Научная статья на тему 'Этноматематический подход к организации внеурочной деятельности младших подростков'

Этноматематический подход к организации внеурочной деятельности младших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / YOUNGER ADOLESCENTS / ЭТНОМАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ETHNO MATHEMATICAL APPROACH / ЭТНОМАТЕМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК / ETHNO MATHEMATICAL CLUB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна, Матершева Людмила Николаевна

В статье представлены результаты теоретического обоснования, практической разработки и экспериментальной апробации методического обеспечения внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов на основе этноматематического подхода. Актуальность работы определяется одним из требований Профессионального стандарта педагога необходимостью выполнения учителем трудовых действий по организации внеурочной деятельности учащихся с учетом возможностей историко-культурного своеобразия региона. В статье уточнены определение и специфические особенности внеурочной деятельности по этноматематике младших подростков. Охарактеризованы организационные вопросы создания и эффективного функционирования этноматематического кружка как формы организации внеурочной деятельности младших подростков на основе этноматематического подхода. Предложена программа кружка «Этноматематика» для учащихся 5-6 классов, ориентированного на формирование гражданско-патриотических качеств личности (любовь к родине, родному краю, уважение к его истории, духовным и культурным ценностям) и развитие интереса к математике посредством решения математических задач, содержащих историко-краеведческую и фольклорно-этническую информацию. Приведены данные анкетирования педагогов в социальной сети «ВКонтакте» по использованию этноматематического подхода в условиях общеобразовательной школы. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности разработанного методического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна, Матершева Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO MATHEMATICAL APPROACH TO THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITY OF YOUNGER ADOLESCENTS

The results of theoretical study, practical development and pilot testing of methodological support of extracurricular activities of pupils of 5-6 classes on the basis of ethno mathematical approach are presented in the article. Actuality of work is determined by the requirements of the Professional standard of the teacher by the needs of the teacher labor actions on the organization of extracurricular activities of pupils taking into account the possibilities of the historical-cultural identity of the region. Definition and specific features of extracurricular activities on ethno mathematics of younger adolescents are clarified in the article. Organizational issues of establishment and effective functioning of ethno mathematical club as a form of organization of extracurricular activity of younger adolescents based on ethno mathematical approach are described. Program of the club «Ethno mathematics» for pupils of 5-6 classes, based on the formation of civil and patriotic qualities of the personality (love of the Motherland, the native land, respect for its history, spiritual and cultural values) and the development of interest in mathematics through solving math exercises containing local history and folklore information, is proposed. Data from the survey of teachers in a social network «VKontakte» on the use of ethno mathematical approach in secondary school is given. The results of experimental work to test the effectiveness of the developed methodological support are presented.

Текст научной работы на тему «Этноматематический подход к организации внеурочной деятельности младших подростков»

УДК 378.016: 51

ЭТНОМАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

© 2017

Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания Матершева Людмила Николаевна, студентка 5 курса Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: matersheva@yandex.ru)

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического обоснования, практической разработки и экспериментальной апробации методического обеспечения внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов на основе этноматематического подхода. Актуальность работы определяется одним из требований Профессионального стандарта педагога - необходимостью выполнения учителем трудовых действий по организации внеурочной деятельности учащихся с учетом возможностей историко-культурного своеобразия региона. В статье уточнены определение и специфические особенности внеурочной деятельности по этноматематике младших подростков. Охарактеризованы организационные вопросы создания и эффективного функционирования этноматематического кружка как формы организации внеурочной деятельности младших подростков на основе этноматематического подхода. Предложена программа кружка «Этноматематика» для учащихся 5-6 классов, ориентированного на формирование гражданско-патриотических качеств личности (любовь к родине, родному краю, уважение к его истории, духовным и культурным ценностям) и развитие интереса к математике посредством решения математических задач, содержащих историко-краеведческую и фольклорно-этническую информацию. Приведены данные анкетирования педагогов в социальной сети «ВКонтакте» по использованию этноматематического подхода в условиях общеобразовательной школы. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности разработанного методического обеспечения.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, младшие подростки, этноматематический подход, этноматемати-ческий кружок.

ETHNO MATHEMATICAL APPROACH TO THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR

ACTIVITY OF YOUNGER ADOLESCENTS

© 2017

Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of mathematics and methods of teaching Matersheva Lyudmila Nikolaevna, 5th year student Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: matersheva@yandex.ru)

Abstract. The results of theoretical study, practical development and pilot testing of methodological support of extracurricular activities of pupils of 5-6 classes on the basis of ethno mathematical approach are presented in the article. Actuality of work is determined by the requirements of the Professional standard of the teacher by the needs of the teacher labor actions on the organization of extracurricular activities of pupils taking into account the possibilities of the historical-cultural identity of the region. Definition and specific features of extracurricular activities on ethno mathematics of younger adolescents are clarified in the article. Organizational issues of establishment and effective functioning of ethno mathematical club as a form of organization of extracurricular activity of younger adolescents based on ethno mathematical approach are described. Program of the club «Ethno mathematics» for pupils of 5-6 classes, based on the formation of civil and patriotic qualities of the personality (love of the Motherland, the native land, respect for its history, spiritual and cultural values) and the development of interest in mathematics through solving math exercises containing local history and folklore information, is proposed. Data from the survey of teachers in a social network «VKontakte» on the use of ethno mathematical approach in secondary school is given. The results of experimental work to test the effectiveness of the developed methodological support are presented.

Keywords: extracurricular activities, younger adolescents, ethno mathematical approach, ethno mathematical club.

Одним из необходимых умений учителя вообще и математики в частности в трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» в Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)), утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, обозначено выполнение трудовых действий по организации различных видов внеурочной деятельности учащихся с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона [1]. В другом документе (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года) сформулирована приоритетная задача РФ в сфере воспитания детей - «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [2, с. 2]. В качестве одного из основных направлений развития воспитания в Концепции предлагается полноценное использование в образовательных программах воспитательного потен-

циала учебных дисциплин [2, с. 8]. Поэтому представляется актуальным продумать организацию внеурочной деятельности учащихся, ориентированной на формирование гражданско-патриотических качеств личности, с учетом специфики учебного предмета «Математика» [3], а также историографии и культурных традиций региона [4, с. 278]. Большие возможности здесь у этнома-тематики как «области научного знания, предметом исследования которой является народная математика» [5, с. 38].

М.Д. Дьячковская и Н.И. Мерлина определяют народную математику как «совокупность индуктивных и эмпирических математических знаний и представлений, накопленных в истории народных масс, как продукт наблюдения и социального опыта, и передаваемых из поколения в поколение в устной форме. Предметом изучения народной математики является математическая культура народа, выработанная ее вековым опытом» [5, с. 38; 6]. Обобщая исследования Г. Гилмер, М.Д. Дьячковской, Н.И. Мерлиной и др., можно охарактеризовать этноматематический подход к образованию как «направленное обогащение образовательных влияний этноматематическими элементами» [5, с. 40]. Проанализировав имеющиеся в нашем распоряжении

труды авторов У.Д'Амброзио, В.В. Бобынина, Г. Гилмер, М.Д. Дьячковской, Н.И. Мерлиной, С.С. Салаватовой и др., мы определили внеурочную деятельность по этно-математике младших подростков как образовательную деятельность, осуществляемую учащимися 5-6 классов на основе этноматематического подхода в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на освоение обозначенной образовательной области (этномате-матика) посредством решения математических задач с использованием историко-краеведческого и фольклорного материала родного края (этноматематические задачи). Внеурочная деятельность по этноматематике младших подростков характеризуется всеми особенностями внеурочной деятельности вообще (рисунок 1), но в тоже время отличается своей областью (этноматематика) и направленностью (учащиеся 5-6 классов).

(Зарат&ёскаА область

И) этнвлат&матичвских удачах

ШёШ ШШ

Рисунок 1 - Саратовская область в этноматематиче-ских задачах

В качестве средств реализации этноматематических идей нами использовались этноматематические задачи. Всего было составлено около ста таких задач, сгруппированных в сборник «Саратовская область в этноматематических задачах». По используемому математическому аппарату - это задачи на действия с натуральными числами, на вычисление скалярных величин, по теме «Масштаб», на движение, на нахождение дроби от числа и числа от дроби, на построение диаграмм, на действия с обыкновенными и десятичными дробями, на проценты, на составление и решение линейных уравнений и др. Решая предложенные этноматематические задачи, учащиеся узнают много интересного о Саратовской области: ее истории, географии, экономике, о выдающихся людях, памятниках и явлениях культуры, совершат путешествие по народным сказкам, узнают рецепты традиционных блюд и т.д. Приведем примеры некоторых задач [7, с.222].

1. Водохранилище Лебедевское расположено на реке Еруслан Саратовской области, его воды орошают земли Малоузенской оросительной системы. Для очистки заросшего водоема было запущено около 5 тысяч мальков толстолобика, активно поедающего траву, из которых выживет до 15% особей. Подросший толстолобик может профильтровать 32 л/час воды, при этом отцеживая до 1300 мг водорослей. Сколько литров воды профильтру-224

ют подросшие толстолобики, и сколько кг водорослей отцедят?

2. В 1846 г. паровое судно «Волга» начало осуществлять регулярное движение по Волге. Скорость судна составляла 5 верст/час. Определите, сколько времени требовалось, для того чтобы судно прошло 260 км (1 верста = 1,07 км).

3. Александровогайская газокомпрессорная станция - первая из станций системы магистральных газопроводов «Средняя Азия - Центр» в Саратовской области. Объем транспортируемого газа составляет 200 млн. кубометров в сутки. Какой объем газа транспортирует станция за год (365 дней)?

4. Перед каждым вылетом образованному на территории города Энгельса Саратовской области женскому авиационному полку «Ночные ведьмы» необходимо было навесить бомбы, вес которых варьировался от 25 до 100 кг. За раз они брали на борт не более 300 килограммов бомб. Найдите их количество при минимальной массе бомб и при максимальной.

5. Территория Саратовской области расположена в трех природных зонах: полустепной зоне, лесостепной зоне, которая в 3 раза больше, чем полустепная и степной зоне, которая в 4 раза больше, чем полустепная и лесостепная вместе. Найдите долю каждой природной зоны в процентах.

Большой интерес у учащихся вызвало решение этноматематических задач, представленных в форме интерактивных упражнений в среде LearningApps.org - приложении Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Таких упражнений было разработано 15.

Исследования зарубежных и российских методистов-математиков показывают, что учет этнокультурных аспектов в обучении математике оказывает эффективное воздействие на математические достижения учащихся, особенно в младшем подростковом возрасте (5-6 классы), одновременно развивая их ценностные ориентации: любовь к родине, родному краю, уважение к его истории, духовным и культурным ценностям. С целью определения распространенности этноматематических идей в нашем регионе в социальной сети «ВКонтакте» было проведено экспресс-анкетирование учителей математики г. Саратова и Саратовской области. Респондентам было предложено ответить на два вопроса: Что такое этнома-тематика? Используете ли Вы этноматематический подход при организации внеурочной деятельности? Анализ ответов на первый вопрос анкеты показал, что подавляющее большинство респондентов, ответивших на вопрос (95,7%), имеют достаточно ясное представление об этноматематике и определяют ее как «совокупность индуктивных и эмпирических математических знаний и представлений, накопленных в истории народных масс, как продукт наблюдения и социального опыта, и передаваемых из поколения в поколение в устной форме» (76,1%), либо как «область научного знания, предметом исследования которой является народная математика» (19,6%). Вместе с тем, ответы на второй вопрос анкеты показали незначительную распространенность этнома-тематических идей в школе: 72,1% опрошенных вообще не используют этноматематику при организации внеурочной деятельности школьников, 20,9% используют эпизодически и только 4,7% активно применяют эти перспективные идеи во внеурочной работе с учащимися. Наибольшую трудность у учителей, судя по их ответам, вызывает «отсутствие готовых методических разработок этноматематических мероприятий» или «хотя бы рекомендаций по их подготовке и проведению». Тем самым была констатирована потребность в разработке методического обеспечения внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов на основе этноматематического подхода. В качестве основной формы организации внеурочной деятельности младших подростков на основе этноматематического подхода нами был выбран этнома-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

тематический кружок [8, с. 91].

Организационные вопросы создания этноматемати-ческого кружка: рекомендуемый состав учащихся кружка - до 15 учащихся 5-6 классов. Кружок лучше всего организовывать из одновозрастных учащихся, однако возможны и разновозрастные объединения. Примерная продолжительность кружка - 35 часов. Занятия кружка проводятся один раз в неделю (по 45 минут). Содержание кружковых занятий по этноматематике может быть весьма разнообразным: система счета и нумерация; измерение величин (времени, длины, площади, объема, веса); геометрические сведения и их выражение в хозяйственных постройках, народно-прикладном искусстве; математические понятия и термины; игры на счет, загадки, считалки, пословицы и другие виды устного народного творчества, содержащие математические знания; народные задачи; памятники древней народной математики и т.д. К организации работы кружка целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку докладов по изучаемым темам, подбор и составление задач, составление исторических справок, изготовление моделей и рисунков, выполнение проектов и т.п.). На первом занятии следует выбрать старосту, актив и редколлегию кружка. Желательно придумать название, эмблему, девиз.

Для проведения занятий кружка рекомендуется использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центров детского досуга, спортивных сооружений и т.п. Поскольку большая часть внеурочных занятий в образовательном учреждении проводится в условиях учебного кабинета, педагогу необходимо продумать и создать неформальную и удобную для занятий обстановку. Для этого следует организовать пространство учебного кабинета, продумать содержательную и эстетическую стороны его оформления.

Итоговое занятие кружка может быть проведено в форме этноматематического праздника. Завершить занятие следует поощрением наиболее отличившихся учащихся, рекомендациями по каникулярному чтению, рассмотрением перспектив работы кружка в следующем году.

Условия эффективного функционирования этнома-тематического кружка: максимальная смена образовательной среды (помещение, расстановка мебели, расположение учащихся, наглядность должны отличаться от урочной формы занятий); наличие четко продуманной логики занятия; умение отобрать информацию, которая вызовет наибольший эмоциональный отклик учащихся; создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности; активная позиция учащихся; знание возможностей обучающихся, умение видеть перспективы утверждения этих возможностей и формирования ценностных ориентаций; переход от шаблонного построения занятия к творческому разнообразию; переход от монолога к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся.

Разработанная нами программа кружка «Этнома-тематика» состоит из следующих структурных компонентов: цель работы кружка; категория и численность обучаемых; продолжительность обучения; режим занятий; виды и планы занятий; тематическое планирование.

Цель работы кружка: формирование гражданско-патриотических качеств личности младшего подростка (любовь к родине, родному краю, уважение к его истории, духовным и культурным ценностям) и развитие интереса к математике посредством решения математических задач, содержащих историко-краеведческую и фольклорно-этническую информацию.

Категория обучаемых: дети 10-12 лет (5-6 класс).

Численность обучаемых: 8 человек.

Продолжительность обучения: один учебный год (35

часов).

Режим занятий: работа кружка осуществляется согласно разработанному тематическому плану (таблица 1). Занятия рассчитаны на 1 час в неделю.

Виды занятий: лекции; практикумы с элементами эвристической беседы, проектной творческой работы, просмотра и обсуждения математических фильмов, решения задач; игровые занятия с элементами конкурсов и т.п.; выездные занятия.

Таблица 1 - Тематическое планирование

Л* Тема Содержание ™

1 Вводное занятие Входное анкетирование. Ьеседа о назначении крута, Знакомство учащихся с планом работы кружка. Выбор старосты актива и редколлегии кружка. Выбор названия, девиза и эмблемы кружка 1

Мод? ть 1. Народная математика России и Поволжья

з Система счета и нумерация у разных народов России Изучение особенностей системы счета и нумерации у разных народов России :

хлины, площади, объема, Измерение величин (времени, длины, плошали, объема, веса] у разных народов России i

Старинные русские меры. Итра-сорев кование «Ярмарка» Изучение, повторение и систематизация знаний учащихся о старинных русских мерах, используемых предками на территории Саратовской области. Игра-соревнование «Ярмарка» i

Геометрические сведения и их выражение в хозяйственных постройках Изучение геометрических сведении и их выражения в хозяйственных постройках народов, проживающих на территории Саратовской области. i

1 еометрические сведения и их выражение в народно-прикладном искусстве Из зрение геометрических сведении и их выражения в народно-прикладном искусстве народов, проживающих на территории Саратовской области i

Я Математические понятия и термины народной Изучение математических понятий и терминов народной математики i

У Игры народной математики Игры на счет, загадки, считалки, пословицы и другие виды устного народного творчества, содержащие математические знания i

10 Народные задачи Старинные задачи народов Поволжья. России i

и Матемагнческии вечер «Славянские праздники* Приобретение знании о славянских праздниках посредством решения математических задач. Выпуск календаря i

Математические знания Древних Славян Парные проекты подготовка презентации «Математические знания ДрашиС™» i

13 Симметричные славянские Изготовление альбома симметричных славянских символов и рун, а также символов других народностей Поволжья i

14 Саратовский фольклор. Использование народных игр Разработка групповых проектов по теме «Народные игры народов Поволжья'''. Мики-сказки, мини-спектакли с применением математических терминов и задач i

Ъ Математика б старославянских обрядах .Мини-сказки, мини-спектакли с применением матемагоческих терминов, математических задач и интерактивного упражнения i

Памятники древней народной Виртуальная экскурсия и изучение памятников древней народной математики, находящихся в музеях, коллекциях и т.д. i

Модуль 2, Краеведение и история розного крав б математических задачах

Общая структура процесса решения текстовых задач Анализ текста задачи. Схематическая запись задачи. Поиск плана решения задачи. Этап осуществления решения задачи. Этап проверки полученного ответа Исследование задачи. Этап формулировки ответа задачи. Этап анализа выполненного решения i

1« Составление задач из историческом материале Алгоритм составления задач на историческом материале. Составление и решение задач i

1У. 20 История Саратовского края в математических задачах Решение математических задач с использование.! исторического и краеведческого материала Саратова и обдали

Саратовского края в математических задачах Решение математических задач по теме «Промышленность Саратовского краж» i

22 Этнос и народы Поволжья в математических задачах Игра-соревнование между двумя командами, по приобретению знаний об этническом составе народов Поволжья, их народных костюмах, истории и традициях i

История Саратовского края в годы Великой Отечественной войны Изучение истории родного края в годы Великой Отечественной войны посредством выполнения интерактивных упражнений и решения математических задач i

24 Матемагнческии вечер « В клад Саратов пев вдело победы советского народа В Великой Отечественной войне" Изучение вклада саратовцев в дело победы в годы Великой Отечественной войны посредством выполнения интерактивных упражнений и решения математических задач. Биографическая миниатюра i

Ъ Проект «Задача о ноем Проект «Задача о моем1 ерое». Оформление математической стенгазеты «Люди легендарного подвига;) с использованием математических задач об истории Саратовского края в годы Великой Отечественной войны i

Матемашческни вечер «Наши знаменитые земляки» Приобретение знании о знаменитых людях Саратовского региона посредством выполнения интерактивных упражнений и решения i

Народы и история Татищев ского района в математических задачах Магемажческни вечер «Моямалая Родина». Приобретение знании оТатишевском районе посредством выполнения интерактивных упражнений и решения математических задач i

Матемагическии поезд « Памятники природы Татищевского района* Интерактивная игра-поезд по значимым местам и памятникам природы Татищев ского района. Выпуск буклета «Памятники природы Татищев ского района» i

29 Хозяйство 1а1ишевского района в математических задачах Решение математических задач с использование,! фактов об экономике и хозяйстве Татищев ского района. i

Природа родного края в математических задачах Задачи с краеведческим и природоведческим содержанием Экскурсия в библиотеку. «Красная книга». i

Матемагическии турнир по теме «Знатоки родной природы» Конкурсная программа с применением задач биологического и краеведческого содержания i

12 Математические задачи на основе краеведческих материалов родного края Создание индивидуальных проектов учащихся по теме «Составление математических задач на основе краеведческих материалов родного края:». Решение задач i

Математические задачи на основе краеведческих материалов родного края Подготовка проекта итоговой газеты (фотоматериал к фотогазете или слайды к презенташш). Выпуск стенгазеты с задачами по математике для 5-6 класса i

¿4 Экскурсия в школьный музей. Экскурсия по памятник®« природы Экскурсия б школьный музей села Большая Каменка. Экскурсия в усадьбу Шахматовых села Губаревка. Экскурсия в дендрарий села Вязовка. Экскурсия в краеведческий музей села Вязовка i

Завершающее занятие. Подведение итогов года Подведение итогов работы кружка. Презентация стенгазеты с фотоматериалами по итога?.! работы математического кружка. Выходное анкетирование i

Разработанный тематический план кружка представлен двумя модулями («Народная математика России и Поволжья», «Краеведение и история родного края в математических задачах»). В первом модуле изучалась народная математика России и Поволжья, а именно, система счета и нумерация, измерение величин, геометрические сведения и их выражения в хозяйственных постройках и народно-прикладном искусстве и т.д. (ри-

сунок 2).

Также в рамках первого модуля была проведена игра-соревнование «Ярмарка». На занятии ребята получили информацию о ярмарках, проводимых на Руси, и изучили старинные русские меры. Решали этноматема-тические задачи и интерактивные упражнения в виде викторины с выбором правильного ответа.

ки, содержащие математические знания, решили русскую народную потешку (старинная задача из сборника С.А. Рачинского «1001 задача для умственного счёта») и загадки.

Рисунок 2 - Игра-соревнование «Ярмарка»

На математическом вечере «Славянские праздники» (рисунок 3) учащимся предстояло выполнить два предварительных задания, чтобы узнать названия праздников, о которых пойдет речь: «облако слов» и интерактивное упражнение-пазл (http://LearningApps.org/ display?v=pdh9rage317).

Затем прослушать информацию об этих праздниках, выполнить ряд этноматематических заданий. Завершить вечер предлагалось славянским обрядом - хороводом, изображая различные геометрические фигуры (окружность, полукруг, спираль, ромб, квадрат, кривая и т.д.). Хоровод на Руси - старинный коллективный танец, участники которого, взявшись за руки, с песнями ходят по кругу.

Рисунок 3 - «Славянские праздники»

На занятии «Игры народной математики» (рисунок 4) учащимся предстояло выполнить задания по двум направлениям: игры по парам, представленные двумя вариациями игры в крестики-нолики, и игрой «ним»; индивидуальные игры, представленные древней головоломкой «Пифагор» и головоломкой Ноя Чепмэна «Пятнашки».

Также на занятии ребята обсудили русские народные сказки, где встречается число три, пословицы и поговор-

Рисунок 4 - «Игры народной математики»

Второй модуль этноматематического кружка посвящен решению и составлению задач, содержащих исто-рико-краеведческую и фольклорно-этническую информацию.

Проведены математические игры и вечера: «Вклад саратовцев в дело победы советского народа в Великой Отечественной Войне», «Знатоки родной природы», «Моя малая Родина» и др.

Саратовское Поволжье - уникальный регион, впитавший в себя разнообразие, взаимодействие и взаимовлияние различных культур, обычаев и традиций, которые способны оказывать непосредственное влияние на развитие духовно-нравственного мира растущего человека. Одна из целей игры-соревнования (рисунок 5)

«Этнический состав Саратовского Поволжья» [4, с. 281] заключалась в ознакомлении учащихся с культурно-историческими традициями народов Среднего Поволжья.

Ребятам было предложено выявить отличия национальных костюмов немцев Поволжья и традиционного русского одеяния. Для этого учащиеся разделились на две команды. На столах стояли баночки гуаши. Было необходимо раскрасить черно-белые рисунки национальных костюмов.

Каждый предмет одежды и банка с краской были подписаны числами. Для того чтобы узнать каким цветом раскрашивать костюмы, следовало решить ряд уравнений. Корни уравнений подсказывали ребятам, в какие цвета следует окрашивать детали одежды.

и учатся (рисунок 7).

Рисунок 5 - «Этнический состав Саратовского Поволжья»

На математическом вечере «Наши знаменитые земляки» (рисунок 6) учащиеся посредством решения этноматематических задач и интерактивных упражнений узнали биографию выдающихся саратовцев (основатели г. Саратова - князь Засекин и боярин Туров; Федор Блинов - изобретатель-самоучка (интерактивное упражнение в LearningApps.org https:// learningapps.org/display?v=pmw1wknb216), живший в Саратовской губернии и получивший «привилегию» (патент) на первый в мире прообраз гусеничного трактора; Порфирий Бахметьев (http://LearningApps.org/ display?v=p9nzug47217), русский физик и биолог-экспериментатор, открыл явление анабиоза, особого состояния организма между жизнью и смертью.

Рисунок 7 - Татищевский район Саратовской области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример этноматематической задачи. На гербе Татищевского района изображена в лазури на серебряном колоколе золотая райская птица. Она олицетворяет мир, богатство, счастье, к которому всегда стремились люди.

Осваивали эту землю переселенцы из Смоленской губернии, также имеющей изображение этой птицы на своем гербе. Присутствовала она и на гербе рода Татищевых, в честь одного из которых, Василия Никитича Татищева, и была названа станция, ставшая впоследствии центром всего района. Узнай название этой птицы, решив примеры (таблицы 2-3).

Рисунок 6 - «Наши знаменитые земляки»

Это открытие нашло применение в медицине при реанимации организма и пересадке органов. Порфирий Иванович первым в 1880 году предложил схему телефотографа, на принципе которого работает современное телевидение. Мы не представляем свой быт без холодильника - именно Бахметьев доказал, что люди сами могут накапливать холод безо льда в особых машинах-холодильниках. Он изготовил первый русский телефон, независимо от других учёных получил рентгеновский снимок. За свои выдающиеся работы Бахметьев получил международную премию имени академика Бэра; Павел Николаевич Яблочков - родоначальник электропромышленности (интерактивное упражнение http:// LearningApps.org/display?v=pmvfrqh0ü7).

В этом же модуле ребятам предстояло посредством решения этноматематических задач и интерактивных упражнений узнать подробнее о Татищевском районе Саратовской области - местности, где учащиеся живут

Математический поезд «Памятники природы Татищевского района» предполагал выполнение интерактивного упражнения «Игра-поезд по значимым местам и памятникам природы Татищевского района» (http://LearningApps.org/display?v=p8ifrqxa316) и выпуск буклета «Памятники природы Татищевского района».

На занятии «Хозяйство Татищевского района в математических задачах» решались математические интерактивные упражнения с использованием фактов об экономике и хозяйстве Татищевского района (http://LearningApps.org/display?v=p0u9v841j16, http:// LearningApps.org/display?v=pw3hxcb7316).

На последнем занятии кружка были подведены итоги конкурса по составлению этноматематических задач участниками кружка (учащиеся 5-6 классов) для учащихся 4 класса (рисунок 8).

Анализ задач производился по двум направлениям: 1) самооценка и оценка задач учителем, участниками кружка и учащимися 4 класса по пятибалльной шкале. По результатам была рассчитана средняя оценка и составлен рейтинг задач; 2) каждому участнику полагалось раздать три «стикера» по номинациям: «экологическая задача», «самая сложная задача», «самая интересная задача». Задача, набравшая большее количество голосов, признавалась победившей в соответствующей номинации.

Апробация разработанной программы кружка «Этноматематика» и проверка возможностей использования ее для повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания школьников во время их внеурочной деятельности посредством решения этно-математических задач проводилась в течение 2016/2017 учебного года на базе ОПФ МОУ «СОШ с. Вязовка» в

с. Большая Каменка Татищевского района Саратовской области. В эксперименте приняли участие 12 учащихся 5-6 классов. Педагогический эксперимент состоял из трех этапов (констатирующий; формирующий; контрольный).

Итоги конкурса ни составлению зтноматематнч&ких jaia'i

Juni- nifirfr.il nnqvca:

1. Сарапопский aincuintccuii гслтр

драмы ичаги IIA. Слоном «.холит ■ десятку самых старых театров а Россия. Свою работу театр purin в 1803 газу. CapiTOBCHift аиисч ячеек >dl театр оперы п 6*icra открыл пои лвср« в 187$ пну. СШЛЫВ .ICI Прошло С UOldCttia OtKpUlia' 4*p« споив»» т. после открыта театра лрллы orvpiiiit иэцешрсссюф театр11

2. МеыорквлышЛ uimiirtc "Нар* Победы» открыт s 197 5 голу. Писан пин парк великой победе совстсюго народа над нгыгаш-флшж.щ.нии оккупипаии 9 ил» I 9ÎK* голи ■ порке ПоФслы появнлас» жсиошшм военвоП техники Через сколько

Нипран. ними пни.in in tu ui'i:

1) самооценка н опенка задач учителем, участниками кружка sI учащимися 4 класса по (шнбаллыгой шкале;

2) по номинациям; «экологическая калача», «самая сложная задача», «самая интересная задача». Задача, наоравшая большее количество голосов, иршнавгпась победившей н аю t ne i с iну ниneil номинации

Сш.шшле? «Парку Победи-?

Л. На Tcpptnopjm юрода Саратова распою «с но порядка !70 га насажлсинП, oiHocanncui к общему no-ikjoumoo. В среднем. I га кленых насаждений перерабатывают 150 кг углекислого газа и выдеи»т 200 и иклорш я 4 час». Смоли» углекислого переработают п

СЮ1Ш B1UC1

города и двое суток?

-V w 411Ш агора Сам >™ Ощмп. Ymm ■Г ,r

\ Berne** О ifi 4 3,95 4 1 i

; Гры Ю 4.5 *,е 5 4,7! 6 1

} 3 4.1 и 5 : J

4 Ланрев Л 3.5 и J 3.41 1 1

S МшмН 3J 3 3.41 1

t ;

J Рпопаюлва Т 4.5 4,4 4 4Д j ; 1

1 Хворостина Д 4.Î и S 4.15 2 i

уж

Рисунок 8 - Итоги конкурса по составлению этно-математических задач

Цель констатирующего этапа (5-19 сентября 2016 г.) заключалась в определении исходного уровня сформиро-ванности гражданско-патриотических качеств учащихся, принимающих участие в эксперименте. Были выделены: экспериментальная группа (8 человек - учащиеся 5-6 классов, записавшиеся в кружок «Этноматематика») и контрольная группа (4 человека - учащиеся 5-6 классов, не посещающие кружок).

В качестве критериев диагностики гражданско-патриотических качеств учащихся мы использовали когнитивный, эмоционально-оценочный и практически-действенный критерии (методики Е.А. Гриневой, С.Ю. Прохоровой, Л.В. Золотых, Н.П. Капустиной, Н.А. Кнор). Учащимся были предложены задания: «Закончить предложение» для проверки когнитивного критерия и две анкеты для проверки эмоционально-оценочного и практически-действенного критериев.

Для диагностики гражданско-патриотических качеств на основе когнитивного критерия учащимся было предложено закончить семнадцать предложений. За правильный ответ учащийся получал 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Максимальное количество баллов

- 17. Результаты переводились в проценты, по которым определялся уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию: от 85 до 100% - высокий уровень (В): ученик знает историю своей страны и «малой Родины», знает все основные символы России и Саратова; от 55 до 84 % - средний уровень (С): знает историею своей страны и «малой Родины», но не на высоком уровне, из символов России и Саратова узнаёт лишь некоторые; от 35 до 54 % - ниже среднего (НС): историю страны и «малой Родины» знает поверхностно, из символов России и Саратова узнаёт незначительную их часть; от 0 до 34 % - низкий (Н): историю страны и «малой Родины» не знает, из символов России и Саратова не знает ни одного правильно, или знает лишь незначительную часть.

Диагностика гражданско-патриотических качеств учащихся, основанная на эмоционально-оценочном и практически-действенном критериях, определялась обработкой результатов заполнения двух анкет. Школьникам предлагалось ответить «да» либо «нет» и обосновать свою позицию. За каждый утвердительный ответ давался 1 балл, за отрицательный - 0 баллов. Максимальное количество баллов по каждому критерию

- 17. Результат переводился в проценты, по которым определялся уровень гражданско-патриотической воспитанности детей по рассматриваемым критериям: от 85

до 100 % - высокий уровень (В): ребенок проявляет уважительное отношение и высокое чувство привязанности к своей семье, Родине...; выражает желание проявлять заботу о других; высоко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой Родины»; от 55 до 84 % - средний (С) уровень: нравственные качества личности могут проявляться только под контролем учителя; школьник проявляет привязанность и уважение к своей семье и «малой Родине»; выражает желание проявлять заботу о других; от 35 до 54 % - уровень ниже среднего (НС): ребенок слабо проявляет привязанность и уважение к своей семье и «малой Родине», побуждение проявлять заботу к другим невысокое; малая активность при патриотической деятельности; интересуется краеведческим материалом, но по заданию учителя; от 0 до 34 % - низкий (Н): ученик редко проявляет привязанность и уважение к своей семье и «малой Родине»; побуждение заботиться о других не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет нежелание, инертность, историей своей «малой Родины» не интересуется.

В течение 2016/2017 учебного года нами проводился формирующий эксперимент по проверке эффективности программы кружка «Этноматематика». Было проведено 35 занятий, ориентированных на формирование гражданско-патриотических качеств учащихся (любовь к Родине, родному краю, уважение к его истории, духовным и культурным ценностям) и развитие интереса к математике посредством выполнения интерактивных упражнений и решения этноматематических задач, содержащих историко-краеведческую и фольклорно-этни-ческую информацию.

Цель контрольного этапа эксперимента (5-17 мая 2017 г.) заключалась в определении достигнутого уровня сформированности гражданско-патриотических качеств учащихся, принимающих участие в эксперименте.

Результаты эксперимента показали повышение сформированности гражданско-патриотических качеств учащихся: а) по когнитивному критерию: в экспериментальной группе на 20%, в контрольной - на 5%; б) по эмоционально-оценочному критерию: в экспериментальной группе на 28%, в контрольной - на 3%; в) по практически-действенному критерию: в экспериментальной группе на 22%, в контрольной - на 5 %. По всем критериям: в экспериментальной группе гражданско-патриотические качества учащихся повысились, в среднем, на 23%, в контрольной - на 4%. Разница составила 19%, что позволяет нам сделать вывод о развивающем воздействии разработанного методического обеспечения внеурочной деятельности младших школьников на основе этноматематического подхода.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70435556/#ixzz4TD1k6One.

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFn yHlBitwN4gB.pdf.

3. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФШС // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 13-14.

4. Кондаурова И.К., Матершева Л.Н.Организация внеурочной деятельности школьников по математике с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.

Омск, 2017. С. 278-282.

5. Дьячковская М.Д., Мерлина Н.И. Этноматематика как область научных знаний: предмет и основные понятия // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 37-41.

6. Дьячковская М.Д., Мерлина Н.И. Этноматематика коренных малочисленных народов севера - юкагиров // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 23-27.

7. Кондаурова И.К., Матершева Л.Н. Математические задачи с использованием историко-краеведче-ского и фольклорного материала // Задачи в обучении математике, физике и информатике: теория, опыт, инновации: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию П.А. Ларичева. Вологда, 2017. С.220-223.

8. Пакина Е., Кондаурова И.К. Математический кружок как эффективная форма внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Непрерывная предметная подготовка в контексте педагогических инноваций: сборник научных трудов: в 2-х частях. Саратов, 2016. С.91-92.

Статья поступила в редакцию 28.06.2017.

Статья принята к публикации 23.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.