Научная статья на тему 'Личностная рефлексия как условие самопонимания студентов вуза'

Личностная рефлексия как условие самопонимания студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
716
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / САМОПОНИМАНИЕ СТУДЕНТОВ / ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каяшева Ольга Игоревна

Личностная рефлексия является сложным образованием и одним из важных условий развития самопонимания студентов высших учебных заведений. Личностная рефлексия способствует более глубокому пониманию студентами самих себя и других людей. Осуществление развития личностной рефлексии возможно в проблемных ситуациях, созданных в системе специально разработанных тренингов. Обучающиеся, принявшиеся участие в авторском тренинге, показали более высокие результаты по уровню и степени конструктивности личностной рефлексии, чем студенты, не принимавшие участие в разработанном тренинге. В работе обосновывается необходимость реализации в образовательной среде тренинговых программ развития личностной рефлексии как условия самопонимания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL REFLECTION AS A CONDITION OF SELF-UNDERSTANDING OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Personal reflection is a complex construction and is one of the important conditions for the development of self-understanding of students of higher educational institutions. Personal reflection contributes to a better understanding by the students themselves and other people. The implementation of the development of personal reflection is possible in problem situations created in the system specially designed training sessions. Students take part in copyright training, showed higher results on the level and degree of constructiveness personal reflection than students who did not participate in developed the training. The paper substantiates the necessity of implementation of educational training programs for the development of personal reflection as a condition of self-understanding of students.

Текст научной работы на тему «Личностная рефлексия как условие самопонимания студентов вуза»

УДК 159.9

ОИ. Каяшева ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК УСЛОВИЕ

САМОПОНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Личностная рефлексия является сложным образованием и одним из важных условий развития самопонимания студентов высших учебных заведений. Личностная рефлексия способствует более глубокому пониманию студентами самих себя и других людей. Осуществление развития личностной рефлексии возможно в проблемных ситуациях, созданных в системе специально разработанных тренингов. Обучающиеся, принявшиеся участие в авторском тренинге, показали более высокие результаты по уровню и степени конструктивности личностной рефлексии, чем студенты, не принимавшие участие в разработанном тренинге. В работе обосновывается необходимость реализации в образовательной среде тренинговых программ развития личностной рефлексии как условия самопонимания студентов.

Ключевые слова: рефлексия, личностная рефлексия, самопонимание студентов, тренинг развития личностной рефлексии.

Olga Kayasheva PERSONAL REFLECTION AS A CONDITION OF SELF-

UNDERSTANDING OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Annotation. Personal reflection is a complex construction and is one of the important conditions for the development of self-understanding of students of higher educational institutions. Personal reflection contributes to a better understanding by the students themselves and other people. The implementation of the development of personal reflection is possible in problem situations created in the system specially designed training sessions. Students take part in copyright training, showed higher results on the level and degree of constructiveness personal reflection than students who did not participate in developed the training. The paper substantiates the necessity of implementation of educational training programs for the development of personal reflection as a condition of self-understanding of students.

Keywords: reflection, personal reflection, self-understanding of the students, training development personal reflection.

Изучение личностной рефлексии студентов и особенностей ее развития в высших учебных заведениях необходимо в целях усовершенствования учебного процесса и выявления новых условий, способствующих, в том числе, повышению самопонимания обучающихся. Отметим, что исследования рефлексии стали проводиться с 60-70-х гг. XX в., основные разработки личностной рефлексии появляются с 80-х гг. ХХ в., так, в типологии И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова личностная рефлексия стала рассматриваться как отдельный тип рефлексии [7]. Личностные аспекты рефлексии изучались Г.И. Давыдовой, А.З. Заком, Д.А. Леонтьевым, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерман и др. Развитие личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрасте исследовалось в работах Н.И. Гутки-ной, Ю.Л. Линецкого, Е.В. Хайянен и др., проблемы рефлексии и личностной рефлексии студентов были затронуты в трудах М.Ю. Двоеглазовой, И.Н. Семенова и др. [3; 9].

В продолжение изучения проблемы личностной рефлексии обратимся к трудам А.А. Бодале-ва, который отмечал, что внешние «социально-ориентированные действия» [2, с. 38] оказывают воздействие не только на другого человека, но и на самого субъекта общения, - это и способствует более глубокому познанию им своей внутренней сущности. Рефлексия необходима для усложнения образа другого и влияет на познание, прежде всего, субъектом самого себя. Неразвитость рефлексии предполагает слабое «знание своего «Я» [2, с. 91]. Рефлексия представляется одним из эффективных механизмов «личностно -смысловой регуляции» [2, с. 153].

Необходимость изучения проблемы личностной рефлексии обусловлена, в том числе, недо-

© Каяшева О.И., 2015

Психология, социология

статочной разработанностью данного вопроса и сложностями уточнения ее понятийного статуса в различных подходах. Личностная рефлексия может рассматриваться в контексте самопознания субъектом собственной личности [8], но этим не исчерпывается, поскольку существует и другая значимая на наш взгляд область - самопонимание субъекта. Самопонимание предполагает выход за пределы, обозначенные только самопознанием (связанным сугубо с получением «новых достоверных знаний» [4, с. 384]). Обращаясь внутрь себя, человек становится «экзистенциальным субъектом самопонимания... пока он искренен и правдив» [4, с. 384]. В самопонимании особая роль отводится осмыслению и анализу знания, имеющего для субъекта проблемный характер [4]. Проблемность способствует особому восприятию себя в сложных противоречивых ситуациях. Внешняя и внутренняя активность субъекта в данном контексте не будет ограничиваться только самопознанием, но будет тесно связана с самопониманием, как особым взглядом человека на себя со стороны.

Личностная рефлексия представляет собой сложное образование, являющееся одним из важных условий для развития самопонимания студентов высших учебных заведений. Существует необходимость в разработке и апробировании программы тренинга развития личностной рефлексии в образовательной среде. В связи с этим, нами была создана тренинговая программа развития личностной рефлексии, включающая методы арт-терапии. Исследование проводилось на базе Университета Российской академии образования. В работе приняли участие 75 человек в возрасте от 20 до 34 лет: из них 15 студентов, принимавших участие в тренинге развития личностной рефлексии, 15 студентов -в тренинге сенситивности и 45 студентов, не принимавших участия в тренингах. Выборки не имели значимых различий по показателям методик О.И. Каяшевой «Уровень личностной рефлексии», «Конструктивная личностная рефлексия» [6] и теста А.В. Карпова «Психодиагностическая методика определения индивидуальной меры рефлексивности» [5]. Дополнительно в исследовании нами применялись методы математической статистики и опроса.

Развитие личностной рефлексии студентов в условиях специально разработанного тренинга, основанного на методах арт-терапии, предполагало решение следующих задач: рефлексии участниками тренинга своих чувств и переживаний в проблемных ситуациях, соотнесения студентами своих чувств и переживаний с чувствами и переживаниями других участников тренинга в специально созданных специалистом конфликтных ситуациях, интеграции участниками тренинга представлений о себе и особенностях своего взаимодействия с окружающими людьми. В тренинге предлагались техники и упражнения, направленные на осознание участниками собственных стратегий реагирования в конфликтных ситуациях, на развитие у них способности к переосмыслению своего поведения и особенностей эмоционального реагирования в проблемно-конфликтных ситуациях. Личностная рефлексия связана со способностью личности разрешать противоречия как внутреннего, так и внешнего плана. Переосмысление ситуации, своих переживаний и поиск нового контекста проблемы позволяет субъекту найти необходимые решения. Конструктивная личностная рефлексия дает возможность переосмысливать не только саму ситуацию, но и изменить сложившиеся неэффективные способы функционирования субъекта.

После тренинга нами была проведена повторная психодиагностика с целью выявления эффективности тренинга по ранее применявшимся методикам. Для выявления направленности и выраженности развития личностной рефлексии в группе студентов психологического факультета, принявших участие в исследовании, нами использовался критерий Вилкоксона. Исходя из сравнения показателей группы студентов до и после участия в тренинге с помощью Т-критерия Вилкоксона, нами был сделан вывод о благоприятной динамике личностной рефлексии в экспериментальной группе. Значимых изменений в контрольных группах (студенты, участвовавшие в тренинге сенситивности, и студенты, не участвовавшие в тренингах) по уровню и конструктивности личностной рефлексии нами выявлено не было. Дополнительно значимые различия между выборками были установлены с помощью критерий Манна-Уитни.

Мы приходим к выводу, что существует необходимость в развитии личностной рефлексии у студентов высших учебных заведений, поскольку она является одним из основных условий углубленного понимания обучающими своих собственных качеств и характеристик, позволяет в проблемных ситуациях конструктивно переосмыслить отношение к самому себе и взаимодействие с другими людьми. В качестве одного из средств развития личностной рефлексии можно выделить специальные тренинги, основанные на методах арт-терапии. Проведенный нами тренинг развития личностной рефлексии показал возможности использования методов арт-терапии в данном направлении. Безусловно, этот вопрос требует дальнейшего изучения, совершенствования и дополнительной разработки новых тренингов развития личностной рефлексии не только для студентов психологических, но и других специальностей.

Библиографический список

1. Аткишкина, Е. В. Рефлексия целеобразования как смыслообразующий фактор личностного самоопределения и профессиональной самореализации студентов / Е. В. Аткишкина, А. С. Елисеенко, И. Н. Семенов [и др.] // Акмеология. - 2011. - № 3. - С. 670-673.

2. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. - М. ; Воронеж, 1996. - 256 с.

3. Двоеглазова, М. Ю. Структура личностной рефлексии студентов : дис. ...канд. психол. наук: 19.00.01 / М. Ю. Двоеглазова. - М., 2008. - 190 с.

4. Знаков, В. В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии / В. В. Знаков. - М. : Институт психологии РАН, 2007. - 479 с. - ISBN 978-5-9270-0092-0.

5. Карпов, А. В. Психология рефлексивных процессов деятельности / А. В. Карпов. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - 424 с. - ISBN 5-9270-0052-5.

6. Каяшева, О. И. Развитие личностной рефлексии в системе специально разработанных тренингов: монография / О. И. Каяшева. - СПб. : НИЦ APT, 2014. - 162 с.

7. Леонтьев, Д. А. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] / Д. А. Леонтьев, А. Ж. Аверина // Психологические исследования : электрон, науч. журн. - 2011. -№ 2(16). - Режим доступа : http://psystudy.ru (дата обращения : 01.07.2015).

8. Романова, М. В. Профессиональная рефлексия студентов-психологов: методологический аспект [Электронный ресурс] / М. В. Романова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - Режим доступа : http://www.science-education.ru/102-6091 (дата обращения : 01.07.2015).

9. Семенов, И. Н. Вехи и логика развития рефлексивной психологии творчества на рубеже XX-XXI веков [Электронный ресурс] / И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2012. - Режим доступа : http://publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2012-2/l-semenov.pdf (дата обращения : 01.07.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.