АХМИЕВА Г.Р.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В УСЛОВИЯХ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
N
01
г
По-прежнему ведущая роль в экономике России принадлежит ТЭК. Устойчивая и динамичная работа всех отраслей ТЭК вносит решающий вклад в ускорение процессов экономического роста в стране. Достижение высоких темпов роста ВВП зависит непосредственно от успешной реализации "Энергетической стратегии России на период до 2020 года", целью которой является максимально эффективное и рациональное использование нефтяных ресурсов при неуклонном развитии минерально-сырьевой базы и создании качественной и стабильной правовой базы недропользования.
Как известно, локальный рынок нефти и нефтепродуктов является сложной организационно-экономической системой, которая функционирует на региональном уровне как производная от совокупной деятельности нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, а также транспортной подсистемы и рыночной инфраструктуры хранения и реализации нефтепродуктов, других взаимозависимых составляющих целостного нефтяного рынка.
Локальный рынок нефти и нефтепродуктов относится к основной группе средств производства регионального рынка и имеет базовое значение для экономики региона и эффективности ее функционирования.
Создание и поддержание условий конкурентоспособности является важнейшим фактором, обеспечивающим функционирование рынка в современных условиях на микроуровне и экономики в це-Ш лом.
□ Наиболее совершенной формой реализации этого процесса является свободная конкуренция.
ГМ Однако развитие этой формы посредством концентрации и централизации ускоряет процессы обоб-^ ществления, в результате которых объективно возникают монополии. Власть последних и порождает дефекты рынка, суть которых состоит в способности отдельного продавца или группы продавцов ог-^ раничивать объемы выпуска продукции или повышать цены выше их конкурентного уровня. Такого ■Е рода использование монопольной власти обеспечивает отдельным субъектам хозяйствования полу-о. чение сверхприбыли. В результате власть монополий, создавая разницу между величиной предельных издержек производства и ценностью ее дополнительной единицы для потребителя, приводит к ^ потерям для общества.
2 Из анализа происходящих в нефтяном комплексе перемен следует, что основная тенденция - это
растущий монополизм нефтегазовых компаний на внутреннем рынке страны, а, следовательно, и на ЕЕ локальном рынке нефти и нефтепродуктов. На сегодняшний день определяющая роль в нефтяном ^ комплексе принадлежит 10-12 крупным вертикально интегрированным компаниям (ВИНК), охваты-^ вающим всю последовательность работ с нефтяным сырьем. Наряду с ВИНК добычу нефти в стране о осуществляют около 170 малых и средних нефтяных компаний-недропользователей. '- Разрабатывая небольшие месторождения, добирая нефть из низкопродуктивных скважин, малые
£ и средние предприятия способствуют более полному использованию природных запасов страны. о Повсеместное формирование крупных ВИНК, не в полной мере учитывает специфические осо-
со
о бенности активов нефтяного сектора, а также его значительную социально-экономическую роль в
0 экономике России.
^ Наметилась явная тенденция к скупке всех активов нефтяных мелких компаний. Подобная стра-
1 тегия приводит к значительному снижению эффективности освоения и разработки средних и малых ф месторождений и, в конечном счете, к недополучению обществом (государством) значительной час->:_ ти доходов рентного характера.
5 Происходящий в настоящее время процесс слияния и поглощения компаний является сам по себе
® объективным и отражает сущность современного этапа развития мировой экономики.
ф
о
х О
О
Однако в развитых странах параллельно с этим процессом развивается система государственного антимонопольного контроля за деятельностью нефтегазового бизнеса. Эта система состоит главным образом из антитрестовской политики, а также инструментов стимулирования объемов произ-
водства и управления процессами ценообразования в условиях существования естественной монополии.
Антитрестовское законодательство представляет собой систему законодательных актов, в которых дается определение монополий, классифицируются процессы монополизации и недобросовестные методы конкурентной борьбы, определяются уголовно-правовые санкции против виновных лиц, устанавливаются органы, которым поручается следить за исполнением данного законодательства.
Наибольшее развитие антитрестовское законодательство получило в США. Объектами антитрестовской политики являются:
1) установление и поддержание фиксированных цен;
2) монополизация;
3)слияние.
В первом случае тайные или явные соглашения между конкурентами об установлении и поддержании фиксированных цен рассматриваются как попытки ограничения рынка и преследуются в судебном порядке.
Наказанию подлежат и попытки монополизировать рынок. Антимонопольное регулирование направлено не столько против монополий (они есть и будут), сколько против процессов монополизации.
Особое место принадлежит контролю за слиянием, который регулирует степень концентрации рынка. Обычно контролируются так называемые горизонтальные слияния (между конкурирующими фирмами одного рынка). В странах Европейского Союза можно возбудить иск, если объем продаж возникающей фирмы превышает 5% операций на данном рынке. Для уменьшения числа слияний и поглощений практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм.
В России подобной действенной системы пока не существует.
В этих условиях монополизация нефтяного рынка является главным фактором разрушения его
N
01
г
рыночных механизмов. Монополизм ведет к стагнации, застою, способствует развитию диктаторской □
тенденции в экономике, подчинению потребителей эгоистичным интересам бизнеса. О
Монополизация и ценовой сговор обусловливают также постоянный рост цен на внутреннем
рынке России. Причина заключается в следующем. ВИНК России производят более 90% нефти и 80% ^
бензина. Они диктуют цены на нефть и на "свободном" рынке, где производят остальные 20% бензи- а
на. ®
Большая часть региональных рынков также монополизирована ВИНК, и в отсутствии конкурен- о
ции они устанавливают оптовые цены на бензин на таком уровне, чтобы получить максимальную ®
СО
прибыль, но не допустить социального взрыва. Государственная власть пока слабо реагирует на эту | проблему. ^ В такой ситуации говорить о развитии конкурентоспособности на нефтяном рынке не приходится. о Ведь необходимым условием этого процесса является наличие на рынке упорядоченной, введенной в ^ определенные законом рамки, справедливой конкуренции. ^ В условиях развитой конкуренции ни один из хозяйствующих субъектов фактически не имеет ^ возможности увеличить цену, потому что тогда потребитель переключится на продукцию конкурен- ^ та. Следовательно, наиболее надежным способом увеличения прибыли становится либо снижение о издержек, либо улучшение качества товара. о Конкуренция в условиях рыночной экономики обязывает уделять неослабное внимание пробле- о мам качества как важнейшему фактору повышения уровня жизни населения. Все большее число отечественных специалистов осознает, что преодоление кризисного состояния производства лежит на пути освоения конкурентоспособной продукции с одновременным улучшением ее качества и снижением цены. ;= Сегодня среди составляющих конкурентоспособности товара цена уже не доминирует. При этом ^ конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей то- £ вара, которые могут удовлетворять запросы потребителя, а также расходами на приобретение и ис- >| пользование соответствующего товара. о Для экономики любой страны нефть является одним из важнейших продуктов, так как она слу- | жит не только сырьем для жидкого топлива, но и источником большого числа ценных химических ^ продуктов. о
О
Однако, в настоящее время качество нефти и нефтепродуктов, реализуемых на локальном рынке, также как и по всей стране, оставляет желать лучшего. Это связано с тем, что низка глубина переработки сырой нефти на нефтеперерабатывающих заводах. Нефтеперерабатывающие заводы страны нуждаются в срочной модернизации. Изменить это положение в состоянии экономическая политика государства - в случае, если требования к автомобильным двигателям будут ужесточены до уровня стандартов Евро-3 и Евро-4. Это стало бы мощнейшим стимулом для ВИНК к ускорению реализации проектов модернизации НПЗ, а, кроме того, внесло бы вклад в общее повышение качества производимых в России нефтепродуктов и стимулировало бы рост их конкурентоспособности.
Итак, одним из ведущих направлений повышения эффективности функционирования нефтяного комплекса является повышение качества выполняемых работ и выпускаемой продукции на всех стадиях производственного цикла в геологоразведке, в бурении, при добыче нефти и ее транспортировке, а также при переработке нефтепродуктов и поставке их на региональный рынок, что ведет непосредственно к росту конкурентоспособности на самом нефтяном рынке.
БОЧКОВ A.A.
МОДЕРНИЗАЦИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА: СОДЕРЖАНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ,
ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
01
□I
Рыночная самоорганизация, спонтанное формирование новых институтов мало эффективны в посткризисный период. Более того, в условиях социально-экономической трансформации принцип
д самоорганизации способствует усилению консервативной, защитной функции системы, направленной
□ на сохранение старых традиций и норм. Отсутствие действенного государственного регулирования в этот период приводит к неизбежному экономическому и политическому хаосу. В зависимости от со-
-<> стояния институциональной среды, социально-экономической природы самого государства оно может
а стать дополнительным фактором нестабильности, или, напротив, гарантом соблюдения "правил игры",
® регулятором, обеспечивающим гармонизацию общественных и частных интересов.
§ Становится очевидным, что дальнейшее направление реструктуризации аграрной сферы России
ф должно определяться целенаправленностью разработок институциональных инноваций, содержание
| которых представляет собой отражение государственных решений, что влияет на процесс институ-
^ ционального проектирования. Система построения развития сферы национального хозяйства по прин-
о ципу институционального проектирования регламентируется как основными моментами соответству-
х ющей проектировочной деятельности, так и специфическими принципами, свойственными особен-
ЕЕ ностям поведения людей, их различных групп в условиях существования тех или иных санкциониро-
о
а ванных правил.
< Агропромышленный комплекс представляет собой открытую целостную социально-экономичес-
о кую систему, состоящую из органически взаимосвязанных структурообразующих элементов, функци-
о онирование каждого из которых влияет на развитие как смежных элементов, так и всей системы в
о целом. Поэтому его функционирование зависит от сглаженности механизмов саморегулирования и
^ управления.
£ Экономическое регулирование сельскохозяйственного производства представляет собой процесс
£ воздействия экономического механизма на ход воспроизводственного процесса в АПК. В связи с этим, экономический механизм аграрной политики представляет собой взаимосвязанное и взаимообуслов-
^ ленное сочетаний конкретных экономических регуляторов: цен, финансово-кредитных отношений и
ЕЕ пр.
>| Подчеркнем, что государственное регулирование, одновременно, осуществляется на различных
* пространственных и временных уровнях. Ведущим, обычно, является национальный (федеральный)
® уровень регулирования, который обеспечивает равно конкурентные возможности производства для
Л всех предприятий и потребления для всех домашних хозяйств. Иногда в народном хозяйстве начина-
§ ют усиливаться тенденции к региональному регулированию. Это происходит потому, что слабый фе-О