Научная статья на тему 'О работе учебно-методического объединения в области лесного дела'

О работе учебно-методического объединения в области лесного дела Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе учебно-методического объединения в области лесного дела»

О РАБОТЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛЕСНОГО ДЕЛА

В.Г. САНАЕВ, зам. председателя УМО

Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по образованию в области лесного дела (УМО) является государственно-общественным объединением в системе высшего профессионального образования Российской Федерации, созданным с целью координации действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций по обеспечению качества и развития содержания высшего профессионального образования, прогнозирования перспективных направлений и научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов для лесных отраслей науки, техники и технологии.

Основными задачами УМО являются разработка предложений по структуре высшего профессионального образования в области лесного дела и содержанию основных образовательных программ, разработка и экспертиза учебно-методической документации, необходимой для обеспечения процесса подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, в соответствии с потребностями личности, общества, а также основными тенденциями развития науки, экономики, техники и технологии лесного дела.

За УМО закреплены следующие направления и специальности высшего профессионального образования:

- 553700 - технология и оборудование лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств;

- 560900 - лесное дело;

- 260100 - лесоинженерное дело;

- 260200 - технология деревообработки;

- 260300 - технология химической переработки древесины;

- 260400 - лесное и лесопарковое хозяйство;

- 260500 - садово-парковое и ландшафтное строительство;

- 170400 - машины и оборудование лесного комплекса.

В состав УМО входят:

1. Московский государственный университет леса.

2. Архангельский государственный технический университет.

3. Воронежская государственная лесотехническая академия.

4. Санкт-Петербургская лесотехническая академия.

5. Уральская государственная лесотехническая академия.

6. Кировский политехнический институт.

7. Марийский государственный технический университет.

8. Пермский государственный технический университет.

9. Хабаровский государственный технический университет.

10. Брянская государственная инженерно-технологическая академия.

11. Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров.

12. Московская государственная академия сферы быта и услуг.

13. Красноярская государственная технологическая академия.

14. Костромской технологический институт.

15. Башкирский сельскохозяйственный институт.

16. Приморский сельскохозяйственный институт.

17. Саратовская государственная сельскохозяйственная академия.

18. Братский индустриальный институт.

19. Ухтинский индустриальный институт.

20. Петрозаводский государственный университет.

21. Якутский государственный университет.

22. Сыктывкарский лесной институт.

23. Новочеркасский инженерномелиоративный институт.

24. Орловский государственный политехнический институт.

В настоящее время работают над открытием специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» Дальневосточный аграрный университет (г. Благовещенск) и Пермский государственный технический университет.

В результате проделанной работы налажено практически непрерывное общение между вузами и специальными кафедрами, которое, к сожалению, из-за финансовых затруднений вузов в последнее время несколько сократилось.

Наиболее значимыми, по нашему мнению, проблемами, которые решались УМО и его пяти НМС, были следующие:

- разработка проектов Государственных образовательных стандартов по специальностям, курируемым УМО;

- совершенствование и разработка новых учебных планов по специальностям лесного профиля;

- открытие новых специализаций, позволяющих существенно расширить круг специалистов, подготавливаемых в лесных вузах;

- проведение семинаров-совещаний заведующих специальными кафедрами, выпускающими специалистов того или иного профиля;

- разработка учебных программ по дисциплинам учебных планов;

- анализ обеспеченности вузов учебной и учебно-методической литературой;

- анализ материального оснащения кафедр и совершенствование лабораторно-практической подготовки студентов;

- рецензирование рукописей учебной литературы на предмет представления грифа Минобразования;

- проведение смотра-конкурса дипломных проектов выпускников лесных вузов;

- проводилась экспертиза аттестационных дел и выдача заключений на представление к ученым званиям «профессор» и «доцент»;

- проведение консультаций работников вузов родственного профиля по всему комплексу учебной, научной и методической работы.

С учетом положений Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12 - ФЗ) и Закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» нормативных и информационных материалов по государственным образовательным стандартам различных уровней на ближайшую перспективу перед УМО стоят серьезные задачи по анализу состояния и развития современного лесного образования с позиций его непрерывности и единства методологических и теоретических подходов к решению проблем.

В их числе:

- обновление и совершенствование структуры и содержания государственных образовательных стандартов по курируемым УМО специальностям с учетом специфики лесных отраслей;

- совершенствование перечня специальностей и специализаций с позиций современных требований производства и экономики;

- совершенствование структуры и содержания итоговой государственной аттестации выпускников вузов;

- согласование государственных образовательных стандартов в системе непрерывного лесного образования;

- дальнейшее совершенствование деятельности УМО во всех сферах его компетенции с целью обеспечения взаимосвязи процессов разработки и контроля выполнения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а также других документов, разрабатываемых УМО и его НМС.

В президиуме УМО и его НМС, возглавляемых учеными нашего университета, в настоящее время ведется активная кампания по разработке предложений к Программе подготовки и издания учебников и учебных пособий для студентов вузов, обучающихся по специальностям, курируемым УМО на 1998-2003 гг.

Это очень большая и ответственная работа. Учитывая тяжелое финансовое

состояние России и мизерный объем финансирования высшего образования, необходимо тщательно проанализировать соответствие имеющейся учебной литературы современным требованиям и включить в Программу только те учебники, в которых ощущается острая необходимость. Со всей серьезностью нужно подойти и к комплектованию коллективов авторов.

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов МГУЛа

проводит профессиональную переподготовку в области ланашаФтной архитектуры п садово-паркового строительства.

На переподготовку принимаются слушатели с высшим и средним профессиональным образованием, работающие в данной отрасли архитекторами, инженерами-проектировщиками, инженерами по строительству и эксплуатации зеленых зон, садов, парков, а также преподавателей вузов, работающих по направлению «Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство». Обучение ведется по учебной программе на уровне международных требований, предъявляемых к данной профессиональной деятельности.

После завершения обучения специалист сможет выполнять следующие виды работ:

- проектно-конструкторскую;

- производственно-управленческую;

- организационно-технологическую.

Слушатели получат комплекс знаний по почвоведению, фитоценологии и ландшафтоведению, общей экологии и природоведению, дендрологии и декоративному растениеводству. Подготовка ведется по истории и теории градостроительства, основам архитектурной композиции и графики, садово-парковому и ландшафтному проектированию.

В процессе обучения организуются выездные занятия на объекты ландшафтной архитектуры, в ботанические сады; слушатели обучаются методике ландшафтной таксации и оценке пейзажа, комплексу экологических, антропогенных факторов, оценке рекреационного потенциала объекта.

Слушатели, выполнившие все требования учебного плана и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают государственный диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Срок обучения - 1,5 года без отрыва от производства по очно-заочной форме. Занятия будут проводится блоками дисциплин.

Для зачисления слушатели подают заявление на имя ректора МГУЛа.

К заявлению прилагаются:

1. Направление организации за подписью руководителя и бухгалтера.

2. Копия диплома о высшем или среднем профессиональном образовании.

Тел. 588-55-01. Адрес: 141001. Моск. обл., г. Мытищи, ул. 1-я Институтская, 1, МГУЛ, деканат факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.