УДК 342
М.А. Камалян*
ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, УСЫНОВЛЕННЫХ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ, - ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА
В статье рассматривается вопрос прекращения гражданства детей, усыновленных иностранными гражданами. Разрешая выход детей из гражданства Российской Федерации по заявлению усыновителей, государство теряет возможность в дальнейшем участвовать в защите прав и интересов усыновленного ребенка. В частности, автор рассматривает проблему переусыновления детей однополыми союзами и предлагает установить запрет на прекращение гражданства детей по заявлению усыновителей.
Ключевые слова: прекращение гражданства, права ребенка, однополые союзы, переусыновление, запрещенная информация для распространения среди детей.
Дети являются наиболее уязвимой категорией социума, поэтому они нуждаются во всесторонней заботе, внимании и охране со стороны государства. Одним из аспектов такой охраны является определенное нормативно-правовое регулирование тех или иных вопросов конституционно-правового статуса ребенка в различных правоотношениях [1, с. 61]. Так, Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» посвящает отдельную главу гражданству детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Законодатель при этом руководствуется интересами ребенка, стремится обеспечить единое гражданство всех членов семьи и исключить безгражданство детей.
Согласно статье 9 указанного Закона, гражданство детей до 14 лет следует гражданству его родителей. В соответствии с той же статьей для изменения гражданства детей от 14 до 18 лет требуется их согласие. Ребенок приобретает гражданство России, если оба его родителя или единственный родитель приобретают российское гражданство. Кроме того, гражданство ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного родителя. Главным условием является то, чтобы ребенок не оставался лицом без гражданства. Немаловажен и тот факт, что гражданство детей не может быть изменено в случае изменения гражданства его родителей, которые лишены родительских прав. Также для изменения гражданства ребенка не требуется согласия родителей, лишенных родительских прав. Эти положения действуют во всех ситуациях, когда нужно решить вопрос о гражданстве ребенка при изменении гражданства его родителей, а также опекунов, попечителей и усыновителей.
Положениями статьи 26 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» регулируются вопросы гражданства, связанные с усыновлением (удочерением) детей. Российская Федерация во всех возможных случаях старается обеспечить сохра-
* © Камалян М.А., 2017
Камалян Милена Арташесовна ([email protected]), кафедра государственного и административного права, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
нение или приобретение российского гражданства усыновленными детьми. Государство исходит из интересов одинакового гражданства в семье независимо от того, родные родители или усыновители [2, с. 105].
При усыновлении иностранными гражданами ребенка, который является гражданином России, он сохраняет российское гражданство. В этом случае гражданство ребенка может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
В сентябре 2013 года депутатами Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации был предложен проект федерального закона о внесении изменений в Семейный кодекс и Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Изменения должны были коснуться гражданства несовершеннолетних детей, которых усыновляют иностранные граждане. Предлагалось установить запрет на прекращение гражданства Российской Федерации детей, которых усыновляют иностранные граждане. Депутаты, которые поддерживали данный законопроект, говорили, что, сохранив российское гражданство у усыновленных детей, Россия сможет защищать права таких детей, даже если они будут жить за пределами Российской Федерации.
Двусторонние договоры, которые предусматривают контроль за жизнью усыновленных детей за рубежом, заключены только с Италией и Францией. Так, согласно ч. 2 ст. 14 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой, усыновленный ребенок приобретает гражданство принимающего государства со дня вступления в силу решения об усыновлении в государстве происхождения, при этом сохраняя гражданство государства происхождения [3]. Аналогичное положение о гражданстве усыновленных детей содержится в ч. 2 ст. 14 Договора между Российской Федерацией и Французской Республикой.
Однако если по заявлению обоих усыновителей гражданство ребенка будет прекращено, то Россия не сможет обеспечить защиты прав ребенка, так как он потеряет устойчивую правовую связь с Россией. Главная причина, по которой депутаты выступали за запрет прекращения гражданства усыновленных детей — российских граждан, заключается в том, что есть опасения переусыновления ребенка однополыми семьями. Эти опасения касались именно Франции, так как в Италии однополые браки запрещены. При сохранении российского гражданства, согласно пп. «б» п. 2 ст. 16 соответствующего Договора между Россией и Францией, для переусыновления ребенка потребуется согласие государства происхождения, т. е. Российской Федерации [4].
В январе 2014 года проект данного федерального закона должен был быть рассмотрен Государственной думой в первом чтении. Однако рассмотрение проекта было два раза перенесено, и в итоге в мае 2014 года он был снят с рассмотрения Государственной думой в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы [5].
В законодательстве Российской Федерации нет отдельного самостоятельного запрета на регистрацию однополых браков. Такой вывод можно сделать из содержания статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3, в которой перечислены обстоятельства, при наличии которых не допускается заключение брака. К таковым относятся: заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в браке; заключение брака между родственниками; между усыновителем и усыновленным; в случае, если хотя бы одно лицо, намеревающееся вступить в брак, признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. Вместе с тем из смысла статьи 12 Кодекса можно сделать вывод, что законодатель подразумевает, что брак может быть заключен именно между женщиной и мужчиной: «Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста».
Защита прав и интересов детей, усыновленных иностранными гражданами, —
обязанность государства 109
Моральный аспект данного вопроса, на наш взгляд, является темой для другого исследования, так как каждый сам решает, как ему относиться к такого рода отклонениям от общепринятых нравственных норм. Тем более что Конституция Российской Федерации предполагает реализацию принципа индивидуальной автономии личности. Каждому гарантируется право на свободу и личную неприкосновенность, на свободу мысли и слова, неприкосновенность частной жизни, право не быть принужденным к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина, а также предоставление гарантий равенства прав и свобод человека независимо от его убеждений.
Вместе с тем не стоит забывать о другом конституционном положении: согласно ст. 38 «Материнство и детство», семья находятся под защитой государства. В связи с этим политика Российской Федерации совершенно оправданно направлена на защиту несовершеннолетних лиц от информации, которая может неблагоприятно воздействовать на их нравственность и психику, а также исказить их представление о традиционных ценностях [6]. Так, согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», обязанностью органов государственной власти Российской Федерации является защита ребенка от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения. По мнению законодателя, подобная информация наносит вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка, в связи с чем является запрещенной для распространения среди детей [7]. Статьей 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.
Кроме того, с 3 июля 2013 года вступили в силу изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, согласно которым не могут быть усыновителями лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке (пп. 13 п. 1 ст. 127). Однако данная норма не может предотвратить переусыновление ребенка лицами, состоящими в однополом союзе.
Учитывая изложенное, полагаем, что было бы целесообразнее принять поправку в статью 26 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и не допускать прекращения гражданства усыновленного ребенка по заявлению усыновителей — иностранных граждан.
В первую очередь Российская Федерация должна защищать права и свободы детей, которые оказались усыновленными иностранными гражданами и покинули территорию государства происхождения. В случае когда по заявлению усыновителей возможно прекращение гражданства ребенка, Россия теряет все права на защиту усыновленных детей. Как показывает практика, в некоторых случаях эти дети больше всех нуждаются в защите, оказавшись в чужой стране и у недобросовестных усыновителей.
Во-вторых, это нужно сделать для предотвращения переусыновления ребенка лицами, состоящими в однополых браках. Мы не отрицаем право личности на свободу мысли и убеждений, а также свободу сексуального самоопределения. Однако считаем, что до совершеннолетия на ребенка не должно оказываться такое влияние со стороны взрослых, которое может исказить его представления о семье в традиционном понимании.
Библиографический список
1. Воробьева Д.С. Конституционно-правовые вопросы гражданства детей в Российской Федерации и зарубежных странах // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 3. С. 61—65.
2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: Юристь, 2004. 585 с.
3. Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в г. Москве 06.11.2008) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 5. Ст. 462.
4. Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в г. Москве 18.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 46. Ст. 6260.
5. Протокол № 171 заседания Совета Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 мая 2014 г. URL: http://goo.gl/7KztzY (дата обращения: 10.04.2017).
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 № 24-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 40. Ст. 5489.
7. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЭ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 48.
References
1. Vorobyova D.S. Konstitutsionno-pravovye voprosygrazhdanstva detei vRossiiskoi Federatsii i zarubezhnykh stranakh [Constitutional and legal issues of citizenship of children in the Russian Federation and foreign countries]. Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniia [The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration], 2015, no. 3, pp. 61—65 [in Russian].
2. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnik. 3-e izd, pererab. i dop. [Constitutional law of Russia: textbook. 3rd edition, revised and enlarged]. M.: Iurist", 2004, 585 p. [in Russian].
3. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Ital'ianskoi Respublikoi o sotrudnichestve v oblasti usynovleniia (udochereniia) detei (podpisan v g. Moskve 06.11.2008) [Agreement between the Russian Federation and the Italian Republic on cooperation in the field of adoption of children (signed in Moscow on November 6, 2008)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2010, no. 5, Article 462 [in Russian].
4. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Frantsuzskoi Respublikoi o sotrudnichestve v oblasti usynovleniia (udochereniia) detei (podpisan v g. Moskve 18.11.2011) [Agreement between the Russian Federation and the French Republic on cooperation in the field of adoption of children (signed in Moscow on 18.11.2011)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2014, no. 46, Article 6260 [in Russian].
5. Protokol № 171 zasedaniia Soveta Gosudarstvennoi Dumy Federal'nogo Sobraniia Rossiiskoi Federatsii ot 22 maia 2014 g. [Minutes No. 171 of the meeting of the Council of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation dated May 22, 2014]. Retrieved from: http:// goo.gl/7KztzY (accessed 10.04.2017) [in Russian].
6. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 23.09.2014 № 24-P «Po delu o proverke konstitutsionnosti chasti 1 stat'i 6.21 Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniiakh v sviazi s zhaloboi grazhdan N.A. Alekseeva, Ia.N. Evtushenko i D.A. Isakova» [Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated September 23, 2014 No. 24-P «With regard to case on the verification of the constitutionality of part 1 of Article 6.21 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses in connection with the complaint of citizens N.A. Alekseev, Ya.N. Evtushenko and D.A. Isakov»]. Sobranie zakonodatel'stva RF[Collected Legislation of the Russian Federation], 2014, no. 40, Article 5489 [in Russian].
7. Federal'nyi zakon ot 29.12.2010 № 436-FZ «O zashchite detei ot informatsii, prichiniaiushchei vred ikh zdorov'iu i razvitiiu» [Federal Law dated December 29, 2010 № 436-FZ «On protecting children from information that is harmful to their health and development»]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2011, no. 1, Article 48 [in Russian].
3a^uma npae u UHmepecoe demeu, ycbinoeneHHbix UHOcmpambiMU zpawtdanaMU, —
o6a3aHHQcmb zocydapcmea 111
M.A. Kamalyan*
PROTECTION OF RIGHTS AND INTERESTS OF CHILDREN ADOPTED BY FOREIGN CITIZENS IS THE DUTY OF THE STATE
This article illustrates the issue of the termination of children's citizenship adopted by foreign citizens. The state loses the possibility to participate in the protection of rights and interests of an adopted child, if it allows children to renunciation of citizenship of the Russian Federation on the application by adoptive parents. Author particularly analyses the problem of the re-adoption of children by same-sex unions and proposes to ban the termination of citizenship of children on the application by adoptive parents.
Key words: termination of citizenship, rights of a child, samesex unions, re-adoption, prohibited information for distribution among children.
* Kamalyan Milena Artashesovna ([email protected]), Department of State and Administrative Law, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.