4. Зимбули А. Е. Почему терпимость и какая терпимость // Вестник СпбГУ. - 1996. - № 3. - С. 23-27.
5. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004. - 176 с.
6. Клепцова Е. Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: Академический проект, 2005. - 192 с.
7. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. - Т. 8, вып. 13 / Под ред. В. Н. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003. - 391 с.
8. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия детьми / Под ред. В. Г. Маралова. - М.: Академический проект, 2005. - 288 с.
9. Риэрдон Б. Э. Толерантность - дорога к миру. - М.: Бонфи, 2001. - 304 с.
10. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 304 с.
11. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. -
224 с.
12. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. - М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Изд-во МОДЕК, 2002. - 240 с.
13. Уолцер М. О терпимости. - М.: Идея-пресс, 2000. - 130 с.
14. Allport G. Nature of Preiudice. - Cambridge, MA: Addison-Wesleu, 1954. - 498 p.
УДК 37 ББК 74.04
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. А. Папуткова
Ключевые слова: конкурентоспособный специалист; профессионально-экологическое образование; экологическое образование.
Резюме: В статье обсуждается проблема формирования конкурентоспособного специалиста в области профессионально-экологического образования. Излагаются основные точки зрения на процесс становления конкурентоспособного выпускника. Рассматривается проектирование организации профессионально-экологического образования как одно из условий формирования конкурентоспособного специалиста в области природопользования.
Актуальность проблемы формирования конкурентоспособного специалиста в области профессионального экологического образования обусловлена, с одной стороны, социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе, которые характеризуются становлением рыночных отношений, с другой - ухудшением экологической ситуации.
Страна располагает ресурсами, имеет высококвалифицированные кадры, достаточно мощный производственный потенциал в промышленности и развитую науку. Однако эмпирические данные и научные публикации свидетельствуют, что в настоящее время на производстве и в организациях все еще недостаточно субъектов подлинно «рыночного» поведения, сохраняются тормозящие развитие уравнительные и несовременные предпринимательские тенденции. Существующая социально-культурная неоднородность не способствует созданию рыночной инфраструктуры, позитивной конкурентной среды, ведет к противостоянию и конфликтам, в том числе экологическим.
Происходящие в российском обществе изменения создали принципиально новую ситуацию в сфере профессионального экологического образования, требующую радикальных изменений в системе подготовки кадров разного уровня. Главный вопрос, который стоит сегодня перед системой профессиональной подготовки, таков: как подготовить специалистов, способных участвовать в производстве экологически безопасной и конкурентоспособной продукции. Существует четыре принципа мировой системы образования в XXI в., провозглашенных экспертами ЮНЕСКО: научить жить, научить знать, научить делать, научить жить вместе. Именно включение этих принципов в современную систему экологического образования позволит подготовить конкурентоспособного специалиста-эколога [5, с. 31].
Следует заметить, что сегодня, когда главными ресурсами мировой экономики становятся образование, в том числе экологическое, информация и знание, система образования потенциально готова к тому, чтобы соответствовать потребностям государства и формирующегося гражданского общества. Однако можно констатировать, что, обеспечивая в целом достаточно высокий уровень профессиональной экологической подготовки студентов, задача формирования их конкурентоспособности не вошла в круг первоочередных, решение которых обеспечивает качество образования [1, с. 93-97; 2, с. 103].
Как отмечает в своих исследованиях Г. А. Ягодин, в соответствии с государственной программой развития образования формируется дифференцированная, многоуровневая система подготовки специалистов, представляющая разные по характеристикам и объемам образовательные и профессиональные программы [9]. В условиях рыночной экономики человек выступает активным субъектом на рынке труда. Он свободно распоряжается своим главным капиталом - квалификацией. Работодатель, заинтересованный в сохранении квалифицированного работника, должен позаботиться о возможностях для его самореализации, а также для его профессионального и личностного роста.
Как свидетельствует опыт, уравнительная система подготовки ушла в прошлое. Сегодня, когда предложение рабочей силы значительно превышает спрос, только конкурентоспособный специалист может достойно занимать соответствующую нишу. Каждому специалисту, выпускнику вуза недостаточно быть только теоретически подготовленным, он должен уметь гибко и эффективно решать возникающие задачи, связанные с природопользованием и охраной природы.
Понятие конкурентоспособности недостаточно разработано в отечественной педагогике. Воспользуемся определением близкого к нему понятия -конкурентоспособности товара: это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение. В условиях рыночных отношений, характеризующихся многообразием форм собственности, действием механизмов конкуренции и государственным регулированием экономики, основным фактором стабильного получения прибыли является обеспечение конкурентоспособности выпускаемого объекта (услуг, продукции, документов и проч.).
Конкурентоспособность, как ее определяет «Современный философский словарь», - это «свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с лучшим аналогичным объектом, представленным на данном рынке ... или способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами других производителей на данном рынке» [7, с. 423].
Основными факторами конкурентоспособности объектов являются качество менеджмента фирмы, качество разработки (проекта) и создания (материализации) объекта, затраты конкретного потребителя на его приобретение и применение, степень удовлетворения дополнительных потребностей потребителя.
Конкурентоспособность специалиста ассоциируется с успехом - как в профессиональной, так и в личностной сферах. Главное психологическое условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах.
К настоящему времени в профессиональной педагогике сложились три основных взгляда на проблему конкурентоспособности выпускника учреждения профессионального образования и др.
Сторонники первой точки зрения считают, что понятие конкурентоспособности применимо к выпускникам профессиональной школы всех уровней (начального, среднего, высшего). По их мнению, конкурентоспособность может проявляться только в реальной профессиональной деятельности (практике), а не в учебной и учебно-профессиональной. Поэтому в модели содержания профессионального образования приоритетными должны быть общеобразовательная (общенаучная) подготовка и воспитание личностных качеств будущего специалиста, в том числе экологических.
Представители второй точки зрения полагают, что конкурентоспособность выпускника должна быть основным показателем успешности его подго-
товки. Отсюда вытекает приоритетность содержания профессиональной подготовки.
Указанные точки зрения носят ограниченный характер, в силу чего не могут адекватно способствовать решению задачи подготовки конкурентоспособного выпускника профессионального учебного заведения. Более приемлемым представляется третий подход, предполагающий рассмотрение конкурентоспособности как интегрированного результата качественного общего и профессионального образования и высокой квалификации. Отсутствие или низкий уровень квалификации выпускников, включающий профессиональноличностные качества, не позволит успешно вступить на рынок труда. Недостаток же образования станет препятствием к профессиональному росту в условиях стремительного изменения технологий [8, с. 19].
Проведенный анализ проблем оценки качества подготовки конкурентоспособного специалиста показывает: процесс оценки, выделенный как предмет изучения, представляет собой сложную по структуре и содержанию процедуру, является составной частью целостного педагогического процесса, подчиняется его общим закономерностям. Проектирование технологий оценки конкурентоспособного специалиста предполагает обоснование и выбор соответствующих критериев оценки, адекватных поставленной цели.
В целях обеспечения эффективности профессионального экологического образования, а также подготовки специалиста-эколога, востребованного на рынке труда, определены основные направления профессиональной экологической деятельности.
Научно-исследовательская деятельность: научные исследования в области природопользования и охраны природы.
Проектно-производственная деятельность:
• проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем в области природопользования, разработка рекомендаций к их разрешению;
• обеспечение ресурсовоспроизводящей функции природной среды;
• оценка воздействий на окружающую среду;
• разработка и осуществление мониторинга в области природопользования;
• анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием.
Контрольно-экспертная деятельность:
• разработка практических рекомендаций по использованию природноресурсного потенциала территории;
• разработка систем рационального природопользования;
• проведение экологической оценки хозяйственных проектов;
• контрольно-ревизионная деятельность, экологический аудит.
Для подготовки конкурентоспособного специалиста-эколога в процессе обучения определены следующие характеристики практической деятельности будущих специалистов:
• специфика управления экологической деятельностью в образовательной и производственной сферах;
• оптимальные модели управления природоохранной деятельностью и экологической образованностью сотрудников внутри каждой из этих сфер;
• обеспечение преемственности в профессионально-экологическом образовании работников образовательной и производственной сфер;
• разработка научно-методических основ управленческо-экологической практики.
Данные характеристики позволяют сделать процесс обучения личностно ориентированным, отвечающим современным требованиям рынка труда.
Формирование конкурентоспособного специалиста в области охраны природы и природопользования обеспечивается проектно-целевой организацией процесса обучения в вузе.
Анализ современных тенденций и подходов к определению сущности и содержания профессионального экологического образования свидетельствует, что оно определяется как совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества, которые необходимо сделать достоянием субъектов образовательного процесса.
Проект организации профессионально-экологического образования по специальности «Природопользование»
Наименование Средства оценки Оценочные показатели Внешние факторы
1 2 3 4 5
Страте- гическая цель Обеспечить качество обучения студентов по специальности «Природопользование» Востребованность выпускников на рынке труда процент работающих по специальности Низкая профессиональная компетентность преподавателей
Непосредствен-ная цель Организация технологичного, системного процесса обучения Мониторинг студентов и преподавателей Оценка студентами и преподавателями качества обучения Насыщение рынка труда специалистами
Резуль- тат Необходимое и достаточное качество обучения студентов Мониторинг отношения к природе, усвоения курса обучения, личностных качеств Данные тестирования и анкетирования Изменение со-циально-эконо-мической ситуации в стране за период обучения
Окончание таблицы
1 2 3 4 5
Меро- приятия 1. Определение видов деятельности 2. Определение мест работы выпускников 3. Разработка функционала для каждого рабочего места 4. Определение навыков и умений на основании п. 3 5. Определение требований к содержанию обучения согласно п. 3, 4 и Госстандарта 6. Разработка целей обучения по предмету на основе экологических требований и согласно п. 5 7. Внедрение инновационных технологий обучения Государственный образовательный стандарт Данные биржи труда Требования работодателей Требования работодателей Данные опроса работодателей Мониторинг отношения студентов к природе после окончания каждого предмета Мониторинг качества обучения Оценка работодателей Оценка работодателей Соотношение этического, когнитивного, эстетического и прагматического отношения к природе. Данные анкетирования студентов Недостаточное финансирова- ние
Ресурсы 1. Компетентные преподаватели 2. Материальнотехническое обеспечение учебного процесса Аттестация Данные аттестации
Конкретизируя данное положение применительно к сфере профессионально-экологической подготовки, отметим, что это содержание включает: специально систематизированный и обобщенный положительный опыт человечества в области природопользования и охраны природы, выраженный в знаниях и умениях; ценностный опыт деятельности, опыт профессиональной деятельности, имеющийся и складывающийся у студентов после прохождения практики, совокупный социокультурный и субъектно-личностный опыт деятельности и переживаний морально-этического и гражданского характера [4, с. 36; 6, с. 74].
При этом акцент должен быть сделан на качественных сдвигах в экологическом образовании, его ценностно-мировоззренческих основаниях, в обновлении структуры и содержания экологического знания как основного фактора формирования конкурентоспособного профессионально грамотного спе-циалиста-эколога.
Литература
1. Климов Е. А. Психология профессионала. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.
2. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие в новых социально-экономических условиях // Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования: Тез. междунар. конф. - М.: Изд-во РАО, 1996.- С. 103-105.
3. Моисеева Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. -166 с.
4. Папуткова Г. А. Формирование экологической компетентности педагогических кадров: Монография. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2005. - 133 с.
5. Романова К. А. Витагенная модель профессионально-экологического образования. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2005. - 360 с.
6. Романова К. А. Послевузовское профессионально-экологическое образование руководящих работников. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2003. - 333 с.
7. Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. - Екатеринбург, 1996. - 608 с.
8. Тенилов Е. А. Педагогическая модель формирования конкурентоспособного специалиста в условиях предприятия сервисного типа: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2005. - 23 с.
9. Ягодин Г. А., Оганесян Е. С. Устойчивое развитие и экологическое образование // Экол. образование в школе. - 1999. - № 1. - С. 5-14.