УДК 728
ШТИН О. В.
ДЕКТЕРЕВ С. А.
Конструктивизм в архитектуре жилища Нижнего Тагила
Статья посвящена исследованию архитектуры жилых зданий, построенных в Нижнем Тагиле в 1920-1930-е годы в стиле конструктивизма. Рассмотрены социально-политические и экономические предпосылки и условия использования этого стиля в жилищном строительстве. Показаны особенности конструктивно-планировочных, архитектурно-художественных и композиционных приемов решения жилища в авангардном стиле и постконструктивизме.
Ключевые слова: конструктивизм, жилые дома, планировка, архитектурно-композиционные приемы.
Штин
Ольга
Владимировна
аспирант УралГАХА e-mail: olgashtin@mail.ru
Дектерев
Сергей
Александрович
кандидат архитектуры, профессор УралГАХА
e-mail:
sergeydegterev@mail.ru
SHTIN O. V.
DEKTEREV S. A.
CONSTRUCTIVISM IN ARCHITECTURE HOME OF NIZHNY TAGIL
Article is devoted to the architecture of residential buildings built in 1920-1930 in the style of constructivism in Nizhny Tagil. Considered the socio-political and economic prerequisites and conditions for the use of this style in housing construction. Showing features of design and planning, architectural and artistic and compositional techniques address dwelling in an avant-garde style andpostkonstruktivizme.
Keywords: constructivism, housing, city planning, architectural and compositional techniques.
Архитектура конструктивизма оставила заметный след в облике города Нижнего Тагила. Здесь имеется много гражданских и промышленных зданий, построенных в этом стиле. Однако это историко-культурное наследие, ценность которого не вызывает сомнений, до сих пор не исследовано в должной мере. В данной статье рассматривается проявление авангардного стиля и его последующей трансформации в архитектуре жилых зданий Нижнего Тагила.
Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1928-1932 гг.) ставил первостепенной задачей ускорение темпов развития тяжелой индустрии, которая в кратчайшие сроки должна была усилить экономическую мощь и обороноспособность страны. В Нижнем Тагиле начался процесс бурного промышленного строительства, который потребовал большого количества новых рабочих рук, вызвал приток в город и на новостройки населения из малых городов и сельской местности. Это, в свою очередь, обострило жилищную проблему, так как темпы жилищного строительства, особенно в первые годы индустриализации, отставали от темпов промышленного строительства и роста городского населения. Слабое развитие строительной индустрии, большой недостаток строительных материалов (цемента,
кирпича и металла), которые шли, прежде всего, на строительство промышленных объектов, привели к массовому жилищному строительству в районах новостроек бараков из дешевых местных строительных материалов.
По мере снижения остроты жилищной проблемы в промышленных городах страны, по заданию Госплана СССР началась разработка экономичных жилых домов из местных строительных материалов. Работа велась под руководством архитектора М. Я. Гинзбурга (1892-1946), много сделавшего для разработки теоретических основ конструктивизма в период формирования этого творческого направления. Эти дома, по мысли М. Я. Гинзбурга, не только должны были по своей экономичности не уступать баракам, которые они были призваны заменить, но и решать, наряду с чисто утилитарными задачами обеспечения людей жильем, социальные проблемы повышения качества условий проживания и организации системы коммунально-бытового обслуживания населения [1].
Конструктивизм как авангардный архитектурный стиль пришел на Урал в 1930-1940-е гг., на десятилетие позднее своего возникновения. Следует отметить, что в столицах России уже в начале 1930-х гг. под влиянием изменения политической ситуации в стране, а следовательно,
© Штин О. В., Дектерев С. А., 2013
59
и в искусстве, конструктивизм оказался в опале. Новаторские и авангардные течения сначала подверглись резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом как буржуазные. Как отмечает историк советской архитектуры С. О. Хан-Магомедов, на смену строгому и революционному аскетизму в архитектуре пришли пышные формы тоталитарного барокко и сталинского неоклассицизма. В стране в эти годы началась борьба с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», с «леонидовщиной», а дворцы во вкусе Людовика XIV стали считаться вполне пролетарскими [2]. В 1932-1936 гг. в архитектуре появляется «переходный стиль» от авангардизма к сталинскому ампиру (или неоклассике) — постконструктивизм.
Оставив в стороне идеологические аспекты развития советской архитектуры, следует подчеркнуть, что конструктивизм в те годы был блестящим ответом зодчих на тяжелую социально-экономическую ситуацию, которая сложилась в стране после гражданской войны. Конструктивизм, называемый иногда пролетарским архитектурным стилем, благодаря относительной простоте конструктивного решения зданий и отсутствию многодельных декоративных деталей, позволял использовать для их возведения дешевые местные строительные материалы, привлекать к строительству рабочих, не имеющих высокой квалификации, сокращать сроки и стоимость строительства. В Нижнем Тагиле имеются прекрасные образцы этого стиля.
В середине 1930-х гг. М. Я. Гинзбург (соавторы Л. С. Славина и И.И. Вильям) во главе коллектива архитекторов проектирует экспериментальный жилой комплекс района Красный Камень в Нижнем Тагиле, рассчитанный на 24 тыс. жителей (Иллюстрация 1). В проекте серьезное внимание уделено социальным вопросам жилища, что нашло отражение в детально разработанной сети учреждений общественного обслуживания. Идеи архитекторов-конструктивистов в области жилищного строительства исходили из необходимости обобществления быта, что должно было восполнить сокращенные площади квартир и особенно квартир с покомнатным семейным заселением. Для этого в жилом комплексе предусматривалось строительство общественных бань, кухонь-столовых, клубов, детских садов, школ и т. д. Вместе с тем идею полного обобществления быта, которую отстаивал один из активных
деятелей конструктивизма Н. Кузьмин, М. Я. Гинзбург оценивал весьма критически [2].
В проекте района Красный Камень уделено много внимания архитектурно-композиционному решению всего ансамбля. М. Я. Гинзбург показал возможности различных типов жилых домов для создания выразительной объемно-пространственной композиции. Многие из предложенных в проекте композиционных приемов, таких как замкнутые прямоугольные и шестигранные дворы, курдонеры, трапециевидная композиция планировки, полукруглая конфигурация дома, застройка перекрестка по окружности и т. д., были в те и последующие годы широко использованы многими архитекторами. Не потерял своего значения и в наши дни прием объемно-композиционного решения общественного центра комплекса, где одну из сторон центра предлагалось застроить ритмически поставленными шестью башенными жилыми домами для создания выразительной композиции центра жилого комплекса. К большому сожалению, этот новаторский проект М. Я. Гинзбурга осуществлен лишь частично. Впоследствии проект переработан другими авторами, и в реализованном варианте с трудом можно обнаружить лишь отдельные фрагменты первоначального архитектурного замысла.
Известно, что в условиях хронического недостатка качественных и долговечных строительных материалов при возведении жилых домов в те годы использовали строгий режим экономии. При этом возникал диссонанс: большие площади квартир, обеспечивающих комфортные условия проживания, сочетались с применением дешевых строительных материалов. Так, перекрытия в большинстве домов деревянные. Над-подвальные перекрытия выполнены из железобетона для увеличения долговечности и устойчивости конструкций. Наружные и внутренние капитальные стены сделаны из кирпича, а перегородки — дощатые.
Горкомхоз Нижнего Тагила в 1934 г. определил правила, по которым следовало строить жилье. «В основу проектирования тех или иных конструкций и материалов по сооружению кварталов необходимо принять следующие установки:
• всемерное использование местных материалов и отходов;
• применение новейших материалов, проверенных на практике, с хорошей аттестацией;
• материалы должны обладать наименьшим коэффициентом тепло-
проводности, большой огнестойкостью, транспортабельностью и механической прочностью;
• материалы и конструкции должны требовать наименьшее количество квалифицированной рабочей силы;
• принятые конструкции и материалы должны отвечать современным требованиям архитектурно-художественного оформления зданий и сооружений»[3].
Появление нового жилья обусловливалось двумя факторами: менялись требования человека к своему жилищу и совершенствовались строительные технологии. В домах конструктивистского стиля были просторные комнаты от 8 до 26 м2, высокие потолки 3,0-3,3 м. На каждом этаже секции находилось по две квартиры с числом комнат от 2 до 4. В квартирах имелись раздельные санузлы, ванная комната освещалась естественным светом. Во многих квартирах были балконы или лоджии. Стены и потолки имели простейшую отделку — штукатурку с побелкой. Из-за нехватки жилья такие квартиры были большой роскошью и предоставлялись обычно специалистам и руководителям, приглашенным для строительства.
В жилом районе Красный Камень на ул. Жуковского по проектам мастерской М. Я. Гинзбурга в середине 1930-х гг. были построены два жилых дома, авторами которых являются архитекторы Н. Гриневич и Э. Розенбаум (Иллюстрации 2, 3). Дома под № 8 и № 20 являются первыми пятиэтажными жилыми домами в Нижнем Тагиле и памятниками архитектуры федерального значения первой половины XX в.
Четырехсекционные жилые дома имеют идентичное планировочное решение. В каждой жилой секции находятся две квартиры: в торцевых — двух- и трехкомнатная, в рядовых обе квартиры трехкомнатные. Дома поставлены торцами к ул. Жуковского и ориентированы продольной осью диагонально к северу, обеспечивая сквозным проветриванием и достаточной инсоляцией жилые комнаты всех квартир. Лестничные клетки имеют сквозной проход на территорию двора.
Говоря о внешнем архитектурном облике жилых зданий в стиле конструктивизма, следует отметить, что идеологи этого архитектурного течения считали главной задачей создание материальной среды для человека, использование новой техники при создании простых, рациональных форм, це-
лесообразных конструкций на основе функционального метода. Принципиальное неприятие форм прошлого привело к поиску нового архитектурного языка «без прикрас», культу инженерных и архитектурных конструкций, лишенных декора. Отсюда, в интересах индустриализации строительства жилые дома в конструктивистском стиле проектировались в виде простых, прямоугольных в плане блоков, вызывая порой несправедливую критику со стороны населения и в среде архитекторов, сторонников других стилевых направлений.
Внешний архитектурный облик домов по ул. Жуковского, 8 и 20, решен в стиле позднего конструктивизма, ставшего переходным этапом от авангардизма к неоклассике, для которого характерно наличие элементов декора. Так, в первом доме на восточном фасаде сделаны два ризалита с выступающими из плоскости ограждения лестницами, между которыми с первого по четвертый этаж устроены двухквартирные лоджии с тремя круглыми колоннами с капителями. На уровне верха четвертого этажа по всему периметру дома сделан промежуточный карниз. В нишах западного фасада с первого по третий этажи сделаны три сдвоенных балкона с опиранием на три круглые колонны. В торцевых квартирах устроены небольшие лоджии. Цоколь здания и входы с обоих фасадов отделаны рустованным камнем. Крыша вальмовая с карнизами на кронштейнах, кровля шиферная.
В жилом доме по ул. Жуковского, 20, общее композиционно-пластическое решение фасадов аналогично рассмотренному дому № 8 по той же улице. Отличия имеются лишь в некоторых деталях. Три группы сдвоенных балконов устроены до третьего этажа на восточном фасаде дома. На западном фасаде между выступающими объемами лестниц над первым этажом сделаны козырьки, на четвертом этаже устроены три пары раздельных балконов. Промежуточный и венчающий карнизы выполнены с большей детализацией,
Иллюстрация 1. Проект эспериментального жилого комплекса Красный Камень в Нижнем Тагиле. 1930-е гг. Арх.: М. Гинзбург, Л. Славина, И. Вильям (НФ ГАСО. Ф96. Оп.1.
Д. 93. Л.101: Эскизный проект застройки района Красный Камень и пояснительная записка к нему. 1935 г.)
чем в первом доме. Венчающий карниз сделан с использованием сухариков, придающих ему пластическую выразительность. Балконы опираются на круглые колонны, которые завершаются дорическими капителями.
Один из районов Нижнего Тагила, Дзержинский, отличается от других благодаря наличию большого числа зданий в стиле коструктивиз-ма. Жилые дома и общественные здания — школа, больница, клуб инженерно-технических работников, баня, формирующие застройку
территории в границах улиц Орджоникидзе, Ильича, Чайковского и пр. Вагоностроителей, представляют собой своеобразную выставку образцов архитектуры авангардного стиля 1930-х гг. Все здания отличаются индивидуальностью фасадных решений, простотой внешних форм и выразительной лаконичностью.
Дзержинский район, называемый еще Вагонкой, по профилю деятельности градообразующего предприятия расположен в восточной части Нижнего Тагила, в восьми километрах от центра города. Большая по-
ф-
г-ч -!р ■ЙҐ і С -Р Ьн|м р> і Г і 5 гга ь-Г в 1 БТТГ ] £ £ І Ні
_ „і 1
ш (Щ И 1 О О ' о рч-н-г-ч Т2Г
Иллюстрация 2. Жилой дом, г. Нижний Тагил. Ул. Жуковского, 8. 1930-е гг.: а — общий вид; б — фрагмент; в — план 1-го этажа. Фото О. В. Штин
в
лоса промышленной зоны отделяет его от границы центрального района, связь с которым осуществляется трамвайным сообщением и посредством автодорог.
Вагонка возникла как жилой район ударной стройки первой пятилетки. Летом 1931 г. в уральской тайге появилась бригада строителей, которая взялась за расчистку территории. Вырубая тайгу, они срочно строили барачные поселки, в которые прибывали тысячи спецпереселенцев из Краснодарского и Ставропольского краев, Украины и Беларуси. В 1933 г. в районе было построено 16 брусковых домов и 106 бараков из различных конструкций и материалов — каркасные, фанерные, стандартные и даже дерновые.
Проект градостроительного решения жилого района был разработан московским институтом «Горстройпроект», в архитектурном облике которого отразились романтические мечты «строителей коммунизма». Заводу-гиганту, олицетворяющему индустриальный облик советского государства, должен был соответствовать столь же масштабный город нового типа — социалистический, или, как тогда называли, «соцгород».
Что такое «соцгород» и каким представляли его создатели Вагонки?
Проект был разработан институтом «Горстройпроект», популярное описание его мы находим в статье инженера М. Михайлова: «В будущем городе (т. е. “соцгороде” УВЗ) будет жить 80 тыс. населения. Основой, на которой зиждется вся жизнь города, является принцип социалистической организации труда и быта всего коллектива.
Первичной единицей соцгорода явится жилой дом. Группа жилых домов составит комплекс, в системе которого организуются ясли, детсад, столовая, клуб и т.д. Комплекс охватит до 900 чел. Группа комплексов составит жилой квартал. Основным показателем, определяющим квартал, является школа, которая охватит до 960 учащихся. Продовольственное снабжение будет сконцентрировано в кварталах, там же гаражи, прачечные. Группа жилых кварталов объединяется в район. В районе создается большой центр культурно-просветительской работы. Административные управления — почты, телеграф, аптеки, бани, диспансеры — будут созданы в каждом районе»[4].
В декабре 1933 г. началось возведение капитальных каменных зданий. В кварталах между ул. Ильича и пр. Вагоностроителей (Сталина) до войны удалось возвести 14 капитальных трех- и пятиэтажных домов,
детские ясли, детский сад и две школы. И сегодня можно любоваться этими старыми красивыми зданиями, построенными в стиле русского авангарда, которые в те годы являлись прообразом новой жизни, возвышаясь среди безбрежного моря бараков и брусковых домов.
Одной из самых интересных довоенных построек Вагонки на ул. Ильича, 2, стал Дом инженерно-технических работников, именовавшийся также «Домом дирекции», ныне — памятник архитектуры регионального значения (Иллюстрация 4). Он построен в 1935 г. по приказу наркома промышленности СССР С. Орджоникидзе для закрепления инженерных кадров на Уралвагонзаводе и являлся одним из последних в городе памятников переходного периода от конструктивизма к неоклассике.
Объемно-пространственная асимметричная композиция жилого дома формируется из двух разноэтажных объемов: четырехэтажного, с повышенной угловой частью, расположенного вдоль ул. Ильича, и пятиэтажного корпуса, перпендикулярно примыкающего к первому. Наличие возвышающегося углового объема с вынесенным на консолях балконом придает выразительность силуэту жилого дома. Плоскость углового объема, обращенного в сторону улицы, прорезают два высоких арочных проема, пересеченных глухими ограждениями лоджий, опертых в центральной части на сдвоенные колонны со стилизованными капителями. Главный вход в здание фланкируют два больших пилона, которые должны быть увенчаны, по авторскому замыслу, атлетическими фигурами рабочих. В окончательном виде авторы декоративной отделки дома, семья московских художников Донских, заменили фигуры двумя большими шарами, которые не сохранились до наших дней.
Жилой дом имеет секционную планировку с двумя квартирами на этаже в каждой секции. В блоке, обращенном в сторону ул. Орджоникидзе, просторные комнаты квартир позволяли селить в них несколько
16
I
142 а ,0 Г|)
# *
Иллюстрация 3. Жилой дом, г. Нижний Тагил. Ул. Жуковского, 20. 1930-е гг.: а — общий вид; б — схема расположения; в —план 1 -го этажа. Фото О. В. Штин
б
в
Ун & >
семей — две или три, в зависимости от числа комнат. На первом этаже этого блока в средней части располагался магазин. Элитная часть дома, выходящая на ул. Ильича, где проживали руководители Уралвагонзавода, подселениям не подвергалась. Конструктивное решение, строительные материалы и наружная отделка этого дома аналогичны домам, рассмотренным выше.
Далее по ул. Ильича находятся дома под номерами 4, 6 и 8 (Иллюстрация 5), которые построены в стиле конструктивизма без особой оригинальности по типовому проекту специально для ударников Стахановского движения. Их так и называют — «стахановские» дома. Они являются памятниками архитектуры регионального значения.
Простые трехэтажные призматические объемы зданий, имеющие Г-образную форму плана, поставлены в характерном для градостроительного решения застройки в стиле конструктивизма ракурсе, торцом к ул. Ильича, показывая новые принципы организации городского пространства. Дома ориентированы продольной осью меридионально, что обеспечивает квартирам, обращенным на две стороны, хорошую инсоляцию. Квартиры в рядовых секциях домов двухкомнатные, в торцах — четырехкомнатные.
Внешние архитектурные формы домов просты, но не кажутся скучными. Со стороны улицы выразительность домам придают небольшие угловые объемы с длинными угловыми балконами и четырьмя вертикалями оконных проемов. Следует отметить применение интересного решения — дома расположены в ряд друг от друга на таком расстоянии, что с любой точки обзора всегда видны не только их торцы, но и бо-
Иллюстрация 4. Жилой дом, г. Нижний Тагил. Ул. Ильича, 2. 1935 г.: а — схема расположения; б — общий вид; в — план 1-го этажа. Фото О. В. Штин
Иллюстрация 5. Жилой дом, г. Нижний Тагил. Ул. Ильича, 4-8. 1935 г.: а —общий вид; б — вид застройки; в — план 1-го этажа. Фото О. В. Штин
V
"Л!Ц
Иллюстрация 6. Жилой дом, г. Нижний Тагил. Ул. Ильича, 14. 1930-е гг.: а — общий вид; б — схема расположения; в — план 1-го этажа. Фото О. В. Штин
ковые фасады. Пластику боковым фасадам придают ритм сдвоенных балконов с глухими ограждениями, вертикали окон лестничных клеток и козырьки входов. Дом завершает чердак с односкатной шиферной крышей.
Новые дома на Вагонке были престижными, в них селили заслуженных людей Уралвагонзавода. Так, в доме на ул. Ильича, 14 (Иллюстрация 6)
*/; ^. И/"“<ЧЯ
] ^Чг
проживал один из первых стахановцев завода Е. И. Ванин. Среди жильцов был Н. А. Кучеренко — главный инженер УВЗ в 1949-1952 гг., лауреат трех Сталинских премий за создание танков Т-34 и Т-54.
Четырехэтажный протяженный дом решен трехчастно. Центральная часть здания выдвинута в сторону улицы по отношению к асимметричным крайним двух- и односекцион-
ным блокам, смещенным в сторону двора. Все части дома имеют различия в решении деталей декоративного убранства фасадов. В правом блоке на фасаде ярким акцентом является обрамление лестницы. На фасаде левого блока акцент делается на горизонталях балконов. При этом единая линия карниза, горизонтальные декоративные тяги и рустованная поверхность стены первого этажа проходят через фасад всего дома, придавая целостность архитектурному облику. Все квартиры в доме имеют три жилых комнаты, раздельные санузлы, освещаемые естественным светом ванные комнаты.
Жилой четырехсекционный че-тырех-пятиэтажный кирпичный дом построен в 1940 г. по типовому проекту для инженерно-технических работников УВЗ (Иллюстрация 7). Дом расположен в глубине квартала и обращен к пр. Дзержинского продольным фасадом. Три секции дома — четырехэтажные, одна, сдвинутая на два метра, имеет пять этажей. Архитектура дома решена в стилевых формах конструктивизма (внутренняя планировка) и постконструктивизма. Архитекторы постконструктивизма (1932-1936), как отмечает С. О. Хан-Магомедов, ставили задачей преодоление «излишнего аскетизма» архитектуры авангарда и умеренное «обогащение» внешнего облика зданий посредством профилированных карнизов, оконных обрамлений и других декоративных приемов [5]. Фасадное решение дома объединяют горизонтальные профилированные тяги, рустованные стены первых трех этажей, оформление балконов и лестничных клеток, оштукатуренный «под шубу» высокий цокольный этаж. Плиты балконов пятиэтажной секции опираются на мощные крон-
Иллюстрация 7. Жилой дом, г. Нижний Тагил. Ул. Дзержинского, 34. 1940 г.: а — общий вид; б — схема расположения; в — план 1-го этажа. Фото О. В. Штин
штейны, а сдвоенные балконы четырехэтажной части дома опираются на короткие брусковые кронштейны. Ось лестничных клеток украшают козырьки над входами, треугольной формы фронтоны и медальоны. Завершает дом крыша с карнизами большого выноса, украшенного медальонами (в пятиэтажной секции).
Жилой дом по пр. Вагоностроителей, 13 (Иллюстрация 8) представляет собой большой восьмисекционный четырехэтажный объем призматической формы. Фасады его, как по пр. Вагоностроителей, так и по ул. Бажова, имеют весьма выразительную асимметричную композицию, решаемую выносом в их сторону встроенно-пристроенных общественных помещений первого этажа. Угол дома, как это уже было в «Доме дирекции», украшают большие угловые балконы 3-5-го этажей, опирающиеся на стены и круглые колонны. Глухие ограждения балконов декорированы лепниной. Стены первого этажа отделаны широким рустом. Четвертый этаж отделен большим карнизом от высокого чердачного этажа. Жилые секции — двухквартирные, как это мы видим во всех рассмотренных домах стиля конструктивизма. Квартиры имеют две, три и четыре жилых комнаты. Стандартно решаются подсобные помещения — кухни очень маленькие по площади, ванные имеют естественное освещение.
Красивый дом, не включенный в перечень охраняемых объектов архитектурного наследия, был подвержен «творческим» переделкам со стороны жильцов дома и арендаторов встроенных общественных помещений (решение входных групп, остекление балконов и пр.), что исказило его первоначальный внешний облик. Этот пример свидетельствует
о необходимости проведения реконструктивных мероприятий в архитектуре под контролем надзорных органов.
Заключение
Конструктивизм в архитектуре России был ответом на острые проблемы, возникшие под влиянием глубоких перемен в социально-политической и экономической жизни страны. Он оставил яркий
Иллюстрация 8. Жилой дом, г. Нижний Тагил. Пр. Вагоностроителей, 13. 1930-е гг.: а — общий вид; б — схема расположения; в — план 1-го этажа. Фото О. В. Штин
след в архитектурном облике многих, в том числе уральских городов. В 1920-1930-е гг. в Нижнем Тагиле и особенно в Свердловске построено множество комплексов и зданий в конструктивистском стиле. На сегодня значительная часть их безвозвратно утеряна, ибо строились они из дешевых, часто некачественных материалов, а строительные технологии были несовершенны. Поэтому сохранившиеся здания этого стиля нуждаются в особой заботе. Следует всегда помнить, что авангардный стиль — первое и единственное архитектурное течение, пришедшее на Запад из России, где он на многие годы стал самым востребованным стилем. В XXI в. конструктивизм вновь возвращается в мировую архитектуру.
Список использованной литературы
1 Гинзбург М. Я. Жилище. Опыт пятилетней работы над проблемой жилища. М., 1934.
2 Хан-Магомедов С. О. Моисей Гинзбург. М., 2007.
3 Нижний Тагил. Свердловск, 1977.
4 Михайловский М. 1931-1941. Мечта о «социалистическом городе» // Газета «Уралвагонстрой». 1932. Март.
5 Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1 : Проблемы формообразования. Мастера и течения. М., 1996.
6 Штин О. В., Дектерев С. А. Конструктивизм в архитектуре общественных зданий Нижнего Тагила // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. №2. С. 61.
7 Звагельская В. Е. Стилистика советской неоклассики в архитектуре городов Свердловской области послевоенного периода//Акаде-мический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 3. С. 31 (часть 1).
8 Звагельская В. Е. Стилистика советской неоклассики в архитектуре городов Свердловской области послевоенного периода//Акаде-мический вестник УралНИИ-проект РААСН. 2012. № 4. С. 31 (часть 2).