Научная статья на тему 'Константинопольский патриарх Григорий VI'

Константинопольский патриарх Григорий VI Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Константинопольский патриарх Григорий VI»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Константинопольский патриарх Григорий VI

Опубликовано:

Христианское чтение. 1904. № 8. С. 222-237.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Константинопольскій патріархъ Григорій VI *).

(1835—1840 и 1867—1871 г.).

«Ъ церковно-административномъ отношеніи патріархъ Григорій сдѣлалъ такія постановленія. Митрополитъ Кассандріи получилъ (въ ноябрѣ 1835 г.) титулъ «всечестнаго и экзарха залива Ѳерманкскаго» 11), митрополія Пелагоніи, гдѣ былъ центръ гражданскаго управленія Румеліи, возведена (183 6 г.) на 15 мѣсто 78), архіепископія Коса возведена (1838 г.) на степень митрополіи, а митрополитъ Кириллъ получилъ титулъ «всечестнаго и экзарха Кикладскихъ острововъ» 7!‘), къ еписко-піи Лерны былъ присоединенъ (1838 г.) островъ Астипалея, оставшійся въ предѣлахъ турецкой имперіи 80). Затѣмъ, 1*9 декабря 1838 г. патріархъ сдѣлалъ такое разъясненіе о судебной власти архіереевъ, въ отвѣтъ на запросъ иностранцевъ Клавани и Планка. Каждый архіерей, какъ облеченный властью и судьи, имѣетъ право—и съ церковной, и съ гражданской точки зрѣнія—оффиціально разсматривать всякаго рода споръ, предлагаемый кѣмъ бы то ни было на его судъ, и произносить рѣшеніе по праву (гражданскому) и по существующимъ церковнымъ законамъ; однако, никто изъ архіереевъ не имѣетъ права, въ качествѣ арбитра, судить торговое спорное дѣло, хотя бы и былъ для этого приглашенъ участни-

*) Продолженіе. См. іюль.

77) К. 11. А.. XVIII, 83.

7!б Тамъ же, 349.

78) Тамъ же, 159—160. 6n) IC II. А., XIV, 3.16.

„аліи дъла 81). Окружнымъ посланіемъ (1838 г.) на имя епархіальныхъ архіереевъ патріархъ предписалъ, чтобы они внимательно наблюдали за клириками своихъ епархій, не позволяли имъ странствовать безъ рекомендательныхъ грамотъ, снабжали таковыми и временно проживающихъ въ ихъ епархіяхъ священниковъ и діаконовъ; это и требуется церковными канонами (13 пр. IY вс. с., 7 пр. ант. с.), и вызывается современными церковно-гражданскими нуждами, въ виду появленія въ патріархатѣ западныхъ миссіонеровъ и политически неблагонадежныхъ лицъ 82). Въ томъ же году посланіемъ на имя епископа Лерны Іереміи патріархъ разъяснилъ, что освященіе вновь построенныхъ или ремонтированныхъ храмовъ принадлежитъ только архіерею, поэтому епископъ долженъ самъ освятить тѣ изъ нихъ, которые были незаконно освящены мѣстными іереями, за что патріархъ и подвергъ ихъ запрещенію 8Я). Весьма важное посланіе было отправлено патріархомъ въ ноябрѣ 1838 г. къ архіереямъ Іонійскихъ острововъ. Церковныя дѣла пришли здѣсь въ совершенное разстройство, вслѣдствіе преступной къ нимъ небрежности архіереевъ и равнодушнаго отношенія къ своимъ высокимъ обязанностямъ. Они не рукополагали для приходовъ священниковъ, поэтому на островахъ не совершались даже и таинства: многіе христіане умирали безъ исповѣди и причастія, а дѣти— безъ крещенія, развились и преступныя сожительства, богослуженій не было и т. п. Монастырскія имущества подвергались расхищенію, а монахи, особенно лучшіе изъ нихъ, изгнаны. Вмѣсто православныхъ служителей алтаря, появились какіе-то неофиты, надменные и безпорядочные, подозрительные по вѣрѣ, небрежные въ отношеніи къ обычаямъ и преданіямъ церкви, воспитавшіеся подъ руководствомъ либеральныхъ учителей. Архіереи не наблюдали за ходомъ и направленіемъ школьнаго дѣла, за учебниками и учителями, среди коихъ появились лица инославнаго исповѣданія, развратившія православную молодежь и распространившія ядъ отступничества отъ преданій православія. Патріархъ рѣзко обличилъ іонійскихъ архіереевъ за ихъ небрежность. Вмѣсто защитниковъ православія, они явились его губителями, вмѣсто пастырей—хищными волками. Архіереи ставятъ на первомъ планѣ мірскіе интересы и—иа-

81) К. Ц. А., XIX, 49.

83) Г г а е MV, II, 219—220.

8-’j Гевей ѵ. II, 215—218.

рушаютъ божественныя постановленія и священные каноны, вопреки назначенію и характеру епископскаго служенія, вопреки страшнымъ обѣщаніямъ предъ лицомъ Бога и людей. Они забыли, что нельзя служить двумъ господамъ. Господь накажетъ ихъ, если они не пробудятся отъ охватившей ихъ летаргіи и не поймутъ, въ какую бездну влечетъ ихъ сатана. Архіереи должны какъ можно скорѣе и больше рукоположить приходскихъ священниковъ, избирая ихъ изъ лицъ добродѣтельныхъ и строго-православныхъ, знающихъ догматы вѣры; хорошо, если они будутъ и образованы, но не слѣдуетъ образованнаго индифферентиста предпочитать благочестивому, но менѣе образованному клирику, нравственность и православіе котораго удостовѣрены духовникомъ и знающими его прихожанами: вѣдь дѣло идетъ о клирѣ для сельскихъ приходовъ. Архіереи должны покровительствовать истиннымъ монахамъ, этой славѣ ортодоксіи и наиболѣе страшнымъ для еретиковъ врагамъ, а монастырское имущество обязаны защищать отъ расхищенія, какъ принадлежащее Богу. Учебно-воспитательное дѣло также должно совершаться подъ непосредственнымъ руководствомъ архіереевъ, въ духѣ православія и церковности. Учителя инославные и подозрительные по убѣжденіямъ должны быть изгнаны изъ школъ. Всѣмъ вѣрнымъ сынамъ православной церкви архіереи должны оказывать покровительство и любовь, новоявленныхъ іереевъ индифферентистовъ и враговъ православія должны открыто обличать, а народъ предупредить относительно ихъ преступной дѣятельности. Архіереи должны избѣгать всякихъ нововведеній п преобразованій въ церковно-религіозной области, дабы не оказаться въ схизмѣ, и обязаны въ точности * соблюдать Пидаліонъ. Наконецъ, патріархъ горячо убѣждаетъ ихъ послѣдовать его поучительному слову 84). Другое посланіе было отправлено въ декабрѣ (1) того же года па имя членовъ іонійскаго совѣта, по поводу представленнаго патріарху проекта мѣстнаго законоположенія. Патріархъ рѣзко осудилъ это законоположеніе, направленное противъ православной церкви. Въ частности Григорій указалъ, что іонійскій совѣтъ, вопреки церковнымъ канонамъ, уменьшилъ па двѣ степени каждый видъ родства, препятствующій законному браку, разрѣшилъ бракъ православныхъ съ ино-славными, позволилъ совершать браки и православному, и

**) Г * 8 е т V, II, 292-303.

протестантскому духовенству но ихъ взаимному соглашенію, допустилъ крещеніе дѣтей по обряду ішоолавному: равнымъ образомъ, большею гибелью грозитъ молодежи безплатное ея обученіе въ правительственныхъ школахъ, съ учителями— вольнодумцами, по книгамъ съ враждебнымъ православію направленіемъ; вопреки церковнымъ канонамъ, міряне захватили монастыри и изгнали монаховъ, вторглись въ церковныя дѣла, подчинили церковь свѣтской власти и т. п. Вообще патріархъ прямо и авторитетно указалъ на скрытую цѣль законопроекта— дать господство протестантству на счетъ православія, предупредилъ духовенство и пародъ относительно этой опасности и убѣждалъ твердо держаться правилъ и преданій церкви православной s5. Авторитетное разоблаченіе коварной цѣли законопроекта вызвало крайнее озлобленіе противъ патріарха со стороны англійскаго посла Стратфорда Рэдклиффа, который и сдѣлался послѣ етого непримиримымъ врагомъ знаменитаго и самоотверженнаго блюстителя православной догмы и церковныхъ каноновъ.

Патріархъ сдѣлалъ и другія распоряженія относительно архіереевъ и ихъ дѣятельности. Такъ, смирнскаго митрополита Хрисанѳа онъ предупредилъ, что не слѣдуетъ служить мам-монѣ, во избѣжаніе наказанія (1836 г.) 8,і), силиврійскаго Мат-ося подвергъ запрещенію за рукоположеніе діакона безъ прихода и несовершелнолѣтняго м), писидійскаго Самуила обличилъ (1839 г.) за корыстолюбіе и обманъ *к), веррійскому митрополиту сдѣлалъ выговоръ за рукоположеніе въ іеромонаха безбородаго жителя Серръ Георгія—Гавріила *“), а ларисскому Ананіи—за избраніе гардикійскаго епископа Анѳима безъ предварительнаго одобренія церкви ,J<>). Въ 1839 г. умеръ критскій митрополитъ Мелетій. Епископы, клиръ и народъ острова увѣдомили патріарха, что преемникомъ его они избрали епископа Лампы Никодима. Григорій написалъ имъ рѣзкое обличеніе за то. что они вторглись въ права церкви, и назначилъ на Критъ митилинскаго митрополита Порфирія 9І). Но послѣдній сталъ отказываться отъ этого перемѣщенія. Тогда патріархъ увѣдомилъ его (4 сентября), что въ такомъ случаѣ онъ долженъ и

"•') ГеВешѵ. И, 306—322.

R6) К. II. Л., XVIII, 175. й:) Тамъ же, 209.

м) К. II. А., XIX, 63—64. Срав. 271. *'•') Тамъ же, 152.

,0) Тамъ же, 160. it. II. Л., XIX, 157.

15

совсѣмъ принести каноническое отреченіе отъ власти п жить на покоѣ. Послѣ итого Порфирій согласился :,і).

Распоряженія относительно низшаго духовенства и мірянъ также имѣли цѣлью водворить среди нихъ благочиніе, послушаніе церкви, подчиненіе канонамъ и законамъ и т. п. Такъ, въ 183(і г. патріархъ отправилъ посланіе раскопрезренскомѵ митрополиту Ананіи по поводу трехъ священниковъ мѣстности Спица, которые стригли бороды, носили фески и оружіе, входили въ такомъ видѣ въ храмъ, во время совершенія богослуженія допускали произвольныя сокращенія и вообще подражали латинскимъ патерамъ. Патріархъ запретилъ имъ уклоняться отъ предписаній православной церкви 1|:!). Священникамъ сисанійской епархіи патріархъ запретилъ вмѣшиваться въ политическія дѣла ”*), іеромонаху монастыря св. Аѳанасія вт, Китрѣ Никифору, который, безъ разрѣшенія архіерея, совершалъ богослуженія въ пелагонійской епархіи, патріархъ пригрозилъ запрещеніемъ ігь свящоппослуженіи (1839 г.) <JS) и т. п. Въ ноябрѣ Ь839 г. патріархъ посланіемъ на имя клириковъ и народа ларисской епархіи запретилъ употреблять церковныя деньги на гражданскія и общественныя нужды, такъ какъ яти деньги составляютъ неотъемлемую собственность храмовъ и должны расходоваться лишь на благолѣпіе и украшеніе церквей, па содержаніе школь, учителей, недостаточныхъ учениковъ и бѣдныхъ прихожанъ. Епптропы храмовъ впредь н должны давать церковнымъ деньгамъ такое назначеніе а“). Клиру и народу веррійскоп епархіи патріархъ предписалъ (1838 г.) пе допускать вмѣшательства мірянъ въ церковныя дѣла !,т). А въ яипнекой епархіи міряне получили такую власть, что распоряжались приходами но своему усмот-рѣнію. продавали пхъ священникамъ со всѣми доходами, вмѣшивались въ церковныя дѣла, вторгались и вт. предѣлы архіерейской власти. Патріархъ грамотой отъ 4 января 1840 г. рѣзко осудилъ такое беззаконіе и грозилъ наказаніемъ за всякое его обнаруженіе въ будущемъ **). Жители Стены обра-

Тамъ же, 163.—Любопытно, что Григорій VI управлялъ, въ качествъ. епитропа, и серрской митрополіей до августа 1838 г., когда на лгу ка-еедру былъ назначенъ самостоятельный митрополитъ.—’Е-/.-/.).. ’ААгфгіх, 1881 (I), Л» 3. а. 53 -54.

93) К. II. Л., XVIII. 1 (І9.

"О Тамъ же, 83.

,,7j II. Л., XVII, 2-70.

!’4) /Г. II. Л., XIX, 75. Орав. 247. !,и) І’г о 8 ю ѵ, II, 333—335.

77. II. А., XIX, 229.

227

тились въ 1839 г. къ патріарху съ просьбой помочь имъ украсить приходскій храмъ Архангела Михаила и освободить его отъ долговъ, такъ какъ собственными средствами они не могутъ выдти изъ затрудненія. Патріархъ назначилъ пожизненнымъ епитропомъ храма монаха Николая Калфа. съ обязательствомъ погасить долги, причемъ жители не должны вмѣшиваться въ его финансовыя операціи. Прихожане благода-рилп патріарха за это распоряженіе ).

Григорій, одушевленный пламенной ревностью о духовномъ совершенствѣ своей паствы,—среди которой наблюдались холодность и безразличіе въ дѣлахъ вѣры, незнаніе христіанскихъ обязанностей, надменность, развращенность, стремленіе къ роскоши, пренебреженіе къ заповѣдямъ Божіимъ н церкви, униженіе клира и почти общее неповиновеніе духовной власти, а съ другой стороны, развивалась»дѣятельность инославной пропаганды, — учредилъ въ 1836 г. «Церковную и духовную епитропію», возложивъ на нее обязанность наблюденія за всѣми церковно-религіозными дѣлами въ архіепископіи константинопольской. Во главѣ епитропіи сталъ самъ патріархъ, а членами ея были избраны: месимврійскій митрополитъ Самуилъ, риоимнскій епископъ Іоанникій и іеродидаскалъ Евсевій, дѣятели просвѣщенные и ревностные. На перваго было возложено испытаніе ищущихъ священныхъ степеней и руководство духовниковъ, второму была предоставлена цензура книгъ, назначенныхъ для продажи и печати, наблюденіе за церковной дисциплиной л поведеніемъ клириковъ, а третій имѣлъ обязанность надзора за школьнымъ обученіемъ и проповѣдью слова Божія. Въ частности, каждый готовящійся къ посвященію во діакона или іерея долженъ былъ являться къ митрополиту Самуилу, который п собиралъ свѣдѣнія о воз растѣ кандидата, его жизни, на основаніи свидѣтельства духовника и соприхожаігь, о призваніи къ духовному служенію и т. п. Если епитропъ найдетъ, что ищущій священства удовлетворяетъ всѣмъ каноническимъ требованіямъ, онъ выдаетъ ему письменное въ этомъ удостовѣреніе для представленія въ патріархію, а если встрѣтятся препятствія, то дѣло представляется на рѣшеніе всей епитропіи. Затѣмъ, въ виду того, что многіе духовники не имѣютъ надлежащаго понятія о своемъ высокомъ назначеніи и не знаютъ, въ какомъ положеніи на-

"") Тамъ же, 146—148.

15*

ходите я ихъ духовные дѣти іі какія слѣдуетъ принимать мѣры для нравственнаго на нихъ воздѣйствія, необходимо, чтобы они въ опредѣленные дни являлись къ митрополиту Самуилу п получали отъ него потребныя разъясненія и указанія. Въ свою очередь, епископъ Риоимны долженъ наблюдать за благочиніемъ въ церквахъ и надлежащимъ совершеніемъ богослуженій, таинствъ, дабы все было благообразно и по чину. Если онъ замѣтить какія либо уклоненія отъ устава или обычая церковно-богослужебнаго, то имѣетъ долгъ сдѣлать необходимыя исправленія, а въ случаѣ дальнѣйшихъ уклоненій сообщаетъ церковной еннтропіи. Опъ долженъ также слѣдить за поведеніемъ всѣхъ клириковъ н ихъ образомъ мыслей, и если замѣтитъ уклоненія отъ православнаго ученія и правилъ нравственности. предлагаетъ виновному духовное увѣщаніе, а потомъ. въ случаѣ необходимости, доводитъ до свѣдѣнія епитро-піи. И въ другихъ отношеніяхъ каждый епитропъ дѣйствуетъ согласно уставу. Всѣ они о своихъ распоряженіяхъ сообщаютъ патріарху, отъ имени котораго и дѣйствуютъ, какъ его уполномоченные, поэтому народъ и клирики должны повиноваться имъ такъ же, какъ они повинуются самому патріарху 10°). По образцу константинопольской еннтропіи, и въ провинціальныхъ городахъ стали возникать подобныя, весьма полезныя, учрежденія. Въ февралѣ 1840 г. патріархъ Григорій хвалилъ янпнекаго митрополита Іоанникія и христіанъ за устройство трехчленной еннтропіи, на которую были возложены заботы о духовенствѣ, нравственныхъ и просвѣтительныхъ нуждахъ народа 101).

Патріархъ Григорій учредилъ церковную и духовную еии-тропію, между прочимъ, съ цѣлью противодѣйствія пно-славной пропагандѣ, которая утвердилась въ патріархатѣ и, чрезъ посредство миссіонеровъ, школъ, учителей и книгъ, наносила немалый вредъ православію. Цензура книгъ, наблюденіе за учебно-воспитательнымъ дѣломъ и церковною проповѣдью — вотъ мѣра противодѣйствія надвигавшемуся злу. Но патріархъ этимъ не ограничился въ борьбѣ съ католиками и протестантами. Онъ ополчился противъ нихъ горячимъ словомъ архипастырской ревности и въ цѣломъ рядѣ посланій

юо) Е '3 і j у £ /. х і) X et X я і у ?, а Оу у pap.ua rspio8'.-/.ov u-u Г г р и. а ѵ о 5 Ігрочг,рахо;, ". I, з. 69—87. ’AÜryrxi. 1836.

1,J1J h\ ІГ. А., XIX, 272—27Д.

раскрылъ ихъ коварные планы, обличилъ ложъ ихъ вѣроученія и опасность для православія, призывалъ епископовъ и клириковъ внимательно охранять народъ отъ духовной заботы, а мірянъ убѣждалъ твердо держаться ученія и преданій православной церкви.

Прежде всего, въ 1836 г. патріархъ опубликовалъ обширное синодальное посланіе ко всѣмъ христіанамъ по поводу ннославныхъ лжеученій. Здѣсь рѣчь идетъ объ ученіи Лютера. Цвингли, Кальвина н сощшіань, изобличаются ихъ заблужденія и внушается инославнымъ миссіонерамъ не смущать совѣсть православныхъ христіанч» пропагандой еретическихъ воззрѣній. Архіереямъ вселенскаго престола патріархъ, для противодѣйствія пропагандѣ, предписалъ—учредить въ своихъ епархіяхъ церковныя епитропіи. на подобіе константинопольской, съ цѣлью наблюденія за духовнымъ состояніемъ парода,—внушить православнымъ родителямъ внимательно относиться къ обученію н воспитанію дѣтей въ духѣ православія и церковности и не посылать ихъ въ школы ннославныхъ и подозрительныхъ учителей, изъять изъ народнаго употребленія книги, изданныя протестантами, а взамѣнъ ихъ распространить въ народѣ книги мѣстной печати, опубликованныя съ разрѣшенія церкви, не допускать употребленія въ народѣ перевода Св. Писанія на новогреческій языкъ, сдѣланнаго Максимомъ Маргѵніемъ и другими лицами, а также изданнаго Библейскимъ Обществомъ перевода нѣкоторыхъ ветхозавѣтныхъ книгъ, взамѣнъ коего долженъ употребляться переводъ LXX. Архіереямъ и другихъ патріаршихъ престоловъ, а равно и всѣмъ священникамъ, патріархъ рекомендовалъ быть внимательными къ исполненію своихъ обязанностей и энергично бороться съ коварными и опасными врагами вѣры православной. Что касается народа, то и онъ долженъ тщательно охранять себя отъ хитро разставленныхъ сѣтей западныхъ миссіонеровъ, которые, путемъ дароваго обученія и раздачи книгъ, лицемѣрнаго человѣколюбія и матеріальной помощи, намѣрены лишить его самаго драгоцѣннаго сокровища и готовятъ ему вѣчную душевную гибель. Наконецъ, тѣмъ изъ грековъ, которые по обману и невѣдѣнію измѣнили вѣрѣ отцевъ, патріархъ обѣщалъ совершенное прощеніе, если они возвратятся въ лоно православной церкви 102). Затѣмъ, въ маѣ 1836 г. онъ писалъ прусскому митрополиту Анѳиму, что,

І,к) Гі5г*ѵ. II. 248—280.

вт. виду появленіи въ его епархіи инославныхъ миссіонеровъ, которые учреждаютъ школы, даромъ раздаютъ книги, ведутъ бесѣды съ народомъ и т. п., онъ долженъ внимательно наблюдать на учащейся молодежью и народомъ, постоянно предлагать паствѣ наставленія и учить догматамъ вѣры, распространить вт. народѣ н школахъ катихизисъ м. Платона, предупреждать относительно самозванныхъ учителей и преступной ихъ дѣятельности п всѣми мѣрами ей противодѣйствовать Въ іюнѣ того же года патріархъ повторилъ Аноимѵ свое увѣщаніе, одобрялъ его мѣры противъ подозрительнаго учителя одной общей школы и предложилъ наказать христіанина, отдавшаго въ аренду протестантскимъ миссіонерамъ свои домъ.—если онъ не удалитъ ихъ 104). Тогда же патріархъ отправилъ посланіе н смирнскому митрополиту Хрисанѳу,—убѣждалъ его, какъ и митрополита прусскаго, противодѣйствовать католическимъ и протестантскимъ миссіонерамъ и предложилъ руководствонпыя но этому поводу указанія 10г'). Хрисаноъ вскорѣ былъ перемѣщенъ въ Прусу и, вслѣдствіе нерадивости, допустилъ инославныхъ учителей въ школы — митрополичью, греческую п взаимнаго обученія въ ГІеладарн и Демирдсси, гдѣ обученіе стало производиться но книгамъ, враждебнымъ православію. Въ февралѣ 1839 г. патріархъ отправилъ ему рѣзкое посланіе, съ осужденіемъ его нроступноп небрежности, и предложилъ немедленно изгнать изъ школъ развращенныхъ учителей, а ихъ зловредныя книги—публично сжечь 10е). Хрисаноъ исполнилъ это распоряженіе, о чемъ п увѣдомилъ патріарха. Послѣдній еще разъ (J6 апрѣля) сдѣлалъ ему выговоръ за небрежность и увѣдомилъ, что посылаетъ для прусской школы своего учителя, котораго нанялъ за 400 гросіевъ (а не за 200. какъ желалъ митрополитъ): другой учитель будетъ рекомендованъ вскорѣ 10Т). Трапезунтскій митрополитъ Коистантій также подвергся порицанію за то, что позволилъ лютеранамъ и кальвинистамъ распространять въ пародѣ враждебныя православію книги, при чемъ патріархъ велѣлъ ему въ присутствіи народа сжечь эти книги. Митрополитъ исполнилъ это распоряженіе, а также удалилъ изъ города протестантскихъ клириковъ 108). 24 января 1887 г. патріархъ сдѣлалъ разъясненіе о

10:') г £ 5 г И.II, 197—-202. '"<) Ій И. А., XVIII, 148.

|05) К у а у у в /. : /. у, X і X - : у ;, I. 247—254: К. II. А., XVIII, 100.

>°в) ІЗДоеюѵ, II, 322—325. ,о;.) Ій II. А., XIX, 107—108.

,<ІК) Тамъ же, 134,—130.

придѣлахъ церковнаго снисхожденія къ шюславпымъ. Православный монахи, находившіеся въ Андріанополѣ съ чудотворнымъ Поясомъ Богородицы; приглашались и армянами для освященія и предохраненія отъ свирѣпствовавшей чумы. На запросъ, какъ имъ поступать въ случаѣ приглашенія, патріархъ увѣдомилъ адріанопольскаго митрополита Григорія, что монахи, когда ихъ приглашаютъ сами армяне, движимые религіозными чувствами, могутъ являться со святыней въ ихъ дома, но не въ церкви и приходы, и при совершеніи молебновъ не должны поминать ихъ имена, а молиться просто—«о живущихъ въ домѣ семъ», причемъ армянское духовенство не должно служить вмѣстѣ съ ними ,09). Въ виду появленія инославпыхъ миссіонеровъ въ Сербіи, патріархъ въ 1837 г. отправилъ но этому поводу посланіе и мѣстному митрполиту, анологичное съ посланіями митрополитамъ Смирны и Прусы, а князя просилъ распространить въ народѣ печатные экземпляры этого посланія по). Валашскому господарю Гикѣ патріархъ также писалъ (1839 г.) о протестантской пропагандѣ и просилъ его помочь духовенству въ борьбѣ съ этимъ зломъ, посредствомъ школъ п хорошихъ книгъ 1"). Въ сентябрѣ 1838 г. патріархъ Григорій издалъ посланіе съ осужденіемъ латинскихъ вѣроисповѣдныхъ разностей (Filioque, крещеніе посредствомъ обливанія, опрѣсноки, яденіе удавлеішны и крови, постъ въ субботу, безбрачіе священниковъ, чистилище, главенство папы, индульгенціи), которымъ противопоставляетъ здравое ученіе церкви православной, и горячо убѣждалъ народъ не слѣдовать внушеніямъ латинскимъ миссіонеровъ, но оставаться въ оградѣ православія “*). Въ слѣдующемъ году (1 марта) патріархъ обратился съ новымъ посланіемъ къ духовенству—высшему и низшему—-п народу вселенскаго престола, въ которомъ убѣждалъ всѣхъ не отдавать дѣтей въ школы инославпыхъ учителей, избѣгать этихъ послѣднихъ, сжигать учебники и книги, изданныя лютеранами и кальвинистами, и не читать Св. Писанія въ переводѣ на простонародный греческій языкъ, кѣмъ бы онъ ни былъ исполненъ 'І:і).

Кромѣ инославныхъ миссіонеровъ, большую духовную смуту среди греческаго общества произвелъ Ѳеофилъ Каирисъ,

,0ІІ) Г е о £ ш ч, II, 205—206. ’,0) К. П. А., XVIII, 246. ,1!) Г е Ьг шѵ, II, 235—248.

ш) А'. 11. Л., XIX. 109. п:і) Тамъ же, 287—292.

создавшій особую религіозно-философскую систему, которую омъ назвалъ— «Огозгф-ио;». Каприсъ м его послѣдователи признавали безсмертіе души и бытіе Высшаго Существа. Творца и Промыслите, ія міра, но не принимали Си. Писанія Ветхаго н Новаго -Завѣта, отрицали троичность лицъ въ Богѣ, воплощеніе Бога Слова, благодатную помощь Духа Святаго и все ученіе православной церкви, взамѣнъ коего измыслили свое вѣроученіе съ теистическимъ характеромъ и составили свои молитвы на дорическомъ діалектѣ. Ііанрнсъ распространилъ свое лжеученіе чрезъ посредство орфанотрофія, основаннаго вт. сентябрѣ 1835 г. на островѣ Андросѣ, и вызвать немалое аігпіперковпое движеніе среди греческаго духовенства и народа. Патріархъ Григорій, узнавъ о новоявленной протпво-христіанскон доктринѣ, осудилъ ее (въ посланіи 1839 г.), убѣждалъ народъ быть твердымъ въ вѣрѣ православной, запретилъ имѣть общеніе съ бывшими учениками аидросскаго орфапотрофія. а настоящихъ питомцевъ его приглашалъ во вновь учрежденную на Фанарѣ богословскую школу ,1і). Особыя посланія противъ теосевизма были отправлены въ Сербію, Валахію, Молдавію и на островъ Кипръ, съ приказаніемъ распространить ихъ въ народѣ 115), а митрополиту Хіоса Софронію и димогеронтамъ патріархъ писалъ, чтобы они не допускали сношеній православныхъ христіанъ съ учениками Каири, если ошг появятся тіа островѣ, и убѣждали ихъ отправиться въ патріаршую школу на Фанарѣ ,1в). Однако многіе изъ учениковъ Каири, разсѣявшись по патріархату, стали искать учительскихъ должностей. Это дало поводъ Григорію, совмѣстно съ патріархами Константіеяъ I и Аоанасіемъ іерусалимскимъ, издать 19 декабря 1839 г. другое посланіе, которымъ совершенно было запрещено принимать канрнстовъ на должности учителей въ общественныхъ школахъ и даже въ частныхъ домахъ. Оші могли быть приняты въ общеніе съ православною церковью лишь на слѣдующихъ условіяхъ. Каждый изъ нихъ былъ обязанъ письменно изложить лжеученіе Каири и анаѳемствовать его вмѣстѣ со всѣми послѣдователями, а вмѣстѣ, съ тѣмъ письменно исповѣдать ученіе православной церкви. Тотъ и другой документъ каждый ученикъ изъ орфанотрофія долженъ былъ прочитать въ церкви, въ присутствіи патріарха.

"4) Г s 5 £ і!) ѵ, II, 220—228. ,иі) Тамъ же, 17Ö.

/Л //. А., XIX, 179, 192.

архіереевъ и народа. Наконецъ, каждый обязанъ поступить въ богословскую школу на Фанарѣ для изученія православнаго богословія и оставаться здѣсь столько времени, сколько потребуется для совершенной перемѣны міровоззрѣнія. Лишь послѣ соотвѣтствующаго испытанія, церковь приметъ бывшихъ каиристовъ въ среду своихъ истинныхъ чадъ ,1,s). И послѣ итого патріархъ писалъ то одному, то другому архіерею, настаивая на исполненіи по отношенію къ капристамъ ѵказан-заннмхъ условій и угрожая за послабленіе низложеніемъ съ каоедръ “*).

Предметомъ ревностнѣйшаго попеченія патріарха Григорія было и иародное просвѣщеніе въ духѣ православія п церковности. Прежде всего, церковная проповѣдь въ его время получила нѣкоторое оживленіе, при содѣйствіи основаной имъ церковной и духовной епитропіи. Уставомъ итого учрежденія было предписано, чтобы священники впредь не ироновѣды-вали въ храмѣ безъ письменнаго разрѣшенія патріарха или епитропа іеродндаскала Евсевія: только архіереи имѣютъ право проповѣдывать во всѣхъ церквахъ и когда угодно, безъ письменнаго патріаршаго разрѣшенія, а равнымъ образомъ два назначенные патріархомъ іеродндаскала—Веніаминъ и Діонисій. Настоятели храмовъ могутъ (безъ разрѣшенія) бесѣдовать только о церковныхъ сборахъ и дѣлахъ. Кто намѣренъ говорить слово надгробное или похвальное, долженъ заявить объ этомъ упомянутымъ іеродидаскаламъ, а въ отсутствіе ихъ—агіотафитамъ діакону Филимону и Платону. Мірянамъ совершенно запрещается проповѣдывать въ храмахъ |1!'). И въ другихъ епархіяхъ, вмѣстѣ съ учрежденіемъ духовныхъ епнтропій, церковная проповѣдь сильно оживилась: появились спеціальные іерокириксы, которые систематически поучали народъ за богослуженіемъ и руководили клириковъ въ этомъ важномъ дѣлѣ 120). Одновременно издавались и книги, необходимыя для религіозно - нравственнаго просвѣщенія народа. Это дѣло также получило нѣкоторую организацію, въ связи съ задачей церковной и духовной епитропіи. Епископъ Риѳимны Іоанникій

"') Ге8Е«і>ѵ, II, 229—234.

:1“) /». II. Л., XIX, 163 (посланіе кесарійскому митр. Паисію), 26.">—266 (посланія мосхонисійскому архіерею Кириллу и нрокритамъ Кидоній). ш)) Е ё се у у г А. і у. I; X се: у £, I, 80—82.

І2°) Г г о г <« ѵ. То к^риурх той Чгі'м Лоуои... 'Е * * ).. ’А/.., 1888, № 25, о. 202—203.

былъ сдѣланъ цензоромъ всѣхъ книгъ, предназначенныхъ для печатанія и продажи. Всякій автора», прежде чѣмъ печататъ свою книгу въ Константинополѣ, обязанъ былъ представить ему рукопись въ двухъ экземплярахъ для просмотра. Если цензоръ не находилъ въ рукописи ничего противнаго религіи, нравственности и власти, то возвращалъ автору одинъ экземпляръ съ разрѣшеніемъ печатать трудъ, а другой экземпляръ оставлялъ у себя и по нему провѣрялъ печатное изданіе, дабы не было уклоненій сравнительно съ рукописью. Всякое одобренное цензоромъ изданіе снабжалось патріаршею печатью, безъ которой типографія не должна выпускать ни одного экземпляра. Въ случаѣ затрудненія въ оцѣнкѣ книги, цензоръ обращается къ еннтропіи, которая можетъ приглашать для разсмотрѣнія представленныхъ сочиненій и постороннихъ компетентныхъ лицъ. Равнымъ образомъ, и книгопродавцы не имѣютъ права ни одной книги продавать безъ разрѣшенія епитропа Іоанникія, который просматриваетъ каталоги книгъ, находившихся въ магазинахъ, подписываетъ ихъ и скрѣпляетъ патріаршей печатью,—въ противномъ случаѣ книга считается запрещенной ,2)). Этими правилами руководились авторы и книгопродавцы въ константинопольской архіепископіи. Такъ. 24 августа 1838 г. митрополитъ кесарійскій Паисій представилъ вт» синодъ переводъ на турецкій языкъ катихизиса московскаго митрополита Платона, назначенный для малоазійскихъ грековъ, съ просьбой разрѣшить его къ печати 121 122). Трудъ былъ отданъ на разсмотрѣніе членовъ церковной епитропін, которые, признавъ его, въ общемъ, полезнымъ и хорошимъ, потребовали нѣкоторыхъ поправокъ, о чемъ патріархъ и синодъ и увѣдомили переводчика 123). Онѣ были сдѣланы, и въ ноябрѣ (20) 1839 г. патріархъ рекомендовалъ турецкій переводъ катихизиса митрополитамъ Амасін, ІІисидіи, Неокесаріи и Фнладелфін для распространенія среди христіанъ 124). Въ томъ же году митрополитъ Паисій просилъ у патріарха разрѣшенія перевести на турецкій языкъ сочиненіе Евгенія Вулгарпса «ФіШзос ’Аоолгауіа», но получилъ отвѣтъ, что это сочиненіе предварительно будетъ разсмотрѣно церковной епитропіей, въ виду не совсѣмъ одобрительнаго о немъ отзыва Никодима Агіо-

121) Е ü а у у £ X с ѵ. т, X -х X - і f £, I, 76—77.

’”) І\. II. А. ХѴШ, 356.

,23) і’е оеіЬѵ, II, 280—286.

,-4) Тамъ же, 332—333.

рита t2r>). Подобный отпѣтъ былъ посланъ (183S г.) и бывшему митрополиту Далмаціи Венедикту, на запросъ его о переводѣ на простонародный греческій языкъ нѣкоторыхъ твореній Іоанна Златоуста 12,і).

Что касается школь п учебно-воспитательнаго дѣла, то и во главѣ ихъ въ константинопольской епархіи былъ поставленъ іеродпдаскалъ Евсевій. Всѣ ефоры іі учители школъ эллинскихъ. общихъ и взаимнаго обученія обязаны признавать его общимъ своимъ начальникомъ п руководителемъ, исполнять все. что онъ ни прикажетъ. Евсевій время отъ времени обязанъ посѣщать школы или посылать своего уполномоченнаго для ихъ ревизіи, долженъ слѣдить за поведеніемъ и преподаваніемъ учителей, за познаніями учениковъ и принимать, въ случаѣ необходимости, соотвѣтствующія мѣры. Никто не имѣетъ права открывать пли закрывать школу, мужскую или женскую, безъ разрѣшенія церкви, етіитропіи и ефора Евсевія, а также нанимать и смѣщать учителей: ефоры, нуждающіеся въ учителяхъ, п учители, ищущіе мѣстъ, обращались къ посредству іеродидаскала Евсевія. Школьные ефоры и назначаются, и смѣщаются также съ вѣдома, и согласія Евсевія. Ихъ обязанность ограничивается только матеріальными дѣлами школъ,— они платятъ жалованье учителямъ, заботятся о доходахъ н содержаніи школъ и т. и., а что касается воспитанія, наукъ, поведенія н настроенія учителей и учениковъ,—это подлежитъ вѣдѣнію общаго ефора просвѣщенія ,2,7).

Изъ школъ, основанныхъ патріархомъ Григоріемъ, на первомъ планѣ нужно поставить богословскую школу на Фанарѣ. учрежденную въ 1839 г. съ цѣлъю приготовленія клириковъ и учителей для нуждъ константинопольской церкви и въ противодѣйствіе антицерковному направленію андросскаго орфа-потрофія Каири. Учениками этой школы и состояли преимущественно бывшіе питомцы Каирн, а ехолархами—извѣстные греческіе ученые Варѳоломей Кѵтдумушскій и Леонтій Кесарійскій 25 * * 128). Школа была открыта на деньги (30.000 гросіевъ), собранныя съ епархіальныхъ архіереевъ |2а). Между прочимъ, въ школу была пожертвована часть патріаршей библіотеки 13°). Но фанарскос богословское училище существовало только до

І25) Тамъ же, 330—331. ,м) К. II. Л., XVIII, 352—353.

І2Т) Eübty*). іхі| 2 і X л і у I, 78—80.

Г58ео)ѵ. К. Д., II, 225. ’•-■*) К. II. А., XIX, 180; DCXI.I, 245.

>30) Я. II. А., DCXLI, 255.

1840 г., когда, но недостатку средствъ, было закрыто ,*1). Кромѣ того, въ 1836 г. въ селѣ Манадендрп янинекой епархіи, на средства Георгія Ризарп изъ Одессы, была открыта греческая школа, устройство которой и было утверждено особымъ еигнлліемъ патріарха 132), а въ 1838 г. митрополитъ Діонисій открылъ школу въ Фѳрсалѣ 133). Затѣмъ, Григорій убѣждалъ открытъ школы—въ Дровіанѣ, дріипупольской епархіи т). въ Муталаскѣ, кесарійской епархіи, — на тѣ 20.000 гросіевъ, которые жители села были должны мѣстнымъ церквамъ. продавшимъ во время возстанія свои серебряные сосуды для уплаты народныхъ податей *”), и въ Перлепе ***); а для греческой школы въ Фнладелфіи рекомендовалъ избрать но-выхт> енитроповъ 13"). Архидидаскалу великой народной школы вт. Константинополѣ, бывшему меспмврійскому митрополиту Самуилу, патріархъ и синодъ принесли въ 1840 г. благодарность за отличное исполненіе обязанностей т), а коммерческую школу на Халки-. находившуюся въ крайне затруднительномъ матеріальномъ положеніи, патріархъ поддержалъ нравственно и экономически и этимъ спасъ отъ угрожавшаго закрытія: при его содѣйствіи въ 1838 г. было заключено второе соглашеніе константинопольскихъ купцовъ, обезпечившее дальнѣйшее существованіе учрежденія 1Я8). Въ 1838 г. патріархъ утвердилъ матеріальную субсидію Константина Ипликчи въ пользу школы взаимнаго обученія въ константинопольскомъ приходѣ Неохоріи на Босфорѣ 11°). Въ томъ же году былъ удаленъ отъ завѣдыванія Евангелической школой въ Смирнѣ схолархт, Неоклъ, снявшій санъ іеродіакона и признанный недостойнымъ учить чадъ св. церкви 141), а въ слѣдующемъ іеро-кпрнксъ этой школы . Кириллъ, учившійся въ орфаиотрофіи Капри, былъ вызванъ на испытаніе въ патріархію 143). Завѣдываніе греческой школой на Имвросѣ было ввѣрено (1836 г.) дидаскалу Варооломею Кутлумушскому 1ІЗ). Были утверждены

J:!1) Г s 3 в с» ѵ, А; ’аруаіотерхі ~&'і хяв’ тцха; ОгоХауіѵ.щѵ з^оАйѵ. Е -/.•/. X т( а. ’А/.^веіа, 1888. № 9, а. 43.

,32) Е. II. А., XVIII, 93. ш) Е. II. Л., DCXU, 194.

ш) Е. П. А., XVIII, 245.

,35) Тамъ же, 292 (письмо 1837 г. митр. Паисію).

,36) Е. П. А., XIX, 126. ,3’) Е. //. Л.. XVIII, 283- 284.

|38) Е. II. А., XIX, 239.

’30) Е-/.У.).. ’А А.. 1881 (I), № 16, а. 111.

,4"1 Е. II. А., XIX, 90—92. ЫІ) Тамъ же, 22, 37.

,4г) Тамъ же, 156. 143| Е. II. А., XVIII. 203.

денежные доходы за школами въ Кесаріи и въ Иптзесу, оливъ итого города '“), а патмоская греческая школа, паходиншаяся подъ наблюденіемъ столичной корпораціи мѣховіциковъ. пользовалась процентами съ 11.600 гр.. завѣщанныхъ на нужды бѣдныхъ учениковъ митрополитомъ сардійскнмъ Нектаріемъ 14'ѵ). и съ тысячи рублей, положенныхъ Евгеніемъ Булгарпсомъ въ русскомъ государственномъ банкѣ 14°). Патріархъ внимательно слѣдилъ и за тѣмъ, чтобы учителями школъ назначались вѣрующіе. нравственные и благонадежные люди '”). Наконецъ, Григорій заботился о поднятіи образовательнаго уровня и среди монаховъ. Въ августѣ J837 г. онъ издалъ посланіе къ игуменамъ болѣе замѣчательныхъ ставропигіалышхъ монастырей, чтобы оші не рукополагали въ священныя степени иноковъ не образованныхъ и пригласили опытныхъ дпдаекаловъ для обученія кандидатовъ священства 1iS). Въ концѣ этого года онъ повторилъ распоряженіе, обратившись н къ остальнымъ ставропигіямъ, причемъ рекомендовалъ однимъ имѣть своихъ дпдаекаловъ, а другимъ посылать молодыхъ монаховъ въ сосѣднія школы ,4|)). Въ декабрѣ 1837 г. огласилась постройка ШКОЛЫ При ПрИХОДСКОМЪ МОІіаСТЫрѢ AaStäi, въ диднмотпхекой епархіи, по почину игумена Венедикта 1Г>0). Школа при монастырѣ Гхойрас янинской , епархіи, по распоряженію патріарха 1Г>1), была обревизована (1839 г.) митрополитомъ Іоанникіемъ *).

И. Соколовъ.

,4<) Ій II Л., XIX, 71—73, 225—22В.

,4Г\) 'Гамъ же, 131. |4в) Тамъ же, 268.

147) К. II. Л., XIX, 115, 142, 177, 217, 250, 266.

148) К. П. Л., XVIII, 257. 14!|) Г в о г, ui ѵ, II, 209—211.

1Ь0) Ій П. Л., XVIII, 294. ,6‘) К. II. .4., XIX, 119.

*) Окончаніе будетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.