Вестник «öp.fiey»-kst
O.B. Форлшнюк,
преподаватель специальных дисциплин, Костанайский сельскохозяйственный колледж
He?i)?i свздер: кэсгби жэне техникалъщ о/л/л/, элеуметт iк эрттест щ тулектердi ж) мыска орна-ластыру
Ключевые слова: профессиональное и техническое образование, социальное партнерство, трудоустройство выпускников
К
I Keywords: professional и and technical education, social \partnership, employment of j,graduates О
и и w =Г
0
CL С
Ш
1 I
о К
=r
<c
m
о X x s
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БУДУЩЕГО ВЫПУСКНИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, САДОВО-ПАРКОВОЕ И ЛАНДШАФТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО» В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА
Ацдатпа
Осы макала заманауи енбек нарыгы жагдайында болашак; тулектщ «Орман шаруашылыгы, бак;ша-саябак;тьщ жэне ландшафт курылысы» мамандыгы бойынша бэсекеге кабшеттшпн арттыруга арналган.
Аннотация
Данная статья посвящена повышению конкурентоспособности будущего выпускника по специальности «Лесное хозяйство, садово-парковое и ландшафтное строительство» в условиях современного рынка труда.
Annotation
The given article is devoted to increasing competitiveness of the future graduate on a specialty "Forestry, landscape gardening and landscape construction" in the conditions of a modern labor market.
Роль системы профессионального и технического образования возрастает по мере продвижения общества по пути прогресса. Новые условия страны ставят перед системой технического и профессионального образования новые приоритеты и задачи. В качестве ключевой выдвигается задача подготовки специалистов, обладающих ключевыми и профессиональными компетенциями.
Первостепенной целью является повышение качества профессиональной подготовки, удовлетворение текущих и перспективных потребностей социальных партнеров в высококвалифицированных специалистах.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• совместно с социальными партнерами планировать направления взаимодействия в подготовке специалистов и рабочих кадров;
• повысить у студентов мотивацию к учению, освоению профессии (специальности).
В Послании «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент Казахстана Нурсултан Аби-шевич Назарбаев озвучил грандиозный план вхождения Казахстана в число 30 самых развитых стран мира. В нем особо отмечаются инновационные цели энергетики, индустрии, сельского хозяйства, геологоразведки, нефтепереработки, которые станут основой для решения социальных задач, основой для общественного согласия. Реформа образования - является важнейшим инструментом, которая позволит обеспечить высокую конкурентоспособность Казахстана [1,с8].
Одним из приоритетных направлений социального партнерства среднего профессионального образования является формирование устойчивой взаимосвязи образования и производства, для преодоления относительной изоляции системы профессионального образова-
Вестник «Орлеу»-!^
ния от рынка труда, качественных и количественных различий между спросом и предложением на рынке труда, вызванных стремительными экономическими и социальными переменами [2,с.4].
Для связи теоретических и практических знаний нашим колледжем создается практическая база по специальности «Лесное хозяйство, садово-парковое и ландшафтное строительство». При этом учитывается мнение работодателя и востребованность будущих выпускников.
Коллектив Костанайскош сельскохозяйственного колледжа придает важное значение становлению и развитию социального партнерства в подготовке специалистов сельскохозяйственного производства. К примеру, студенты, обучающиеся по специальности «Лесное хозяйство, садово-парковое и ландшафтное строительство», проходят технологическую практику на производстве - в лесном питомнике при КГУ «Пригородное УЛХ». Это позволяет им наглядно и поэтапно изучить технологию лесовыращивания, усвоить практические навыки в условиях производства.
Таким образом, студенты в процессе обучения приобщаются к будущей профессии, выявляют для себя ее особенности и специфику будущей работы.
Для этого необходимо обеспечить нормативно-правовую базу практики студентов на предприятии. Администрация колледжа заключает договора для прохождения производственной практики с директором КГУ «Пригородное УЛХ» Овчаренко Л.Г., что дает студентам возможность проходить производственную практику непосредственно на предприятии лесного хозяйства.
На сегодняшний день Костанайский сельскохозяйственный колледж имеет хорошее материально-техническое оснащение, позволяющее обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов.
Для проведения теоретических занятий имеется: учебно-методическая литература, демонстрационный и раздаточный материал, технические средства обучения (интерактивные доски, компьютерные классы, лингафонный кабинет).
А для овладения практическими навыками студенты работают с различными лесотаксаци-онными приборами и инструментами (мерная вилка, возрастной бурав, высотомеры, мерные ленты), используется геодезическое оборудование (теодолиты, нивелиры, тахеометр).
Также на территории колледжа имеется не-
большой учебно-опытный участок для прохождения учебной практики по садово-парковым дисциплинам. На участке имеется две теплицы с садовым инвентарем. Это позволяет студентам заниматься практической деятельностью на территории колледжа.
Наши студенты активно принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях. Участие в подобных мероприятиях позволяет им проявить себя, а также зарекомендовать себя и продемонстрировать свои профессиональные навыки. Кроме того, некоторые конкурсы могут послужить плацдармом для воплощения идей студентов в рамках реализации государственных программ.
К примеру, выпускник Костанайскош сельскохозяйственного колледжа Дербисалды Нурым, будучи студентом, представил на областной конкурс свой проект «Озеленение центральной площади посёлка Затобольск». Его идея запомнилась акиму Костанайскош района, также показалась интересной всем членам жюри и организаторам конкурса. Вскоре после завершения учебы Нурым выиграл тендер на реализацию предложенной им идеи.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что обеспечение лесного хозяйства и ландшафтного строительства конкурентоспособными специалистами является важным и напрямую влияет на дальнейшее социально-экономическое развитие. Решение всех существующих проблем, связанных с кадровым обеспечением лесного хозяйства, должно базироваться на комплексности предпринимаемых решений и действий со стороны органов управления, маркетингового подхода к формированию конкурентоспособных специалистов, а также на модернизации системы профессионального образования и адаптации её к современным рыночным условиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана, «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», - 2014. -17 января.
2. Пупенкова , Т.П. Социальное партнёрство в среднем профессиональном образовании [Электронный ресурс] / Т.П. Пупенкова - Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования», - http://www. http ://human. snauka.ru/2013/05/3 049.
в; s х
<с
m
о
СП £
W
о
О О W
=г о
CL
с
ш
X X
О S
=г
<с
m
о х
X
s