Научная статья на тему 'Борьба константинопольского патриарха Григория VI с инославной пропагандой на Востоке'

Борьба константинопольского патриарха Григория VI с инославной пропагандой на Востоке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба константинопольского патриарха Григория VI с инославной пропагандой на Востоке»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Борьба константинопольского патриарха Григория VI с инославной пропагандой на Востоке

Опубликовано:

Христианское чтение. 1908. № 6-7. С. 908-931.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Борьба константинопольскаго патріарха Григорія УІ съ ннославною пропагандою на Востокѣ.

«СЕЛЕНСКІЙ патріархъ Григорій УІ, дважды занимавшій константинопольскій престолъ (1835—1840 и 1867— 1871 г. г.), былъ однимъ изъ наиболѣе выдающихся $ церковно - общественныхъ дѣятелей православнаго Во-] стока въ XIX вѣкѣ. Крупная его заслуга для православной церкви состояла, между прочимъ, въ томъ, что онъ съ пламеннымъ усердіемъ заботился о чистотѣ и неприкосновенной цѣлости церковныхъ догматовъ и каноновъ, самымъ энергичнымъ образомъ охранилъ святую православную вѣру и отъ малѣйшихъ ея нарушеній, отъ кого бы они ни исходили, и съ апостольской ревностью боролся съ инославной пропагандой, раскинувшей свои миссіонерскія сѣти почти по всему православному Востоку. Устройство народныхъ школъ и благотворительныхъ заведеній, распространеніе миссіонерскихъ книгъ и изданій, открытая проповѣдь латинства и протестантства, политическое покровительство бѣдной и обездоленной ромейской райѣ, финансовыя съ нею сдѣлки и прямой подкупъ—вотъ обычныя средства и пріемы, которыми пользовались западные миссіонеры съ цѣлью вѣроисповѣдной пропаганды среди православнаго населенія Востока. И должно отмѣтить, что пропаганда имѣла здѣсь немалый успѣлъ и невольно вызывала опасеніе и за цѣлость православія,* и за судьбу греческой церкви на Востокѣ. Представители мѣстной церковной власти прекрасно понимали грозную опасность для православнаго Востока со стороны инославнаго Запада и по мѣрѣ силъ и средствъ, находившихся

въ ихъ распоряженіи, противодѣйствовали завоевательному походу латинства и протестантства. Извѣстна борьба съ инославною пропагандою константинопольскихъ патріарховъ Кирилла УІ (1813—1818 г.), Григорія Y (f 1821 г.), Агаѳангела (1826—1830 г.) и Константія I (1830—1834 г.), которые, въ виду систематическихъ усилій со стороны западныхъ дѣятелей достигнуть вѣроисповѣднаго торжества и на Востокѣ, цѣлымъ рядомъ посланій и церковно-административныхъ мѣропріятій • стремились парализовать успѣхъ прозелитизма и противопоставить лживымъ упованіямъ инославія свѣтлую пвавду ортодаксіи *). Но особенно почтенны были труды въ отношеніи защиты православія со стороны вселенскаго патріарха Григорія УІ, обнаружившаго великую ревность въ борьбѣ съ католическими и протестантскими миссіонерами на Востокѣ.

Занявши патріаршій престолъ въ концѣ 1835 года, святѣйшій Григорій уже въ февралѣ 1836 года основанъ при вселенской патріархіи вспомогательное административное учрежденіе—«Церковную и духовную егштропію». Въ окружномъ посланіи, опубликованномъ по поводу основанія новой епитро-піи, патріархъ мотивируетъ свое мѣропріятіе различными недостатками въ религіозно-нравственной жизни подчиненной ему паствы. Величайшее равнодушіе и индифферентизмъ въ дѣлахъ религіозныхъ, незнаніе христіанскихъ обязанностей и даже совершенное нежеланіе уразумѣть ихъ и исполнить, изнѣженность, развращенность, роскошь, пренебреженіе къ заповѣдямъ Божіимъ и къ церкви, пренебрежительное отношеніе къ клиру и почти всеобщее неповиновеніе славному игу вѣры—вотъ неприглядныя явленія въ жизни современнаго грескаго общества, побудившія святѣйшаго патріарха Григорія учредить «Церковную и духовную епитраиію». Кромѣ того, «множество инославныхъ, а также развращенныхъ и продажныхъ соотечественниковъ (idTjOo- £-£poSö^(ov ха! ot^Oapixevcov fj аруоршѵ^тсоѵ oixo£fjvü)v) соединились вмѣстѣ и открыли борьбу для уничтоженія православія и для распространенія превратнаго ученія среди православныхъ вѣрующихъ: повсюду находятся учителя, развращепные въ вѣрѣ и въ нравахъ, повсюду для соблазна и гибели вѣрныхъ распространяются книги иныхъ упованій 9

9 И. Соколовъ, Константинопольская церковь въ XIX вѣкѣ, т. I, стр. 444, 492, 516, 529. Спб. 1904.

и исполненныя ересей». Все это было достойно слезъ, вызывало у патріарха глубокую печаль и повергало душу его въ большое уныніе. Правда, предшественники Григорія YI по вселенскому престолу, взирая па опасность, въ которой находилось православіе, начали принимать противъ нея соотвѣтствующія мѣры, но бѣдствіе непрерывно и съ гигантскимъ успѣхомъ развивалось но всему православному Востоку. Поэтому патріархъ Григорій призналъ необходимымъ обратиться къ средствамъ наиболѣе дѣйствительнымъ и цѣлесообразнымъ, рѣшилъ дѣйствовать систематически, съ неусыпнымъ рвеніемъ и вниманіемъ. Онъ отечески приглашалъ на помощь себѣ всѣхъ вѣрныхъ чадъ православія, особенно же духовенство, дабы общими усиліями вырвать съ корнемъ изъ виноградника Господня посѣянные здѣсь врагами православія плевелы и насадить сѣмя евангелія,—потому что дѣло идетъ объ основахъ православія, о славѣ церкви и о душевномъ спасеніи греческаго народа.'). «Церковная и духовная епитропія. основанная въ 1836 году, и должна была наблюдать за всѣми церковно-религіозными дѣлами въ константинопольской архіепископіи и оказывать патріарху содѣйствіе въ утвержденіи и охраненіи православія. Въ частности, три члена епитропіи (месимврійскій митрополитъ Самуилъ, реѳимнскій епископъ Іоанникій и іеродидаскалъ Евсевій) должны были испытывать ищущихъ священныхъ степеней и руководить духовниковъ въ исполненіи ихъ обязанностей, наблюдать за церковной дисциплиной и поведеніемъ клириковъ, слѣдить за школьнымъ обученіемъ и проповѣдью слова Божія, разсматривать рукописи и книги, назначенныя для печати и продажи, и тщательно наблюдать, чтобы книгопродавцы не вносили въ свои каталоги такихъ книгъ, которыя не допущены епитропіей къ обращенію среди православныхъ грековъ * 2). Все это было необходимо для неусыпнаго со стороны патріарха попеченія о духовной пользѣ его паствы и правильномъ соблюденіи народомъ нравственныхъ и гражданскихъ его обязанностей, для сохраненія въ чистотѣ священной вѣры предковъ. Вѣдь архипастырю надлежитъ за всѣмъ наблюдать, все знать и обо всемъ дѣлать свои постановленія. Но для успѣшнаго

9 Е и а у у е X і Z •/] SdÄniy.S, ойуурарцла neptoSixov, т. I, а. 71—72, ’AQfjvai 1836.

2) Ibid., 74—82. Срав. И. Соколовъ, Константинопольская церковь, I, 610—611, 615-617.

исполненія всѣхъ многосложныхъ обязанностей ему необходимы помощники, которыхъ патріархъ и избралъ въ лицѣ трехъ просвѣщенныхъ и добродѣтельныхъ членовъ епитропіи. «Возлюбленые!—говоритъ патріархъ въ окружномъ посланіи по поводу учрежденія «Церковной и духовной епитропіи»: прекрасно зная, насколько многоцѣнны души вѣрующихъ, и помышляя о страшномъ отвѣтѣ, который мы должны дать нъ оный день, если многоразлично, съ пожертвованіемъ и самой жизни нашей, не станемъ трудиться въ руководительствѣ по спасительнымъ путямъ, мы съ помощью Божіей рѣшили не только всецѣло посвятить себя на столь великое дѣло, насколько это въ нашихъ силахъ и какъ требуетъ священное наше званіе, но и пригласить на помощь другихъ сотрудниковъ. о которыхъ намъ извѣстпо, что они дѣйствуютъ подъ водительствомъ благодати Божіей, одушевлены духомъ евангелія и являются достойными служителями Всевышняго, которыхъ мы любимъ, чтимъ и уважаемъ, видя, что Господь даровалъ имъ свои небесные дары,—въ противномъ же случаѣ мы нанесли бы ущербъ какъ самимъ себѣ, такъ и нашей паствѣ, и разгнѣвали бы Господа своимъ небреженіемъ и равнодушіемъ» *). Въ заключеніи посланія патріархъ увѣщеваетъ всѣхъ чадъ православной константинопольской церкви, чтобы они не соблазнялись злонамѣренными слухами и даже осужденіями его дѣйствій, извращеніемъ благихъ его цѣлей и душеполезныхъ дѣяній, которыя всѣ направлены къ наилучшему исполненію высокихъ и многогранныхъ патріаршихъ обязанностей. Патріархъ Григорій съ сердечнымъ сокрушеніемъ долженъ былъ засвидѣтельствовать, что нѣкоторые люди, объ-, явившіе себя по внѣшности православными, въ дѣйствительности же мыслящіе совсѣмъ неправильно и даже незнакомые съ основными началами православной вѣры, нс ограничиваются, какъ иномыслящіе, своимъ обособленнымъ положеніемъ, но различными способами и путями стараются пріобрѣсти приверженцевъ своего развращеннаго настроенія, безстыдно рѣшаются на устройство соблазнительныхъ собраній и обществъ, пустословятъ противъ догматовъ православной вѣры, противъ уставовъ святой церкви и противъ священныхъ преданій божественныхъ апостоловъ и богоносныхъ нашихъ отцевъ. Патріархъ предупреждаетъ всѣхъ такихъ про-

’) EuayyeXtxvj S.d X тт t у Е, I, 84—85.

тивниковъ церкви, что они, если не исправятся, найдутъ въ немъ строгаго судію,- дѣйствующаго по руководству церковныхъ каноновъ, справедливаго обличителя ихъ беззаконій и ревностнаго отъ нихъ охранителя остальной православной паствы,—потому что такіе пустословы и зломыслящіе люди являются истинными врагами греческаго народа и православія. которые желаютъ слѣдовать только своему произволу и стремятся лишь къ тому, чтобы дѣла всегда пребывали въ безпорядкѣ, безъ всякаго пастырскаго попеченія и наблюденія. Патріархъ Григорій во все пребываніе свое на вселенскомъ престолѣ будетъ бороться съ указаннымъ зломъ, пока съ корнемъ не вырветъ всѣ плевелы, возросшіе въ виноградникѣ Господнемъ, и не устранить вреда, наносимаго чадамъ православной церкви ея инославными врагами. Патріархъ увѣренъ, что и всѣ истинные члены церкви окажутъ ему возможное содѣйствіе въ утвержденіи православія, въ прославленіи церкви Христовой и въ достиженіи общаго душевнаго спасенія х).

Такимъ образомъ, задача «Церковной и духовной епитро-піи», учрежденной патріархомъ Григоріемъ въ 1836 году, не ограничивалась содѣйствіемъ его святѣйшеству въ исполненіи многосложныхъ административныхъ обязанностей, вытекавшихъ изъ прямого назначенія его архіепископской власти въ предѣлахъ константинопольской епархіи, но и обусловливалась современнымъ отношеніемъ католичества и протестантства къ восточному православію. Въ патріаршемъ и синодальномъ посланіи, опубликованномъ по поводу новаго учрежденія, содер1 жится прямое упоминаніе объ инославной пропагандѣ (ъігр 'гт£рой6;шѵ), которая имѣла многочисленныхъ здѣсь представителей и энергично вела борьбу съ православіемъ. Въ распоряженіи инославія были уже и многочисленные прозелиты изъ ГреКОВЪ (-Цѣо- otcCpOotpjxsvojv Т| аруорсоѵ^тшѵ otxosbvtav), КОТОрые, подъ руководствомъ западныхъ своихъ учителей, организовались уже въ общины и совмѣстными усиліями совершали миссіонерскій натискъ на православную среду. Окружное посланіе даетъ цѣнныя указанія и о миссіонерскихъ пріемахъ враговъ православія. Это были—учительство и распространеніе въ народѣ соблазнительныхъ и вредныхъ книгъ (ßißXtapioO, въ которыхъ подвергалось критикѣ православное ученіе и восхваля- 9

9 Ibid., 85—87.

лось инославное. А главное, - католики и протестанты, по излюбленному своему пріему, старались дискредитировать въ представленіи православнаго народа центральную церковную власть, принизить ея достоинство и поколебить ея господствующій авторитетъ. Въ виду подобнаго образа дѣйствій со стороны враговъ православія, патріарху Григорію, какъ видно изъ его посланія, пришлось даже защищать свое распоряженіе объ учрежденіи «Церковной и духовной епитропіи», какъ вспомогательнаго административно - епархіальнаго органа, и оправдывать соборное начало въ церковномъ управленіи. Вмѣстѣ съ тѣмъ патріархъ со всею рѣшительностью заявилъ, что онъ всѣ силы свои и самую жизнь готовъ принести въ жертву самоотверженнаго исполненія архипастырскаго долга и нимало не намѣренъ уступать врагамъ православія віТ ихъ миссіонерскихъ притязаніяхъ.

Послѣдующій ходъ церковныхъ событій въ константинопольскомъ патріархатѣ со всею очевидностью доказалъ жизненность и важное значеніе «Церковной и духовной епитропіи», основанной патріархомъ Григоріемъ VI. Эта епитропія почти непрерывно существуетъ при вселенской патріархіи до настоящаго времени, причемъ уставъ ея неоднократно измѣнялся. Въ частности, въ 1873 году, при патріархѣ Анѳимѣ VI, рядомъ съ «Патріаршей центральной церковной епитропіей» возникла «Патріаршая центральная педагогическая епитропія», съ спеціальнымъ назначеніемъ завѣдывать народными школами, которыя раньше находились въ вѣдѣніи первой епитропіи ‘). Затѣмъ, по образцу патріаршей церковной епитропіи подобныя учрежденія стали возникать, въ первое патріаршество Григорія VI, и въ епархіяхъ константинопольской церкви. Такъ, уже въ іюнѣ 1836 года церковная епитропія существовала въ г. Смирнѣ 2), а 13 февраля 1840 года Григорій VI утвердилъ уставъ церковной епитропіи въ Янинѣ, учрежденной митрополитомъ Іоанникіемъ, при содѣйствіи духовенства и народа era епархіи: членами янинской епитропіи были назначены—бывшій веллскій епископъ Леонтій, протосинкеллъ Григорій и іерей Аѳанасій, съ обязательствомъ заботиться объ умственномъ и нравственномъ состояніи приходскаго клира епархіи, о просвѣщеніи народа и религіозно-моральныхъ его потребностяхъ; *)

*) И. Соколовъ, Константинопольская церковь, I, 7§8. 2) EuaYYsXtxrj 2 ä А я: і у I, 253.

въ посланіи, отправленномъ въ Янину, патріархъ Григорій воздалъ похвалу митрополиту и христіанамъ за устройство церковной и духовной епитропіи *). Въ послѣдующее время церковныя епитропіи сдѣлались необходимымъ вспомогательнымъ учрежденіемъ для каждаго епархіальнаго іерарха константинопольской церкви, такъ какъ шли навстрѣчу прямымъ запросамъ епархіальной жизни. Помимо положительнаго своего значенія, обусловливавшагося потребностями христіанскаго просвѣщенія православнаго духовенства и народа каждой епархіи, церковныя епитропіи оказались весьма полезными учрежденіями и въ дѣлѣ защиты православія отъ инославной пропаганды. Цензура книгъ религіозно-нравственнаго содержанія, наблюденіе за школами и учебно-воспитательнымъ дѣломъ, правильная постановка церковной проповѣди—вотъ мѣры противодѣйствія католической и протестантской пропагандѣ, также дѣйствовавшей преимущественно посредствомъ школъ, книгъ и проповѣди. Такимъ образомъ, патріархъ Григорій YI положилъ начало организованному противодѣйствію надвигавшемуся на православную церковь бѣдствію, создавши въ формѣ церковныхъ епитропій коалиціонную защиту православія отъ происковъ латинскихъ и протестантскихъ миссіонеровъ.

Но святѣйшій Григорій YI этимъ не ограничился въ борьбѣ съ католиками и протестантами. Онъ ополчился противъ нихъ горячимъ словомъ архипастырской ревности и въ цѣломъ рядѣ посланій раскрылъ ихъ коварные планы въ отношеніи православія, обличилъ ложь ихъ вѣроученія и опасность для членовъ восточной церкви, призывалъ епископовъ и клириковъ внимательно охранять народъ отъ духовной заразы, а мірянъ убѣждалъ твердо держаться ученія православной церкви и преданій отцевъ. Еще 22 января 1836 г. патріархъ Григорій отправилъ смирнскому митрополиту Хрисанѳу руководственныя указанія относительно борьбы съ католиками, утвердившимися въ его епархіи, и рекомендовалъ ему организовать правильную защиту православія при содѣйствіи духовенства и наиболѣе просвѣщенныхъ и благочестивыхъ мірянъ, при помощи школъ, проповѣди и открытаго разоблаченія коварныхъ замысловъ латинскихъ миссіонеровъ противъ православнаго населенія * 2). Въ іюнѣ того же года патріархъ обратился къ митрополиту

*) константинопольскій Патріаршій Архивъ, код. XIX, стр. 272—274.

2) Константинопольскій Патріаршій Архивъ, к. XVIII, стр. 106.

Смирны, духовенству, дпмогероптамъ и народу этой епархіи сЪ новымъ окружнымъ посланіемъ по поводу инославной пропаганды. Церковь Христова, говорится въ этомъ посланіи, издревле обуревалась многоразличными ересями и лжеученіями, по ни въ одну предшествующую эпоху ея исторіи не появлялись столь коварныя п гибельныя лжеученія, какія господ-ствѵютъ въ настоящее время, когда противниками святой нашей церкви являются сторонники одной чуждой религіозной партіи, враги Истины, уклонившіеся отъ вѣры, возставшіе противъ апостольскихъ и соборныхъ каноновъ и постановленій, противъ честныхъ таинствъ, поклоненія святымъ иконамъ и призыванія святыхъ, противъ древнѣйшихъ церковныхъ преданій, священныхъ обычаевъ и божественныхъ догматовъ непорочной нашей вѣры, чуждые, словомъ, всего того, что касается вѣчнаго спасенія. И вотъ, впавши въ ложныя ученія и гордые помыслы, они въ то же время объявляютъ, будто бы проповѣдуютъ нашу вѣру во Христа; извращая въ своемъ ученіи и дѣлахъ евангельское нравоученіе, они. однако, называютъ себя евангеликами; злословя, презирая и ниспровергая священные каноны, постановленія и преданія святыхъ апостоловъ, они дерзаютъ называть себя послѣдователями апостоловъ (аттозтоХіхоі); наконецъ, будучи во всѣхъ отношеніяхъ зломыслящими и порицая главнѣйшіе догматы непорочной нашей вѣры, они превозносятъ себя, какъ единственно просвѣщенныхъ людей, и воображаютъ, будто дѣлами своими свидѣтельствуютъ, что Богъ только имъ однимъ открылъ истину. Уже давно они стараются увлечь во тьму своего лжеученія православныхъ и благочестивыхъ людей и во всѣ православныя страны отправили своихъ лжеучителей и совратителей, которые безчисленными средствами усиливаются посѣять тернія и плевелы своего гибельнаго вѣрованія. Сначала они имѣли нѣкоторый успѣхъ и однихъ изъ православныхъ обманули своими лживыми рѣчами, а другихъ увлекли въ сѣти заблужденія посредствомъ денегъ. Потомъ они увидѣли, что имъ будетъ трудно склонить на свою сторону истинныхъ учениковъ святыхъ апостоловъ и богоносныхъ отцовъ и побудить ихъ отказаться о^ъ преданнаго отцами спасительнаго ученія въ пользу лжеученія людей развращенныхъ и фальшивыхъ. Тогда они перемѣнили образъ своихъ дѣйствій и рѣшили заняться развращеніемъ и порчею дѣтей, разсчитывая, что въ отношеніи невинныхъ и простыхъ дѣтей они легко достигнутъ того, чего не могли получить отъ ихъ роди-

телей. И вотъ, для осуществленія своихъ цѣлей они повсюду учредили различныя школы какъ бы для обученія дѣтей, а въ дѣйствительности для проповѣди религіозныхъ ученій и для разрушенія истинныхъ нравственныхъ началъ и народныхъ идеаловъ, причемъ скрываютъ свои коварные планы и стараются дѣйствовать подъ личиною человѣколюбія, благотворительности и безкорыстія, хитро обманываютъ своими громкими именами и лживыми пріемами не только родителей и народныхъ архонтовъ, но и пастырей церкви, успѣваютъ вырвать согласіе отъ родителей на воспитаніе православной молодежи въ ихъ школахъ и вообще получаютъ возможность заниматься пропагандой, пользуясь неопытностью православнаго населенія мѣстности. Но ложь торжествуетъ недолго и обманъ постепенно открывается. И Господь, для испытанія нашего и по неисповѣдимымъ Своимъ судьбамъ допустившій лютыхъ волковъ губить избранное Свое стадо и, по грѣхамъ нашимъ, давшій возможность лжеапостоламъ и соблазнителямъ народа усыпить духовныхъ пастырей и обмануть многихъ изъ православныхъ, снова воззрѣлъ милостивымъ окомъ на православный народъ Свой, услышалъ горячія молитвы истинныхъ пастырей и ревнителей православія, которые непрерывно призывали Отца свѣтовъ, чтобы Онъ просвѣтилъ общество православныхъ, дабы они поняли обманъ и совершенно уразумѣли, въ какую бездну погибели совратители православныхъ увлекаютъ какъ родителей, такъ особенно невинныхъ и неопытныхъ дѣтей, Великая Христова церковь, общая матерь всѣхъ благочестивыхъ, давно пробудила пастырей и народъ отъ смертоносной летаргіи и отъ невольнаго ихъ заблужденія, предприняла энергичныя мѣры для охраны духовныхъ своихъ ч&дъ отъ угрожающей опасности и продолжаетъ непрерывно, посредствомъ спасительныхъ совѣтовъ и наставленій, обличать злонамѣренныя цѣли противниковъ и утверждать вѣрныхъ въ отцепреданныхъ своихъ догматахъ. И мы, говоритъ о себѣ патріархъ Григорій, какъ только заняли, по милости Божіей, вселенскій престолъ, признавая своимъ долгомъ защиту православія, учредили церковную епитропію, образовали ее изъ благочестивыхъ и просвѣщенныхъ лицъ, и въ то же время сдѣлали постановленіе, чтобы, примѣнительно къ уставу константинопольской опитро-піи, такія учрежденія основывались и въ другихъ городахъ имперіи. Съ великою радостью мы узнали, что церковная епи-тропія учреждена и въ Смирнѣ, при общемъ расположеніи и

ровности мѣстныхъ благочестивыхъ христіанъ. Хотя всѣ, безъ сомнѣнія, православные жители Смирны хорошо знаютъ тайныя пѣли лживыхъ миссіонеровъ и совратителей народа, которые имѣютъ въ виду исключительно вредъ для православной вѣры, гибель національнаго характера грековъ, ихъ языка и благородныхъ эллинскихъ традицій и вообще всѣхъ великихъ и истинныхъ интересовъ православныхъ христіанъ, хотя всѣмъ извѣстно, что инославные учители стараются въ своихъ школахъ вйѵшить дѣтямъ зловредныя и гибельныя свои ереси и что ихъ книги то косвенно, то прямо полемизируютъ противъ нашей вѣры, этого драгоцѣннѣйшаго отеческаго наслѣдія,—хотя,, однимъ словомъ, духовенству и народу Смирны вѣдомы душевредныя намѣренія инославныхъ злоумышленниковъ противъ религіознаго и нравственнаго состоянія православной общины и впредь уже никто не станетъ вѣрить ихъ хитрымъ доводамъ и льстивымъ оправданіямъ; тѣмъ не менѣе патріархъ Григорій считаетъ своимъ долгомъ обратить ихъ вниманіе на замыслы враговъ православія.'Своею церковною грамотою онъ отечески совѣтуетъ, увѣщеваетъ и побуждаетъ всѣхъ православныхъ жителей смирнской епархіи всецѣло отвращаться лживыхъ шіоелавныхъ миссіонеровъ и ихъ гибельнаго ученія, собирать и сожигать книги, напечатанныя въ латинскихъ и протестантскихъ типографіяхъ, ни подъ какимъ предлогомъ не посылать своихъ дѣтей для обученія въ инославныя школы и вообще избѣгать всякаго общенія съ католиками и протестантами, не принимать отъ нихъ никакихъ приношеній и подарковъ, которыми они стараются расположить православныхъ въ свою пользу, дабы потомъ погубить ихъ душу, честь, характеръ, мысль и все остальное. Вѣдь православнымъ хорошо извѣстно, что гдѣ нѣтъ истинной вѣры, тамъ не можетъ быть и истиной добродѣтели и что кто оказывается лукавымъ предъ Богомъ, презираетъ Его небесное ученіе и пренебрегаетъ божественными заповѣдями, тотъ не можетъ быть искреннимъ по отношенію къ своему ближнему и не въ состояніи бываетъ принести ему ничего болѣе, какъ только гибель, порокъ и обманъ. Всѣ православные знаютъ, йто еретійш всегда были врагами и православія, и гражданскаго общества, виновниками всякихъ раздѣленій въ церкви и государствѣ, всюду несли—подъ знаменемъ свободы—гибель и разрушеніе, сѣяли повсюду сѣмена, расколовъ, соблазна и вражды по отношенію къ православію, словомъ, принимаютъ вид^ агнцевъ и прибѣгаютъ къ хитро-

стямъ лисицы, пока не вторгнутся въ среду стада Христова, гдѣ являются уже настоящими волками, губятъ и пожираютъ. Православные должны держаться вдали отъ ихъ лжоученія, такъ какъ хорошо знаютъ, что только истина ортодоксіи всегда сіяла свѣтлѣе солнца и всегда шествовала царскимъ и среднимъ путемъ, пребывая внѣ всякихъ уклоненій отъ этого спасительнаго пути. Православная церковь утверждена на семи святыхъ и вселенскихъ соборахъ, какъ на семи непоколебимыхъ столпахъ, святыми и богоносными отцами, исповѣдниками, чудотворцами и мучениками и не имѣетъ нужды ни въ какомъ исправленіи, пребывая самодовлѣющей и въ догматическомъ отношеніи, и въ томъ, что необходимо для спасенія ся чадъ. Въ особенности же патріархъ убѣждаетъ митрополита, народныхъ представителей города и родителей не посылать дѣтей въ инославныя школы и удалять ихъ отъ всякаго общенія съ латинянами и протестантами, которые имѣютъ въ виду лишь развратить православную молодежь,—въ противномъ же случаѣ виновные подвергнутся грозному суду Божію и понесутъ церковное и гражданское наказаніе. Вмѣстѣ съ тѣмъ патріархъ утверждаетъ Церковную и духовную епитропію, возникшую въ Смирнѣ, и убѣждаетъ всѣхъ подчиняться опредѣленіямъ составляющихъ епитропію членовъ, которые уже вошли въ сношенія съ константинопольской епитропіей и стараются дѣйствовать въ согласіи съ нею. Такое общеніе смирнскихъ и константинопольскихъ церковныхъ дѣятелей очень радуетъ патріарха, который въ заключеніи своего посланія еще разъ заявляетъ, что онъ всѣ силы, свои принесетъ на пользу церкви Христовой и для блага и спасенія ея вѣрныхъ чадъ J).

Представленное окружное посланіе патріарха Григорія является документомъ большой важности. Здѣсь прямо и открыто засвидѣтельствовано зло, угрожающее православной церкви со стороны инославной пропаганды, указаны главные его виновники, ихъ пріемы и способы дѣйствій, намѣчены и средства борьбы съ надвигающейся опасностью, которая успѣла уже коснуться самой невинной и довѣрчивой части христіанскаго общества—православныхъ дѣтей. Вмѣстѣ съ тѣмъ патріархъ объявилъ открытую борьбу съ врагами православія, призывалъ смирнское православное населеніе, во главѣ съ митрополитомъ, 9

9 К ü я у у г А t у. у, 2 й к ~ і у I, 247—254.

къ общенію и единодушію, одобрилъ союзъ вновь основанный ізь Смцрнѣ церковной еиитропіи съ аналогичнымъ учрежденіемъ ізъ Константинополѣ и исповѣдалъ, что онъ никогда не сложитъ духовнаго оружія предъ противниками святой православной вѣры, такъ какъ долгъ его предстоятельства во вселенской церкви призываетъ его къ духовной съ ними брани для торжества православія и всѣхъ его вѣрныхъ послѣдователей.. Дальнѣйшая архипастырская дѣятельность Григорія YI совершалась» въ духѣ намѣченныхъ имъ охранительныхъ и защитительныхъ задачъ.

Инославная пропаганда прочно утвердилась, между прочимъ, въ малоазійскомъ городѣ Прусѣ. Мѣстный митрополитъ Анѳимъ не оказывалъ ей сильнаго нритиводѣйствія и затруднялся въ средствахъ борьбы, вслѣдствіе чего пропаганда имѣла въ прусской епархіи значительный успѣхъ. Узнавъ объ этомъ, патріархъ Григорій поспѣшилъ на помощь мѣстнымъ православнымъ дѣятелямъ. Въ маѣ 1836 года онъ отправилъ митрополиту Аноиму, духовенству и народу прусской епархіи окружное послішіе, направленное противъ западныхъ миссіонеровъ. Это посланіе нѣсколько сходно по содержанію съ выше изложенною энцикликою, отправленною въ томъ же году въ Смирну. Патріархъ здѣсь свидѣтельствуетъ, что на Востокѣ повсюду—въ городахъ и селахъ—появились западные миссіонеры и лжеучители, которые увлекаютъ грековъ въ тьму инославія и сѣютъ на нивѣ Христовой терніи и гілевели ересей, занимаются невѣжественнымъ и гибельнымъ для души толкованіемъ Священнаго Писанія, признавая это дѣло доступнымъ для каждаго, издаютъ вредныя для православныхъ книги, которыя и распространяютъ въ народѣ даромъ, учреждаютъ начальныя школы, гдѣ пользуются методомъ взаимнаго обученія и развращаютъ учащуюся греческую молодежь, многихъ соблазняютъ деньгами и прельщаютъ благотворительностью и вообще наносятъ большой вредъ религіозно-нравственному состоянію православнаго населенія Востока. Въ послѣднее время инославные дѣятели появились и въ Прусѣ, гдѣ и успѣли уже пріобрѣсти прозелитовъ изъ среды православнаго населенія. Они учредили здѣсь на свои средства нѣсколько школъ, нанимаютъ учителей и, подъ предлогомъ благотворенія и помощи, занимаются пропагандой своего лжеученія среди учащейся молодежи. Великая Христова церковь хорошо знакома съ вредною дѣятельностью западныхъ просвѣтителей грековъ, поэтому запретила употреблять въ константи-

нопольскихъ и иныхъ школахъ взаимнаго обученія книги, изданныя этими врагами православія, а также приняла и другія защитительныя отъ нихъ мѣры. Въ виду того, что въ прусской епархіи одни сдѣлались жертвою протелитизма по невѣдѣнію, а другіе—изъ-за матеріальныхъ разсчетовъ, патріархъ Григорій призналъ необходимымъ разоблачить предъ православнымъ на-• селеніемъ этой епархіи коварные замыслы западныхъ миссіонеровъ, указать на ихъ позорныя дѣла и побудить митрополита Анѳима обратить на нихъ наибольшее вниманіе. Итакъ, патріархъ отечески совѣтуетъ и увѣщеваетъ всѣхъ православныхъ христіанъ прусской епархіи крѣпко хранить священные отцепреданные догматы непорочной нашей вѣры, а также постановленія и каноны, церковныя преданія и законоположенія какъ сохранившіяся въ письмени, такъ и незаписанныя,—по-томѵчто святая наша церковь приняла ихъ отъ Господа Іисуса Христа, святыхъ Его апостоловъ, вселенскихъ соборовъ и святыхъ отцовъ, руководимыхъ Духомъ Святымъ, преемственно хранить въ цѣлости и негюврежденности и, руководствуясь этими началами въ жизни и дѣятельности, пребываетъ на крѣпкой скалѣ истинной Христовой вѣры. Въ этихъ спасительныхъ боговдохновенныхъ законоположеніяхъ должны пребывать и всѣ православные христіане прусской епархіи, какъ истинныя чада общей нашей матери, и шествовать по прямому и не-преткновенному пути, внѣ котораго никто не можетъ спастись, а гибельныхъ нововведеній и схизматическихъ пустословій зловредныхъ и фальшивыхъ западныхъ миссіонеровъ всѣ должны избѣгать и отвращаться, какъ наставленій пагубныхъ. Вѣдь западные миссіонеры суть разбойники и воры, злоумышляющіе противъ драгоцѣннаго сокровища православныхъ нашихъ догматовъ, это—слѣпые вожди, увлекающіе простецовъ съ прямого пути священныхъ законоположеній и отеческихъ преданій и низвергающіе ихъ въ бездну душевной гибели,—свирѣпые волки, не охраняющіе стада, а разгоняющіе, похищающіе словесныхъ овецъ изъ духовной ограды Христовой и увлекающіе ихъ въ душегибельныя пустыни и въ общины, чуждыя свѣта божественныхъ добродѣтелей и даровъ Духа Святаго. Православные христіане должны стоять вдали отъ такихъ лжеучителей и отъ ихъ продажныхъ сотрудниковъ, причисляющихъ себя къ нашимъ соотечественникамъ, не слушать ихъ порочныхъ и нелѣпыхъ наставленій, будутъ ли они предлагаться устно, или посредствомъ гибельныхъ печатныхъ листковъ, отвергать и

малыя имъ услуги со стороны инославныхъ миссіонеровъ, которые имѣютъ въ виду этою приманкою лишить православныхъ вѣчнаго спасенія. Особенно же патріархъ внушаетъ митрополиту Анѳиму неусыпно наблюдать и всѣми мѣрами охранять православную молодежь отъ инославиой заразы,—постоянно предлагать ей свои архипастырскія назиданія и наставленія въ догматахъ православной вѣры, побуждать изучать священный катихизисъ, особенно же катихизисъ московскаго митрополита Платона,‘переведенный на греческій языкъ, не допускать того, чтобы православныя дѣти учились у дидаскаловъ малоизвѣстныхъ и сомнительныхъ и въ школахъ инославныхъ, не позволять имъ приходить и въ другія учрежденія инославныхъ дѣятелей, строго слѣдить и за тѣми сотрудниками инославныхъ миссій, которые объявляютъ себя греками и коварно дѣйствуютъ и противъ своего народа, и противъ православной церкви. Книги, изданныя западными выходцами, должны быть изгнаны изъ православныхъ школъ, гдѣ слѣдуетъ пользоваться священными книгами православной церкви. Въ заключеніи посланія патріархъ Григорій выражаетъ увѣренность, что его совѣты и наставленія будутъ всѣми приняты съ надлежащимъ вниманіемъ и исполнены съ усердіемъ и ревностью о вѣчномъ своемъ спасеніи. Въ случаѣ же какихъ либо недоумѣній и затрудненій, митрополитъ Анѳимъ имѣетъ долгъ обращаться къ патріарху Григорію за помощью, причемъ патріархъ обѣщаетъ свое покровительство и защиту всѣмъ вѣрнымъ чадамъ православной церкви въ ихъ борьбѣ съ инославной пропагандой ‘).

Посланіе Григорія УІ произвело въ прусской епархіи сильное впечатлѣніе и побудило мѣстнаго митрополита Анѳима и народъ противостать иноелавной пропагандѣ въ духѣ тѣхъ мѣропріятій, какія были рекомендованы патріархомъ. Въ іюнѣ 1836 года Григорій отправилъ въ Прусу другую грамоту, въ которой .восхваляетъ митрополита Анѳима за борьбу съ утвердившимися здѣсь лютеранами и кальвинистами и одобряетъ его мѣры въ защиту православной паствы и особенно молодежи отъ происковъ инославныхъ миссюнеровъ и учителей. Въ посланіи рѣчь идетъ и объ учителѣ мѣстной общественной школы (zoivrj a/oA-rj), который велъ себя съ православными очень по- 9

9 М. Г е Ь г ei) ѵ. Каѵоѵі-лаі oixrigeic II, 197—202. Сравн. R. II. Л.., XVIII, 133—136.

дозрительно и далъ поводъ усомниться въ искренности его ортодоксальныхъ убѣжденій; митрополитъ Анѳимъ лишилъ его права учительства въ кинотекой школѣ и предупредилъ мѣстную общину относительно симпатій этого дидаскала въ Сторону протестантства; тогда дидаскалъ заявилъ о своемъ раскаяніи и просилъ митрополита вновь назначить его на должность. Патріархъ Григорій, узнавъ отъ митрополита о поведеніи прусскаго дидаскала, рекомендовалъ ему не спѣшить съ назначеніемъ послѣдняго на учительскую должность, а подождать, пока онъ на дѣлѣ докажетъ искренность своего раскаянія и чистоту православныхъ своихъ воззрѣній. Наконецъ, тотъ православный житель Прусы, который, по сообщенію митрополита Анѳима, сдалъ въ аренду протестантскимъ миссіонерамъ свой домъ, гдѣ они и устроили школу, долженъ нарушить заключенное съ ними соглашеніе и удалить пришельцевъ изъ своего дома,—въ противномъ же случаѣ онъ, по суду вселенскаго патріарха, подвергнется наказанію, какъ явный помощникъ враговъ православной церкви и греческаго народа 1).

Заботы патріарха Григорія УІ о соблюденіи всѣми православной вѣры и о защитѣ ея отъ инославныхъ притязаній простирались и за предѣлы константинопольскаго патріархата. Въ 1836 году къ нему обратились за помощью православные жители Діарбекира, входящаго въ составъ антіохійскаго патріархата, такъ какъ были обижены водворившимися здѣсь католиками. Это обращеніе къ вселенскому патріарху, помимо антіохійскаго патріарха Меѳодія, обусловливалось, во-первыхъ, тѣмъ, что послѣдній въ данное время пребывалъ внѣ предѣловъ антіохійской церкви, во-вторыхъ, первенствующимъ по чести значеніемъ вселенскаго патріарха и его пребываніемъ въ столицѣ турецкой имперіи, въ непосредственной близости къ гражданскому правительству, содѣйствіе котораго въ этомъ дѣлѣ было необходимо, въ-третьихъ, важностью вопроса, касавшагося церковныхъ и общественныхъ правъ ромейскрй райи въ предѣлахъ Турціи, главная защита коюрой принадлежала вселенскому патріаршему престолу, и въ-четвертыхъ, всѣмъ извѣстною ревностью Григорія УІ въ охранѣ чистоты православія отъ вщякихъ притязаній католичества и протестантства. И вотъ, православные жители далекаго Діарбекира, во главѣ съ духовенствомъ и димогеронтами, поспѣшили сообщить о

) к. п. А., XVIII, 148.

своемъ большомъ несчастій именно Григорію VI. Съ большимъ уныніемъ и сокрушеніемъ они писали ему, что въ Діар-бекирѣ въ послѣднее время появились религіозные отщепенцы, вышедшіе изъ ихъ же собственной среды; раньше они принадлежали къ паствѣ православной церкви, а йотомъ были совращены въ латинство западными миссіонерами и стали во враждебныя отношенія къ своимъ прежнимъ братіямъ. Они силою захватили мѣстный храмъ, издавна принадлежавшій православнымъ, изгнали отсюда прежнихъ собственниковъ и объявили себя полноправными и исключительными его владѣтелями. Православные діарбекирцы умоляли патріарха оказать имъ покровительство и защиту, возвратить имъ храмъ и избавить отъ дальнѣйшихъ на него притязаній со стороны католиковъ. Въ отвѣтъ на эту слезную просьбу патріархъ Григорій 21 августа 1836 года отправилъ православнымъ жителямъ Діарбекира примѣчательное посланіе. Въ немъ патріархъ сообщилъ, что, получивъ грамату изъ Діарбекира, онъ поспѣшилъ принять необходимыя мѣры для защиты просителей, какъ истинныхъ своихъ ч&дъ, хотя и находящихся по мѣсту вдали отъ него, но духомъ пребывающихъ въ единеніи съ православною восточною церковью. Патріархъ немедленно обратился съ ходатайствомъ въ ихъ пользу къ турецкому правительству и получилъ высокій султанскій указъ къ великому визирю и діарбекирскому вали Мехмету Решидъ-пашѣ, коимъ предписывается, что католики Діарберкира впредь не должны причинять мѣстнымъ православнымъ жителямъ никакихъ тревогъ и безпокойствъ, а церковь, издавна находившаяся въ пользованіи послѣднихъ, опять должна остаться въ ихъ владѣніи. Посылая отмѣченный указъ православнымъ діарбекир-намъ, патріархъ рекомендовалъ имъ представить его мѣстному вали и, съ своей стороны, принять необходимыя мѣры къ тому, чтобы расположить Рашидъ-пашѵ въ свою пользу и добиться его покровительства и содѣйствія въ возвращеніи отнятой католиками церкви. Посылая діарбекирцамъ сво.е архипастырское благословеніе и выражая пожеланіе достигнуть Цѣли, патріархъ Григорій пользуется настоящимъ случаемъ, чтобы преподать имъ и свои наставленія. Онъ увѣщеваетъ ихъ быть твердыми и непоколебимыми въ священныхъ отце-Преданныхъ догматахъ православной вѣры, въ опредѣленіяхъ священныхъ законовъ и каноновъ, въ церковно-богослужебныхъ чинопослѣдованіяхъ и уставахъ святой православной

V 00*

восточной церкви, не уклоняться на ложныя стези инославія и не сбиваться съ установленнаго отцами прямого и непре-ткновеннаго пути, внѣ котораго никто не можетъ спастись. Православные жители Діарбекира должны также наблюдать, чтобы ихъ приходскій священникъ былъ внѣ всякаго подозрѣнія въ отношеніи православія и благочестія, совершалъ богослуженія и таинства по уставу православной церкви, постоянно училъ ихъ истинамъ вѣры и нравственности и охранялъ православную молодежь отъ гибельной заразы инославія. Вообще, точное соблюденіе ученія и каноновъ православной церкви являлось, по мысли патріарха Григорія УІ, необходимымъ для православныхъ діарбекирцевъ условіемъ ихъ церковно-религіознаго благосостоянія и будущаго вѣчнаго спасенія 1).

Одновременно патріархъ Григорій отправилъ аналогичное посланіе ѳеодосіопольскому митрополиту, подъ властію котораго Діарбекиръ находился, и приглашалъ его оказать православнымъ жителямъ города свое архипастырское содѣйствіе какъ въ возвращеніи отнятаго у нихъ латинянами православнаго храма, такъ и вообще въ защитѣ ихъ вѣрованій и церковно-общественныхъ правъ отъ притязаній инославныхъ миссіонеровъ * 2). Не ограничившись этими посланіями, патріархъ Григорій вступилъ по разсматриваемому дѣлу въ сношенія съ современнымъ антіохійскимъ патріархомъ Меѳодіемъ. 11 августа 1836 года онъ отправилъ Меѳодію свою грамоту относительно діарбекирскаго храма. Въ этой грамотѣ Григорій сообщилъ патріарху о просьбѣ православныхъ жителей Діарбекира, которую онъ и поспѣшилъ исполнить, получивъ уже султанскій указъ о возстановленіи правъ православныхъ жителей города на храмъ, отнятый у нихъ католиками. Вмѣстѣ' съ тѣмъ Григорій призналъ необходимымъ довести объ этомъ дѣлѣ до свѣдѣнія блаженнѣйшаго Меѳодія, какъ киріарха законнаго ѳеодосіопольскаго митрополита, къ епархіи котораго Діарбекиръ относится, препроводилъ патріарху копію съ султанскаго указа и одновременно напомнилъ (іиміирѵ^зхоргѵ) его блаженству, чтобы онъ и съ своей стороны принялъ мѣры,

*) ’АК я X. л і ѵ і у. о ; А е X t % & ѵ -q g, Та еѵ тоі; xw5i£t toö Пятр'ярхі-•лои ’Ap/etocpoXaxe;O’J acuCöp-eva £-i07]p.a sxxXrjataaTtxa ауУР3'?3 асроршѵтя etg Tag той Otxou[xevixoü Пятріарх^іои zpög xag EXxXrjoiag ’AX.£gavSpsiag, ’Av-

Tto'/e’.ac, 'IspoacXüjiiuv y.ai Kurpou, a. 256—257. Кшѵатаѵтсѵобполі? 1904.

2) Ibid., 258.

какія признаетъ необходимыми, для защиты православныхъ діарбекирцевъ отъ латинской пропаганды и для благополучнаго завершенія столкновенія между двумя партіями въ Діа-беркирѣ и назначилъ для православнаго прихода благочестиваго и вполнѣ искренняго и твердаго въ православіи священника *)•

Къ 1836 году относится еще одинъ памятникъ апостольской ревности патріарха Григорія YI, свидѣтельствующій о его пламенномъ стремленіи охранить православное населеніе Востока отъ происковъ инославной пропаганды. Разумѣемъ «Церковное и синодальное окружное посланіе ко всѣмъ православнымъ, наставляющее избѣгать распространившихся инославныхъ ученій». Посланіе было подписано патріархами Григоріемъ константинопольскимъ и Аѳанасіемъ іерусалимскимъ и семнадцатью митрополитами вселенскаго престола. Кромѣ того, 21 сентября 1836 г. патріархъ Григорій отправилъ въ Смирну грамоту бывшему константинопольскому патріарху Анѳиму III съ просьбоюпод-писать указанное церковное и синодское окружное посланіе 2). Однако, подписи этого патріарха въ посланіи не оказалось. Въ концѣ 1836 года посланіе было отпечатано въ патріаршей типографіи въ Константинополѣ и въ громадномъ числѣ экземпляровъ было распространено по всему православному Востоку. Оно произвело сильное впечатлѣніе на духовенство и народъ и вообще было замѣчательнымъ памятникомъ апостольской ревности въ защиту православія со стороны святѣйшаго Григорія VI. Необходимо войти въ подробный анализъ его содержанія.

«Церковное и синодальное окружное посланіе ко всѣмъ православнымъ» открывается вступленіемъ, въ которомъ рѣчь идетъ о воплощеніи Бога Слова для спасенія людей и объ основаніи церкви Христовой, какъ хранительницы истинной вѣры и правыхъ догматовъ. Однако, неусыпный врагъ истины Діаволъ, всегда завидующій спасенію людей, никогда не прекращалъ помышлять объ ихъ гибели и воздвигалъ противъ Церкви Христовой разнообразныхъ еретиковъ, этихъ виновниковъ зла, которые извращали божественные догматы и прельщали православныхъ ихъ хранителей. Такъ было отъ начала Церкви, такъ бываетъ особенно въ наше время, когда умно-

*) Ibid., 255—256.

■) К. П. А., XVIII, 168.

жаются развращенность нравовъ и холодность въ вѣрѣ, оскудѣваетъ любовь и ослабѣваетъ страхъ Божій. И нынѣ существуютъ еретики, при томъ даже въ большемъ числѣ, чѣмъ прежде, болѣе хитрые и болѣе способные скрывать свои тайные замыслы подъ видомъ благочестія и благотворительности, такъ что обманываютъ очень многихъ, особенно изъ людей болѣе простыхъ и незлобивыхъ. Патріархъ Григорій, принявъ на себя неусыпную заботу о пастырскихъ- своихъ обязанностяхъ, считаетъ необходимымъ предъ всѣми засвидѣтельствовать объ опасности, угрожающей церкви, а вмѣстѣ съ тѣмъ и указать ереси, лжеученія и замыслы современныхъ еретиковъ, дабы всѣ знали, какъ слѣдуетъ охранять себя отъ ихъ козней. Такъ дѣлали святыя отцы церкви, преемники апостоловъ и славные предшественники патріарха по престолу: Григорій лишь слѣдуетъ ихъ примѣру въ исполненіи своихъ архипастырскихъ обязанностей и желаетъ всѣхъ православныхъ предупредить относительно грозной опасности,—такъ какъ на немъ лежитъ величайшая предъ Богомъ отвѣтственность за свою паству. Бъ свою очередь, всѣ вѣрныя чада православной церкви должны явить полное послушаніе священному ея голосу и съ усердіемъ исполнить повелѣнія своихъ пастырей, ревнующихъ объ истинной и духовной ихъ пользѣ.

Современные еритики, продолжаетъ патріархъ, коварно и лукаво нападающіе и старающіеся погубить православную церковь, суть ученики и послѣдователи Лютера, Цвингли, Кальвина, социніанъ и многихъ другихъ подобныхъ еретиковъ. «Родоначальникъ и учитель ихъ Лютеръ, какъ хвастаются ученики социніанъ, разорилъ кровлю Вавилона, его послѣдователь Кальвинъ низвергъ стѣны его, а социніане разрушили и самыя основанія Вавилона»; при этомъ подъ Вавилономъ еретики разумѣютъ нашу неодолимую церковь и апостольскія ея преданія и священнодѣйствія. Однако, указанныхъ ересіарховъ современные ихъ послѣдователи называютъ свѣтильниками и отцами церкви, строго слѣдуютъ и чтутъ ихъ гибельныя ученія и, не удовлетворяясь этимъ, разнообразными способами и коварно стараются распространить ихъ и среди- православныхъ.

Вслѣдъ за тѣмъ патріархъ Григорій кратко обозрѣваетъ въ своемъ посланіи протестантскія лжеученія, говоритъ о замыслахъ протестантскихъ миссіонеровъ въ отношеніи къ православному Востоку, даетъ руководящія указанія православнымъ

архіереямъ константинопольской и иныхъ церквей для борьбы съ нпославной пропагандой, излагаетъ необходимыя наставленія и православнымъ мірянамъ и вообще намѣчаетъ планъ нашиты православія отъ миссіонерскаго натиска протестантскимъ упованій. Посланіе состоитъ изъ. двѣнадцати параграфовъ и епилога, соотвѣтственно коимъ здѣсь и будетъ изложено.

1. Въ посланіи прежде всего, рѣчь идетъ «о Лютерѣ и его ересяхъ». Лютеръ, считавшій себя посланникомъ Божіимъ, назначеннымъ для исправленія злоупотребленій и для возобновленія благочестія и евангельской нравственности, въ дѣйствительности, какъ показываютъ его жизнь п ученіе, пропо-вѣдывалъ діаметрально противоположное. Онъ сначала принадлежалъ къ римской церкви, изучалъ богословіе, былъ іеромонахомъ ордена августинцевъ и проводилъ жизнь честную и добродѣтельную, а затѣмъ по корыстолюбію и гнѣву возсталъ противъ римскаго двора, объявилъ себя противникомъ римскаго вѣроученія и апостоломъ новаго упованія и вмѣстѣ съ тѣмъ забылъ о прежнихъ своихъ обѣщаніяхъ предъ Богомъ, оставилъ монашескую жпзнь и въ 1525 году женился на монахинѣ Екатеринѣ, также отвергшей обѣтъ иночества. Вотъ начало новаго евангелія и чистой проповѣди! Послѣ этого Лютеръ сталъ учить, что необходимо исполнять требованія природы, и съ церковнаго амвона провозгласилъ такое дерзкое измышленіе: «какъ не въ силахъ моихъ перемѣнить, чтобы я не былъ мужчиной, такъ выше моихъ силъ и то, чтобы я существовалъ безъ женщины». Онъ также отвергъ монашескую жизнь и дѣвство монаховъ, объявилъ монашеству непримиримую войну, подвергъ осмѣянію посты, подвижничество, умерщвленіе плоти и всю вообще аскетическую жизнь по евангелію, стремясь стереть ее, если возможно, и съ лица земли. Затѣмъ Лютеръ провозгласилъ, что владѣнія монастырей должны принадлежать императорамъ ш королямъ, а монастыри необходимо обратить въ народныя школы, монахи же, какъ люди неполезные и даже вредные, должны быть истреблены. По примѣру Лютера, и современные его послѣдователи также стремятся разрушить священныя учрежденія, присвоить монастырскія имѣнія, посвященныя Богу, и уничтожить ангельскій монашескій чинъ. Далѣе, Лютеръ отвергъ свободу воли человѣка и всѣ его дѣла обусловливалъ предопредѣленіемъ; такимъ образомъ, онъ освободилъ человѣка отъ всякой отвѣт-

ственности, предоставилъ ему свободу въ желаніяхъ н страстяхъ и самого Бога призналъ виновникомъ всѣхъ человѣческихъ беззаконій. Такое же лжеученіе распространяется нынѣ и на Востокѣ послѣдователями Лютера. Кромѣ того, Лютеръ не требуетъ отъ своихъ послѣдователей добрыхъ дѣлъ, пото-мучто, по его ученію, человѣка спасаетъ одна вѣра. Истинную же вѣру человѣкъ, по его словамъ, имѣетъ тогда, когда вѣруетъ, что Іисусъ Христосъ, пострадавшій ради нашихъ грѣховъ, не оставитъ пасъ безъ Своей помощи въ отпущеніи нашихъ грѣховъ. И кто имѣетъ вѣру, тотъ не можетъ быть наказанъ. а кто не имѣетъ вѣры, тотъ является идолослужите-лемъ, и все, что онъ ни дѣлаетъ, есть грѣхъ, даже и добрыя его дѣла; да съ точки зрѣнія послѣдовательныхъ лютеранъ, доброе дѣло есть не иное что, какъ лицемѣріе и обманъ простецовъ. Сверхъ того, единственнымъ источникомъ вѣроученія у лютеранъ признается Священное Писаніе, а священное преданіе совершенно отвергается, равно не признаются опредѣленія и каноны вселенскихъ соборовъ и творенія святыхъ отцовъ. Безбрачіе священниковъ, монашескіе обѣты, исповѣданіе грѣховъ, посты, колѣнопреклоненія—все это Лютеръ объявилъ суевѣріемъ. Изъ семи таинствъ церкви Лютеръ призналъ только два—крещеніе и евхаристію, но безъ пресуществленія и освященія, отвергъ поклоненіе святымъ иконамъ, молитвы и мощи святыхъ.

2. Кратко и въ существенныхъ чертахъ изложивъ ученіе Лютера, примѣнительно къ пониманію простого народа, патріархъ Григорій далѣе говоритъ «о гибельныхъ ересяхъ Лю-, тера». Всякій православный, излагается въ посланіи, хорошо понимаетъ, насколько гибельно и опасно это ученіе какъ въ религіозномъ, такъ и въ общественномъ отношеніи. Въ религіозномъ отношеніи оно ниспровергаетъ все православіе, а въ Общественномъ вводитъ порчу нравовъ и нарушеніе законовъ. Вѣдь законы имѣютъ цѣлью обуздать страсти, уничтожить преступленія и умножить добродѣтели, а ученіе Лютера направлено лишь къ тому, чтобы дать свободу страстямъ, пренебрежительно отнестись ко всякимъ преступленіямъ, воспрепятствовать подвигамъ, созидающимъ добродѣтель. И опытъ доказалъ, насколько это ученіе было гибельно для тѣхъ народовъ, которые его приняли, и какую порчу и нечестіе оно принесло имъ. Да и самъ Лютеръ, а за нимъ Кальвинъ свидѣтельствовали о порочности и развращенности своихъ послѣ-

дователей. Однако современные ихъ единомышленники, будучи исполнены зла, лицемѣрія и развращенности, стремятся реформировать греко-восточную церковь: видя сучекъ въ глазѣ брата своего, они въ своемъ глазѣ не чувствуютъ и бревна (Mo. VII, 3). Эти апостолы, именующіе себя евангеликами и впавшіе въ бездну погибели и развращенности, но заботятся объ исполненіи заповѣди Господа: «врачъ, исцѣли самаго себя» (Лук. IV, 23). Оставивъ тѣсный путь спасенія—покаяніе, безъ котораго., по слову Господа, никто не можетъ спастись, крестъ Христовъ и духъ евангелія, они для своихъ послѣдователей, вопреки ученію Христа, открыли широкій путь погибели, предались полному произволу, отвергли благое иго Спасителя и существеннымъ образомъ уклонились отъ евангелія. И въ то время какъ опытъ доказалъ ихъ развращенность и порочность, которыя были засвидѣтельствованы и самими ересіархами, въ то время какъ, по винѣ этой ереси, повсюду были пролиты потоки крови, возбуждающіе ужасъ,—они, при всемъ этомъ, безстыдно и къ обману православныхъ народовъ рѣшаются скрывать свои беззаконія и злодѣянія подъ громкими словами устраненія предразсудковъ и церковныхъ злоупотребленій. Свою необузданную свободу въ страстяхъ они назвали свободою сыновъ Божіихъ, богохульныя ученія наименовали апостольскими догматами, злокозненную свою проповѣдь—проповѣдью евангельской. Такъ они усиливаются, посредствомъ красивыхъ выраженій, обмануть православныхъ людей. Къ тому же они всѣ свои ереси обосновали на изреченіяхъ Священнаго Писанія, неправильно ими истолкованныхъ, и аргументировали хитрыми софизмами, такъ что вводятъ нъ заблужденіе и людей образованныхъ. Однако, лютеранство имѣло въ западной Европѣ громадный успѣхъ, хотя и оказало гибельное вліяніе на религіозно-нравственную жизнь западнаго общества. Здѣсь появились до двухсотъ различныхъ протестантскихъ сектъ, чисто взаимно исключающихъ другъ друга но своимъ конечнымъ выводамъ, здѣсь возникли религіозный индифферентизмъ и даже полное невѣріе, испорченность нравовъ, анархія, произволъ, возстаніе противъ властей и церкви и всеобщій упадокъ народовъ. Въ послѣднее время послѣдователи западныхъ ересіарховъ появились и на Востокѣ, гдѣ и Успѣли испортить и развратить многихъ членовъ православной Церкви.

3. Дальше рѣчь идетъ «о Цвингли и его ереси». По со-

общенію патріаршаго посланія, послѣдователь Лютера Цвингли не былъ ни мудрымъ человѣкомъ, ни образованнымъ, ни выдающимся богословомъ, но считался лишь хорошимъ воиномъ, хотя и развращеннымъ и ограниченнымъ по своему уму. Онъ проповѣдывалъ свое ученіе съ оружіемъ въ рукахъ и былъ убитъ тридцати четырехъ лѣтъ отъ роду въ 1531 г. Такъ жилъ этотъ знаменитый западный апостолъ и евангелистъ и такъ онъ проповѣдывалъ свое евангеліе! Особенности ученія Цвингли состоятъ въ слѣдующемъ: онъ все приписывалъ свободной волѣ человѣка и совершенно отрицалъ благодать Божію, не вѣрилъ ни въ пресуществленіе, ни въ дѣйствительное пребываніе Господа Іисуса Христа въ таинствѣ евхаристіи, утверждалъ, что въ христіанскомъ раѣ пребываютъ и классическіе герои и мудрецы—Геркулесъ, Тезей, Сократъ, Аристидъ, Антіохъ и т. п.

4. Въ параграфѣ «о Кальвинѣ и его ересяхъ» патріаршее посланіе сообщаетъ, что этотъ еретикъ былъ самымъ опаснымъ изъ всѣхъ и пагубнымъ. Никто изъ людей не умѣлъ такъ искусно, какъ Кальвинъ, скрывать подъ видомъ смиренія свою необыкновенную гордость: онъ презиралъ всѣ блага земли и старался показать, что онъ умнѣе и краснорѣчивѣе всѣхъ. Онъ не признавалъ никакого внѣшняго богослуженія и никакой іерархической власти—ни патріарховъ, ни архіереевъ, ни священниковъ, удалилъ изъ храмовъ священные сосуды, иконы и совершеніе богослуженіе и т. п.

5. Что касается «соципіанъ и ихъ ересей», то, но сообт щенію патріаршаго посланія, эти еретики совершенно ниспровергаютъ все православіе и христіанство и открыто проповѣдуютъ нечестіе. Они не признаютъ святыхъ и внѣшняго богослуженія, отрицаютъ чудеса, догматы, таинства и все непостижимое для человѣческаго ума, отвергаютъ христіанское ученіе о Святой Троицѣ и воплощеніи Бога Слова. Отсюда, социніане не имѣютъ никакой религіи и проповѣдуютъ полное нечестіе, развращены въ нравственномъ отношеніи, отрицательно относятся къ законамъ и исполнены всякаго рода пороковъ и страстей.

Указанныхъ еретиковъ, продолжаетъ патріаршее посланіе, явившихся £ъ послѣднее время и на Востокѣ, самымъ совершеннымъ образомъ живописуетъ боговдохновенный Павелъ во второмъ посланіи къ Тимоѳею: «знай же, что въ послѣдніе дни наступятъ времена тяжкія, ибо люди будутъ самолюбивы,

сребролюбивы, горды, надменны, злорѣчивы, родителямъ непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непри-мирителыіы, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящіе добра, предатели, наглы, напыщенны, болѣе сластолюбивы, нежели боголюбивы, имѣющіе видъ благочестія, силы же его отрекшісся; къ спмъ принадлежатъ тѣ, которые вкрадываются въ домы и обольщаютъ женщинъ, утопающихъ въ грѣхахъ, водимыхъ различными похотями..., люди, развращенные умомъ, невѣжды въ вѣрѣ» (III, 1—8). Таковы и современные такъ называемые благодѣтели человѣчества, появивиііеся на православномъ Востокѣ, именующіе себя просвѣщенными дѣятелями. Они, познавъ Бога, по примѣру древнихъ философовъ, однако, по словамъ апостола, «осуетились въ умствованіяхъ своихъ, и омрачилось несмысленное ихъ сердце; называя себя мудрыми, (они) обезумѣли, (поэтому) и предалъ ихъ Богъ въ похотяхъ сердецъ ихъ нечистотѣ» (Рим. I, 21—24). Таковъ истинный образъ богохульствующихъ еретиковъ, которые, называя себя мудрыми и просвѣщеліными, въ дѣйствительности безнадежно погружены въ самыя грандіозныя безумства; они стремились научить и просвѣтить міръ, но осуетились въ своихъ помышленіяхъ; они хвалятся, что находится въ свѣтѣ, но Духъ Святый открылъ намъ, что неразумное ихъ сердце помрачено. И мы, дѣйствительно, видимъ, что Богъ предалъ ихъ нечистотѣ въ похотяхъ ихъ сердецъ,—какъ свидѣтельствуетъ примѣръ Лютера, который впалъ въ беззаконія, тьму и развращенность, и его послѣдователей, допускавшихъ въ своей жизни величайшіе пороки, совершенное нечестіе и испорченность *).

И. Соколовъ.

*) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.