РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К КОНТРОЛЛИНГУ Н.Н. Кондратюк, аспирант
Воронежский государственный технический университет
Понятие контроллинга еще не стало привычным для российской практики. В научных кругах им оперируют в России с начала 90-ых годов, но лишь в последние 2-3 года появились первые серьезные исследования на эту тему. Данный факт связан с тем, что концепция контроллинга пока не относится к базовым системам управления предприятием в условиях рынка как, например, маркетинг, менеджмент, финансы или управленческий учет, которым в первые годы реформ и было уделено основное внимание.
Контроллинг на сегодняшний день уже не ассоциируют ни с контролем, как таковым, что не верно изначально и может быть объяснено лишь близостью
звучания этих понятий, ни с системой управленческого учета, которая составляла основу контроллинга в 30-50-е годы, ни с системой информационного обеспечения деятельности предприятия, что было характерно для периода 70-80-х годов - времени бурного развития компьютерной техники. На сегодняшний день контроллинг ассоциируется чаще всего с "системой управления" предприятием в целом.
В таблице 1 представлены три концептуальных подхода к контроллингу, которые наиболее часто выделяются российскими авторами, во главе которых Н.Г. Данилочкина. Подход, ориентированный на бухгалтерский учет, информацию и управление /6/.
Таблица 1
Основные концептуальные подходы к контроллингу_
Ориентация концепции Сущность и основные задачи контроллинга в рамках данной концепции.
На систему учета (1930гг.) Переориентация системы учета из прошлого в будущее, создание на базе учетных данных информационной системы поддержки управленческих решений, связанных с планированием н контролем деятельности предприятия.
На управленческую информационную систему (1970-1980 гг.) Создание общей информационной системы управления. Разработка концепции единой информационной системы, ее внедрение, координация ее функционирования, оптимизация информационных потоков.
На систему управления: • Координация планирования и контроля Координация управленческой системы в целом Решение специфических задач планирования и контроля деятельности структурных подразделений предприятия. Координация деятельности всей системы управления предприятием (управление управлением)
Другой российский автор С.В. Рубцов выделяет шесть концепций, сформировавшихся к настоящему времени:
• управленческий учет (80-е годы);
управленческая информационная система (конец 80-х годов);
• планирование и контроль (начало 90-х годов); координация (90-е годы);
• управление управлением (конец 90-х годов); координация процесса принятия решений
(2000-е годы).
Основные положения перечисленных концепций приведены в таблице 2 /11/.
Таблица 2
Основные положения концепций контроллинга_
Концепции контроллинга Авторы и сторонники
Управленческий учет Манн Р., Майер Э., Скоун Т., Фольмут Х., Дайле А., Глущенко В.В., Глущенко И.И.
Информационная система Райманн Т., Прайслер П., Берр Х.
Планирование и контроль Хан Д., Хорварт П., Шнайдер Д.
Координация Кюппер Х.Ю., Шмидт А., Вебер И., Зунд А.
Продолжение табл. 2
Концепции контроллинга Авторы и сторонники
Метасистема управления Ананькина Е.А., Данилочкин С.В., Фалько С.Г., Данилочкина Н.Г., Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г.
Координация процесса принятия решений Пич Г., Шерм Э., Сидоу Д.
Но данная классификация концепций контро-линга не является исчерпывающей, так как многие авторы, как зарубежные, так и отечественные, придерживаются мнения, что контроллинг находится на пересечении сразу нескольких концепций. Именно поэтому на сегодняшний день не существует единой классификации концептуальных подходов контроллинга и однозначного определения контроллинга то-
же нет. В рамках каждого подхода контроллинг трактуется по-разному, акцентируя внимание на различных аспектах. Однако создается впечатление понятийного хаоса и отсутствия целостного представления о системе контроллинга.
Для того чтобы дать наиболее точное определение контроллинга, попытаемся свести в таблицу 3 все концептуальные подходы к контроллингу.
Таблица 3
Основные концепции контроллинга_
авторы концепции 1. Система управления Функции управления - планирование - организация - координация - регулирование - мотивация - контроль 2 .Информационная система 3.Система учета 4.Система поддержки принятия решений 5.Система достижения целей предприятия
Д.Хан, П.Хорват + + + + + + + + +
Д. Шнайдер + + + + + +
Х.-Ю. Кюппер + + + + + +
ИВебер, А.Зунд + + + + + +
Райхман + + + + + +
Прайслер + + +
Берр + + + + +
Беккер + + +
Э.Майер, Манн Р. + + +
Пич, Шерм + + + + +
Герсне +
Дайле + + + + +
Скоун +
Фольмут + +
Ивашкевич + +
Лаврушин +
Гребнев, Осмонов + + +
Ряховская, Проценко, Рыжикова + + + + +
Карминский, Оленев, Примак + + + + +
Данилочкина, Данилочкин, Ананькина + + +
Малышева + + +
Рубцов + + + + + + +
Ивлев, Попова + + + + +
Рыженкова + + + + +
В данном случае под концепцией контроллинга понимается совокупность суждений о его функциональном разграничении, институциональном оформлении и инструментальной вооруженности. Выделены пять концепций:
1. Система управления - основана на функциях управления: планирование, организация, координация, регулирование, мотивация, контроль.
2. Информационная система - создание общей информационной системы управления. Разработка концепции единой информационной системы, ее внедрение, координация ее функционирования, оптимизация информационных потоков.
3. Система учета - данная концепция используется, когда преследуются цели, которые могут быть реализованы в первую очередь с помощью данных бухгалтерского учета, управленческого учета и производственного учета. Здесь речь идет, прежде всего, об обеспечении прибыли предприятия, несмотря на различия в целях хозяйственных областей и отдельных сотрудников.
4. Система поддержки принятия решений -поддержки управленческих решений, предоставление всей необходимой информации для принятия решений.
5. Система достижения целей предприятия -концепция контроллинга исходит из целей предприятия и необходима для достижения этих целей.
В экономической литературе приводится достаточно много разнообразных определений контроллинга. Рассмотрим их более подробно.
Д. Хан, П. Хорват полагают, что контроллинг - функция, организованная в поддержку руководству, и исходит из целей предприятия, поэтому контроллинг должен обеспечивать руководство предприятия информацией и настраивать его на координирование, реагирование и адаптацию к меняющимся внутренним и внешним условиям, чтобы реализовать намеченные цели. Таким образом, контроллинг призван способствовать осуществлению ориентированного на результат управления предприятием, выполнять функции интегрирования, координации процесса планирования на предприятии, а также информационного обеспечения этого процесса /17/.
Д. Шнайдер считает, что функция координации управления должна быть ограничена, т.е. с одной стороны функция конроллинга должна сводиться к разработке и координации отдельных планов предприятия и сведению их в единый план, а с другой - к внутреннему производственному учету, который служит для контроля за реализацией планов и поставляет исходную информацию для планирования /17/.
Х.-Ю. Кюппер контроллингу отводит слишком широкую интерпретацию. Контроллинг призван координировать систему управления на предприятии,
это вытекает из деления системы управления на составляющие: организацию, систему планирования и контроля, информационную систему, систему руководства персоналом, систему целей и принципов управления. Тем самым контроллиг способствует достижению системы целей предприятия /17/.
Й. Вебер, А. Зунд основываясь на концепции контроллинга Хорвата и Кюппера, считают контроллинг инструментом координации. Контроллинг - это элемент управления социальной системой, выполняя свою главную функцию поддержки руководства в процессе решения им общей задачи координации системы управления с упором прежде всего на задачи планирования, контроля и информирования, при этом подчеркивает, что контроллиг не связан с процессом целепостановки /17/.
Т. Райхман очень узко определяет контроллинг как ориентированным на результат и видит основную задачу его в сборе и обработке информации в процессе разработке, координации и контроля за выполнением планов на предприятии /17/.
П. Прайслер: контроллинг - это выходящий за рамки одной функции управленческий инструмент, который поддерживает внутрифирменный процесс управления и принятия решений с помощью целенаправленного подбора и обработки информации. Концепция имеет изъян, связанный со сложностью включения всего информационного поля предприятия в обязательные функции контроллинга /17/.
Х. Берр Под контроллингом понимает частную функцию в рамках руководства предприятием и поддержку управления предприятием благодаря информации. Это включает в себя процесс обработки данных (сбор, подготовка, переадресация производственной информации), планирование, ориентированное на общую цель, а также контроль достижения цели и производные управленческие мероприятия /1/.
А. Беккер считает предметом контроллинга "управление знаниями и информацией" /17 /.
Э. Майер, Р. Манн считает, что контроллинг -это руководящая концепция эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования / 8 /.
Г. Пич и Э. Шерм утверждают, что "контроллинг - это равноправная управленческая функция среди следующих: планирование, организация, управление кадрами, руководство и контроллинг". Здесь под функцией контроллинга подразумевается рефлексия (осознание и осмысление) решений /9/.
По мнению Р. Герсне, контроллинг - это функция в поддержку менеджмента /17/.
А. Дайле: как экономическую систему, координирующую процессы планирования и контроля на предприятии, осуществляющую поддержку принятия решений /3/.
Скоун ассоциирует контроллинг с управленческим учетом /15/.
Х. Фольмут: как целостную концепцию экономического управления предприятием, направленную на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли в условиях рынка /16/.
B.Б. Ивашкевич: система управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы /4/.
О.И. Лаврушин под контроллигом понимает систему управления затратами /4/.
Е.Г. Гребнев, Ч.О. Осмонов: как концепцию информации и управления, необходимую для расчета затрат и финансовых результатов и т.д. /2/.
А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак трактуют контроллиг как новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента, которое переводит управление на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей предприятия /5/.
По мнению Н.Г. Данилочкиной, С.В. Дани-лочкина, Е.А. Ананькина, находясь на пересечении учета, информационного обеспечения, контроля и координации, контроллинг занимает особое место в управлении предприятием: он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их, не подменяя собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Контроллинг можно назвать своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления /6/.
Л. Малышева: контроллинг, который находится на стыке теории принятия решений, математического моделирования, теории систем, информационного и организационного моделирования /7/.
C.В. Рубцов: контроллинг стремится обеспечить долгосрочное существование предприятия, реализация всех функций контроллинга нацелена на поддержку разнообразных функций исполнителей операций, особенностью данной концепции является ее стремление максимально скоординировать действия всех подразделений предприятия для достижения основных целей /11/.
Ивлев, Т. Попова: концепция контроллинга является стержнем, вокруг которого должны быть объединены основные элементы организации и управления деятельности предприятия, а именно: система управленческого учета, система управления, информационные потоки (документооборот), позволяющие оперативно фиксировать текущее состояние
выполнения бюджетов центров ответственности; мониторинг /9/.
Рыженкова: контроллинг -это система управления, согласно которой принимаются решения, реализуется продукт, а в результате достигаются цели /13/.
0.Н. Ряховская /12/, О.Д. Проценко /10/,
Т.Н. Рыжикова /14/: термин контроллинг относят к управлению на основе данных управленческого учета, особым методам поддержки управленческих решений на основе информационных технологий, контроля и координации деятельности управленческих подразделений или к иным частным методам.
Таким образом, подводя итог вышеперечисленным определениям контроллинга, можно сделать вывод, что контроллинг это прежде всего управленческая концепция, выполняющая функции планирования, организации, координации, регулирования и контроля, основанная на информационной и учетной компоненте, необходимая для принятия управленческих решений и достижения целей предприятия, но не выполняющая мотивационную функцию.
Литература
1. Берр Х. Контроллинг в сфере исследований и разработок.
http://devbiz.narod.ru/development/controlling/cntrl_berr. htm
2. Гребнев Е.Т., Осмонов Ч.О. Поможет ли нам контроллинг? // Пищевая промышленность. 1992. №7.
3. Дайле А. Практика контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М.Л. Лукашевича, Е.Н. Тихо-ненковой. М.: Финансы и статистика, 2003. 336 с.
4. Ивашкевич В.Б. Контроолинг // Бухгалтерский учет. 1991. №7
5. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в ор-ганизациях/А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 1998. 256 с.
6. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н.Г. Данилочкиной. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. 279 с.
7. Малышева Л. Контроллинг на предприятии. //Открытые системы. 2000. №1 -2.
8. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова/ Под ред. и с предисл. д-ра экон. наук В.Б. Ивашкевича. М.: Финансы и статистика, 1995. 304 с.
9. Пич Г., Шерм Э. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки // Управление предприятием. 2001. №3.
10. Проценко О.Д. Контроллинг как образ мышления современных менеджеров //Российское предпринимательство. 2001. №1.
11. Рубцов С.В. Целевое управление корпорациями. М., 2001. 288 с.
12. Ряховская О.Н., Карминский А.М. Стратегический и оперативный контроллинг в коммерческом банке //Российское предпринимательство. 2001. №1. www.controlling.ru/ mag_0101.htm.
13. Рыженкова И. Контроллинг - условие эффективного управления// Работа сегодня. 2001. №7.
14. Рыжикова Т.Н. Контроллинг маркетинговых проектов //Российское предпринимательство. 2001. №1.
15. Скоун Т. Управленческий учет. М.: Аудит,
1997.
16. Фольмут Х.И. Инструменты контроллинга от А до Я: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М.Л. Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой. М.: Финансы и статистика, 1998. 288 с.
17. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и статистика,1997.