Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014
ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Асаул А. Н., Асаул М. А., Севек Р.М.
КОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА УРОВНЯ ЗАЯВЛЕННЫХ В УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ БАКАЛАВРИАТА КОМПЕТЕНцИЙ
1. Постановка проблемы
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых выделяется необходимость подготовки компетентных специалистов [3, 14]. Безусловно, ведущие профильные вузы, имеющие устойчивые научно-образовательные традиции, готовят экономистов высокого класса. Но в последнее время со стороны представителей бизнеса и реальной экономики все чаще озвучивают упреки о том, что уровень знаний выпускников вузов не соответствует требованиям рыночной экономики. Мы, как сотрудники вузовской сферы, не будем безоговорочно защищать нынешнюю систему подготовки профессиональных кадров с высшим образованием, напротив, отметим, что такая проблема существует, и она обусловлена противоречием между устаревшей структурой образовательных программ подготовки экономистов-менеджеров в наших университетах и хозяйственной реальностью сегодняшнего дня, т.е. мы медленно выходим из «исторической колеи» [5]. Система высшего образования страны решает эту проблему, так, с 2010 года все государственные вузы в директивном порядке переведены на двухуровневую систему подготовки (бакалавры и магистры), как это принято в развитых странах Запада.
Современная система образования должна развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь [2].
Об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований [13]. Одним из эффективных путей реализации инноваций в образовании является создание учебно-методических комплексов, основанных на информационных технологиях, с использованием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций. Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность сформировать у студентов компетентностную ориентацию.
Членами научной школы «Методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и самоуправляемой системы» при Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ) разработана и предложена для внедрения интерактивная система проверки и оценки знаний студентов1 11 по учебным дисциплинам «Экономика недвижи-
1 В рамках НИР Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета «Раз-
11
мости» и «Организация предпринимательской деятельности» [1, 4, 15]. В последующие два года разработаны системы интерактивной оценки результатов профессионального образования при подготовке бакалавров по дисциплинам: «Оценка машин, оборудования и транспортных средств», «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности», «Оценка организации (предприятия, бизнеса)», «Управление затратами и контроллинг», а также создан электронный учебник с системой интерактивного тестирования «Оценка стоимости предприятия как имущественного комплекса» А.Н. Асаул, М.А. Асаул, В.Н. Старинский (Свидетельство о регистрации № 2013619719 от 11 июля 2013 г.). В разработке систем участвовали не только штатные сотрудники СПбГАСУ, но и преподаватели различных возрастных групп и научной квалификации, в том числе аспиранты и студенты, объединенные проведением исследований по общему научному направлению совместной научной деятельностью [9].
Создание интерактивных технологий в образовании повышает творческий и интеллектуальный потенциал студентов за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать решения и формирует компетентных специалистов с необходимой предметной ориентацией. Но переход на интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных [10].
Интерактивные технологии в образовании - электронный учебник совместно с системой интерактивного тестирования имеют ряд преимуществ. Их использование максимально востребовано, в частности: студент имеет возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе; возможность обращения к источникам учебной информации в режиме он-лайн; нерегламентированный отрезок времени для освоения темы. Интерактивные технологии дают возможность каждому студенту независимо от уровня подготовки, активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль, то есть быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Студенты начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от внешних мотивационных факторов.
Теоретические вопросы интерактивного тестирования по дисциплине «Экономика недвижимости» контролируют усвоение студентами материалов, изложенных в учебнике [12]. Непосредственно сами вопросы дублируют тесты в учебном пособии «Экономика недвижимости. Практикум: учеб. пособие для вузов» / А.Н. Асаул, С.Н. Иванов, П.Б. Люлин. - СПб.: СПбГАСУ, 2008. - 285 с. Система позволяет вносить отдельные вопросы, но фундаментальные теоретические основы экономики недвижимости, изложенные в учебнике, останутся неизменными.
Основной формой педагогического контроля качества познавательной деятельности студентов в разработанной системе являются тесты, состоящие из совокупности вопросов и позволяющие выявить уровень владения базовыми знаниями по той или иной теме. Согласно теории конструирования тестов в процессе создания системы интерактивной оценки результатов обучения студентов используются тестовые вопросы следующих
витие теории и методологии обучения и воспитания специалистов для инвестиционно-строительного комплекса России в системе высшего, послевузовского и дополнительного образования» по государственному заданию Минобрнауки РФ в 2012 году 12
видов:
1. Вопрос с выбором ответа, так называемые закрытые, они предлагают исчерпывающий список вариантов ответа. В описываемой системе предусмотрен, как правило, единственно правильный ответ. Когда в ответе встречаются несколько правильных ответов, то тогда тест построен так, что среди них есть один правильный ответ, который заключает в себя эти правильные ответы. Пример из тестовых вопросов по дисциплине «Экономика недвижимости»: вопрос 20. Частные признаки искусственных объектов недвижимости: А) стационарность; Б) материальность; В) долговечность; Г) разнородность; Д) уникальность; Е) неповторимость; Ж) все перечисленное; З) Г, Д, и Е. В данном случае правильными являются несколько ответов: разнородность (Г), уникальность (Д) и неповторимость (Е). Но правильным будет признавать ответ «З», который вобрал в один ответ все правильные суждения.
Так же построены вопросы с выбором ответа в тестовых заданиях дисциплины «Организация предпринимательской деятельности»[6]. Пример: вопрос 13. Коммерческие организации делятся на организации объединяющие: А) капиталы; Б) физические лица; В) А и Б. Правильный ответ «В», поскольку правильны как ответ А, так и ответ Б.
В системы интерактивного тестирования оценки знаний студентов подавляющее большинство тестов выполнены как тесты с выбором единственного ответа из исчерпывающего списка вариантов ответов. Это связано с особенностями формализации тестовых заданий на компьютере. Но есть вопросы, которые построены на иных принципах:
2. Вопрос с вводом ответа, посредством продолжения фразы. Такие вопросы называют открытым.
3. Вопрос на соответствие, например, на установление соответствия между понятиями и определениями.
4. Вопрос на упорядочение, например, на установление хронологической зависимостей между этапами какого-либо экономического процесса.
5. Вопрос на классификацию.
Из-за ограничения времени и места, полные примеры тестов приводить в настоящей статье нецелесообразно.
Разработанная система проверки и оценки знаний студентов по дисциплине «Экономика недвижимости» (свидетельство о регистрации программы для ЭВМ N° 2013610673 от 4 декабря 2012) находится в отрытом интерактивном доступе в сети Интернет на сайте httpV/асаул.рф., что позволяет студентам обращаться к ней в процессе самостоятельной работы в любое время суток. Используется программа для проверки и оценки знаний студентов не только в СПбГАСУ, но и в учебном процессе Тувинского государственного университета.
2. Система интерактивного тестирования и оценки знаний студентов
по дисциплине «Экономика недвижимости» в режиме удаленного доступа
Программа для ЭВМ «Система интерактивного тестирования и оценки знаний студентов по дисциплине «Экономика недвижимости» размещена в сети Интернет по адресу http://асаул.рф. Для осуществления тестирования по дисциплине «Экономика недвижимости» из компьютера с доступом в Интернет открываем главную страницу сайта. Нажатием на кнопку «Тесты», которая находится на верхней части страницы горизонтальной панели, открываем доступ к странице «Тесты». Далее открываются стандартные опции регистрации пользователя. Для создания новой учетной записи следует выбрать
13
ISSN 1029-3388
пункт «Зарегистрироваться».
Пример регистрации и тестирования в интерактивной системе оценки знаний студентов по дисциплине «Экономика недвижимости» в сети Интернет рассмотрим на примере студента, зарегистрированного со следующими данными: имя пользователя «Student-Test», № группы Б-110, E-Mail: [email protected], пароль 7845.
При входе в систему, пользователь видит перечень доступных тестирований, отсортированных по дате их проведения, количеству вопросов, времени тестирования и т.д. Пользователь имеет возможность отфильтровать перечень по любой из представленных категорий и выбрать нужную тему тестирования.
Темы тестирования заложены в систему преподавателем по модульному принципу: преподаватель прочел модуль (в модуле может быть как глава, так и раздел учебного материала) и выставляет тестовое задание по пройденному модулю. Выбор темы или модуля тестов выполняется нажатием на гиперссылку номера темы (столбец 1 в перечне). В качестве примера, выбрав ссылку № 28, пользователь переходит на страницу, описывающую выбранную тематику. Выбранная студентом «Student-Test» тема характеризуется следующими данными: № результата: 3155, Имя раздела: Раздел 4, Имя исполнителя: Student-Test, Группа исполнителя: Б-110, Оценка: -, Количество верных ответов: 0, Количество вопросов: 5 шт., Описание: Зачет для экономистов 4 курса. Часть 4 из 4. Май 2014 г., Время на тестирование: 60 мин. Для начала процесса тестирования пользователь выбирает пункт «Перейти к тестированию». Тестирование осуществляется пошагово, переходя от вопроса к вопросу с помощью кнопок «Назад» и «Далее». На каждой странице требуется отметить правильный ответ на приведенный вопрос.
Нажатием кнопки «Закончить» процесс тестирования завершается, и система выводит на экран страницу, показывающую результат тестирования по данному заданию. В рамках испытания можно увидеть результат пользователя «Student-test»: Оценка: 2, Количество верных ответов: 0. Оценка автоматически проставляется системой, а не преподавателем, что абсолютно исключает субъективизм со стороны оценивающего (преподавателя). Автоматическая оценка уровня знаний студента - один из главных достоинств тестирования и оценки знаний студентов!
При нажатии на кнопку «Выход из системы» работа пользователя завершается.
В программе для ЭВМ также присутствуют дополнительные опции, которые позволяют контролировать протекание процесса тестирования и оценки результатов. Например, при открытии страницы «Мои Результаты» в разделе «Студент» появляются все результаты пользователя «Student-Test».
Следует отметить, что система, при запуске нового или при повторном прохождении уже выполненного тестирования, перемешивает порядок следования вопросов. Это усложняет создание какого-либо «ключа» к тестированию, и заставляет пользователя более ответственно отнестись к выполнению задания.
3. Программы для ЭВМ «Система интерактивного тестирования и оценки знаний студентов» на оптических компьютерных DVD-дисках
В целях создания системы интерактивного тестирования знаний, формирующих предметную компетенцию студентов, что интегративно способствуют формированию образовательной компетенции выпускника, коллективом под руководством Заслуженного деятеля науки РФ, профессора А.Н. Асаула в СПбГАСУ разработаны базы данных и по другим дисциплинам.
14
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014
Принцип работы всех программ для ЭВМ «Система интерактивного тестирования и оценки знаний студентов по дисциплинам: «Организация предпринимательской деятельности» (Свидетельство о регистрации № 2012661421 29.10.2012), «Оценка машин, оборудования и транспортных средств» (Свидетельство о регистрации № 2013618485 16.07.2013), «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности» (Свидетельство о регистрации № 2013617929 от 8.07.2013), «Оценка организации (предприятия, бизнеса)» (Свидетельство о регистрации № 2014614431 от 24.04.2014), «Управление затратами и контроллинг» (Свидетельство о регистрации № 2014614789 от 07.05.2014) аналогичен вышеописанной программе для ЭВМ «Система интерактивного тестирования и оценки знаний студентов по дисциплине «Экономика недвижимости». Разница заключается лишь в том, что при работе с «Системой интерактивного тестирования и оценки знаний студентов по дисциплине «Экономика недвижимости» необходимо подключится к сети Интернет, тестирование выполняется на сайте httpV/асаул.рф/, а при работе с системами интерактивного тестирования и оценки знаний студентов по вышеперечисленным дисциплинам нужно вставить в дисковод компьютера DVD-диск, то есть эти программы запускаются с DVD-диска, где они записаны.
Теоретические вопросы интерактивного тестирования по дисциплинам «Организация предпринимательской деятельности», «Оценка машин, оборудования и транспортных средств», «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности», «Оценка организации (предприятия, бизнеса)», «Управление затратами и контроллинг» контролируют усвоение студентами материалов, изложенных в учебниках [6, 7, 8, 11].
4. Заключение
Ярко выраженный компетентностный подход при создании системы интерактивного тестирования и оценки знаний студентов по дисциплинам: «Оценка машин, оборудования и транспортных средств», «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности», «Оценка организации (предприятия, бизнеса)», «Управление затратами и контроллинг» контроль и самооценку уровня заявленных в перечисленных учебных дисциплинах бакалавриата компетенций ориентирован на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, и способствует подготовке конкурентоспособных специалистов.
Созданные системы контроля и самооценки по вышеназванным учебным дисциплинам формируют предметную компетенцию, что интегративно способствует формированию образовательной компетенции бакалавра.
Литература
1. Асаул А.Н. Интегративная технология проверки и оценки знаний по дисциплине «Экономика недвижимости» // Международный конгресс «Науки и инновации в современном строительстве. - Санкт-Петербург, 2012. - С.200-203.
2. Асаул А.Н. Интерактивные технологии, основанные на компетентностном подходе в процессе подготовки бакалавров // Фундаментальные исследования.-2013.-№4(2). - С 434-437.
3. Асаул А.Н. Соян М.К. Интерактивная проверка и оценка знаний студентов через
15
ISSN 1029-3388
глобальную сеть// Вестник гражданских инженеров. -2012. -№ 5(32). -С.253-256.
4. Асаул А.Н., Соян М.К. Создание системы интерактивного тестирования и оценки знаний студентов по дисциплине «Экономика недвижимости» // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - С.269-273.
5. Асаул А.Н. Внутренний кризис университетского менеджмент-образования / А.Н. Асаул, Л.Ф. Манаков // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 2 (20). - С. 70-81.
6. Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности / А.Н. Асаул. -СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 336 с.
7. Асаул А.Н. Оценка машин, оборудования и транспортных средств / А.Н. Асаул, В.Н. Старинский, А.Г. Бездудная, М.К. Старовойтов. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2011. - 287 с.
8. Асаул А.Н. Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности // А.Н. Асаул, [и др.]. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2011. - 298с.
9. Асаул А.Н. Роль научной школы в подготовке научных кадров / А.Н. Асаул / Региональные аспекты интеграции науки и образования: проблемы, перспективы развития. - Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2011. - С. 91-98.
10. Асаул А.Н. Создание и внедрение дистанционного эвристического образования / А.Н. Асаул // Инновационные технологии обучения в высшей школе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Сочи: Изд-во Черноморской гуманитарной академии. - 2009. - Часть 2. - С.19-23.
11. Асаул А.Н. Управление затратами в строительстве // А.Н. Асаул, М.К. Старовойтов, Р.А. Фалтинский. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. - 392с.
12. Асаул А.Н. Экономика недвижимости. - 3-е изд. / А.Н. Асаул, С.Н. Иванов, М.К. Старовойтов. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. - 304с.
13. Дегтярев А.Н. Современные драйверы устойчивого развития российского образования // Научные труды ВЭО России. - 2013. - № 173 (38). - С.72-80.
14. Рыбнов Е.И. Стратегическое управление в обеспечении системной трансформации высшего профессионального образования: Дисс. ...д.э.н., СПб, 2001. - 344 с.
15. Asaul A.N. Interactive technologies, based on competent approach in the preparation of bachelors / A.N. Asaul. European Journal Of Natural History. - 2013. - № 2. - pp.29-30
16