Научная статья на тему 'Акме-подход и его целесообразность в изучении понятия «Конкурентоспособный специалист»'

Акме-подход и его целесообразность в изучении понятия «Конкурентоспособный специалист» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2500
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТАННОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УРОВЕНЬ АКМЕ / ПОДХОД / ПЕДАГОГИКА / THEORETICAL KNOWLEDGE / INVESTIGATION / COMPETITIVE SPECIALIST / COMPETITIVE ACTIVITY / ACME LEVEL / APPROACH / PEDAGOGICAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахуба Л. Ф.

Поставлена проблема недостаточной теоретической разработанности категории «конкурентоспособность специалиста» в педагогике. На основе анализа характеристик конкурентоспособного специалиста, представленных в современных педагогических исследованиях, дано его общее описание. Выявлен и проанализирован акме-подход к изучению особенностей конкурентоспособного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACME APPROACH AND ITS EXPEDIENCY IN STUDYING THE NOTION «COMPETITIVE SPECIALIST»1

The lack of theoretical knowledge of the concept specialists competitiveness in pedagogical studies is stated. General description of competitive specialist on the basis of essential characteristics presented in recent pedagogical studies is given. An acme approach to analyze peculiarities of competitive specialist is considered.

Текст научной работы на тему «Акме-подход и его целесообразность в изучении понятия «Конкурентоспособный специалист»»

УДК 37.01 : 378

Л. Ф. Рахуба

АКМЕ-ПОДХОД И ЕГО ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ В ИЗУЧЕНИИ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ»

Поставлена проблема недостаточной теоретической разработанности категории «конкурентоспособность специалиста» в педагогике. На основе анализа характеристик конкурентоспособного специалиста, представленных в современных педагогических исследованиях, дано его общее описание. Выявлен и проанализирован акме-подход к изучению особенностей конкурентоспособного специалиста.

Ключевые слова: теоретическая разработанность, исследование, конкурентоспособный специалист, конкурентные отношения, уровень акме, подход, педагогика.

Кардинальные изменения, которые произошли и продолжают происходить в российском обществе в течение последних десятилетий, привели к появлению в отечественной науке, наверное, целого ряда тем, вопросов, которые до недавних пор не могли открыто, непредвзято и глубоко изучаться представителями разных наук, так как противоречили политическим, идеологическим установкам общества. К числу таких тем можно отнести вопросы, связанные с устройством, функционированием и развитием рынка, различные аспекты проблемы конкуренции, конкурентных отношений, конкурентоспособности объектов или субъектов. В результате в современной отечественной педагогике, на наш взгляд, можно наблюдать, с одной стороны, большой интерес к указанным «новым» темам, а с другой - недостаток фундаментальных, прежде всего психологических, а также педагогических исследований особенностей и закономерностей субъект-субъектных отношений, развития личности и деятельности в условиях конкуренции. Между тем конкурентные отношения признаются одной из характерных особенностей или составляющих трудовой деятельности современного специалиста.

Осознание имеющейся на практике потребности в таких специалистах, которые могли бы эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в конкурентной среде, приводит уче-ных-педагогов к необходимости изучения явления конкурентоспособности специалиста, а также путей и условий ее формирования.

Однако, несмотря на большой интерес к данной теме, уровень теоретической разработанности проблемы конкурентоспособности в педагогике признается довольно низким ([1-6] и др.). В частности, это касается понимания и использования категориального аппарата: структурно-содержательная трактовка категории «конкурентоспособность» в педагогических исследованиях далека от однозначного толкования; пока не вполне ясным является ее соотношение с другими более или менее традиционными категориями, используемыми

при разработке сходных по контексту проблем качества профессионального образования [2]. Изначально чисто экономическая категория «конкурентоспособность» перешла в разряд новых педагогических понятий, что в настоящее время обусловливает необходимость ее более глубокого понимания, дифференцирования среди существующих педагогических категорий. Это, несомненно, является одним из необходимых условий для последующего воплощения на практике идей, способствующих формированию и успешному функционированию конкурентоспособных специалистов.

В данной статье проанализированы представления о конкурентоспособном специалисте (КС) в современных педагогических исследованиях с целью выявления общих закономерностей в интерпретациях, анализе понятия КС как общенаучного понятия, относящегося к специалисту любого профиля. Это позволило получить некоторое обобщенное, более или менее единое представление о КС, что рассматривается нами в качестве принципиальной задачи в рамках теоретической разработки новой педагогической категории. С этой целью рассмотрен суммарный образ КС, представленный в современных педагогических исследованиях, а также на этой основе выявлен подход к изучению понятия КС.

Так, в рамках данного исследования определены ключевые особенности, присущие КС, собраны данные из различныз источников, т. е. характеристики, свойства, которые разные исследователи относят к понятию КС [1, 4, 7-20]. В результате получился перечень свойств КС, состоящий из 67 пунктов, который нельзя считать исчерпывающим из-за достаточно большого интереса исследователей к проблеме конкурентоспособности и, как следствие, постоянного появления все новых данных. В список включили все характеристики КС, встретившиеся в анализируемых исследованиях. Следует отметить, что авторы приводят самые разные составляющие определения КС, что значительно затрудняет формирование единого образа КС. Следующий пример демонстрирует разнообраз-

ную палитру свойств, которые в педагогической теории относят к особенностям КС: способность выдерживать лидерство или сохранить свои позиции на рынке товаров и услуг; умение работать в условиях жесткой конкуренции; готовность личности к жизненному самоопределению, выбору стратегии жизнедеятельности и способов профессиональных достижений; обладание особыми мыслительными качествами (аналитичностью, быстротой реакции, наблюдательностью, критичностью и целостностью мышления); стремление к креативной деятельности, способность решать творческие производственные задачи; потребность проявить инициативу, сделать правильный выбор и т. д.

Анализ полученного перечня качеств конкурентоспособного специалиста позволил нам описать суммарный образ, созданный на основе совокупности представлений разных исследователей. Было выявлено, что КС - это не просто профессионал, а высококлассный, успешный профессионал, что достигается в большой степени за счет обладания им определенными качествами, способностями, а также ценностными ориентациями, особым само- и мировосприятием (например осознанием своей субъектности, позитивной Я-концепцией, адекватным восприятием неустойчивости и агрессивности внешней среды и др.). Для профессиональной деятельности КС характерно использование творческого подхода в решении самых разнообразных профессиональных задач. Он удовлетворен своей профессией. КС - это лидер, способный эффективно работать в условиях напряженной борьбы. Его определяет направленность на самоутверждение, самореализацию, самосовершенствование, а также ориентация на результат своей профессиональной деятельности в виде производимой им продукции или услуг. КС предстает как специалист, способный достигать наилучших результатов в профессиональной деятельности.

Таким образом, согласно исследуемым источникам, КС - это специалист уровня акме, профессионал, максимально сочетающий в себе все то, что необходимо для успеха в очень сложных конкурентных условиях трудовой деятельности. Такое понимание КС мы рассматриваем в качестве подхода или принципиального направления изучения категории «КС», которое можно наблюдать в современных педагогических исследованиях. Этому направлению мы дали рабочее название «Акме-подход к изучению понятия “КС”» (от греч. акте -вершина, острие).

Однако в связи с выделенным подходом возникают некоторые соображения, от которых в определенной степени зависит оценка его оптимальности для такой организации образовательного процесса в высшей школе, при которой учитывает-

ся назревшая к настоящему времени необходимость более тесного взаимодействия образовательной системы с представителями экономики, работодателями [21], а следовательно, и необходимость большей ориентации профессионального образования на учет потребностей производства, интересов потребителей результатов профессиональной деятельности специалиста.

Так, уровень акме, достижение наилучших результатов в труде предполагают очень высокую степень профессионального развития человека, которая достигается в ходе длительного процесса профессионализации. Кроме того, нами было выявлено, что характеристики КС соответствуют описанию таких стадий профессионализации, как стадия профессионала и стадия мастера [22]. Таким образом, оказывается, что уровень профессионализма, необходимый для КС, практически достигается лишь частью работников. Из этого следует, что конкурентоспособность в профессиональной деятельности - это идеальное состояние специалиста, к которому он может стремиться на протяжении всей своей профессиональной жизни. При этом достижение результата, т. е. обладание конкурентоспособностью, возможно далеко не для всех специалистов.

Идеализированное представление о конкурентоспособности специалиста, на наш взгляд, несколько «оторвано» от реальной практики трудовой деятельности. В качестве стратегии профессионального развития такой подход вполне оправдан, так как он предполагает постоянное движение к идеалу. Акме-подход нацелен на перспективу, однако на практике «здесь и сейчас» требуются специалисты, которые могут эффективно выполнять свои профессиональные функции, вступая в конкурентные отношения с другими специалистами. Кроме того, к настоящему моменту нам не встретилось подтвержденных научных данных об эффективности этой стратегии в новых, реальных условиях профессиональной деятельности. В педагогической теории нами также не было выявлено данных о препятствиях реализации акме-стратегии в конкурентной среде и о способах их преодоления. В целом в рамках представлений о КС как об акме-специали-сте речь идет просто об эффективном осуществлении им профессиональной деятельности, при этом полностью отсутствуют указания на то, каким образом это связано с явлением конкуренции, конкурентных отношений.

Согласно логике исследований в русле данного подхода, можно предположить следующую, самую очевидную связь: КС - это один из лучших или самый лучший специалист, что означает очень высокий уровень развития его профессионализма по сравнению с уровнем развития других специали-

стов (принцип превосходства). Этот вывод вполне согласуется с весьма распространенными представлениями о конкуренции и конкурентных отношениях в трудовой деятельности как о борьбе, соперничестве между специалистами, в которых выигрывает сильнейший (кстати, эти представления используются авторами рассматриваемых нами исследований). В результате акме-подхода складывается представление о профессиональной деятельности специалиста как о конкурентной борьбе, при этом ее целью является победа в ней. Из этого следует, что результатом вузовской профессиональной подготовки должна стать подготовка специалиста-борца, причем борца с другими специалистами. Мы не считаем, что такая трактовка понятий целесообразна в педагогических исследованиях, так как она противоречит принципам гуманизма, которым, на наш взгляд, и должна служить педагогика как наука. Поэтому в настоящее время ученым-пе-дагогам следует отказываться от идей соперничества и борьбы специалистов и искать другие, гуманистические ориентиры как для понимания явления конкурентоспособности современного специалиста, так и для подготовки такого специалиста.

Таким образом, было выявлено, что в анализируемых нами работах кроме констатации факта наличия конкуренции в профессиональной деятельности не приводится конкретных, подтвержденных данных о закономерностях во взаимоотношениях, деятельности, особенностях личности субъектов конкурентных отношений. Это в свою очередь ставит под сомнение целесообразность введения нового термина «КС», так как в современной педаго-

гике уже существуют обозначения рассматриваемого феномена (профессионал, мастер, компетентный специалист и др.).

И в заключение в качестве еще одного аргумента, который вызывает некоторые сомнения в прак-тикосообразности рассматриваемого подхода, мы считаем необходимым отметить, что в анализируемых источниках не рассматривается относительный характер реальной конкурентоспособности. Между тем в разных условиях профессиональной деятельности один и тот же уровень конкурентоспособности специалиста может быть оценен по-разному.

Таким образом, на основе анализа характеристик КС, представленных в современных педагогических исследованиях, был описан суммарный образ конкурентоспособного специалиста и сформулирован вывод о возможности выявления общего подхода к исследованию КС как к специалисту уровня акме, максимально сочетающего в себе составляющие, необходимые для эффективной профессиональной деятельности. Однако некоторые вопросы, связанные в основном с научной разработанностью и обоснованностью полезности данного подхода для условий реальной профессиональной деятельности в конкурентной среде, представляются автору исследованными в недостаточной степени. Поэтому целесообразность использования такого подхода к интерпретации новой педагогической категории «КС» с учетом требований современной практики, а также специфики и закономерностей деятельности в условиях конкурентной среды представляется сомнительной.

Список литературы

1. Полькина О.И. Становление конкурентоспособного специалиста в военном вузе: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 1999. 171 с.

2. Хазова С. А. Конкурентоспособность специалистов и профессионализм: сопоставление феноменов. 2008. 11^: ИНр://\ллт^ап-паика. narod.ru/2008-1.html

3. Максимов Г. К. Акмеологические условия и факторы, обеспечивающие продуктивное развитие конкурентоспособности специалиста: дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 25 с.

4. Шаповалов В. И. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования: дис. ... д-ра пед. наук. Сочи, 2008. 410 с.

5. Мезинов В. Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в процессе педагогического образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2008. №3 (77). С. 31-35.

6. Шилова М. И., Белых И. Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Там же. 2010. №4 (94). С. 39-45.

7. Айтуганова Ж. И. Формирование конкурентоспособного специалиста средствами иностранного языка в ССУЗе нефтехимического профиля: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2003. 186 с.

8. Андреева Ю. В. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов: дис. . д-ра пед. наук. М., 2007. 407 с.

9. Ахметшин Р. Я. Педагогические условия формирования конкурентоспособной личности студентов средних специальных учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2001. 156 с.

10. Дарманская И. В. Формирование конкурентоспособности учащихся профессионального училища средствами дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. Вологда, 2003. 147 с.

11. Ильковская И. М. Формирование конкурентоспособности выпускника современной школы: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2003. 195 с.

12. Кононец Н. А. Организационно-педагогические основы формирования конкурентоспособного специалиста в условиях интегративного учебного заведения «Профессиональный лицей - Региональный учебный центр»: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 1998. 327 с.

13. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 400 с.

14. Оганесов В. А. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 27 с.

15. Ростовская Е. Г. Дифференцированное обучение как условие подготовки конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 229 с.

16. Сидорова Н. Н. Формирование конкурентоспособности старшеклассника в гимназии: дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2002. 213 с.

17. Строилова А. С. Формирование конкурентоспособности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2006. 189 с.

18. Тенилов Е. А. Педагогическая модель формирования конкурентоспособного специалиста в условиях предприятия сервисного типа: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005. 153 с.

19. Христолюбова Н. Л. Педагогические условия творческого саморазвития конкурентоспособности учащихся в воспитательной системе школы: дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2007. 196 с.

20. Широбоков С. Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2000. 188 с.

21. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестн. образования: сб. приказов и инструкций Мин. образования России. 2002. № 6. С. 11-40.

22. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пос. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 244 с.

Рахуба Л. Ф., доцент кафедры.

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия.

Пр. Мира, 5, г. Омск, Омская область, Россия, 644080.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 06.05.2010.

L. F Rakhuba

THE ACME APPROACH AND ITS EXPEDIENCY IN STUDYING THE NOTION «COMPETITIVE SPECIALIST»

The lack of theoretical knowledge of the concept “specialist’s competitiveness” in pedagogical studies is stated.

General description of competitive specialist on the basis of essential characteristics presented in recent pedagogical studies is given. An acme approach to analyze peculiarities of competitive specialist is considered.

Key words: theoretical knowledge, investigation, competitive specialist, competitive activity, acme level, approach, pedagogical studies.

Siberian State Automobile and Highway Academy.

Pr. Mira, 5, Omsk, Omak region, Russia, 644080.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.