Научная статья на тему 'Лесохозяйственный факультет брянской государственной инженерно-технологической академии: история, современность, перспективы'

Лесохозяйственный факультет брянской государственной инженерно-технологической академии: история, современность, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОВОДСТВО / БРЯНСКАЯ ШКОЛА / ИСТОРИЯ / FORESTRY / BRYANSK SCHOOL / HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорушкин В. А.

Отражены основные этапы исторического становления брянской высшей школы лесоводов и ее достижения в области подготовки специалистов лесного хозяйства и научно-исследовательской деятельности по решению актуальных проблем леса, лесопользования и охраны окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forestry Faculty of Bryansk State Academy of Engineering and Technology: History, Modern Times, Prospects

Main stages of the historical development of Bryansk Higher Forestry School are reflected as well as its achievements in training forestry specialists and scientific-research activity aimed at solving topical problems of a forest, forest management and environmental protection.

Текст научной работы на тему «Лесохозяйственный факультет брянской государственной инженерно-технологической академии: история, современность, перспективы»

УДК 378:630* В.А. Егорушкин

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

Егорушкин Валерий Алексеевич родился в 1977 г., окончил в 1999 г. Брянскую государственную инженерно технологическую академию, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры лесоводства, лесных куль тур и почвоведения, декан лесохозяйственного факультета БГИТА. Имеет свыше 30 научных работ по пробле мам искусственного лесовосстановления на почвенно-типологической основе. E-mail: [email protected]

ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ БРЯНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Отражены основные этапы исторического становления брянской высшей школы лесоводов и ее достижения в области подготовки специалистов лесного хозяйства и научно-исследовательской деятельности по решению актуальных проблем леса, лесопользования и охраны окружающей среды.

Ключевые слова: лесоводство, брянская школа, история.

2

Лес для жителей Брянского края - самый значимый природный ресурс, на который обращали внимание государственные чины с момента зарождения лесоуправления. Так, указом от 6 апреля 1722 г. для надзора за лесами была организована специальная служба вальдмейстеров. В указе говорилось: «...Быть одному главному вальдмейстеру, да по местам вальд-мейстерам, а именно: в Петербурге, в Москве, в Казани, на Воронеже, на Рязани, во Брянску, в Новгороде, в Смоленске, в Муроме, и где еще надобно будет.»

27 мая 1804 г. Лесной департамент России в г. Козельске (на северной границе Брянского лесного массива) открыл первый в России лесной институт. В 1902 г. в пос. Орловские дворики начала функционировать школа лесных кондукторов, выпускавшая объездчиков, мастеров леса, младших техников. В 1905 г. она была преобразована в лесную школу, в 1921 г. - в Карачижско-Крыловский лесной техникум.

В 1906 г. по инициативе и при непосредственном участии профессоров М.М. Орлова и Г.Ф. Морозова учреждено Брянское опытное лесниче-

ство. Первые шаги его деятельности связаны с именами крупных специалистов и ученых: М.В. Агафонова, П.З. Виноградова-Никитина, А.В. Тюрина, В.Н. Сукачева, В.П. Тимофеева, Н.А. Коновалова и др.

Г.Ф. Морозов отмечал: «Открытие первого опытного лесничества в пределах лесной области должно собою ознаменовать поворотный пункт в лесохозяйственной деятельности, оно должно выражать собою замену пассивного отношения к вырубкам активной заботой о них».

Лесничий А.В. Тюрин, обследовав в 1911-1919 гг. сосновые насаждения, подготовил капитальный труд «Основы хозяйства в сосновых лесах». Он предложил рассматривать брянские леса как огромную пробную площадь в Восточном Полесье, примыкающем на западе к Припятскому Полесью.

В 1930 г. решением Президиума ВСНХ РСФСР от 3 июля 1930 г. (протокол № 111) был открыт Брянский лесотехнический институт (БЛТИ). Учебный корпус разместился в недавно выстроенном в центре города доме банков и промышленности, где по сей день располагается лесохозяйственный факультет.

На работу в институт перешли педагоги Карачижско-Крыловского лесного техникума (Н.К. Старк, В.Н. Старк, С.А. Ковригин С.К. Флеров и др.) и научные кадры Брянского опытного лесничества (В.П. Разумов, М.Г. Кожевников, Г.М. Козленко и др.). В 1930 г. были открыты кафедры ботаники, дендрологии, лесоводства, почвоведения, в 1932 г. - лесной таксации, лесоэксплуатации, экономики. Возглавили работу кафедр проф. А.В. Жуковский, С.К. Флеров, Б.Д. Жилкин, П.С. Погребняк, Н.П. Ремезов, Н.Н. Чики-левский, В.И. Переход и др. При институте работали вечерний рабфак и курсы повышения квалификации кадров.

Первый прием 120 студентов состоялся в декабре 1930 г., первый выпуск 58 ученых-лесоводов - в 1936 г. За 10 предвоенных лет подготовлено 424 ученых-лесоводов, 25 % выпускников получили дипломы с отличием.

В 1932 г. в ведение БЛТИ передано Брянское опытное лесничество, которое обеспечивало проведение учебной и производственной практик, стало базой для научно-исследовательских и опытных работ.

В мае 1933 г. Брянский лесотехнический институт был подчинен Нар-комзему РСФСР и стал называться Брянским лесным институтом (БЛИ). С 1937 г. начала функционировать аспирантура, ее первыми аспирантами были М.Я. Оскретков, В.В. Памфилов, В.Г. Митин.

16 января 1940 г. Брянский лесной институт был переименован в Брянский лесохозяйственный институт (БЛХИ). В 1940 г. в нем работали 11 профессоров, 10 доцентов, 22 старших преподавателя, 10 ассистентов, обучались 464 студента, 21 аспирант.

В 1941 г. многие преподаватели и студенты старших курсов добровольцами ушли на фронт (В.К. Шапошников, В.П. Корнев, Я.С. Оглоб-

лин, А.А. Луцевич, В.Г. Митин и др.). Вуз же не прекращал своей деятельности, находясь в эвакуации в г. Советске Кировской области в расположении Суводского лесного техникума.

В 1944 г. БЛХИ вернулся в родной Брянск и приступил к восстановлению разрушенной учебно-лабораторной базы, строительству жилья, организации полномасштабного учебного процесса. До 1945 г. учебный процесс по специальностям института курировал заместитель директора по учебной и научной работе. В 1945 г. лесохозяй-ственный факультет возглавил первый декан Ф.М. Гуров, тогда же на факультет поступило 240 студентов.

В 1947 г. в состав Учебно-опытного лесхоза вошла территория Кара-чижско-Крыловского лесничества общей площадью 7 тыс. га, относившаяся к лесотехникуму. Лесной фонд за годы войны оказался сильно расстроенным бессистемными рубками, утрачены планово-картографические материалы. В 1947-1948 гг. силами аспирантов и студентов под руководством доц. Г.М. Козленко проведено лесоустройство, составлен проект организации и развития лесхоза.

К 1950 г. факультет был полностью укомплектован кадрами, заново обустроена учебно-лабораторная база, в Учебно-опытном лесхозе восстановлены учебно-опытные объекты. Прием на первый курс в 1950 г. достиг 250 человек. Возникли новые кафедры: дендрологии и селекции, лесной фитопатологии и древесиноведения. Кадровый состав пополнили молодые профессора: Б.В. Гроздов, Н.В. Лобанов. Возобновила работу аспирантура, в которой начали учиться фронтовики А.А. Луцевич, В.Г. Нечистик, В.П. Корнев, М.Т. Лавров, В.Н. Никончук, Г.М. Орловский, И.Н. Лигачев, Н.З. Харитонова, И.И. Хуторцов, А.И. Котов и другие выпускники.

До 1956 г. ежегодный набор составлял 175 студентов, но из-за возможного перевода в Уссурийск (тогда Ворошилов) резко сократился. Усилиями проф. В.М. Обновленского, Б.В. Гроздова, Н.В. Лобанова, В.П. Разумо-ва, П.В. Воропанова при поддержке областных партийных органов лесохо-зяйственный институт и факультет в Брянске удалось сохранить.

В 1960 г. на базе БЛХИ был создан Брянский технологический институт (БТИ), который возглавил В.В. Памфилов. Возникли новые строительный и механический факультеты. Основой многопрофильного вуза также был ЛХФ. Прием составил 150 человек. В течение 30 лет набор оставался стабильным. Подготовка специалистов шла по двум специализациям - инженер лесного хозяйства и до 1977 г. -инженер-мелиоратор. В 1978 г. была открыта специализация - озеленение, позже переросшая в отдельную специальность «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

В 1976 г. Брянский технологический институт и кафедру лесоустройства возглавил Е.С. Мурахтанов - известный ученый-лесоустроитель, талантливый организатор, приложивший много сил для процветания вуза. В период его руководства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1980 г. за заслуги в подготовке квалифицированных специалистов для народного хозяйства и развитие науки Брянский технологический институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Немаловажную роль в этом сыграла многогранная научная и практическая деятельность профессорско-преподавательского состава факультета.

После 1986 г. факультет вместе с институтом вступил в непростой «перестроечный» период существова-

ния, но, несмотря на трудности, коллектив не претерпел качественных изменений.

В 1995 г. Брянский технологический институт был преобразован в Брянскую государственную инженерно-технологическую академию (БГИТА). Новый статус вуза обязывает коллектив ЛХФ совершенствовать свою дальнейшую деятельность.

Лесохозяйственный факультет стоял у истоков всесоюзного движения, именовавшегося с 1949 г. «Лесной патруль», а с 1964 г. «Школьное лесничество». С тех пор ученые ЛХФ являются незаменимыми консультантами и помощниками школьников, связывающих

« « __ТЛ

свой жизненный путь с лесом. В 1980-1990-е гг. при ЛХФ функционировала Малая лесная академия. Многие тысячи школьников прошли специальную подготовку перед поступлением в институты и позднее стали прекрасными специалистами лесного дела.

В 1999-2007 гг. ЛХФ являлся базовым центром по проведению региональных туров Всероссийской студенческой олимпиады по специальности «Лесное хозяйство», в которых принимали участие многие лесные вузы России. Параллельно проходил конкурс выпускных квалификационных работ. В 2002-2008 гг. на базе Крапивенского лесхоза-техникума функционировало представительство БГИТА, целью работы которого была подготовка инженеров лесного хозяйства и ландшафтного строительства. С 2004 г. лесохозяйственный факультет является крупным центром подготовки специалистов лесного хозяйства соседнего государства - Республики Беларусь. С этого времени в Брянск приезжают выпускники лесных техникумов Беларуси. Прием на заочную сокращенную форму обучения превышает 200 человек.

В 2002 и 2008 гг. деятельность факультета успешно, практически без замечаний, прошла внешнюю экспертизу при государственной аккредитации академии.

Первое десятилетие XXI в. оказалось крайне не простым для факультета по набору студентов очного обучения на специальность «Лесное хозяйство». Выпускникам районных и сельских школ, традиционно составлявших основную часть студентов, стало очень трудно конкурировать с абитуриентами из областного центра, многие из которых получали высшее образование без учета специфики специальности и не стремились работать в отрасли.

В 2006 г. принятие нового Лесного кодекса не могло не отразиться на жизни факультета. 2007-2008 гг. оказались наиболее сложными в плане набора на первый курс. Деканатом был разработан четкий план мероприятий по совместной работе с областными управлениями лесами по обеспечению набора, а также усилению взаимодействия с сетью школьных лесничеств Брянской и соседних областей. Результатами проведенной работы стало увеличение конкурса по заявлениям на специальность «Лесное хозяйство» в 2009 г. до 3,0 (против 1,15 в 2008 г.). Резко изменилась география набора. Если в 2005-2008 гг. доля жителей областного центра, поступивших на первый курс, составляла около 50 %, то в 2009 г. этот показатель уменьшился до 15 %, доля жителей районов области увеличилась до 73 %, соседних областей - до 13 %. Специальность «Садово-парковое и ландшафтное строительство», довольно популярная у молодежи, не ощутила таких трудностей.

Стабильная работа лесохозяйст-венного факультета - результат плодотворной деятельности его руководителей, которыми были: В.М. Дронжев-

ский (1949-1955 гг.), доц. Ф.М. Гуров (1956-1961 гг.), доц. А.А. Луцевич (1961-1971 гг.), доц. Е.Н. Самошкин (1972-1973, 1979-1980 гг.), проф. Н.З. Харитонова (1974-1979 гг.), проф. Ф.В. Кишенков (1980-1988, 19902006 гг.), доц. В.И. Шошин (19881989 гг.), доц. В.А. Егорушкин (с 2006 г. по настоящее время).

Сегодня, несмотря на все трудности, ЛХФ продолжает успешно функционировать в составе инженерно-технологической академии. В его структуре три укрупненные выпускающие кафедры: лесоустройства, лесозащиты и охотоведения; лесоводства, лесных культур и почвоведения; садово-паркового и ландшафтного строительства, на которых работают 10 докторов и 39 кандидатов наук. Как и прежде, штат профессорско-преподавательского состава - самый остепененный (100 %). В числе преподавателей факультета пять заслуженных лесоводов РФ (профессора В.П. Тарасенко, Ф.В. Кишенков, С.И. Смирнов, доценты В.И. Шошин, М.Н. Неруш), заслуженный деятель науки РФ, проф. А.С. Тихонов.

Для коллектива весьма характерна преемственность поколений. На всех кафедрах представлены опытные педагоги, среднее звено преподавателей и молодежь. Практически все являются выпускниками ЛХФ.

За 80 лет на факультете по очной и заочной формам обучения подготовлено более 13 тыс. специалистов, в том числе около 11 тыс. по дневной. Среди выпускников более 60 докторов и 500 кандидатов наук. Ведется подготовка инженеров по двум специальностям: «Лесное хозяйство» и «Садово-парковое и ландшафтное строительство», действуют магистратура, аспирантура и докторантура. Председателями ГАК являются высококвалифицированные специалисты, причем по спе-

циальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» - руководители служб озеленения и благоустройства муниципальных районов Москвы и С.-Петербурга.

ЛХФ БГИТА - региональный центр лесной науки, в котором успешно функционируют сложившиеся научные школы и направления:

спонтанная и индуцированная различными экологическими факторами изменчивость лесных и декоративных растений для отбора ценных форм (профессора Е.Н. Самошкин и А.Н. Ткаченко, доценты И.Н. Глазун и С.Н. Шлапакова);

разработка методов искусственного лесовосстановления с обоснованием целевого состава насаждений на почвенно-типологической основе (профессора В.П. Тарасенко и З.Н. Маркина, доценты В.И. Шошин, М.Ю. Смирнова и В.А. Егорушкин);

совершенствование региональной методологии учета лесного фонда, организации хозяйства в лесах и нормативной базы в условиях рыночных отношений (проф. Ф.В. Кишенков, доценты М.Н. Неруш, Ю.И. Перепечина и М.В. Устинов);

научное обоснование управления и мониторинга биоресурсов на популя-ционно-ландшафтной основе (профессора С.И. Смирнов и В.П. Шелухо);

проблемы повышения продуктивности лесов Брянского лесного массива в современных условиях рыночных отношений (профессора А.С. Тихонов и В.П. Иванов, доц. Д.И. Нартов).

Катастрофа на Чернобыльской АЭС, оставившая свой отпечаток на территории Брянской области, продиктовала необходимость изучения ее последствий и реабилитации загрязненных территорий. Под руководством проф. Е.Н. Самошкина начались исследования фенотипической и геноти-пической изменчивости древесных лесных растений в условиях хронического загрязнения.

С 1998 г. на лесохозяйственном факультете функционирует проблемная лаборатория «Биоразнообразие и экологический мониторинг природных экосистем» под руководством проф. В.П. Иванова, которой разработано более 30 проектов по вопросам лесного хозяйства и экологии.

С 2009 г., под руководством проф. В.П. Тарасенко совместно с учеными Белоруссии и Украины и при поддержке РФФИ ведется научно-исследовательская работа, посвященная искусственному лесовосстановле-нию на радиоактивно загрязненных территориях.

С 1966 г. по настоящее время при ЛХФ с некоторыми перерывами работает диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора сельскохозяйственных наук.

Старейший лесохозяйственный факультет, никогда не менявший своего названия, верен традициям, сложившимся за 80-летний период. Сегодня перед ним стоит множество задач: переход на двухуровневую систему образования, продолжение начатой в 2009 г. проф-ориентационной работы, повышение уровня научных исследований, более интенсивный выход на международный уровень. Большой потенциал профессорско-преподавательского состава факультета позволяет надеяться, что все эти задачи будут успешно решены.

V.A. Egorushkin

Bryansk State Academy of Engineering and Technology

Forestry Faculty of Bryansk State Academy of Engineering and Technology: History, Modern Times, Prospects

Main stages of the historical development of Bryansk Higher Forestry School are reflected as well as its achievements in training forestry specialists and scientific-research activity aimed at solving topical problems of a forest, forest management and environmental protection.

Keywords: forestry, Bryansk School, history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.