КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТРАСЛЕВОГО КОМПЛЕКСА
РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ*
Гаврилова С.Н., Орлова Е.А.
В статье рассмотрены вопросы оценки конкурентоспособности отраслевого комплекса, а также обоснована актуальность и практическая значимость анализа секторально-отраслевой структуры экономики региона с позиций государственного регулирования территориального развития.
Эффективность промышленного комплекса в значительной степени предопределяется сложившейся отраслевой структурой, а также долей высокотехнологичных и наукоемких производств. Низкая конкурентоспособность промышленного комплекса России во многом обусловлена его отраслевой структурой, сформированной в основном в советское время, с акцентом на развитие добывающей промышленности, отраслей тяжелого машиностроения и металлообработки. Существующие структурные деформации носят критический характер и не могут быть исправлены посредством действия только рыночных механизмов.
Структурная деформация экономики является одной из важнейших проблем при постановке вопроса о развитии промышленного комплекса современной России. Исторически возникновение данной деформации связано с развитием планово-экономических отношений в советский период. В то время критерием при принятии решения о строительстве нового крупного промышленного предприятия, особенно градообразующего характера, являлось развитие не конкретной территории, а отрасли. Предприятия одной или смежных отраслей территориально тяготели друг к другу, что с планово-экономической точки зрения снижало транспортные издержки и укрепляло хозяйственные связи (также насаждаемые сверху). Это привело к возникновению низко диверсифицированных территориально-экономических комплексов, имеющих в своей структуре, например, только обрабатывающие или только горнодобывающие предприятия без существенного развития предприятий потребительского сектора. Основное расположение данных комплексов тяготело к Уралу и Сибири.
Существовавшая структурная диспропорция в экономике Урала в ходе рыночных реформ не была сглажена, напротив, произошло дальнейшее утяжеление структуры промышленности в сочетании со снижением доли потребительского сектора экономики. В итоге, если по России доля потребительского сектора составляет в структуре промышленности около 20%, то по УрФО эта величина равняется приблизительно 3% [1, с. 38]. Кроме того, процесс реформирования экономики России для крупных территориально-промышленных комплексов Урала был связан с "вымыванием" из производства наукоемкой продукции, старением основных производственных фондов, возрастанием риска производственных аварий и техногенных катастроф, повышенной экологической нагрузкой. С другой стороны, функционирование крупных моноспециализированных промышленных комплексов осложняется сильным влиянием внешних факторов на уровень социально-экономического благополучия территории. Изменения в отрас-
* Публикация подготовлена в рамках выполнения гранта РГНФ (№ 07-02-04009а), а также при поддержке ведущей научной школы Российской Федерации по проблемам региональной конкурентоспособности (грант Президента РФ - НШ-5655.2006.6).
левой конъюнктуре, в стратегии экономического развития России приводят к существенным, а зачастую и критическим, социально-экономическим последствиям для конкретной моноспециализированной территории.
Унаследованное от СССР неэффективное пространственное распределение капитала и трудовых ресурсов, сокращение численности населения трудоспособного возраста, существенные миграционные барьеры, а также незавершенность процессов реструктуризации убыточных предприятий препятствуют повышению конкурентоспособности регионов [2].
Значительная дифференциация отраслевой структуры промышленности в различных субъектах РФ и отсутствие в настоящее время комплексной государственной политики в отношении промышленного комплекса обуславливают необходимость управления структурными преобразованиями в экономике на региональном уровне с целью повышения конкурентоспособности территории.
В настоящее время перед государством стоит приоритетная цель стимулировать диверсификацию, развивать конкурентные отрасли, не связанные с сырьевыми секторами, и поддерживать инновационную экономику. Эта стратегия предполагает государственные интервенции для стимулирования отдельных секторов экономики или отдельных территорий, в том числе особых экономических зон, в форме прямого государственного участия, налоговых льгот и т.п.
Несмотря на наличие большого количества подходов к оценке конкурентоспособности предприятий, продукции и, в последнее время, регионов, в настоящее время отсутствует научно-обоснованная методика, которая позволяла бы качественно и количественно измерить конкурентоспособность отдельной отрасли и межотраслевого комплекса. Принципиальная возможность такой оценки существует исходя из общности функций, выполняемых предприятиями отрасли в экономике, сходной реакции на действия инструментов промышленной политики и существующей системы обработки статистической информации.
В качестве наглядного инструмента анализа развития как отраслей, так и отдельных предприятий в настоящее время большой популярностью пользуется "бостонская матрица". Представляет интерес ее отраслевое применение. Например, в некоторых исследованиях к "дойным коровам" (высокая эффективность при умеренном росте) относятся нефтяная, газовая отрасли, металлургия. К "звездам" (высокая эффективность при быстром росте) принадлежит производство продовольствия, торговля, операции с недвижимостью, лесная промышленность. К "собакам" (низкая эффективность при низком росте) - транспортное машиностроение, а к "кошкам" (быстрый рост при низкой эффективности) - инновационная деятельность, образовательные услуги. В целом, с определенной долей условности, можно согласиться с таким распределением производства продукции и, соответственно, отраслей.
Используя данный подход, в отраслевой структуре промышленного производства Свердловской области можно выделить "авангардную пятерку" ведущих отраслевых комплексов, где кроме металлургического и машиностроительного присутствуют горнодобывающий комплекс, электроэнергетика, пищевая промышленность. Совокупная доля этих отраслей в структуре промышленности области составляет более 80%, в целом по России - около 75%.
Если же возвращаться к задаче определения конкурентоспособных (или, иначе, приоритетных) отраслей, можно сказать, что существует некое негативное отношение к данным исследованиям. Дело в том, что изучение отраслевой структуры экономики за
последнее время значительно утратило свою актуальность ввиду того, что предприятия, формально относясь к определенным отраслям промышленности, существенно диверсифицируют свою экономическую деятельность. И эти виды деятельности часто не подпадают под наименования отраслей, к которым они относятся [3]. Более того, уже отменен Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), действовавший с 1976 года, и введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Таким образом, виды экономической деятельности пришли на смену отраслям. И, следовательно, встает вопрос об актуальности и целесообразности определения конкурентоспособности не отраслей, а видов экономической деятельности.
Помимо этого существуют такие формы объединения предприятий, как межотраслевые комплексы. Главным отличительным признаком комплекса является взаимосвязь составляющих его элементов. В современных условиях данные связи между отраслевыми предприятиями могут носить не только технологический характер, но и базироваться на общей инфраструктурной организации, системе управления.
Конкурентоспособность региона определяется как наличием тех или иных конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли, так и способностью органов власти создать условия региональным предприятиям для достижения и удержания конкурентных преимуществ в определенных областях. Поэтому при оценке региональной конкурентоспособности необходимым условием является определение секторально-отраслевой структуры производства.
В "Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации", разработанной Министерством регионального развития РФ, указывается, что одним из направлений социально-экономического развития регионов Российской Федерации должно стать создание условий для модернизации промышленности и поддержка и развитие конкурентоспособных в глобальном рынке территориальных производственных кластеров.
Основными задачами развития промышленности в регионах РФ являются:
• наращивание потенциала расширенного воспроизводства в отраслях промышленности;
• повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции на внутренних и внешних рынках;
• диверсификация промышленности, опережающее развитие отраслей промышленности, производящих продукцию с более высокой долей добавленной стоимости;
• ускоренная модернизация российской промышленности;
• приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей, значительное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства;
• наращивание темпов импортозамещения;
• создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства в сфере материального производства;
• эффективная внешнеэкономическая политика, учитывающая присоединение России к ВТО, сотрудничество с Евросоюзом, создание единого экономического пространства России, Белоруссии, Украины и Казахстана.
При этом промышленная политика на современном этапе развития общества носит не только отраслевой, но и региональный характер. То есть в современной эконо-
мике высокая конкурентоспособность территории держится на сильных позициях отдельных кластеров, которые представляют собой совокупность сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Отличие кластера от других форм организации предприятий на территории (например, от территориально-производственных комплексов) состоит: во-первых, в наличии внутренней конкурентной среды, во-вторых, в существенном присутствии кластера в глобальной экономике, в наличии у него сильных конкурентных позиций на глобальном рынке.
Обычно на территории существует ограниченное количество кластеров, но именно они обеспечивают конкурентоспособность региона.
Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками кластера, в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижения транзакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера.
Россия унаследовала экономические регионы, создававшиеся в ходе индустриализации и рассчитанные на развитие масштабного массового производства, а потому имеющие централизованную организацию. К тому же крупные вертикально-интегрированные компании (ВИК) в постсоветский период поглотили большую часть данного производства, что также повлияло на производственно-территориальную организацию российских регионов. В настоящий момент, если судить по структуре российского экспорта, производственных кластеров, конкурентоспособных в глобальном масштабе, практически нет. При этом их появление выступает условием обретения Россией долгосрочной конкурентоспособности, а, следовательно, стимулирование возникновения экономических кластеров должно относиться к числу приоритетов государственной политики регионального развития.
Кроме того, территориальные производственные кластеры должны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса. То есть, традиционные макроэкономические и отраслевые подходы к развитию малого и среднего бизнеса необходимо дополнить региональным, выражающимся в формировании территориальных производственных кластеров.
Существует мнение, что есть региональные экономики, способные обеспечивать высокий уровень благосостояния населения региона только за счет развития одного из секторов. Это возможно в случае, когда регион обладает уникальным ресурсом, а региональные фирмы способны эффективно освоить этот ресурс, обеспечивая не только внутреннее потребление, но и значительный экспорт (например, сырьевые регионы, обеспечивающие резкий экономический подъем региональных экономик при условии опережающего роста регионального производства по сравнению с приростом регионального населения и реальное участие населения региона в распределении получаемых доходов).
Таким образом, конкурентоспособный регион должен обладать либо диверсифицированным региональным производством, либо уникальным односекторным (или даже моноотраслевым) производством, при постоянном опережении темпов регионального производства над темпами прироста населения региона. Можно предположить, что наличие уникального ресурса может обеспечить конкурентоспособность регио-
нальной экономики в течение десятилетий, однако на более длительных временных отрезках моноотраслевая экономика подвержена неустойчивости, стагнации и деградации. В связи с этим необходимо постоянное наращивание конкурентных преимуществ, которые могут быть выражены не только в виде максимально диверсифицированной секторально-отраслевой структуры регионального производства, но и в виде все более разнообразных и все более качественных факторов производства, вовлеченных в региональное производство, а также в виде создания максимально комфортной среды для ведения бизнеса и роста благосостояния населения [4].
Под конкурентоспособностью отраслей следует понимать "эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным и описывающим степень живучести и динамичности отрасли при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом" [5].
Конкурентоспособность отрасли характеризует ее способность функционировать и развиваться в данном регионе, удовлетворять существующий спрос на свою продукцию по качественным и количественным характеристикам и при этом способствовать росту экономики региона в целом. Прежде всего, необходимо знать, какие факторы способствуют повышению конкурентоспособности, для того чтобы либо управлять ими, либо отказаться от их бесперспективного развития.
В современных условиях на уровень конкурентоспособности отрасли оказывают влияние многие внутренние и внешние факторы. Внешние факторы представляют собой тенденции развития мирового, отечественного и регионального рынка, общегосударственные и межрегиональные конкурентные позиции. Эти факторы формируют условия функционирования и развития отрасли в рамках региона. Внутренние факторы характеризуют конкурентный потенциал самой отрасли. Однако каждой отдельной отрасли с ее спецификой функционирования соответствуют свои особенные факторы, на анализе которых мы остановимся далее.
Целями оценки уровня и анализа динамики конкурентоспособности отрасли являются:
• выявление существующих тенденций и наиболее общих факторов изменения конкурентоспособности отрасли за определенный период;
• разделение роста объема продаж и производства, связанного с колебаниями конъюнктуры, и роста, связанного с улучшением конкурентоспособности отрасли.
В подходах отечественных и зарубежных авторов встречаются два критерия рыночной (реальной) конкурентоспособности отрасли национальной экономики.
Первым является вовлеченность отрасли во внешнюю торговлю, что отражает способность ее предприятий конкурировать без поддержки государственной протекционистской политики с аналогичными зарубежными отраслями. Этому критерию соответствуют показатель удельного веса экспорта в общем объеме реализованной отраслью продукции за год, а также территориальная структура экспорта, характеризующая диверсифицированность экспортной торговли.
Вторым критерием, часто упоминаемым в отечественной и зарубежной литературе, служит уровень присутствия отрасли на каждом из приоритетных страновых рынков сбыта, что характеризует соответствие выпускаемых товаров существующему спросу на продукцию отрасли, предъявляемому на рынке определенной страны.
Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее технических, экономических и организационных условий для создания производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей. При этом конкурентоспособность отрасли предполагает наличие конкурентных преимуществ перед аналогичными отраслями за рубежом, которые могут выражаться в наличии рациональной отраслевой структуры, группы высококонкурентных предприятий-лидеров, подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня; отлаженной опытно-конструкторской и прогрессивной прозводственно-технологической базы, развитой отраслевой инфраструктуры; гибкой системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами, эффективной системы распределения продукции.
Конкурентоспособность конкретной отрасли зависит и от способности промышленности вводить новшества и модернизироваться. В результате испытываемого давления и требований рынка компании увеличивают свое преимущество в борьбе с самыми сильными присутствующими на мировом рынке конкурентами.
В заключение отметим, что существуют очень сильные различия в структуре конкурентоспособности для каждой из стран, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех или хотя бы в большинстве отраслей. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее динамичными и перспективными. Оценка конкурентоспособности отрасли национальной экономики является экономически значимой по отношению к определенному страновому рынку. Отрасль не может быть конкурентоспособна на всем мировом рынке в одинаковой мере, что обусловлено особенностями спроса на каждом страновом рынке, промышленной и внешнеэкономической политикой государства, включая и международные соглашения о внешней торговле, составом и качественным состоянием аналогичной отрасли в стране, где расположен целевой рынок. Исходя из этого, оценку конкурентоспособности целесообразно производить на тех рынках, где отрасль присутствует значительно либо стремится расширить свое присутствие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Структурные преобразования экономики индустриальных территорий. Сб. трудов. Вып. 1. Социально-экономические проблемы реструктуризации базовых отраслей промышленности / Под общ. ред. А.И. Татаркина и В.Н. Попова. / Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2003.
2. Доклад об экономике России. Декабрь 2006 г. / World Bank Moscow Office. -Режим доступа: http://worldbank.org.ru.
3. Оценка конкурентоспособности экономики России. Доклад экспертной группы Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) по промышленной политике и конкурентоспособности (май 2005 г.). - Режим доступа: http://www.wood.ru.
4. Брюна Э., Скопин А.Ю. Сравнительный анализ конкурентоспособности российских и французских регионов. - Режим доступа: http://www.hse.ru/ic5/07.pdf.
5. Конкуренция. От теории к практике. Учебное пособие. - Режим доступа: http://www.ravnovesie.com.