Mordasov E.V., candidate jurid. Sciences, the judge of the Twentieth Appellate Court, [email protected](Russia, Tula, Tula State University)
Daineko M.M., competitor of a scientific degree of Candidate of Sciences, the judge of the Twentieth Appellate Court, [email protected](Russia, Tula)
УДК 343.102
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ В СВЕТЕ ПРОДОЛЖАЮЩЕЙСЯ РЕФОРМЫ В СИСТЕМЕ
МВД РОССИИ
А. А. Нечаев, В.Н. Одинцов
В статье проанализирована правовая основа деятельности органов предварительного следствия МВД России. Особое внимание уделено ведомственным подзаконным нормативным актам системы МВД России, принятым во исполнение ФЗ «О полиции», направленным на урегулирование организации органов предварительного следствия на районном уровне.
Ключевые слова: органы предварительного следствия МВД России; реформа МВД России; межмуниципальные управления (отделы) МВД России на районном уровне
Начатое структурное реформирование территориальных органов МВД России, в связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011 № 3 -ФЗ «О полиции», продолжается по настоящее время, затрагивая правовые основы деятельности органов предварительного следствия на районном уровне.
Согласно приказу МВД России от 14 июня 2011 г. № 637 «Вопросы реформирования территориальных органов МВД России» (в соответствии с Приложением № 86 к приказу МВД России от 6 августа 2014 г. №652приказ МВД России от 14 июня 2011 г. N 637 утратил силу), образованы межмуниципальные управления (отделы) Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне (далее - МО МВД России). Их основной отличительной особенностью является территория обслуживания, включающая в себя от двух и более административно-территориальных образований, имеющих свои органы управления.
Указанные структурные изменения коснулись и органы предварительного следствия в системе МВД России. Систему органов предварительного следствия МО МВД России составляют следственные управления (отделы) с входящими в них отделами (отделениями, группами) по расследованию преступлений, совершенных на обслуживаемой территории.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости обратиться к правовым основам деятельности органов предварительного следствия МО МВД России, выполняющих возложенные на них задачи по обеспечению в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве путем надлежащей организации предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, подследственных следователям органов внутренних дел.
Правовую основу деятельности органов предварительного следствия МО МВД России составляют Конституция Российской Федерации, нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России, Следственного департамента МВД России, нормативные правовые акты министерств внутренних дел по республикам, ГУ (У) МВД России по иным субъектам Российской Федерации по вопросам предварительного следствия, положения о следственном управлении (отделе) МО МВД России.
Также правовую основу деятельности органов предварительного следствия МО МВД России составляют должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников, в которых их руководители нормативно закрепляют распределение служебных обязанностей следователей посредством установления специализации по расследованию отдельных категорий преступлений и (или) закрепления за ними определенных территориальных зон (участков), наделяют их правами, определяют границы ответственности, делегируют в установленном порядке, исходя из интересов службы и в виду отсутствия аппарата управления, часть своих полномочий своим заместителям.
При рассмотрении правовой основы деятельности органов предварительного следствия МО МВД России следует также обратить внимание на то, что в ходе проведения реформы МВД России появилась необходимость приведения структур территориальных органов МВД России в соответствие с Федеральным законом от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», указами Президента Российской Федерации [1]. В частности, Министерством внутренних дел Российской Федерации издан 30 апреля 2011 г. приказ №333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» (в редакции приказа МВД России от 10.12.2013 № 961), утверждающий Типовые структуры территориальных органов МВД России, в том числе Типовую структуру территориального органа МВД России на районном уровне (п.1.7), Типовую структуру отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа МВД России на районном уровне (п.1.9). В развитие указанного приказа и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 №248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» в МВД России были
утверждены схемы размещения территориальных органов МВД России на районном уровне.
В ряде случаев в состав таких органов были включены два и более отдела (пункта) полиции, которые до проведения реформы являлись структурно самостоятельными подразделениями - отделами внутренних дел, в связи с чем они получили название межмуниципальных органов МВД России.
Деятельность МО МВД России строится в соответствии с «Типовым положением о территориальном органе МВД России на районном уровне», а также с «Типовым положением об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа МВД России на районном уровне» [2;3]. Типовые положения определяет основные полномочия и организацию деятельности указанных органов и входящих в их состав подразделений и основные направления деятельности.
Существенные изменения в законодательстве и нормативных правовых актах МВД России, касающиеся вопросов реформирования, не могли не отразиться и на организации деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России в целом, и особенно на районном уровне. Вследствие чего руководителями органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на региональном уровне были пересмотрены и разработаны в соответствии с предоставленными им правами и полномочиями [4] ведомственные нормативные правовые акты: Типовые положения о следственном управлении (отделе) МО МВД России, а также должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников, осуществляющих предварительное следствие.
Вместе с тем, при изучении организации деятельности органов предварительного следствия МО МВД России было выявлено отсутствие единого подхода к разработанным ведомственным нормативным правовым актам. В ряде случаев в положениях о следственных управлениях (отделах) МО МВД России не были отражены вопросы, связанные с организаций управленческой деятельности головного следственного подразделения, его управленческого воздействия на входящие в его состав следственные подразделения, дислоцированные в других административно-территориальных образованиях, а также недостаточность проработки вопросов, связанных с закреплением процессуального и ведомственного контроля руководителя следственного органа (его заместителя) за сотрудниками следственных подразделений, дислоцированными на удалении в пунктах полиции.
Основные задачи, функции, обязанности и права начальников органов предварительного следствия МО МВД России регламентированы приложением № 5 к приказу МВД России от 04.01.1999 №1 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1998 №1422».
Следует отметить, что структура и штатное расписание следственного управления (отдела) МО МВД России, в составе которого предусмотрено создание следственного отдела (отделения, группы) по расследованию преступлений, совершенных на территории, обслуживаемой отделом
(отделением, пунктом) полиции, утверждаются приказом министра внутренних дел по республике, начальника ГУ (У) МВД России по иным субъектам Российской Федерации по представлению начальника главного следственного управления, следственного управления (отдела) данных региональных органов МВД России с учетом утвержденной Министерством внутренних дел Российской Федерации типовой организационной структуры. Численность сотрудников органов предварительного следствия МО МВД России утверждается в пределах штатного расписания органов предварительного следствия в системе МВД России на региональном уровне.
С учетом требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации следственное управление (отдел) МО МВД России с входящими в него следственными отделами (отделениями, группами) по расследованию преступлений, совершенных на обслуживаемой отделом (отделением, пунктом) полиции территории, выполняя основные функции, обеспечивает расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел; разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан; взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-разыскную и экспертно - криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам; обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений; работу следователей по обеспечению возмещения материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений, и другие полномочия, перечисленные в приказе МВД России от 04.01.1999 № 1.
В Типовом положении о следственном управлении (отделе) МО МВД России устанавливаются права и обязанности начальника, который помимо полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, наделяется полномочиями ведомственного характера, необходимыми ему для осуществления управленческой деятельности в следственном управлении (отделе) МО МВД России с входящими в его состав следственными отделами (отделениями, группами) по расследованию преступлений, совершенных на территории, обслуживаемой отделом (отделением, пунктом) полиции.
При этом, руководители органов предварительного следствия в системе МВД России указанного уровня, как правило, придерживаются установленной формы Типового положения о следственном управлении (отделе) МО МВД России. Однако последняя не всегда эффективна для организации деятельности указанных органов предварительного следствия с учетом, во -первых, территории обслуживания, включающей в себя от двух и более административно-территориальных образований; во-вторых, дислокации небольшой по численности части сотрудников следственного подразделения по расследованию преступлений, совершенных на территории, обслуживаемой отделом (отделением, пунктом) полиции, и, в третьих, недостаточного
правового регулирования полномочий руководителей указанных следственных отделов (отделений, групп).
Последнее обстоятельство выявлено на основании проведенного анализа указанных типовых положений. Так, руководитель органа предварительного следствия данного уровня не имеет права издавать приказы в отличие от руководителей следственного органа на региональном уровне. В Типовом положении не нашло своего отражения и право руководителя на принятие такого управленческого решения как распоряжение, издаваемое по вопросам оперативно-служебной деятельности органов предварительного следствия, носящее организационно - распорядительный характер.
Изложенные выше свидетельствуют об имеющихся проблемах правового регулирования деятельности органов предварительного следствия МО МВД России. В частности, руководители следственных управлений (отделов) МО МВД России ограничены в праве на принятие управленческих решений в форме приказов, распоряжений, указаний за исключением полномочий, предоставленных им согласно ст. 39 УПК РФ, а также случаев, когда вышестоящий субъект управления делегирует им такое право. Примером делегирования полномочий вышестоящим субъектом управления может служить предоставление руководителем вышестоящего органа предварительного следствия права начальнику органа предварительного следствия МО МВД России закрепления специализации следователей соответствующим распорядительным документом.
Кроме того, в настоящее время недостаточно проработаны вопросы, позволяющие руководителям следственного управления (отдела) МО МВД России осуществлять процессуальный и ведомственный контроль за оперативно-служебной деятельностью входящих в него отделов (отделений, групп) по расследованию преступлений, совершенных на обслуживаемой территории и непосредственно дислоцированных в отделах (отделениях, пунктах) полиции. Вместе с тем, полагаем, что действующий приказ МВД России от 6.08.2014 г. № 652, позволяющий вывести из МО МВД России пункт полиции, реорганизовав их в самостоятельные отделения внутренних дел, положительно отразится на практической деятельности органов предварительного следствия, позволив снять ряд проблем, связанных с осуществлением процессуального и ведомственного контроля за сотрудниками дислоцированными на удалении в пунктах полиции.
Список литературы:
1. Указы Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 01.03.2011 № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» и от 01.03.2011 №250 «Вопросы организации полиции».
2. Об утверждении типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 21 апреля 2011 № 222;
3. Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 10.07.2013 № 535.
4. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1998 №1422: приказ МВД России от 04.01.1999 №1 (с последующими изменениями и дополнениями).
Нечаев Александр Анатольевич, канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры управления органами расследования преступлений, подполковник полиции, e-mail: [email protected] (Россия, Москва, Академии управления МВД России)
Одинцов Виктор Николаевич, канд. юрид. наук, доцент кафедры управления органами расследования преступлений, полковник полиции, тел. + 7(915)111-37-47, e-mail: [email protected] (Россия, Москва, Академии управления МВД России)
INSTITUTIONAL AND LEGAL FRAMEWORK OF THE PRELIMINARY INVESTIGATION ACTIVITIES OF INTERMUNICIPAL MIA RUSSIA AT DISTRICT LEVEL IN LIGHT OF THE ONGOING REFORMS IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS RUSSIA
A.A. Nechaev, V.N. Odintsov
The article analyzes the legal basis for the preliminary investigation the Russian Interior Ministry. Particular attention udelenovedomstvennym subordinate legislative acts of the Russian Interior Ministry, adopted pursuant to the Federal Law "On Police", aimed at resolving the organization of the preliminary investigation at the district level.
Keywords: bodies of preliminary investigation the Russian Interior Ministry; reform of the Ministry of Internal Affairs of Russia; intermunicipal management (departments) Russian Ministry of Internal Affairs at the district level.
Nechaev A.A., candidate jurid. Sciences, senior lecturer in management authorities investigate crimes Academy of the Interior Ministry of Russia (Russia. Moscow)
Odintsov V.N., candidate jurid. Sciences, assistant professor of management authorities investigate crimes of the Academy of the Interior Ministry of Russia, a police colonel. (Russia. Moscow)