С. В. Деманова*
Конституционно-правовые гарантии получения бесплатного высшего образования на конкурсной основе
В статье рассмотрены различные подходы к определению и классификации гарантий прав личности. Исходя из разработанной теории конституционных гарантий прав личности, а также с учетом системы гарантий конституционного права на высшее образование автором устанавливается, что конституционное право на получение бесплатного высшего образования может быть обеспечено следующими видами государственных гарантий: политическими, организационными, материальными, правовыми и специальными.
The article considers different approaches to the definition and classification of human rights guarantees. Based on the developed theory of constitutional guarantees of individual rights with the safeguards system of constitutional law on higher education the author states that the constitutional right to free higher education can be achieved in these kinds of government guarantees: the political, organizational, material, legal and special guarantees.
Ключевые слова: бесплатное высшее образование, конкурс, государственные гарантии, субъекты образовательного процесса.
Key words: free higher education, competition, entrance examinations, government guarantees, subjects of educational process.
Государственное обеспечение конституционного права на бесплатное высшее образование тесно связано с необходимостью установления ряда гарантий. В юридической литературе существуют различные подходы к определению и классификации гарантий прав личности. Так, А.С. Мордовец выделяет следующие виды гарантий: общие, юридические, организационные. В свою очередь, эти виды гарантий имеют свое содержание и формы выражения (материальные, политические, духовные), по основанию правового положения личности гарантии классифицируются на
* Кандидат юридических наук, ассистент кафедры конституционного и муниципального права Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.
93
общие, специальные и индивидуальные и др.1. Ряд авторов различают общие и специальные (юридические) гарантии. К общим относят социальноэкономические, политические и идеологические (духовные) гарантии, к специальным - правовые (юридические)2. Под юридическими гарантиями понимаются закрепленные в законодательстве средства, специальные меры, которые призваны обеспечить правомерную реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. Юридические гарантии разделяются на гарантии реализации прав и гарантии защиты прав3. По мнению Д.С. Велиевой, юридические гарантии - это закрепленные в Конституции РФ и конкретизированные в отраслевом законодательстве способы и средства, обеспечивающие претворение в жизнь прав и свобод личности, а также
4
охрану и защиту в случае их нарушения .
В системе государственных гарантий конституционного права на высшее образование И.Ф. Никитина выделяет экономические (наличие специальной инфраструктуры, финансирование образовательной сферы, материальная поддержка особой категории граждан в процессе получения образования); юридические (наличие нормативных актов образовательной сферы, образовательные правоотношения, возможность судебной защиты) и в особый вид выделяются гарантии качества образования5.
Исходя из разработанной теории конституционных гарантий прав личности, а также с учетом системы гарантий конституционного права на высшее образование, по нашему мнению, конституционное право на бесплатное высшее образование может быть обеспечено следующими видами государственных гарантий: политическими, организационными, материальными и правовыми. В особую группу следует выделить специальные гарантии, способствующие охране и защите определенной категории граждан (инвалиды, военнослужащие, дети-сироты и др.) Содержание названных выше гарантий устанавливается исходя из направлений госу-
1 Мордовец А.С. Гарантии прав личности: понятие и классификация // Теория гос-ва и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2001. С. 282-283.
2 См.: Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов, 1967. С. 25; Эбзеев Б.С. Советское государство и права человека. Саратов, 1986. С. 69.
3 Институт прав человека в России / Г.Н. Комкова, О.В. Шудра, Т.Г. Даурова и др. / под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 1998. С. 61.
4 Велиева Д.С. Конституционно-правовые вопросы реализации права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 23.
5 См.: Никитина И.Ф. Конституционно-правовые основы высшего профессионального образования в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 102.
94
дарственной стратегии, определяемой главой государства. Такая система гарантий конституционного права на бесплатное высшее образование установлена с учетом их фактического положения в обществе и в соответствии с целями государственной политики Российской Федерации на со-
6
временном этапе .
Под политическими гарантиями следует понимать действия со стороны государства и его органов по разработке и принятию стратегии образовательной политики. Так, принятая в 2000 г. Национальная доктрина образования в Российской Федерации является основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 г. Необходимо отметить, что в соответствии с данным документом образование является сферой ответственности и интересов государства. Среди основных задач государства в сфере образования, на наш взгляд, следует выделить государственное обеспечение реализации конституционного права и равные стартовые возможности для различных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного высшего образования высокого качества7.
Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.8 обеспечивает решение следующих приоритетных задач: формирование федеральных и национальных исследовательских университетов, обновление механизмов финансирования образовательных учреждений, в том числе обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих образовательные услуги в сфере высшего образования, создание образовательной безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования, предоставление адресных стипендий, обеспечивающих возможность нуждающимся студентам самостоятельно прожить в регионе обучения и др.
6 См.: Ильина О.М. Конституционное право на основное общее образование и гарантии его реализации детьми-инвалидами в Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2010. С. 22.
7 О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 // СЗ РФ. 2000. № 41. Ст. 4089.
8 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (вместе с Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.): Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
95
Одна из основных задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. - приведение содержания и структуры высшего образования в соответствие с потребностями рынка труда9. Таким образом, среди приоритетных направлений государственной политики в сфере высшего образования, в том числе и бесплатного, можно выделить следующие основные элементы: реализация конституционного права и равные стартовые возможности на получение бесплатного высшего образования высокого качества; изменение содержания и структуры высшего образования через внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, содержание и структура которых является практикоориентированными; изменение механизма финансирования вузов; повышение эффективности использования бюджетных средств путем создания мониторинга и мер контроля за их использованием и др.
Организационные гарантии реализации конституционного права на получение бесплатного высшего образования - это организация системы органов управления в сфере высшего образования, системы высших учебных заведений с установлением их статуса. К органам, осуществляющим управление в сфере образования, относятся Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)10 и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)11. Кроме того, при Минобрнауки России образован Общественный совет, который является постоянно действующим совещательным органом, осуществляю-
9 О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы: Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р // СЗ РФ. 2011. № 9. Ст. 1255; Завершившаяся в 2010 г. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы выполнялась взаимосвязанно с реализацией национального проекта «Образование», в рамках которого в 2006-2009 гг. была оказана государственная поддержка 57 вузам. См.: Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 № 803 // СЗ РФ. 2006. №2. Ст. 186; 2010. № 22. Ст. 2772; Высшие учебные заведения, инновационные образовательные программы которых победили в конкурсе, получили государственную поддержку из федерального бюджета в объёме от 200 до 1000 млн руб. Общий объём финансирования из федерального бюджета составил 5 млрд руб. в 2006 г., 15 млрд руб. в 2007 г. и 20 млрд руб. в 2008 г. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2006г. «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 925; Минобрнауки Российской Федерации: [официальный сайт]. URL: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/vuz/ (дата обращения: 24.07.2011).
10 См.: О Министерстве образования и науки Российской Федерации (вместе с «Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации»): Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 № 337 (ред. от 14.11.2011) // СЗ РФ. 2010. № 21. Ст. 2603; СЗ РФ. 2011. № 47. Ст. 6662.
11 Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки: Постановление Правительства РФ от 17.06.2004. № 300 (ред. от 24.03.2011) //
СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2670; СЗ РФ. 2011. № 14. Ст. 935.
96
щим свою деятельность на общественных началах, и состоит из представителей общественных объединений, СМИ, ученых и специалистов в области образования, науки и др. Одно из направлений деятельности Совета - проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов образовательной сферы12. Среди объединений юридических лиц, осуществляющих деятельность в области образования, особая роль принадлежит объединениям работодателей, которые участвуют в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, а также в процедуре государственной аккредитации13. Так, Министерством образования и науки РФ совместно с работодателями определена прогнозная потребность в профессиональных кадрах по всем отраслям экономики до 2015 г. и ежегодно формируются контрольные цифры приема в федеральные государственные учреждения высшего профессионального обра-
зования14.
Система высших учебных заведений, обеспечивающих реализацию конституционного права на получение бесплатного высшего образования, включает по видам: университеты; академии; институты, в том числе федеральные университеты, национальные исследовательские университеты. На данный момент сформирована сеть из девяти федеральных университетов. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет получили право реализовывать образовательные программы высшего профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных
12 Об Общественном совете при Министерстве образования и науки Российской Федерации: Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2006 г. N 346 // Вестник образования России. 2007. № 19.
13 См.: Об объединениях работодателей: федер. закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ (ред. от 01.12.2007) // СЗ РФ 2002. № 48. Ст. 4741; СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6068; О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования: федер. закон от 01 декабря 2007 г. № 307-ФЗ // СЗ РФ. 200. № 49. Ст. 6068; Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 1015 утверждены Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 145.
14 См.: Выступление министра образования и науки Российской Федерации А. Фур-сенко «О ходе модернизации профессионального образования в РФ и мерах, принимаемых Правительством РФ по его совершенствованию» на Правительственном часе в Государственной Думе от 21 марта 2008 г. [официальный сайт Минобрнауки Российской Федерации]. URL: // http://www.mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/4571 (дата обращения: 30.07.2011).
97
стандартов и выдавать собственные дипломы15. Образовательные учреждения могут быть государственными, учредителем которых является Российская Федерация (федеральное государственное образовательное учреждение) или субъект Российской Федерации; муниципальными, созданные муниципальным образованием, и негосударственными, учредителем которого является гражданин или юридическое лицо. Федеральные государственные образовательные учреждения находятся в федеральной собственности и финансируются за счет средств федерального бюджета16.
Материальные гарантии можно определить как систему мер со стороны государства по финансированию и обеспечению материальнотехнической, информационной и иной базы реализации образовательной сферы.
На наш взгляд, материальные гарантии имеют приоритетное значение при обеспечении конституционного права на получение бесплатного высшего образования. Государство гарантирует финансирование за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем 170 студентов на каждые 10 тыс. чел., проживающих в РФ (п. 3 ст. 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»)17. Необходимо отметить, что контингент студентов, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета, в 2011 г. составил 172 чел. на 10 тыс. населения, что не только соответствует норме, установленной законодательством, но и превышает её18. Для сравнения, в 2004 г. на 10 тыс.
15 О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете: федер. закон от 10 ноября 2009 г. // СЗ РФ. 2009. № 46. Ст. 5418.
16 Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) (ст. 12) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст.1797; СЗ РФ. 2011. № 30 (ч.1). Ст. 4590; См.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 07.02.2011) (ст.3) // СЗ РФ. 2010. № 19. Ст. 2291; СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
17 СЗ РФ. 1996. №35. Ст.4135; СЗ РФ. 2011 (ч.5). Ст.7063.
18 См.: Выступление директора Департамента комплексной координации программ в
сфере образования и науки и организации бюджетного процесса Минобрнауки России А. Никитова на заседании коллегии Министерства 23 дек. 2009 г. [официальный сайт Минобрнауки РФ]. URL: http://mon.gov.ru/ruk/dir/nikitov/dok/6502/ (дата обращения:
30.03.2011).
населения 209 человек получали высшее образование за счет средств федерального бюджета, в 2008 г. около - 200 студентов19.
В целях обеспечения материальных гарантий права на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе государством устанавливаются контрольные цифры приема, которые формируются с учетом потребностей национальной экономики в квалифицированных кадрах и разрабатываются на основе анализа рынка труда и прогнозной потребности в специалистах на среднесрочную перспективу с учетом складывающейся демографической ситуации20. Поэтому уже с 2005 г. происходит планомерное сокращение приема на образовательные программы таких укрупненных групп специальностей, как «Гуманитарные науки», «Экономика и управление», «Образование и педагогика». За пять лет сокращение составило: по направлению «Гуманитарные науки» - 30,6 %; «Образование и педагогика» - на 35,7 %; «Экономика и управление» - на 51,5 %. В то же время за этот период наблюдается рост контрольных цифр приема по следующим группам специальностей: «Автоматика и управление» - на 98,6 %, «Информационная безопасность» - на 63 %, «Геодезия и землеустройство» - на 56 %, «Морская техника» - на 9,3 %, «Здравоохранение» - на 5,2 %, «Авиационная и ракетно-космическая техника» - на 1,8 %, «Информатика и вычислительная техника» - на 21,1 % 21.
Материальные гарантии тесно связаны с правовыми, так как последние определяют юридическую основу их реализации. Правовые гарантии -это обеспечение правовой регламентации деятельности в сфере образования. В ст. 43 Конституции РФ закреплено право каждого на образование. Основными гарантиями реализации конституционного права на получение высшего образования является его общедоступность, в том числе бесплат-
19 См.: Материалы интернет-пресс-конференции РБК «Основные проблемы и конкурентные преимущества российской науки и образования». 2005. Апрель; Интервью депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации IV созыва, заместителя председателя Комитета ГД по образованию и науки В. Ивановой 28 апр. 2008 г. // Аккредитация в образовании. 2008. № 19.
20 Об утверждении порядка установления федеральным органам исполнительной власти, другим распорядителям средств федерального бюджета, имеющим в ведении образовательные учреждения профессионального образования, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета: Приказ Минобрнауки РФ от
24 февраля 2005 г. № 51 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 16.
21 См.: Справка к заседанию коллегии Минобрнауки России по вопросу «О планиро-
вании объемов подготовки специалистов и научных работников (контрольные цифры приема граждан). Минобрнауки РФ: [официальный сайт]. URL:
http://mon.gov.ru/files/materials/8207/11.01.25-spravka1.pdf (дата обращения: 24.07.2011).
99
ность (ч.1, 3 ст. 43). Как справедливо отмечает А.Н. Козырин, отдельные положения, регулирующие отношения в сфере высшего образования, содержатся и в других статьях Конституции РФ: в п.1 ст. 72 общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; в ст. 114 устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в сфере образования22. Необходимо отметить, что Конституция РФ в полном объеме не раскрывает понятия, содержания и реализацию конституционного права на получение бесплатного высшего образования, поскольку предполагает наличие специального законодательного акта, регулирующего образовательные отношения. В настоящее время образовательные отношения регулируются базовым законом РФ от 10 июля 1992 №3266-1 «Об образовании»23 и Федеральным законом от 22 августа 1996 3125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который конкретизирует и уточняет положения базового закона. Кроме того, сфера образования регулируется и другими законодательными актами. Мы позволим себе согласиться с мнением А.Н. Козырина, который считает, что нормативные акты, регулирующие отношения в сфере высшего профессионального образования, можно разделить на следующие группы с учетом федеративного устройства Российского государства: «профильные» федеральные законы, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере обра-зования24; «непрофильные» законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере высшего профессионального образования25; подзаконные нормативные акты26.
22 Козырин А.Н. Нормативно-правовое регулирование высшего образования в России (в свете вхождения России в Болонский процесс) // Юрид. образование. 2006. № 4.
23 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст.1779; СЗ РФ. 2011. № 30 (ч.1). Ст. 4590.
24 Об образовании: федер. закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст.1797; СЗ РФ. 2011. № 30 (ч.1). Ст. 4590; О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон от 22 авг. 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 06.10.2011) // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135; 2011. № 41 (ч.1). Ст. 5636 и др.
25 О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации: федер. закон от 7 авг. 2000 г. № 122-ФЗ (ред. от 17.12.2009) // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3348; 2009. № 52 ч.1. Ст. 6242; О воинской обязанности и военной службе: федер. закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475; СЗ РФ. 2011. № 1. Ст.16; О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21 дек. 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880; СЗ РФ. 2009. № 51. Ст. 6152 и др.
26 См.: Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / под ред. А.Н. Козырина. М., 2008. С. 18-19.
100
Под специальными гарантиями реализации конституционного права на получение бесплатного высшего образования следует понимать систему социальных, экономических и других факторов и условий, способствующих охране и защите определенных прав отдельных категорий граждан (лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и инвалидов; военнослужащих; детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и др.).
Так, Федеральным законом от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (ст. 19) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует необходимые условия для получения образования и обеспечивает получение высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида27. Например, прием граждан с ограниченными возможностями здоровья28 может осуществляться как по итогам ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ). При проведении вступительных испытаний вузом должны обеспечиваться следующие требования, учитывающие индивидуальные особенности: увеличение продолжительности времени проведения экзамена до полутора часов (по желанию поступающих); присутствие ассистента; наличие специализированного оборудования в зависимости от категорий поступающих (бумага для письма с рельефно-точечным шрифтом Брайля; компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых; звукоусиливающая аппаратура и др.)29. В данном случае государство пытается предоставить равные стартовые возможности при поступлении в вуз. Однако на практике неспециализированным вузам в ходе проведения приемной кампании приходится сталкиваться с рядом трудностей при проведении вступительных испытаний, так как в большинстве случаев вуз не обладает дополнительными материально-техническими средствами для обеспечения особых условий сдачи вступительных испытаний. Поэтому, на наш взгляд, сдача государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ
27 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563; СЗ РФ. 2011. № 27. Ст. 3880.
28 В их число входят следующие категории: глухие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата др. в том числе дети-инвалиды, инвалиды. См.: п^1 Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.02.2009. № 57 // Рос. газ. 2009. 16 дек.
29 Там же; Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Доступен из СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс].
101
для данной категории граждан должна осуществляться не на добровольной, а на обязательной основе.
Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ст. 19) гарантирует право на образование в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования офицерам, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет с освоением образовательных программ по вечерней или заочной формам обучения30. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления вузы при условии успешного прохождения вступительных испытаний и могут обучаться на подготовительных отделениях или курсах при высших учебных заведениях. Необходимо отметить, что одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование» является организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трёх лет по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации. Таким образом, государство расширяет образовательные возможности военнослужащих-контрактников. В настоящее время 52 вуза31 принимают участие в данном направлении национального проекта. Так, финансирование подготовительных отделений в рамках приоритетного национального проекта «Образование» начиная с 2008 г. составило 0,5 млрд руб. в год32.
Специальные гарантии в области высшего профессионального образования закреплены за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в ст.6 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К ним относятся обучение на кур-
30 О статусе военнослужащих: федер. закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от
12.12.2011) // СЗ РФ. 1998. Ст. 2331; СЗ РФ. 2011. № 46. Ст. 6407.
31 Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» - «г» п. 1, подпунктом «а» п. 2 и п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», к вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета: Приказ Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 167 // Офиц. док-ты в образовании. 2008. № 18.
32 Образование военнослужащих - контрактников. Минобрнауки Российской Федерации: [официальный сайт]. URL: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/kont/ (дата обращения:
21.09.2011).
сах по подготовке к поступлению в учреждения высшего профессионального образования без взимания платы33; полное государственное обеспечение до окончания ими государственного и муниципального
образовательного учреждения высшего профессионального образования; повышенный размер академической стипендии; пособие на приобретение учебной литературы, письменных принадлежностей и др. Необходимо отметить, что финансовое обеспечение расходов на оплату курсов по подготовке к поступлению в учреждения высшего профессионального образования данной категории граждан, например в Саратовской области, осуществляется за счет ассигнований областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерством образования области на соответствующий финансовый год34.
Итак, важным элементом реализации конституционного права на получение бесплатного высшего образования является система гарантий, которые с определенной долей условности можно классифицировать как политические, организационные, материальные, правовые и специальные. Совершенствование государственного обеспечения конституционного права на получение бесплатного высшего образования - одно из приоритетных направлений государственной политики Российского государства, которая направлена на более полную реализацию права граждан в сфере высшего образования.
33 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880; СЗ РФ. 2009. № 51. Ст. 6152.
34 Об утверждении Порядка возмещения расходов на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области: Постановление Правительства Саратовской области от 15.12.2004 № 280-П (ред. от 18.06.2009) // Собрание законодательства Саратовской области. 2009. № 13. июнь.
103