Особую значимость в судебном разбирательстве имеет второй закон убеждающего воздействия; «Доказать - не значит убедить». Модификации его таковы: 1) позиция доказательна и убедительна; 2) позиция недоказательна и неубедительна; 3) позиция недоказательна, но убедительна; 4) позиция доказательна, но неубедительна.
Третий закон предупреждает о том, чтобы в выступлении соблюдалась непротиворечивость прежним позициям, ибо люди легче принимают ту позицию, которая как минимум не противоречит их собственным взглядам и как максимум совпадает с другими их собственными взглядами.
Четвертый закон касается учета такого фактора, как личностное отношение: «При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому у них положительное отношение (от простого уважения до влюбленности), и, наоборот - труднее принимают (даже отвергают) позицию того человека, к которому у них эмоционально отрицательное отношение».
Нетрудно заметить, что последние два способа представляют собой словесное воздействие в форме убеждающего внушения как одного из способов убеждения, подчиненного главному в судебной речи - доказательству при помощи рациональных логических доводов. Поэтому государственный обвинитель обязан тщательно готовиться к судебным прениям и думать о том, как, какими приемами и методами достичь
уважения и доверия к себе. Не случайно психологи предупреждают о социально-психологической закономерности восприятия информации людьми: «она пропускается сквозь фильтры доверия и недоверия ... Если налицо полное и безоговорочное доверие ..., то человеческие слова у слушающего вызывают с полной необходимостью те самые представления, образы и ощущения, какие имеет ввиду говорящий» [9].
Таким образом, особенности профессиональной деятельности прокурора определяют и специфику его речи, где взаимодействие логики и психологии являются важной стороной убеждающего воздействия на присутствующих. Это во-первых. Во-вторых, помнить о том, что коммуникативные качества искусной речи, определяющие ее убедительность, кроются в ее ясности, последовательности, конкретности, лаконичности при достаточной продолжительности, доказательности, выразительности, уместности, искренности, точности. Это требует умения и навыков в применении техники убеждающего воздействия. Такие психотехнологии в настоящее время есть, поэтому важно не только знать их, но и владеть ими, применять в профессиональной деятельности [7]. В-третьих, особенным при аргументировании является необходимость избегать обострений, поскольку это влечет появление натянутой напряженной атмосферы во взаимодействии сторон, что нежелательно для исхода судебного процесса.
Статья поступила 30.01.2014 г.
Библиографический список
1. Брутян Г.А. Аргументация. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1984. 105 с.
2. Войшвилло Е.К., Дегтярев. М.К. Логика: учебник для вузов. М.: Гуманитарный издательскаий центр «Владос», 1998. 505 с.
3. Ковалев А.Н. Аргументация как фактор формирования методологической культуры сотрудников прокуратуры: учеб. пособие. СПб.: Изд-во ЮИ ГП РФ, 2002. 72 с.
4. Михалкин Н. В. Логика и аргументация для юристов: учеб. пособие для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 364 с.
5. Оганесян С.Г. Аргументация, ее предметная область и возможности: автореф. дис. ... д-ра философ. наук: 01.04.21. Ереван, 1997. 39 с.
6. Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного
судопроизводства: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 25.12.2012 г. № 465 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://base.garant.ru/70321540/
7. Панасюк А. Ю. Как убеждать в своей правоте. Современные психотехнологии убеждающего воздействия. М.: Дело, 2002. 123 с.
8. Поварнин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. Петроград: Культурно-просветительное кооперативное товарищество «Начатки знаний», 1923. 73 с.
9. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. 2-е изд., доп. и испр. М.: Наука, 1979. 232 с.
10. Рузавин Г.И. Логика и аргументация: учеб. пособие для вузов. М.: Юнити, 1997. 188 с.
УДК 330.12:338.1
КОНТРАКТЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ © О.А. Пак1
Кубанский государственный университет,
350042, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 49.
Исследования теорий контрактов и условий их заключения предопределяют различный выбор экономическими субъектами целей и условий обмена благами и достижения благосостояния. В статье определяются факторы, ограничивающие действие контракта, способы разрешения конфликтов на базе несоблюдения контрактных обязательств, а также их влияние на благосостояние участников контрактов.
1Пак Ольга Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики, тел.: 89183868910, e-mail: [email protected]
Pak Olga, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Theoretical Economics, tel.: 89183868910, e-mail: [email protected]
Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: контракт; контрактации; институты; благосостояние; доверие; оппортунистическое поведение субъектов; теории контрактов.
WELFARE DEVELOPMENT CONTRACTS O.A. Pak
Kuban State University,
49 Stavropolskaya St., Krasnodar, 350042, Russia.
The studies of contract theories and terms of making contracts predetermine the fact that economic agents choose different goals and terms of value exchange in order to achieve welfare. The article identifies the factors limiting the contract, the methods of solving conflicts caused by nonobservance of contractual obligations as well as their effect on the welfare of contracting parties. 11 sources.
Key words: contract; contracting; institutions; welfare; trust; opportunistic behavior of economic agents; contract theories.
Глобальные перемены в экономической структуре сфокусировали внимание исследователей на новых тенденциях в развитии благосостояния субъектов. В условиях преодоления кризисных ситуаций возрастает значение институциональных аспектов развития благосостояния, в том числе контрактных отношений, посредством которых обеспечивается связь между ними. Контракты и процесс контрактации играют важную роль в благосостоянии экономических субъектов и действуют как сеть обязательств.
Цель настоящей работы - проанализировать теории контрактных отношений, их возможности и ограничения в условиях современного развития экономики России; в связи с этим предложить эффективный выход из конфликтных ситуаций экономических субъектов РФ посредством уточнения предконтрактных и постконтрактных обязательств.
Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- определить сущность понятия контракт;
- исследовать научную классификацию современных теорий контрактных отношений;
- выявить факторы, сдерживающие контрактные обязательства;
- предложить возможный выход из кризисных ситуаций экономических субъектов посредством контрактов.
Изучение научной литературы показывает, что понятие контракт можно трактовать с экономической и юридической точки зрения. Наиболее радикально концепция общественного договора была разработана Ж.-Ж. Руссо в социально-политическом трактате «Об общественном договоре, или принципы политического права». Автор полагал, что общественный договор (англ. contract social) - это философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к гражданскому состоянию [1].
Вопрос места контракта в жизни людей был поставлен в 1932 г. ученым-юристом К. Ллевеллином, по его мнению, контракт - это одна из форм обещания, которое может соблюдаться без каких-либо особых условий или принудительных механизмов, закрепленная между субъектами юридически [2].
Контрактные обязательства можно представить в
качестве логических следствий из второго и третьего основных естественных законов, сформулированных Д. Юмом, как стабильность собственности, ее передача посредством согласия и исполнения обещаний. Юм отмечал, что именно от строгого соблюдения этих трех законов всецело зависит мир и безопасность человеческого общества.
Теория контрактов как самостоятельное направление берет начало в 70-80-х гг. ХХ в. Многие исследования в теории контрактов долгое время оставались частью исследований по теории фирмы, организации, отраслевых рынков. На сегодняшний день ведущими именами в экономической теории контрактов признаются Б. Саланьи, Е. Фама, О. Уильямсон, С. Гроссман, О. Харт, М. Дженсен, У. Меклинг и др. [3].
Институциональная экономическая теория определяет контракт (договор) как один из видов соглашений. Таким образом, контракт можно определить как совокупность правил и прав, действующих между субъектами посредством взятых обязательств, и определение механизма их соблюдения. Целью института контракта является снижение возможных рисков при обмене правами между субъектами.
В российской юридической трактовке контракт представлен как добровольное соглашение, основанное на взаимных обещаниях, к выполнению которых стороны могут быть принуждены в соответствии с нормами контрактного права. Заключение контракта еще не дает гарантий субъекту его исполнения, поэтому появляется необходимость в принуждающей силе к исполнению обязательств. Такой принуждающей силой обладает государство, которое осуществляет ее через систему законодательства и систему суда. Закон придает контракту форму, которая в соответствии с законными требованиями обеспечивает исполнение условий контракта. Функция контракта состоит в том, чтобы сдерживать субъектов от оппортунистического поведения [4].
Контрактные отношения также вызывали особый интерес у российских ученых-неоинституционалистов. В частности, А.Е. Шаститко рассматривал контракт как соглашение, не всегда предполагающее добровольность отношений обеих сторон. С его точки зрения, контрактные отношения выступают в двух аспектах: во-первых, как добровольная сделка; во-вторых, как показывает практика, такие соглашения из добро-
вольных часто переходят в принудительные. Говоря словами А.Е. Шаститко, любой контракт содержит элементы взаимного давления [5, с. 119].
В свою очередь ученые В.С. Лисин и К.Э. Яновский, исследуя институциональные ограничения современного экономического роста, рассматривали контракты с точки зрения институтов демократии как принятие решения определенной группы граждан «нанять политика» для предоставления в дальнейшем определенных услуг, способствующих повышению их благосостояния [6, с. 447].
За последние несколько десятилетий анализа трансакционных издержек целый комплекс информационных проблем и проблем, связанных с обеспечением исполнения контрактов, учеными-экономистами был разработан ряд теорий контракта. Теории, основанные на идее абсолютной рациональности поведения субъектов, тяготеют к неклассическому направлению [7]. В таких теориях проводится анализ микроэкономических показателей с использованием математических методов. Часть контрактных теорий опирается на нетрадиционные для экономического анализа понятия, такие как доверие и отношения, используя методы исследования, характерные для социологии других смежных с экономикой наук.
Исследования отношений экономических субъектов на контрактной основе подразделяются на три частично пересекающиеся теории:
1. Теория агентских контрактов заключается главным образом в издержках, возникающих при несовпадении интересов одной из сторон из-за неполноты информации или возможного оппортунизма.
2. Теория самовыполняющихся соглашений или теория неявных контрактов основана на самовыполняющихся соглашениях. Ее особенность состоит в том, что в результате неполной информации и несовершенства правовой системы единственным выходом при нарушении условий контракта его участниками является его расторжение. Таким образом, самовыполняющиеся соглашения нацелены на то, чтобы благосостояние нарушившего контракт субъекта было меньше возможного в долгосрочной перспективе. Вместе с понятием самовыполняющихся соглашений в литературе часто употребляют термин неявные контракты, который в теории контрактов имеет иной смысл. Неявные контракты охватывают нормы поведения, а самовыполняющиеся соглашения направлены на снижение риска. В центре координации самовыполняющихся соглашений находится доверие, которое может облегчить согласование обеих сторон путем проведения дополнительных переговоров, создания специальных комиссий и т.п.
Примером таких соглашений могут выступать отношения между продавцом и его постоянной клиентурой. В рамках этих отношений заключается серия контрактов, исполнение которых обеспечивается юридически, в частности контракты на повторные покупки. Если продавец мошенничает, то отношения прерываются навсегда. Информация при данных отношениях асимметрична, так как только сторона, которая предполагает продукт или услугу, информирована о каче-
стве этого продукта или услуги на момент обмена. Другая сторона (например, покупатель продукта) узнает о качестве приобретенного изделия только в следующем после покупки периоде. Теория самовыполняющихся соглашений основывается на концепции репутации (например, ценности такого нематериального актива, как бренд фирмы).
3. Теория отношенческих или неполных контрактов сосредоточена на неспособности субъектов благосостояния предугадать и отразить в условиях контракта все события, имеющие отношение к делу. Поэтому неполные контракты выражают ограниченную рациональность хозяйствующих субъектов при взаимодействии друг с другом. Неполнота контракта определяется тем, что вследствие возникновения непредвиденных обстоятельств, мешающих исполнению контрактных обязательств субъектами, возникает проблема координации отношений субъектов. Вместе с тем можно предположить, что контракт может содержать правила, регулирующие оппортунистическое поведение, например, варианты разрешения возникающих споров между субъектами контракта, методы принуждения.
Отношенческий контракт определяется как долгосрочный взаимовыгодный контракт, рассматривающий только общие условия и цели взаимоотношений сторон, механизмы принятия решений и разрешения конфликтов; в нем неформальные условия преобладают над формальными. Гарантии отношенческих контрактов со стороны законодательства ограничены, поэтому нарушение контракта следует регулировать в частном порядке путем осуществления предконтракт-ных и постконтрактных инвестиций, либо данные отношения до определенного времени могут быть неконтрактными.
Теория отношенческих контрактов применяется к ситуациям, в которых существует двусторонняя зависимость участников контракта. Примером таких контрактов могут быть трудовые отношения, где в результате развития предприятия первоначально неквалифицированные в определенной области работники должны повысить свои профессиональные навыки, ранее не оговоренные в контракте.
Таким образом, контракт есть осознанный и свободный выбор экономическими субъектами целей и условий обмена, осуществляемого в определенных контрактных рамках, причем область, лежащая за пределами юридической части спектра контрактов, включает частные отношения, к числу которых можно отнести дружбу и общественные отношения. Контракты - это механизм, вносящий планомерность в стихийные отношения экономических агентов. О стремлении к такой планомерности в условиях современного общества писал, в частности, и Дж. К. Гэлбрейт. Д. Норт называл неспособность обеспечить эффективный контроль соблюдения контракта существенной причиной экономической стагнации. Эффективный контракт в понимании неоинституциональной теории -это контракт, удерживающий его участников от оппортунизма, как можно более полно стыкующий сегодняшние интересы и действия сторон, способный
предотвращать или ослаблять конфликтную ситуацию в будущем либо приспосабливаться к ней. Практически у любого контракта существует многообразная защита, необходимая в случае возможных спорных и конфликтных ситуаций. Функции защиты контрактных отношений выполняют страховые компании, общественный третейский суд, различные ассоциации (предпринимателей, потребителей и др.), органы государственной судебной власти. Практика контрактных отношений выработала и определенные приемы «внутренней» защиты контрактов посредством механизмов, делающих невыгодным нарушение контракта. Конкретное содержание таких приемов тесно связано с предметом контракта.
Контрактные процессы благосостояния экономических субъектов можно свести к следующим основным положениям:
1. Отношения экономических субъектов благосостояния можно представить как сеть контрактов, влияющих на их благосостояние. Контракты в данном контексте представлены как добровольные обязательства, возникающие на основе соглашений между субъектами и имеющие, как правило, юридическую силу. Контрактные обязательства оговариваются, заключаются и исполняются в различной институциональной среде. Принцип контрактного соглашения основан на механизме передачи взаимных обязанностей и прав заинтересованных в деле субъектов в рамках контракта и предполагает полное его исполнение. Действия субъектов контрактного соглашения предполагают двусторонний обмен на основе переговоров и ограничиваются законом.
2. Особое значение в контрактных обязательствах между субъектами играет фактор времени. Участвующие в контрактных соглашениях субъекты могут выполнять свои обязательства в разные моменты времени. Условно можно выделить мгновенный период, например, состоявшийся обмен журнала на деньги, среднесрочный период, долгосрочный период с некоторым лагом между заключением контракта и его исполнением. Также в контрактах оговаривается последовательность его исполнения, например, обслуживание в ресторане клиента завершается до того момента, как он заплатит по счету.
3. Огромную роль в развитии контрактных отношений хозяйствующих субъектов играют транзакцион-ные издержки, которые связаны с асимметричной информацией. Данное обстоятельство делает возможным предконтрактный и постконтрактный оппортунизм. О. Уильямсон отмечал, что наличие честности и открытости намерений у одной стороны контрактных соглашений часто приводит к возможности использования этих качеств другой стороной заключаемых отношений, не обладающей этими качествами. Оппортунизм он трактовал как преследование личного интереса с использованием таких форм, как ложь, воровство, коварство и мошенничество [8, р. 71]. В современной форме оппортунизм представлен неполной или искаженной информацией.
В основе такого поведения лежит несовпадение экономических интересов, обусловленное ограничен-
ностью ресурсов, неопределенностью и несовершенной конкретизацией условий контракта. Оппортунистическое поведение сторон контракта всегда приводит к потенциальному нарушению его условий. С экономической точки зрения такое поведение не приводит к перераспределительному эффекту и негативно сказывается на благосостоянии в целом. Главным следствием оппортунизма является поведенческая неопределенность и издержки, которые могут привести к срыву сделки или нарушению условий контракта.
Исходной проблемой предконтрактного и постконтрактного оппортунизма является ограничение рацио-нальностей субъектов благосостояния ввиду неполноты предоставляемой информации и возможностей переработки информации. Предконтрактный оппортунизм связан с поиском надежного партнера и принимает форму скрытой информации, которая порождает проблему неблагоприятного отбора. Постконтрактный оппортунизм - это возможные усилия субъектов на этапе уже заключенного соглашения с уже найденным партнером, проявляющиеся в скрытых действиях и порождающие проблему морального риска.
4. Критерием эффективности контрактных соглашений является сокращение трансакционных издержек с целью повышения благосостояния сторон. Результатом сокращения издержек является управление оппортунизмом. Так, О. Уильямсон выделял четыре типа управления контрактными отношениями: рыночный, направленный на прерывание отношений; трехстороннее управление, где задействована третья сторона при решении споров; внутреннее управление, осуществляемое внутри определенных организаций на основе административных решений; объединенное управление, когда гарантом оппортунизма выступает общая собственность сторон. Г. Демсец первым рассмотрел механизм регулирования социально-экономических отношений субъектов с помощью контрактов в национальной экономике. Контрактные отношения, по его мнению, опираются на конкуренцию сторон в отношении лучших условий и информированности. П. Познер также отводил информации особое место в контрактных отношениях и конкуренции сторон.
5. Контрактные отношения субъектов развиваются в противоречии экономического и юридического начала. С одной стороны, контракт является способом правового оформления экономических отношений субъектов. С другой стороны, контракты опираются на такие составляющие, как справедливость, доверие, авторитет, которые в нормативных актах не оговариваются.
Так, К. Левеллин первым отметил, что контракт создает правовую основу отношений и формирует уверенность в обещании сторон. Г. Гегель определял порядочность субъектов как выполнение индивидами своих обязанностей [9].
К. Левеллин также заметил, что действующее законодательство не всегда способно адекватно регулировать контрактные отношения, так как обещания сторон часто не соответствуют условиям, зафиксированным в контракте. Так, У. Меклинг и М. Дженсен реше-
ние проблем фирмы рассматривали как выбор оптимальной контрактной формы, обеспечивающей максимальную экономию на трансакционных издержках, которые лучше всего приспособлены к особенностям каждой конкретной сделки. Следует отметить, что контракты не всегда документально закреплены. Д. Норт впервые ввел понятие документально неподтвержденного контракта, основанного на обещании сторон.
6. Любой контракт отражает права собственности субъектов благосостояния на те или иные блага или передачи прав другим субъектам и их защиту. Для обмена права собственности необходимо, чтобы эти права были определены, потому что ни один субъект не может передать другому больше прав, чем он имеет. Контракт устанавливает права и условия передачи от одного субъекта другому. Условия контракта предопределяют эффективность в сдерживании субъектов от оппортунизма, детальная разработка контракта требует более высоких издержек. Важным моментов в установлении прав собственников является государство, которое проявляет свою силу посредством законодательной и судебной системы. Контракт - это единое выражение свободных желаний хозяйствующих субъектов и их отношений между собой по отношению к предметной деятельности. Отношения подразумевают наличие субъекта, наделенного волей, и объекта, не имеющего собственной воли. Контракт опосредует обмен правами собственности и, в соответствии с теоремой Коуза, позволяет приблизиться к парето-эффективной аллокации благ.
7. Основополагающий элемент контрактных отношений субъектов - доверие между ними. Д. Юм в «Трактате о человеческой природе» отмечал, что исполнение обещаний предопределяет доверие как руководителей, так и подчиненных [10, с. 729]. В русском языке доверие - это убежденность в чьей-либо искренности, честности, добросовестности и основанное на них отношение к кому-, чему-либо. С институциональной точки зрения С.Г. Важенин, В.В. Сухих давали следующее определение: «доверие - экоколичествен-ная динамическая характеристика взаимоотношений различных экономических субъектов, которые основаны на выгодности экономических результатов взаимодействия и на уверенности в добросовестности (лояльности, искренности и пр.) друг друга» [11].
Доверие - это своевременное выполнение взаимных обязательств вследствие объективных и субъективных причин. Субъективной причиной доверия является внутренняя составляющая субъекта, его нравственного развития и понимания. Главным стимулом выполнения контрактных обязательств является боязнь потери деловой репутации, некомпетентность, мораль. К объективным причинам соблюдения соглашений можно отнести политические перевороты, стихийные бедствия, кризисные ситуации. Чем выше степень доверия, тем больше возможностей снизить вероятные трансакционые издержки.
8. Основополагающим условием заключения контракта выступает свобода его заключения. В соответствии с этим постулатом все субъекты добровольно принимают решения о взаимодействии и определяют
цели заключения контракта, в равной степени устраивающие обе стороны, стремясь к достижению максимального благосостояния. При таких условиях оппортунистическое поведение обоих участников снижается до минимума, далее при условии адекватности поведения контрагентов происходит оформление контрактных отношений. Причем если трансакционные издержки способны превысить прирост благосостояния субъектов, то согласие не будет достигнуто.
Свобода заключения контракта была впервые формализована в «Принципах международных коммерческих договоров УНИДРУА» (1994), разработанных Международным институтом унификации частного права. Статья 1.1. гласит: «Стороны свободны вступать в договор и определять его содержание». Свобода контракта базируется на предположении, что экономические субъекты не только добровольно принимают на себя обязательства и несут по ним ответственность, но обязаны учитывать интересы друг друга в процессе его заключения и реализации.
Структура контрактных соглашений субъектов благосостояния включает в себя следующие условия: отсутствие принуждения к его оформлению, определение предмета контракта и условий его исполнения.
9. О. Уильямсон рассматривал контракт как защитный механизм от оппортунизма, в основе которого находится правовое обеспечение сторон.
Мерами преодоления оппортунистического поведения и повышения благосостояния хозяйствующих субъектов являются механизмы сигнализирования и фильтрации, применяемые в предконтрактный период. Применение таких механизмов сторонами приводит к большей информационной открытости, причем сигнализирует информационно более осведомленная сторона, а фильтры устанавливает контрагент, имеющий вакуум информации в отношении предмета соглашения (покупатель). Субъекты контракта конкретизируют условия заключаемого соглашения посредством так называемого контрактного торга. Данный принцип способствует достижению состояния достоверности и открытости положений контракта, а также эффективности правомочий, заложенных в соглашении. Реализация контрактного торга становится возможной в связи с наличием противоположно направленных интересов сторон контракта. При этом, согласно О. Уильямсону, контрактные отношения могут устанавливаться либо для целей субъектов, либо для роста экономической эффективности. Как отмечает А. Фарневорт, контрактный торг сопровождается переговорами, которые могут продолжаться дольше срока исполнения контракта, зависящего от степени неопределенности и риска. Можно предположить, что контрактный торг приведет к появлению оптимальных мер в случае нарушения оговоренных условий и контролю выполнения действий субъектов в рамках контрактного соглашения.
Другим примером регулирования социально-экономических процессов является частно-государственное партнерство. В центре развития партнерских отношений выступает контрактная система, которая включает совокупность нормативных ак-
тов. Частно-государственное партнерство основано на разнообразных партнерских отношениях, в центре которых находятся контракты. Контракты частно-государственного партнерства предусматривают отношения между субъектами в качестве трудовых договоров о производстве и продаже товаров, оказании услуг, а также более сложных проектах, направленных на развитие социальной сферы и др.
Таким образом, эффективным выходом экономических субъектов из кризисных ситуаций и способом формирования материальных предпосылок для дальнейшего устойчивого роста является развитие контрактных отношений, адаптированных к новому формату проблем реструктуризации экономики России.
Статья поступила 20.01.2014 г.
Библиографический список
1. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права. М.: Наука, 1762.
2. Фуруботн Э., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: достижения новой институциональной экономической теории / пер. с англ. под ред. В.С. Катькало, Н.П. Дроздовой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.
3. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия круг проблем). М.: ИМЭМО, 1990.
4. Познер Р. Экономический анализ права. СПб.: Экономическая школа, 2003.
5. Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, 1998.
6. Лисин В.С., Яновский К.Э. Институциональные ограничения современного экономического роста. М.: Дело, РАНХиГС, 2011.
7. Беккер Г. Преступление и наказание: экономический подход // Истоки. 2000. Вып. 4. С. 28-90.
8. Englewood C. Corporate control and business behavior: an inquiry into the effects of organization form on enterprise behavior. NJ: PrenticeHall, 1970.
9. Гегель Г.В. Философия права. М.: Мысль, 1990.
10. Юм Д. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1966.
11. Важенин С.Г., Сухих В.В. Архитектура доверия в экономике // Журнал экономической теории. 2010. № 3. С. 22-34.
УДК 33
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИИ
© А.В. Рябченкова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается процесс перехода от отраслевой системы управления к кластерной политике, основанной на комплексном инновационном подходе к интеграции науки, производства, торговли, транспорта, сферы обслуживания, намеченный в стратегии социально-экономического развития Республики Бурятии. В этом контексте предлагаются пути решения проблем развития транспортно-логистического сервиса Республики Бурятии. Ил. 1. Библиогр. 2 назв.
Ключевые слова: стратегии развития; логистика; интеграция; инновационные технологии; макроэкономика.
METHODS TO SOLVE THE PROBLEMS OF BURYAT REPUBLIC TRANSPORTATION AND LOGISTICS SERVICE A.V. Ryabchenkova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article deals with the transition from the departmental management system to the cluster policy based on an integrated innovative approach to the integration of science, production, trade, transport, services sector, which is outlined in the socio-economic development strategy of the Buryat Republic. It proposes the ways to solve the problems of transport and logistic services of the Buryat Republic. 1 figure. 2 sources.
Key words: development strategies; logistics; integration; innovative technologies; macroeconomics.
Глобализация мировой экономики является важнейшим фактором экономического роста, способствует формированию и интенсивному развитию интегрированных логистических систем, охватывающих отдельные сферы предпринимательства, регионы и страны. В стратегии социально-экономического развития Республики Бурятии намечен переход от отрасле-
вой системы управления к кластерной политике, основанной на комплексном инновационном подходе к интеграции науки, производства, торговли, транспорта, сферы обслуживания.
В данной ситуации огромная роль отводится накопившимся проблемам, связанным с развитием транспортно-логистической инфраструктуры
1Рябченкова Антонина Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры градостроения, тел.: 89834048159, е-mail: [email protected]
Ryabchenkova Antonina, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Urban Planning, tel.: 89834048159, е-mail: [email protected]