УДК 78.08 ББК 659
Ярошенко Сергей Николаевич
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра общей и профессиональной педагогики Челябинский государственный университет г. Челябинск
Yaroshenko Sergey Nikolaevich Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of General and Professional Pedagogy Chelyabinsk State University Chelyabinsk
О развитии понятия «профессиональная конкурентоспособность» в
педагогической науке
About Professional Competitive Ability Notion in Pedagogical Science
В статье рассматривается понятие «профессиональная
конкурентоспособность», на основе анализа педагогической литературы, раскрыто и уточнено понимание содержания профессиональной конкурентоспособности студентов.
This article considers the notion of “professional competitive ability” on the basis of pedagogical literature analysis. The understanding of the content of the students’ professional competitive ability is revealed and specified.
Ключевые слова: профессиональная конкурентоспособность,
конкуренция, конкурентоспособность, конкурентоспособная личность.
Key words: professional competitive ability, competition, competitive ability, competitive person.
В связи с интеграцией в рыночную экономику системы образования, образовательный продукт (выпускник техникума, колледжа, вуза) рассматривается с точки зрения его конкурентоспособности на рынке труда. Поэтому вопрос о понимании содержания конкурентоспособности студентов в их дальнейшей профессиональной деятельности, а также вопрос о качестве профессиональной подготовки становится актуальным в педагогических исследованиях.
Большинство авторов, изучающих понятия «конкурентоспособность», «конкурентоспособность студентов вуза» и «профессиональная
конкурентоспособность», научно обосновано раскрывают их содержание.
Однако общепринятой точки зрения в понимании данных понятий нет.
Следовательно, на данном этапе научного изучения профессиональной конкурентоспособности студентов важен аналитический, систематизированный взгляд, выделяющий существенные признаки данного понятия, что позволило бы дать ему более точное определение. Также нужно учитывать такой момент, что немногие педагогические исследования посвящены изучению «профессиональной конкурентоспособности». Это работы О.В. Душкиной [7] и Е.В. Потаповой [11].
Вышеперечисленные понятия взаимосвязаны. Поэтому целесообразно рассмотреть их содержание, выявляя между ними различия и существенное общее.
Анализируя содержание понятия «конкурентоспособность», в первую очередь мы отталкиваемся от общего понимания данного слова в различных толковых словарях. Так конкуренция - это соперничество; борьба за достижение больших выгод, преимуществ [10, с. 290]. А конкурентоспособный
- способный выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам [10, с. 290].
Понятие «конкурентоспособность» с педагогической точки зрения рассматривалось следующими авторами: А.А. Ангеловским [1],
Ж.И. Айтугановой [3], Л.А. Бодьян [4], А.П. Быковой [5], С.Б. Давыдовой [6], О.В. Душкиной [7], Т.В. Колгуриной [8], Е.В. Максимовой [9], Е.В. Потаповой [11], Л. С. Шикиной [12] и другими.
Большинство учёных (Ж.И. Айтуганова [1], Л.А. Бодьян [4], Т.В. Колгурина [8], Л.С. Шикина [12] и др.) раскрывают «конкурентоспособность студентов вуза» как интегративное свойство личности, состояние личности, характеристику личности или интегративное личностно-профессиональное качество. Например, Л.С. Шикина данное понятие характеризует как «интегративное свойство личности, проявляющееся в стремлении к собственному стилю поведения, творчеству и самостоятельности, к смене видов деятельности, освоению новых профессий, к обладанию рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни и нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы; в умении легко адаптироваться в системе социальных отношений, а также быстро и
адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, проявляя при этом компетентность в разрешаемой ею проблеме» [12. с. 4].
Похожая точка зрения отражена в работах А.А. Ангеловского [1], Е.В. Максимовой [9] и других. Они понимают конкурентоспособность выпускника вуза как интегральное качество или характеристику личности.
Таким образом, один из существенных признаков понятия «конкурентоспособность студентов вуза» связан с тем, что конкурентоспособность отражает не отдельное свойство или качество личности, а представляет определённую социально и профессионально значимую совокупность личностных характеристик.
Не менее распространённое понимание содержания конкурентоспособности студентов вуза в педагогических исследованиях (В.И. Андреева [2], А.П. Быковой [5], Е.В. Потаповой [11] и др.) связано с пониманием конкурентоспособности, как определённой совокупности личных и профессиональных способностей. Так, по мнению В.И. Андреева, «конкурентоспособная личность - это личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами» [2, с. 26]. Более точно выражает в определении данный взгляд А. П. Быкова, говоря о том, что конкурентоспособность специалиста «основана на совокупности различных способностей (гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных) и сформированности умений реализовать эти способности в различных изменяющихся ситуациях деятельности и повседневных отношений» [5. с. 4].
Обобщая данную точку зрения, на наш взгляд, в содержании «профессиональной конкурентоспособности студентов» должны быть, отражены не просто совокупность способностей, а в первую очередь те которые способствуют достижению успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции.
Одна из первых работ, обращающая внимание на профессиональную конкурентоспособность студентов, - это исследование О.В. Душкиной. Она
приходит к выводу, что можно выделить различные виды конкурентоспособности: социальную, коммуникативную, перцептивную,
управленческую, профессиональную и другие. Названные виды конкурентоспособности находятся в прямой зависимости от видов деятельности, которую они характеризуют. Но, учитывая, что деятельность будущего специалиста, студента-выпускника, прежде всего, связана с профессиональной деятельностью, то, на наш взгляд, корректнее говорить (в соответствии с видом данной деятельности) о профессиональной конкурентоспособности студентов.
Таким образом, профессиональную конкурентоспособность студентов констатируют не только как отдельный вид конкурентоспособности, но и раскрывают его содержание.
Так, в работе Е.В. Потаповой «Развитие профессиональной конкурентоспособности студентов туристского вуза в процессе учебнопроизводственной практики», автор раскрывает содержание профессиональной конкурентоспособности студентов, подразумевая под ним «высокий уровень способности к овладению профессиональными знаниями, умениями и качествами специалиста, позволяющими оперативно и успешно решать производственные задачи и определяющими его компетентность в профессиональной сфере деятельности в соответствии с требованиями международного туристского рынка» [11. с. 5].
В исследовании О.В. Душкиной «Формирование конкурентоспособности студентов средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля» профессиональная конкурентоспособность понимается как:
«- совокупность профессиональных умений человека как субъекта деятельности, его способность практического использования этих умений в профессиональной деятельности;
- форма исполнения профессиональной деятельности, обусловленная глубоким знанием содержания своего труда, а также соответствия этого труда профессионально важным качествам личности, её самооценки, отношении к труду;
- уровень мастерства, которого достигает человек на пути профессионального становления;
- сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно, обладание человеком способностью и умением выполнять трудовые функции» [7, с. 79].
В характеристике данного определения, в первую очередь, подчёркиваются профессиональные знания, умения, мастерство и форма исполнения профессиональной деятельности, но в том числе сохраняется и общий признак понятия «конкурентоспособность» - это определённая
совокупность личностных качеств, способствующих эффективному выполнению профессиональной деятельности.
Исходя из теоретического анализа выше перечисленных определений, мы видим, что большинство исследователей в определении как конкурентоспособности студентов, так и в определении профессиональной конкурентоспособности отводят значительную роль профессиональным знаниям, умениям, навыкам и совокупности профессионально значимых личностных качеств. На наш взгляд, вкладывая в содержание понятия «профессиональная конкурентоспособность студентов» определённые профессиональные ЗУНы, нужно исходить из компетентностного подхода. То есть, говорить о том, что конкурентоспособность в профессиональной деятельности должна быть основана на профессиональной компетентности.
Это обусловлено тем, что компетентностный подход акцентирует внимание не на сумме усвоенных профессиональных знаний, а на результате образования, то есть способности человека адекватно действовать в различных проблемных ситуациях. Где показатели профессиональной компетентности наиболее точно отражают результат образования: общая совокупность
необходимых знаний, умений, навыков; умение правильно распорядиться ими при исполнении своих функций; знание возможных последствий определённых действий; практический опыт; результат труда человека; критичность мышления, а также индивидуально-психологические качества.
Следующий признак, отражающий содержание профессиональной конкурентоспособности, связан с наличием определённых индивидуально-
личностных качеств. При этом важен не столько их перечень, а способность мобилизации личностных ресурсов с целью выстраивания стратегии и тактики профессиональных действий в конкурентной борьбе.
Обобщая выше перечисленные признаки понятия «профессиональной конкурентоспособности студентов», мы приходим к собственному пониманию понятия «профессиональной конкурентоспособности». С нашей точки зрения, более точно раскрывает его содержание следующее определение: «Профессиональная конкурентоспособность студентов - это способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе профессиональной компетентности и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств».
Библиографический список
1. Ангеловский, А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук :
13.00.08 / Магнитогорск, Магнитогорский гос. ун-т. 2004 Количество страниц: 24 с.
2. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань: Центр информационных технологи, 2004. - 468 с.
3. Айтуганова, Ж.И. Формирование конкурентоспособносго специалиста средствами иностранного языка в ССУЗ нефтехимического профиля : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т сред. проф. образования Рос. акад. образования. Казань 2003. С. 19.
4. Бодьян, Л.А. Развитие конкурентоспособности студентов технического вуза на основе контекстно-модульного подхода : автореферат дис. . кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Магнитогорский гос. ун-т. Магнитогорск, 2009. С. 24.
5. Быкова, А.П. Формирование культуры делового общения будущего конкурентоспособного специалиста : автореферат дис. . кандидата педагогических наук :
13.00.01 / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2005. С. 23.
6. Давыдова, С.Б. Формирование конкурентоспособного специалиста-менеджера на основе компетентностного подхода в вузах культуры и искусств : автореферат дис. .кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. Москва, 2009. С. 24.
7. Душкина, О.В. Формирование конкурентоспособности студентов средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. Липецк, 2001. С. 170.
8. Колгурина, Татьяна Викторовна Формирование конкурентоспособности студентов-выпускников вуза физической культуры : диссертация . кандидата педагогических наук :
13.00.08. Санкт-Петербург, 2003. Количество страниц: 173 с.
9. Максимова Е.В. Развитие конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета. - Автореф. дис. на соискание уч. степени к.п.н., - Оренбург. Оренб. гос.ун-т. - 2005. - 19 с.
10. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковы словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 стр.
11. Потапова, Е. В. Развитие профессиональной конкурентоспособности студентов туристского вуза в процессе учебно-производственной практики : автореферат дис. .
кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Рос. междунар. акад. туризма. Москва, 2007. С. 27.
12. Шикина, Л.С. Формирование конкурентоспособности студентов в условиях губернского колледжа : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Тат. гос. гум.-пед. ун-т. Казань, 2006 Количество страниц: 24 с.
Bibliography
1. Angelovsky, А. А. Students’ Professional Competitive Ability Forming During Professional Training Process: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.08 / Magnitogorsk: Magnitogorsk State University, 2004. - 24 p.
2. Andreev, V.I. Professional Competitive Ability Science. Academic Course for the Creative Self-Development of Professional Competitive Ability. - Kazan: The IT Centre, 2004. -468 p.
3. Aituganova, Zh.I. Competitive Specialist Forming by Means of Foreign Language at Oil-Industry Institutions of Secondary Professional Education: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.:
13.00.01 / The Institution of Secondary Professional Education of the Russian Academy of Education. - Kazan, 2003. - 19.
4. Bodyan, LA. Students’ Competitiveness Development at Technical HEI on the Basis of the Context-Modular Approach : Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.08. - Magnitogorsk: Magnitogorsk State University, 2009. - 24 p.
5. Bykova, АР. Future Competitive Specialists’ Business Communication Culture Forming: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.01. - Saratov: Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky, 2005. - 23 p.
6. Davydova, S.B. Managers’ Competitive Ability Forming on the Basis of the Competence Approach at Art and Culture Higher Schools: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.08. -Moscow: Moscow State University of Arts and Culture, 2009. - 24 p.
7. Dushkina, ОУ. Students’ Competitive Ability Forming at Secondary Professional Education Institutions of Trade and Economics: Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.08. - Lipetsk, 2001. - 170 p.
8. Kolgurina, T.V. Higher Physical Training School Graduates’ Competitive Ability Forming: Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.08. - St. Petersburgh, 2003. - 173 p.
9. Maksimova, Е^. Students’ Competitive Ability Development in the University Educational Process. Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. - Orenburg: Orenburg State University, 2005. - 19 p.
10. Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Yu. The Dictionary of the Russian Language: 80 000 Words and Idioms / Russian Academy of Sciences. The Russian Language Institute named after V.V. Vinogradov. - 4th Edit., Enl. - Moscow: Azbukovnik, 1999. - 944 p.
11. Potapova, E.V. Higher Tourism School Students’ Competitive Ability Development During Field Studies: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.08 // Russian International Academy of Tourism. - Moscow, 2007. - 27 p.
12. Shikina, L.S. Students’ Competitive Ability Forming under the Conditions of Provincial College : Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.01 // Tatar State Humanitarian and Pedagogical Science University. - Kazan, 2006. - 24 p.