Научная статья на тему 'Конкурентоспособность специалиста как предмет педагогического исследования'

Конкурентоспособность специалиста как предмет педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPECIALIST'S COMPETITIVENESS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахуба Лилия Фёдоровна

В статье рассмотрены подходы к определению понятия «конкурентоспособность специалиста», представленные в современных педагогических исследованиях. Автор предпринял попытку анализа существенных особенностей понятия «конкурентоспособный специалист».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specialist's competitiveness as subject of pedagogical study

Approaches to define specialists competitiveness demonstrated in recent pedagogical studies are considered. On the basis of examining of theoretical data the author made an attempt to reveal essential characteristics of a competitive specialist.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность специалиста как предмет педагогического исследования»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

*

29. Низкодубов, Г.А. Социокультурный подход в контексте современной парадигмы языкового образования [Текст) / Г.А. Низкодубов, А.М. Кузьмина, В.М. Ростовцева // Вестник ТГПУ. — 2006. — Вып. 9 (60). Серия: гуманитарные науки (филология). — С. 104— 108.

30. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конст-руирования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — №5. — С. 55 — 61.

31. Иванова, Е. О. Компетентностиый подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим //Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — 30 сентября [Электронный ресурс|. — Режим доступа : http://www.eidos.rn/journal/2007/ 0930-23.htm. — В надзаг. : Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail; [email protected].

32. Дахина, А. Н. Компетентность и компетенция: сколько их у российского школьника // Вопросы Интернет-образова-ния. — 2003. — № 17. — [Электронный ресурс). — Режим доступа : http://center.fio.ru.

33. Ишембитова, 3. Б. Обеспечение качества образования и профессиональной подготовки выпускников в педагогическом колледже [Текст) / 3. Б. Ишембитова // Вестник Башкирского университета. — 2008. — Т. 13. — №3. — С. 730 — 726.

34. Соснин, Н. В. Компетентностная модель в инновационном инженерном образовании [Текст) / Н. В. Соснин // Весгник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. - 2006. — № 3. - С. 174 - 178.

35. Новиков, А. М. Развитие отечественного образования / А. М. Новиков // Полемические размышления [Текст]. — М. : Эгвес, 2005. — 176 с.

36. Устич, Л. М. Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе образования взрослых [Текст) :автореф.дис.... канд. пед. наук: 13.00.08/УстичЛариса Михайловна. — Калининград, 2004. — 25 с.

37. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / АК. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

ЦЫГУЛЕВА Маргарита Викторовна, доцент кафедры иностранных языков.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.06.2009 г.

© М. В. Цыгулева

УДК 37.01 : 378 Л. ф. РДХУБА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

СПЕЦИАЛИСТА

КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ_______________________________

В статье рассмотрены подходы к определению понятия «конкурентоспособность специалиста», представленные в современных педагогических исследованиях. Автор предпринял попытку анализа существенных особенностей понятия «конкурентоспособный специалист».

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность специалиста, конкурентоспособный специалист.

В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед высшей профессиональной школой, признается задача подготовки современного компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста. Эта задача отражена в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Во многих педагогических исследованиях последних лет, посвященных изучению разных аспектов образовательного процесса, так или иначе способствующих реализации указанной выше задачи, внимание в той или иной степени уделено понятию «конкурентоспособность». Именно через конкурентоспособность, в частности, оценивают качество подготовки будущих специалистов в современном вузе.

Однако, несмотря на достаточно высокий интерес к понятию «конкурентоспособность», проблему конкурентоспособности можно рассматривать как одну из новых и, соответственно, в малой степени

исследованных проблем не только в отечественной педагогике, но даже в экономике: как отмечает Р.А. Фатхутдинов, приблизительно до 2000 года в России «системно и профессионально проблемами конкурентоспособности никогда никто не занимался» [ 1 ]. Таким образом, уровень теоретической разработанное™ проблемы конкурентоспособности в педагогике, на наш взгляд, вызывает, с одной стороны, множество принципиальных теоретических, методологических сложностей в процессе исследования проблемы, а с другой — обусловливает необходимость тщательного изучения новых педагогических категорий, их осмысления и поиска наиболее приемлемого подхода к их пониманию.

В рамках диссертационного исследования нами была предпринята попытка осмысления понятий «конкурентоспособность», «конкурентоспособность специалиста». В частности, были проанализированы, во-

первых, определения этих понятии, а во-вторых, их составляющие, ключевые особенности.

Изучение исследовательской литературы показало, что в теории понятие «конкурентоспособность» рассматривается очень разнопланово: речь ведется о конкурентоспособности товара, производства, экономики, о конкурентоспособности науки и культуры, а также, в последнее время, о конкурентоспособности человека, личности. При этом, исследуя конкурентоспособность личности, многие авторы рассматривают личность как товар, что позволяет, видимо, в определенной степени, приравнивать понятия «конкурентоспособность личности» и «конкурентоспособность товара». Например, Е.А.Тенилов отмечает, что «специфика специалиста как «товара» состоит в том, что его конкурентоспособность — длительного пользования» [2]. Далее приведены другие примеры подобного рода: «человек продает не только товары, но продает самого себя и ощущает себя товаром... И как со всяким товаром рынок решает, сколько стоят те или иные человеческие качества, и даже определяет само их существование. Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств ...» [3]; «Рабочая сила сейчас — реальный товар на рынке труда, где все больше утверждается принцип конкуренции, и этот товар, чтобы соответствовать спросу, должен быть конкурентоспособным, то есть иметь хорошее качество, хорошее оформление и хорошую рекламу» [4].

Анализ определений понятия «конкурентоспособность», представленных в педагогических исследованиях [2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18], позволил сделать следующие обобщения:

1) конкурентоспособность не выделяется как отдельное понятие, а если и выделяется, то под ним рассматривается конкурентоспособность специалиста или конкурентоспособность личности;

2) в педагогические исследования переносятся экономические трактовки конкурентоспособности без учета субъектного характера конкурентоспособности специалиста, а также экономические трактовки, которые не всегда отвечают принципам гуманизма вообще и гуманистическим принципам педагогики, педагогического исследования в частности;

3) отрицается сама возможность разработки универсального определения конкурентоспособности.

Для иллюстрации сделанных обобщений приведены некоторые дефиниции понятия «конкурентоспособность», представленные в педагогических исследованиях, а также в изданиях по экономике (табл. 1).

Таким образом, общий вывод относительно научной разработанности понятия конкурентоспособности (безотносительно объекта конкурентоспособности) в педагогических исследованиях, по нашему мнению, может быть связан с констатацией необходимости разработки более общего понятия «конкурентоспособность» или, к примеру, понятия «конкурентоспособность субъекта», не противоречащих гуманистическим принципам вообще и педагогики в частности.

Что касается понятия «конкурентоспособность специалиста», то можно отметить, что в педагогических исследованиях также наблюдается отсутствие его однозначного понимания, более-менее общепринятых определений. Как отмечается исследователями, уровень осознания этого понятия в отечественной науке таков, что трудно дать его однозначное и пол-

ное определение, поскольку отдельные стороны этой проблемы только начинают рассматриваться теоретиками [5].

Под конкурентоспособностью специалиста в отечественных педагогических исследованиях понимается качество личности, интегральная характеристика специалиста, комплекс качеств личности, свойства специалиста, свойство личности, индивидуальное образование, стратегическая ценность, базовое основание личности, показатель качества работы вуза. Разные исследователи говорят о конкурентоспособности специалиста как об условии, состоянии, системе, интеграции, показателе уровня квалификации, высоком уровне развития личности и др., т.е. эта категория рассмотрена очень разнопланово.

Такое разнообразие взглядов на проблему определения понятия «конкурентоспособность специалиста» вызвало в ходе проведения исследования необходимость обращения к понятию «конкурентоспособный специалист» с целью выявления основных составляющих конкурентоспособности специалиста. В этой связи нами была предпринята попытка определить ключевые особенности, присущие конкурентоспособному специалисту (КС).

Исследование ключевых особенностей, характеристик КС включало в себя два этапа: 1) систематизацию данных о КС из разных источников, т.е. систематизацию характеристик, свойств, которые разные исследователи относят к понятию «КС»; 2) сравнение этих данных с характеристиками современного специалиста вообще (СС), т.е. качествами, свойствами, относимыми разными исследователями не к понятию «КС», а к современному специалисту вообще (без указания на конкурентоспособность). На основании сравнения двух понятий — «КС» и «СС», мы попытались определить те существенные признаки, особенности, которые отличают именно понятие «КС» от других понятий, характеризующих качество современного специалиста.

В результате систематизации данных о КС мы получили перечень свойств КС, состоящий из 67 пунктов, который, по всей видимости, нельзя считать исчерпывающим из-за достаточно большого интереса исследователей к проблеме конкурентоспособности и, как следствие, постоянного появления все новых данных. Однако уже на этом этапе можно, на наш взгляд, сделать заключение о том, что в современных исследованиях приводятся самые разные составляющие, характеристики КС, что значительно затрудняет формирование единого образа КС. При этом основания выбора компонентов структуры КС в виде перечня отдельных качеств представляются нам недостаточно убедительными.

Сопоставление характеристик КС со свойствами СС привело нас к выводу о почти полном совпадении составляющих КС и СС в совокупности представлений разных исследователей. Таким образом, по нашему мнению, возможно сделать следующее обобщение: во многих современных педагогических исследованиях, по сути, речь идет о КС, хотя напрямую этот термин не употребляется.

Совпадение содержания КС и СС, на наш взгляд, можно объяснить, как минимум, двумя причинами. Во-первых, естественным стремлением современных исследователей привести в соответствие качество подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования и «требования современной действительности» к подготовке специалистов. Современные требования к подготовке специалистов, в

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

Некоторые представления о понятии «конкурентоспособность» в педагогике и экономике

На- ука Примеры подходов к определению понятия «конкурентоспособность» Недостатки подхода

1 2 3 4

Педагогика 1 Конкурентоспособность — это система способностей, свойств и качеств личности, которая характеризует ее потенциальные возможности в достижении успеха, обеспечивает внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром [17] Под общим понятием «конкурентоспособность» рассмотрено более узкое понятие «конкурентоспособность личности»

2 Конкурентоспособность — это способность соперничать с кем-либо [8] Перенос экономических трактовок понятия без учета гуманистических принципов педагогики

3 Конкурентоспособность — это способность выдерживать лидерство или сохранить свои позиции на рынке товаров и услуг за счет своевременного реагирования на все ситуации рыночного поведения, совершенствование товаров и услуг [12]

4 Универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, поскольку все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится [7 ]. Не учтена возможность разработки общего понятия «конкурентоспособность субъекта»

Экономика 1 Конкурентоспособность — это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами других производителей на данном рынке [19] Под общим понятием «конкурентоспособность» рассмотрены более узкие понятия: «конкурентоспособность объекта», «конкурентоспособность товара»

2 Конкурентоспособность — это способность товара выдержать сравнение с аналогичными товарами других производителей [20, 21, 22]

3 Конкурентоспособность — это способность субъекта бизнеса противостоять и противодействовать своим конкурентам [23] Не учтены гуманистические принципы

свою очередь, обусловлены разного рода особенностями современного общества (социально-политическими, экономическими, морально-этическими, нормативно-правовыми и др.). Неизбежность исследования путей улучшения качества подготовки специалистов в связи с такими принципиальными особенностями современной действительности, как развитие рыночных отношений, функционирование рынка труда, а также многих других, в итоге приводит к необходимости учета в педагогических исследованиях специфики явлений, имеющих «рыночную природу». К таким явлениям, на наш взгляд, относится феномен конкурентоспособности. В результате понятие «конкурентоспособность» оказывается имплицитно представленным в содержании, структуре СС. Таким образом, отмеченное нами совпадение содержания понятий «КС» и «СС» можно, с одной стороны, считать объективно обусловленным и неизбежным. Однако, с другой — его можно расценивать и как свидетельство недостаточной разработанности в анализируемых педагогических исследованиях понятия «КС». Подтверждением этого может быть тот факт, что понятие «КС», представленное в работах многих ученых-педагогов, оказывается очень близким и во многом повторяющим такие понятия, как «компетентный специалист», «специалист-творец», а также «жизнеспособная личность», «зрелая личность», «полноценно функционирующий человек». Этот факт, в свою очередь, ставит под сомнение целесообразность введения в педагогическое исследование и в целом в педагогику нового термина — «КС».

Таким образом, исследование показало невозможность выявления ключевых особенностей КС на основе сравнения содержания понятий «КС» и «СС»,

что, как мы полагаем, может быть вызвано указанными выше причинами. Однако проведенный анализ выявил проблему отсутствия в педагогической теории более-менее общепризнанного, четко разработанного содержания понятия «КС» в виде перечня его ключевых, существенных особенностей, дифференцирующих указанное понятие среди других педагогических понятий и категорий, характеризующих современного специалиста или относящихся к качеству современного специалиста.

По нашему мнению, появление в педагогической науке терминов «конкурентоспособность», «конкурентоспособность специалиста», «конкурентоспособный специалист» может быть допустимым только при условии их четкого дифференцирования и отделения от других, уже существующих педагогических терминов.

На наш взгляд, в исследованиях последних лет наблюдаются попытки такого дифференцирования терминов в отношении разработки определений понятий «конкурентоспособность специалиста», «КС». Так, в них включается условие наличия конкуренции или соревновательности в профессиональной деятельности специалиста. По нашему мнению, конкуренцию можно рассматривать в качестве того существенного фактора, через призму которого и следует трактовать данные понятия с целью их дифференцирования среди имеющихся педагогических терминов.

Однако что касается разработки содержания, структуры рассматриваемых понятий, то можно отметить, что связь их компонентов с фактором конкуренции не всегда, на наш взгляд, в должной мере учитывается исследователями. В этой связи мы счи-

таем возможным сделать вывод о необходимости выявления именно существенных компонентов структуры КС, связанных с фактором конкуренции — в этом случае понятие «КС» будет отделено от других «смежных» педагогических понятий.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сформулировать следующие задачи, решение которых, по нашему мнению, может внести некоторый вклад в теоретическую разработку новых педагогических категорий «конкурентоспособность», «конкурентоспособность специалиста», «конкурентоспособный специалист»: 1) разработка определения более общего понятия «конкурентоспособность субъекта»; 2) определение и четкое разделение всех указанных терминов на основе гуманистического подхода; 3) выявление существенных компонентов структуры рассматриваемых понятий с целью их дифференцирования и отделения от других, уже существующих педагогических терминов. Решение подобного рода задач представляется нам необходимым условием для последующего воплощения на практике идей, связанных с подготовкой специалистов, обладающих реальной конкурентоспособностью в современных условиях профессиональной деятельнос-

Библиографический список

1. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. — М. : ИНФРА-М, 2000. - 312 с.

2. Тенилов, Е.А. Педагогическая модель формирования конкурентоспособного специалиста в условиях предприятия сервисного типа [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Тенилов. — Нижний Новгород, 2005. — 153 с.

3. Менеджмент в социальной сфере : межвуз. сб. науч. тр. [Текст] / под ред. Й.Фера, А.Ковылева. — Омск : ОмГПУ, 1999. — 308 с.

4. Валицкая, А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора [Текст] / А.П. Валицкая // Педагогика. — 1997. — № 2. — С.3—8

5. Полькина, О.И. Становление конкурентоспособного специалиста в военном вузе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / О.И. Полькина. — Саратов, 1999. — 171 с.

6. Айтуганова, Ж.И. Формирование конкурентоспособного специалиста средствами иностранного языка в ССУЗ нефтехимического профиля [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Ж.И. Айтуганова. — Казань, 2003. — 186 с.

7. Андреева, Ю.В. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов [Текст] : дис. ... докт. пед. наук / Ю.В. Андреева. — М., 2007. — 407 с.

8. Ахметшин, Р.Я. Педагогические условия формирования конкурентоспособной личности студентов средних специальных учебных заведений [Текст] : дис. . канд. пед. наук / Р.Я. Ахметшин. — Уфа, 2001. — 156 с.

9. Дарманская, И.В. Формирование конкурентоспособности учащихся профессионального училища средствами дополнительного образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И.В. Дар-манская. — Вологда, 2003. — 147 с.

10. Ильковская, И.М. Формирование конкурентоспособности выпускника современной школы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И.М. Ильковская. — Саратов, 2003. — 195 с.

11. Кононец, Н. А. Организационно-педагогические основы формирования конкурентоспособного специалиста в условиях интегративного учебного заведения «Профессиональный лицей — Региональный учебный центр» [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Кононец. — СПб, 1998. — 327 с.

12. Оганесов, В. А. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук / В.А. Оганесов. — Ставрополь, 2003. — 27 с.

13. Ростовская, Е.Г. Дифференцированное обучение как условие подготовки конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования [Текст] : дис. . канд. пед. наук / Е.Г. Ростовская. — Ставрополь, 2005. — 229 с.

14. Сидорова, Н.Н. Формирование конкурентоспособности старшеклассника в гимназии [Текст] : дис. . канд. пед. наук / Н.Н. Сидорова. — Сургут, 2002. — 213 с.

15. Строилова, А.С. Формирование конкурентоспособности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А.С. Строилова. — Оренбург, 2006. — 189 с.

16. Христолюбова, Н.Л. Педагогические условия творческого саморазвития конкурентоспособности учащихся в воспитательной системе школы [Текст] : дис. . канд. пед. наук / Н.Л. Христолюбова. — Йошкар-Ола, 2007. — 196 с.

17. Шаповалов, В.И. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования [Текст]

: дис. ... докт. пед. наук / В.И. Шаповалов. — Сочи, 2008. — 410 с.

18. Широбоков, С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в педагогическом вузе [Текст] : дис. . канд. пед. наук / С.Н. Широбоков. — Омск, 2000. — 188 с.

19. Захаров, В.М. Антикризисное управление : терминологический словарь [Текст] / В.М. Захаров, Ю.И. Юров. — Старый Оскол : ООО «ТНТ», 2006. — 496 с.

20. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь [Текст] / А.Б. Борисов. — М. : Книжный мир, 2007. — 860 с.

21. Новиков, В.А. Толковый словарь: термины рыночной экономики [Текст] / В.А. Новиков. — М. : Наука, 1994. — 233 с.

22. Экономический словарь [Текст] / под ред. А.И. Архипова. — М. : ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. — 624 с.

23. Рубин, Ю.В. Теория и практика предпринимательской конкуренции : учеб. — 6-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Ю.В. Рубин. — М. : Маркет ДС, 2007. — 608 с.

РАХУБА Лилия Фёдоровна, доцент кафедры иностранных языков.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.06.2009 г.

© Л. Ф. Рахуба

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

1S7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.