Научная статья на тему 'Проектирование информационной системы тестовая оболочка «Мастер тестов»'

Проектирование информационной системы тестовая оболочка «Мастер тестов» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
512
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ТЕСТОВАЯ ОБОЛОЧКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дронов А. Г.

Работа посвящена вопросам проектирования информационной системы тестовая оболочка для формирования профессиональных компетенций. В статье особое внимание обращается на проектирование базы данных, написание программного кода, наполнение базы данных. В статье описываются возможности программного продукта. Предложенная в работе универсальная программа для тестирования позволяет пользователю оценить свои знания в определенной области в зависимости от уровня собственной теоретической и практической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование информационной системы тестовая оболочка «Мастер тестов»»

Литература

1. Егоров В.Г. Перспективы использования института ассоциации выпускников в управлении учебным процессом // Инновации и современные технологии в системе образования: мат-лы III междунар. науч.-практич. конф., 20-21 февраля 2013 г. Прага: Vedecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. С. 88-90.

2. Исследование подходов к разработке сайта ассоциации выпускников вуза. URL: http:// journal.kuzspa.ru/articles/88/

References

1. Egorov V.G. Perspektivy ispol'zovaniya instituta assotsiatsii vypusknikov v upravlenii uchebnym protsessom // Innovatsii i sovremennye tehnologii v sisteme obrazovaniya: mat-ly III mezhdunar. nauch.-praktich. konf., 20-21 fevralya 2013 g. Praga: Vedecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. S. 88-90.

2. Issledovanie podhodov k razrabotke sayta assotsiatsii vypusknikov vuza. URL: http:// journal.kuzspa.ru/articles/88/

ALUMNI WEBSITE DEPARTMENT OF INFORMATICS AND INFORMATION TECHNOLOGIES

I.V. Gusev, D.P. Voropaev, V.O. Kirillova

Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: [email protected]

This paper describes a poster graduates of the department of computer science and information technology, Tambov State University named after GR Derzhavina representing information on Graduates "Applied Informatics" and "Organization and Information Security Technology" from 2003 to the present. The site contains lists of graduates, a forum for collective discussion on various topics; there is an internal social network, in which graduates can post a variety of information about yourself, upload photos and share with each other through e-mail messages. The results of the security audit of the site, which resulted in detection of critical vulnerabilities have been eliminated.

Ключевые слова: graduates, Department of Computer Science and Information Technology, social networking, security audit.

УДК 004.9

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТЕСТОВАЯ ОБОЛОЧКА

«МАСТЕР ТЕСТОВ»

А.Г. Дронов

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов. е-mail: [email protected]

Работа посвящена вопросам проектирования информационной системы тестовая оболочка для формирования профессиональных компетенций. В статье особое внимание обращается на проектирование базы данных, написание программного кода, наполнение базы данных. В статье описываются возможности программного продукта. Предложенная в работе универсальная программа для тестирования позволяет пользователю оценить свои знания в определенной области в зависимости от уровня собственной теоретической и практической подготовки.

Ключевые слова: информационная система, тестовая оболочка, профессиональные компетенции, тестирование.

Одной из задач преподавателей и учителей является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые преподавателями, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. Проведение устного опроса - это относительно большая затрата времени урока при небольшом количестве выставляемых оценок, при проведении письменных работ количество оценок возрастает, но много времени уходит на проверку. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит все большее применение. Одним из основных и не-

сомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. Тесты не только оценивают знания, умения и навыки, но и позволяют выявлять уровень учебных достижений и структуру знаний, степень их отклонения от нормы по профилю ответов учащихся на тестовые задания. Чем меньше пробелов у обучаемого в ответах на тестовые задания, тем лучше структура его знаний. Чем выше тестовый балл студента, тем выше качество его подготовленности. Тестирование выполняет ряд функций: обучаемому дает информацию об уровне усвоения учеб-

Краткие сообщения

ного материала и усиливает его мотивацию к обучению; преподавателю предоставляет информацию о структурированности знаний обучаемых и развивает его навыки использования тестов в образовательной практике; создает более благоприятные условия при обучении и контроле [1]. Особое место в контрольно-оценочных системах занимают итоговые тесты, потому что результаты итогового тестирования используются для принятия определенных управленческих решений, связанных с выставлением итоговых баллов, аттестацией либо с переводом учащихся на очередную ступень обучения. Итоговое тестирование имеет целью оценку результатов учебной деятельности после освоения всей программы курса, когда устанавливается соответствие между уровнем учебных достижений и требованиями образовательных стандартов. Такое тестирование проводится стандартизированными тестами и процедурами, обладающими необходимыми свойствами педагогических измерителей: обоснованностью, объективностью и сопоставимостью результатов по единой шкале оценок.

Введение технологий массового тестирования выводит обучающегося в открытое образовательное и контрольно-оценочное пространство. Тестирование по своей природе не может быть направлено против интересов личности, поскольку способствует объективности оценки результатов обучения, помогает ликвидировать обнаруженные пробелы в знаниях. Оно позволяет не только получить объективную информацию о качестве знаний и умений учащихся, но и определить наиболее слабо усвоенные разделы, темы, отдельные вопросы и своевременно скорректировать процесс обучения. При этом каждый испытуемый имеет возможность обнаружить пробелы в своих знаниях и принять меры для их устранения, анализировать свои ошибки, самостоятельно определять для себя пути, способы и интенсивность самоподготовки [2]. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.

В связи с этим была разработана информационная система Тестовая оболочка «Мастер тестов». Разработанная программа явля-

ется простой в обращении и понятна любому пользователю.

Программный продукт базируется на операционной системе Windows, которая обеспечивает удобный интерфейс и максимальное использование возможностей персональной ЭВМ. Информационная система Тестовая оболочка состоит из трех окон:

- главное окно - в нем обучающий проходит тест;

- окно регистрации - предназначено для авторизации уже зарегистрированных пользователей и регистрации новых пользователей;

- окно статистики - в нем выводится количество правильных ответов и количество набранных баллов.

Главная форма визуально разделяется на три части. Вверху экрана расположена область отображения вопроса. Справа от области вопроса находится информационная панель, где выводится на экран основная информация при тестировании: имя пользователя, время на прохождение теста, оставшееся время на текущий вопрос и количество вопросов. Во всю ширину экрана под этими двумя областями расположена рабочая область для правильных ответов. Для вывода вопроса использовался компонент многострочного ввода-вывода информации. Для отображения ответов с выбором одного варианта автор использовал компонент единственного выбора «кружочек». Для вопросов с возможностью нескольких правильных вариантов ответов использовался массив, состоящий из переключателей типа «галочка», а для ответов вопроса на соответствие использовались две колонки кнопок. Необходимое количество вариантов ответов отображается на экране, лишние варианты скрываются.

Все данные в программе считываются из базы данных. В ней содержатся пять таблиц. Разные типы вопросов располагаются в разных таблицах. Все вопросы и ответы теста выбираются из базы в случайном порядке. Все программные модули работают совместно и представляют собой законченный инструмент для повседневной работы обучаемых. Графический интерфейс выполнен на основе языка программирования Turbo Delphi 2006, а таблицы для базы данных созданы в Access

2007 и подключены к программе по ADO технологии.

Предлагаемый программный продукт является универсальным средством, так как предназначен для тестирования обучаемых по любой дисциплине и тематике. Таким образом, тестирование в настоящее время становится органической частью современного образовательного процесса, важнейшим средством установления обратной связи, благодаря которому обучение в полном смысле слова превращается в дифференцированный, личностно ориентированный процесс, обеспечивающий индивидуальный темп обучения. Предложенная универсальная программа для многоуровневого тестирования позволит обучаемым реализовывать свои возможности по выбору индивидуальных образовательных траекторий.

Литература

1. Челышкова М.Б. Адаптивное тестирование в образовании. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. 39 с.

2. Межуев А.М., Дмитриев С.А., Роговенко О.Н. Использование электронного тестирования для диагностики знаний и компетенций обу-

чаемых // Гаудеамус. Тамбов, 2012. № 2 (20). С. 72-74.

References

1. Chelyshkova M.B. Adaptivnoe testirovanie v ob-razovanii. M.: Informatsionno-izdatel'skiy dom «Filin», 2003. 39 s.

2. Mezhuev A.M., Dmitriev S.A., Rogovenko O.N. Ispol'zovanie elektronnogo testirovaniya dlya di-agnostiki znaniy i kompetentsiy obuchaemyh // Gaudeamus. Tambov, 2012. № 2 (20). S. 72-74.

DESIGN INFORMATION SYSTEM TEST SHELL "MASTER TEST"

A.G. Dronov

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

Tambov, Russia. e-mail: [email protected]

This paper addresses the design of the information system test shell for developing professional competencies. The article focus is drawn on the design database, writing the program code content database. This article describes the features of the product. Proposed in a universal program for testing allows the user to assess their knowledge in a particular area, depending on the level of their own theoretical and practical training.

Key words: information system, the test shell, professional competence testing.

УДК 004.56; 004.9

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «БЕЗОПАСНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Ю.В. Калинина, М.В. Лопатина, П.Г. Македонский, Р.С. Моисеев

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов.

e-mail: [email protected]

Электронное учебное пособие содержит примеры практической реализации методов блокирования инфокоммуникационных угроз для пользователей. Рассматриваются решения с помощью сторонних программных продуктов (специальных надстроек для браузеров, прикладных программ, утилит для операционных систем).

Ключевые слова: инфокоммуникационые угрозы, защита, пособие.

Стремительное развитие инфокоммуникационных технологий порождает ряд проблем. На базе Центра компьютерной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина [1-2] были проведены исследования [3-11], направленные на выявление актуальных инфо-коммуникационных угроз для пользователей различных возрастных групп (учащиеся средних школ, студенты, сотрудники госу-

дарственных и коммерческих компаний, профессиональные разработчики информационных систем). Показано, что школьники, студенты и значительная часть сотрудников имеют средний и начальный уровень знаний об ИКТ-угрозах. Больше половины респондентов не могут воспользоваться или не знают о простых технологических решениях и правилах поведения в информационной среде. Общие правила и рекомендации для пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.