УДК 725.01
ГАЛИАКБАРОВА Е. Р СТАРИКОВ А. А.
Архитектура неоклассицизма в городе Нижний Тагил
Исследование посвящено изучению архитектурного наследия неоклассицизма — важнейшей составляющей культурной сокровищницы России. В статье приведены исторические предпосылки формирования стиля, представлены отдельные образцы зданий неоклассицизма, которые являются существенной составляющей образа города. В ходе работы проведено натурное обследование объектов, выполнены графические реконструкции фасадов и сделана фотофиксация.
Ключевые слова: архитектура, архитектура неоклассицизма, архитектура г. Нижнего Тагила, Генеральный план г. Нижнего Тагила.
Галиакбарова
Екатерина
Ринатовна
ведущий специалист отдела архитектуры и градостроительства администрации Верхне-салдинского городского округа, аспирант УралГАХА
e-mail: archsalda@gmail.com
Стариков
Александр
Александрович
советник ректората УралГАХА,
Почетный академик Российской академии художеств, профессор, член-корреспондент РААСН, Заслуженный архитектор России
e-mail: press@usaaa.ru
GALIAKBAROVA E. R.
STARIKOV A. A.
THE ARCHITECTURE OF NEO-CLASSICISM IN NIZHNY TAGIL
Research is devoted to studying of architectural heritage of neoclassicism — the most important making culture of Russia. Historical preconditions of formation of style are provided in article. The author presented separate samples of buildings of neoclassicism which are an essential component of an image of the city. During work on-site examination of objects is conducted, graphic reconstruction of facades are executed and photofixing is made.
Keywords: architecture, architecture neoclassical, architecture of Nizhny Tagil, general plan of Nizhny Tagil.
В настоящее время особенно актуальны вопросы преемственного развития архитектурной среды, такие как выявление роли и места памятников в сохранении и развитии своеобразия облика городов России, учет региональных условий и анализ стилистических особенностей.
Целью глубокого изучения и освоения всех его составляющих является динамичное и преемственное развитие современной архитектурной среды, сохранение ее самобытности, обогащение языка, повышение качества.
Одним из ярких, противоречивых и только-только уходящих в прошлое, а потому недостаточно всесторонне и критически осмысленных периодов является архитектура советской России XX в. Наибольшее внимание привлекает архитектурный стиль, получивший название «социалистический» или «советский» неоклассицизм.
Архитектурное наследие провинции, гораздо менее изученное, нежели столичное, имеет большую значимость в культурной жизни малых городов, составляет их собственную историю и облик. Исследование эволюции неоклассицизма как региональной ветви архитектуры способствует пониманию процессов развития отечественного зодчества и перспектив его совершенствования.
При изучении истоков и первопричин возникновения архитектуры неоклассицизма
в г. Нижнем Тагиле необходимо обратиться к истории застройки города в 1930-х гг. Данный период в значительной степени определил развитие архитектуры, наметив использование городских территорий, основную сеть инженерных коммуникаций и градостроительные решения по планировке города (Иллюстрация 1).
«По плану грандиозных работ, намеченных XVI съездом партии, в Нижнем Тагиле предусматривалось строительство крупнейшего металлургического предприятия, коксохимического и огнеупорного заводов, а также гигантского вагоностроительного производства. Именного тогда на карту новостроек Урала и лег Нижний Тагил» [1, 62].
В разработке решений по планировке селитебных и промышленных территорий города приняли участие организации из разных городов страны. «Так, Ново-Тагильский металлургический завод проектировался Гипромезом в Ленинграде, Уралвагонзавод — в Москве, коксохимический завод — в Харькове, реконструкция рудников — в Ленинграде. Планировка селитебных территорий создавалась в ленинградских и московских проектных организациях» [2, 75].
В ходе проектирования планировочных единиц возникли противоречия между отдельными ведомствами, ведущими освоение территории города при отсутствии единого плана ее исполь-
© Галиакбарова Е. Р., Стариков А. А., 2013
69
Иллюстрация 1. План г. Нижний Тагил середины XIX в. [5, 11]
Иллюстрация 2. Генеральный план г. Нижний Тагил. Горстройпроект. 1948 г. [5, 19]
зования. Актуальным являлся вопрос разработки единой градостроительной концепции. «Работы по районной планировке были закончены в 1933 г., а схема Генерального плана города утверждена Правительством в 1936 г.» [2, 75].
К этому времени основные принципы размещения селитебных территорий определялись существующими промышленными площадками и рядом временных поселков. Решающую роль в формировании центральной части города сыграл сложившийся городской центр старого демидовского поселка и местоположение источника водоснабжения на реке Выя.
В схеме Генерального плана предусматривалось развитие нового строительства как в старой части города (Центральный район, Выйский район и Гальянка), так и в новом Дзержинском районе, примыкающем к Уралвагонзаводу. Согласно проекту, новая застройка, узкой полосой огибающая промышленные площадки с юга, должна со временем соединить район Уралвагонзавода с центральной частью города. Такое расположение селитебных районов диктовалось, с одной стороны, стремлением приблизить их к источнику водоснабжения, а с другой стороны — направлением господствующих ветров.
В Генеральном плане 1936 г. запроектированы микрорайоны со всеми видами культурно-бытового обслуживания населения, предусмотрено озеленение города и устройство санитарно-защитных зон.
С точки зрения архитектурностроительного развития в Нижнем Тагиле можно выделить три периода: первый — с 1930 по 1941 г., второй — период военного времени — 1941-1945 гг., третий — послевоенный период.
Первый период характерен освоением новых селитебных территорий,
Иллюстрация 3. Проект детальной планировки центрального района г. Нижний Тагил. Горстройпроект. 1949 г. [6]
строительством инженерных сооружений. В этот период большую долю в строительстве составляет временный жилой фонд.
В 1941 г. Нижний Тагил, как и вся страна, направил все свои силы для победы над врагом. Тагильские предприятия снабжали фронт совершенными видами вооружения. Для размещения рабочих, в том числе эвакуированных с других территорий, в городе было построено большое количество жилых зданий облегченного типа. В результате на 1 января 1946 г. основу жилого фонда составляли некапитальные здания с низким уровнем благоустройства.
С 1946 г. развитие Нижнего Тагила характеризуется новым большим подъемом строительства, которое ведется в основном за счет капитальных благоустроенных домов.
В 1946 г. Горстройпроект приступил к составлению нового Генерального плана застройки города на 10 лет; в 1948 г. новый план был утвержден Правительством РСФСР (Иллюстрация 2).
Основанием для разработки Генерального плана стала необходимость объединения разрозненного строительства производственно-селитебных зон города. Недостатком данного проекта является определяющее значение развития промышленности по отношению к социальным проблемам жителей города. Идеи и концепции развития города по Генеральному плану 1948 г. отражают основу возникновения градостроительного подхода, развитие промышленного и гражданского строительства, в том числе доминантных объектов архитектуры неоклассицизма (Иллюстрация 3).
Кроме общеполитических и социально-экономических причин, связанных с существовавшей государственной системой, развитие архитектуры Нижнего Тагила обусловлено и местными условиями: формирование города как крупной промышленной базы стратегического значения в довоенный период, характеризовавшийся переходом от конструктивизма к неоклассицизму (вначале — формирование, а затем — утверждение стиля), резкое увеличение промышленного потенциала города в период войны за счет эвакуированных с прифронтовых территорий заводов, когда художественно-эстетические вопросы архитектуры ушли на второй план; дальнейшее развитие Нижнего Тагила как центра оборонной и металлургической промышленности в послевоенные годы ознаменовалось расцветом неоклассицизма.
Иллюстрация 4. Дом дирекции Уралвагонзавода. Ул. Ильича, 2. 1935 г. Архитектор не известен
Характерными признаками творчества оригинального и яркого периода неоклассицизма являются деталировка, декор и символика. Декоративные приемы, господствующие в 1930-1950-е гг., нашли отражение в архитектуре гражданских и промышленных зданий Нижнего Тагила. Наиболее распространено выявление пространства колоннадами, пилястрами, аттиками, цоколями, рустованными поверхностями, карнизами. Миф о «процветании» должны были передавать пышные архитектурные формы: коринфские и композитные капители, барельефы с изображением снопов пшеницы, лавровые венки.
В России в становлении неоклассицизма важную роль сыграли социально-психологические и художественноэстетические предпосылки. Данное проявление отразилось в неприятии широкими слоями населения идеалов аскетичного конструктивизма, геометрические формы которых были малопонятны. Конструктивизм, получивший развитие в 1920-1930-х гг., стал закономерным этапом становления неоклассицизма, выступая в контрасте с устоявшимися принципами архитектурного проектирования.
Переходный период 1930-х гг., именуемый позднее постконструктивизмом, представлен в Нижнем Тагиле зданием Дома дирекции Уралвагонзавода (1935 г., Иллюстрация 4). Своеобразные композиционные приемы компоновки здания, насыщенное декорирование фасадов арочными элементами, фактурами, лепными акантовыми листьями и розетками, несвойственные аскетичному и строгому конструктивизму, демонстрируют наступление нового этапа в развитии идеалистической архитектуры [7, 44-48].
В Нижнем Тагиле в изучаемый период создано большое количество архитектурных и градостроительных комплексов и сооружений, которые, наряду с постройками периода классицизма и конструктивизма, сформировали облик города, его центральной части, центров многих администра-
Иллюстрация 6. Дворец культуры Нижнетагильского металлургического комбината. 1952 г. Арх. В. Емельянов
Иллюстрация 5. Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка. 1955 г. Арх. А. В. Тарасенко
тивных районов и входят в ряд наиболее ярких в художественном отношении объектов-доминант.
В области архитектуры в это время были созданы произведения, которые по своему глубокому идейному содержанию, социально-политическому смыслу, а также новизне и богатству форм открыли новый, своеобразный этап в мировом зодчестве.
К наиболее значимым сооружениям этого периода относятся такие здания, как городской драматический театр имени Д. Н. Мамина-Си-биряка (1955 г.), Дворец культуры Нижнетагильского металлургического комбината (1952 г.), гостиница «Металлург» (1950 г.), жилой дом по пр. Ленина, 23/ ул. Красноармейская, 40 (1950-е гг.).
В зданиях общественного назначения и целых архитектурных комплексах, сформировавших городскую среду, «сталинский ампир» проявился как высшая стадия развития классицизма.
Торжественная, преувеличенная монументальность здания драматического театра (Иллюстрация 5), построенного в 1955 г. по проекту архитектора А. В. Тарасенко, мощный восьмиколонный дорический портик, подпирающий широкий и тяжеловесный фронтон, изобилующий пышным декором, зримо воплощают стиль сталинской эпохи.
На фронтоне театра установлены фигуры, олицетворяющие Труд, Науку и Искусство, выполненные в мастерской знаменитого советского скульптора, лауреата Сталинской премии, академика Е. Вучетича. Нужно отметить, что здесь синтез архитектуры и скульптуры не сложился: фигуры, запроектированные архитектором, увеличивают массу и без того слишком громоздкого фронтона. Вертикальное членение фронтона декора-
Иллюстрация 7. Фрагмент главного фасада гостиницы «Металлург». 1950 г. Архитектор не известен
тивными нишами также зрительно увеличивает его высоту и, соответственно, ощущение большого веса, который несут колонны. Акротерии, конечно, несколько вытягивают силуэт здания по вертикали с видовой точки пр. Ленина, но вместе с этим они не отменяют тяжеловесности фронтона.
В создании почти всех значительных сооружений эпохи, как правило, участвуют скульпторы и живописцы — всюду последовательно вводился принцип синтеза архитектуры и монументально-декоративной скульптуры и живописи.
Здание Дворца культуры Нижнетагильского металлургического комбината (Иллюстрация 6), построенное в 1952 г. по проекту архитектора В. Емельянова, имеет сложное композиционное решение. Восьмиколонный портик изобилует роскош-
Иллюстрация 8. Фрагмент фасада жилого дома по пр. Ленина, 23/ул. Красноармейская, 40. 1950-е гг. Арх. Г П. Беспамятных
Иллюстрация 9. Фрагмент барельефа жилого дома по пр. Ленина, 23/ ул. Красноармейская, 40. 1950-е гг. Арх. Г П. Беспамятных
ным декором. Ротонда, украшенная колоннами и пилястрами, скульптуры, установленные на фронтоне, ордер колонн портика способствуют созданию образа величественного, монументального здания. Благодаря мастерству скульпторов В. А. Буланки-на и Г. Н. Белоярцевой-Вайсберг, архитектора В. Емельянова, здесь сложился синтез архитектуры и скульптуры. Раскинувшийся рядом парк усиливает акцент на значимость здания как градостроительной доминанты.
Здание гостиницы «Металлург» (Иллюстрация 7) четырехэтажное, имеет сложную конфигурацию плана. По высоте фасад разделен на несколько ярусов: нижний, являющийся основанием, выделен активным цветом, средний ярус в два этажа, декорированный различными архитектурными элементами, отделен от верхнего яруса, выполненного в виде аттикового этажа, массивным междуэтажным карнизом.
Ось композиции главного фасада совпадает с центральным входом и акцентирована расположенным над ним арочным окном с балкончиком. Здание декорировано портиками с композитным ордером и боковыми пилястрами, поднимающимися до уровня третьего этажа. Небольшие балконы с балясинами словно зависли в воздухе между массивными колоннами портиков. Использование во внешнем облике здания декора придает фасаду пышность и торжественность.
На уровне жилых комплексов декоративность выражалась с демон-
стративной нарочитостью: фасады, выходящие на центральные улицы и проспекты, имели богатую деталировку и качественную отделку.
Здание жилого дома по пр. Ленина, 23/ул. Красноармейская, 40 (1950-е гг., архитектор Г. П. Беспамятных) пятиэтажное, с двумя башнями по углам и центральной аркой (Иллюстрация 8). Дом отделил старую часть города от новых построек главной улицы. Внушительное здание в стиле «сталинский ампир» олицетворяет стабильность и достаток жизни.
Над всеми окнами первого этажа этого здания по главному фасаду повторена композиция, в центре которой изображена звезда в венке из стилизованных листьев лавра, переплетенного лентами (Иллюстрация 9). Эти ленты по краям композиции обвивают и рога изобилия, в которых видно цветы и фрукты. По фризу дома идет орнамент чередующихся мотивов пятиконечных звезд над гирляндами и рогов изобилия, обращенных друг к другу вогнутыми сторонами, благодаря чему образуется своеобразный венок. Оба элемента орнамента разделены мотивами горящих факелов. В декоративном убранстве «красного дома» встречается мотив простой ро-зетки-тондо с листьями аканта.
Декоративное убранство жилого дома, выражающее идею торжества советского народа, безусловно, является прекрасным примером выражения идеологических идей посредством архитектуры. Значительную роль в неоклассике уделялось решению фронтальных композиций фасадов и их фрагментов.
Заключение
Архитектурное наследие неоклассицизма в г. Нижний Тагил представлено множеством зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения, но не исследовано в должной степени.
Градостроительные принципы проектирования города основаны на региональных особенностях сложившейся схемы размещения крупных промышленных площадок города и рядом временных поселков.
Архитектурно-планировочное решение зданий г. Нижний Тагил имеет свои стилистические особенности. Принцип иерархичности в проектировании проявляется контрастом в сложности планировочных решений и богатстве отделки зданий центральной части города и наиболее простыми решениями объектов на окраине города. Только для ряда зданий общественного назначения характерны парадность и монументальность.
Исследование архитектуры неоклассицизма в г. Нижний Тагил позволит шире использовать накопленный опыт в архитектурной практике, разработать стратегию реконструкции зданий и приведет к выявлению региональных особенностей архитектуры неоклассицизма.
Список использованной литературы
1 Нижний Тагил. 4-е изд. Свердловск, 1977.
2 Стригалев А. А., Целиков А. И. Нижний Тагил. Жилищно-гражданское строительство. М., 1959.
3 Николаев К., Борисов А., Быков А. Опорный край державы. 4-е изд. Свердловск, 1967.
4 Комратов Ю. С., Семенов И. Г., Устьянцев С. В., Хлопотов С. И. Памятники индустриальной культуры Урала. Нижнетагильский металлургический завод XVШ-XX веков. Екатеринбург, 1996.
5 Грядов А. В., Мальцев А. В. Нижний Тагил — из прошлого в будущее. Нижний Тагил, 1999.
6 Архив фотографий Управления Главного архитектора города Нижний Тагил.
7 Козлова Л. И., Холодова Л. П. Архитектура конструктивизма города Нижнего Тагила. Екатеринбург, 2008.
8 Штин О. В., Дектерев С. А. Конструктивизм в архитектуре общественных зданий Нижнего Тагила //Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 2. С. 61-65.
9 Звагельская Е. В. Стилистика советской неоклассики в архитектуре городов Свердловской области послевоенного периода. //Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011. № 3. С. 31-35.