Научная статья на тему 'Сирийский кризис: проблемы и перспективы урегулирования'

Сирийский кризис: проблемы и перспективы урегулирования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6371
1336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС / СИРИЙСКАЯ ПРОБЛЕМА / "ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИСУТСТВИЕ / ООН / США / ЕС / РОССИЯ / МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СИРИЙСКОГО КРИЗИСА / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / SYRIAN CRISIS / SYRIAN PROBLEM / "ISLAMIC STATE" / INTERNATIONAL PRESENCE / UN / USA / EU / RUSSIA / PEACEFUL SETTLEMENT OF SYRIAN CRISIS / MIDDLE EAST

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ю Хань

Статья посвящена сирийскому кризису как глобальной проблеме современности. Автором анализируется геополитическое значение Сирии для мирового сообщества. Рассматриваются попытки ООН урегулировать сирийский кризис, анализируются позиции США и Евросоюза в отношении этой проблемы. Акцентируется внимание на заинтересованности России в решении сирийской проблемы и попытках ее мирного урегулирования. Делается вывод о том, что сейчас наступил самый удобный момент для решения сирийского вопроса, так как почти все стороны желают сделать это как можно скорее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYRIAN CRISIS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF SETTLEMENT

The article deals with the Syrian crisis as a global issue of our time. The author analyses the geopolitical importance of Syria for the world community. The author considers the UN's attempts to settle the Syrian crisis, analyses the positions of the United States and the European Union on this issue. Special attention is paid to the Russia's interest in solving the Syrian problem and the attempts of its peaceful settlement. It is concluded that now it is the best time to resolve the Syrian issue, since almost all the parties are willing to do it as soon as possible.

Текст научной работы на тему «Сирийский кризис: проблемы и перспективы урегулирования»

УДК 327.56(569.1)

Ю Хань

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета

СИРИЙСКИЙ КРИЗИС:ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

You Han

PhD student, St. Petersburg State University

THE SYRIAN CRISIS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF SETTLEMENT

Аннотация:

Статья посвящена сирийскому кризису как глобальной проблеме современности. Автором анализируется геополитическое значение Сирии для мирового сообщества. Рассматриваются попытки ООН урегулировать сирийский кризис, анализируются позиции США и Евросоюза в отношении этой проблемы. Акцентируется внимание на заинтересованности России в решении сирийской проблемы и попытках ее мирного урегулирования. Делается вывод о том, что сейчас наступил самый удобный момент для решения сирийского вопроса, так как почти все стороны желают сделать это как можно скорее.

Ключевые слова:

сирийский кризис, сирийская проблема, «Исламское государство», международное присутствие, ООН, США, ЕС, Россия, мирное урегулирование сирийского кризиса, Ближний Восток.

Summary:

The article deals with the Syrian crisis as a global issue of our time. The author analyses the geopolitical importance of Syria for the world community. The author considers the UN's attempts to settle the Syrian crisis, analyses the positions of the United States and the European Union on this issue. Special attention is paid to the Russia's interest in solving the Syrian problem and the attempts of its peaceful settlement. It is concluded that now it is the best time to resolve the Syrian issue, since almost all the parties are willing to do it as soon as possible.

Keywords:

Syrian crisis, Syrian problem, "Islamic State", international presence, the UN, the USA, the EU, Russia, peaceful settlement of Syrian crisis, Middle East.

С конца 2010 г. многие государства Ближнего Востока стали охватывать массовые протесты и беспорядки; в таких странах, как Тунис, Египет, Йемен и Ливия, поочередно происходили смены правительств. В Сирии с марта 2011 г., уже в течение 5 лет, продолжается гражданская война. 26 февраля 2016 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию, требующую незамедлительно прекратить боевые действия в Сирии. Однако впоследствии был организован ряд новых переговоров по этому вопросу, и на данный момент нет какой-либо ясности в решении сирийской проблемы.

Проблемы сирийского кризиса

Сирия располагается в самом сердце арабского мира. В истории страны был период, когда она находилась под Французским мандатом. Во время холодной войны Советский Союз оказывал Сирийской Арабской Республике дипломатическую, экономическую и военную поддержку в противостоянии с Израилем, поэтому в тот момент Сирия фактически находилась в сфере влияния СССР. Этнические и религиозные факторы способствовали тому, что Сирия и Иран установили всесторонние партнерские отношения; они тесно сотрудничают в политических, экономических и культурных сферах, в области безопасности: обе стороны поддерживают друг друга в важных региональных вопросах, выступая в роли военных союзников.

Сирийский кризис - сложный, противоречивый глобальный политический процесс. С одной стороны, на региональном уровне, сирийское правительство выступает совместно с Ираном и движением «Хезболла» против арабского альянса во главе с Саудовской Аравией, Катаром и Турцией. С другой стороны, на международном уровне, сирийский кризис является частью «арабской весны», поэтому США и Европейский союз рассматривают сирийское правительство в качестве «сил зла», в результате чего Сирия становится ареной для противостояния различных участников мировой политики.

США и Европа заняли жесткую позицию, осудив режим Башара аль-Асада за репрессии против граждан и введя санкции в отношении Сирии. Террористической группировке «Исламское государство» удалось захватить достаточно большую территорию Ирака, Сирии, Ливана и других стран во время политического «вакуума», в результате чего она стала одной из главных угроз международной безопасности.

За пять лет своего существования сирийский конфликт привел к серьезному гуманитарному кризису. Согласно данным ЮНИСЕФ, в Сирии из-за военных действий в помощи нуждаются 13,5 млн чел., в том числе 6 млн детей [1].

Международное присутствие. ООН и западный мир

Ситуация в Сирии постепенно выходит из-под контроля, усиливается вмешательство в нее внешних сил. США и Европа, придерживаясь жесткой позиции с самого начала беспорядков в Сирии, призывали Башара аль-Асада отказаться от власти. Западные страны сначала ввели санкции в финансовом секторе Сирии (против нефтяных и газовых компаний) и санкции против сирийских властей [2], затем предприняли попытки продвинуть эти меры через резолюции ООН.

4 октября 2011 г. в Совете Безопасности ООН обсуждался европейский проект резолюции по ситуации в Сирии, выражавший требования к сирийскому правительству: «...немедленно положить конец всякому насилию... отказаться от насилия и экстремизма... освободить всех политических заключенных и задержанных мирных демонстрантов и отменить ограничения на все формы медиасредств...» [3]. По результатам обсуждений проект принят не был, так как Россия и Китай наложили на него вето.

США и европейские страны не только не перестали поддерживать сирийскую оппозицию и стремиться к изоляции режима Асада, но и ужесточили санкции. В конце ноября 2012 г. американский авианосец «Джордж Буш» был переброшен к берегам Сирии, что продемонстрировало подготовку США к войне в Сирии [4]. Евросоюз постепенно расширял санкции против режима Сирии, и в конце января 2012 г. в ЕС был принят пакет ограничительных мер в отношении сирийских физических и юридических лиц.

Сейчас европейские страны полностью изменили свою позицию. Пять лет назад Евросоюз твердо поддерживал США и оказывал существенное давление на сирийское правительство. Но из-за длительного конфликта в Сирии обострилась проблема миграции беженцев, явившаяся фактором подрыва солидарности ЕС с США. Страны Евросоюза до сих пор не выработали единого мнения касательно российской военной операции в Сирии, в отношении же сирийской проблемы их позиция все больше склоняется к солидарности с Россией.

4 февраля 2012 г. РФ и КНР вновь наложили вето на резолюцию ООН против Сирии, представленную Лигой арабских государств (ЛАГ), Европой и США, которая обвиняла правительство Асада в нарушении прав человека и требовала немедленно прекратить насилие. В марте 2012 г. специальный посланник ООН и ЛАГ Кофи Аннан разработал «План из шести пунктов» по урегулированию ситуации в Сирии, однако в июле 2012 г. он признал, что потерпел неудачу в разрешении гражданской войны в Сирии из-за несогласия с планом власти Башара аль-Асада и эскалации вооруженного конфликта. В результате на должность Кофи Аннана Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном был назначен бывший министр иностранных дел Алжира Лахдар Бра-хими. Однако усилия Брахими были тщетны, добиться мира в Сирии ему также не удалось.

ООН неоднократно организовывала мирные переговоры по ситуации в Сирии. В 2015 г. в Вене были проведены международные переговоры, имевшие более актуальное значение из-за произошедшего в Париже 13 ноября 2015 г. террористического акта. В конечном итоге все участники встречи договорились положить конец насилию в Сирии, в течение 6 месяцев создать переходное правительство и выработать в течение 18 месяцев новую конституцию. В декабре 2015 г. СБ ООН единогласно утвердил план мирного урегулирования конфликта в Сирии, а в конце января 2016 г. прошли переговоры представителей сирийского правительства и оппозиции.

Роль России в мирном урегулировании сирийского кризиса

Дипломатическая связь между Россией и Сирией была установлена с момента основания Сирийской Арабской Республики. С 2005 г. президент Сирии несколько раз посещал Россию, а в 2010 г. президент Российской Федерации впервые прибыл с визитом в Дамаск. С самого начала сирийской гражданской войны в 2011 г. Россия поддерживала сирийское правительство, Москва не только предоставила режиму Башара Асада вооружение, но и оказала дипломатическую помощь.

Сирия имеет большое геополитическое значение для России. В 1971 г. в порту Сирии Тар-тус была расположена военная база СССР, что обеспечило России выход в Средиземное море. Военная база в Тартусе является единственной заграничной военной базой России за пределами СНГ. Кроме того, у РФ и Сирии есть общие экономические интересы. По данным ФТС России, внешнеторговый оборот РФ и Сирии в 2012 г. достиг 655,9 млн долл. США. Основная доля российских экспортных поставок в Сирию осуществлялась в рамках военно-технического сотрудничества (ВТС), но сирийский кризис негативно повлиял на торговлю. В 2013 г. двусторонний торговый оборот снизился на 42,6 % по сравнению с предыдущим годом [5]. По этой причине Россия выступала против эмбарго на поставку оружия в Сирию.

На политическом уровне РФ придерживается позиции невмешательства во внутренний сирийский конфликт извне и твердо поддерживает право сирийцев самостоятельно решать свою судьбу. Кроме того, Россия активно выступает в качестве посредника по урегулированию конфликта; Москва неоднократно призывала участников сирийского конфликта на диалог с целью поиска мирного выхода из кризиса.

На военном уровне Россия 30 сентября 2015 г. по просьбе Башара Асада начала массовые воздушные операции в Сирии против «Исламского государства». Действия России привлекли внимание всего мира и, кроме того, изменили расстановку сил в Сирии и на Ближнем Востоке в целом.

Российские военные операции в Сирии принесли немало положительных результатов. Во-первых, Москве удается вести заграничную борьбу с экстремизмом, что способствует обеспечению отечественной безопасности. Это, безусловно, важно, так как Россия не раз становилась жертвой терроризма, пережила две войны в Чечне. Во-вторых, военные операции России помогли избежать повторения ливийского сценария, косвенно поддержали режим Башара Асада и нанесли удар по сирийской оппозиции. В-третьих, Россия обеспечила сохранение военной базы в Тартусе и восстановила свое влияние на Ближнем Востоке [6]. Кроме того, активное участие Москвы в решении сирийского кризиса не только способствовало ослаблению интереса мирового сообщества к ситуации на Украине, но и отвлекло внимание россиян от падения цен на нефть. Прогноз развития событий в Сирии

Сдерживание конфликта и посредничество России и Китая делают возможным политическое урегулирование сирийской проблемы. В настоящее время сирийские правительственные войска, благодаря помощи России, имеют преимущество перед оппозицией: они ведут наступление на крупные города и расширяют зону своего контроля. Сейчас настал самый удобный момент для решения сирийского вопроса, так как почти все стороны желают урегулировать проблему как можно скорее.

16 января 2016 г. США и Евросоюз сняли санкции с Ирана, в результате чего Иран получил возможность наращивать экспорт нефти. Снятие санкций разрядило напряженность в отношениях между Западом и Ираном, а так как Иран имеет существенное влияние на сирийское правительство, сложившаяся ситуация может способствовать решению сирийской проблемы.

США в настоящий момент сосредоточились на проведении президентских выборов. Хотя Барак Обама показал жесткую позицию в отношении сирийского кризиса, его действия следует рассматривать как политический жест. Скорее всего, Обама будет принимать активные меры по борьбе с терроризмом и участвовать в диалоге об урегулировании сирийской проблемы либо обеспечит статус-кво Сирии и передаст данную проблему в руки следующего президента США.

Россия не желает проводить длительную военную операцию в Сирии. Хотя мировые цены на нефть из-за геополитической напряженности будут иметь краткосрочный рост, нынешний международный нефтяной рынок все еще находится в стадии перепроизводства. Снятие санкций с Ирана оказывает значительное влияние на рынок нефти. Тем более что на данный момент проблема Украины еще не решена, и России необходимо примириться с Евросоюзом и сШа. В настоящее время РФ должна показать свою конструктивную роль в решении сирийской проблемы и помочь в разгроме «Исламского государства» [7].

29 декабря 2015 г. США и РФ пришли к общему мнению в вопросе признания террористическими трех основных организаций: ИГИЛ, «Аль-Каиды» и «Джебхат ан-Нусры». Новый раунд переговоров по Сирии в Женеве начался 14 марта 2016 г. Хотя по некоторым вопросам не все стороны смогли договориться, в целом решение сирийской проблемы имеет перспективы развития в положительном направлении.

Ссылки:

1. Syrian Arab Republic [Электронный ресурс]. URL: http://www.unicef.org/appeals/syria.html (дата обращения: 05.03.2016).

2. Sharp J.M., Blanchard C.M. Armed conflict in Syria: U.S. and International response : CRS Report for Congress. 2012. P. 35-36.

3. Проект резолюции СБ ООН S/2011/612 от 4 октября 2011 г. [Электронный ресурс]. URL https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/531/33/PDF/N1153133.pdf?OpenElement (дата обращения: 10.03.2016).

4. Атомный авианосец «Джордж Буш» переброшен к берегам Сирии [Электронный ресурс] // Взгляд : деловая газета. 2011. 24 нояб. URL: http://vz.ru/news/2011/11/24/541085.html (дата обращения: 03.03.2016).

5. Российско-сирийские отношения [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации : офиц. сайт. URL: http://archive.mid.ru/ns-ra-sia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/432569d80021985f43256cae00347159?0penDocument (дата обращения: 14.03.2016).

6. ^.ШШШ : = Авиаудары по Сирии: как долго Россия может вести игру [Электронный ресурс]. URL: http://pit.ifeng.com/dacankao/siryastike2015/1.shtml (дата обращения: 16.02.2016).

7. Сурков Н. Сирия - сближая Москву и Вашингтон [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам : офиц. сайт. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7164#top-content (дата обращения: 14.03.2016).

References:

1. Syrian Arab Republic 2016, retrieved 05 March 2016, <http://www.unicef.org/appeals/syria.html>.

2. Sharp, JM & Blanchard, CM 2012, Armed conflict in Syria: U.S. and International response: CRS Report for Congress, p. 3536.

3. The draft UN Security Council resolution S/2011/612 of 4 October, 2011 2011, retrieved 10 March 2016, <https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/531/33/PDF/N1153133.pdf?OpenElement>.

4. 'The nuclear aircraft carrier "George Bush" thrown to the shores of Syria' 2011, Look: business newspaper, retrieved 03 March 2016, http://vz.ru/news/2011/11/24/541085.html (reference date: 03.03.2016).

5. 'The Russian-Syrian relations' 2016, The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, retrieved 14 March 2016, <http://archive.mid. ru/ns-rasia. nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/432569d80021985f43256cae00347159?Open-Document>.

6. ssi: ffi^M MM № a // RS X ## = Airstrikes on Syria: how long Russia can play the game 2015, retrieved 16 February 2016, <http://pit.ifeng.com/dacankao/siryastike2015/1 .shtml>.

7. Surkov, N 2016, 'Syria - bringing together Moscow and Washington', Russian Council on International Affairs, retrieved 14 March 2016, <http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7164#top-content>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.