, взаимодействие с семьей. Учительство, выполняя возложенную на него функцию, в большинстве своем вынуждено было почти беспрекословно принять все указания партии и правительства и стремится их осуществлять, тем более не оставалось иного выбора для основной массы учащихся.

В послевоенное время, по мнению партийного руководства, достаточно остро встала проблема преодоления «религиозно-идеалистических пережитков, всякого рода суеверий, предрассудков и отсталых настроений»7. В 1945 г. Костромской обком ВКП (б) сообщал в Москву, что работа по повышению идейно-политического уровня учителей в районах области проводится плохо. Кружки и школы по политическому просвещению не работают, многие учителя художественной литературы газет не читают. В своей практической работе они дают низкие показатели, а «.. .в быту скатились на путь обывателей (ходят в церковь, гадают и т.д.)»8. «Обывателем» же учителю, как, впрочем, и всем другим сознательным гражданам, оставаться было нельзя. Но если учесть, что большинство учителей в то время были женщины, пережившие войну, потерявшие мужей и продолжавшие верить в чудо их возвращения, можно объяснить их готовность обращаться за помощью к Богу.

С 1946 г. по вопросам идейно-политического воспитания учительских кадров регулярно проводятся областные совещания секретарей партийных организаций школ, областные совещания заведующих гор(рай)оно, директоров средних и семилетних школ, городские и районные учительские совещания. В 1946 г., как сообщалось в отчете о работе отдела школ Ярославского обкома ВКП(б) после проверки состояния идейно-политической работы в школах районов Ярославской области были проведены следующие совещания педагогических работников: 1) директоров средних школ (присутствовали -68 человек); 2) директоров 7-летних школ (184 человека); 3) директоров педагогических кабинетов (10 человек); 4) преподавателей истории и литературы учителей 10-х классов школ г. Ярославля (34 человека). После проведения этих совещаний в 310 средних и неполных средних школах прошли учительские собрания на тему: «По-

становления ЦК ВКП(б) и задачи школы по воспитанию молодого поколения».

Заместитель директора Центрального института повышения квалификации руководящих работников народного образования М. Дейнеко, отмечал, что изучение общественно-политических наук и в первую очередь «Краткого курса истории ВКП(б)» должно было стоять на первом месте. Он критиковал Костромской Институт усовершенствования учителей, где разработанный учебный план для учителей русского и литературы на 200 часов предполагал: 42 часа - русского языка; 98 часов - изучение фонетики, морфологии, синтаксиса; 60 часов - на изучение методических вопросов и выполнение письменных работ. В этом плане, по мнению М. Дейнеко, «.не фиксируется идейно-политический аспект, и не учитываются личные интересы и склонности учителя»9. Такая критика способствовала изменению учебных планов и обязательного внесения идейно-политических разделов.

Обкомами, горкомами, райкомами ВКП(б) организовывались массовые проверки состояния идейно-политической работы среди учительских кадров, их воспитательной работы в школе. В школьных отделах Костромского и Ярославского обкомов партии был установлен порядок, когда каждый работник отдела, выезжая в район или город по любому вопросу, чаще всего с проверками, обязательно должен был знакомиться с состоянием идейно-политической работы среди учителей. Организовывались беседы с учителями, занимающимися в кружках по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)» или самостоятельно изучающими теорию марксизма-ленинизма и принимались меры по устранению недостатков, если это необходимо.

Чаще всего проверки выявляли низкий уровень идейно-политической работы среди учителей начальных классов школ, удаленных от районного центра. По результатам проверки школ Ярославской области в Некаузском районе из 221 учителя всего 28 преподавателей повышали свой идейно политический уровень, в Бурмакин-ском районе из 179 учителей - 31, а в Первомайском из 62 только 2 учителя и т.п. Большинство учителей сельской местности Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» не знали, историю ВКП (б) не изучали, были совершенно не курсе внутриполитического и международного положения СССР10.

120

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 10, 2006

Идейно-политическая и учебно-воспитательная работа учительства Костромской и Ярославской областей..

Обязательной составной частью идейно-воспитательной деятельности учительства являлось и чтение художественной литературы идеологической направленности. Как показали проверки в сельской местности и в этой части у преподавателей были большие проблемы. В Ярославской области из 2246 учителей проверенных районов, только 14 читали роман Фадеева «Молодая гвардия». Некоторые учителя вообще не прочитали ни одной книги. Основной причиной слабой идейно-политической работы среди учительских кадров Костромской и Ярославский обкомы ВКП(б) считали, что многие горкомы и райкомы ослабили политическую работу с учителями, не контролировали самостоятельного изучения ими марксистско-ленинской литературы, мало организовывали лекции по педагогической работе, «не учитывали, что успех всей деятельности школы зависел от идейной вооруженности учителя». По мнению проверяющих, областные отделы народного образования самоустранились от идейно-политического воспитания учительских кадров и считали это не своим делом11.

Однако это было не так. Данные вопросы проверяли не только партийные, но и государственные органы. Обратимся к воспоминаниям Суворова Андрея Андреевича, работавшего учителем истории Ореховской средней школы Галичского района Костромской области: «Один раз в год в школу приезжала проверка РОНО и один раз в год - комплексная проверка Облоно (12 человек). В первую очередь проверялась идеологическая работа. Даже по математике должны быть задачи с идеологическим уклоном. Работа учителя оценивалась по успеваемости по предмету. Чем больше «4» и «5» и нет отстающих - тем лучше. Это иногда приводило к «дутым» оценкам и «дутым» маякам. Цифры из школ уходили в район, а затем в область и руководство было заинтересовано в лучших результатах для отчета перед Москвой. Очень строго проверяли оформление школ. Лозунги с портретами Ленина и Сталина были обязательны.

Если читать отчеты городских и районных партийных организаций по тому, как они осуществляли идеологическую работу, можно увидеть,

что они работали очень активно. Работа проводилась в разных формах. Сообщалось о том, что Костромские и Ярославские горкомы и райкомы направляли в школы руководителей теоретических собеседований, которые проводили их раз в месяц путем развернутой беседы со всеми учителями на идеологические проблемы, причем вопросы формулировал сам руководитель перед собеседованием. Наряду с этой формой для учителей районов проводили собор в районном центре один раз в квартал, где им читали лекции по идеологическим вопросам инструкторы обкомов, горкомов и райкомов партии, гор (рай)оно. Газета «Северный рабочий» писала: «Свыше 90 учителей сельской школы в свой выходной приехали в районный центр Маслово и прослушали доклад лектора обкома ВКП(б) Данилова «О международном положении»12.

Идейно-политическая работа шла и через районные методические объединения учителей, где в обязательном порядке изучали «Краткий курс истории ВКП(б), «Биографию И.В. Сталина», его теоретические работы. В итоге каждый учитель отчитывался на «развернутых беседах» перед руководителем методического объединения и проверяющим.

Примечания

1 Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики. 1917-1987. - М., 1987. - С. 90.

2 ГАНИКО, ф. 765, оп. 1, д. 460, л. 16.

3 Правда. - 1946. - 2 сент.; Северная правда. -1946. - 23 сент. и др.

4 ГАНИКО, ф. 765, оп. 2, д. 322, л. 3.

5 ЦДНИЯО, ф. 272, оп. 224, д. 1659, л. 27.

6 ГАНИКО, ф. 765, оп. 1, д. 43, л. 5.

7 ГАРФ, ф. 2306, оп. 75, д. 4922, л. 58.

8 ГАНИКО, ф. 765, оп. 1, д. 43, л. 17.

9 См.: Дейнеко М. О самообразовании учителей // Народное образование. - 1949. - .№5. - С. 34.

10 ЦДНИЯО, ф. 272, оп. 224, д. 1659, л. 17(об).

11 ГАНИКО, ф. 765, оп. 1, д. 446, л. 21, 25; ЦДНИЯО, ф. 272, оп. 224, д. 1659, л. 46.

12 Северный рабочий. - 1949. - 23 марта; ЦДНИЯО, ф. 272, оп. 224, д. 225, л. 23; ГАНИКО, ф. 765, оп. 1, д. 447, л. 5(об).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.