отношений всё, что не соответствует новым условиям развития.
В данном случае инновация выступает уже в качестве механизма трансформации сетевой структуры, необходимого для сохранения её дальнейшего воспроизводства и стабильного развития.
Список литературы
1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. - М. : Прогресс. - С. 32-47.
2. Бондарёнок А.В. К проблеме автоматизации решения инновационных задач / А.В.Бондарёнок // Информационные системы и технологии (ITS 2002): материалы I Междунар. конф., Минск, 5-6 нояб. 2002. - Минск : БГУ, 2002. Ч. 1..
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М. : ГУ ВШЭ, 2000. - С. 388.
4. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология; под ред. В.Л. Иноземцева. - М. : Academia, 1999. - С. 495
5. Castells M. The Network Society: From Knowledge to Policy. - New Canaan : Center for Transatlantic Relations, JhuSais, 2006. - 434 p.
6. Градосельская Г. В. Анализ социальных сетей : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.01. - М, 2001. - 21 с.
7. Сорвиров Б.В., Баранов А.М. Теоретико-методологические аспекты развития гло-бальной информационной экономики // Вестник экономической интеграции. - 2011. - № 4. - С. 7-14.
8. Информационная экономика / Б.В. Сорвиров, Р.М. Нижегородцев, А.М.Баранов ; под ред. Б. В. Сорвирова. - М.: Интеграция, 2015. - 383 с.
9. Сорвиров Б.В., Баранов А.М. Информационные кластеры в мировой экономике: модели формирования // Вестн. экон. интеграции. - 2015. - № 11-12. - С. 100-105.
УДК: 378
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Донина И.А., Стырова Е.А. доктор педагогических наук, доцент Новгородский государственный университет имени Ярослава
Мудрого г. Великий Новгород магистрант Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
г. Великий Новгород
Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблемы конкурентоспособности педагога. Актуальность данной проблемы обусловлена изменением нормативно-правовой базы в сфере образования, в частности принятием нового профессионального стандарта педагога, а также глобальными процессами, происходящими в современной экономике. В ходе данной работы значительное внимание было посвящено изучению сущностных характеристик конкурентоспособности личности педагога и их взаимосвязи с компонентами других интегративных качеств личности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность педагога, саморазвитие, компетенции педагога, имидж.
COMPETITIVENESS OF THE TEACHER AS A TREND IN THE DEVELOPMENT OF
MODERN EDUCATION.
Donina I.A., Styrova E.A.,
doctor of pedagogical sciences, associate professor Novgorod State University named after Yaroslav the
Wise. Veliky Novgorod
мaster's degree Novgorod State University named after Yaroslav the Wise. Veliky Novgorod
Annotation: The article is devoted to the problem of competitiveness of the teacher. The urgency of this problem is caused by a change in the regulatory and legal framework in the field of education, in particular by the adoption of a new professional standard of the teacher, as well as by the global processes taking place in the modern economy. In the course of this work, much attention was devoted to the study of the essential characteristics of the competitiveness of the teacher's personality and their relationship to the components of other integrative qualities of the individual.
Keywords: competitiveness, competitiveness of the teacher, self-development, teacher's competence,
image.
В период мировой глобализации образовательная система России оказалась лицом к лицу с требованиями, которые диктует ей общество и государство в целом. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества личности, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности.
Возлагая большие ожидания на результативность и эффективность деятельности системы образования, Правительство РФ разработало ряд документов, отражающих изменения, которые должны произойти в системе образования.
В Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы говорится об «обеспечении высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, а также обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке» [1]. Российское образование должно стать конкурентоспособным в мировом масштабе. Конкуренция различных систем образования становится значимым элементом глобальной конкуренции, которая требует постоянного обновления образовательных технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира и общества.
Согласно нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, важнейшей задачей современной педагогической науки становится обеспечение соответствия целевых ориентиров, содержания, качества образования новым общественным потребностям. Сегодня выпускник школы должен обладать способностью к «творческой самореализации, мобильностью, коммуникабельностью, уметь быстро решать поставленные перед ним задачи» [14]. Выпускник- это личность, которая обладает рядом жизненно-важных компетенций и способна применить полученные в школе знания на практике, что даёт ему возможность ориентироваться и разбираться в современном мире, формирует умение стремительно реагировать на запросы времени. Общество находится на этапе, когда недостаточно заучивать факты, необходимо добывать информацию, применять полученные знания на практике. Особое значение уделяется способности адаптироваться к новым условиям и эффективно функционировать в них. Одним из критериев оценки качества образования становится воспитание конкурентоспособной личности.
В связи с введением данного документа, предъявляются новые требования к учителю. Если раньше задачей педагога было донести знания, то с развитием информационно-коммуникационных технологий функция, естественно, снижается. Помимо предметных результатов, ему нужно научить детей совершенно новым компетенциям - умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве, то есть всему тому, что мы называем метапредметными умениями. Кроме того, педагогу необходимо в совершенстве овладеть современными информационно-коммуникационными технологиями.
Сейчас стала очевидной необходимость изменения подхода к самому процессу обучения. Невозможно данную проблему решить, выпустив новые учебники и пособия для школьников. Необходима перестройка в кадровых ресурсах. Нужны педагоги, способные перестроиться в сложившейся ситуации, готовые к саморазвитию. Это обусловило изменение требований к личностным качествам, знаниям и умениям педагогов.
Особые требования к личности учителя предъявляет и новый «Профессиональный стандарт педагога». Его ключевой идеей является умение работать с разными категориями детей -одаренными, инвалидами, с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, сиротами и т. д.
Согласно «Профессионального стандарта педагога», учитель должен обладать следующими новыми компетенциями: технологиями работы с одаренными, технологиями работы в условиях реализации программы инклюзивного образования, уметь работать со школьниками, имеющими проблемы в развитии, с социально запущенными детьми, в том числе имеющими отклонения в поведении.
Таким образом, основные требования к личности педагога нашли своё отражение в основных современных государственных документах в области образования в них прямо или косвенно уделяется внимание значимости и необходимости формирования конкурентоспособности педагогов. Подтверждение важности формирования конкурентоспособности педагогов мы находим в модели «Российское образование - 2020», где говорится, что «основным ресурсом образования был и остается кадровый» [11].
В разработанной Концепции Стратегии инновационного развития РФ «Инновационная Россия - 2020» также уделяется особое внимание вопросам формирования конкурентоспособности педагога. В документе говорится, что «одна из важнейших задач в образовательной сфере -формирование глобально конкурентоспособных педагогов, преподавателей, исследователей и управленцев» [12].
Согласно проанализированных нами документов, в системе образования в период до 2020 года должны произойти кардинальные изменения, в том числе в области кадров. Это не значит, что на смену старым кадрам должны прийти абсолютно новые. Государство, предъявляя новые требования к личности учителя, видит направления для изменений педагогов. Педагогу необходимо для себя составить план саморазвития и обучения. Он должен не только учить детей, но и сам учиться. Педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться - становится неинтересным для учеников. Самообразование учителя - это залог, мастерства, профессиональной компетентности, следовательно - повышение его конкурентоспособности. Речь идёт об усложнении профессиональных требований к педагогам, саморазвитии и повышении их конкурентоспособности.
Как выглядит конкурентоспособный педагог, какими характеристиками и качествами должен он обладать?
Понятие «конкурентоспособный педагог» хоть и является актуальным в наше время, но ещё недостаточно разработано в педагогике. Тем самым, открывая обширное пространство для различных исследований на тему конкурентоспособности. Авторы ограничиваются лишь перечислением качеств и характеристик личности. Попробуем проанализировать различные подходы к этому понятию, выделить в них общие компетенции и структурировать данное понятие для педагогов.
По мнению ряда авторов, конкурентоспособность личности выступает также как синтез интегрально характеризующих ее способностей и личностных качеств, обеспечивающих успешную социализацию в обществе и активную адаптацию на рынке труда.
Так, по А.Я. Флиеру конкурентоспособность включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, ее обучаемость, восприимчивость к новациям, способность к перемене профессиональной сферы деятельности, переход в более престижную область труда, повышение социального статуса и уровня образования.
В.И. Андреев понимает конкурентоспособность как совокупность таких качеств как: способность к постановке четких целей и выработке ценных ориентации, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, желание к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда. Обязательным критерием является способность к непрерывному саморазвитию и повышению профессионального мастерства, стремлению к высокому качеству конечного продукта.
С.Н. Широбоков ограничивается в определении лишь профессиональными знаниями и коммуникативной культурой, способностью к профессиональному росту и рефлексии. На наш взгляд,
эти характеристики являются не достаточными. Сегодня специалисту мало обладать большим запасом знаний, требуется так же уметь их применять на практике, используя творческий подход.
В своих трудах Л.М. Митина попыталась структурировать понятие конкурентоспособность относительно педагогики. Она определила три сферы в развитии конкурентоспособности личности: сферу деятельности, сферу общения и сферу личностных особенностей [8].
Сама структура конкурентоспособной личности представлена интегральными характеристиками:
1. Направленность личности на профессию, на других людей, в том числе коллег, на себя как на профессионала, предметную сторону деятельности.
2. Гибкость личности - взаимосвязь и взаимообусловленность личностных качеств: эмоциональных, поведенческих, интеллектуальная гибкость. Данная характеристика представляет в структуре Л.М.Митиной сферу личностных особенностей, которые проявляются во внутренних и внешних формах активности.
3. Компетентность личности - обладание знаниями, умениями, навыками, умение применять необходимые знания и способы в профессиональной деятельности. Особое место в данной характеристике отводится коммуникативным умениям, навыкам делового общения и саморазвитию личности [8, с.115].
Таким образом, в работах вышеуказанных авторов как мы видим, в качестве основных сущностных признаков конкурентоспособности выделены: готовность к непрерывному самообразованию, к профессиональному самоопределению, гибкость или мобильность, т.е. способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям экономической среды, способность к риску ради достижения поставленных перед собой целей.
Как показали исследования ученых, конкурентоспособная личность - это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности:
1) высокий степень работоспособности;
2) стремление к качественному конечному результату;
3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;
4) творческое отношение к делу, труду;
5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;
6) способность к принятию ответственных, риску;
7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству,
сотворчеству;
8) способность к быстрому освоению нового дела;
9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.
Проанализировав различные подходы к понятию «конкурентоспособный педагог», мы приходим к выводу, что всеми исследователями выделяется множество личностных качеств, характерных для конкурентоспособной личности специалиста. Многообразие личностных качеств говорит о том, что они в совокупности представляют идеального специалиста. Нами выделены компетенции, характерные для конкурентоспособности педагога в современном образовательном пространстве, которые отражают его профессионализм, успешность и социальную востребованность. Для этого все качества распределим в три группы. В первую группу войдут психологические личностные качества, во вторую профессионально-значимые, в третью социально востребованные качества.
Первая группа характеризуется психологическими особенностями (качествами), которые помогают развить личностную конкурентоспособность педагога: адекватная самооценка и уверенность в себе, эмпатия, целеустремленность, коммуникативность, готовность к профессиональному риску и конкуренции. Эти качества имеют большое значение для конкурентной борьбы.
Адекватная самооценка, уверенность в себе и эмпатия являются основополагающими. Под развитым чувством эмпатии педагога мы представляем понимание эмоционального состояния ученика, сопереживание, умение встать на позицию своего. Для педагога развитость данной
личностной характеристики означает, что он способен ощущать, понимать, чувствовать, что происходит с участниками образовательного процесса.
Определённое значение имеет адекватная самооценка и уверенность в собственных возможностях. Уверенность в себе есть особенность личности, ядром которой выступает позитивное самопознание педагогом собственных навыков и способностей, которые необходимы для достижения целей.
Особое внимание мы обращаем на целеустремленность педагога, данное качество важно для конкурентоспособности так, как умение осуществлять намеченное и доводить дело до логического завершения, требует дополнительных волевых качеств личности.
Следующая психологическая особенность, которая проявляется в умении общаться на профессиональные темы конструктивно и по делу - это коммуникативность. В силу своей профессиональной деятельности, учителю постоянно приходится общаться не только на уроках со своими учениками, но и постоянно поддерживать отношения с их родителями. Соответственно, педагогу необходимо обладать вербальной культурой, хорошим владением словом, а также навыками делового общения.
Вторая группа личностных качеств представлена профессионально-значимыми особенностями (качествами) личности педагога: профессиональная заинтересованность, адаптированность, способность к творчеству (креативность), направленность, компетентность, гибкость, стрессоустойчивость (уровень самоуправления), способность и готовность к непрерывному общему и профессиональному образованию, саморазвитию. Личностные компетенции, выделенные нами во вторую группу, имеют огромное значение для саморазвития и совершенствования педагога. Только непрерывное образование обеспечит конкурентоспособность, успешность и востребованность педагога.
В третью группу вошли социально-востребованные качества: эффективный имидж (приятная внешность, умение презентовать себя, харизматичность), образованность, здоровье и работоспособность, стремление к успеху, мобильность, прогнозирование, конкурентоспособность. Визуальная привлекательность педагога имеет большое значение. Первое впечатление зависит от внешнего вида, манеры поведения, стиля одежды. Педагогическому работнику на протяжении всей профессиональной деятельности необходимо поддерживать позитивный деловой имидж. Для конкурентного преподавателя важен эффективный имидж, который позволяет более успешно решать профессиональные задачи, подключая харизматические особенности своей личности.
Следующее важное личностное качество, которому уделяется достойное внимание в среде профессионалов - это образованность. Под образованностью следует понимать не только объём знаний, но и глубину понимания жизни, способность самостоятельно анализировать явления, процессы, происходящие в обществе. Таким образом, образованность позволяет педагогу смотреть шире на происходящие социальные перемены, как в образовании, так и в жизни.
Личное здоровье и работоспособность сегодня востребованы не менее чем образованность. Педагог должен уделять особое внимание своему здоровью - это должно быть его первой конкурентной целью. Здоровье позволяет учителю быть мобильным. Мобильность - в первую очередь это способность и готовность педагога соответствовать требованиям профессионального сообщества, группы, уровню развития науки и технологии, организации и условиям труда. Из этого следует, что мобильность педагога способствует эффективно осуществлять профессиональную деятельность в различных областях, а также быстро решать творческие, социальные, педагогические и личностные проблемы, что является конкурентным преимуществом.
Эффективный имидж, образованность и хорошее здоровье закладывают фундамент стремления к успеху. Стремление к успеху - это, прежде всего, собственные резервы и способности.
Описанные нами компетенции позволили обозначить специфику понятия конкурентоспособность относительно педагогической профессии. Личностные качества говорят об особенностях личности педагога, как человека. Профессионально-значимые качества определяются спецификой педагогической профессии. Социально-востребованные определяются социальной жизнью общества и временем. Они накладывают свой отпечаток на формирование и развитие личности в целом.
Под конкурентоспособностью педагога мы понимаем способность максимального расширения границ собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно. Для этого необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться, реализовывать свою активность, интересы, побуждения, формировать систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональных задач. Конкурентоспособность педагога обусловливается не только уровнем их профессионализма. Это симбиоз профессиональных и личностных характеристик. Недостаточно иметь багаж знаний и умений в области педагогики, гораздо важнее уметь применять эти знания на практике, преподнести свои умения окружающим и доказать своё преимущество над конкурентами.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что тенденции развития нашего государства диктуют необходимость обновления содержания, форм и технологий образования. Большие надежды на реализацию этих изменений возложены на педагогов. Обществу необходимы конкурентоспособные педагоги, способные решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. Нужны конкурентоспособные личности, способные саморазвиваться, самообразовываться, самореализовываться,, способные успешно позиционировать себя на рынке труда, личности, ориентированные на социально значимые приоритеты.
Список литературы
1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 20132020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499091784
2. Донина И.А. Рыночно-ориентированное управление современной общеобразовательной организацией как фактор её успешности // Азимут научных исследований: педагогика и психология-2013.- № 4.- С. 12-14.
3. Донина И.А., Ситникова Ю.А. Маркетинг персонала общеобразовательной организации как механизм реализации системы стратегического партнёрства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3.- С. 88-90.
4. Донина И.А., Тайкова Л.В Виртуальные профессиональные сообщества как фактор конкурентоспособности педагога //Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 865.
5. Донина И.А.Конкурентоспособность персонала как фактор развития общеобразовательной организации в современных условиях. //Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 4 (16). С. 121-125.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e 527/
7. Лаврентьев, С.Ю. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С.983.
8. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального инст-та: МОДЭК, 2002. 400с.
9. Панова Н.В. Личностно-профессиональное развитие педагога на разных этапах жизненного пути: монография. СПб.: Спб АППО, 2013.- 208с.
10. Профстандарт педагога. //[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edustandart.ru/wpcontent/uploads/2017/04/rofessionalnyj_standart_pedagoga_2013.pdf
11. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях / под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина: Гос. ун-т -Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 39 с
12. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://innovus.biz/media/uploads/resources/Innovative-Russia-2020.pdf.
13. Туктаров Ф.Р. Конкурентоспособность личности в современном трансформирующемся обществе // Ростов н/Д.: Наука-Пресс, 2006. - 162с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fgos-kurgan.narod. ru/norm_federal.htm
УДК 378.14
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ IT-НАПРАВЛЕНИЙ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кудрина Е.В., 2018
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, доцент кафедры информатики и программирования, Саратов
Аннотация: в данной статье рассматривается возможность применения контекстного обучения для подготовки студентов IT-направлений к будущей профессиональной деятельности на примере дисциплины «Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных». Данная дисциплина реализуется на факультете компьютерных наук и информационных технологий Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского для направления 02.03.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Целью освоения данной дисциплины является содействие становлению профессиональной компетентности будущего IT-специалиста через формирование представления о роли структур данных, алгоритмов их обработки, методов и способов построения эффективных и надежных программ, а также овладение навыками практического программирования на языке С# для .NET Framework.
Ключевые слова: контекстное обучение, учебная деятельность, информатика, программирование
THE USE OF CONTEXTUAL LEARNING TO PREPARE STUDENTS OF IT-DIRECTIONS FOR
FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES
KudrinaE.V., 2018
Saratov national research state university named after N.G. Chernyshevsky, associate professor of computer
science and programming chair, Saratov
Annotation: this article discusses the possibility of applying contextual learning to prepare students of IT-directions for future professional activity on the example of the discipline «Structures and algorithms of computer data processing». This discipline is implemented at the faculty of computer science and information technology of Saratov national research state university named after N. G. Chernyshevsky for the direction 02.03.03 «Mathematical support and administration of information systems». The aim of mastering this discipline is to contribute to the formation of professional competence of the future IT-specialist through the formation of an idea of the role of data structures, algorithms of their processing, methods and methods of building efficient and reliable programs, as well as mastering the skills of practical programming in C# for the .NET Framework.
Key words: contextual learning, training activity, informatics, programming
Контекстный подход в обучении - это одно из направлений развития деятельностной теории учения, представленной в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. Основные положения контекстного обучения применительно к профессиональному образованию разработаны А.А. Вербицким. По мнению А.А. Вербицкого [1, с. 131] «основной целью контекстного обучения является обеспечение педагогических и психологических условий формирования в учебной деятельности студентов их целостной профессиональной деятельности как будущих специалистов и членов общества». При этом в процессе обучения предполагается «развитие личности профессионала, его интеллектуальной, предметной, социальной, гражданской и духовной компетентностей; развитие способностей к непрерывному образованию и самообразованию». Вершиной целеполагания в