ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34
ББК 67 © Д.А. Каверин, 2018
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дмитрий Андреевич Каверин, адъюнкт
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Е.Н. Хазов
Аннотация. Анализируются правовые основы образовательной деятельности, дается определение понятия «образовательная деятельность» в юридическом аспекте. Рассмотрены виды образовательной деятельности, дана классификация и определены перспективные направления ее развития.
Ключевые слова: образовательная деятельность, виды образовательной деятельности, содержание образования, образовательная организация.
LEGAL BASIS OF EDUCATIONAL ACTIVITY: CONCEPT, TYPES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Kaverin A. Dmitriy, adjunct
Moscow university of the Ministry of internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Scientific adviser: doctor of jurisprudence, professor E.N. Khazov
Annotation. The article discusses the legal basis of educational activity, the concept of «educational activity» in the legal aspect. Types of educational activity are considered, classification is given and perspective directions of its development are defined. Keywords: educational activities, types of educational activities, the content of education, educational organization.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Каверин Д.А. Правовые основы образовательной деятельности, понятие, виды и перспективы развития. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):29-33.
Статья 43 Конституции РФ закрепила каждому право на образование1. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях2. Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов3.
Модернизация российского образования внесла свои коррективы в понятие и виды образовательной деятельности. Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию 1 марта
2018 г. сказал, что нужно в короткие сроки провести модернизацию системы профессионального образования, добиться качественных изменений в подготовке студентов, прежде всего, по передовым направлениям технологического развития. Сформировать ступень прикладного бакалавриата по тем рабочим профессиям, которые фактически требуют инженерного образования, а также организовать центры опережающей профессиональной переподготовки и повышения квалификаций для уже работающих граждан4.
1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2 Лучин В. О., Эбзеев Б. С., Хазов Е.Н. и др. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов. М., 2018.
3 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 19 февраля 2018 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 6 марта 2018 г.) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
4 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 г. // URL: http://www.kremlin.ru
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рассматривать образовательную деятельность можно с различных позиций. Е.А. Савченко, Т.П. Макарова рассматривают образовательную деятельность как социокультурный феномен и в зависимости от типов культуры и моделей образования выявляют определенные закономерности, а именно: образовательная деятельность является связующим звеном между культурой и образованием; онтологический смысл образовательной деятельности состоит в формировании гармонично развитой личности; социокультурный аспект образовательной деятельности заключается: во-первых, в способе духовного производства общества, обусловливающего экономические, политические и другие сферы; а во-вторых, обеспечивает педагогизацию социума, социализацию личности, сохранение и развитие социальных и культурных ценностей общества, народа, нации, и как следствие, обеспечивает национальную, духовную безопасность; личный аспект образовательной деятельности заключается в обеспечении человека знаниями, активизации креативного потенциала, ориентации стратегии жизнедеятельности5.
Представив образовательную деятельность как социокультурный феномен, далее мы не будем акцентировать на этом внимание, так как в рамках данной статьи понятие образовательной деятельности нас интересует в правовом аспекте.
Понятие образовательной деятельности в России как правовое явление закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об образовании в РФ»), который образовательную деятельность определяет как деятельность по реализации образовательных программ. Аналогичное определение дано и в словаре терминов и понятий дополнительного профессионального образования6.
Более развернутое определение дано в модельном законе «О статусе работника образования», в котором под «Образовательной деятельностью понимается совокупность определенных действий, осуществляющихся в определенном порядке, которые предпринимают организаторы образования, педагогические и иные работники образования для того, чтобы достигнуть результатов, которые предусмотрены социальными целями образования, а также задачами образования»7.
Анализируя понятие образовательной деятельности, на первый взгляд, представляется кратким и
лаконичным, но его содержание является емким и объемным.
1. Осуществлять образовательную деятельность могут специальные субъекты, которые имеют право заниматься педагогической деятельностью. К таким субъектам относятся образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели.
2. Образовательная деятельность государственно регламентирована. Именно государство устанавливает единые требования к осуществлению образовательной деятельности, процедуры, связанные с проверкой соблюдения установленных требований, которые заключаются в лицензировании образовательной деятельности, государственной аккредитацией образовательной деятельности и государственном контроле (надзоре) в сфере образования.
3. Образовательная деятельность — это деятельность по созданию организационно-педагогических условий для оказания образовательных услуг.
Рассматривая виды образовательной деятельности, отметим, что отдельной статьей в ФЗ «Об образовании в РФ» они не определены, но исходя из содержания понятия образовательной деятельности, можно выделить, как минимум, две видовых группы:
1) по субъектам, осуществляющим образовательную деятельность — образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, индивидуальные предприниматели;
2) по реализации образовательных программ.
Рассмотрим представленные видовые группы
образовательной деятельности.
Образовательную деятельность имеют право осуществлять следующие образовательные организации: 1) дошкольные образовательные организации; 2) общеобразовательные организации; 3) профессиональные образовательные организации; 4) образовательные организации высшего образования; 5) организации дополнительного образования.
5 Савченко Е.А, Макарова Т.П. Соотношение понятий «культура», «образование» и «образовательная деятельность» // Педагогическое образование и наука. 2016. № 1. С. 46—50.
6 Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования / Автор-составитель: М.А. Лямзин, М.Т. Громкова. М.: ИРДПО, 2013. С. 17.
7 Модельный закон о статусе работника образования (принят в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. постановлением 27-13 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39 (ч. 2). С. 223—236.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Образовательная деятельность организаций регламентирована, кроме норм федерального законодательства, и иными документами; так, деятельность образовательных организаций регулируется порядком организации и осуществления образовательной деятельности: по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации); по дополнительным общеобразовательным программам — уставами образовательных организаций, федеральными государственными образовательными стандартами, программами развития образовательных организации, санитарно-эпидемиологическими правилами, коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка и т.д.
Таким образом, система законодательства, регламентирующая организацию образовательной деятельности в образовательных организациях, состоит из нескольких уровней: федерального, регионального и муниципального (местного).
Что касается содержания образовательной деятельности, то оно определяется самим содержанием образовательного процесса.
Содержание образовательного процесса в дошкольной образовательной организации определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается им самостоятельно. В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольная образовательная организация может реализовы-вать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей обучаемых и на основе договора, заключаемого между дошкольной образовательной организации и родителями (законными представителями). Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.
Содержание образовательной деятельности общеобразовательных учреждений определяется федеральными государственными стандартами и программами.
Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность в зависимости от уров-
ней общеобразовательных программ. В России предусмотрены три ступени общего образования: к первой ступени относится начальное общее образование, с нормативным сроком обучения четыре года; ко второй ступени относится основное общее образование, с нормативным сроком обучения пять лет8; к третьей ступени относится среднее (полное) общее образование, с нормативным сроком обучения два года.
Все три ступени объедены принципом преемственности, каждая ступень является базой для получения образования на последующей ступени.
В образовательной организации может быть предусмотрено обучение по различным профилям и направлениям, если в этом имеется необходимость и существует запрос от обучающихся и их родителей.
Содержание образовательного процесса в общеобразовательной организации определяется основной общеобразовательной программой, которая разрабатывается и утверждается им самостоятельно и основу которой содержат государственные образовательные стандарты и примерные образовательные учебные программы, курсы, дисциплины.
Образовательная деятельность в учебных заведениях среднего профессионального образования осуществляется по программам среднего профессионального образования на основе федерального государственного стандарта.
Образовательная деятельность в высших учебных заведениях осуществляется по программам бакалавриата, специалиста, магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации, которые реализуются по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования9, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования10.
Образовательную деятельность ведут и организации, которые осуществляют обучение; это относится к: 1) научным организациям; 2) организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) организациям, которые осуществляют
8 Касаткин М.Н., Хазов Е.Н. Конституционное право человека на общее образование в Российской Федерации и особенности механизма его реализации // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 85—88.
9 Хазов Е.Н., Иванцов С.В., Горшенева И.А. и др. Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право: Учеб.-метод. пособие. М., 2017.
10 Хазов Е.Н., Ларина Л.А., Зинченко Е.Ю., Дурнев В.С. Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционное право России». М., 2017.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
лечение, оздоровление и отдых; 4) организациям, которые осуществляют социальное обслуживание.
Научная организация является юридическим лицом, основной деятельностью которой является научная, научно-техническая деятельность11.
Образовательная деятельность в научных организациях осуществляется по таким программам, как: магистратура, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатура, дополнительные профессиональные программы12 и программы профессионального обучения13.
Что касается образовательной деятельности в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то такая деятельность осуществляется в детских домах, детских домах-школах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья. К образовательным организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут относиться и иные организации, если в их основной деятельности будет закреплено ведение образовательной деятельности; такую интерпретацию содержит письмо Министерства образования и науки РФ от 21 августа 2013 г. «Об организациях для детей-сирот»14.
Образовательная деятельность в организациях, которые осуществляют лечение, оздоровление и отдых, осуществляется в рамках освоения основных и дополнительных общеобразовательных программа, основных программ профессионального обучения.
Образовательную деятельность такие организации осуществляют для того, чтобы предоставить детям достаточный уровень знаний, обеспечить комфортную адаптацию такого ребенка к учебному процессу после длительного перерыва, в связи с лечением, отдыхом во внеканикулярное время. В каникулярное время такие организации могут оказывать и дополнительные образовательные услуги (художественная, спортивная и иная направленность). Образовательная деятельность в таких организациях направлена на непрерывность реализации детьми права на образование.
Образовательная деятельность организаций социального обслуживания может осуществляться на дому, в полустационарных учреждениях, стационар ных учреждениях в рамках освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ, основных программ профессионального обучения15.
Образовательную деятельность могут осуществлять и иные юридические лица. Исходя из юридической логики к иным юридическим лицам можно отнести любые организации как коммерческие, так и некоммерческие, для которых образовательная деятельность не выступает как основная, но дополнительные образовательные услуги оказываются16. В качестве примера можно привести те организации, которые обучают своих сотрудников в рамках реализации программ профессионального обучения.
Новым субъектом образовательной деятельности является индивидуальный предприниматель. Индивидуальным предпринимателем признается физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью и официально зарегистрирована в данном качестве.
Образовательная деятельность индивидуального предпринимателя имеет определенную специфику, которая регламентирована нормами ФЗ «Об образовании в РФ». Индивидуальный предприниматель:
1) может осуществлять образовательную деятельность по определенным образовательным программам: основные и дополнительные общеобразовательные программы, профессиональное обучение;
2) должен предоставить обучающимся или их родителям информацию о его зарегистрированном статусе, профессиональном образовании, общем стаже педагогической деятельности, в том числе об индивидуальном педагогическом стаже в качестве предпринимателя, а если к образовательной деятельности индивидуальный предприниматель привлекает иных педагогических работников, то предоставляет информацию об их профессиональном образовании, общем стаже педагогической деятельности;
11 Маилян С.С., Хазов Е.Н., Гончаров С.И. и др. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Московском университете МВД России. Правовое регулирование и организация работы. М., 2011.
12 Хазов Е.Н., Егоров С.А., Дурнев В.С. Учебно-методический комплекс по дисциплине «государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов» для всех форм обучения. М., 2013.
13 Воробьев В.Ф., Горшенева И.А., Дурнев В.С. и др. Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право: Учеб.-метод. пособие. М., 2017.
14 Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 августа 2013 г. N° ВК-316/07 «Об организациях для детей-сирот» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151177/
15 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 5 декабря 2017 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 52. Ст. 7007.
16 Касаткин М.Н., Хазов Е.Н. Особенности становления и развитие семейного образования в Российской Федерации // Право и жизнь. 2015. № 201 (3). С. 86—95.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
3) может вести образовательную деятельность без лицензии, например, оказание репетиторских услуг лично и на основании лицензии, если к образовательной деятельности привлечены иные педагогические работники.
Занимаясь образовательной деятельность индивидуальный предприниматель имеет основную цель такой деятельности — систематическое получение прибыли.
Образовательная деятельность индивидуальных предпринимателей может осуществляться только в рамках основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения. Таким образом, для предпринимателей установлены законодательные ограничения в реализации образовательной деятельности — они не имеют права осуществлять образовательную деятельность по профессиональным программам как основным, так и дополнительным .
Более того, государство уделяет особое внимание данному субъекту образовательной деятельности.
Так с 2013 г. новой формой государственных мер поддержки стали субсидии индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством РФ.
Индивидуальным предпринимателям предоставляются субсидии из федерального бюджета в размерах от 1 до 10 млн руб. в зависимости от вида образовательной деятельности. Условием предоставления субсидий из федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольного образования является включение мер по поддержке развития негосударственного сектора дошкольного образования в утвержденный в субъекте Федерации комплекс мероприятий17:
♦ в России существуют ряд уже принятых приоритетных направлений. Это проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Цель проекта—повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг в целях увеличения доли несырьевого экспорта РФ;
♦ приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций». Цель проекта — обеспечить устойчивую глобальную конкурентоспособность в 2018 г. не менее пяти, а в 2025 г. не менее де-
сяти ведущих российских университетов; создать в субъектах РФ в 2018 г. не менее 55, а в 2025 г. не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов;
♦ приоритетный проект «Создание современной образовательной среды для школьников». Цель проекта — обеспечить российским школьникам современную образовательную среду и перевести всех учащихся на обучение в одну смену;
♦ приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий». Цель проекта — создание конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями;
♦ приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Цель проекта — создать к 2018 г. условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн человек к концу 2025 г.;
♦ приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей». Цель проекта — обеспечение реализации «майских указов» Президента Российской Федерации в части охвата не менее 70—75% детей в возрасте от 5 до 18 лет, качественными программами дополнительного образования18.
В статье были рассмотрены основные виды образовательной деятельности, которые в настоящее время достаточно интенсивно развиваются, совершенствуются и появляются другие виды образовательных услуг с различными узкопрофильными направлениями.
Таким образом, можно констатировать, что понятие образовательной деятельности имеет законодательную регламентацию, а отдельные виды образовательной деятельности находятся в стадии развития и совершенствования, что требует также четкой законодательной регламентации.
17 О мерах по развитию частных дошкольных образовательных организаций // URL: http://government.ru/orders/selec-йоп/405/16387/
18 Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) // URL: https://Минобрнауки РФ