КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
Конституционно-правовые гарантии получения высшего образования в Российской Федерации
Гусева О. В.
Гусева Ольга Васильевна / Guseva Olga Vasilevna - кандидат исторических наук, кафедра конституционного и муниципального права, юридический факультет, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов
Аннотация: в статье анализируются нормативно-правовые акты, в которых освещаются вопросы конституционно-правовых гарантий получения высшего образования в Российской Федерации. Рассматривается содержание и практическая реализация образовательной политики в РФ.
Abstract: the article analyzes the normative - legal acts which cover issues of constitutional and legal guarantees of getting higher education. Examines the content and practical implementation of educational policy in the Russian Federation.
Ключевые слова: высшее образование, образовательное право, образовательная политика государства.
Keywords: higher education, educational aw, educational policy of the state.
Конституция Российской Федерации провозгласила государство правовым, что определяет наличие широких прав и свобод российских граждан. Право российских граждан на получение образования гарантируется не только Конституцией РФ, но и целым рядом нормативно-правовых документов. Среди них - Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Концепция модернизации российского образования, а также региональными законодательными актами.
Доступ к получению всестороннего и качественного образования является одним из основополагающих прав граждан РФ. Правительство РФ уделяет достаточно большое внимание вопросам образования, развития образовательных учреждений разной направленности в стране, разрабатываются принципы построения российского образования на современном этапе развития общества, такие как: приоритет общечеловеческих интересов, воспитание подрастающей личности с учетом национальных особенностей, взаимодействие образовательных программ различных уровней и направленности, формирование единого образовательного стандарта на территории РФ, соблюдение преемственности всех ступеней образовательного процесса [3, с. 16-17].
Государственные гарантии в области образования достаточно широки. Так, доступ к образованию гарантируется всем гражданам РФ, независимо от пола, расы, национальной и религиозной принадлежности, языковой группы, социального происхождения, места жительства, идеологических убеждений, возраста, состояния здоровья, имущественного или должностного статуса, наличия судимости.
Государство берет на себя обязательства по созданию сети образовательных организаций, начиная от дошкольных развивающих до высших профессиональных учебных заведений, в том числе и военной направленности. Формируются социально-экономические условия для организации образовательного процесса. Например, государство берет на себя реализацию права на образование малоимущих граждан, организует социальную поддержку нуждающимся семьям. В вузах государство организует параллельное сосуществование бюджетной и коммерческой форм
обучения. Тут можно также говорить о том, что государство предоставляет гражданам выбор образовательных организаций и образовательных программ обучения вне зависимости от социального или материального положения семьи, и места ее проживания, формируются квалифицированные преподавательские кадры, способные давать качественное многоуровневое образование [1, с. 180-181].
В последнее время особенно актуальным становится вопрос создания единой образовательной среды и для детей с ограниченными возможностями (инвалидов). Создаются и функционируют специализированные коррекционные школы для детей, имеющих недостатки в физическом или психическом развитии, что способствует их дальнейшей адаптации в общественном пространстве. Для таких школ идет подготовка специальных кадров, разрабатываются особые образовательные программы. Помимо инвалидов особые гарантии в системе высшего образования распространяются на такую категорию населения, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Еще одним важным вопросом является воспитание и образование особо одаренных детей. Правительство оказывает всестороннее содействие развитию талантов. Дети, проявившие способности в любой сфере, получают право обучаться в специализированных учебных заведениях, получают право на государственные стипендии и гранты, льготы при поступлении в вуз [2, с. 22].
Доступность образования предполагает и сопровождение воспитательно -образовательного процесса. Право на образование гарантирует гражданам доступ к фондам государственных, региональных и муниципальных библиотек, посещению любых учреждений культуры и т. д.
Таким образом, в Российской Федерации конституционное право граждан на получение образование дополняется федеральными законами, которые особо оговаривают права отдельных категорий населения - малоимущих, военнослужащих, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Литература
1. Акчурина Г. Р. Образовательная услуга и ее особенности в рамках модернизации российского образования // Актуальные вопросы экономических наук, 2013. № 33.
2. Вахитов Д. Р., Ковалькова Е. Ю., Нуртдинов Р. МПроблемные аспекты реформирования высшего образования в Российской Федерации // Вестник Казанского технологического университета, 2013. № 2. Т. 16.
3. Киселев И. В. Влияние международных процессов на содержание конституционного права на получение высшего образования в Российской Федерации // Вестник Омской Юридической академии, 2016. № 1 (30).
4. Кретова Л. А. Влияние реформ современной России на реализацию конституционного права на образование // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал, 2008. № 1.
5. Плотников А. А., Петренко Н. И. Конституционное право на образование // Марийский юридический вестник, 2015. № 4 (15).