УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10067
КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛЬНИКА ОРГАНА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Олег Сергеевич РАСКОПИН, Александр Анатольевич НЕЧАЕВ, доцент
слушатель Академии управления МВД России кафедры управления органами расследования E-mail: [email protected] преступлений Академии управления МВД России,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс
Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы в деятельности начальника органа предварительного следствия межмуниципального территориального органа МВД России при осуществлении контроля за подчиненными сотрудниками и подразделениями.
Ключевые слова: межмуниципальный территориальный орган МВД России, органы предварительного следствия, руководитель следственного органа.
Annotation. The article discusses problematic issues in the activities of the chiefs of criminal investigative branch of inter-municipal police department of the interior Ministry of Russia in the exercise of control over subordinates and units.
Keywords: inter-municipal police department of the interior Ministry of Russia, criminal investigative branch, the chief of criminal investigative branch.
Входе реформы, проводимой в Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России), в 2011 г. с целью оптимизации структуры органов внутренних дел на районном уровне в системе МВД России были образованы территориальные органы по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, получившие название межмуниципальные (далее — МТО МВД России) [3].
На территории Российской Федерации было образовано 25 межмуниципальных управлений МВД России и 578 межмуниципальных отдела МВД России1. На сегодняшний день количество межмуниципальных управлений уменьшилось на одно подразделение, количество межмуниципальных отделов также сократилось и теперь составляет 429 подразделений, однако появились межмуниципальные отделения, их количество в настоящее время составляет 14 подразделений [4].
Отличительной особенностью МТО МВД России является то, что в их оперативном обслуживании находится несколько административно-территориальных образований, число которых варьируется от двух до шести.
Например, межмуниципальный отдел МВД России «Тункинский» в Республике Бурятия реализует задачи и функции органов внутренних дел на территории Окинского и Тункинского муниципальных районов, а межмуниципальный отдел МВД России «Ишимский» в Тюменской области — на территории города Ишима, Ишим-ского, Абатского, Викуловского, Сладковского и Сорокинского районов.
Указанные структурные изменения отразились и на органах предварительного следствия в системе МВД России, выполняющих возложенные на них задачи по обеспечению в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве путем надлежащей организации
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019
предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, подследственных следователям органов внутренних дел [2].
Эффективность деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России напрямую зависит от должного управления данными органами, а также от организации их деятельности по расследованию преступлений.
Управленческая деятельность руководителей органов предварительного следствия в системе МВД России — это совокупность мыслительных операций и физических действий уполномоченных должностных лиц по выработке, оформлению и реализации процессуальных и не процессуальных управляющих воздействий в отношении подчиненных им сотрудников, федеральных государственных служащих, работников и объединяющих их подразделений и органов [7].
Вместе с тем специфика организационно-структурного построения и среды функционирования органов предварительного следствия МТО МВД России обусловливает свои особенности управления, порядок осуществления контроля и т.д., что вынуждает конкретизировать общие признаки управления.
Особенность повседневной деятельности органов предварительного следствия МТО МВД России состоит в том, что они расследуют уголовные дела на территории двух и более самостоятельных административно-территориальных образований, имеющих свои собственные органы управления [1] и постоянно действующих на их территории представителей федеральных органов государственной власти и властных органов субъектов Российской Федерации.
Для обеспечения выполнения на всей территории обслуживания функции расследования преступлений в форме предварительного следствия в составе головного органа предварительного следствия создаются специальные подразделения или определяются конкретные следователи, которые на удалении, непосредственно на закрепленном за ними участке исполняют законодательство Российской Федерации об уголовном судопроизводстве. Данные участки привязаны к административно-территориальным образованиям, которые входят в состав территории обслуживания МТО МВД России [5].
Здесь следует обратить внимание, что если соответствующее административно-территориальное образование, входящие в состав МТО МВД России, обслуживает отдел (отделение, пункт) полиции [6], то территориальные пределы реализации возложенных на подразделение
или сотрудников органа предварительного следствия полномочий привязываются к границам территории обслуживания конкретного отдела (отделения, пункта) полиции.
Одним из важных элементов процесса управления органами предварительного следствия МТО МВД России выступает контроль начальника и уполномоченных им должностных лиц над процессуальной и служебной деятельностью подчиненных подразделений и должностных лиц.
Контроль представляет собой систему мер, направленных на выяснение правильности исполнения принятых решений, выявление ошибок или каких-либо отклонений в действиях исполнителей, их причин, своевременное устранение обнаруженных недостатков [8].
При осуществлении контроля начальник органа предварительного следствия МТО МВД России преследует цель выявления степени соответствия процессуальной и служебной деятельности подчиненных подразделений и сотрудников нормативно-установленным стандартам, решениям вышестоящих субъектов управления и оперативной обстановке, складывающейся на обслуживаемой территории. Цель контроля конкретизируется в его задачах, обусловленных содержанием проблемной ситуации на том или ином направлении деятельности возглавляемого органа предварительного следствия МТО МВД России.
Изучение практической деятельности органов предварительного следствия МТО МВД России свидетельствует об отсутствии единого подхода к организации начальником следственного подразделения управленческой функции контроля за деятельностью подчиненных сотрудников, которые на удалении, непосредственно на закрепленном за ними участке исполняют законодательство Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
В частности, в ряде Положений о следственных управлениях (отделах, отделениях) МТО МВД России не затрагиваются вопросы, связанные с организацией управленческой деятельности головного следственного подразделения, его управляющего воздействия на входящие в его состав следственные подразделения, которые дислоцированы на удалении в других административно-территориальных образованиях, также недостаточно проработаны вопросы, связанные с закреплением процессуального и ведомственного контроля руководителя следственного органа (его заместителя) за подчиненными сотруд-
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019
никами, находящимися на удалении от головного органа.
Вместе с тем двойственная природа повседневной деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России предопределяет видовое разнообразие контрольной функции субъектов управления, которая по своим основным характеристикам должна соответствовать процессуальной и служебной деятельности объектов управления.
Результативность реализации контроля обеспечивается его системной организацией. Это особенно актуально для органов предварительного следствия МТО МВД России. Важнейшими элементами любой системы контроля выступают: цели и задачи; принципы; правовые основы; субъекты, объекты и предметы; этапы, формы, методы (приемы, процедуры) и средства. Знание разновидностей, форм, методов и средств контроля позволяет начальнику органа предварительного следствия МТО МВД России правильно выстроить в подразделении систему слежения за выполнением законов, нормативных правовых актов и собственных управленческих решений, обеспечить выполнение подчиненным органом поставленных перед ним задач и возложенных на него функций.
Представляется, что следственному подразделению МТО МВД России характерны следующие виды контроля:
1) по назначению и временной взаимосвязи с объектом проверки различают предварительный, текущий и последующий контроль;
2) по временным затратам субъекта — непрерывный и периодический контроль;
3) по способу осуществления проверки — реальный или документарный контроль;
4) по степени охвата объекта — сплошной или выборочный контроль;
5) по первопричине начала контрольной деятельности — превентивный (активный) или пассивный (исключительно по отклонениям в процессе или результатах деятельности) контроль;
6) по интенсивности применения способов и средств контроля — повседневный (обычный) или особый контроль;
7) по субъекту проведения проверки — личный или перепорученный (заместителю, постоянному или временному организационно-штатному образованию) контроль;
8) по правовым основаниям — процессуальный и ведомственный (организационный) контроль [7].
Выбор того или иного вида контроля, форм, методов и средств его осуществления определяется начальником органа предварительного следствия МТО МВД России в зависимости от примененной системы распределения полномочий между ним и его заместителями (начальниками подразделений), на территориальной удаленности входящих в состав органа подразделений, инфраструктуры административно-территориальных образований, обеспечивающих доступность объектов контроля для непосредственного обозрения начальником.
В ряде субъектов Российской Федерации утверждены схемы (алгоритмы) проверки руководителями следственных органов подчиненных следователей, дислоцированных на удалении от головного следственного подразделения.
Например, в УМВД России по Кировской области разработан порядок работы руководящего состава МТО МВД России с подчиненными отделами (отделениями, пунктами) полиции. В основе определения сроков осуществления контроля положен принцип удаленности подчиненных территориальных подразделений.
В частности, орган предварительного следствия МТО МВД России «Кильмезский» обслуживает три административно-территориальных образований. Расстояние между головным подразделением и пунктом полиции «Немский», где дислоцированы следователи органа предварительного следствия МТО МВД России «Кильмезский», составляет 83 км, расстояние между головным подразделением и пунктом полиции «Сунский», где дислоцированы следователи органа предварительного следствия МТО МВД России «Кильмезский», составляет 144 км.
Начальник следственного отдела МТО МВД России «Кильмезский» (его заместитель) осуществляет проверочные мероприятия не реже одного раза в две недели в пункте полиции «Не-мский» и один раз в месяц в пункте полиции «Сунский».
При организации контроля начальник органа предварительного следствия МТО МВД должен придерживаться определенных принципов, в качестве которых выступают требования законности, полномочности и компетентности, сочетания централизации и децентрализации, всесторонности, глубины, конкретности, гласности, своевременности и действенности осуществляемых проверок, однако это не всегда удается достичь, как следует из приведенного выше примера.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019
Таким образом, удаленность следственных подразделений по расследованию преступлений, совершенных на территории обслуживания отделом (отделением, пунктом) полиции, от их головных органов предварительного следствия МТО МВД России требует избирать своеобразные формы и методы контроля как за процессуальной деятельностью, в первую очередь следователей в составе следственных групп (управлений), дислоцированных в территориальных отделах (отделениях, пунктах) полиции, так и за оперативно-служебной деятельностью в целом указанных следственных образований.
На основании изложенного выше представляется, что реализация начальником органа предварительного следствия МТО МВД России функции контроля деятельности подчиненных сотрудников и подразделений призвана обеспечить выполнение возложенных на них нормативными правовыми актами и решениями вышестоящих субъектов управления задач и функций, а также действенность ранее принятых им собственных управленческих решений, воплощение их в практическую деятельность.
В силу дуалистического характера деятельности органов предварительного следствия начальник реализует рассматриваемую функцию управления в двух организационно-правовых формах: процессуального и ведомственного контроля.
Территориальная удаленность подчиненных подразделений вынуждает начальника органа предварительного следствия МТО МВД России формировать адаптивную в условиях их функционирования систему контроля на основе делегирования контрольных полномочий своим заместителям или руководителям структурных подразделений, определения диапазона и глубины контроля, периодичности осуществления проверок процессуальной и служебной деятельности.
1 В 2014 г. произошли изменения в ведомственных нормативных правовых актах. Вследствие образования в системе МВД России самостоятельных отделений полиции на районном уровне количество межмуниципаль-
ных управлений уменьшилось с 25 до 24, количество межмуниципальных отделов также сократилось с 578 до 438, однако появились межмуниципальные отделения, их количество составило 11 подразделений.
Библиографический список
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
2. О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 23.11.1998 г. № 1422 // СПС «Консультант Плюс»
3. О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ Министерства внутренних дел России от 30.04.2011 года № 333 // СПС «Страст-Юрист»
4. О схемах размещения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ Министерства внутренних дел России от 06.08.2014 г. № 652 // СПС «Страст-Юрист»
5. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: Приказ Министерства внутренних дел России от 05.06.2017 г. № 355 // СПС «Страст-Юрист»
6. Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: Приказ Министерства внутренних дел России от 01.09.2017 г. № 690 // СПС «Страст-Юрист»
7. Валов C.B. Организация деятельности органов внутренних дел по расследованию преступлений: Курс лекций. М., 2014.
8. Попова В.В. Деятельность начальника органа внутренних дел на районном уровне по повышению эффективности и качества расследования преступлений: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1983.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019