УДК 159.9
РАЗНОВИДНОСТИ РЕФЛЕКСИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
A.Ш. Гусейнов, доктор психологических наук, доцент,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар,
B.В. Шиповская, кандидат психологических наук, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, В.А. Луценко, аспирант,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161; e-mail: [email protected].
В статье рассматривается малоизученная в спортивной психологии проблема рефлексивности. В научной литературе наблюдается расхождение взглядов на регулирующую роль разновидностей рефлексии, по-разному определяющих организацию спортивной деятельности. Приводятся результаты эмпирического исследования. Проанализированы негативные и позитивные разновидности рефлексивного самоотношения -квазирефлексия, интроспекция, системная рефлексия, рассмотрен их регулятивный вклад в содержание и эффективность спортивной деятельности. Выборка: кандидаты в мастера спорта и мастера спорта в возрасте от 19 до 30 лет (N=111). Тестовый инструментарий: «Дифференцированный тест рефлексивности», анкета психической надежности спортсмена и тест экзистенциальных мотиваций.
Выявлено, что определенный тип рефлексии влияет на качество ценностно-смысловой регуляции спортивной деятельности. Рефлексия упрощенного типа (интроспекция и квазирефлексия) препятствует адекватному пониманию ситуаций спортивной деятельности в ходе решения профессиональных задач, затрудняя процесс выстраивания спортсменом продуктивных интерсубъектных отношений, лишает спортсмена возможности личностного роста и развития. Подчеркивается значимость приобретения и развития многомерной системной рефлексии, позволяющей достигать компетентности и согласованности между внутренним миром и внешними условиями спортивной
деятельности, в рамках которых осуществляется профессиональная самореализация спортсмена.
Доказано, что системная рефлексия, которая дает возможность занять метапозицию по отношению к проблемным ситуациям и собственной деятельности, увидеть себя с новой стороны, является ценным ресурсом личности спортсмена, предпосылкой преобразовательной субъектной активности. Отмечается, что критическим процессом, при котором возможна смена позитивной системной рефлексии на интроспекцию или квазирефлексию, является ситуация высокой значимости внешних атрибутов спортивной деятельности.
Ключевые слова: типы рефлексии, самодистанцирование, экзистенциальное самоопределение, самоорганизация, регуляция спортивной деятельности.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-413-230020
Для цитирования: Гусейнов А.Ш., Шиповская В.В., Луценко В.А. Разновидности рефлексивной регуляции спортивной деятельности // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 2. - С. 96-101.
For citation: Guseynov А., Shipovskaya В., Lutsenko В. Variety of reflexive regulation of sports activity. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 2, pp. 96-101 (in Russian).
Введение. Этап транзитивности социокультурного пространства современного человека и мультипара-
дигмальная трансформация идеалов и норм современной науки [2, 11] требуют для своего освоения особой категориальной матрицы и новые способы постановки проблем в психологической науке. Важным аспектом перехода к методологии постнеклассической рациональности стали обращение к субъектной парадигме [1, 3, 4], изменения в понимании принципа причинности, а также становление принципа процессуальности [1, 2] и принципа неопределенности [5]. В связи с признанием ведущей роли этих принципов в психологии осуществляется переход к субъектной психологии, меняется язык теоретических терминов и трансформируется идеал исследования, который предполагает включение аксиологических и экзистенциальных факторов в состав объясняющих положений. В наблюдаемой трансформации научной рациональности открываются также возможности для понимания и совершенно иного уровня раскрытия рефлексивности в условиях профессиональной спортивной деятельности.
Широко обсуждаемый в научной литературе феномен рефлексивности, несмотря на полифонию различных концепций и трактовок, рассматривается как механизм самопознания субъектом своего внутреннего мира и понимания ситуаций человеческого бытия, процесс порождения новых смыслов и задача, играющая важнейшую роль в саморегуляции жизнедеятельности и преобразовании сложных жизненных ситуаций [4, 11, 13].
Сущностный статус этого феномена раскрывается в работах А.С. Шарова, который полагает, что «рефлексия является не только центральным феноменом внутренней активности человека, но, прежде всего, базовым механизмом самоорганизации психической активности, механизмом регуляции взаимодействий человека в мире» [10, с. 78]. В исследованиях, выполненных в рамках субъектно-бытийного подхода, признается, что феномен рефлексивности интегративен и процессуален. Развитие позитивного потенциала рефлексии в данном подходе связывается с развитием субъектности, такими ее параметрами, как внутренняя согласованность субъективного мира (потребностей, целей, ценностей), объективных пространств бытия личности, аутентичность [2, 4, 11].
Д.А. Леонтьев обращает внимание на амбивалентность и неоднозначность регуляторных эффектов рефлексивных процессов и предлагает дифференциальную модель рефлексии, которая разрешает данное противоречие. В рамках данной модели описаны три различных процесса: интроспекция, фокусирующая внимание на собственном внутреннем переживании и состоянии по поводу актуальной ситуации, системная рефлексия, дающая возможность видеть чужую позицию и себя с новой стороны, а также квазирефлексия, связанная с уходом в бесплодные посторонние размышления и беспочвенные фантазии. Системная рефлексия, требующая внутренней работы, является объемной и многогранной, поскольку позволяет увидеть проблемную ситуацию во всех ее противоречивых
аспектах, а также альтернативные возможности, предоставляемые ею. Квазирефлексия предстает формой психологической защиты через уход от неприятной ситуации, поскольку личность отказывается от ее конструктивного разрешения [7, с. 375-378].
Поскольку в системной рефлексии устремленность сознания на себя происходит не за счет, а в дополнение к его направленности на внешнюю ситуацию, эта форма представляет собой единственную полноценную разновидность рефлексии, выполняющую позитивные функции (способность смотреть на себя со стороны, понимать чужую позицию, делать правильный выбор), что обеспечивает целостное представление субъекта в проблемной ситуации. Интроспекция и квазирефлексия, по мнению Д.А. Леонтьева, являются психологически неполноценными и крайне непродуктивными [8].
Несмотря на безусловную необходимость рефлексивных умений для многих видов деятельности, вклад рефлексии и ее отдельных компонентов в обеспечение эффективности субъектной активности далеко не очевиден. В научной литературе до сих пор наблюдается расхождение взглядов на регулирующую роль разновидностей рефлексии. Не до конца ясно, каким образом рефлексия организует и оформляет соревновательный опыт личности. Не менее значимыми в объекте анализа являются выявление и уточнение основных последствий негативной и позитивной рефлексии для раскрытия потенциала субъектности личности.
Цель нашего исследования заключалась в выявлении специфики содержания рефлексивных процессов у спортсменов, а также индикаторов, задающих конкретную форму рефлексии.
Испытуемые и методика. Исследование проводилось на протяжении 2018 года на базе воинской части г. Пятигорска, а также на базе Национального государственного университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург. Участниками исследования стали мастера спорта и кандидаты в мастера спорта в возрасте от 19 до 30 лет. Объем выборки N = 111. Использованы методики: «Дифференцированный тест рефлексивности» Д.А. Леонтьева [8], анкета психической надежности спортсмена В.Э. Миль-мана, новая версия теста экзистенциальных мотиваций В.Б. Шумского, Е.М. Уколовой (ТЭМ) [12]. Для выявления содержания и специфики рефлексивных процессов у спортсменов использован корреляционный анализ и анализ согласованности. В эмпирическом исследовании с использованием корреляционного анализа выявлялась связь шкал методики ТЭМ с показателями двух других методик. При обработке данных применялась программа «БТДИБИСД 10.0».
Результаты исследования и их обсуждение. Вначале нами был проведен анализ согласованности методики «Дифференцированный тест рефлексивности» Д.А. Леонтьева. Коэффициент внутренней согласованности (альфа Кронбаха) опросника в целом очень хороший а = 0,816 (таблица 1).
Таблица 1
Согласованность шкал и теста в целом методики «Дифференцированный тест рефлексивности» (N=111).
Тест в целом Системная рефлексия Интроспекция Квазирефлексия
Альфа Кронбаха 0,816 0,748 0,763 0,688
Рассмотрим показатели согласованности по отдельным шкалам опросника. Согласованность шкалы «Системная рефлексия» а = 0,748, наибольшая дисперсия в ответах наблюдается в вопросах 4 и 13. Согласованность шкалы «Интроспекция» а = 0,763. Анализ показателей согласованности шкалы «Квазирефлексия» а=0,688 демонстрирует удовлетворительную пригодность. Отметим, что удаление вопроса № 6 приводит к увеличению внутренней согласованности шкалы до а = 0,700. Анализ методики свидетельствует о возможности ее применения как надежного и валидного инструмента диагностики разновидностей рефлексии.
Далее рассмотрим показатели наиболее значимых корреляций шкал дифференцированного теста рефлексивности со шкалами методик, отслеживающих фундаментальную мотивацию и психическую надежность спортсменов. Обнаружено, что показатель системной рефлексии методики Д.А. Леонтьева демонстрирует отрицательные связи со шкалой «Спортивная саморегуляция» методики Мильмана (г = -0,240, р < 0,05), шкалой «Удовлетворенность деятельностью» (г = -0,249, р < 0,01), шкалой «Стабильность, помехоустойчивость» (г = - 0,305, р < 0,01). Эти связи говорят о том, что ситуация удовлетворенности деятельностью не всегда актуализирует потребность в осуществлении системной рефлексии и способствует решению проблем стабильности в спорте. Системная рефлексия включается при повышенной восприимчивости к стрессорам, в ситуациях, при которых у спортсмена возникает неуверенность в себе, боязнь неуспеха и опасение подвести себя и других. Кроме того, нужно учитывать, что «...системная рефлексия связана с положительными эффектами саморегуляции не прямыми связями, выявляемыми корреляционным анализом, а нелинейными связями более сложной природы» [7, с. 378].
Выявлены высокозначимые положительные связи шкалы «Системной рефлексии» (г = 0,438, р < 0,01) со шкалой «Оценка внутренней неопределенности» В.Э. Мильмана, отражающей чувствительность спортсменов к внутренним стрессорам во время соревнований, а также с показателями оценки внешней и внутренней значимости (р < 0,01). Полученные показатели свидетельствуют о том, что системная рефлексия актуализирует процесс поиска оптимальных решений в экстремальных соревновательных условиях, она активно включается в ситуациях внутренней неопределенности и высокой значимости деятельности. Этот
фокус направленности сознания позволяет не только увидеть себя со стороны, но и корректировать свое эмоциональное состояние, купировать ростки неуверенности в себе и излишние опасения за неудачный исход соревнований, что свидетельствует о ее преобразовательном характере.
Выявлено, что шкала «Интроспекция», отражающая сосредоточенность на себе, обратно связана с показателем «Стабильность и помехоустойчивость» (г = -0,318, р < 0,01) и шкалой «Удовлетворенность» (г = -0,195, р < 0,05), позитивно - с показателем внутренней неопределенности (г = 0,414, р < 0,01), со шкалами оценки внутренней (г = 0,308; р < 0,01) и внешней значимости (г = 0,306; р < 0,01) методики В.Э. Мильмана. Эти связи свидетельствуют о неконструктивном, дезадаптив-ном характере интроспекции, поскольку склонность к воспоминаниям, фиксация на переживаниях делает спортсмена чувствительным к внутренним и внешним помехам. Излишнее самокопание, нередко на фоне самообвинения, мешает сохранению спокойствия, не позволяет действовать взвешенно и продуктивно в условиях соревнований, что отрицательно сказывается на результатах выступления.
Обнаружено, что шкала квазирефлексии (г = 0,198;
р < 0,05) положительно связана со шкалой внешней значимости В.Э. Мильмана. Размышления о возможной победе, воспоминания о прошлых успехах или неудачах не позволяют сосредоточиться на выступлении, негативно сказываются на саморегуляции в предстартовой ситуации и в ходе соревновательного поединка. Фокус направленности сознания на посторонние объекты препятствует выходу из потока собственной жизни и распыляет «впустую» энергию спортсмена. Рефлексия упрощенного уровня, связанная с низким уровнем самоконтроля, может вызывать перенапряжение и, как следствие, переутомление, преждевременное эмоциональное выгорание спортсмена, что обусловливает вялое выступление и снижение спортивных результатов.
Очевидно, что интроспекция и квазирефлексия как «мусорные» варианты рефлексии [7, 8] выступают ненужным ментальным грузом в системе саморегуляци-ии спортивной деятельности и приводят к серьезным ошибкам во время ответственного выступления, когда спортсмен, казалось бы, без весомых причин преждевременно сдается без боя.
Для конкретизации содержания рефлексивных процессов у спортсменов рассмотрим связи рефлексии с
экзистенциальными мотивациями. Согласно А. Лэнгле, проживание свободного и аутентичного бытия предполагает наличие переживания различных возможностей для выбора, предпосылками которых являются пространство, защищенность и опора [6, 9, 12]. Шкала системной рефлексии продемонстрировала статистически достоверные связи с экзистенциальными предикторами. В частности, обнаружены отрицательные связи системной рефлексии с показателями защищенности (г = -0,266; р < 0,01), пространства (г = -0,208; р < 0,05) и соотнесенности (г = -0,225; р < 0,01). Полученные показатели говорят о том, что спортсмены, способные к самодистанцированию, не всегда чувствуют психологическую защищенность в мире, т.е. в своем субъективном опыте не полностью принимают условия своего существования и, следовательно, сами не всегда соответствуют ожиданиям сложной соревновательной ситуации. Выявленные противоречия подтверждают мысль о неоднозначности и противоречивости жизненного пути и трудностях достижения высшего уровня субъектности [11].
Обнаружено, что шкала интроспекции обратно связана со шкалами всеми четырьмя фундаментальными мотивациями: «отношение с миром» (г = -0,401; р<0,01), «ценность своей жизни» (г = -0,390; р<0,01), индексом собственной самоценности (г = -0,342; р < 0,01) и индексом «смысл жизни» (г = -0,381; р<0,01). Полученные данные демонстрируют, что излишняя сосредоточенность на себе лишает личность возможности роста и развития, слабая осмысленность жизни не позволяет увидеть реалистическую картину условий, предоставляемых конкретной ситуацией, «то важное и ценное, что содержится в ситуации для самого человека» [9]. Отмеченное отсутствие решимости устанавливать теплые, дружеские отношения, дефицит позитивных межличностных отношений препятствует переживанию исполненной жизни и может привести к беспомощности и депрессии [6, 11].
Обнаружено, что шкала квазирефлексии отрицательно связана с базовыми шкалами фундаментальной мотивации (р < 0,05), что говорит о внутренней несогласованности, «размытой» идентичности личности, осуществляющей этот тип рефлексии. В частности, отрицательные связи квазирефлексии с показателем «справедливое отношение» (г = -0,321; р < 0,01) говорят об искаженном и стереотипном восприятии личностных оснований собственных действий и поступков окружающих. В условиях усвоенных неконструктивных схем восприятия себя и окружающей реальности, которые препятствуют переосмыслению деятельности, можно предполагать конструирование конфликтной системы межличностных отношений с тренером, командой. Полученные данные соотносятся с данными других исследователей, объясняющих связь одномерной рефлексии с активизацией примитивных защитных механизмов, патологическими состояниями и неконструктивной личностной активностью [3, 7, 8].
Таким образом, определенный тип рефлексии вли-
яет на качество ценностно-смысловой регуляции спортивной деятельности и ее эффективность.
Заключение.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.
Рефлексия упрощенного уровня - интроспекция и квазирефлексия - является психологически неполноценной, поскольку снижает возможность конструктивной субъектной активности спортсмена и адекватного понимания ситуаций спортивной деятельности, затрудняет процесс выстраивания продуктивных интерсубъектных отношений в мире, препятствует самопринятию, достижению эффективности спортивной деятельности; ограничивает возможность профессиональной самореализации личности в спорте.
Чрезмерная обращенность на себя и фантазирование, дефицит экзистенциальных смыслов и ценностей задают неконструктивный способ разрешения сложных ситуаций, ограничивают субъектный потенциал спортсмена и снижают готовность противостоять соревновательным трудностям.
Высший уровень рефлексии - системная рефлексия, позволяющая занять метапозицию по отношению к сложной ситуации, дающая возможность видеть себя с новой стороны, является ценным субъектным ресурсом для преобразования внутренних условий и внешних оснований спортивной деятельности, определяет успешность выхода из проблемных ситуаций.
Критическим процессом, при котором возможна смена позитивной системной рефлексии на интроспекцию или квазирефлексию, изменение субъектной позиции на объектную, является ситуация высокой значимости внешних атрибутов деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Горская Г.Б. Ранняя профессионализация как фактор компрессии времени жизни // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2008. - Том 10. -С. 109-116.
2. Гусейнов А.Ш. Новые тенденции развития психологии спорта: субъектно-бытийный подход / Матер. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации» (25-27 ноября 2016г., г. Краснодар) / редкол. С.М. Ахметов, Г.Д. Алексанянц, Г.Б. Горская, Г.А. Макарова.
- Краснодар: ФГБОУ ВО КГУФКСТ, 2016. - С. 62-71.
3. Гусейнов А.Ш. Личностные детерминанты саморегуляции спортсменов, склонных к протестной активности // Физическая культура, спорт - наука и практика.
- 2013. - № 4. - С. 74-78.
4. Знаков В.В. Психология человеческого бытия / В.В. Знаков, З.И. Рябикина. - М.: Смысл, 2017.
5. Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8. - № 40. - С. 3. 1т: Шр://рБуБ1^у.ги (дата обращения: 10. 12.2018].
6. Корякина Ю.М. Условия исполненной жизни: описание и измерение экзистенциальных мотиваций // На-цион. пс. журн. - 2015. - №4 (20). - С. 49-65.
7. Леонтьев Д.А. Рефлексивность как составляющая
личностного потенциала / Д.А. Леонтьев, А.Ж. Аверина // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. -С. 360-381.
8. Леонтьев Д.А. Рефлексия «хорошая и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т. 11. -№ 4. - С. 110-135.
9. Лэнгле А. Жизнь наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. - М.: Генезис, 2004.
10. Шаров А.С. Онтология рефлексии: природа, функции, механизмы // Рефлексивные процессы и управление. - 2005. - № 1. - Том 5. - С. 71-92.
11. Шиповская В.В. Флуктуации субъектности в контексте преодолевающей активности личности / В.В. Шиповская, Г.Ю. Фоменко // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв. ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлёв. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. - С. 1764-1771.
12. Шумский В.Б. Диагностика экзистенциальной ис-полненности: оригинальная русскоязычная версия теста экзистенциальных мотиваций / В.Б. Шумский, Е.Н. Осин, Е.М. Уколова, Я.Д. Лупандина // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2016. - Т. 13. -№ 4. - С. 763-788.
13. Day D., Schleicher D. Self-Monitoring / The Encyclopedia of Positive Psychology, 2009. Vol. 19. Р. 886-888.
Физическая культура и массовый спорт
VARIETY OF REFLEXIVE REGULATION OF SPORTS ACTIVITY
A. Guseynov, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,
B. Shipovskaya, Candidate of Psychological Sciences, Kuban State University, Krasnodar,
В. Lutsenko, Post-graduate student,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,
e-mail: [email protected].
The article deals with the problem of reflexivity that is little-studied in sports psychology. In scientific literature there is a divergence of views on the regulatory role of the varieties of reflection, differently determining the organization of sports activities. The results of the empirical research have been given. The negative and positive types of reflexive self-attitude - Kvasireflexia, introspection, systemic reflection have been analyzed, their regulatory contribution to the content and effectiveness of sports activity has been considered. The sample included Candidates Master of Sports and Masters of Sports between the ages of 19 and 30 (N=111). The test-toolkit consisted of «Differential reflexivity test», the athlete's mental reliability questionnaire and the existential motivation test.
It has been revealed that a certain type of reflection affects the quality of value-semantic regulation of sports activity. The simplified reflection (introspection and quasireflexion) prevents adequate understanding of the situations of sports activity in the course of the solution of professional problems, making it difficult for athletes to build productive intersubjective relationships, deprives the athlete of the possibility of personal growth and development. The importance of the acquiring and developing multidimensional systemic reflection is emphasized, allowing to achieve competence and coherence between the inner world and the external conditions of sports activity, in the framework of which professional self-realization of an athlete is exercised.
It has been proved that systemic reflection, which allows to take a metaposition in relation to problem situations and own activities to see yourself from the new side, is a valuable resource for an athlete's personality, a prerequisite for transformative subject activity. It is noted that the critical process, where a change of positive systemic reflection on introspection or quasi-reflexion is possible, is a situation of high significance of external attributes of sports activity.
Keywords: types of reflection, self-distancing, existential self-determination, self-organization, regulation of sports activity.
The work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project № 18-413-230020.
References:
1. Gorskaya G.B. Early Professionalization as a Factor of Life Time Compression. Aktual'nye voprosy fizicheskoj kul'tury i sporta [Actual Questions of Physical Culture and Sport], 2008, vol. 10. Krasnodar: publishing house "CHURCHST", pp. 109-116. (in Russian)
2. Huseynov A.Sh. New trends in the development of sports psychology: subjective-existential approach. Mater. Vser-ossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarod-nym uchastiem «Resursy konkurentosposobnosti sports-menov: teoriya ipraktika realizacii» (25-27 noyabrya2016g., g. Krasnodar) [Mater. All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation "Resources of Competitiveness of Athletes: Theory and Practice of Implementation" (25-27 November 2016., Krasnodar)]. Krasnodar: FGBOU VO KGUFKST, 2016, pp. 62-71. (in Russian)
3. Huseynov A.Sh. Personal Determinants of Self-Regulation of Athletes Prone to Protest Activity. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice], 2013, no 4, pp. 74-78. (in Russian)
4. Znakov V.V., Ryabikina Z.I. Psihologiya chelovecheskogo bytiya [Psychology of human existence]. Moscow: Meaning of 2017. (in Russian)
5. Kornilova T.V. The Uncertainty Principle in The Psychology of Choice and Risk. Psihologicheskie issledovaniya [Psychological Research], 2015, vol. 8, no 40, pp. 3. Available at: URL: http:// psystudy.ru (Accessed: 10 december 2018]. (in Russian)
6. Koryakina Yu.M. Conditions of Fulfilled Life: Description and Measurement of Existential Motivations. Nacion. ps. zhurn. [Nazion. Fp. Journal], 2015, no 4 (20), pp. 49-65. (in Russian)
7. Leontiev D.A., Averina A.Zh. Refleksivnost kak sostavlyay-ushchaya lichnostnogo potenciala / Lichnostnyj potencial: struktura i diagnostika [Reflexivity as a component of personal potential / Personal potential: structure and diagnostics]. Moscow: Sense, 2011, pp. 360-381. (in Russian)
8. Leontiev D.A., Osin E.N. Reflection "good and "bad": from explanatory model to differential diagnosis. Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ehkonomiki [Psychology. Journal of Higher School of Economics], 2014, vol. 11, no 4, pp. 110135. (in Russian)
9. Langle A. ZHizn' napolnennaya smyslom. Prikladnaya logoterapiya [Life filled with meaning. Applied logothera-py]. Moscow: Genesis, 2004. (in Russian)
10. Sharov A.S. Ontology of Reflection: Nature, Functions, Mechanisms. Refleksivnye processy i upravlenie [Reflexive Processes and Management], 2005, no 1, vol. 5. pp. 71-92. (in Russian)
11. Shipovskaya V.V., Fomenko G.Yu. Fluctuations of subjectivity in the context of overcoming the activity of personality. Psihologiya cheloveka kak sub"ekta poznaniya, obshcheniya i deyatel'nosti [Psychology of man as a subject of knowledge, communication and activity]. Moscow: Publishing house "Institute of psychology RAS", 2018, pp. 1764-1771. (in Russian)
12. Shumsky V.B., Osin E.N., Ukolova E.M., Lupandina Ya.D. Diagnosis of existential fulfillment: the original Russian version of the test of existential motivations. Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ehkonomiki [Psychology. Journal of Higher school of Economics], 2016, vol. 13, no 4, pp. 763788. (in Russian)
13. Day D., Schleicher D. Self-Monitoring. The Encyclopedia of Positive Psychology, 2009, vol. 19, pp. 886-888.
Поступила / Received 27.02.2019 Принята в печать / Accepted 27.05.2019