УДК 342 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10006
ББК 67
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Мария Сергеевна ЛАВРЕНТЬЕВА, доцент Арина Вениаминовна БОРИСОВА,
кафедры государственно-правовых дисциплин магистрант юридического факультета
Российского государственного государственно-правовых дисциплин Российского
социального университета, государственного социального университета кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Рецензент — Н.Д. Эриашвили, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор
Аннотация. В статье предпринята попытка провести всесторонний анализ конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации.
В заключение авторы резюмируют, что особенность конституционно-правового статуса ребенка вызвана тем, что дети представляют собой довольно сложную и уязвимую категорию, поскольку, первоначально имея равные права с остальными, фактически обладают гораздо меньшими возможностями для их реализации.
Ключевые слова: Конституция, общество, конституционное право, ребенок, конституционно-правовой статус ребенка.
Annotation. Author of the article made an attempt to conduct a comprehensive analysis of the constitutional and legal status of the child in the Russian Federation.
In conclusion, the authors summarize that feature constitutional-legal status of the child because children represent a fairly complex and vulnerable, as originally having equal rights with the rest, actually have much fewer opportunities for their realization.
Keywords: Constitution, society, constitutional law, child, constitutional and legal status of the child.
Слабая правовая защищенность прав и свобод детей, неспособность ребенка самостоятельно в силу возраста и незрелости защищать свои права, а также рост преступлений в отношении несовершеннолетних в России в условиях современных правовых реалий повышают интерес к изучению конституционно-правового статуса ребенка. С учетом сказанного особо актуализируется рассмотрение конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации, а также проблемы его реализации.
Примечательно, что нельзя выявить полноценное содержание данного понятия и рассмотреть его без определения теоретических положений конституционно-правового статуса, а также понятия «ребенок».
При рассмотрении понятия конституционно-правового статуса ребенка, прежде всего, следует обратить внимание на ключевую дефиницию — конституционно-правовой статус. Думается, что в наиболее общем виде под конституционно-правовым статусом следует пони-
мать правовое состояние, которое характеризуется системой юридических прав и обязанностей.
В свою очередь, М.Н. Марченко, изучая данную проблематику, определяет конституционный статус (от лат. status — положение, состояние) как совокупность прав и обязанностей, которыми определяется юридическое положение лиц, государственных органов, международных организаций1.
Полагаем, что можно сделать вывод о том, что конституционный статус представляет собой совокупность и общность правомочий и обязанностей определенных субъектов. Однако, на наш взгляд, конституционный статус предполагает не только наличие прав и обязанностей, но также определенных гарантий и ответственность.
Аналогичной позиции придерживаются и Е.И. Козлова и О.В. Кутафин2. В их понимании конституционно-правовой статус личности, в том числе и ребенка, образует общая правоспо-
№ 2/2018
собность, гарантии, законные интересы, юридическая ответственность.
В свою очередь, Н.В. Витрук, подробно занимаясь исследованием данной проблематики, указывает, что в содержание конституционно-правового статуса входят права и свободы, юридические обязанности и законные интересы личности. Все перечисленные понятия, а также и многие другие, которые дают нам представление о сущности конституционно-правового статуса, акцентируют внимание на двух точках зрения.
В аспекте первой точки зрения отмечается, что конституционно-правовой статус отождествляется с такими базовыми понятиями, которые присущи в первую очередь науке конституционного права, как общая правоспособность, гарантии, законные интересы, юридическая ответственность.
Вторая точка зрения отводит конституционно-правовому статусу ведущую роль как совокупность гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод, а также обязанностей, тем самым устанавливая определенное положение как личности, так и отдельных субъектов.
Не отрицая точность обоих тезисов, очевидным становится, что конституционно-правовой статус — многоаспектное и объемное по содержанию понятие.
Анализ представленных выше мнений относительно конституционно-правового статуса ребенка позволяет сделать вывод, что он непосредственно связан с институтом гражданства, что подтверждается рядом международных и отечественных нормативно-правовых актов.
Например, в соответствии со ст. 8 Конвенции о правах ребенка государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, не допуская противозаконного вмешательства3.
С учетом сказанного в законодательстве гражданство рассматривается как основа сохранения индивидуальности ребенка, его связей с семьей, иными малыми социальными группами, с которыми связан процесс его социализации.
Более того, именно посредством гражданства возможно формирование устойчивой связи отдельной личности и государства.
Как справедливо отмечает И.В. Гетьман-Павлова, главными предпосылками соблюдения прав и свобод человека, а также соответствующих обязанностей государства по их защите и
обеспечению выступает именно институт граж-данства4.
Из вышеизложенного следует, что только посредством института гражданства между государством и ребенком возникает прочная и устойчивая правовая связь в пространстве и времени, дающая сторонам право на полное использование всех преимуществ, вытекающих из их взаимных прав и обязанностей.
Примечательно, что в мировой практике известно два основных способа приобретения гражданства детей: «принцип почвы», когда гражданство определяется местом рождения, и «принцип крови», когда гражданство определяется гражданством родителей. Именно коллизии этих принципов и порождают ситуации, когда ребенок может быть лишен права приобрести гражданство какого бы то ни было государства.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы гражданства, сочетает эти принципы, однако основным является «принцип крови».
Таким образом, необходимо резюмировать, что институт гражданства обладает огромным значением при определении конституционно-правового статуса ребенка, соответственно, наличие гражданства иного государства или его отсутствие вовсе может повлечь ряд последствий для ребенка на территории Российской Федерации, например, ограничение или вовсе отсутствие ряда правомочий, которыми обладают граждане РФ.
Обращаясь к изучению непосредственно конституционно-правового статуса ребенка, необходимо дать определение понятию «ребенок» и «несовершеннолетний».
В пункте 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ «ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)»5. Важно отметить, что лица, признанные дееспособными до своего совершеннолетия, также являются детьми.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что законодательно в Российской Федерации неполно; не совсем точно определено юридическое понятие термина «ребенок», а также не полном объеме определен его правовой статус.
По нашему мнению, необходимо обратиться к практической проблематике исследуемого предмета научного интереса, которая выражается в отсутствии должного обеспечения прав и законных интересов детей, что является суще-
№ 2/2018
ственной проблемой современной России. Особенно следует заострить внимание на проблеме обеспечения прав и интересов детей в сфере информационной безопасности.
Ни для кого не секрет, что сегодня в России происходит возрастание роли средств массовой информации и Интернета. Именно они в настоящее время распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы поведения, модулируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которой необходимо стремиться.
В частности, в сети Интернет стало содержаться огромное количество информации, оказывающей негативное влияние на правовое сознание и уровень правовой культуры детей. Это пропаганда правового нигилизма, различных правонарушений, преступлений, противоправного поведения по отношению к личности, обществу и государству. Такого рода пропаганда влечет в сознании детей установку на восприятие безнравственных ценностей и приоритетов.
Примечательно, что для решения данной проблемы законодателем был принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф36. Однако, несмотря на предпринятые меры со стороны законодателя, в средствах массовой информации ежедневно поднимаются вопросы о случаях жестокости несовершеннолетних, а также о различных группах и сообществах, призывающих детей к самоубийству.
В частности, в начале 2017 г. на слуху всех россиян была так называемая игра «Синий Кит», которая призывала детей к самоубийству. Согласно статистическим данным, только за период с 2015 по 2016 г. от данной игры погибло 160 детей7.
Решение данной проблемы видится в повышении профилактической деятельности органов государственной власти РФ. Например, действенной профилактической мерой воздействия выступает регулярное информирование населения о мерах по противодействию нарушениям в сфере информационной безопасности детей путем соответствующих публикаций в средствах массовой информации, размещения информации в сети Интернет, проведения различных семинаров и уроков с детьми о вреде подобной информации и др.
Обобщая вышеизложенное, следует резюмировать, что особенность конституционно-право-
вого статуса ребенка вызвана тем, что дети представляют собой довольно сложную и уязвимую категорию, поскольку, первоначально имея равные права с остальными, фактически обладают гораздо меньшими возможностями для их реализации.
1 Юридический энциклопедический словарь / М.О. Бу-янова. Ред. М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2014. С. 509.
2 Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. С. 37.
3 Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/ 25 Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г.) // СПС «Консультант Плюс»
4 Гетьман-Павлова И.В. Международное право: Учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт, 2015. С. 79.
5 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 29.12.2017 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16
6 Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ // СЗ РФ. 2011. №1. Ст.48
7 Группы смерти // URL: https://www.novayagazeta.ru/ articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18 (Дата обращения: 27.03.2018)
Библиографический список
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 29.12.2017 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
3. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 48.
4. Гетьман-Павлова И.В. Международное право: Учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт, 2015.
5. Группы смерти // URL: https://www.no-vayagazeta.ru/articles/2016/05/16/68604-grup-py-smerti-18 (Дата обращения: 27.03.2018)
6. Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: Проспект, 2013.
7. Юридический энциклопедический словарь / М.О. Буянова. Ред. М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2014.
№ 2/2018