аудиторий, на удовлетворение потребностей которых в дальнейшем будут направлены управленческие воздействия и отбора значимых для них составляющих корпоративного имиджа. Все это позволит сократить временные и финансовые затраты на управление имиджем промышленного предприятия.
Библиографический список
1. Алешина И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1.
2. Даниленко Л.В. Все об имидже: от подходов до рекомендаций // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2007. № 4.
P.Y. Babkin
Substantiation of the system by the corporate image of industrial enterprise under the conditions of the uncertainty
The developed scheme makes it possible more effectively to organize the process of managing corporate image of an industrial enterprise, as it makes it possible to adapt this process to the specific special features of organization and its environment.
Keywords: corporate image management, analysis, evaluation, interaction, audience contact.
УДК 339.137.2
К.А. Кудрявцев, канд. экон. наук, доцент, вед. спец.-эксп., 8 927-872-25-50, 8 (8362) 41-76-21, [email protected], (Россия, Йошкар-Ола, МарГТУ, Марийское УФ АС России)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — ФАКТОР
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ ТОВАРНОГО РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ)
Рассматривается государственное регулирование, которое выступает как фактор повышения конкурентоспособности и направлено на создание условии функционирования, не зависящих от хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: рынок; ценообразование; монополия; нефтепродукты; экономика; конкурентоспособность.
Проблема конкурентоспособности на внутренних товарных рынках в современных условиях связана как с необходимостью повышения качества производимого товара, так и организацией прозрачного ценообразования, из-
менения в фискальной политике и устранения неконкурентных действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.
Развитие и конкурентоспособность любой отрасли достигается только при формировании оптимального комплекса внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы, как правило, организуются самим предприятием, успех здесь зависит от того, насколько правильно будут определены приоритеты развития. Внешние факторы формируют условия функционирования, не зависящие от предприятий, создаются они под влиянием государства и рынка.
Таким образом, ключевым элементом, определяющим общие условия конкурентоспособности и функционирования хозяйствующих субъектов в любой отрасли, является государственное регулирование.
Целью исследования является изучение современного состояния товарного рынка нефтепродуктов России и обоснование приоритетов государственного регулирования — фактора развития конкурентоспособности.
Основы российской политики защиты и развития конкуренции заложены в Конституции Российской Федерации.
Статья 34 устанавливает право каждого участвовать в экономической деятельности и запрет деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества ддя предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»; «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» [1].
Государственная функция защиты конкуренции в разных странах имеет различные наименования. В ряде государств (в том числе в России) ее принято называть государственным антимонопольным регулированием или политикой защиты и развития конкуренции, в США — антитрестовской или конкурентной политикой, в Евросоюзе — конкурентной политикой. Однако общие цели такой политики во всех странах формулируются схожим образом: цель конкурентной политики, принимая во внимание все ее аспекты, заключается в защите благосостояния потребителей посредством поддержания высокого уровня конкуренции на общем рынке. Конкуренция должна вести к снижению цен, расширению выбора товаров, технологическим инновациям, и все это — в интересах потребителя.
Государственное регулирование товарного рынка нефтепродуктов сегодня рассматривается в следующих аспектах:
1) исполнение требований технического регламента;
2) изменения в фискальной системе;
3) принятия комплекса мер для пресечения антиконкурентных действий.
Предпосылки формирования данных аспектов связаны с главными проблемами рынков нефти и нефтепродуктов — монополизации, закрытости, непрозрачности, которые в итоге и приводят к возникновению хаоса.
Например, в конце 2010 начале 2011 гг. возник ажиотажный рост цен на ряд нефтепродуктов, связан он был по данным, полученным от производителей моторного топлива, со следующими факторами:
1. Рост мировых котировок на нефть и нефтепродукты. За период с 29 сентября по 29 декабря 2010 г. рост котировок на мировом рынке составил на дизельное топливо более 100 долл. за тонну, на бензин «Премиум-95» порядка 150 долл. за тонну и продолжал постоянно расти, в то время как цены рынка России в значительной степени формируются под влиянием котировок цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке.
2) Рост тарифов естественных монополий в 2010 г. и с 01.01.2011 г.:
а) РЖД — 8 %;
б) электричество — 10 %;
в) газ — 10 %;
г) металлопрокат — 5 %.
«Повышение тарифов естественных монополий на 5-6 % уже гарантирует 1 % годовой инфляции в целом по стране», — утверждает глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев [2].
3) Ожидаемый рост налоговой нагрузки (повышение акцизов) — с 01.01.2011 г. увеличены акцизы на нефтепродукты (табл. 1) [3].
Таблица 1
Рост налоговой нагрузки на нефтепродукты в Российской Федерации с 01.01.2011 г.
2011 2012 2013
рублей за 1 тонну рублей за 1 тонну рублей за 1 тонну
Автомобильный
бензин:
не соответствующий
классу 3, или классу 5995 7725 9511
4, или классу 5
класса 3 5672 7382 9151
класса 4 и класса 5 5143 6822 8560
Дизельное топливо:
не соответствующее
классу 3, или классу 2753 4098 5500
4, или классу 5
класса 3 2485 3814 5199
класса 4 и класса 5 2247 3562 4934
Моторные масла для
дизельных и (или)
карбюраторных ин- 4681 6072 7509
жекторных) двига-
телей
Прямогонный бензин 6089 7824 9617
Налогообложение автомобильного бензина и дизельного топлива с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2010 г. включительно осуществлялось по нижеследующим налоговым ставкам (табл. 2) [4].
Таблица 2
Налоговая нагрузки на нефтепродукты в Российской Федерации с
01.01.2010 г. по 31.12.2010 г.
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка (в процентах и (или) в рублях и копейках за единицу измерения)
Автомобильный бензин:
с октановым числом до «80» включительно 2923 руб. 00 коп. за 1 тонну
с иными октановыми числами 3992 руб. 00 коп. за 1 тонну
Дизельное топливо 1188 руб. 00 коп. за 1 тонну
Таким образом, законодательно установлена с 2011 г. плата акцизов в зависимости от класса автомобильных бензинов, рост акцизов как был, так и будет продолжаться в 2012-2013 гг., что, несомненно, уже привело и приведет в дальнейшем к росту конечных цен для потребителей.
Так, например, на территории Республики Марий Эл цены вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) с ноября 2010 г. по январь месяц 2011 г. выросли на А-76 — 16,2 %, АИ-92 — 6,05 %, АИ-95 — 5,64 %, ДТ — 27,38 % и данная ситуация была типична для всех регионов России. Фактический анализ показал, что в большей степени рост был искусственен, так как цены независимых субъектов были порядком ниже.
В связи с этим 09.02.2011 г. состоялось совещание у Председателя Правительства РФ, в рамках которого нефтяные компании взяли на себя обязательство по снижению цен до уровня 01.11.2010 г., но фактические снижения на территории Республики Марий Эл были на уровне А-76 — 4,05 %, АИ-92 — 4,03 %, АИ-95 — 3,76 %, ДТ — 3,8 %.
В период с сентября по ноябрь 2011 г. наблюдалась обратная ситуация, когда независимые субъекты товарного рынка нефтепродуктов на территории Республики Марий Эл вынуждены по ряду бензинов торговать в убыток ради сохранения клиентской базы, разница между закупочными и розничными ценами доходила до 1,05 руб./л.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции. Однако, сформировав цену в условиях монополизации, товарный рынок нефтепродуктов не всегда направлен на повышение качества реализуемой продукции. К примеру, в Республике Марий Эл в начале августа 2011 г. десятки автомобилистов, которые заправили свои машины на трех заправочных станциях «Роснефтепродукта», столкнулись с одной и
той же проблемой — автомобили глохли на дороге, в автосервисе выяснялось, что требуется капитальный ремонт двигателя по причине некачественного топлива [5].
В работе «Капитализм, социализм, демократия» Й. Шумпетер отмечал, что инновационная деятельность может быть «нежизнеспособным типом поведения» из-за высоких издержек освоения инноваций. Технологические инновации требуют больших финансовых средств, и, следовательно, хозяйственные субъекты вынуждены отвлекать значительные ресурсы, брать кредиты и поэтому входить в повышенную зону финансового риска. Отчего важнейшая роль в инновационной деятельности принадлежит государству, поскольку оно обеспечивает: финансирование и выбор приоритетов в инновационной сфере, стратегическое планирование, определение перечня товаров и услуг, которые могут стать предметом государственного заказа, создание механизмов самоорганизации в инновационной сфере, поощрение инвесторов за участие в инновационных проектах, экспертизу и анализ таких проектов.
Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 г. № 118 утвержден технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Согласно данному регламенту устанавливаются требования к выпускаемым в оборот и находящимся в обороте автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту. Данный Регламент ограничивает возможность выпуска в оборот автомобильного бензина и дизельного топлива определенного класса в определенные периоды времени, что в итоге уменьшит количество выбросов вредных веществ в атмосферу и повысит качество моторного топлива.
Неготовность ряда нефтяных компаний к исполнению технического регламента, плановые профилактические работы на ряде нефтеперерабатывающих заводов и повышенный спрос на моторное топливо привели в первом полугодии 2011 г. в регионах Российской Федерации к недостаточному предложению автомобильных бензинов.
А была ли причина дефицита только в этом? Согласно закону о таможенном тарифе ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом средней цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводятся в действие с 1-го числа календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга. Периодом мониторинга цен на нефть сырую является период с 15-го числа каждого календарного месяца по 14-е число следующего календарного месяца включительно начиная с 15 октября 2008 г. (до этого цены устанавливались в результате мониторинга за два месяца) [6]. В результате имели и имеют место случаи, когда в
периоды роста мировой цены на нефть вывозная пошлина низкая (так как устанавливалась относительно низкой мировой цены), что стимулирует нефтяные компании больше экспортировать. Если эта ситуация накладывается на сезонный рост внутреннего спроса на нефтепродукты (весна, лето), то положение может обостриться до резкого роста цены и даже локального дефицита нефтепродуктов внутри страны, как это наблюдалось в первом полугодии 2011 г. во множестве субъектов России, так и осенью 2007 г., когда рынок Московского региона столкнулся с острой нехваткой дизельного топлива.
Неготовность ряда нефтяных компаний к исполнению технического регламента и, как следствие, рост цен и дефицит в 2011 г. на нефтепродукты также был связан с запретом выпуска автомобильного бензина и дизельного топлива класса 2 с 01.01.2011 г. Фактически сложилась ситуация, когда нефтеперерабатывающие заводы оказались технически не готовы к новым требованиям, что привело к экспорту моторного топлива в страны СНГ и КНР, не предъявляющих жестких требований к качеству топлива. Для устранения данной ситуации в технический регламент были внесены изменения, и выпуск в оборот топлива класса 2 был разрешен до 31.12.2012 г.
К возникновению локальных дефицитов и созданию предпосылок для манипулирования ценами на нефтепродукты также приводит отсутствие координации порядка вывода в ремонт нефтеперерабатывающих заводов. Например, осенью 2007 г. авария на Рязанском НПЗ не помешала выводу одной из установок на Московском НПЗ в плановый ремонт. При этом сроки вывода и окончания такого ремонта не были заранее известны. Это привело к резкому сокращению предложения, прежде всего, дизельного топлива на оптовом рынке Центрального округа, что, в свою очередь, спровоцировало существенный рост цен на него [7]. Аналогичную картину можно было наблюдать и в этом году.
Возвращаясь к технической стороне вопроса, необходимо отметить, что как нефтеперерабатывающие заводы, так и нефтебазы на территории Российской Федерации не соответствуют современным техническим требованиям безопасности, в связи с этим органами технического надзора выдаются предписания. На практике ВИНК выгоднее произвести оптимизацию и смену логистики в поставках, что в итоге еще и приводит к снижению общих затрат, нежели устранить все нарушения, так как порой необходимы суммы в десятки миллионов рублей. Что же касается независимых субъектов, то им, скорее всего, придется уйти с этого рынка или пользоваться услугами ВИНК. В этом случае государство также не оставляет без внимания монополистов и следит за равенством и не дискриминационном доступе к предоставляемым услугам, к примеру на данный момент все чаще ВИНК практикуется согласование проектов договоров с ФАС России на оптовые поставки нефтепродуктов.
В целях модернизации производственных мощностей нефтяных компаний и повышения качества, поставляемых на внутренний рынок нефтепродуктов, были заключены четырехсторонние Соглашения с Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. В рамках этих соглашений нефтяные компании обязуются:
- модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов согласно установленному графику реализации инвестиционных программ;
- обеспечить достаточное производство высококачественного моторного топлива для внутреннего рынка.
ФАС России, Ростехнадзор и Росстандарт в пределах своих полномочий будут контролировать соблюдение нефтяными компаниями обязательств, предусмотренных соглашениями.
Изменения налоговой политики в нефтяной отрасли связаны с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2011 г. № 716, согласно которому внесены изменения в расчет ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, которые составят 0,66 от величины ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть. Настоящее положение вступило в силу с 01 октября 2011 г.
Напомним, что ранее Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1155 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти» на 2012 г. предполагалось применение коэффициента 0,64, ас 2013 г. — 0,60.
Изменение ставок вывозных пошлин на нефтепродукты простимулирует модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей и поэтапный переход на производство более качественных видов нефтепродуктов, которые будут соответствовать современным требованиям для двигателей внутреннего сгорания, а также требованиям, предъявляемым к выбросам вредных веществ в окружающую сферу.
Система реализации нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке характеризуется непрозрачностью и использованием ВИНК давальческих схем с собственным сырьем и трансфертных цен внутри своей группы лиц. Используя эти инструменты, ВИНК имеют возможность переносить центр прибыли в любой сегмент рынка (переработка - оптовая реализация - мелкооптовая реализация - розничная реализация). Это дает возможность в том числе влиять на ценообразование в этих сегментах и осуществлять ценовое давление на независимых участников рынка.
До сих пор некоторые ВИНК перерабатывают добываемую ими нефть на собственных НПЗ на условиях процессинга. Эта схема, созданная в 1990-х годах в целях так называемой оптимизации налогообложения, не дает ориентиров для ценообразования на внутрироссийском рынке нефти,
так как спрос на нефть, используемый в этой схеме, не учитывается при формировании цены на нефть. Торговля нефтью между ВИНК, за исключением незначительных объемов нефти, задействованных в так называемых схемах замещения, фактически отсутствует [7].
Для стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов требуется комплекс мер, направленных как на коррекцию поведения вертикально-интегрированных нефтяных компаний, так и на изменение фискальной политики, правил проведения биржевых торгов, а также принятия ряда нормативных актов.
В связи с этим Федеральная антимонопольная служба предлагает внести следующие изменения в нормативно-правовую базу.
1) Принятие законопроектов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации».
В целях повышения предсказуемости и объективности механизмов ценообразования на рынках нефтепродуктов Российской Федерации ФАС России разработала проекты федеральных законов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». На текущий момент законопроекты находятся в стадии согласования.
Законопроект «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации».
В законопроекте «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» предлагается использовать три базовых индекса рыночных цен, а именно:
1. Биржевые котировки на нефть и основные нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, авиатопливо, мазут).
Принципы проведения конкурентных организованных торгов («третий антимонопольный пакет»):
- объем продаваемого на товарной бирже товара доминирующим хозяйствующим субъектом составляет не менее величины, установленной ФАС России и ФОИВом;
- реализация на товарной бирже товара проводится регулярно с равномерным распределением объема по торговым сессиям в течение календарного месяца. Критерии регулярности и равномерности реализации товара определяются Правительством Российской Федерации;
- минимальный размер биржевого лота не препятствует доступу на товарный рынок;
- требования к соблюдению конфиденциальности информации о лицах, подавших соответствующие заявки на участие в торгах, в том числе путем подачи заявок брокеру.
2. Внебиржевые цены на нефть и основные нефтепродукты.
С целью развития биржевой торговли, в том числе производными финансовыми инструментами, необходимо создать репрезентативный ценовой индикатор на нефтепродукты, который учитывает ценовые параметры сделок, заключенных на внебиржевом рынке. В связи с этим важным вопросом является обеспечение обязательной регистрации ВИНК долгосрочных договоров поставки нефтепродуктов путем введения административной ответственности за нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2011 г. № 65 «Об утверждении положения о регистрации товарной биржей внебиржевых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, а также о ведении реестра указанных сделок и предоставлении информации из реестра».
3. Сопоставимые цены зарубежных рынков.
Для формирования индикатора внутреннего рынка ФАС России предлагает пользоваться принципом Net-Back.
Ценовой арбитраж между перечисленными тремя индексами позволит ориентировать цены на нефтепродукты на рыночный уровень и не допускать их необоснованного роста.
Законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации».
Законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» дополнительно сформулирует ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на внутреннем рынке. В частности, речь идет о том, чтобы не допускать сделок слияний и приобретений или выделения земельных участков под постройку АЗС тем компаниям, доля которых на рынке уже превышает 35 процентов. Установлено также требование по организационному обособлению по видам деятельности предприятий, которые занимаются оптовой реализацией и розничной реализацией нефтепродуктов. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании-владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК. Обязательным становится ведение раздельного учета затрат и доходов по основным видам деятельности. Кроме того, проектом закона установлена обязательность публикации информации по остаткам нефтепродуктов в нефтехранилищах.
В части формирования резерва нефтепродуктов и проведения товарных интервенций в целях стабилизации экономики ФАС России во исполнение поручений Правительства совместно с Минэнерго России ведет работу по разработке нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания резерва нефтепродуктов оператором, определенным ОАО «Роснефтегаз», и проведения товарных интервенций в пиковые периоды потребления в целях недопущения дефицита [8].
2) Перераспределение фискальной нагрузки на нефтяные компании в целях стабилизации ситуации на рынках нефтепродуктов.
ФАС России вышла с инициативой о внесении изменений налогового законодательства. Данное предложение направленно на стимулирование производства более качественного автомобильного топлива и снижение влияния роста мировых цен на ценовую ситуацию на внутреннем рынке за счет адекватного снижения налоговой нагрузки при реализации нефтепродуктов (автомобильного бензина и дизельного топлива) на внутреннем рынке в период роста мировых цен на нефть выше запланированного уровня.
Данное предложение предусматривает увеличение дифференциации относительно действующего уровня, налоговых ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо в зависимости от класса топлива, а также отказ от разового повышения акцизов на топливо в 2012 и 2013 гг., предусмотренного действующей редакцией Налогового кодекса, с переходом на индексацию акцизов с темпом инфляции с коэффициентом 0,9.
Более существенная дифференциация налоговых ставок акцизов имеет своей целью экономическое стимулирование тех компаний, которые, реализуя масштабные проекты модернизации и развития нефтепереработки, обеспечивают выпуск высококачественного топлива, и, наоборот, делает менее эффективной работу компаний, эксплуатирующих физически и морально устаревшие мощности по нефтепереработке.
Отказ от ежегодного разового повышения налоговых ставок акцизов в 2012 и 2013 гг. и замена его индексацией налоговых ставок с учетом уровня инфляции позволит избежать единовременного повышения стоимости автомобильного топлива на внутреннем рынке.
Применение формульного определения размера налоговых ставок на автомобильный бензин и дизельное топливо позволит оптимизировать уровень налоговой нагрузки на нефтяной сектор в период значительных колебаний цен на нефть и на автомобильное топливо на мировых рынках; не допустить необоснованного роста цен при поставках автомобильного бензина и дизельного топлива на внутренний рынок; не допустить значительной волатильности цен, создающей угрозу устойчивости внутреннего рынка нефтепродуктов и экономики в целом.
Главная проблема современной нормативно-правовой базы как по регулированию товарного рынка нефтепродуктов, так и пресечению неконкурентных действий сегодня заключается в отсутствии четкого методического обеспечения. Так, например, Высший Арбитражный суд РФ разъясняет, что Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона: запрещаются действия (бездействие)
занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции). При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав [9]. Однако четкое определение этих пределов (злоупотребления) отсутствует, следовательно, для доказательства нарушения антимонопольного законодательства в арбитражном суде потребуются года, и успех здесь на 90 % зависит от компетентности специалистов антимонопольного органа. Примером тому спор между ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» и Чувашским УФ АС России, который начался в апреле 2009 г., а закончился 11 октября 2011 г. [10]. Данный факт говорит о необходимости совершенствования государственной системы.
Таким образом, на современном этапе развития товарного рынка нефтепродуктов должен применяться комплекс взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение конкурентоспособности отрасли. При этом государственное регулирование является важнейшим внешним фактором, направлено на создание условий для добросовестной конкуренции, модернизацию существующих производств, т. е. определяет условия функционирования, не зависящие напрямую от хозяйствующих субъектов.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст.
2. Владимирова Е. Команда ФАС против инфляции [Электронный документ] // Труд. 2005. 22 дек. № 220. Режим доступа: http://www.trud.ru/index.php/article/22-12-2005/98513 komanda fas protiv infljatsii.html (дата обращения 13.11.2011).
3. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 306-ФЗ.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 27.11.2010 г.).
5. Прокуратура и полиция Марий Эл проводят проверки [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.marimedia.ru/news/item/13179/ (дата обращения 13.11.2011).
6. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».
7. Битва за конкуренцию / под. ред. И.Ю. Артемьева. ООО «ТМ-Менеджмент», 2009. 197 с.
8. Об усилении контроля на рынке нефтепродуктов: письмо ФАС России от 02 сентября 2011 г. № ИА/33612. 10 с.
9. Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».
10. Завершился самый затянувшийся спор на рынке нефтепродуктов Чувашии [Электронный документ]. Режим доступа: http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news 32317.html (дата обращения 13.11.2011).
K.A. Kudryavtsev
State regulation — the factor of increase of competitiveness (on the example of the commodity market of oil products)
The present article is dedicated to the state governing, which acts as a competitiveness increasing factor and is aimed at the establishment of operating conditions, independent from business entities.
Keywords: the market; pricing; monopoly; oil products; economy; competitiveness.
УДК 659.1(075.8)
О.В. Полякова, аспирантка, (4872) 48-50-91, [email protected], (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)
РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ МАРКЕТИНГА ПРОДВИЖЕНИЯ
Рассмотрены подходы в определении понятия рекламные технологии, проведена классификация их составляющих, представлена модель развития рекламных технологий, показана матрица БКГ позиционирования коммуникационных средств и матрица «нужда-успех» в управлении технологиями.
Ключевые слова: маркетинг продвижения, рекламная технология, рекламное средство, медианосителъ, эволюция рекламных технологий, матрица позиционирования маркетинговых коммуникаций, жизненный цикл рекламных технологий
Рекламные технологии в средине XX в. выступили подсистемой передовых и даже определяющих на данный момент маркетинговых технологий. По их состоянию определяют уровень развития как маркетинга предприятия, так и рекламного рынка. Это обусловило актуальность научного обобщения накопленного практического опыта и уточнения теоретических положений в системе рекламных технологий.