Научная статья на тему 'Государственное регулирование — фактор повышения конкурентоспособности (на примере товарного рынка нефтепродуктов)'

Государственное регулирование — фактор повышения конкурентоспособности (на примере товарного рынка нефтепродуктов) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
540
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНЫЙ РЫНОК / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / МОНОПОЛИЯ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / PRICING / MONOPOLY / OIL PRODUCTS / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрявцев К. А.

Товарный рынок нефтепродуктов характеризуется отсутствием прозрачного ценообразования, неконкурентными действиями вертикально-интегрированных нефтяных компаний, приводящими к сокращению количества участников мелкооптового и розничного рынков и, следовательно, к дальнейшей монополизации рынка, а также необходимостью исполнения требований, предъявляемых техническим регламентом к моторному топливу. Данная статья рассматривает государственное регулирование, выступающее как фактор повышения конкурентоспособности и направленное на создание условий функционирования, не зависящих от хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT REGULATION — A FACTOR OF INCREASING COMPETITIVENESS (FOR EXAMPLE, THE COMMODITY MARKET OF OIL PRODUCTS)

Petroleum product market today is characterized by a lack of transparent pricing, non-competitive activities of vertically integrated oil companies, leading to a reduction in the number of participants in wholesale and retail markets, and thus to further monopolize the market and the need to fulfill the demands placed on technical regulations for motor fuel. This article considers the state regulation, which acts as a factor in competitiveness and aimed at creating the conditions of functioning, independent of economic entities.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование — фактор повышения конкурентоспособности (на примере товарного рынка нефтепродуктов)»

Кудрявцев К. А., канд. экон. наук, доцент кафедры Экономики и организации производства Поволжского государственного технологического университета, г. Йошкар-Ола, [email protected]

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ— ^ ^

ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

(НА ПРИМЕРЕ ТОВАРНОГО РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ)

Товарный рынок нефтепродуктов характеризуется отсутствием прозрачного ценообразования, неконкурентными действиями вертикально-интегрированных нефтяных компаний, приводящими к сокращению количества участников мелкооптового и розничного рынков и, следовательно, к дальнейшей монополизации рынка, а также необходимостью исполнения требований, предъявляемых техническим регламентом к моторному топливу. Данная статья рассматривает государственное регулирование, выступающее как фактор повышения конкурентоспособности и направленное на создание условий функционирования, не зависящих от хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: товарный рынок, ценообразование, монополия, нефтепродукты, конкурентоспособность.

Введение

Проблема конкурентоспособности на внутренних товарных рынках в современных условиях связана с необходимостью повышения качества производимого товара, организацией прозрачного ценообразования, изменениями в фискальной политике и устранением неконкурентных действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.

Развитие и конкурентоспособность любой отрасли достигается только при формировании оптимального комплекса внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы, как правило, организуются самим

предприятием, успех зависит от того, насколько правильно будут определены приоритеты развития. Внешние факторы формируют условия функционирования, не зависящие от предприятий, они создаются под влиянием государства и рынка.

Таким образом, ключевым элементом, определяющим общие условия конкурентоспособности и функционирования хозяйствующих субъектов в любой отрасли, является государственное регулирование.

Цель исследования — изучение современного состояния товарного рынка нефтепродуктов России и обоснование приоритетов государственного регулирования — фактора развития конкурентоспособности.

Государственное регулирование товарного рынка нефтепродуктов

Основы российской политики защиты и развития конкуренции заложены в Конституции РФ, ст. 34 которой устанавливает право каждого участвовать в экономической деятельности и запрет деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»; «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»1.

Государственная функция защиты конкуренции в разных странах имеет различные наименования. В ряде государств (в том числе в России) ее принято называть государственным антимонопольным регулированием или политикой защиты и развития конкуренции, в США — антитрестовской или конкурентной политикой, в Евросоюзе — конкурентной политикой. Однако общие цели такой политики во всех странах формулируются схожим образом: цель конкурентной политики, принимая во внимание все ее аспекты, заключается в защите благосостояния потребителей посредством поддержания высокого уровня конкуренции на общем рынке. Конкуренция должна вести к снижению цен, расширению выбора товаров, технологическим инновациям, и все это — в интересах потребителя.

Государственное регулирование товарного рынка нефтепродуктов рассматривается в следующих аспектах:

1) исполнение требований технического регламента;

2) изменения в фискальной системе;

3) принятие комплекса мер для пресечения антиконкурентных действий.

1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

Предпосылки формирования данных аспектов связаны с главными проблемами рынков нефти и нефтепродуктов — монополизации, закрытости, непрозрачности, которые в итоге и приводят к возникновению хаоса.

Например, в конце 2010 г. — начале 2011 гг. возник ажиотажный рост цен на ряд нефтепродуктов, который был связан со следующими факторами:

1) рост мировых котировок на нефть и нефтепродукты. За период с 29 сентября по 29 декабря 2010 г. он составил на дизельное топливо более 100 долл. за тонну, на бензин Премиум-95 — порядка 150 долл. за тонну и продолжал постоянно расти. Как известно, цены рынка России в значительной степени формируются под влиянием котировок цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке;

2) рост тарифов естественных монополий в 2010 г. и с 1 января 2011 г.:

а) РЖД — 8%;

б) электричество — 10%;

в) газ — 10%;

г) металлопрокат — 5%2.

Например, «повышение тарифов естественных монополий на 5-6% гарантирует 1% годовой инфляции в целом по стране», — утверждает глава антимонопольного ведомства И. Артемьев3;

3) ожидаемый рост налоговой нагрузки (повышение акцизов) — с 1 января 2011 г. увеличены акцизы на нефтепродукты (табл. 1).

Налогообложение автомобильного бензина и дизельного топлива с 1 января по 31 декабря 2010 г. включительно производилось по ставкам, представленным в табл. 2.

2 Факторы описаны автором на основании информации, полученной от производителей моторного топлива.

3 Владимирова Е. Команда ФАС против инфляции // Труд. 2005. 22 дек. № 220 [Электронный документ] URL: http://www.trud.ru/index.php/article/22-12-2005/98513_ komanda_fas_protiv_infljatsii.html (дата обращения 13.11.2011).

Таблица 1

Рост налоговой нагрузки на нефтепродукты в Российской Федерации4

Нефтепродукт 2011 г., руб. /т. 2012 г., руб. /т. 2013 г., руб. /т.

Автомобильный бензин:

не соответствующий классу 3, 4 или 5 5 995 7 725 9 511

класса 3 5 672 7 382 9 151

класса 4 и 5 5 143 6 822 8 560

Дизельное топливо:

не соответствующее классу 3, 4 или 5 2 753 4 098 5 500

класса 3 2 485 3 814 5 199

класса 4 и 5 2 247 3 562 4 934

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных инжекторных) двигателей 4 681 6 072 7 509

Прямогонный бензин 6 089 7 824 9 617

Таким образом, с 2011 г. законодательно установлен акциз в зависимости от класса автомобильных бензинов, акцизы как росли, так и будут повышаться в 2013 г., что, несомненно, уже привело и приведет к росту конечных цен для потребителей.

Так, например, на территории Республики Марий Эл цены вертикально-интегри-

ситуация наблюдалась во всех регионах России. Фактический анализ показал, что рост искусственный, так как цены независимых субъектов были ниже.

В связи с этим 9 февраля 2011 г. состоялось совещание у Председателя Правительства РФ, в рамках которого нефтяные компании взяли на себя обязательство

Таблица 2

Налоговая нагрузки на нефтепродукты в Российской Федерации5

Виды подакцизных товаров Налоговая ставка, руб. /т.

Автомобильный бензин:

с октановым числом до «80» включительно 2 923

с иными октановыми числами 3 992

Дизельное топливо 1 188

рованных нефтяных компаний (ВИНК) с ноября 2010 г. по январь 2011 г. выросли на А-76 — на 16,2%, АИ-92 — на 6,05%, АИ-95 — на 5,64%, ДТ — на 27,38%6 — аналогичная

4 Составлено автором на основании Федерального закона от 27.11.2010 № 306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"».

5 Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

6 Составлено автором на основании проведенного

мониторинга цен.

по снижению цен до уровня 1 ноября 2010 г., но фактические снижения на территории Республики Марий Эл были следующими: на А-76 — 4,05%, АИ-92 — 4,03%, АИ-95 — 3,76%, ДТ — 3,8%7.

В период с сентября по ноябрь 2011 г. наблюдалась обратная ситуация, когда независимые субъекты товарного рынка нефтепродуктов на территории Республики Марий Эл были вынуждены по ряду бензинов торговать

7 Составлено автором на основании проведенного мониторинга цен.

в убыток ради сохранения клиентской базы, разница между закупочными и розничными ценами доходила до 1,05 руб./л8.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Они должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции. Однако, сформировав цену в условиях монополизации, товарный рынок нефтепродуктов не всегда направлен на повышение качества реализуемой продукции. К примеру, в Республике Марий Эл в начале августа 2011 г. десятки автомобилистов, заправивших машины на трех заправочных станциях «Роснеф-тепродукта», столкнулись с одной и той же проблемой — автомобили глохли на дороге, в автосервисе выяснялось, что требуется капитальный ремонт двигателя из-за использования некачественного топлива9.

В работе «Капитализм, социализм, демократия» Й. Шумпетер отмечал, что инновационная деятельность может быть «нежизнеспособным типом поведения» из-за высоких издержек освоения инноваций. Технологические инновации требуют больших финансовых средств, и, следовательно, хозяйственные субъекты вынуждены отвлекать значительные ресурсы, брать кредиты и, значит, входить в повышенную зону финансового риска. Поэтому важнейшая роль в инновационной деятельности принадлежит государству, поскольку оно обеспечивает финансирование и выбор приоритетов в инновационной сфере, стратегическое планирование, определение перечня товаров и услуг, которые могут стать предметом государственного заказа, создание механизмов самоорганизации в инновационной сфере, поощрение инвесторов за участие в инновационных проектах, экспертизу и анализ таких проектов.

8 Составлено автором на основании проведенного мониторинга цен.

9 Прокуратура и полиция Марий Эл проводят проверки [Электронный документ] URL: http://www.marimedia. ru/news/item/13179/ (дата обращения 13.11.2011).

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118 утвержден технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», согласно которому устанавливаются требования к выпускаемым в оборот и находящимся в обороте автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту. Регламент ограничивает возможность выпуска в оборот автомобильного бензина и дизельного топлива определенного класса в некоторые периоды времени, что в итоге уменьшит количество выбросов вредных веществ в атмосферу и повысит качество моторного топлива.

Неготовность ряда нефтяных компаний к исполнению технического регламента, плановые профилактические работы на ряде нефтеперерабатывающих заводов и повышенный спрос на моторное топливо привели в первом полугодии 2011 г. к недостаточному предложению автомобильных бензинов в регионах Российской Федерации.

Заключалась ли причина дефицита только в этом? Согласно п. 4 ст. 3 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую устанавливаются Правительством РФ с учетом средней цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводятся в действие с 1 числа календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга. Периодом мониторинга цен на нефть сырую является период с 15 числа каждого календарного месяца по 14 число следующего календарного месяца включительно, начиная с 15 октября 2008 г. (до этого цены устанавливались в результате мониторинга за два месяца). В результате имели и имеют место случаи, когда в периоды роста мировой цены на нефть вывозная пошлина низкая (так как устанавли-

валась относительно низкой мировой цены), что стимулирует нефтяные компании экспортировать больше. Если эта ситуация накладывается на сезонный рост внутреннего спроса на нефтепродукты (весна, лето), то положение может обостриться до резкого роста цены и даже локального дефицита нефтепродуктов внутри страны, что наблюдалось в первом полугодии 2011 г. во множестве субъектов России и осенью 2007 г., когда рынок московского региона столкнулся с острой нехваткой дизельного топлива.

Неподготовленность ряда нефтяных компаний к исполнению технического регламента и, как следствие, рост цен и дефицит в 2011 г. на нефтепродукты также был связан с запретом выпуска автомобильного бензина и дизельного топлива класса 2 с 1 января 2011 г. Фактически сложилась ситуация, когда нефтеперерабатывающие заводы оказались технически не готовы к новым требованиям, что привело к экспорту моторного топлива в страны СНГ и КНР, не предъявляющие жестких требований к качеству топлива. Для разрешения ситуации в технический регламент были внесены изменения, и выпуск в оборот топлива класса 2 разрешили до 31 декабря 2012 г.

К возникновению локальных дефицитов и созданию предпосылок для манипулирования ценами на нефтепродукты также приводит отсутствие координации порядка вывода в ремонт нефтеперерабатывающих заводов. Например, осенью 2007 г. авария на Рязанском НПЗ не помешала выводу одной из установок на Московском НПЗ в плановый ремонт. При этом сроки вывода и окончания такого ремонта не были заранее известны, что привело к резкому сокращению предложения, прежде всего дизельного топлива, на оптовом рынке Центрального округа, это, в свою очередь, спровоцировало существенный рост цен на него10. Аналогичную картину можно было наблюдать и в текущем году.

10 Битва за конкуренцию / под ред. И. Ю. Артемьева. М.: ООО «ТМ-Менеджмент», 2009. — 197 с.

Возвращаясь к технической стороне вопроса, необходимо отметить, что ни нефтеперерабатывающие заводы, ни нефтебазы на территории Российской Федерации не соответствуют современным техническим требованиям безопасности, в связи с чем органами технического надзора выдаются предписания. На практике зачастую ВИНК выгоднее произвести оптимизацию и смену логистики поставок, что в итоге приводит еще и к снижению общих затрат, нежели устранить все нарушения, так как порой необходимы суммы в десятки миллионов рублей. Что же касается независимых субъектов, то им, скорее всего, придется уйти с рынка или пользоваться услугами ВИНК. В этом случае государство также не оставляет без внимания монополистов и следит за равенством и недискриминационным доступом к предоставляемым услугам, к примеру на данный момент все чаще ВИНК практикуется согласование проектов договоров на оптовые поставки нефтепродуктов с ФАС России.

В целях модернизации производственных мощностей нефтяных компаний и повышения качества поставляемых на внутренний рынок нефтепродуктов были заключены четырехсторонние соглашения с Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. В их рамках нефтяные компании обязуются:

• модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов согласно установленному графику реализации инвестиционных программ;

• обеспечить достаточное производство высококачественного моторного топлива для внутреннего рынка.

ФАС России, Ростехнадзор и Росстан-дарт в пределах своих полномочий будут контролировать соблюдение нефтяными компаниями обязательств, предусмотренных соглашениями.

Изменения налоговой политики в нефтяной отрасли связаны с Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2011 г. № 716, согласно которому корректируется расчет ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, которые составят 0,66 от величины ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть. Настоящее положение вступило в силу с 1 октября 2011 г.

Напомним, что ранее Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1155 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти» на 2012 г. предполагалось применение коэффициента 0,64, а с 2013 г. — 0,60.

Изменение ставок простимулирует модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей и поэтапный переход на производство более качественных видов нефтепродуктов, которые будут соответствовать современным требованиям для двигателей внутреннего сгорания, а также требованиям, предъявляемым к выбросам вредных веществ в окружающую сферу.

Система реализации нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке характеризуется непрозрачностью и использованием ВИНК давальческих схем с собственным сырьем и трансфертных цен внутри своей группы лиц. Используя эти инструменты, ВИНК имеют возможность переносить центр прибыли в любой сегмент рынка (переработка — оптовая реализация — мелкооптовая реализация — розничная реализация), что дает возможность, в том числе, влиять на ценообразование в данных сегментах и осуществлять ценовое давление на независимых участников рынка.

До сих пор некоторые ВИНК перерабатывают добываемую ими нефть на собственных НПЗ на условиях процессинга. Эта схема, созданная в 1990-х гг. в целях так называемой оптимизации налогообложения, не дает ориентиров для ценообразования на внутрироссийском рынке нефти, так как спрос на нефть, используемый в упомяну-

той схеме, не учитывается при формировании цены на нефть. Торговля нефтью между ВИНК, за исключением незначительных объемов нефти, задействованных в так называемых схемах замещения, фактически отсутствует11.

Мероприятия, предлагаемые ФАС России

Для стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов требуется комплекс мер, направленных как на коррекцию поведения вертикально-интегрированных нефтяных компаний, так и на изменение фискальной политики, правил проведения биржевых торгов, а также принятия ряда нормативных актов.

В связи с этим Федеральная антимонопольная служба предлагает внести следующие изменения в нормативно-правовую базу12.

1. Принятие законопроектов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», которые ФАС России разработала в целях повышения предсказуемости и объективности механизмов ценообразования на рынках нефтепродуктов Российской Федерации. В настоящее время законопроекты находятся в стадии согласования.

В законопроекте «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» предлагается использовать три базовых индекса рыночных цен, а именно:

1) биржевые котировки на нефть и основные нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, авиатопливо, мазут). Перечислим принципы проведения конкурентных органи-

11 Битва за конкуренцию / под ред. И. Ю. Артемьева. М.: ООО «ТМ-Менеджмент», 2009. — 197 с.

12 Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. М.: ФАС РФ, 2012. URL: http://www.iip.ru/ docs/1340278247.docx.

зованных торгов («третий антимонопольный пакет»):

• объем продаваемого на товарной бирже товара доминирующим хозяйствующим субъектом составляет не менее величины, установленной ФАС России и профильным федеральным органом исполнительной власти;

• реализация на товарной бирже товара проводится регулярно с равномерным распределением объема по торговым сессиям в течение календарного месяца. Критерии регулярности и равномерности реализации товара определяются Правительством РФ;

• минимальный размер биржевого лота не препятствует доступу на товарный рынок;

• требования к соблюдению конфиденциальности информации о лицах, подавших соответствующие заявки на участие в торгах, в том числе путем подачи заявок брокеру;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) внебиржевые цены на нефть и основные нефтепродукты. С целью развития биржевой торговли, в том числе производными финансовыми инструментами, необходимо создать репрезентативный ценовой индикатор на нефтепродукты, учитывающий ценовые параметры сделок, заключенных на внебиржевом рынке. В связи с этим важным является обеспечение обязательной регистрации ВИНК долгосрочных договоров поставки нефтепродуктов путем введения административной ответственности за нарушение требований Постановления Правительства РФ от 10 февраля 2011 г. № 65 «Об утверждении Положения о регистрации товарной биржей внебиржевых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, а также о ведении реестра указанных сделок и предоставлении информации из реестра»;

3) сопоставимые цены зарубежных рынков. Для формирования индикатора внутреннего рынка ФАС России предлагает пользоваться принципом Net — Back.

Ценовой арбитраж между перечисленными индексами позволит ориентировать цены на нефтепродукты на рыночный уровень и не допускать их необоснованного роста.

Законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» дополнительно формулирует ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на внутреннем рынке. В частности, речь идет о том, чтобы не допускать сделок слияний и приобретений или выделения земельных участков под постройку АЗС тем компаниям, доля которых на рынке уже превышает 35%. Установлено также требование организационного обособления по видам деятельности предприятий, которые занимаются оптовой и розничной реализацией нефтепродуктов. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании — владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК. Обязательным становится ведение раздельного учета затрат и доходов по основным видам деятельности. Кроме того, проектом закона установлена обязательность публикации информации по остаткам нефтепродуктов в нефтехранилищах.

В части формирования резерва нефтепродуктов и проведения товарных интервенций, в целях стабилизации экономики, ФАС России во исполнение поручений Правительства совместно с Минэнерго России разрабатывает нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания резерва нефтепродуктов, оператором которого определен ОАО «Роснефтегаз», и проведения товарных интервенций в пиковые периоды потребления, в целях недопущения дефицита13.

2. Перераспределение фискальной нагрузки на нефтяные компании, в целях стабилизации ситуации на рынках нефтепродуктов.

ФАС России вышла с инициативой о внесении изменений в налоговое законодательство, направленной на стимулирование производства более качественного автомобиль-

13 Письмо ФАС России от 02.09.2011 г. № ИА/33612 «Об усилении контроля на рынке нефтепродуктов».

ного топлива и снижение влияния роста мировых цен на ценовую ситуацию на внутреннем рынке за счет адекватного снижения налоговой нагрузки при реализации нефтепродуктов (автомобильного бензина и дизельного топлива) на внутреннем рынке в период роста мировых цен на нефть выше запланированного уровня.

Данное предложение предполагает увеличение дифференциации относительно действующего уровня налоговых ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо в зависимости от класса топлива, а также отказ от разового повышения акцизов на топливо в 2013 гг., предусмотренного Налоговым кодексом РФ, с переходом на индексацию акцизов в соответствии с темпом инфляции с коэффициентом 0,9.

Более существенная дифференциация налоговых ставок акцизов имеет целью экономическое стимулирование тех компаний, которые, реализуя масштабные проекты модернизации и развития нефтепереработки, обеспечивают выпуск высококачественного топлива, и наоборот, делает менее эффективной работу компаний, эксплуатирующих физически и морально устаревшие мощности по нефтепереработке.

Отказ от ежегодного разового повышения налоговых ставок акцизов в 2012 и 2013 гг. и замена его индексацией налоговых ставок с учетом уровня инфляции позволит избежать единовременного повышения стоимости автомобильного топлива на внутреннем рынке.

Применение формульного определения размера налоговых ставок на автомобильный бензин и дизельное топливо позволит оптимизировать уровень налоговой нагрузки на нефтяной сектор в период значительных колебаний цен на нефть и автомобильное топливо на мировых рынках; не допустить необоснованного роста цен при поставках автомобильного бензина и дизельного топлива на внутренний рынок; не допустить значительной волатильности цен, создающей угрозу устойчивости внут-

реннего рынка нефтепродуктов и экономики в целом.

Заключение

Главный пробел современной нормативно-правовой базы в сфере регулирования товарного рынка нефтепродуктов и пресечения неконкурентных действий заключается в отсутствии четкого методического обеспечения. Например, Высший Арбитражный суд РФ разъясняет, что Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Закон о защите конкуренции» формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные ч. 1 ст. 10 указанного Закона: запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 ГК РФ, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, решать, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав14. Однако четкое определение этих пределов (злоупотребления) отсутствует, следовательно, для доказательства нарушения антимонопольного законодательства в арбитражном суде потребуются годы, и успех здесь на 90% зависит от компетентности специалистов антимонопольного органа. В пример можно привести спор между ООО «Лукойл-Волганеф-тепродукт» и Чувашским УФАС России, ко-

14 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

торый начался в апреле 2009 г., а закончился 11 октября 2011 г.15 Указанный факт говорит о необходимости совершенствования государственной системы.

Таким образом, на современном этапе развития товарного рынка нефтепродуктов должен применяться комплекс взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение конкурентоспособности отрасли. При этом государственное регулирование является важнейшим внешним фактором, направлено на создание условий для добросовестной конкуренции, модернизацию существующих производств, т. е. определяет условия функционирования, не зависящие напрямую от хозяйствующих субъектов.

Список литературы

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Владимирова Е. Команда ФАС против инфляции // Труд. 2005. 22 дек. № 220 [Электронный документ] URL: http://www.trud.ru/index. php/ article/22-12-2005/98513_komanda_fas_ protiv_ infljatsii.html (дата обращения 13.11.2011).

3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"».

15 Завершился самый затянувшийся спор на рынке нефтепродуктов Чувашии [Электронный документ] URL: http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_32317.html (дата обращения 13.11.2011.

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

5. Прокуратура и полиция Марий Эл проводят проверки [Электронный документ] URL: http://www. marimedia.ru/news/item/13179/ (дата обращения 13.11.2011).

6. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».

7. Битва за конкуренцию / под ред. И. Ю. Артемьева. М.: ООО «ТМ-Менеджмент», 2009. — 197 с.

8. Письмо ФАС России от 02.09.2011 г. № ИА/33612 «Об усилении контроля на рынке нефтепродуктов».

9. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

10. Завершился самый затянувшийся спор на рынке нефтепродуктов Чувашии [Электронный документ] URL: http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_32317.html (дата обращения 13.11.2011).

11. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. М.: ФАС РФ, 2012. URL: http://www. iip.ru/docs/1340278247.docx.

12. Юсупова Г. Ф. Антимонопольные дела против российских нефтяных компаний (2008-2009 гг.) новые цели и новые инструменты государственной политики? // Современная конкуренция. 2009. № 6 (18).

13. Ленкова О. В., Чистякова Г. А. Методический подход к обоснованию розничных цен на нефтепродукты // Современная конкуренция. 2012. № 1 (31).

K. Kudryavtsev, PhD (Economics), Associate Professor of economy and production organization, FGBOU VPO «Volga State Technological University», Yoshkar-Ola, [email protected]

government REGULATioN — A FAcTOR of iNcREAsiNG coMpETiTiVENEss (for example, the coMMoDiTY market of oiL products)

Petroleum product market today is characterized by a lack of transparent pricing, non-competitive activities of vertically integrated oil companies, leading to a reduction in the number of participants in wholesale and retail markets, and thus to further monopolize the market and the need to fulfill the demands placed on technical regulations for motor fuel. This article considers the state regulation, which acts as a factor in competitiveness and aimed at creating the conditions of functioning, independent of economic entities. Keywords: pricing, monopoly, oil products, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.