ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Батина Елена Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Колесникова Ирина Александровна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
[email protected], [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА
В статье рассматриваются дидактические возможности электронной среды обучения для формирования профессионально значимых компетенций будущего учителя технологии. Авторы предлагают уйти от традиционно сложившейся лекционно-семинарской системы, предоставить студентам право выбора формы занятий. В качестве примера приводится блочно-модульное построение программы по дисциплине «Химия» для подготовки бакалавра по направлению 44.03.01. «Педагогическое образование» профиль «Технология», обеспечивающей будущих педагогов технологии необходимыми знаниями по химической обработке различных конструкционных материалов, химическим основам переработки пищевых продуктов, основам медицинской и экологической химии. Авторы предлагают применение в педагогической практике преподавателя электронного учебно-методического комплекса. Структура пособия блочно-модульная, обеспеченная четкими инструкциями по выполнению заданий и сносками на источники информации. С помощью данного пособия каждый студент выстраивает свою образовательную траекторию и планирует работу в соответствии с его индивидуальными потребностями, в зависимости от выбранных тем для теоретической проработки и практических занятий.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, электронное обучение, дидактические возможности электронного учебника, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования нового поколения, профессиональные компетенции.
Современные условия становления и развития общества нового типа с открытым информационным доступом выдвигает новые задачи, которые должны нацеливать обучающегося, в том числе, студента на саморазвитие, самосовершенствование, самопознание, что позволит поддержать свой собственный имидж, зарекомендовать себя как квалифицированного работника в постоянно изменяющихся условиях [4, с. 50].
Обучение в образовательных организациях высшего образования как важнейшая ступень подготовки бакалавра к самостоятельной трудовой, творческой деятельности, должно в значительной мере содействовать потребности сознательно и дисциплинированно трудиться и готовности к совершенствованию своих профессиональных качеств.
В настоящее время образовательные учреждения высшего профессионального образования располагают богатым арсеналом образовательных средств, среди которых одно из ведущих мест занимают компьютерные средства обучения. Но развитие образовательной среды современного вуза в условиях развития информационного общества не может ограничиваться лишь применением компьютерной техники в аудитории - оно должно пронизывать все сферы и направления деятельности университета, выводя эту деятельность на качественно новый, высокий уровень. Поскольку основной деятельностью студентов остается познавательная деятельность, особое место в контексте информатизации вуза приобретает электронное обучение (eLearning), проникающее в образовательный процесс и делающее этот процесс более каче-
ственным, открытым и интересным для студентов, а также расширяющим дидактические возможности преподавателя [2, с. 61].
Электронное обучение, наряду с уже сложившейся системой аудиторных занятий позволяет обучать студентов приемам самостоятельной работы и дать возможность закрепить их во внеаудиторной работе. Возможность электронного обучения определена в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по различным направлениям подготовки, как на уровне бакалавриата, так и магистратуры [5].
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования открывает новые возможности для подготовки специалистов высокой квалификации и организации образовательного процесса на более качественном уровне. Существенным отличием стандартов нового поколения является заданные объемные рамки образовательной программы, независящие от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с использованием сетевой формы, реализации обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения [5]. Это позволит преподавателю выбрать наиболее оптимальный режим выполнения образовательной программы дисциплины.
При этом следует учитывать значимость для студентов изучаемой дисциплины. Отмечено, что дисциплины, не имеющие первостепенного значения для будущей профессии, изучаются студентами со значительной долей формализма. Но сам
132
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Батина Е.В., Колесникова И.А., 2015
Формирование умений самостоятельной работы студентов с помощью электронного учебника
процесс изучения дисциплины, аудиторная работа, являются важными составляющими формирования их профессиональной компетентности, важным шагом на пути становления современного грамотного специалиста [1, с. 56].
Необходимо отметить, что одной из отличительных особенностей федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования является отсутствие содержательных рамок дисциплин. Поэтому, если дисциплина не является профильной, преподаватель может скорректировать содержание и сделать его максимально приближенным к потребностям того или иного направления подготовки.
В федеральном государственном стандарте высшего образования нового поколения подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» обозначены следующие компетенции, которые должны быть сформированы у студентов:
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
- способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);
- способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ППК-4).
Следовательно, для формирования выше перечисленных компетенций необходимо увеличить долю самостоятельной работы в процессе обучения. Самостоятельная работа, организованная преподавателем в различных формах и вариациях, помогает устранить формализм в учебной деятельности студентов. Если традиционная лекция будет ориентирована таким образом, что излагаемый материал содержит информацию, тесно связанную с будущей профессией, примеры и факты показывают необходимость этого знания, интерес к лекции, естественно, повысится. Включение в структуру лекции элементов самостоятельной работы по наиболее спорным и интересным моментам, организация краткосрочной дискуссии для выяснения некоторых вопросов, создание проблемной ситуации, позволит повысить интерес к лекции и рассматриваемым научным проблемам [3, с. 126]. Если далее этот материал отрабатывается на семинарских и практических занятиях, его значимость уже не будет вызывать сомнений.
Лучшим способом для увеличения доли самостоятельности студентов при изучении дисциплины является использование электронной информационно-образовательной среды. Созданный для конкретного направления подготовки электронный учебно-методический комплекс (далее Э-УМК)
может использоваться преподавателем для организации как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы. Структура пособия может быть блочно-модульной, обеспеченной четкими инструкциями по выполнению заданий и сносками на источники информации. Лучшим вариантом является создание модульной программы по изучаемой непрофильной дисциплине. [4, с. 51]. Каждая тема курса объединяется в блок. Каждый блок разбивается на модули в соответствии с тематикой отдельного занятия, которые включают в себя тематику лекций с указанием основных теоретических вопросов, включенных в рассматриваемый на лекциях материал, тематику и подробный план семинарских и практических занятий, тематику рефератов, сообщений, если предполагается, тематику курсовых работ, необходимую литературу. Студентам в начале изучения курса предлагается ознакомиться с программой. Таким образом, они имеют полное представление об изучаемом курсе и могут составить план своей индивидуальной учебной деятельности по изучаемой дисциплине.
Работая самостоятельно по программе, разработанной преподавателем, студент приобретает умения поиска необходимой информации и ее переработки для получения необходимых знаний. Имея возможность формирования тех компетенций, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности, студент активно включается в процесс поиска, выбора, накопления и сохранения информации. Коренным образом меняется отношение к выполняемой учебной работе, появляется возможность выбора содержания и его более качественного усвоения, соблюдается паритетность в ходе образовательного процесса, студент становится активным участником индивидуального процесса обучения и подготовки к будущей профессии.
В ходе разработки Э-УМК от преподавателя требуется некоторых отличительных от традиции действий. Лекционный курс должен быть полностью перестроен, содержательный материал существенно пересмотрен. Часть лекционных занятий, возможно, заменить групповыми консультациями, но на начальном этапе следует сообщить студентам об изменениях и предложить свой вариант лекционного курса, где содержание будет распределено по блокам для обязательного посещения и групповых консультаций. Конечно, подготовительная работа для преподавателя немного увеличится по объему, но курс будет прослушан качественнее.
Таким же образом пересматривается материал практических занятий. Студентам предлагается тематика занятий с указанием обязательной части и тем для выбора по интересам и потребностям студентов с учетом специализации. Так, тема практического занятия тесно перекликается с изученным теоретическим блоком, но наряду с обязательными
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
133
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Примерная тематика лекционных и консультационных занятий
Таблица 1
Содержательные блоки Обязательные консультационные занятия Необязательные консультационные занятия
Установочная лекция по дисциплине «Химия»
Язык и законы химии Язык и законы химии -
Вещество Состав и строение вещества. Химическая связь. Классификация и свойства неорганических веществ. Классификация и свойства органических веществ
Дисперсные системы
Химические реакции Особенности химических реакций в растворах электролитов. Окислительно-восстановительные реакции. Кинетика и термодинамика химических процессов
Применение веществ - -
Примерная тематика практических занятий
Таблица 2
Содержательные блоки Обязательные практические занятия Практические занятия по выбору
Язык и законы химии Система понятий и терминов в химии. Номенклатура химических соединений. Химические формулы. Химические уравнения Основные законы химии
Вещество Состав и строение вещества. Классификация и свойства неорганических веществ. Классификация и свойства органических веществ. Волокна и ткани
Металлы и сплавы
Вода. Промышленные растворители
Полимеры и пластмассы
Дисперсные системы и коллоиды
Химические реакции Особенности химических реакций в растворах электролитов. Окислительно-восстановительные реакции. Лакокрасочные покрытия
Химическая обработка древесины
Химические основы обработки пищевых продуктов
Применение веществ Применение химических веществ Химия в промышленности и сельском хозяйстве
Химия в быту
Химия и медицина
Химия и пища
для контроля темами вводятся дополнительные, расширяющие и углубляющие знания студентов по отдельным вопросам.
В качестве примера приведем схему построения курса дисциплины «Химия» для подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» профиль «Технология». В процессе освоения дисциплины предусмотрены лекционные и практические занятия. Лекционные занятия представлены семью темами (табл. 1), в том числе, первое занятие - установочная лекция, остальные можно заменить групповыми консультациями, причем три являются обязательными и три - по выбору, необязательны для посещения.
Практические занятия представлены 10 темами. Обязательных тем, которые должны быть усвоены каждым студентом и подлежат контрольной проверке - 4. На выбор предлагается 6 тем, которые могут быть интересны будущим учителям технологии (табл. 2).
Выбирая темы для теоретической проработки и для практических занятий, каждый студент выстраивает свою траекторию изучения дисциплины и планирует свою работу в соответствии с его индивидуальными потребностями. При этом режим работы также становится свободным, традиционная последовательность изучения блоков и тем уже отсутствует. Практические занятия организуются также в ином режиме - более свободном: в рамках расписания проводятся основные консультации и занятия, но определяется время для дополнительной самостоятельной работы. У студентов нет обязательной необходимости присутствовать на лекции, студент сам определяет свой путь продвижения в рамках курса и согласовывает его с преподавателем.
Таким образом, дидактический потенциал Э-УМК может быть реализован, если со стороны преподавателя будут выполнены следующие требования:
134
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Формирование умений самостоятельной работы студентов с помощью электронного учебника
- разработаны образовательные программы с заданным содержанием, отвечающим потребности специализации в рамках программы бакалавриата или магистратуры;
- обеспечен свободный выбор модулей программы;
- обеспечена возможность построения индивидуальной образовательной траектории изучения дисциплины;
- изменен режим работы и выбран оптимальный путь освоения программы дисциплины каждым студентом в соответствии с его индивидуальными потребностями и интересами.
У студента обучение по Э-УМК формирует и развивает следующие умения и навыки: дисциплинированность при выдерживании графика работы; самостоятельная работа по поиску информации и выполнении заданий по выбранной теме; выстраивать взаимоотношения в ходе работы над программой дисциплины.
В целом, студент получает возможность оптимизировать собственный процесс обучения, у него формируются и развиваются умения выстраивать свой рабочий график, что необходимо в будущей профессиональной деятельности педагога: как лучше и качественнее выстроить процесс и за меньшее время сделать больше, выбрать именно необходимое.
Предварительная информированность студентов о теоретических вопросах, которые будут рассматриваться на лекциях и практических и семинарских занятиях, дает возможность организовать лекцию в активной форме, включая элементы дискуссии, диалога, деловой игры. При подобной
организации работы интерес к изучаемой дисциплине закрепляется, становится важным фактором получения дополнительного знания и способствует формированию профессиональных умений будущего педагога, способствует развитию его профессиональной компетентности.
Библиографический список
1. Батина Е.В. Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Высшая школа на современном этапе: проблемы преподавания и обучения. Материалы междунар. науч.-метод. интернет-конф., май-июнь 2009 года / под науч. ред М.В. Новикова, И.А. Иродовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. - С. 54-59.
2. Воробьёв Г.А. Электронная образовательная среда инновационного университета // Высшее образование в России. - 2013. -№ 8-9. - С. 59-64.
3. Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 384 с.
4. Шукшина С.Е. Различные подходы к активизации учебно-познавательной деятельности студентов // Вестник МГПУ: Серия «Педагогика и психология». - 2008. - № 1 (19). - С. 49-57.
5. Федеральный государственный образова-
тельный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kpfu.ru/umu/normativnoe-obespechenie/
obrazovatelnye-standarty/proekty-fgos-3 (дата обращения: 11.04.2015).
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
135