ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010
*
29. Низкодубов, Г.А. Социокультурный подход в контексте современной парадигмы языкового образования [Текст) / Г.А. Низкодубов, А.М. Кузьмина, В.М. Ростовцева // Вестник ТГПУ. — 2006. — Вып. 9 (60). Серия: гуманитарные науки (филология). — С. 104— 108.
30. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конст-руирования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — №5. — С. 55 — 61.
31. Иванова, Е. О. Компетентностиый подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим //Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — 30 сентября [Электронный ресурс|. — Режим доступа : http://www.eidos.rn/journal/2007/ 0930-23.htm. — В надзаг. : Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail; [email protected].
32. Дахина, А. Н. Компетентность и компетенция: сколько их у российского школьника // Вопросы Интернет-образова-ния. — 2003. — № 17. — [Электронный ресурс). — Режим доступа : http://center.fio.ru.
33. Ишембитова, 3. Б. Обеспечение качества образования и профессиональной подготовки выпускников в педагогическом колледже [Текст) / 3. Б. Ишембитова // Вестник Башкирского университета. — 2008. — Т. 13. — №3. — С. 730 — 726.
34. Соснин, Н. В. Компетентностная модель в инновационном инженерном образовании [Текст) / Н. В. Соснин // Весгник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. - 2006. — № 3. - С. 174 - 178.
35. Новиков, А. М. Развитие отечественного образования / А. М. Новиков // Полемические размышления [Текст]. — М. : Эгвес, 2005. — 176 с.
36. Устич, Л. М. Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе образования взрослых [Текст) :автореф.дис.... канд. пед. наук: 13.00.08/УстичЛариса Михайловна. — Калининград, 2004. — 25 с.
37. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / АК. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.
ЦЫГУЛЕВА Маргарита Викторовна, доцент кафедры иностранных языков.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.06.2009 г.
© М. В. Цыгулева
УДК 37.01 : 378 Л. ф. РДХУБА
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
СПЕЦИАЛИСТА
КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ_______________________________
В статье рассмотрены подходы к определению понятия «конкурентоспособность специалиста», представленные в современных педагогических исследованиях. Автор предпринял попытку анализа существенных особенностей понятия «конкурентоспособный специалист».
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность специалиста, конкурентоспособный специалист.
В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед высшей профессиональной школой, признается задача подготовки современного компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста. Эта задача отражена в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
Во многих педагогических исследованиях последних лет, посвященных изучению разных аспектов образовательного процесса, так или иначе способствующих реализации указанной выше задачи, внимание в той или иной степени уделено понятию «конкурентоспособность». Именно через конкурентоспособность, в частности, оценивают качество подготовки будущих специалистов в современном вузе.
Однако, несмотря на достаточно высокий интерес к понятию «конкурентоспособность», проблему конкурентоспособности можно рассматривать как одну из новых и, соответственно, в малой степени
исследованных проблем не только в отечественной педагогике, но даже в экономике: как отмечает Р.А. Фатхутдинов, приблизительно до 2000 года в России «системно и профессионально проблемами конкурентоспособности никогда никто не занимался» [ 1 ]. Таким образом, уровень теоретической разработанное™ проблемы конкурентоспособности в педагогике, на наш взгляд, вызывает, с одной стороны, множество принципиальных теоретических, методологических сложностей в процессе исследования проблемы, а с другой — обусловливает необходимость тщательного изучения новых педагогических категорий, их осмысления и поиска наиболее приемлемого подхода к их пониманию.
В рамках диссертационного исследования нами была предпринята попытка осмысления понятий «конкурентоспособность», «конкурентоспособность специалиста». В частности, были проанализированы, во-
первых, определения этих понятии, а во-вторых, их составляющие, ключевые особенности.
Изучение исследовательской литературы показало, что в теории понятие «конкурентоспособность» рассматривается очень разнопланово: речь ведется о конкурентоспособности товара, производства, экономики, о конкурентоспособности науки и культуры, а также, в последнее время, о конкурентоспособности человека, личности. При этом, исследуя конкурентоспособность личности, многие авторы рассматривают личность как товар, что позволяет, видимо, в определенной степени, приравнивать понятия «конкурентоспособность личности» и «конкурентоспособность товара». Например, Е.А.Тенилов отмечает, что «специфика специалиста как «товара» состоит в том, что его конкурентоспособность — длительного пользования» [2]. Далее приведены другие примеры подобного рода: «человек продает не только товары, но продает самого себя и ощущает себя товаром... И как со всяким товаром рынок решает, сколько стоят те или иные человеческие качества, и даже определяет само их существование. Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств ...» [3]; «Рабочая сила сейчас — реальный товар на рынке труда, где все больше утверждается принцип конкуренции, и этот товар, чтобы соответствовать спросу, должен быть конкурентоспособным, то есть иметь хорошее качество, хорошее оформление и хорошую рекламу» [4].
Анализ определений понятия «конкурентоспособность», представленных в педагогических исследованиях [2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18], позволил сделать следующие обобщения:
1) конкурентоспособность не выделяется как отдельное понятие, а если и выделяется, то под ним рассматривается конкурентоспособность специалиста или конкурентоспособность личности;
2) в педагогические исследования переносятся экономические трактовки конкурентоспособности без учета субъектного характера конкурентоспособности специалиста, а также экономические трактовки, которые не всегда отвечают принципам гуманизма вообще и гуманистическим принципам педагогики, педагогического исследования в частности;
3) отрицается сама возможность разработки универсального определения конкурентоспособности.
Для иллюстрации сделанных обобщений приведены некоторые дефиниции понятия «конкурентоспособность», представленные в педагогических исследованиях, а также в изданиях по экономике (табл. 1).
Таким образом, общий вывод относительно научной разработанности понятия конкурентоспособности (безотносительно объекта конкурентоспособности) в педагогических исследованиях, по нашему мнению, может быть связан с констатацией необходимости разработки более общего понятия «конкурентоспособность» или, к примеру, понятия «конкурентоспособность субъекта», не противоречащих гуманистическим принципам вообще и педагогики в частности.
Что касается понятия «конкурентоспособность специалиста», то можно отметить, что в педагогических исследованиях также наблюдается отсутствие его однозначного понимания, более-менее общепринятых определений. Как отмечается исследователями, уровень осознания этого понятия в отечественной науке таков, что трудно дать его однозначное и пол-
ное определение, поскольку отдельные стороны этой проблемы только начинают рассматриваться теоретиками [5].
Под конкурентоспособностью специалиста в отечественных педагогических исследованиях понимается качество личности, интегральная характеристика специалиста, комплекс качеств личности, свойства специалиста, свойство личности, индивидуальное образование, стратегическая ценность, базовое основание личности, показатель качества работы вуза. Разные исследователи говорят о конкурентоспособности специалиста как об условии, состоянии, системе, интеграции, показателе уровня квалификации, высоком уровне развития личности и др., т.е. эта категория рассмотрена очень разнопланово.
Такое разнообразие взглядов на проблему определения понятия «конкурентоспособность специалиста» вызвало в ходе проведения исследования необходимость обращения к понятию «конкурентоспособный специалист» с целью выявления основных составляющих конкурентоспособности специалиста. В этой связи нами была предпринята попытка определить ключевые особенности, присущие конкурентоспособному специалисту (КС).
Исследование ключевых особенностей, характеристик КС включало в себя два этапа: 1) систематизацию данных о КС из разных источников, т.е. систематизацию характеристик, свойств, которые разные исследователи относят к понятию «КС»; 2) сравнение этих данных с характеристиками современного специалиста вообще (СС), т.е. качествами, свойствами, относимыми разными исследователями не к понятию «КС», а к современному специалисту вообще (без указания на конкурентоспособность). На основании сравнения двух понятий — «КС» и «СС», мы попытались определить те существенные признаки, особенности, которые отличают именно понятие «КС» от других понятий, характеризующих качество современного специалиста.
В результате систематизации данных о КС мы получили перечень свойств КС, состоящий из 67 пунктов, который, по всей видимости, нельзя считать исчерпывающим из-за достаточно большого интереса исследователей к проблеме конкурентоспособности и, как следствие, постоянного появления все новых данных. Однако уже на этом этапе можно, на наш взгляд, сделать заключение о том, что в современных исследованиях приводятся самые разные составляющие, характеристики КС, что значительно затрудняет формирование единого образа КС. При этом основания выбора компонентов структуры КС в виде перечня отдельных качеств представляются нам недостаточно убедительными.
Сопоставление характеристик КС со свойствами СС привело нас к выводу о почти полном совпадении составляющих КС и СС в совокупности представлений разных исследователей. Таким образом, по нашему мнению, возможно сделать следующее обобщение: во многих современных педагогических исследованиях, по сути, речь идет о КС, хотя напрямую этот термин не употребляется.
Совпадение содержания КС и СС, на наш взгляд, можно объяснить, как минимум, двумя причинами. Во-первых, естественным стремлением современных исследователей привести в соответствие качество подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования и «требования современной действительности» к подготовке специалистов. Современные требования к подготовке специалистов, в
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010
Некоторые представления о понятии «конкурентоспособность» в педагогике и экономике
На- ука Примеры подходов к определению понятия «конкурентоспособность» Недостатки подхода
1 2 3 4
Педагогика 1 Конкурентоспособность — это система способностей, свойств и качеств личности, которая характеризует ее потенциальные возможности в достижении успеха, обеспечивает внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром [17] Под общим понятием «конкурентоспособность» рассмотрено более узкое понятие «конкурентоспособность личности»
2 Конкурентоспособность — это способность соперничать с кем-либо [8] Перенос экономических трактовок понятия без учета гуманистических принципов педагогики
3 Конкурентоспособность — это способность выдерживать лидерство или сохранить свои позиции на рынке товаров и услуг за счет своевременного реагирования на все ситуации рыночного поведения, совершенствование товаров и услуг [12]
4 Универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, поскольку все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится [7 ]. Не учтена возможность разработки общего понятия «конкурентоспособность субъекта»
Экономика 1 Конкурентоспособность — это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами других производителей на данном рынке [19] Под общим понятием «конкурентоспособность» рассмотрены более узкие понятия: «конкурентоспособность объекта», «конкурентоспособность товара»
2 Конкурентоспособность — это способность товара выдержать сравнение с аналогичными товарами других производителей [20, 21, 22]
3 Конкурентоспособность — это способность субъекта бизнеса противостоять и противодействовать своим конкурентам [23] Не учтены гуманистические принципы
свою очередь, обусловлены разного рода особенностями современного общества (социально-политическими, экономическими, морально-этическими, нормативно-правовыми и др.). Неизбежность исследования путей улучшения качества подготовки специалистов в связи с такими принципиальными особенностями современной действительности, как развитие рыночных отношений, функционирование рынка труда, а также многих других, в итоге приводит к необходимости учета в педагогических исследованиях специфики явлений, имеющих «рыночную природу». К таким явлениям, на наш взгляд, относится феномен конкурентоспособности. В результате понятие «конкурентоспособность» оказывается имплицитно представленным в содержании, структуре СС. Таким образом, отмеченное нами совпадение содержания понятий «КС» и «СС» можно, с одной стороны, считать объективно обусловленным и неизбежным. Однако, с другой — его можно расценивать и как свидетельство недостаточной разработанности в анализируемых педагогических исследованиях понятия «КС». Подтверждением этого может быть тот факт, что понятие «КС», представленное в работах многих ученых-педагогов, оказывается очень близким и во многом повторяющим такие понятия, как «компетентный специалист», «специалист-творец», а также «жизнеспособная личность», «зрелая личность», «полноценно функционирующий человек». Этот факт, в свою очередь, ставит под сомнение целесообразность введения в педагогическое исследование и в целом в педагогику нового термина — «КС».
Таким образом, исследование показало невозможность выявления ключевых особенностей КС на основе сравнения содержания понятий «КС» и «СС»,
что, как мы полагаем, может быть вызвано указанными выше причинами. Однако проведенный анализ выявил проблему отсутствия в педагогической теории более-менее общепризнанного, четко разработанного содержания понятия «КС» в виде перечня его ключевых, существенных особенностей, дифференцирующих указанное понятие среди других педагогических понятий и категорий, характеризующих современного специалиста или относящихся к качеству современного специалиста.
По нашему мнению, появление в педагогической науке терминов «конкурентоспособность», «конкурентоспособность специалиста», «конкурентоспособный специалист» может быть допустимым только при условии их четкого дифференцирования и отделения от других, уже существующих педагогических терминов.
На наш взгляд, в исследованиях последних лет наблюдаются попытки такого дифференцирования терминов в отношении разработки определений понятий «конкурентоспособность специалиста», «КС». Так, в них включается условие наличия конкуренции или соревновательности в профессиональной деятельности специалиста. По нашему мнению, конкуренцию можно рассматривать в качестве того существенного фактора, через призму которого и следует трактовать данные понятия с целью их дифференцирования среди имеющихся педагогических терминов.
Однако что касается разработки содержания, структуры рассматриваемых понятий, то можно отметить, что связь их компонентов с фактором конкуренции не всегда, на наш взгляд, в должной мере учитывается исследователями. В этой связи мы счи-
таем возможным сделать вывод о необходимости выявления именно существенных компонентов структуры КС, связанных с фактором конкуренции — в этом случае понятие «КС» будет отделено от других «смежных» педагогических понятий.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сформулировать следующие задачи, решение которых, по нашему мнению, может внести некоторый вклад в теоретическую разработку новых педагогических категорий «конкурентоспособность», «конкурентоспособность специалиста», «конкурентоспособный специалист»: 1) разработка определения более общего понятия «конкурентоспособность субъекта»; 2) определение и четкое разделение всех указанных терминов на основе гуманистического подхода; 3) выявление существенных компонентов структуры рассматриваемых понятий с целью их дифференцирования и отделения от других, уже существующих педагогических терминов. Решение подобного рода задач представляется нам необходимым условием для последующего воплощения на практике идей, связанных с подготовкой специалистов, обладающих реальной конкурентоспособностью в современных условиях профессиональной деятельнос-
Библиографический список
1. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. — М. : ИНФРА-М, 2000. - 312 с.
2. Тенилов, Е.А. Педагогическая модель формирования конкурентоспособного специалиста в условиях предприятия сервисного типа [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Тенилов. — Нижний Новгород, 2005. — 153 с.
3. Менеджмент в социальной сфере : межвуз. сб. науч. тр. [Текст] / под ред. Й.Фера, А.Ковылева. — Омск : ОмГПУ, 1999. — 308 с.
4. Валицкая, А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора [Текст] / А.П. Валицкая // Педагогика. — 1997. — № 2. — С.3—8
5. Полькина, О.И. Становление конкурентоспособного специалиста в военном вузе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / О.И. Полькина. — Саратов, 1999. — 171 с.
6. Айтуганова, Ж.И. Формирование конкурентоспособного специалиста средствами иностранного языка в ССУЗ нефтехимического профиля [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Ж.И. Айтуганова. — Казань, 2003. — 186 с.
7. Андреева, Ю.В. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов [Текст] : дис. ... докт. пед. наук / Ю.В. Андреева. — М., 2007. — 407 с.
8. Ахметшин, Р.Я. Педагогические условия формирования конкурентоспособной личности студентов средних специальных учебных заведений [Текст] : дис. . канд. пед. наук / Р.Я. Ахметшин. — Уфа, 2001. — 156 с.
9. Дарманская, И.В. Формирование конкурентоспособности учащихся профессионального училища средствами дополнительного образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И.В. Дар-манская. — Вологда, 2003. — 147 с.
10. Ильковская, И.М. Формирование конкурентоспособности выпускника современной школы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И.М. Ильковская. — Саратов, 2003. — 195 с.
11. Кононец, Н. А. Организационно-педагогические основы формирования конкурентоспособного специалиста в условиях интегративного учебного заведения «Профессиональный лицей — Региональный учебный центр» [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Кононец. — СПб, 1998. — 327 с.
12. Оганесов, В. А. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук / В.А. Оганесов. — Ставрополь, 2003. — 27 с.
13. Ростовская, Е.Г. Дифференцированное обучение как условие подготовки конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования [Текст] : дис. . канд. пед. наук / Е.Г. Ростовская. — Ставрополь, 2005. — 229 с.
14. Сидорова, Н.Н. Формирование конкурентоспособности старшеклассника в гимназии [Текст] : дис. . канд. пед. наук / Н.Н. Сидорова. — Сургут, 2002. — 213 с.
15. Строилова, А.С. Формирование конкурентоспособности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А.С. Строилова. — Оренбург, 2006. — 189 с.
16. Христолюбова, Н.Л. Педагогические условия творческого саморазвития конкурентоспособности учащихся в воспитательной системе школы [Текст] : дис. . канд. пед. наук / Н.Л. Христолюбова. — Йошкар-Ола, 2007. — 196 с.
17. Шаповалов, В.И. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования [Текст]
: дис. ... докт. пед. наук / В.И. Шаповалов. — Сочи, 2008. — 410 с.
18. Широбоков, С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в педагогическом вузе [Текст] : дис. . канд. пед. наук / С.Н. Широбоков. — Омск, 2000. — 188 с.
19. Захаров, В.М. Антикризисное управление : терминологический словарь [Текст] / В.М. Захаров, Ю.И. Юров. — Старый Оскол : ООО «ТНТ», 2006. — 496 с.
20. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь [Текст] / А.Б. Борисов. — М. : Книжный мир, 2007. — 860 с.
21. Новиков, В.А. Толковый словарь: термины рыночной экономики [Текст] / В.А. Новиков. — М. : Наука, 1994. — 233 с.
22. Экономический словарь [Текст] / под ред. А.И. Архипова. — М. : ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. — 624 с.
23. Рубин, Ю.В. Теория и практика предпринимательской конкуренции : учеб. — 6-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Ю.В. Рубин. — М. : Маркет ДС, 2007. — 608 с.
РАХУБА Лилия Фёдоровна, доцент кафедры иностранных языков.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.06.2009 г.
© Л. Ф. Рахуба
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
1S7