КОНСТРУКТИВНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК ОСНОВА САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация. Конструктивная личностная рефлексия в данном исследовании рассматривается как важная составляющая процессов самопознания и самопонимания человека. Конструктивная личностная рефлексия способствует процессу саморазвития человека и позволяет переосмыслить прошлое, повышает диффе-ренцированность внутреннего мира субъекта. Конструктивная личностная рефлексия непосредственно связана с волей и тем самым активизирует саморазвитие человека на протяжении всей его жизни.
Ключевые слова: рефлексия, конструктивная личностная рефлексия, саморазвитие человека.
Olga Kayasheva CONSTRUCTIVE PERSONAL REFLECTION
AS THE BASIS OF HUMAN SELF-DEVELOPMENT
Annotation. Constructive personal reflection in this study is considered as an important component of the process of self-discovery and self-understanding of man. Constructive personal reflection contributes to the process of self-development and allows us to rethink the past, increases the differentiation of the inner world of the subject. Constructive personal reflection is directly linked to the will and thereby activates the self-development of the person throughout his life.
Keywords: reflection, constructive personal reflection, self-development of man.
Рефлексия является «средством интеграции, структурирования» [4, с. 268] субъекта, благодаря ей жизнедеятельность человека приобретает особый смыслосодержащий, целенаправленный характер [2]. Субъект, организующий поведение сознательно (рефлексивно), способен опираться на «свои «сильные стороны», свойства и уходить от необходимости использования своих «слабых сторон» [4, с. 334]. В данном контексте наше внимание привлекает проблема конструктивной личностной рефлексии, которая является сравнительно малоизученной в русле исследований личностных аспектов рефлексии.
Конструктивная личностная рефлексия непосредственно связана с процессом самопознания и самопонимания субъекта [3], обеспечивает его саморазвитие. Она позволяет субъекту разрешать сложные жизненные ситуации, переосмысливать прошлый опыт и на его основе моделировать свое будущее, не оставаясь вовлеченным в процесс деструктивных эмоциональных переживаний. Данный вид рефлексии способствует выходу человека за пределы собственных переживаний и осознаванию того, что ранее было не доступным. Данная функция конструктивной личностной рефлексии во многом пересекается с системной рефлексией, изучаемой Д.А. Леонтьевым и др. [7].
Согласно А.В. Брушлинскому, субъект выступает в качестве сознательного творца своей собственной истории и добивается необходимых результатов [8]. Человек погружен в «каждый момент времени ... в ту или иную ситуацию» [9, с. 434]. Большинство ежедневных ситуаций человеком не осознается, но в проблемных ситуациях, трудных для субъекта происходит их оценка и анализ. Проблемная ситуация содержит противоречия, разрешение которых становится необходимым для субъекта, определяющего в ней себя [9].
При этом стоит заметить, что конструктивная личностная рефлексия не означает упрощения взаимодействия между жизненным миром и уровнем проживания жизни. Мы предполагаем, что наиболее остро вопрос значимости конструктивной личностной рефлексии представлен в кризисных ситуациях. В данном случае может проявляться взаимодействие - созидающее и порождающее, опи-
УДК 159.9 О.И. Каяшева
© Каяшева О.И., 2015
Психология, социология
санное Ф.Е. Василюком, и означающее взаимодействие внутренне сложного и внешне трудного жизненного мира [1]. Только в ситуации возможной потери целостности и необходимости поиска новой смысложизненной основы становится возможным в полной мере понять место конструктивной личностной рефлексии в саморазвитии личности. Именно она позволяет сохранить основные достижения человека и способствует дальнейшему процессу самопознания и самопонимания.
В исследовании мы обратим внимание на особенности взаимосвязей конструктивной личностной рефлексии с волей субъекта. Г.Г. Кравцов, опираясь на исследования Л.С. Выготского пишет: «Личность... целостна, а развитие... всегда есть саморазвитие, т.е. внутренне обусловленное движение» [6, с. 32], и далее отмечает: «В волевом действии человек целостен. В таком действии совпадают . рефлексия и деятельность . Волевые процессы отличает усилие, направленное на преодоление внешних или внутренних трудностей и достижение практически значимой цели» [6, с. 3344]. Представляется возможным отметить, что воля и личностная рефлексия взаимодополняют друг от друга и являются основой для саморазвития человека. Без одного составляющего невозможна реализация другого.
Активность субъекта появляется в сложных ситуациях и связана со способностью человека преобразовывать их. Этот аспект достаточно подробно и полно можно наблюдать в психологическом консультировании, которое предполагает, как правило, работу с неконструктивными поведенческими моделями клиентов и, безусловно, неконструктивной личностной рефлексией [5]. В качестве примера приведем ситуацию молодой женщины с семейным сценарием «несчастной жертвенной любви». Более пяти лет она находится в «безвыходной ситуации», поскольку муж ей изменяет в течение всего этого периода. Расстаться с ним она не может, так как ей будет «некого жалеть» и «не будет чувства семейного тепла». Неконструктивный вариант (или низкий уровень) личностной рефлексии обуславливает формирование установки жертвы у клиента, он «все прощает» партнеру, поскольку без него не «сможет жить».
Клиент, находящийся в подобной роли, ограничивает себя во многих сферах, отказывается от проявления активности и задает для себя установку «неудачника, неспособного что-то довести до конца». Самопонимание в свою очередь является не вполне доступным и ограничивается рядом установок родителей, создающих препятствия в реализации жизненных целей («ты никому такой не нужен», «ты ничего не понимаешь», «тебе ничто не дастся просто» и др.). Чрезмерная сосредоточенность на отдельных, поверхностных компонентах проблемы позволяет человеку не осознавать ее глубинный, более эмоционально затрагивающий человека аспект. Исходя из этого, неконструктивная рефлексия выполняет свою важную функцию, связанную «с не решением» возникших проблемных вопросов. Человек, постоянно придерживающийся подобной жизненной позиции, перестает быть субъектом в подлинном смысле этого слова. Он не берет ответственность за собственную жизнь, поскольку проблемы связаны «не с ним», а их источником «являются окружающие люди». Исходя из этого, человек утрачивает свою важнейшую характеристику - способность к саморазвитию. Выход из подобного «жизненного состояния» оказывается возможным посредством длительной рефлексивной работы со своими психологическими проблемами и в результате помощи специалистов. Свою эффективность показали тренинги развития личностной рефлексии, основанные на методах арт-терапии.
Отличительная особенность человека с низким уровнем конструктивной личностной рефлексии - стандартность, предсказуемость поведения, инфантильность поведения, тенденция к самообвинению, либо обвинению других людей. Близкие данные были отмечены нами в других исследованиях при изучении личностной рефлексии созависимых женщин и больных психосоматическими заболеваниями. Помимо этого, в исследовании с. А. Хазовой было выявлено, что оригинальность, нестереотипность мышления снижает частоту обращения к неконструктивным копингам [10].
Высокий уровень конструктивной личностной рефлексии предполагает существование большей дифференцированности и гармоничности внутреннего мира субъекта, что становится основой для его дальнейшего саморазвития. Неконструктивная личностная рефлексия обеспечивает в свою очередь процесс такого «развития», результатом которого становятся утрата личностью способности эффективно переосмысливать свой жизненный опыт, необходимого для выстраивания отношений с окружающими людьми и положительного отношения к самому себе как к субъекту, активно решающему сложные жизненные ситуации. Сосредоточенность на переживаниях прошлого, либо направленность на предполагаемые негативные события в будущем являются одним из показателей проявления неконструктивной личностной рефлексии [5].
Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу, что конструктивная личностная рефлексия - это важная составляющая процессов самопознания и самопонимания человека. Активность субъекта появляется в сложных ситуациях и связана со способностью человека преобразовывать их. Конструктивная личностная рефлексия способствует активному процессу саморазвития человека и позволяет ему переосмыслить прошлое, повышает дифференцированность, осознанность внутреннего мира. Конструктивная личностная рефлексия непосредственно связана с волей и тем самым активизирует саморазвитие человека на протяжении всей его жизни. В проблемных ситуациях проявляются волевые действии человека, в которых совпадают как рефлексия, так и деятельность.
Библиографический список
1. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) : монография / Ф. Е. Василюк. - М. : Изд-во Московского университета, 1984. - 200 с.
2. Зарецкий, В. К. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач / В. К. Зарецкий, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 31-38.
3. Знаков, В. В. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие / В. В. Знаков // Методология и история психологии. - 2007. - Вып. 3. - Т. 2. - С. 65-74.
4. Карпов, А. В. Психология рефлексивных процессов деятельности / А. В. Карпов. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - 424 с.
5. Каяшева, О. И. Развитие личностной рефлексии клиентов в процессе психологического консультирования и психокоррекции : монография / О. И. Каяшева. - СПб. : НИЦ АРТ, 2015. - 273 с. - ВВМ 978-5-90648628-8.
6. Кравцов, Г. Г. Онтогенез воли / Г. Г. Кравцов // Вестник РГГУ. - 2012. - № 15. - С. 29-41.
7. Леонтьев, Д. А. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] / Д. А. Леонтьев, А. Ж. Аверина // Психологические исследования : электрон. науч. журн. - 2011. - № 2(16). -Режим доступа : http://psystudy.ru (дата обращения : 01.07.2015).
8. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского. - М., 2002. - 368 с.
9. Скрипкина, Т. П. Стратегии поведения субъекта в трудной жизненной ситуации / Т. П. Скрипкина // Субъектный подход в психологии / Под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной [и др.]. -М. : Институт психологии РАН, 2009. - С. 397-408.
10. Хазова, С. А. Опыт исследования роли креативности в совладающем поведении субъекта / С. А. Хазова // Субъектный подход в психологии / Под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной [и др.]. -М. : Институт психологии РАН, 2009. - С. 421-433.